Определение степени «школьной зрелости» по тесту Керна — Ирасека может проводиться индивидуально или в группе из 10-15 детей. Ребенку (или группе детей) дается чистый лист нелинованной бумаги. В правом верхнем углу листа исследователь указывает имя, фамилию, возраст ребенка и дату исследования. Под рабочий лист подкладывается лист плотной бумаги. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой.
Во время выполнения детьми все трех заданий обращайте внимание на то, какой рукой работает ребенок, вертится ли он, роняет ли карандаш и ищет его под столом, начал ли рисовать не в том месте, где вы ему указали или просто обводит контур образца, желает ли убедиться, что рисует красиво. Это даст возможность понять, какие трудностями вам и ему предстоят с началом учебы.
Тест состоит из трех заданий:
1) нарисовать человека;
2) срисовать короткую фразу из трех слов «Он ел суп»;
3) срисовать группу точек.
Лицевая сторона листа отводится для выполнения 1-го задания.
Современные исследования доказали связь изобразительной деятельности детей и общего уровня их психического развития. Существует следующая закономерность: с возрастом ребенка, его рисунок обогащается новыми деталями. Если в 3,5 года малыш рисует вместо человечков “головоножек”, то к 7 годам, как правило, у изображенного человека уже вырисовываются практически все части тела.
К нему дается следующая инструкция; «Здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю) так, как умеешь». Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка запрещаются. На любой встречный вопрос ребенка нужно отвечать: «Рисуй так, как ты умеешь». Если ребенок не может начать работу, тогда разрешается его подбодрить следующим образом: «Видишь, как хорошо ты начал. Рисуй дальше». На вопрос, можно ли рисовать «тетю», необходимо объяснить, что все дети рисуют «дядю», поэтому и он должен рисовать «дядю». Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ему ее дорисовать, а затем попросить, чтобы он нарисовал рядом мужскую фигуру.
После того как ребенок закончит рисунок, рабочий лист переворачивается. Обратная сторона его делится горизонтальной линией примерно пополам (это можно сделать заранее).
Следующие два задания характеризуют ребенка со стороны общего психического уровня, развития тонкой моторики рук, координации зрения и движений, умения выполнять работу по заданному образцу; выявляют степень развития силы воли.
Особенности учебной деятельности детей с проблемами в развитии
... накопить большое количество данных, характеризующих своеобразие психического развития детей данной категории. По всем изучаемым показателям психосоциального развития дети данной категории качественно отличаются от других ... игровых интересов. В одних случаях (различные виды инфантилизма) у детей преобладает задержка развития эмоционально-волевой сферы. В других случаях ЗПР преимущественно проявляется ...
Для выполнения 2-го задания необходимо приготовить 5-10 карточек (размеры примерно 7-8 см на 13-14 см), на которых пишется рукописная фраза (вертикальный размер буквы — 1 см, заглавной — 1,5 см):
Он ел суп
Карточка с фразой кладется перед ребенком чуть выше рабочего листа. Задание формулируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это перерисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать, где) напиши так же». Если кто-нибудь из детей не рассчитает длину строки и третье слово у него не будет помещаться па строке, нужно ребенку подсказать, что его можно написать ниже или выше.
После выполнения ребенком 2-го задания первая карточка у него забирается и на ее место кладется вторая, указанного выше размера, для выполнения 3-го задания. На карточке изображена группа точек; расстояние между точками по вертикали и горизонтали — 1 см, диаметр точек — 2 мм, острый угол пятиугольника, образованного точками, направлен вниз.
К 3-му заданию дается следующая инструкция: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам (сама) нарисовать такие же в нижней части листа» показать, где).
Оценка результата.
Каждое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).
Примерные критерии оценки каждого задания по пятибалльной системе показаны на рис. 3, 4 и 5.
Примерные критерии оценки задания 1 (рисунок человека).
1 балл — у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище).
На голове должны быть волосы (возможна шапка или шляпа), уши; на лице — глаза, нос, рог. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды.
2 балла — выполнение всех требований, как при оценке в 1 балл. Возможны три отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-нибудь часть лица.
3 балла — у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках.
4 балла — примитивный рисунок головы с конечностями. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены лишь одной линией.
5 баллов — отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.
Примерные критерии оценки задания 2 (срисовывание написанного текста).
1 балл — срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.
2 балла — предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, их стройность — необязательна.
3 балла — буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
Практическое задание №9 по теме: «Психологическая подготовка спортсменов»
... использовать тренировочные занятия с предельными нагрузками и минимальным отдыхом между упражнениями. применять задания, превышающие фи
4 балла — с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет еще видимость письма.
5 баллов — каракули.
Примерные критерии оценки задания 3 (срисовывание группы точек).
1 балл — точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не больше чем вполовину.
2 балла — возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строчки. Допустимо изображение кружков вместо точек.
3 балла — группа точек грубо похожа на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, повернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (не менее 7, но не более 20).
4 балла — точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например линии, недопустимы.
5 баллов — каракули.
Сумма баллов по отдельным заданиям представляет общий результат исследования.
Если малыш набрал от 3 до 6 баллов — он готов к поступлению в школу (Высокий уровень готовности).
7-9 баллов, причем эти баллы равномерно распределены между всеми заданиями, то, как правило, такие дети тоже созрели к учебе.
Если же в суммарный балл входят низкие оценки (например, общий балл – 9, и он состоит из 2 баллов за первое задание, 3 – за второе и 4 — за третье), то желательно провести более тщательное исследование, посоветоваться со специалистом, чтобы определить, готов ли ребенок в скором времени стать школьником.
Для детей, набравших 10-15 баллов, дополнительное исследование требуется обязательно. Скорее всего, им еще рано отправляться в школу (Нижняя граница среднего уровня готовности к школе – 10-11 баллов. 12-15 баллов – готовность ниже нормы.)
Приложение 7
Список слов-стимулов и псевдослов для оценки слухоречевой памяти
1-я группа: кошка, белка,
лиса, овца,
свинья, волк,
медведь, лошадь,
коза, заяц.
2-я группа: синий, рыжий,
белый, серый,
желтый, красный,
черный, голубой,
зеленый, розовый.
3-я группа: бежать, прыгать,
молчать, ловить,
бросать, шагать,
стоять, хлопать,
кричать, летать.
4-я группа: белый, стоять,
свинья, белка,
молчать, бросать,
желтый, черный,
медведь, коза.
5-я группа: солам, кирям,
доли, вокар,
козим, торик,
мира, сиза,
нулим, вига.
Тест построен по принципу усложнений заданий: количество запоминаемых слов постепенно увеличивается. Вначале вы читаете громко и с постоянными паузами между словами четыре слова и сразу же после этого просите ребенка повторить их. Если он воспроизвел слова в полном объеме, вы добавляете еще одно слово к предъявлявшимся ранее и зачитываете их ребенку с инструкцией запомнить все и сразу же повторить их. Результат воспроизведенного ребенком записывается в таблицу (см. табл.).
Таблица 1 — Протокол выполнения теста на оценку объема кратковременной слухоречевои памятиПредъявляемые группы слов Число слов, воспроизведенных ребенком Число слов воспроизводимых по нормативу
Учебная практика в группах детей раннего возраста содержание ...
... дошкольного образовательного учреждения, Изучение специфики воспитательно-образовательной работы в группах детей раннего возраста Извлекает и систематизирует полученную информацию--------------------------------------Неполное ... информации, систематизация информации отсутствует 2. Изучение деятельности воспитателя в группах детей раннего возраста Выполняет по заданному алгоритму наблюдение за ...
1-я группа существительные 7-9
2-я группа прилагательные 6-8
3-я группа глаголы 4-6
4-я группа смешанная 6-7
5-я группа псевдослова 3-4
Процедура повторяется до тех пор, пока ребенок безошибочно воспроизводит предложенные слова. Как только ребенок ошибся, вы переходите к следующей серии слов.
Обработка результатов заключается в подсчете числа правильно воспроизведенных слов из каждой серии, что рассматривается в качестве меры объема слухоречевой памяти.
Общим правилом является то, что хуже всего старшие дошкольники способны воспроизвести псевдослова, которые не имеют смысловой опоры, необходимой для запоминания. Это свидетельствует об ослаблении роли механической памяти к концу дошкольного детства. Кроме этого типичным является лучшее запоминание существительных и худшая память на глаголы.
Если ребенок воспроизводит значительно меньше слов (менее 5 существительных и прилагательных, менее 3 глаголов), то это является признаком недостаточного развития речи ребенка в целом и, в частности, слухоречевой памяти, которая совершенно необходима для освоения учебной программы в 1 классе. В данном случае необходимо тренировать память, читая ребенку вслух маленькие рассказы (в 3-4 предложения) с понятным смыслом, где все слова ребенку хорошо знакомы. После прочтения предложите ребенку повторить рассказ.
При этом обращайте внимание на передачу смысла. Чем полнее ребенок использует слова из прочитанного текста, тем лучше у него развита слухоречевая память. Если этот способ тренировки окажется неэффективным, а ребенок при этом устает, рекомендуется обратиться за консультацией к психоневрологу.
Приложение 8
Корректурная проба.
(«Перекодировка» из теста Векслера)
Корректурная проба представляет собой карту с пустыми символами в виде геометрических фигур и набором символов-образцов с вписанными знаками, выделенным отдельным рядом вверху. Тест выполняется в режиме временного ограничения. Для старших дошкольников выбирают интервал времени, равный двум минутам — в течение этого срока старший дошкольник еще не испытывает явного утомления. Ребенку предлагается внимательно посмотреть на символы-образцы. Ему рассказывают о том, что он должен заполнить друг за другом (по горизонтали) как можно больше символов в карте в полном соответствии с образцами.
Для тренировки и проверки того, понял ли ребенок задачу, его просят заполнить первые шесть пробных символов. Если ребенок правильно заполнил пробные символы, то можно приступать к выполнению теста на фиксированное время, равное двум минутам (символы-образцы во время заполнения карты остаются открытыми).
Результатом теста является число правильно заполненных символов (при готовом подсчете пробные символы не учитываются).
Нормальным считается выполнение этого теста в течение указанного времени без явных признаков утомления и побуждений к действию со стороны взрослого. Уровень развития произвольного внимания считается нормальным, если результаты теста имеют не менее чем 24-25 правильно заполненных символов. Хорошее развитие произвольного внимания соответствует 35-40 заполненным символам.
Если ребенок за 2 минуты правильно заполнил менее 15 символов, то это является тревожным признаком — у ребенка плохо развито произвольное внимание, и требуются значительные усилия по его формированию. Для этого могут быть использованы все развивающие игры, например, «Третий лишний», «Разложи по группам» и т. д.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Приложение 9
Слова-стимулы для проведения ассоциативного эксперимента№
Слова-стимулы Словесный ответ ребенка или его реакция на стимул
1. Ботинки
2. Кошка
3. Кушать
4. Сказка
5. Красный
б. Ленточка
7. Конфета
8. Кровь
9. Бежать
10. Ночь
11. Плохой
12. Лук
13. Чулок
14. Рука
15. Копать
16. Море
17. Голубой
18. Газета
19. Мальчик
20. Еда
21. Петь
22. Коробочка
23. Сильный
24. Стихотворение
25. Волосы
26. Замок
27. Ехать
28. Дедушка
29. Большой
30. Карусель
31. Лисица
32. Кровать
33. Плясать
34. Вокзал
35. Глупый
36. Весна
37. Завтрак
38. Одежда
39. Строить
40. Вода
41. Высокий
42. Лес
43. Город
44. Девочка
45. Плакать
46. Очки
47. Маленький
48. Молоко
49. Ветер
50. Собака
51. Звенеть
52. Лампа
53. Красивый
54. Дом
55. Гром
56. Стакан
57. Спать
58. Огонь
59. Грязный
60. Слон
61. Дерево
62. Лимон
63. Кричать
64. Труба
65. Веселый
66. Магазин
67. Река
68. Кольцо
69. Мягкий
70. Рисунок
71. Гулять
72. Игла
73. Лошадь
74. Пальто
75. Кататься
76. Снег
77. Желтый
78. Ружье
79. Машина
80. Ложка
81. Смеяться
82. Письмо
83. Мокрый
84. Стол
Вначале ребенку объясняют, что он должен делать. Для пробы ему предлагается произнести первое пришедшее в голову слово в ответ на слова, сказанные взрослым. Если ребенок затрудняется это сделать, взрослый сам демонстрирует вариант ответа. После того как становится очевидным, что ребенок понял смысл игры, приступают к оценке. Взрослый вслух внятно и четко произносит слово из списка и ждет ответной реакции ребенка. Любой ответ дает ценную информацию об уровне и специфике развития вербальной сферы дошкольника. Ответы ребенка, в том числе и невербальные (жесты, улыбка, гримасы, смех и т. д.), фиксируются в таблице со строгим соблюдением порядка предъявленных слов.
Стимульный материал состоит из 84 слов, 56 из которых — существительные, 14 — глаголы и 14 — прилагательные.
Обработка результатов. Вначале просчитывается процент ответных вербальных ассоциативных реакций от общего количества слов-стимулов, который служит показателем словесной продуктивности ребенка. Критериями оценки уровня вербальных способностей служит количество слов-ассоциаций, данных на указанные слова-стимулы, а также качество выполнения теста, что оценивается по альтернативной модели «качественные — некачественные». «Некачественные» ответы вычитаются. К некачественным ассоциативным реакциям относятся:
• периферические реакции — реакции на слово-стимул, исходящие из окружающей среды — относящиеся к предметам окружающей обстановки, не связанные по смыслу с названным словом;
• стереотипные реакции — реагирование постоянно, много раз одним и тем же словом на любые слова-стимулы;
• эхолалии — повтор слова-стимула без изменения и с добавлением, как правило, частицы «не»;
Особенности усвоения и воспроизведения детьми новых слов в процессе ...
... первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в ... словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. ... им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом. Окружающая ребенка действительность - предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, ...
• словообразования и словоизменения предъявленных слов-стимулов, например «дом — домик».
Выполнение АЭ считается качественным в том случае, если вышеуказанные реакции встречаются не чаще чем в 15% ответов. Вербальные способности, таким образом, оцениваются по объему словарного запаса (процент ответных ассоциаций, выданных ребенком на тестовый список слов) и качеству словесных реакций (отсутствие повторов, описаний обстановки).
Расчет суммарного показателя качества выполнения ассоциативного эксперимента проводится по определенной формуле.
Данная модификация так называемого свободного ассоциирования характеризуется отсутствием временного ограничения. Однако временные затраты на выполнение данного списка слов могут рассматриваться в качестве дополнительного (и существенного) показателя развития интеллекта. Обычное время на этот тест укладывается в диапазон от 3 до 4 минут. Если ребенок значительно выходит за верхний предел, то это свидетельствует о трудности задания для него. В этом случае следует обратить внимание на значение КВИ — обычно он имеет невысокие значения. Большие временные затраты и низкое качество словесного ассоциирования составят основу школьной неуспеваемости уже в первом классе. Необходимо выяснить причины такой низкой продуктивности в этом тесте. Если ребенок здоров, то необходимо интенсифицировать его интеллектуальное развитие, особенно в речевой сфере (см. рекомендации по развитию слухоречевой памяти).
При этом необходимо постоянно объяснять ребенку значения тех слов, которыми вы пользуетесь.
Хорошо обученные старшие дошкольники характеризуются высокими и относительно высокими значениями КВИ, которые находятся в диапазоне значений от 74% до 92%. Если величина показателя коэффициента вербального интеллекта значительно ниже, чем 74% (например он равен 60%), имеет смысл регулярно проводить речевые игры с ребенком, объясняя ему значения отдельных слов, помогая использовать их в построении отдельных высказываний. Возможно, причина относительно низкого качества выполнения теста кроется в незнании ребенком значения предъявленных слов. Установлено, что занятия с ребенком словесным развитием в течение полугода улучшает показатели теста на 15-20%.
Оценка мотивационной готовности (тест д. В. Солдатова)
Стимульный материал данного теста представляет собой комплект из 9 карточек с сюжетными рисунками: 3 карточки с сюжетами обучения, 3 карточки с сюжетами трудовых действий и 3 карточки с игровыми сюжетами.
Процедура тестирования. Положите перед ребенком все карточки в три ряда, но так, чтобы в каждом ряду оказались изображения всех трех видов сюжетов. Предложите ему следующее задание: «Посмотри, пожалуйста, на эти картинки и выбери ту, где нарисовано занятие, которым ты хотел бы сейчас заниматься». Выбранная картинка откладывается в сторону, а ребенку предлагается сделать выбор из оставшихся еще два раза. Таким образом определяются предпочтительные виды деятельности, к которым ваш ребенок мотивационно готов.
После этого инструкция меняется. Перед ребенком лежат уже не девять, а шесть оставшихся карточек. Предложите ребенку выбрать среди них те изображения, где нарисовано то, чем ребенок не хочет заниматься: «А теперь покажи мне то, чем бы ты совсем не хотел заниматься». Выбранная карточка откладывается, а ребенку предлагается сделать такой же выбор еще два раза. Подобный отрицательный выбор определяет те виды деятельности, которые вашего ребенка в настоящее время не интересуют. В заключение из оставшихся трех изображений детских действий предложите своему ребенку выбрать одно с предпочтительным видом деятельности, а затем одно — с отрицаемым видом деятельности.
О готовности учащихся сельских школ к обучению в среднем звене
... свидетельствуют о том, что и в городских школах, и в еще большей степени в сельских дети недостаточно готовы к обучению в среднем звене, а ведь именно начальная ... школа закладывает основы для последующих успехов или неудач школьников. ...
В конце всей процедуры карточки должны быть разложены на три группы: в первой группе — четыре с предпочитаемыми видами деятельности, во второй группе — четыре с отрицаемыми видами деятельности и в третьей — одна, оставшаяся не выбранной.
Обработка результатов. Количественной обработке — суммарному подсчету — подлежат карточки с изображениями предпочитаемых видов деятельности. Так, каждая карточка с сюжетом учебной деятельности оценивается в 2 балла, каждая карточка с изображением трудовой деятельности — в 1 балл и, наконец, игровой — 0 баллов. Таким образом, максимально возможное число баллов равно 7, а минимальное, которое ребенок теоретически может набрать, равно 0 баллов.
Опираясь на результаты многочисленных исследований, принятым критерием хорошей мотивационной готовности к учебной деятельности считается сумма, равная 4—5 баллам. Если количество баллов превышает этот критический рубеж, то ваш ребенок имеет вполне сформированную готовность к обучению в школе. В случае сниженной готовности — когда сумма баллов попадает в диапазон от 1 до 3 — от ребенка в первые же месяцы школьной жизни можно ожидать проявления нежелания ходить в школу, учиться на уроках. При возникновении подобной ситуации вам необходимо активизировать усилия по формированию произвольности поведения ребенка и улучшения его работоспособности, а также заранее познакомить его (читать соответствующую художественную литературу, рассказывать, объяснять) со спецификой школьной жизни и значением обучения в школе для дальнейшей его жизни.
Методики диагностики интеллектуальной готовности к обучению в школе
1) Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний
Общая ориентация детей, только поступающих в школу, в окружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых знаний производятся по ответам на следующие вопросы:
1. Как тебя зовут?
(Называние фамилии вместо имени не является ошибкой.)
2. Сколько тебе лет?
3. Как зовут твоих родителей?
(Называние уменьшительных имен не рассматривается как ошибка.)
4. Как называется город, в котором ты живешь?
5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?
6. Какой у тебя номер дома и квартиры?
7. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние?
(Правильным считается тот ответ, в котором названы не менее двух диких и не менее двух домашних животных.)
8. В какое время года появляются, и в какое время года опадают листья с деревьев?
9. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обе даешь и готовишься ко сну?
10. Назови предметы одежды и столовые приборы, которыми ты пользуешься.
(Правильный ответ – тот, в котором перечислены не менее трех предметов одежды и не менее трех разных столовых приборов.)
За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10.
Адаптация к школе детей с трудностями в обучении, обусловленными ...
... литературу по проблеме исследования. . Изучить особенности адаптации к школе детей с ЗПР. Глава 1. Адаптация к школе детей с трудностями обучения обусловленными задержкой психического развития .1 Адаптация: понятие, виды. ... как делать. 2.Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети с ЗПР заняты игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной ...
Для ответа на каждый из вопросов ребенку отводится по 30 сек. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов.
Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы, т.е. в итоге получил 10 баллов. В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ.
Тест для оценки словесно-логического мышления
Ребенок отвечает на вопросы:
1. Какое из животных больше – лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А вечером?
3. Днем на улице светло, а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груши, сливы, яблоки… – это что?
6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время.)
9. Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка – это?..
На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
13. Что общего между белкой и кошкой?
14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
16. Какие ты знаешь виды транспорта?
17. Чем отличается старый человек от молодого?
18. Для чего люди занимаются спортом?
19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?
Правильные ответы:
1. Больше лошадь.
2. Вечером ужинают.
3. Темно.
4. Зеленая.
5. Фрукты.
6. Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.
7. Города.
8. Правильный ответ по часам и минутам. (Четверть седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)
9. Щенок, ягненок.
10. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).
Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.
Это инструменты.
Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и.д.
Гвоздь — гладкий, а винт – нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.
Виды спорта.
Как минимум ребенок должен назвать три вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет, и т.д.).
Три существенных признака как минимум: «Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и т.д.».
Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.
Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и т.д.
Так платят за пересылку письма.
При анализе ответов, которые дает ребенок, правильными считаются те, которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления – если ребенок ответил правильно на 15 – 16 вопросов.
Формирование готовности к обучению в школе детей с нарушением интеллекта
... развитии. Глава 1. Теоретическое изучение проблемы формирования готовности к обучению в школе детей с нарушением интеллекта 1.1 Понятие умственной отсталости в психологической науке Правильное ... тема курсового исследования: «Формирование готовности к обучению в школе детей с нарушением интеллекта». Гипотеза исследования: дети с легкой степенью дебильности умеют большие трудности в формировании ...
Графический диктант (по д.Б. Эльконину)
Проверяется умение действовать строго по инструкции.
Предложите ребенку поставить карандаш (ручку) на точку и, не отрывая от листа, чертить изображение, выполняя все действия под диктовку.
Диктант 1. Пробный тест (не оценивается).
Одна клеточка вверх, одна вправо, одна клеточка вниз, одна вправо, одна вверх, одна вправо, одна вниз, одна вправо, одна вверх, одна вправо, од на вниз, одна вправо… Теперь продолжай рисовать дальше точно так же.
Диктант 2. Поставь карандаш на точку, начинай чертить: одна клетка вверх, две клетки вправо, одна вверх, одна вправо, одна вниз, две вправо, одна вниз, одна вправо, одна вверх, две вправо, одна вверх, одна вправо… дальше продолжай рисовать сам.
Диктант 3. Поставь карандаш на точку. Начинай чертить: три клетки вверх, одна вправо, две вниз, одна вправо, две вверх, одна вправо, три вниз, одна вправо, две вверх, одна вправо, две вниз, одна вправо, три вверх… дальше продолжай сам.
Оценка полученных результатов:
1. Хороший уровень: безошибочный диктант в двух вариантах и самостоятельное продолжение узора (хотя бы одна фигура).
2. Средний уровень: 1-2 ошибки.
3. Низкий уровень: три и более ошибок.
4) Восприятие цвета
Ребенку предлагается раскрасить радугу и назвать ее цвета.
В зависимости от ответа оценивается в процентном отношении:
1 цвет – 14 %
2 цвета – 28 % (низкий уровень)
3 цвета – 43 %
4 цвета – 57 % (средний уровень)
5 цветов – 71 %
6 цветов – 86 %
7 цветов – 100 % (высокий уровень)
5) Концентрация внимания
Ребенку предлагается рассмотреть картинки с изображением «путаницы» и назвать предметы, изображенные на листе. Оценивается количество названных предметов. Максимально возможное количество набранных ребенком баллов – 6.
Произвольное внимание. Пространственное восприятие, сенсомоторная координация (методика «Домик» н.И. Гуткиной)
Ребенку предлагается скопировать рисунок домика. Оценивается точность изображения.
Ошибки:
Отсутствие какой-либо детали рисунка.
Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка.
Неправильно изображенный элемент рисунка.
неправильное расположение деталей в пространстве рисунка.
Отклонение от прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления.
Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены.
7) Воображение
Ребенку предлагается дорисовать шесть кругов так, чтобы получились разные предметы. Оценивается разнообразие и оригинальность изображений.
10 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок производит большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
3-4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
0-2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
5-7 баллов – средний.
3-4 балла – низкий.
0-2 балла – очень низкий.
8) Тест «Школьной зрелости» (А. Керн)
Тест состоит из трех заданий: рисование мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек.
Рисунок мужчины нужно выполнить по представлению.
При срисовывании написанных слов должны быть обеспечены одинаковые условия, как и при срисовывании группы точек, объединенных в геометрическую фигуру. Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения второго и третьего задания.
Все три задания предъявляют требования в плане тонкой моторики руки.
Тест «Школьной зрелости» часто используется для ориентировочной оценки уровня развития
1-е задание дает возможность выявить зависимость между изобразительной деятельностью и развитием второй сигнальной системы, абстрактного мышления, ориентировочную оценку общего умственного развития.
2-е и 3-е задания связаны с уровнем развития у ребенка способности к определенному поведению (он должен проявить волевое усилие, выполнить инструкцию в малопривлекательной работе в течение необходимого времени), что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.
В Приложении 5 приводятся примеры выполнения заданий.
Оценка полученных результатов:
Сравните выполнение заданий ребенком с приведенными выше примерами и поставьте оценки.
«Школьно-зрелыми» считаются дети, получившие в сумме 3-5 баллов.
«Средне-зрелыми» – 6-9 баллов.
«Незрелыми» – 10 и более баллов.
Методики диагностики личностной готовности к обучению в школе
Отношение ребенка к обучению в школе
Задача этой методики – определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению.
Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, ютов или не ютов ребенок учиться в школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при двух признаков психологической готовности – познавательного и коммуникативного – позволяет принимать ребенка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывания в школе интерес к учению непременно появится. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.
Практика показала, что в данной методике, как и в предыдущей, касающейся детей младшего школьного возраста, не следует ограничиваться только оценками в 0 баллов и в 1 балл, так как, во-первых, здесь также встречаются сложные вопросы, на один из которых ребёнок может ответить правильно, а на другой – неправильно; во-вторых, ответы на предлагаемые вопросы могут быть частично правильными и отчасти неверными. Для сложных вопросов, на которые ребенок ответил не полностью, и вопросов, допускающих частично правильный ответ, рекомендуется применять оценку 0,5 балла. С учетом введенной промежуточной оценки в 0,5 балла следует считать, что полностью готовым к обучению в школе (по результатам обследования при помощи данной методики) является ребенок, который в итоге ответов на все вопросы набрал не менее 8 баллов. Не вполне готовым к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов. Наконец, не готовым к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5.
Для ответов в данной методике ребенку предлагается следующая серия вопросов:
1. Хочешь ли ты пойти в школу?
2. Зачем нужно ходить в школу?
3. Чем ты будешь заниматься в школе? (Вариант: чем обычно занимаются в школе?)
4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?
5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?
6. Как нужно вести себя на уроках в школе?
7. Что такое домашние задания?
8. Зачем нужно выполнять домашние задания?
9. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?
10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?
Правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно соответствует смыслу вопроса. Для того чтобы считаться готовым к обучению в школе, ребенок должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых ему вопросов. Если полученный ответ недостаточно полный или не со всем точный, то спрашивающий должен задать ребенку дополнительные, наводящие вопросы и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне готовности к обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок правильно понял поставленный перед ним вопрос.
Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике, равно 10. Считается, что он практически психологически готов идти учиться в школу, если правильные ответы получены как минимум на половину всех заданных вопросов.
Тест «Какой я?»
Эта методика предназначается для определения самооценки ребенка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (Таблица 2), спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по 10 различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Оценка результатов
Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю», «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий
Таблица 2
№ п/п
Оцениваемые качества личности
Оценки по вербальной шкале
да
нет
иногда
не знаю
1
Хороший
2
Добрый
3
Умный
4
Аккуратный
5
Послушный
6
Внимательный
7
Вежливый
8
Умелый (способный)
9
Трудолюбивый
10
Честный
Методики диагностики социально-психологической готовности к обучению в школе
«Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»
Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребёнка-дошкольника. Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребёнка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребёнка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие педагогические работники дошкольных учебно-воспитательных учреждений. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребёнку не менее двух-трёх человек при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребёнка и относится к нему более или менее эмоционально нейтрально (небезразлично, но и не субъективно).
Исключение из этого правила представляет лишь тот случай, когда ребёнка принимают в дошкольное учреждение и никто, кроме его родственников, ещё не в состоянии его по-настоящему оценить.
С помощью приводимого далее опросника оцениваются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребёнка с людьми.
1. Доброта.
2. Внимательность к людям.
З. Правдивость, честность.
4. Вежливость.
5. Общительность.
6. Щедрость.
7. Отзывчивость, готовность прийти на помощь.
8. Справедливость.
9. Жизнерадостность.
10. Ответственность.
Коммуникативно-личностный опросник для родителей
1. Добрый ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
2. Внимательный ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
3. Правдивый ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
4. Вежливый ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
5. Общительный ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
6. Щедрый ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
7. Отзывчивый ли ваш ребёнок? Всегда ли он готов прийти на помощь другим?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
8. Справедливый ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
9. Жизнерадостный ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
10. Ответственный ли ваш ребёнок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
Оценка результатов
За каждый ответ типа «да» ребёнок получает 1 балл. За каждый ответ типа «нет» ему приписывается 0 баллов. Каждый ответ типа «когда как» или «не знаю» расценивается в 0,5 балла.
В итоге подсчитывается общая сумма баллов, набранных ребёнком по всем десяти коммуникативным качествам личности.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Изучение уровня адаптации ребенка в школе (н.Г. Лусканова)
Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. Личностно ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею.
Детям предлагается сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе». Несоответствие рисунков теме указывает на:
а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);
б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);
в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме).
Такие ситуации оцениваются 0 баллов.
При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:
а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);
б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов);
в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).
Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, ней тральный – 1, положительный – 3 балла).
Вопросы анкеты
1. Тебе нравится в школе или не очень?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Шкала оценок
Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов, указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.