ТРЕБОВАНИЯ ГОС СПО К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

менеджмент (по отраслям)

 

Сущность и характерные черты современного менеджмента, история его развития; внешняя и внутренняя среда организации: цикл менеджмента, организация и типы её структур; планирование, основные стадии планирования, стратегические и тактические планы; мотивация: критерии мотивации труда, индивидуальная и групповая мотивация, ступени мотивации; контроль: этапы, виды и правила контроля; система методов управления; принятие решений: типы решений и требования к ним, методика принятия решений; конфликты: причины и виды конфликтов, методы управления конфликтами4 стресс и методы снятия стресса; руководство: власть и партнёрство; самоменеджмент; стили управления; коммуникации; деловое общение: организация проведения деловых совещаний и переговоров основные типы собеседников; управленческое общение: формы, основные законы.

 

I. Организационно-методические указания

Роль и значение дисциплины в системе подготовки специалиста:

Дисциплина «Менеджмент» является одной из базовых учебных дисциплин и является обязательной для изучения. Целью учебно-методического комплекса дисциплины является систематизация учебного материала, структурирование его согласно специальности и формы обучения для формирования у специалистов управленческого образа мышления.

Место в учебном плане и связь с другими дисциплинами:

Дисциплина «Менеджмент» знакомит студентов с историей менеджмента как науки и практики, новыми методами ведения хозяйства, современными принципами и формами управления.

Курс связан с рядом дисциплин гуманитарного цикла, таких как «Философия», «Основы экономики», «Отечественная история», «Социальная психология» и другими; а также с дисциплинами профильной подготовки «Экономическая теория», «Экономика предприятия», «Маркетинг».

Предмет изучения дисциплины:

Предмет учебной дисциплины — это изучение теоретических и практических основ менеджмента.

Цель курса:

Основной целью курса является рассмотрение концептуальных основ менеджмента как науки и практики экономического управления, существующей парадигмы, философии и системы менеджмента.

Задачи изучения дисциплины:

· формирование представлений о сущности, особенностях, значении теории менеджмента;

· изучение общих закономерностей развития организации (фирмы);

· изучение эволюции управленческой мысли;

· раскрыть структуру и функции современного менеджмента;

4 стр., 1659 слов

Становление социологии управления.Социальное управление и его типы

... является анализ этапов развития и особенностей социологии управления, изучение истории, содержания, этапов формирования социологии управления. Глава 1. 1.1. Социальное управление Социология является наукой, которая рассматривает человеческое ... М., 1998. 4. Пичужкин И.В., Жарков В.Н., Максимов С.А. Основы менеджмента. 5. Основы менеджмента и маркетинга: Учебное пособие для вузов . Под ред. Седегова ...

· стимулирование определения студентами своих потребностей в теоретических и практических управленческих знаниях;

· показать особенности практической деятельности менеджера;

· показать особенности практической деятельности менеджера;

· овладение практическими знаниями:

— системного анализа организации;

— ситуационного анализа внешней и внутренней среды организации.

Требования к уровню освоения содержания курса:

Студенты должны знать:

· концептуальные основы менеджмента,

· философию и парадигму менеджмента,

· структуру и функции современного менеджмента,

· тенденции развития менеджмента как теории и практики управления,

· особенности российского менеджмента,

· принципы и примеры эффективных организаций,

· систему знаний менеджмента,

· технологию обучения менеджменту,

· логику процесса обучения,

· принципы и приемы самоменеджмента.

должны уметь:

· связывать цели, процесс и систему менеджмента,

· выявлять проблемы управления при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты,

· выделять ресурсы, необходимые для достижения цели,

· выявлять структуру организации,

· формировать задачи, входящие в одну из функций менеджмента,

· применять практически самоменеджмент: строить стратегический план жизни, планировать использование времени, организовывать свою работу, мотивировать и контролировать собственную деятельность, работать с литературой, извлекать и структурировать знания.

Должны владеть:

· специальной терминологией,

· навыками самостоятельного овладения новыми знаниями.

Перечень основных видов учебных занятий:

В процессе изучения дисциплины планируется использование лекционных и семинарских занятий.

Виды и формы контроля качества обучения

Для контроля качества обучения предполагается использование реферативных, контрольных и курсовых работ, составление схем, составление тематических кроссвордов, составление ситуаций по материалам действующих организаций, зачёта или экзамена.

Самостоятельная работа (внеаудиторная) предусматривает:

1) подготовку выступлений по вопросам семинарских занятий,

2) подготовку к тестам,

3) изучение научной литературы, исторических и правовых документов,

4) написание и защиту реферата,

5) подготовку выступления на предметной студенческой конференции,

6) подготовку к зачету или экзамену.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  Наименование темы   ВСЕГОЧАСОВ Аудиторные   Самост. работа
ВСЕГО Лекции Практ. работы
1. Сущность, характерные черты современного менеджмента
2. Принципы и закономерности менеджмента
3. Внешняя и внутренняя среда организации
4. Организация. Типы структур организаций
5. Характеристика составляющих цикла менеджмента  
6. Планирование. Стратегические и тактические планы
7. Делегирование полномочий
8. Мотивация потребностей  
9. Контроль  
  Итого 3-й семестр ( ЗАЧЁТ) 78 66 34 32 12
10. Методологические основы менеджмента, сущность и состав функций менеджмента  
11. Интеграционные процессы в менеджменте. Организационное проектирование, моделирование ситуаций и разработка решений  
12. Конфликтность в менеджменте  
13. Руководство: власть и партнерство
14. Инфраструктура менеджмента, самоменеджмент
15. Организационные отношения в системе менеджмента. Формы организации в системе менеджмента.  
16. Стили управления и имидж менеджера  
17. Управление трудовой дисциплиной    
18. Управленческое взаимодействие в организации, коммуникации в менеджменте  
19. Социофакторы и этика менеджмента, деловое общение и корпоративная культура.
20. Управленческое воздействие менеджера на подчинённых, динамика групп и лидерство.  
21. Стратегии управления    
22. Факторы эффективности менеджмента и тенденции его развития  
  Итого 4-й семестр ( экзамен) 76 66 32 34 10
  Курсовая работа      
  Всего по дисциплине

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента

Студент должен:

иметь представление:

— о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности;

знать:

— этапы развития менеджмента;

— сущность современных подходов в менеджменте.

Понятие менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. История развития менеджмента: предпосылки возникновения менеджмента, школа научного управления, классическая школа, школа человеческих отношений и школа поведенческих наук. Значение каждого этапа в развитии менеджмента. Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный. Их сущность и основные отличия. Национальные особенности менеджмента.

Практическое занятие: решение практических ситуаций по выявлению принципов и закономерностей менеджмента.

Самостоятельная работа: подготовить на семинар сообщение по истории развития менеджмента:

Семинарское занятие:

Вопросы для семинарского занятия

1. предпосылки возникновения менеджмента;

2. школа научного управления;

3. классическая школа;

4. школа человеческих отношений;

5. новые концепции менеджмента.

6. школа поведенческих наук.

Литература:Мескон М.Х., Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992

Тема 5. Организация. Типы структур организаций

Студент должен:

иметь представление:

— об организации и принципах построения организационной структуры управления;

знать:

— основные типы структур организаций;

уметь:

— составлять заданную структуру;

— определять преимущества и недостатки каждого типа структур.

 

Организация. Структурные подразделения организации в соответствии с целями, технологией. Штат работников. Принципы построения организационной структуры управления: цели и задачи организации, функциональное разделение труда, объем полномочий руководства, соответствие социально-культурной среде, целесообразность числа звеньев.

Типы структур организаций: по взаимодействию с внешней средой: механические и органические; по взаимодействию подразделений: традиционные (линейно-функциональ­ные), дивизиональные и матричные; по взаимодействию с человеком: корпоративная и индивидуалистская. Новое в типах организации.

Самостоятельная работа: построить структуру взаимодействия организации с внешнейсредой.

Практические занятия

Построить и обосновать преимущества и недостатки заданной структуры управления

Тема 6. Планирование. Стратегические и тактические планы

знать:

— сущность стратегического и тактического планирования;

уметь:

— определять миссию организации

— главную цель деятельности фирмы;

— составлять тактический план.

Понятие планирования. Виды планов. Основные стадии планирования.

Стратегическое (перспективное) планирование. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.

Тактическое (текущее) планирование. Основные этапы тактического планирования:

— определение основных задач, необходимых для достижения целей;

— установление взаимосвязей между основными видами деятельности;

— уточнение ролей и делегирование полномочий;

— оценка затрат времени;

— определение ресурсов;

— проверка сроков и коррекция плана действий.

Самостоятельная работа: оформление тактического плана по технологическому процессу.

Практические занятия

Формулирование и обоснование миссии организации.

Тема 7. Делегирование полномочий

Студент должен:

знать: принципы делегирования полномочий, процесс делегирования полномочий, документальное оформление ответственности за полномочия.

уметь: связывать процесс подбора кадров с делегированием полномочий.

Сущность делегирования. Полномочия и ответственность (исполнительская и управленческая), Правила и принципы делегирования. Трудности делегирования полномочий.

Практические занятия: решение ситуаций по определению принципов делегирования

Самостоятельная работа: составить ситуации по разрешению трудностей делегирования

Тема 8. Мотивация потребностей

Студент должен:

знать:

— критерии мотивации;

— основные способы и направления мотивации

— первичные и вторичные потребности;

— основные направления теорий мотивации;

уметь:

разрабатывать систему мотивации труда.

Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивации. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Процессуальные теории мотивации. Направление и способы мотивации труда.

Практическое занятие:

ознакомиться и законспектировать основные положения теорий мотивации (Маслоу, МакКлелланда, Герцберга, теория ожидания, теория справедливости).

Подготовить сообщение по

сравнительной характеристике теорий мотивации (Маслоу, МакКлелланда, Герцберга, теория ожидания, теория справедливости).

Тема 9. Контроль

Студент должен:

знать:

— виды и правила контроля;

— этапы контроля;

— психологические основы контроля

уметь:

— составлять схему организации контроля.

Понятие контроля. Три этапа контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, коррекция. Правила контроля. «Управляющая пятерня». Виды контроля: предварительный, текущий и заключительный. Составление схемы контроля.

Практическое занятие:

Составление схемы контроля по предложенной ситуации.

Тема 10. Методологические основы менеджмента, сущность и состав функций менеджмента

· основные управленческие технологии,

· принципы менеджмента,

· методы управления (организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические),

· функции управления (планирование, организация, взаимодействие, мотивация, контроль).

Практическое занятие:

1. Семинар по вопросам:

· основные управленческие технологии,

· принципы менеджмента,

· методы управления (организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические),

· функции управления (планирование, организация, взаимодействие, мотивация, контроль).

2. Упражнение по выбору оптимального метода управления в конкретной ситуации.

3. Деловая игра «Мозговой штурм».

4. Управление деловой организацией в XXI веке.

Тема 11. Интеграционные процессы в менеджменте. Организационное проектирование, моделирование ситуаций и разработка решений

· определение интеграции,

· объекты и факторы интеграции

· подходы к проектированию

· организаций, факторы и принципы формирования организационных структур,

· элементы проектирования организации

· содержание основных этапов принятия и реализации решений,

· виды моделирования

Практическое занятие:

1.Семинар по вопросам:

· определение интеграции,

· объекты и факторы интеграции

· подходы к проектированию

· организаций, факторы и принципы формирования организационных структур,

· элементы проектирования организации

· содержание основных этапов принятия и реализации решений,

· виды моделирования

2. Упражнение:

Модель принятия решения;

Решение ситуации по выбору управленческого решения,

Реферат «методы оптимизации управленческих решений».

Тема 12. Конфликтность в менеджменте

· управление конфликтами,

· виды внутриорганизационных конфликтов,

· формы производственных конфликтов,

· конфликт как процесс,

· стратегии преодоления конфликта,

· виды и функции переговоров.

Практическая работа:

1. Семинар:

· управление конфликтами,

· виды внутриорганизационных конфликтов,

· формы производственных конфликтов,

· конфликт как процесс,

· стратегии преодоления конфликта,

· виды и функции переговоров.

2. Практическое упражнение:разрешение противоречий в группе.

Самостоятельная работа:тест на конфликтность.

Тема 13.Руководство: власть и партнёрство

— потребности во власти,

— понятие власти,

— формы власти и влияния,

— авторитет и власть,

— понятие о руководстве и лидерстве в организации,

— развитие теории лидерства в организации,

— типы лидерства в организации,

— динамика взаимодействия в группе;

— управленческое воздействие как элемент труда руководителя,

— основные способы управленческого воздействия и их структура.

Практическая работа:

1. Семинар:

· потребности во власти,

· понятие власти,

· формы власти и влияния,

· авторитет и власть,

· понятие о руководстве и лидерстве в организации,

· развитие теории лидерства в организации,

· типы лидерства в организации,

· динамика взаимодействия в группе;

· управленческое воздействие как элемент труда руководителя,

· основные способы управленческого воздействия и их структура.

2. Практическое упражнение:«различия и тактика должностной власти».

Самостоятельная работа

Тестирование для определения личностных качеств менеджера.

Тема 14. Инфраструктура менеджмента, самоменеджмент

· инфраструктура менеджмента,

· типология и методы установления целей,

· функции целей,

· оперативная постановка целей,

· соотношение целей и достигнутых результатов,

· управление по целям

Практическая работа:

1. Семинар:

· инфраструктура менеджмента,

· типология и методы установления целей,

· функции целей,

· оперативная постановка целей,

· соотношение целей и достигнутых результатов,

· управление по целям

2. Практическое упражнение:Составление плана беседы, переговоров;составление плана работы на день, на неделю.

Тема 15. Организационные отношения в системе менеджмента. Формы организации в системе менеджмента.

· Организационные отношения в системе менеджмента.

· Формы организации в системе менеджмента.

Практическая работа:

1. Семинар:

· Организационные отношения в системе менеджмента.

· Формы организации в системе менеджмента.

Тема 16. Стили управления и имидж менеджера

· виды стилей,

· основы имиджа

Практическая работа:

1. Семинар:

· виды стилей,

· основы имиджа

2.Упражнение: Решение ситуации по определению стиля менеджера.

Тема 17. Управление трудовой дисциплиной

· Понятие и сущность трудовой дисциплины;

· Условия поддержания трудовой дисциплины.

Тема 18. Управленческое взаимодействие в организации, коммуникации в менеджменте

· управленческое взаимодействие в социально-экономической организации,

· механизм группового взаимодействия в организации,

· основные взаимодействия групповой жизнедеятельности

  • Понятие коммуникаций
  • Процесс и элементы коммуникаций

· Виды коммуникаций: между организацией и внешней средой, вертикальные и горизонтальные коммуникации внутри организации, межличностные коммуникации

· управленческое взаимодействие в социально-экономической организации,

· механизм группового взаимодействия в организации,

· основные взаимодействия групповой жизнедеятельности.

Студент должен знать:

коммуникационный процесс, виды коммуникаций элементы коммуникаций и требования к ним.

Должен уметь:

Организовать процесс обмена информацией, применять технические средства в коммуникационном процессе.

Практическая работа

1. Семинар:

· Трудовая дисциплина

  • Понятие коммуникаций
  • Процесс и элементы коммуникаций

· Виды коммуникаций: между организацией и внешней средой, вертикальные и горизонтальные коммуникации внутри организации, межличностные коммуникации

· управленческое взаимодействие в социально-экономической организации,

· механизм группового взаимодействия в организации,

· основные взаимодействия групповой жизнедеятельности.

2.Практическое упражнение: оценка «снизу вверх».

Самостоятельная работа

1.Коммуникации преподавателя и студента в классе;

· Написание рефератов « Вербальные и невербальные коммуникации», «Коммуникации в организации»

Тема 19. Социофакторы и этика менеджмента, деловое общение и корпоративная культура.

Студент должен знать: приёмы и методы делового общения, структуру деловой беседы и производственного совещания.

Должен уметь: организовать деловые переговоры и производственное совещание.

  • Понятие делового общения. Взаимосвязь делового общения и деловых коммуникаций.

· Деловое общение по вертикали (межуровневые) внутри организации: принципы и организационные методы.

· Деловое общение по горизонтали (внутриуровневые): принципы и организационные методы.

  • Деловые совещания: значение для организации работы менеджера. Виды, классификация и общая характеристика деловых совещаний. Подготовка, проведение деловых совещаний и организация контроля по результатам совещаний.
  • Деловые переговоры: подготовка, проведение, итоги деловых переговоров. Психологические основы ведения деловых переговоров.

Практическая работа:

1. Семинар:

· Понятие делового общения. Взаимосвязь делового общения и деловых коммуникаций.

· Деловое общение по вертикали (межуровневые) внутри организации: принципы и организационные методы.

· Деловое общение по горизонтали (внутриуровневые): принципы и организационные методы.

· Деловые совещания: значение для организации работы менеджера. Виды, классификация и общая характеристика деловых совещаний. Подготовка, проведение деловых совещаний и организация контроля по результатам совещаний.

· Деловые переговоры: подготовка, проведение, итоги деловых переговоров. Психологические основы ведения деловых переговоров.

· Мораль поведения и деятельности человека.

· Этика (моральная философия).

Универсальная этика. Профессиональная этика. Принципы этики.

· Понятие корпоративного устава.

Реферат на тему: «Телефонные переговоры», «Деловое совещание», «Деловые переговоры».

Тема 20. Управленческое воздействие менеджера на подчинённых, динамика групп и лидерство.

· управленческое воздействие как элемент труда руководителя,

· основные способы управленческого воздействия и их структура.

· понятие о руководстве и лидерстве в организации,

· развитие теории лидерства в организации,

· типы лидерства в организации,

· динамика взаимодействия в группе

Практическая работа:

1. Семинар:

Управленческое общение, его функции и назначение. Распорядительная информация и ее виды. Условия эффективного общения. Два закона управленческого общения. «Шкала отношений». Основные характеристики подчиненных. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных (аттракция): «имя собственное», «зеркало отношений», «золотые слова», «терпеливый слушатель», «личная жизнь». Правила устного распоряжения.

2. Практические занятия:

· Тренинг по психологическим приёмам достижения расположенности подчиненных

Тема 21. Стратегии управления

· сущность стратегического управления,

· основные стратегические предприятия,

· процесс разработки стратегии.

· Виды стратегий

· стратегический анализ и формирование стратегий на основе матриц,

· выработка стратегий на основе статистических зависимостей,

· стратегические хозяйственные зоны

Практическая работа:

1. Семинар:

· сущность стратегического управления,

· основные стратегические предприятия,

· процесс разработки стратегии.

· Виды стратегий

· стратегический анализ и формирование стратегий на основе матриц,

· выработка стратегий на основе статистических зависимостей,

· стратегические хозяйственные зоны

2.Конкретная ситуация: народный компьютер «Амата»; «Аквариус» меняет стратегию; практическое упражнение: swot-анализ.

Тема 22. Факторы эффективности менеджмента и тенденции его развития

· Основные факторы эффективности менеджмента;

· Тенденции развития менеджмента;

· Инновационные технологии в менеджменте.

Практическая работа:

1. Семинар:

· Основные факторы эффективности менеджмента;

· Тенденции развития менеджмента;

· Инновационные технологии в менеджменте.

Перечень учебных мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний студентов

Текущий контроль проводится в течение семестра и заключается в оценке работы студента в аудитории и вне ее:

· посещение и работа на лекциях

· выступления на семинарских занятиях,

· оценки выполнения тестов,

· оценка реферата.

Во время учебных недель по итогам работы студента в предшествующий период выставляется промежуточная аттестация (аттестован / не аттестован).

Итоговый контроль —экзамен.

Список литературы

Учебные издания:

1. Э.М. Коротков. Менеджмент: Учебник, Москва, 2011.

2. Мескон, Альберт, Хедоури. Основы менеджмента. Третье издание. Москвва-Санкт-Петербург-Киев, 2008 г.

3. Ф.М.Русинова, М.Л.Разу. Менеджмент. Учебник. Москва. 2000 г.

4. В.Р. Веснин. Менеджмент. Учебник. 3-е издание. Москва. 2009 г.

5. Ланкина В.Е. Менеджмент организации: Уч. пособие. Таганрог: ТРТУ, 2006 г. (Электронная версия издания — http://www.aup.ru/books/m98/ )

6. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Уч. пособие. Таганрог. 2003 г.

7. Орлов А.И. Менеджмент. Учебник. М. 1999 г.

8. Орлов А.И. Менеджмент. Учебник. М.: Издательство «Изумруд», 2003 г.

9. Веснин В.Р. Менеджмент. Учебник. М. 2006 г.

10. Зигерт В. Ланг Л. Руководитель без конфликтов Москва. Изд Экономика,2001г.

11. Искусство менеджмента. Практическое пособие/пер. с англ. – М., 1998 г.

12. Ладанов И.Л. Практический менеджмент Москва, изд. ЭЛНИК, 2003г.

13. История менеджмента: Учеб. пособие/Под ред. Д.В. Валового. – М.: 1997 г.

14. Лукашевич А.В. Основы менеджмента Москва, Экономика, 2002г.

15. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Минск. 1996 г.

16. Мескон М Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента Москва изд. Дело, 1998г.

17. Казанцев А.К., Малюк В.И., Серова В.С. Основы менеджмента. Практикум. М. 2002 г.

18. Смирнов С.В. Основы управления предприятием, Москва, изд. Экономика, 2003г.

19. Поршнев А.Г. Менеджмент: теория и практика в России. Уч. М. 2003 г.

20. Виханский О.С., Наумов А.Н. Менеджмент. Уч. М. 2006 г.

21. Виханский О.С. Менеджмент, Москва, изд.Гардарика 2002г.

22. Лафта Дж. К. Менеджмент: учеб. пособие. М. 2005 г.

23. Абчук В.А. Менеджмент: учебник. СПб, 2002 г.

24. Русинов Ф.М., Разу М.Л. Менеджмент. М. 1999 г.

25. Ильенко С.Д., Кузнецов В.И. Менеджмент: учеб. пособие. М., 2003 г.

26. Гусева Е.П. Менеджмент: учебно-методический комплекс. М. 2008 г.

27. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М. 1997 г.

28. Шейнов В.Л. Как управлять другими. Минск, 1996гг

29. Большаков А. Менеджмент: учеб. пособие. СПб, 2000 г.

30. Томилов В.В. Менеджмент. Учебник. М. 2003 г.

31. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Практикум по курсу. М. 2002 г.

 

Электронные материалы:

1. Лекции по менеджменту// http://infomanagement.ru/lection.php

Статьи по менеджменту// http://infomanagement.ru/articles.php

Примерные темы реферативной работы:

1.Содержание понятия «менеджмент».
2 .История развития менеджмента и его «школы».
3.Состав комплекса менеджмента организации.
4.Системность в менеджменте.
5. Основные различия российского и зарубежного менеджментов.
6.Соотношение менеджмента с экономикой и другими науками.
7.Демократизация управления — путь повышения эффективности организации.
8.Отличительные черты современного менеджмента.
9.Смысл ситуационной концепции менеджмента.
10.Роль организационной культуры в успехе предприятия.
11. Роль технического прогресса в менеджменте.
12.Ресурсы менеджмента и эффективность их использования.
13.Миссия организации и ее выбор.
14.Внутренняя и внешняя среды организации.
15.0сновные управленческие ограничения.
16.Сущность организационной управленческой структуры.
17.Практические разновидности организационных структур.
18.Характеристика основных функций управления.
19.Постановка вопроса о методах управления.
20.Характеристика методов управления.
21.Система методов управления социальной организацией.
22.Стиль управления /руководства/ и его влияние на эффективность организации.
23.Типовые стили руководства.
24.Практическая работа менеджера по формированию стиля руководства.
25.Зарубежные подходы к анализу стиля руководства.
26.Авторитарный стиль руководства.
27.Демократический стиль руководства.
28.Управленческая «решетка» Р.Блейка и Д.Мутон.
29. Модели стилей руководства, предложенные Рэнсисом Лайкертом.
30.Пассивный и либеральный стили руководства.
33.Главные требования к руководителям.
35.Целеполагание в планировании.
36.Стратегическое и тактическое планирование.
37.Сущность и основания планирования: преимущества плановой работы.
38 .В иды планов.
39.Принципы рационального планирования.
40. Типы управленческих решений.
41.Сущность процесса подготовки, принятия и исполнения управленческого решения.
42.0собенности принятия управленческих решений в японском менеджменте.
43.Требования к управленческим решениям.
47.Потребности человека.
49.Принципы обеспечения эффективного материального стимулирования.
50.Влияние трудовой ситуации на отношение к труду.
51 .Цель и сущность трудовой мотивации.
52.Мотивационная теория ожиданий.
54.Мотивационная теория справедливости.
55.0снования власти менеджера.
56.Мотивация группового поведения.
57.Смысл и содержание функции организация.
58.Делегирование полномочий /цель и основные условия эффективности.
59.Эффективность функции контроля.
60.Функция контроля в менеджменте.
61.Основные этапы процедуры контроля.
62. Мера контроля работников.
63.Управление нововведениями.
64. Методы убеждения в работе менеджера.
65.Важнейшие социально-психологические явления в организации.
67.Критика в работе менеджера.
68.Взаимодействие менеджера с неформальными лидерами.
69.Авторитет менеджера.
70.Режим труда и отдыха менеджера.
71 .Имидж менеджера.
72. Работа менеджера над повышением деловой квалификации.
73.Организация рабочего места менеджера.
74. Планирование личного труда и анализ использования рабочего времени менеджера.
75. Работа менеджера с информацией и взаимодействие с секретарем.

Примерный список вопросов к экзамену

1.Содержание понятия «менеджмент».
2 .История развития менеджмента и его «школы».
3.Состав комплекса менеджмента организации.
4.Системность в менеджменте.
5. Основные различия российского и зарубежного менеджментов.
6.Соотношение менеджмента с экономикой и другими науками.
7.Демократизация управления — путь повышения эффективности организации.
8.Отличительные черты современного менеджмента.
9.Смысл ситуационной концепции менеджмента.
10.Роль организационной культуры в успехе предприятия.
11. Роль технического прогресса в менеджменте.
12.Ресурсы менеджмента и эффективность их использования.
13.Миссия организации и ее выбор.
14.Внутренняя и внешняя среды организации.
15.0сновные управленческие ограничения.
16.Сущность организационной управленческой структуры.
17.Практические разновидности организационных структур.
18.Характеристика основных функций управления.
19.Постановка вопроса о методах управления.
20.Характеристика методов управления.
21.Система методов управления социальной организацией.
22.Стиль управления /руководства/ и его влияние на эффективность организации.
23.Типовые стили руководства.
24.Практическая работа менеджера по формированию стиля руководства.
25.Зарубежные подходы к анализу стиля руководства.
26.Авторитарный стиль руководства.
27.Демократический стиль руководства.
28.Управленческая «решетка» Р.Блейка и Д.Мутон.
29. Модели стилей руководства, предложенные Рэнсисом Лайкертом.
30.Пассивный и либеральный стили руководства.
33.Главные требования к руководителям.
35.Целеполагание в планировании.
36.Стратегическое и тактическое планирование.
37.Сущность и основания планирования: преимущества плановой работы.
38 .В иды планов.
39.Принципы рационального планирования.
40. Типы управленческих решений.
41.Сущность процесса подготовки, принятия и исполнения управленческого решения.
42.0собенности принятия управленческих решений в японском менеджменте.
43.Требования к управленческим решениям.
47.Потребности человека.
49.Принципы обеспечения эффективного материального стимулирования.
50.Влияние трудовой ситуации на отношение к труду.
51 .Цель и сущность трудовой мотивации.
52.Мотивационная теория ожиданий.
54.Мотивационная теория справедливости.
55.0снования власти менеджера.
56.Мотивация группового поведения.
57.Смысл и содержание функции организация.
58.Делегирование полномочий /цель и основные условия эффективности.
59.Эффективность функции контроля.
60.Функция контроля в менеджменте.
61.Основные этапы процедуры контроля.
62. Мера контроля работников.
63.Управление нововведениями.
64. Методы убеждения в работе менеджера.
65.Важнейшие социально-психологические явления в организации.
67.Критика в работе менеджера.
68.Взаимодействие менеджера с неформальными лидерами.
69.Авторитет менеджера.
70.Режим труда и отдыха менеджера.
71 .Имидж менеджера.
72. Работа менеджера над повышением деловой квалификации.
73.Организация рабочего места менеджера.
74. Планирование личного труда и анализ использования рабочего времени менеджера.
75. Работа менеджера с информацией и взаимодействие с секретарем.