Развитие словесно-логического запоминания у детей младшего школьного возраста

184 К КР Развитие словесно-логического запоминания у детей младшего школьного возраста

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости словесно-логического запоминания в младшем школьном возрасте 6

1.1 Память, общее психологическое понятие 6

1.2 Краткая характеристика младшего школьного возраста 7

1.3 Особенности развития памяти младшего школьника 17

1.4 Способы развития словесно-логического запоминания 21

Глава 2. Исследование эффективности развития словесно-логического запоминания у младших школьников 31

2.1 Цели и задачи экспериментальной работы 31

2.2 Изучение уровня развития памяти детей младшего школьного возраста 32

2.3 Упражнения на развитие словесно-логического запоминания 36

2.4 Результаты педагогических экспериментов и их анализ 42

Заключение 47

Список использованной литературы 49

Введение

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Младший школьный возраст является сензитивным: для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»; раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; усвоения социальных норм, нравственного развития; развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

4 стр., 1980 слов

Диагностика уровня развития словесно-логического мышления младших школьников

... развития словесно-логического мышления младших школьников; - Проанализировать данные, полученные при диагностике уровня развития словесно-логического мышления детей и оценить возможность влияния педагога или школьного психолога на развитие словесно-логического мышления младших ... с другом. Ведущая роль того или иного определяется задачами деятельности. · Абстракция - это мысленное отвлечение от каких- ...

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат [10;123].

Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 10 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.

Значение памяти определяется ее воздействием на психику человека, в процессе чего информация, получаемая из окружающего мира, запоминается, сохраняется и воспроизводится при необходимости. Память отвечает за социализацию ребенка через знакомство и сохранение общественного опыта, его применение и использование. Память отвечает за успешность обучения детей, т.к. определяет возможность запоминания и сохранения информации младшими школьниками.

Теоретическая актуальность проблемы, ее значимость позволила определить тему нашего исследования: «Развитие словесно-логического запоминания у детей младшего школьного возраста»

Цель работы: изучить эффективность развития словесно-логического запоминания у детей младшего школьного возраста путем использования специально организованных игр и упражнений.

Объект исследования: процесс запоминания.

Предмет исследования: способы словесно-логического запоминания.

Для достижения цели исследования нами были определены следующие задачи:

1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме работы;

2. охарактеризовать особенности памяти как познавательного процесса;

3. рассмотреть особенности развития памяти в младшем школьном возрасте;

4. определить необходимость словесно-логического запоминания;

5. доказать влияние специально организованных игр и упражнений на развитие словесно-логического запоминания младших школьников.

Методы исследования, применяемые в работе: анализ психолого-педагогической литературы; обобщение и систематизация материала, тестирование, моделирование.

Исследование проводилось на базе МОУ № 47 города Челябинска. В исследовании принимали участие младшие школьники, учащиеся 2 класса.

Практическая значимость исследования заключается в общении материала по проблеме развития словесно-логического запоминания детей младшего школьного возраста, определении условий для развития словесно-логического запоминания, разработке рекомендаций и подборе игровых упражнений, направленных на развитие словесно-логического запоминания.

7 стр., 3437 слов

Исследования города. Когнитивная карта городской среды

... по городу перечислял и кратко описывал хорошо запомнившиеся части города Изучая материалы исследования проведенного в трех городах К.Линч выделил пять элементов образа, с помощью которых ... проживал начальник НКВД Медведь, его все обходили стороной.В картах запечетлена и личная память – моя школа, институт, родной дом. Рис.5. Основные ориентиры выделенные испытуемыми в Петроградском ...

Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости словесно-логического запоминания в младшем школьном возрасте

1.1 Память, общее психологическое понятие

Память — способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая [23, c. 102].

Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющее повторное его использованиев деятельности или возвращение его в сферу сознания.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Основными функциями памяти называют три взаимосвязанных процесса:

Запоминание.

Сохранение.

Воспроизведение [16, c. 156].

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим[13, c. 125].

Исследования памяти междисциплинарны, т.к. в различных формах память встречаются на всех уровнях жизни, включая не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизм передачи наследственной информации. Таким образом, память, являясь одной из основных познавательных функций человека отвечает за работу других познавательных процессов, тем самым регулируя деятельность человека.

1.2 Краткая характеристика младшего школьного возраста……………

Заключение

Память младшего школьника — первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности.

В младшем школьном возрасте память претерпевает существенные изменения и приобретает ярко выраженный познавательный характер. Память ребенка все больше и больше приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Изменение функции памяти связано с тем, что значительно повышаются требования к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении различных задач на запоминание, возникающих в процессе школьной учебной деятельности. Теперь ребенок – школьник-первоклассник, и он должен многое запоминать – заучивать материал (начиная со стишков, и заканчивая в дальнейшем научными формулами), уметь пересказать его, и, главное, помнить заученный материал и уметь воспроизвести его в нужное время. И здесь важно сказать, что проблемы с запоминанием школьного материала оказывают отрицательное влияние на отношение ребенка к учебной деятельности, к самой школе.

15 стр., 7241 слов

Психологические особенности памяти детей дошкольного возраста

... составляющая - эмоциональная память ребенка, основанная на запоминании информации и ее усвоении, в виде эмоций. В процессе формирования сознания и развития образности мышления ребенка, память преобразуется в ... влияет на процессы развития памяти дошкольника. Развитие памяти дошкольника Рассуждения и теории о развитии памяти до сих пор порождают споры в педагогике и психологии. Разные точки зрения ...

Надо отметить, что у первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для самого ребенка сведения и события его жизни (эмоциональная память).

Таким образом, младший школьный возраст очень чувствителен и восприимчив для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Важным ее условием является учет индивидуальных характеристик ребенка. Также важно чтобы родители, учителя смогли рассказать ребенку о разных приемах запоминания и помочь ему в этом нелегком труде по овладению теми из них, которые окажутся наиболее эффективными для него.

Проведенное теоретическое исследование доказало, что чем лучше у ребенка развита память, тем лучше развиты у него процессы внимания, восприятия, воображения, осмысленность и правильность речи, мышление.

Экспериментальная работа позволила определить уровень развития памяти младших школьников, тем самым доказав значимость и актуальность развития памяти. Необходимость развития памяти определила разработку экспериментального плана работы с определением системы упражнений, направленных на развитие словесно-логического запоминания.

Предполагаем, что постоянное и целенаправленное использование данной системы будет способствовать развитию памяти, что в свою очередь положительно будет сказываться на общем уровне познавательного развития и уровне успешности ребенка в обучении.

Таким образом, цель, поставленная перед написанием работы, выполнена.

Список использованной литературы

1. Акимова М.К., Козлова В.Г. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии.- 1998.- N 6.-С.71-74.

2. Безруких М.М., Ефимова С.П. От чего зависит работоспособность ученика? // Начал.школа.- 1991. — N1.-С.4.

3. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе? // Начал.школа.-2001.- N 9.-С.10-13.

4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Под ред. И.В.Дубровина.-М.,1998. – 517 c/

5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М.: Профессиональное образование, 1994.

6. Волкова М.Г. Развитие способностей у детей – основа жизненного успеха.-М.,1989.- 123 с.

7. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. – М., 1992.

8. Гальперин И.Я. Управление познавательной деятельностью учащихся.-М.,1972.-262 с.

9. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. – Саратов, 1981.

10. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.- М.,1986.- 240 с.

11. Дубровина И. В.. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ООО ТЦ «Сфера», 1997

12. Зорина Л.Я., Лернер И.Я. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования.-М.,1998.-С.208 с.

13. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей.- М.,1996.-105 с.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... активности : темперамента, характера, восприятия, мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и ... эксперимент – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Тестирование ...

14. Конфедератов И.Я. Методы совершенствования учебного процесса в начальной школе.- М.,1976.-112 с.

15. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности.- М.,1971.-111 с.

16. Либицина М.И. Индивидуальный подход к учащимся младших классов в процессе самостоятельной работы: Дис.канд. пед. наук.- Л., 1950.- 198 с.

17. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М. «Институт практической психологии», 1997.

18. Лупан С.Л. Поверь в свое дитя. – М.: Сфера, 1993.

19. Мечнинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников.- М.,1989.-211 с.

20. Немов Р.С. Практическая психоогия.-М.,1990. – 382 c/

21. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.1. Общая психология. – М.: Просвещение — Владос, 1994.

22. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.2. Возрастная психология. – М.: Просвещение — Владос, 1994.

23. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. – М.: Просвещение, 1972.

24. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. – М., ТЦ «Сфера», 1997.

25. Проблемы формирования личности и индивидуальный подход к учащимся :Сб.статей / Под ред. А.И.Липкиной и В.Г.Ягунковой.-М.,1964. – 150 c/

26. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у 6 – летних детей. // Дошкольное воспитание.- 1989. — №3.

27. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем., В 4-х томах. Т.2.-М.: Генезис,1998.- 160с.

28. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991.

29. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребенка думать и говорить. – М.: Просвещение, 1991.

30. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб.: «Питер», 2000.

31. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М., 1995.

32. Шамова Т.И. Активизация учения школьников.- М.,2002.-209 с.

33. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике.-М.,1971. – 198 с.

34. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1968.

35. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995.

Приложение 1

Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе развития памяти

Игра 1. «Полслова за вами»

Цель: Развивать речь, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.

……….