Особенности стиля мышления у старших школьников

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КУРСОВАЯ титульный лист возьмите у лаборанта на кафедре и оформите правильно

специальность 050706 «Педагогика и практическая психология»

Исполнитель:

студентка 2 курса очной формы обучения

академии педагогики и

психологии

отделения психологического образования

Казаринова Д. Н.

Научный руководитель:

Тушнова Юлия Андреевна

Ростов – на – Дону

2015г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические аспекты стилевого подхода в психологии:…………………………………………………………………5

1.1.Становление стилевого подхода в психологии………………………………………………………….…5

1.2.Изучение познавательных стилей в психологии……………………………………………………….……….10

1.3.Когнитивный стиль……………………………………………………………………..…12

Глава II. Теоретические аспекты исследования стилей мышления в психологии:………………………………………………………………..15

2.1.Понятие «стиль мышления»…………………………………………………………………15

2.2. Классификация стилей мышления…………………………………………………………….…….16

2.3.Исследование стилей мышления в старшем школьном возрасте……………………………………………………………………..18

Заключение…………………………………………………………………24

Список литературы……………………..………………………………………….25

Введение

Актуальность. В настоящее время, в период минимальных требований и большого выбора, у старшего школьника возникает кризис неопределенности своего жизненного пути.

Эта проблема с каждым годом становится все острее, и не так далек тот день, когда она станет краеугольной, требующая незамедлительного решения.

Изучая вопрос о стиле мышления, в частности его особенности, мы, в перспективе, можем максимально понизить уровень возникающего стресса у старших школьников в их ответственный период.

7 стр., 3497 слов

Психология индивидуального стиля управления

... автократа характерен недостаток уважения к окружающим. психология индивидуальный стиль управление Демократический стиль - в отличие от автократического, ... на три группы. Во главе каждой группы стоял взрослый, демонстрировавший разные стили руководства, для простоты названные ... стиле, но имела более низкую мотивацию, оригинальность действий и дружелюбие. В таких группах отсутствовало групповое мышление, ...

Зная плюсы и минусы стиля мышления, мы в силах развить многогранную личность, воздействовать профилактически на психическое состояние ученика, а также находить наиболее оптимальную профессию под индивидуальный стиль ученика, то есть помочь в выборе Высшего Учебного Заведения.

Эти и многие другие аргументы, словно кирпичи, становятся в основание фундамента «полагать», что данная тема актуальна.

Цель исследования: изучение теоретических и прикладных психологических исследований по проблеме стиля мышления в старшем школьном возрасте.

Объект: теоретические и прикладные исследований стиля мышления в психологии.

Предмет: теоретические и прикладные исследования стиля мышления у старших школьников в психологии.

Гипотезы: проблема стиля мышления является достаточно разработанной в психологии, эмпирические исследования стиля мышления в старшем школьном возрасте, представленные в современной науке, показывают актуальность данного вопроса.

Задачи:

1.Изучить теоретические аспекты стилевого подхода в психологии:

  1. Ознакомиться со становлением стилевого подхода в психологии;
  2. Рассмотреть познавательные стили;
  3. Раскрыть понятие когнитивный стиль и его классификацию.

2. Теоретические аспекты исследования стилей мышления в психологии;

2.1 Ознакомиться с понятием «стиль мышления»;

2.2 Раскрыть классификацию стилей мышления;

2.3 Рассмотреть итоги исследований особенности стиля мышления.

Глава I. «Теоретические аспекты стилевого подхода в психологии»: «Становление стилевого подхода в психологии»

Разными авторами понятие «стиль» раскрывается по-разному: В энциклопедических словарях выделяют два значения этого слова:

1) как индивидуально-специфический способ поведения, другими словами характеристика процесса деятельности;

2) как ряд отличительных черт творчества определенного автора, т.е. характеристика продукта деятельности.

По мнению Гёте — стиль это «проявление высших свойств индивидуальности человека».

В философских источниках понятие «стиль» рассматривается, как характерная манера поведения.

Одним из первых понятие «стиль» использовал Адлер в своей концепции о неполноценности. Человек, у которого нет возможностей реализовать свои потребности, прибегает к различным жизненным стилям деятельности, которые компенсируют, выравнивают его внутреннее напряжение.

Г. Олпорт (1937).

Стиль — это способы реализации целей и мотивов, к которым приближена личность в силу своих индивидуальных особенностей (поэтому «стилем» являются разные личностные черты, начиная с избирательности восприятия и заканчивая уровнем общительности).

8 стр., 3590 слов

Характеристика индивидуальных стилей мышления

... часто тайно, одаренностью (увы, не всегда признаваемой другими).   2. Идеалистический стиль мышления (идеалист) - проявляется как склонность к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального ... компетентностью, знанием и пониманием всех сторон любой ситуации.   5. Рационалистический стиль мышления (реалист) - человек ориентирован только на признание фактов. Для него реальным ...

Зрелость стиля, по Олпорту, — это свидетельство способности личности к самореализации, что, соответственно, предполагает высокий уровень психической организации «Я».

Понятие «стиль», по мнению Холодной, рассматривается как: «свидетельство некоторой уникальности, выделенное из множества других людей; это тот шарм, наличие которого безоговорочно характеризует обладателя стиля (в одежде, манере поведения, художественном мастерстве либо научном творчестве) как человека с высоким уровнем душевной организации.»[4 стр.67]. По ее утверждению: «найти свой стиль и уметь его поддерживать — это свидетельство таланта и личного мужества, это всегда знак индивидуальности».

В своей работе М.А. Холодная [4] выделяет три этапа становления значения термина «стиль» и соответственно стилевого подхода:

I. Стиль рассматривался в рамках психологии личности для описания индивидуально-своеобразных способов взаимодействия человека со своим социальным окружением;

М.А. Холодная, изучая работы А. Адлера, Г. Олпорта и др. приходит к тому, что с помощью термина «стиль» рассматривается сам факт существования индивидуальных различий. Дальнейшее развитие стилевых представлений она связывает с направлением «Новый взгляд», в концепции которого индивидуальные различия (в основном в познавательной сфере) впервые стали предметом специального изучения.

Было экспериментально показано, что индивидуальные «ошибки» восприятия — это не просто индивидуальные различия, но, следствие действия некоторых базовых психологических факторов, в частности, в виде явления «перцептивной защиты».

II. Приходится на 50-60-е годы XX века и характеризуется использованием понятия «стиля» для рассмотрения индивидуальных различий в способах познания своего окружения.

В работах американских психологов на передний план выходит исследование индивидуальных особенностей восприятия, анализа, структурирования и категоризации информации, обозначенных термином «когнитивные стили».

В отечественную психологическую литературу термин «когнитивный стиль» перешел из зарубежной литературы, и так как он устоялся, мы будем его в дальнейшем использовать.

В рамках второго этапа стилевого подхода рассказывается об индивидуальных различиях в способах переработки информации личностью о своем окружении, или собственно когнитивных стилях как об особенной разновидности познавательных стилей, под которыми следует понимать индивидуально — своеобразные способы рассмотрения реальности.

Термин «когнитивный стиль» использовался для спецификации особого рода индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности, которые принципиально отграничивались от индивидуальных различий в успешности интеллектуальной деятельности, описываемыми традиционными теориями интеллекта.

III. Начало этого этапа может быть приурочено к 80-м годам прошлого столетия, различается тенденцией к обобщению понятия «стиль». Понятие когнитивного стиля расширяется засчет появления новых стилевых понятий, таких как «стиль мышления», «эпистемологические стили» и «стиль учения».

17 стр., 8303 слов

Индивидуальный стиль деятельности педагога

... и приложения. 1. Индивидуальный стиль деятельности: теоретические аспекты проблемы 1.1 Базовые понятия: стиль, индивидуальность, индивидуальный стиль Ядро теоретической концепции формирования индивидуального стиля деятельности образуют основные категории: стиль и индивидуальность. Прежде всего, определимся с понятием «стиль». Понятие стиль имеет статус ...

Следует заметить и появление стилевых метапонятий, замещающих все множество описанных на данный момент конкретных когнитивных стилей: аналитичность – синтетичность; артикулированность – глобальность; образность – вербальность и целостность – детальность и т.п.

Более того, понятие «стиля» начинает применяться ко всем сферам психической активности.

Таким образом, в рамках третьего этапа развития стилевого подхода наблюдается фактическое отождествление стиля с индивидуальными различиями в психической деятельности. Однако, если стили — это всегда индивидуальные различия, то индивидуальные различия далеко не всегда являются стилями, т.е. при изучении определенного стиля следует разграничивать эти понятия.

В дальнейшем понятие «стиль» начинает применяться ко всем сферам психической активности. Так, за последние 20 лет появились отечественные исследования: “стиля совладания со сложными жизненными ситуациями” (Либина, 1996), “оценочного стиля” (Безносов, 1982), “стиля педагогического общения” (Корошаев, Тамбовцева, 1990), “стиля психической деятельности дошкольника” (Стеценко, 1983), “стиля жизни личности” (Злобина, 1982), “эмоционального стиля” (Дорфман, 1989), “стиля активности” (Вяткин, 1992), “стиля саморегуляции деятельности” (Моросанова, 1998).

Вывод:

Понятие «стиль» имеет много сторон, как философской, так и психологической. Большое внимание этому понятию уделила внимание Холодная М.А.. Она разделила на три этапа процесс становления самого понятия так таковой:

На первом этапе понятие «стиль» имело скорее качественное значение; при этом внимание исследователей акцентировалось на важности индивидуализированных аспектов поведения. Характерно, что стиль, трактуемый как личностное свойство, рассматривался в качестве выявления высших уровней психического развития индивидуальности;

Отличительной чертой второго этапа является переход на определения когнитивных стилей, когда то или иное стилевое свойство определяется через процедуру его измерения. В итоге стилевые исследования оказались «инструментально привязанными». Это обстоятельство привело к серьезным противоречиям на эмпирическом уровне, и в конечном счете к разрушению идеологических основ традиционного стилевого подхода.

Третий этап в рассмотрении понятия “стиль” в психологии можно охарактеризовать фактическим отождествлением стиля с индивидуальными различиями в психической деятельности.

1.2. Изучение познавательных стилей в психологии

Позновательные стили − это индивидуально-своеобразные формы познавательного отношения к окружающему миру и самому себе как субъекту познавательной деятельности. Так Дж. Росс отмечал, что у каждого человека существует некоторое субъективное пространство, в рамках которого он переживает события и которое может быть описано тремя измерениями (полюса этих измерений фактически характеризуют присущий данной личности стиль познавательного отношения к происходящему):

1) степень концептуализации (события переживаются как дифференцированные на части, опыт быстро оформляется в слова и легко коммуницируется, суждения дискурсивны и обоснованны − события переживаются как недифференцированное целое, знания с трудом вербализуются и коммуницируются, доминируют интуитивные догадки);

6 стр., 2579 слов

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...

... в специфических ситуациях стресса (например, болезнь, боль, потеря работы и т.д.). Исследователей другого, интраиндивидуального, подхода интересуют стили совладающего поведения, в основе которых лежат ... исследовании поведения действием. Современные отечественные и западные авторы предлагают улучшить ситуацию при помощи учета следующих факторов: создание надежного и чувствительного инструмента ...

2) степень теоретизации (опора на систему идей − наблюдение, опора на комплекс фактов);

3) степень экстенсивности (охват множества фактов, идей, многообразные интересы, анализ небольшого числа фактов, идей, концентрированные интересы).

В одной из статей [6] высказывается предположение, что индивидуальные представления о мире есть функция «психоэпистемологического профиля» личности. То есть, существует три базовых способа мышления, на основе которых образуются разные «образы мира»: эмпиризм, рационализм и метафоризм.

1. Эмпиризм − это стиль познания, который характеризует личность, чье мнение на действительность разграничена восприятием и конкретно-образным опытом. Эмпирик привержен подтверждать свои убеждения засчет постановки вопросов о фактах, надежности наблюдений, тщательности измерений.

2. Рационализм − это стиль познания, который выражается в построении широких понятийных «теорий». Адекватность собственных идей оценивается на основе логических выводов и обоснований, при этом критерием надежности индивидуального образа мира является его логическая устойчивость.

3. Метафоризм — это стиль познания, отличающий человека со стремлением к разнообразию впечатлений, комбинированию отдаленных областей знаний. Характерна предрасположенность к символизации и глобальности понимания происходящего. Проверка надежности индивидуального образа мира осуществляется в терминах интуиции.

Вывод:

Каждый человек видит мир сквозь свой субъективный опыт, в котором заключается определенная познавательная концепция, т.е. свой стиль. Его делят на три группы, которые отличаются как качеством взгляда, так и способом проверки надежности своей установки.

1.3. Когнитивный стиль

Когнитивный стиль — это термин, используемый  для обозначения постоянных характеристик того, как различные люди воспринимают, думают и запоминают информацию, или предпочтительного для них способа решения проблем.

В основе этого стиля лежит понятие «образа мира» как общности всего многообразия опыта, представлений, чувственных образов, сложившихся у ученика. Оно характеризует особенности индивидуального смыслового поля, с помощью которого человек отражает окружающий мир, и выступает в качестве ориентировочной основы его поведения.

По мнению психологов, в представлении когнитивного стиля «дифференциальность-интегральностъ» можно выделить три параметра:

• теоретичность;

• эмоциональность;

• действенность.

Следует выделить шесть типов стилей: интегрально — теоретический, дифференциально-теоретический, интегрально — деятельностный, интегрально – эмоциональный, дифференционально-эмоциональный и дифференционально-деятельностный при этом можно вычеркнуть наличие смешанных подтипов.

Для учеников с интегральными стилями эффективна опора на технологии обучения, достроенные по принципу восхождения от абстрактного к конкретному, от общего к частному, но ученикам дифференциального стиля — обучение должно строиться, от частного к общему.

Для учеников с теоретическими стилями — обучение должно быть направлено на логико-формализованное, обобщенное освоение материала либо на основе его целостного познания, либо на основе ступенчатого, последовательного познания, но для учеников с деятельностными стилями необходимо строить обучение с опорой на собственную познавательную активность с использованием дискуссий, работы в парах и т.д.

6 стр., 2726 слов

ПсихологическиЙ АНАЛИЗ стилЯ принятия решений

... стиль принятия решений, когнитивный стиль, стиль деятельности. У роботі розглядаються структура і основні компоненти стилю ухвалення рішень особистістю професіонала. Дається порівняльний підходів до вивчення стилів: стилю ухвалення рішень, когнітивного стилю, індивідуального стилю ... связаны с актуализацией принятия решения. Когнитивные стили оцениваются в ходе решения человеком познавательных задач, ...

Ученикам с эмоциональным стилем необходима эмоционально насыщенная форма подачи знаний, привлечение сюжетных задач, образных моделей, которые активизируют оперирование чувственными представлениями.

Для каждого из стилей можно выделить те учебные предметы, в которых будут наиболее успешны ученики с данным стилем. Например, ученики с дифференциально-деятельностным стилем наиболее продуктивны при изучении географии, биологии, истории;

дифференциально-эмоциональным стилем – в изучении литературы и дисциплин художественного цикла;

с интегрально-теоретическим стилем — в изучении дисциплин физико-математического цикла и интегративных учебных дисциплин на стыке наук.

Когнитивный стиль классифицируют на:

  • поленезависимость — полезависимость;

Представители полезависимого стиля больше верят наглядным зрительным впечатлениям при оценке происходящего и с трудом преодолевают видимое поле при необходимости детализации и структурирования ситуации. Представители поленезависимого стиля, наоборот, полагаются на внутренний опыт и легко отстраиваются от влияния поля, быстро и точно выделяя деталь из целостной пространственной ситуации.

  • конкретность — абстрактность;

В основе конкретности-абстрактности лежат такие психологические процессы, как дифференциация и интеграция понятий. Полюс «конкретной концептуализации» характеризуется малой дифференциацией и недостаточной интеграцией понятий. Для «конкретных» индивидуумов типичны следующие психологические качества: зависимость от статуса и авторитета, склонность к черно-белому мышлению, нетерпимость к неопределенности, стереотипность решений, меньшая способность мыслить в терминах гипотетических ситуаций, ситуативный характер поведения и т. д. Напротив, полюс «абстрактной концептуализации» предполагает как высокую дифференциацию, так и высокую интеграцию понятий. Соответственно, для «абстрактных» индивидуумов характерна свобода от непосредственных свойств ситуации, прилегание на внутренний опыт в объяснении физического и социального мира, склонность к риску, гибкость, независимость, креативность и т. д.

  • сглаживание — заострение;

Индивидуальные различия, зафиксированные в этом когнитивном стиле, имеют отношение к особенностям хранения в памяти запоминаемого материала. У «сглаживателей» сохранение материала в памяти сопровождается его упрощением, потерей деталей, выпадением тех или иных фрагментов. Напротив, в памяти «заострителей» происходит выделение, подчеркивание специфических деталей запоминаемого материала. Впоследствии специально подчеркивалось, что данный стилевой параметр обнаруживает себя в условиях восприятия и запоминания последовательности стимулов, характеризуя, таким образом, чувствительность испытуемых к постепенно нарастающим различиям в ряду воспринимаемых воздействий.

  • ригидный — гибкий познавательный контроль;

Этот когнитивный стиль характеризует степень субъективной трудности в смене способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта. Ригидный контроль свидетельствует о трудностях в переходе от вербальных функций к сенсорно-перцептивным в силу низкой степени их автоматизации, тогда как гибкий — об относительной легкости такого перехода в силу высокой степени их автоматизации.

3 стр., 1227 слов

Совладание с трудными жизненными ситуациями

... выявляет использование стратегии поиска социальной поддержки). Д. Признаю свое поражение в этой ситуации и постараюсь впредь не допускать таких ошибок (выявляет использование стратегии принятия ответственности). ... типология. 1. Стратегия противостоящего совладания состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева в отношении того, что создало проблему. 2. ...

  • низкая — высокая толерантность к нереалистическому опыту;

Данный когнитивный стиль обнаруживает себя в неопределенных, двусмысленных ситуациях и характеризует меру принятия впечатлений, не соответствующих или даже противоречащих имеющимся у человека представлениям, которые он расценивает как правильные и очевидные. Толерантные субъекты оценивают опыт по их фактическим характеристикам, тогда как нетолерантные субъекты сопротивляются познавательному опыту, в котором исходные данные противоречат их наличным знаниям.

  • фокусирующий — сканирующий контроль;

Этот когнитивный стиль характеризует индивидуальные особенности распределения внимания, которые проявляются в степени широты охвата различных аспектов отображаемой ситуации, а также в степени учета ее релевантных и нерелевантных признаков. Соответственно, одни испытуемые оперативно распределяют внимание на множество аспектов ситуации, выделяя при этом ее объективные детали (полюс широкого, или сканирующего, контроля).

Внимание других испытуемых, напротив, оказывается поверхностным и фрагментарным, при этом оно фиксирует явные, бросающиеся в глаза характеристики ситуации (полюс узкого, или фокусирующего, контроля).

  • импульсивность — рефлективность;

Люди с импульсивным стилем быстро выдвигают гипотезы в ситуации альтернативного выбора, при этом они допускают много ошибочных решений в идентификации перцептивных объектов. Для людей с рефлективным стилем, напротив, характерен более замедленный темп принятия решения в подобной ситуации, соответственно они допускают мало ошибок при идентификации перцептивных объектов в силу их тщательного предварительного анализа.

  • узкий — широкий диапазон эквивалентности;

Представители полюса узкого диапазона эквивалентности (аналитического стиля) склонны ориентироваться на различия объектов, обращая внимание главным образом на их детали и отличительные признаки. Представители полюса широкого диапазона эквивалентности (синтетического стиля), напротив, склонны ориентироваться на сходство объектов, классифицируя их с учетом некоторых обобщенных категориальных оснований.

  • когнитивная простота — сложность;

Одни люди понимают и интерпретируют происходящее в упрощенной форме на основе фиксации ограниченного набора сведений (полюс когнитивной простоты).

Другие, напротив, склонны создавать многомерную модель реальности, выделяя в ней множество взаимосвязанных сторон (полюс когнитивной сложности).

Вывод:

Благодаря изучению когнитивных стилей, мы теперь можем прогнозировать успехи ученика в конкретных предметах. К тому же, имея полную «карту» когниций ученика, мы можем сформировать многогранную личность, способную к освоению любой информации.

Глава II. Теоретические аспекты исследования стилей мышления в психологии:

2.1 Понятие «стиль мышления».

Стиль мышления − это индивидуально-своеобразные варианты выявления и формулирования проблемной ситуации, а также способы нахождения средств ее разрешения. Факты свидетельствуют, что разные люди в одном и том же проблемном поле видят неодинаковые проблемы и различные методы их решения.

3 стр., 1116 слов

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности

... и иные факторы, формирующие индивидуальный стиль профессиональной деятельности. Осуществление профессиональной деятельности Во время осуществления профессиональной деятельности можно проследить индивидуальный стиль поведения у каждого человека. ... и специализации, и в течении жизни не изменяют индивидуальный стиль деятельности, ригидны и мало увеличивая свою продуктивность, то вторые имеют ...

В отечественной психологии, благодаря методу «креативного поля» Д.Б.Богоявленская [8] выделила три качественно разных уровня интеллектуальной деятельности:

стимульно-продуктивный (решение задачи в рамках заданного или первоначально найденного способа решения),

эвристический (поиск новых, отличных от уже найденного способов решения проблемы)

креативный (выход за пределы заданных условий исходной проблемы).

Анализ стилей мышления показывает, что способности (что человек может сделать) и стили (как человек склонен использовать свои способности) имеют определенные единые механизмы, обусловливающие продуктивность интеллектуальной деятельности.

Тем не менее, идея, высказанная Стернбергом, [5] о том, что люди используют имеющиеся у них способности разными способами, безусловно, заслуживает внимания. Фактически в исследовании американского ученого речь идет о специализации способностей, которая проявляется в формировании индивидуально-своеобразных способов постановки и решения проблем. Присущий человеку стиль постановки и решения проблем проявляется в определенном балансе со всеми другими видами познавательных стилей.

Вывод: В этом параграфе мы узнаем о самом понятии «стиль мышления», а так же о его особенностях в рамках каждого индивида. Надо понимать, что стиль мышления отвечает за сам способ реализации способностей.

2.2.Классификация стилей мышления

Необходимо иметь в виду, что выраженность стиля мышления (или интеллектуального стиля) будет в значительной степени зависеть от меры самостоятельности и творческого подхода человека к стоящей перед ним проблеме. Если брать за основу этот критерий, то можно выделить следующую иерархию стилей постановки и решения проблем, включающую пять основных стилей:

• адаптивный (поиск разрешения выявленной кем-либо проблемы с применением ранее освоенных способов деятельности; предпочтение алгоритмических приемов интеллектуальной работы либо − в случае их отсутствия − метода проб и ошибок);

• эвристический (поиск новых путей решения задач);

• исследовательский (самостоятельное формирование целей собственной деятельности с ориентацией на сбор информации по широкому спектру проблемного поля и опорой на различные − в том числе альтернативные − варианты анализа проблемы);

• инновационный (создание объективно новых идей);

• смыслопорождающий (ориентация на работу со смыслами по отношению к существующим понятиям, традиционным подходам и т. П. с последующим радикальным изменением уровня и типа понимания соответствующей проблемной области в режиме смены интеллектуальной или культурной парадигмы).

15 стр., 7048 слов

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

... темперамента как понятия: его типов, свойств, влияния на личность и индивидуальный стиль деятельности. Для выполнения намеченной цели необходимо решить следующие задачи: подобрать соответствующую теме ... обоснование темперамента, его типов, свойств, связи темперамента с личностью и индивидуальным стилем деятельности, но обоснования каждого из них своеобразны. Мне очень понравилась книга Батаршева ...

Выделенные Р. Стернбергом [5] стили мышления могут быть синтезированы вокруг вышеперечисленных основных стилей постановки и разрешения проблем следующим образом:

— адаптивный (референтами являются исполнительный, монархический, локальный, консервативный, внешний стили мышления);

— эвристический (олигархический, либеральный);

— исследовательский (оценочный, иерархический);

— инновационный (законодательный);

— смыслопорождающий (анархический, глобальный, внутренний).

Вывод: В первую очередь нужно выделить тот факт, что главным критерием классификации стиля мышления служит мера самостоятельности и творческого подхода.

  1. «Исследование стилей мышления в старшем школьном возрасте»

В работе Молохиной Г.А. [2] была проанализирована связь инициативного стиля мышления и способности к прогнозированию у старших школьников. Данная проблема объединяет в себе две предметные области – стиль мышления и прогностические способности.

Проведенный теоретический анализ позволил сделать предположение, что способность прогнозирования связана с выраженностью инициативного стиля мышления у старших школьников. В исследовании приняли участие старшеклассники 16-17 лет общеобразовательных школ г. Ростова-на-Дону в количестве 68 человек.

Для исследования стиля мышления использовалась методика «Стиль мышления» А.К. Белоусовой [1]. В процессе исследования стиля мышления нами были получены следующие результаты, позволяющие построить профиль стиля мышления старших школьников (рисунок 1).

В профиле стиля мышления (см. рисунок 1) доминирует практический стиль мышления (23,32).

Вторую позицию занимает управленческий стиль мышления (22,47), далее следуют критический (21,19) и инициативный (19,81) стили мышления. Расчет критерия Т-Вилксона показал, что в профиле стиля мышления старшеклассников существуют значимые различия ( ≤ 0,01) в представленности инициативного стиля мышления и остальных стилей (критического, управленческого и практического).

Рисунок 1. Профиль стиля мышления в юношеском возрасте. Инициативный стиль мышления занимает последнюю позицию в профиле, выработка новых гипотез не характерна для старшеклассников. На предпоследнем месте следует критический стиль мышления, т.е. активность в отсеве информации также не является направляющей в мышлении старшеклассников. Доминирует в профиле практический стиль мышления. В старшем школьном возрасте важными являются непосредственные, реальные преобразования на практике, в то время как генерация новых идей, гипотез, предположений не представляет большой значимости. Также следует отметить, что представленность управленческого стиля мышления и функции смыслопередачи оказывает значительное влияние на формирование профиля стиля мышления в старшем подростковом возрасте и может быть связана с системой отношений, складывающаяся у старшеклассников как со взрослыми, так и со сверстникам, в рамках которой реализуется стремление утвердиться в референтной группе, и под влиянием которой происходит развитие самосознания и формирование самооценки [1].

Так, благодаря исследованиям Молохиной, теперь мы знаем, что в старшем школьном возрасте преобладает инициативный стиль мышления.

Белоусова в своей работе говорит, что инициативный стиль мышления характеризуется направленным поиском противоречий, обнаружением проблем и проявляется в способности выдвигать различные предположения и гипотезы. Самыми характерными для данного стиля являются попытки инициировать мышление, разобраться в проблеме, предварительно её обнаружив и осознав.

Доминирующий инициативный стиль в профиле стиля мышления предполагает наличие у студентов развитого интеллекта, уверенности в себе (шкала эгоистичности); взаимоотношения с окружающими характеризуются «независимо-доминирующем» типом межличностных отношений, сочетающегося с такими особенностями личности, как черты самодовольства, дистантность, эго-центричность, завышенный уровень притязаний, выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять обособленную позицию в группе. Доминантность здесь в меньшей степени обращена на общие с группой интересы и не проявляется стремлением вести людей за собой, заражая их своими идеями. Стиль мышления нешаблонный, творческий. Также, высокие показатели по инициативному стилю мышления связаны со спокойствием, невозмутимостью, уверенностью в себе и своих способностях, для таких людей не характерны беспокойство, самобичевание, чувствительность к одобрению окружающих, тревожность.

Вывод:

Благодаря исследованиям Молохиной, мы установили, что у старшеклассников в большей степени преобладает инициативный стиль мышления, в рамках юношеского возраста стили мышления видоизменяются в критический, управленческий и практический стиль.

Тем самым, особенностями инициативного стиля мышления являются: развитый интеллект, уверенность в себе, независимый тип межличностных отношений. Особенность личности с доминирующим типом инициативного стиля являются самодовольность, дистантность, эго-центричность, завышенный уровень притязаний, но также спокойствие, невозмутимость.

Заключение

Понятие «стиль» имеет глубокие корни, в истории его формирования звучали такие фамилии как Гёте, Адлер, Олпорт, но большое внимание этому понятию уделила Холодная. Она смогла установить поэтапно процесс формирования данного понятия.

Так, на первом этапе понятие «стиль» имело скорее качественное значение. Стиль, трактуемый как личностное свойство, рассматривался в качестве выявления высших уровней психического развития индивидуальности;

Отличительной чертой второго этапа является переход на определения когнитивных стилей, когда то или иное стилевое свойство определяется через процедуру его измерения.

Третий этап в рассмотрении понятия “стиль” в психологии можно охарактеризовать фактическим отождествлением стиля с индивидуальными различиями в психической деятельности.

Каждый человек видит мир сквозь свой субъективный опыт, в котором заключается определенная познавательная концепция, т.е. свой стиль.

С помощью когнитивных стилей, мы теперь можем прогнозировать успехи ученика в конкретных предметах. К тому же, имея полную «карту» когниций ученика, мы можем сформировать многогранную личность, способную к освоению любой информации.

Надо понимать, что стиль мышления отвечает за сам способ реализации способностей. В первую очередь нужно выделить тот факт, что главным критерием классификации стиля мышления служит мера самостоятельности и творческого подхода.

У старшеклассников в большей степени преобладает инициативный стиль мышления, в рамках юношеского возраста стиль мышления видоизменяется в критический, управленческий и практический. Тем самым, особенностями инициативного стиля мышления являются: развитый интеллект, уверенность в себе, независимый тип межличностных отношений. Особенность личности с доминирующим типом инициативного стиля являются самодовольность, дистантность, эго-центричность, завышенный уровень притязаний, но также спокойствие, невозмутимость.

Использованная литература

1 Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2002. 360 с.

2 Молохина Г.А. Возрастные и гендерные особенности стиля мышления студентов: дис. … канд. психол. наук. РостовнаДону, 2010. 180 с.

3 Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003. 352 с.

4 Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования

5 Стернберг, Роберт. Практический интеллект = Practical Intelligence in Everyday Life. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.

6 Познавательные стили статья

7. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума

8. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей 

9 Алексеев А.А., Громова Л.А. Пойми меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. – СПб.: Экономическая школа, 1993. — 352 с.

10 Ануфриев А.Ф. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина // Вопросы психологии. – 1994. – No2.– С. 123–131.

11 Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. – М.: «Ось-89», 2006. – 192 с.

12 Ачина А.В. Возможности формирования компонентов психодиагностической деятельности у студентов-психологов в процессе опытно-экспериментальной программы // Российский психологический журнал. – 2012. – Т. 9. – No2. – С. 70–77.

13 Белоусова А.К. Разработка теста для диагностики стиля мышления // Сб. научных статей. Актуальные проблемы психологической диагностики. – Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2001. – С. 88–104.

14 Вербицкий A.A. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 84 с.

15 Костромина С.Н. Современная психодиагностика: система основных понятий: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбГУ, 2006. – 160 с.

16 Стернберг Р. Триархическая теория интеллекта // Иностранная психология. – 1996. – No 6. – С.54–61.

17  Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. Ростов н/Д: Из-во РГПУ, 2002. 
 18 Белоусова А.К., Пищик В.И., Синченко Т.Ю., Молохина Г.А. Стиль мышления: психодиагностика и возрастная психология. Ростов н/Д: Из-во ЮРГИ, 2007. 
 19 Белоусова А.К., Молохина Г.А. Гендерные различия в стиле мышления старшеклассников: Материалы III Национальной научно-практической конференции. «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты». Т. 2. М., 2006. 


20 Бем С.Л. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: РОССПЭН, 2004.
 21 Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. №1. 2005. 
 22 Шапарь В.Б., Шапарь О.В. Практическая психология. Проективные методики. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 


28