В зависимости от формы организации психологической коррекции и коррекционных задач выделяются несколько ее видов:
§ игровая психокоррекция;
§ групповая психокоррекция;
§ индивидуальная психокоррекция;
§ семейная психокоррекция;
§ нейропсихологическая коррекция и др.
Два основных вида психокоррекции можно выделить по характеру направленности: симптоматическую и каузальную, а по характеру решаемых коррекционных воздействий выделяются директивные и недирективные виды коррекции.
В практике психологической помощи детям и подросткам целесообразно различать следующие блоки психологической коррекции:
1) коррекция эмоционального развития ребенка;
2) коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности;
3) психологическая коррекция поведения детей и подростков
4) коррекция развития личности.
Данный способ классификации видов психокоррекции отражает содержательно-психологическую направленность психокоррекции при всех вариантах дизонтогенетического развития. Внутри каждого блока следует различать формы организации и методы психокоррекционных воздействий. Постановка целей и задач психокоррекционных воздействий непосредственно связана с теоретической моделью психического развития и определяется ею. Теоретические модели психокоррекционных воздействий весьма разнообразны. Условно существуют две группы: отечественная и зарубежная.
В отечественной психологии цели психокоррекционной работы с детьми и подростками с проблемами в развитии определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. В свою очередь здесь определены направления в области постановки психокоррекционных целей:
1) оптимизация социальной ситуации развития ребенка и подростка;
2) развитие различных видов деятельности ребенка;
3) формирование Возрастно-психологических новообразований.
В зарубежной психологии причины трудностей в развитии ребенка усматриваются либо в нарушении внутренних структур личности (3. Фрейд, М. Клайн и др.), либо в искаженной или дефицитарной среде. В зависимости от этого формируются задачи психокоррекции. При первом (психодинамическом направлении) это восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, при втором (поведенческом направлении) — это модификация поведения ребенка за счет изменения среды и обучения его новым формам поведения.
Периоды развития теории управления
... влияния воздействия технологии на организационное проектирование (Вудворд, Томсон). размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития ... изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей ...
В центре психодинамического подхода стоят вопросы, связанные с динамическими аспектами психики: мотивацией, влечением, побуждением, внутренними конфликтами, существование и развитие которых обеспечивает функционирование и развитие личностного «Я». Целью психологической коррекции в этом направлении является помощь ребенку или подростку в выяснении неосознаваемых причин болезненных проявлений и переживаний. Поставленные цели определяют технику психокоррекционных воздействий. Однако в раннем возрасте этот метод использовать невозможно. В связи с этим в рамках психодинамического подхода было предложено два основных метода: игротерапия и арттерапия, которые в дальнейшем стали развиваться как самостоятельные методы, выйдя за пределы психодинамического подхода. В настоящее время они широко используются в психокоррекции детей с эмоциональными нарушениями. С другой стороны, представители психодинамического подхода обратили внимание на активную роль родителей в работе с детьми в рамках психокоррекционного процесса. Сотрудничество родителей с психологом является важным условием эффективности психокоррекционной работы.
Целью психологической коррекции в рамках поведенческого направления является приобретение ребенком новых установок, направленных на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение у него дезадаптивных форм поведения. Это достигается с помощью различных поведенческих тренингов, психорегулирующих тренировок. В процессе психологической коррекции поведенческого направления психолог выполняет активную и директивную роль, он является учителем, тренером, стремится помочь клиенту следовать эффективному поведению. В рамках этого подхода разработаны ряд методик моделирования поведения, с помощью которых решаются следующие задачи:
§ построение новых стереотипов поведения;
§ подавление имеющихся неадаптивных стереотипов;
§ осознание условий для проявления новых стереотипов поведения.
Особого внимания заслуживает когнитивное направление, особенно в психокоррекции подростков. В когнитивной психокоррекции в первую очередь уделяется внимание познавательным структурам психики, и упор делается на личность, на структуру личности и в целом, на логические способности. Главной задачей психокоррекции является изменение восприятия подростком себя и окружающей действительности на основе изменения поведения. В когнитивном подходе выделяются два варианта психокоррекции: когнитивно-аналитический и когнитивно-поведенческий. Основной задачей первого варианта является создание модели психологической проблемы, которая должна быть понятна подростку и с которой он мог бы работать самостоятельно. Когнитивно-поведенческий вариант предполагает создание модели поведения, являющейся наиболее приемлемой для решения стоящих перед подростком проблем, другими словами, проверка искаженных убеждений в ситуации реальной жизни. В рамках когнитивного подхода создано много психотехнических приемов, которые могут быть успешно использованы в психокоррекции детей и подростков с проблемами в развитии.
Психологическая диагностика готовности детей к обучению в школе
... школьному обучению. Цель данного исследования: определение психологической готовности детей к обучению в школе. Задачи данного исследования: определить психологическую характеристику готовности к школьному обучению. рассмотреть ... к началу систематического обучения в школе, т.е. произвольно регулировать свое поведение и деятельность в соответствии с поставленными перед ним задачами (учебными, ...
Вопрос2. Индивидуальная и групповая психологическая коррекция
Индивидуальная психокоррекционная работа проводится в самом простом варианте в ходе психодиагностики: ребенок поощряется при правильном выполнении заданий, с ним вместе вырабатывается оптимальная стратегия обучения, делаются попытки коррекции самооценки.
Существуют следующие показания для индивидуальной (а не групповой) психокоррекционной работы:
• дошкольный возраст ребенка;
• наличие существенных дефектов внешности или тяжелых соматических заболеваний;
• ситуации «скорой помощи» (обнаруживающиеся в ходе обследования интенсивные агрессивные и аутоагрес-сивные тенденции);
• интимный характер проблемы (потерпевшие от сексуального насилия, дисморфомания и т. п.);
• кризисы утраты смысла жизни;
• шизоидная акцентуация и психопатия.
Если подросток страдает психическим заболеванием, то проводить психокоррекционные мероприятия должен высококвалифицированный специалист в тесном контакте с лечащим врачом больного, при постоянном обсуждении результатов. Попытки психологической коррекции таких состояний, как бред, выраженная депрессия, немотивированная агрессия, сексуальные девиации, в условиях работы школьного психолога недопустимы. При неврозах и психопатиях желательно сочетание лечения и наблюдения у психиатра с психологической коррекцией. Если нарушения поведения, проблемы общения, кризисы и т. д. возникают в рамках акцентуации или полного здоровья ребенка – это прямое показание для коррекционной работы.
Индивидуальная психокоррекция может проводиться в рамках различных теоретических подходов: игровой терапии, психодрамы, когнитивной терапии, логотерапии, ней-ролингвистического программирования (НЛП) и др. Применение психоанализа и голотропного дыхания, а также некоторых видов телесно-ориентированной терапии нецелесообразно в работе с детьми и подростками, так как они могут привести к весьма негативным психологическим последствиям. Такого рода методы требуют высокой квалификации психолога.
Игровая терапия. Применяется при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (3–10 лет), а также с подростками при наличии у них залержки психического развития или тяжелых нарушениях общения
Игровая терапия помогает при трихитолломании (выдергивание волос), нарушениях общения, агрессивном поведении, нарушениях эмоционального состояния после стресса, затруднениях в обучении и в речевом развитии, заикании, высокой тревожности, заниженной самооценке и т. д. Г.Л. Лэндрет считает, что игровая терапия не помогает при аутизме и шизофрении, но и ухудшений при этом не возникает.
Игровая терапия нуждается в «специальном оборудовании»: мягких и военных игрушках, емкостях с песком и водой, куклах, изображающих членов семьи, и кукольном доме, красках, кистях, бумаге и т. д. Продолжительность занятий – 30–45 минут. Цель занятий – предоставить возможность ребенку в игровой форме разрядить свои переживания, дать выход накопленным агрессивным эмоциям, сформировать оптимальные навыки общения и взаимодействия.
Важнейшую роль в процессе терапии имеет позиция психолога, его стиль общения. Психолог должен:создать для ребенка атмосферу безопасности; понимать и принимать мир ребенка; поощрять выражение эмоционального отношения и не оценивать чувств ребенка; создать ощущение вседозволенности; облегчить ребенку принятие решений, но не принимать их за него; обеспечить ребенку возможность принимать на себя ответственность и развивать чувство контроля.
Социальная работа с семьей с онкобольными детьми
... Конституции. Цель курсовой работы - исследование социальной адаптации семей с онкобольными детьми. Объект работы - социальная работа с семьей с онкобольными детьми как специфический тип ... благоприятный прогноз и хорошие результаты терапии, как правило, способствуют улучшению настроения, повышению жизненной активности. Ухудшение самочувствия ребенка способствует развитию депрессивных тенденций, ...
В структуру игровой терапии может входить и совместный тренинг детей и родителей, в ходе которого родители обучаются безоценочному открытому наблюдению за деятельностью ребенка, а ребенок – эффективной коммуникации с родителями.
Индивидуальные варианты психодрамы могут часто использоваться в работе с детьми и подростками. Автором теории и методики психодрамы является Д.Д. Морено, потом она получила свое развитие в трудах Г. Лейтца, В. Кервеле-на и др.
Применяется психодрама в групповом и индивидуальном варианте. Оптимально ее использование с детьми и подростками в возрасте с 10 до 17 лет. Психодраматические техники помогают при конфликтных ситуациях с родителями; страхах, сопутствующих общению; школьной тревожности; внутриличностном конфликте; нервной анорексии и нарушении влечений. При психопатии, высокой агрессивности, вероятности шизофрении, сниженном интеллекте применение психодрамы возможно только в том случае, если ее проводит очень опытный психолог; при этом желательно ее проведение не в школе, а в условиях стационара. При технически неграмотном исполнении эффектом психодрамы может быть актуализация скрытых конфликтов, усиление внутреннего диалога, состояние депрессии.
Какого-либо специального оборудования обычно этот вид психокоррекционной работы, как правило, не требует: достаточно 2 стульев и кабинета.
Целью психодрамы является выражение и осознание своих эмоций ребенком; обучение его использованию возможности по-новому оценить ситуацию. В некоторых случаях удается произвести изменение мотивации поведения или найти новые способы достижения цели.
Спецификой работы с детьми и подростками является то, что они легко принимают условности психодраматической ситуации, стремятся к изображению самих себя и других персонажей. В то же время недостаток опыта сопереживания, а иногда недостаток тактичности у подростков не позволяет разыгрывать ситуации в группе. Только в некоторых случаях при достаточно чувствительной и сработанной группе можно доверить кому-либо из участников изображать поведение клиента или его партнера (исполнять роль отца^ матери, других лиц).
Поэтому в нашей практике чаще использовались приемы психодрамы в индивидуальном варианте или в качестве партнера выступал сам психолог.
При необходимости психолог может занимать и играть роль одного из участников конфликта, но по нашему опыту эффективность работы выше, если подросток сам справляется с исполнением всех ролей. Более подробно о технике психодрамы будет рассказано в разделе, посвященном групповой психокоррекционной работе.
Гештальт-терапия рассчитана в основном на работу с группой, но возможно ее применение в индивидуальном варианте. Гештальт-терапия – гуманистический и целостный подход к решению психологических проблем, которые связаны с прошлой жизнедеятельностью и опытом, мешающим в достижении целей. Подход ориентирован на опыт клиента, который проявляется в момент терапии, в безопасной обстановке.
Конечная цель деятельности психолога и клиента – здоровое, адекватное самовыражение и решение проблем. Основателем гештальт-терапии является Фриц Перле. Основными принципами психолога, работающего в русле данной концепции, являются:
Консультационная деятельность психолога
... проблемы, обладающего собственными потенциальными возможностями. Важнейшим условием эффективности консультации является установление доверительных взаимоотношений между психологом и клиентом. При проведении психологического консультирования ... представителей шефствующих организаций с целью обеспечения преемственности в работе с детьми; проведение индивидуальных и групповых консультаций детей по ...
1. Целостный подход.
2. Концентрация внимания за движением тела, способах выражения чувств.
3. Интуитивное чувство на прекращение обсуждения темы.
4. Формирование способности удовлетворить свои потребности.
5. Способность определить границы контакта. Гештальт-терапия применяется, в основном, в работе с подростками, страдающими неврозами, невротическим развитием личности. Относительным противопоказанием является наличие психотических состояний, возбудимой психопатии, склонность к самоубийству или аутоагрессии.
Особого оборудования при проведении в индивидуальном варианте этот стиль терапии не требует. В гештальт-те-рапии вычленяются такие механизмы невротического развития личности, которые связаны с нарушением границ между личностью и окружающей средой: проекция, интроекция, слияние, ретрофлексия, избегание.
Проекция – процесс, при котором свойства, присущие одной личности, приписываются окружающим ее лицам: осуждение других людей за черты, которые присущи клиенту. Проявляется в негативных оценках окружающих, обвинении их.
Интроекция – присвоение себе отношений, мыслей, образцов поведения других людей. Проявляется в конформном поведении, жизни по законам «других».
Слияние – отсутствие разграничений между собственным «Я» и «Я» другого человека, когда субъект не может допус— тить, что близкий ему человек имеет другие мысли и желания. В речи такого субъекта используется местоимение «мы»; при обнаружении различий между собой и другим человеком он испытывает страх, поскольку это противоречит его убеждению в инстинктивном понимании им мыслей и чувств близких людей.
Ретрофлексия – избыток самоконтроля, самодисциплины и самоограничения. Это приводит к мышечному напряжению, ощущению «кома в горле», психосоматическим заболеваниям.
Избегание – уход от прямого контакта с другой личностью, чрезмерная вспыльчивость, частая смена предмета деятельности.
В процессе коррекционной работы психолог создает теплую и доверительную атмосферу, предлагает клиенту вспомнить и пережить «здесь и сейчас» травмирующие переживания, выполнить определенные упражнения.
• Нейролингвистическое программирование (НЛП) – метод коррекционной работы, созданный в 70-х гг. Р. Бэндлером и Д. Гриндером, как обобщение опыта наиболее эффективных психотерапевтов В. Сатир и М. Эриксон. Особого оборудования не требует. Может применяться с детьми и подростками любого возраста и при различных формах личностных нарушений. При выраженной умственной отсталости – применение неэффективно, но у детей с нормальным интеллектом возможно успешное использование некоторых НЛП-техник уже с 4–5-летнего возраста.
Целью этого вида коррекционной работы является изменение наработанных ребенком стереотипов (общения, обучения, восприятия, эмоционального реагирования) с тем, чтобы они были более эффективными. Существует множество разнообразных НЛП-техник различной сложности, подробно описанных в публикациях.
При общей схеме работы в этой технике необходимо произвести следующие шаги:
1. Выяснить, в каком виде представлена эта проблема: картина, фильм, разговор и т. д.
Ознакомьтесь с запросом психологу образовательного учреждения. ...
... уровнем мотивации и высоким уровнем школьной тревожности. Включите в план педагога-психолога работу с данными учащимися. 8. 8 В выделяется из средних показателей школы. ... сопровождения. 13. Анализ плана работы педагога-психолога в зависимости от специфики работы образовательных учреждений различных типов. 14. Провести сравнительный анализ работы психолога в образовательном, и учреждениях ...
2. Выяснить, что клиент хочет получить (какое чувство, состояние, поведение).
3. Узнать максимум параметров об этом изображении или звуке (для изображения, например, такие: яркость, размер, цвет, движение, контрастность, перспектива, рамка и т. д.; для звука – высота, ритм, громкость, тембр, моно или стерео).
4. Заменять по одному эти параметры и спрашивать у клиента, что происходит с ним, до тех пор, пока будет достигнут желаемый результат.
5. Убедиться, что клиент может это делать самостоятельно.
Существенным моментом в клинической НЛП-модели является работа с формой, структурой проблемы, а не ее содержанием. Однако при работе с детьми и подростками необходимо знать и о содержании проблемы.
Интересным и перспективным методом психологической коррекции является логотерапия. Он был предложен В. Франклом в русле философской концепции экзистенциализма и включает в себя метод парадоксальной интенции – способа оказания помощи клиентам, находящимся в кризисе утраты смысла, после попыток самоубийства, тяжелых психотравмах и т. д. Применяется, в основном, при работе с подростками, страдающими неврозами и кризисными состояниями. Особого оборудования не требует. Метод парадоксальной интенции заключается в том, что подростку с каким-либо страхом или навязчивым действием предлагают не подавлять его (как он действует обычно), а, наоборот, сознательно демонстрировать. Это приводит к уменьшению или исчезновению тревожности по поводу данного состояния, а иногда и к ликвидации самих проявлений невроза.
Применение логотерапии при работе с кризисными состояниями требует высокой квалификации психолога и желательно прохождение специальной стажировки, но с основами этого подхода можно познакомиться в книге В. Фран-кла «Человек в поисках смысла». В. Франкл выделяет три группы ценностей (смыслов): переживания, творчества и отношения. Смысл и ценность приобретает труд человека, как его вклад в жизнь общества. Из числа ценностей переживания наиболее ярким является любовь. Ценности отношения придают жизни смысл независимо от внешних условий, сохраняются до самого конца. Человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если свобода заметно ограничена внешними обстоятельствами. Задачей психолога является помощь подростку в том, чтобы отстраниться, стать выше своих переживаний, принять их как вызов судьбы и принять на себя ответственность за это.
Вопрос4. Оценка эффективности деятельности практического психолога
До настоящего времени не существует четких и однозначных критериев, по которым можно было бы судить обэффективности всех направлений деятельности практического психолога.
Можно рассмотреть некоторые критерии эффективности каждого из видов деятельности практического психолога в отдельности.
Если говорить о психодиагностике,то, согласно точке зрения Г. С. Абрамовой, «эффективность работы практического психолога со стандартным, психометрическим методом будет определяться соответствием целей применения теста или методики для исследуемой выборки» (1994. С. 70).
По-видимому, адекватность применяемых психологом методик может проверяться, в частности, результативностью предложенных на основе материалов обследования рекомендаций клиенту.
«Эффективность социальной работы с детьми-сиротами на примере ...
... г. Барнаула и специалисты, работающие с ними. Предмет – связь между эффективностью работы детского дома, уровнем подготовки работников и возможностями самого детского дома.............< Список литературы ... Практическое обоснование темы исследования Во многих странах современного мира вниманию педагогов, психологов, социологов, социальных работников, да и человечеству в целом, представлены самые ...
Эффективность психокоррекционной работысвязана с учетом следующих важных моментов:
1) динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит, успешность, результативность одного и того же воздействия неодинакова в разные моменты жизни;
2) эффективность психокоррекции определяется не ее интенсивностью и количеством произведенных воздействий, а качеством содержания, своевременностью и адекватностью;
3) эффективность зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.
Традиционный способ подтверждения результативности индивидуальной психокоррекции состоит в реализации следующей экспериментальной схемы.
В случае групповой психокоррекции в указанную схему добавляется такой компонент, как проведение начального и конечного замеров в контрольной группе.
При оценке эффективности психологического консультирования и психотерапииможно указать следующие важнейшие показатели (Абрамова Г. С, 1994):
1) субъективно переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;
2) объективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в различных модальностях;
3) устойчивость изменений в последующей после получения психологической помощи жизни человека.
Об эффективности психотерапии следует сказать чуть подробнее. Первую попытку оценить успешность психоаналитической терапии на основе изучения выборки в несколько тысяч пациентов предпринял в 1952 г. Г. Айзенк (результаты дополнительных исследований он опубликовал в 1961 и 1966 гг.).
Согласно его данным, фактически поправилось большее число нелечившихся больных, чем тех, кто принимал психотерапевтическое лечение (72 % и 66 % соответственно).
Вызвавшие критику результаты исследований Айзенка были подкорректированы дальнейшими исследованиями. Было показано, что процент спонтанного выздоровления не столь высок: от 30 до 45. Кроме того, пациент, лечившийся у психотерапевта, чувствовал себя лучше, чем 80 % тех пациентов, которые не проходили лечения.
Вместе с тем пока так и осталась непреодоленной сложность оценки эффективности психотерапии, связанная с разницей взглядов психотерапевтов на то, что собственно считать психотерапевтическим эффектом.