Развитие индивидуального адаптационного стиля у пятиклассников

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«Развитие индивидуального адаптационного стиля у пятиклассников»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1 . Психолого – педагогическое изучение процесса адаптации младших школьников к пятому классу……………………………………..…5

1.1. Изучение психолого – педагогической литературы по проблеме адаптации младших школьников к пятому классу………………………5

1.2. Понятие «индивидуальный адаптационный стиль». Значение и виды………………………………………………………………………..10

ГЛАВА 2. Экспериментальные исследования развития индивидуального адаптационного стиля у пятиклассников………………………………………17

2.1. Подбор диагностического материала………………………………….….17

2.2. Проведение исследования………………………………………………….21

2.3. Интерпретация полученных данных и выводы о проделанной работе……………………………………………………………………………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………32

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….34

ВВЕДЕНИЕ

В современном образовательном пространстве проблема адаптации детей младшего школьного возраста к средней школе является одной из важнейших, как с точки зрения теории, так и с точки зрения педагогической практики.

Учет развития индивидуально адаптационного стиля пятиклассников к условиям средней школы чрезвычайно важен в работе педагогов и психологов. Также изучаемые особенности психического развития детей необходимо учитывать и родителям детей для благополучного прохождения ребенком трудного для него этапа школьной жизни. Ребенок ощущает себя повзрослевшим, но использует еще ранее изученные им формы поведения, что вызывает внутриличностные противоречия психологического развития школьника. Поэтому необходимо рассмотреть индивидуальный адаптационный стиль, присущий каждому ученику и спрогнозировать предстоящие трудности и особенности развития ситуации приспособления к изменившимся условиям для предотвращения негативных последствий перехода ребенка из начальной школы в среднюю.

Актуальность исследования. Проблема адаптации детей младшего школьного возраста к средней школе в настоящее время достаточно актуальна. Стоит отметить, что интерес к данному процессу был положен еще Ж. Пиаже. [25] Именно он еще в 30-х годах привлек внимание детских психологов к вопросу приспособления организма к изменяющимся условиям существования как к важному фактору и необходимому условию социального и психологического развития ребенка, способствующему развитию адаптационных возможностей человека и формированию его социального статуса в обществе.

5 стр., 2061 слов

Психическое развитие ребенка в условиях социально-психологической депривации

... темы исследования: «Психическое развитие ребенка в условиях социально-психологической депривации». Целью работы является изучение психического развития ребенка в условиях социально-психологической депривации. ... в психолого-педагогических исследованиях; Раскрыть особенности психического развития ребенка в условиях социально-психологической депривации. Изучением проблемы социально-психологической ...

По словам С. Л. Рубинштейна «…первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. [28] Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека».

Концептуальные основы разработки проблемы адаптационных возможностей школьников были положены трудами отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали процесс адаптации детей младшего школьного возраста к средней школе как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Методологической основой работы послужили: психологические основы гуманистического характера современного образования с его ориентированностью на развитие личности ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, К.Л.Печеры ).

Теоретические позиции, положенные в основу диагностики, это:

– культурно-историческая концепция психического развития

Л.С. Выготского [10];

– теория ведущей деятельности А.Н. Леонтьева [17];

– периодизация психического развития Д.Б. Эльконина [27] .

Гипотеза исследования: прохождение ребенка – пятиклассника периода адаптации наиболее благоприятно при использовании им творческого типа адаптации и менее благополучно при прохождении адаптации посредством избегающего стиля.

Т.о., целью курсовой работы является изучение развития индивидуального адаптационного стиля пятиклассников к условиям средней школы.

Объект исследования – развитие индивидуального адаптационного стиля пятиклассников к условиям средней школы. Если опыт адаптации положительный, ребенок вырастает уверенным в себе, с адекватной самооценкой. При отрицательном опыте адаптации самооценка ребенка падает, желание общаться не возникает, и ребенок долгое время остается малообщительным и неактивным.

Предмет исследования – процесс развития индивидуального адаптационного стиля пятиклассников.

Данная работа предполагает поэтапное решение следующих задач:

— анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

-психолого-педагогическая характеристика индивидуального адаптационного стиля.

— выявление особенностей развития индивидуального адаптационного стиля пятиклассника к условиям средней школы.

— обобщение и интерпретация полученных результатов.

Для достижения поставленной цели и задач нами были использованы следующие методы научного исследования:

— теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

— методы массового сбора материала (беседы, наблюдения);

— диагностические методы;

— психолого-педагогический эксперимент.

База исследования.

Практическая значимость заключается в необходимости будущего педагога знать характерные особенности адаптации детей младшего школьного возраста к средней школе и уметь грамотно и эффективно управлять процессом приспособления детей к новым условиям с целью дальнейшей социализации личности дошкольника.

22 стр., 10952 слов

Выявление и решение проблем адаптации у детей дошкольного возраста ...

... адаптации в психолого-педагогических исследованиях; 2.Раскрыть психологические особенности развития детей ; 3.Изучить особенности игры как фактора адаптации детей к ДОУ; 4.Охарактеризовать диагностический инструментарий исследования адаптации детей к ДОУ и предложить психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей ...

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1 . Психолого – педагогическое изучение процесса адаптации младших школьников к пятому классу

1.1. Изучение психолого – педагогической литературы по проблеме адаптации младших школьников к пятому классу

Проблеме адаптации детей младшего школьного возраста к средней школе посвящены труды многих отечественных и зарубежных педагогов и психологов.

Значимый вклад в разработку и изучение процесса изменения состояния организма школьника при воздействии новых условий существования внесли такие отечественные исследователи, как М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, А.А. Реан и др. Зарубежная психологическая наука разрабатывала подходы к исследованию личности ребенка в сложных ситуациях посредством работ А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерса, А. Фрейда, З. Фрейд, Т. Шибутани, Х. Хартманнаи др.

В практике накоплен и обобщен наукой немалый опыт подготовки молодежи к самостоятельной жизни и адаптации в ней. Достаточно обратиться к советскому периоду российской общеобразовательной школы, к научному поиску выдающихся отечественных педагогов (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, П.Ф. Каптерева, В.Н. Сороки-Росинского; в более поздний период — В.А. Сухомлинского, И.П. Волкова, В.А. Караковского, А.Н. Тубельского и др.).

Исследователь Д.А.Андреева рассматривание понятие адаптации как фактор приноровления индивида к новым условиям жизни. Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников определяют это понятие как «процесс активного овладения социальными ролями».

Е.И.Морозова отмечала, что ”можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка”…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема адаптации детей младшего школьного возраста к средней школе в настоящее время достаточно актуальна.

Концептуальные основы разработки проблемы адаптационных возможностей школьников были положены трудами отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали процесс адаптации детей младшего школьного возраста к средней школе как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Гипотеза исследования: прохождение ребенка – пятиклассника периода адаптации наиболее благоприятно при использовании им творческого типа адаптации и менее благополучно при прохождении адаптации посредством избегающего стиля.

Рассматривая изученные психолого – педагогические источники можно сделать вывод, что отечественная и зарубежная теория и практика богаты материалами по исследованию процесса адаптации детей младшего школьного возраста к средней школе.

Возраст перехода ребенка от младшего школьника к средней школе сам по себе является критическим. Также сам процесс адаптации вызывает определенные сложности. Поэтому, необходимо конкретнее рассмотреть адаптационные особенности школьников при смене начальной школы на среднюю.

21 стр., 10274 слов

Психологический аспект адаптации младших школьников с нарушениями зрения к школе

... достигая определенного возраста, идет в школу. Однако не все дети, переступившие порог школы, психологически являются школьниками. Процесс адаптации имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка и во многом зависит от ...

Попадание школьников из привычных для них условий начальной школы в новые для них условия среднего образования приносят детям трудности социального и эмоционально – личностного характера. Дети по – разному реагируют на изменяющиеся условия, сменившие привычную обстановку на стрессогенную. Школьники получают новое классное помещение, новое место обучения. Привычное ведение предметов одним учителем сменяется на попредметное обучение разными педагогами. Добавляются новые дисциплины. Кроме того, возможно изменение состава привычного коллектива сверстников. Школьники по- разному проходят процесс адаптации.

Наиболее распространены следующие стили возможного проявления человека в адаптационной ситуации:

1. Творческий стиль. Человек меняет окружающую обстановку сам,

приспосабливается таким образом к ней и творчески подходит к процессу адаптации.

2. Конформный стиль. Данный стиль поведения характеризуется

пассивным отношением человека к создавшимся условиям существования. Окружающая среда может предъявлять человеку всю палитру новых условий и человек не старается менять обстоятельства этой среды.

3. Избегающий стиль. Индивидуальность не способна достаточно четко и

ясно реагировать на изменяющиеся условия существования. Процесс адаптации для нее – достаточно труден, и легче его игнорировать, чем активно действовать в нем.

Наиболее благоприятный прогноз адаптации происходит при способности личности творчески реагировать на сложившуюся обстановку. Самый негативный сценарий развития возникает при использовании человеком избегающего стиля поведения.

Для исследовательской деятельности нами были отобраны 15 школьников в возрасте от 10 до 12 лет. Из диагностического материала мы использовали следующие методики:

1. Опросник С.В.Левченко «Чувства в школе»

2. Тест школьной тревожности Филиппса

3. Анкета для определения школьной мотивации учащихся Н.Лускановой

4. Методика Роджерса и Даймонса.

Исследуя вопрос о стиле прохождения учениками процесса адаптации школьников к средней школе, мы сделали следующие выводы. Используя совокупные данные вопросников и анкет, данные диагностического материала, методы наблюдения и беседы с родителями и педагогами, мы определили, что основной процент испытуемых(52%) приспосабливаются к сложившейся обстановке, не меняя ничего вокруг. Следовательно, данные характеристики превалируют в описании процесса конформного стиля адаптированности детей.

В классе присутствуют учащиеся, самооценка которых занижена, отношение с учителями не сложились с самого начала, отношение к учебе резко отрицательное, показатели методики Рождерса и Даймонда выражают явное неприятие как себя, так и окружающих. Такие дети проходят степень адаптации крайне тяжело. Их стиль адаптированности идентифицируется с проявлением избегающего стиля (13,5%).

Часть школьников проявила активную жизненную позицию. Их самооценка отличается высокими результатами, отношение к школе позитивное. Учителя положительно отзываются о таких учениках. Учебные способности высокие, степень принятия себя и других высокая. Такие ученики легко прошли период адаптации. В данном классе их 34,5%. Следовательно, данным ученикам свойственен творческий стиль адаптации.

5 стр., 2310 слов

По психологии (Стиль руководства коллективом, личные качества ...

... достижения максимального эффекта в групповой деятельности и общении». Наряду с руководителями, чьи стили взаимоотношений с людьми в процессе труд

Таким образом, гипотеза нашего исследования доказана.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2001.

2.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983

3.Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 1997.

4.Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М.1996.

5.Боно Э. Учите вашего ребенка мыслить. Минск.1998.

6.Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1991.

7.Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? — М.: Знание, 1994.

8.Воликова Т. В. Учитель и семья. — Москва, 1987

9.Гейко В.А. «Роль семьи в развитии школьных успехов». // Начальная школа, №3, 1999, с. 60 – 61.

10.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Комплекс-Центр, 1993.

11.Гребенщиков И. В. Школа и семья. — Москва, 1985.

12.Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. — М.: Редакционно-издательский цент Консорциума “Социальное здоровье России”, 1995

13.Зимняя И.А.Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. И перераб. – М.: издательская корпорация «Логос», 1999

14.Ибрагимова В. Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса. // Начальная школа. — 1988, №10. — С. 57 — 60.

15.Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания. – М.: Советская Россия, 1983.

16.Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. – М.: Просвещение, 1990.

17.Коренева Е.Н. Ох уж эти первоклашки! Ярославль.1999.

18.Лернер П. «О жизненном самоопределении школьника». // Домашнее воспитание, №5,2002, c.2

19.Немов Р.С. Психология. Центр ВЛАДОС, 2000.

20.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.

М.: ТЦ «Сфера», 1999.

21.Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй ,школа! Адаптационные занятия с первоклашками: Практическая психология учителю./ Под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.

22.Подласый И. П. Педагогика т. 2 — Москва, 1999.

23.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996

24.Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. — 1985, № 9. — С. 19 — 21.

25.Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. — Москва, 1990.

26.Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка. Минск.1998.