Марина Холодная «Психология интеллекта»

Общая психология 2014.04.16

Тема:Метакогнитивная регуляция, задатки, способности, склонности, интеллект

В феноменологии когнитивных стилей соединяются собственно когнитивные феномены работы с информацией и личностные – индивидуальные особенности человека, ее / его история, привычки. Когнитивный стиль – пограничная область между интеллектом и личностью, индивидуальностью. Интеллект никогда не работает сам по себе как набор умственных умений. Интеллект работает под сильным контролем и влиянием личности, что видно в когнитивном стиле – проявлении ума во всей индивидуальности человека, которая вмещает больше, чем отдельные познавательные функции.

«Ум личностен» – выражение психологов. Ум принадлежит конкретному человеку с ее / его особенностями и никогда не работает сам по себе. Личность всегда опосредует процесс, всегда является буфером между интеллектуальными характеристиками и результатами.

Личность как фильтр может работать по-разному. Иногда она подталкивает, подстегивает, стимулирует собственный интеллект человека (хорошие природные способности, хорошее образование).

Личность развивается, бросает вызов и держит себя в тонусе. Если личность стремится, несмотря ни на что, добиться умственных успехов, она может и невысокий интеллект вывести на довольно хороший уровень. Но чаще изначально с интеллектом все в порядке (хорошие наследственность, семейное и школьное воспитание), а личность работает как диверсант – все время «совершает гадости»: не верит в собственные силы, обладает кучей интеллектуальных страхов, ленью, не задействует исходные ресурсы. «Хорошая у тебя голова, жаль только дураку досталась» – поговорка, обозначающая, что хорошие возможности не используются так, как могли бы.

Метакогнитивная регуляция – способность субъекта осознавать особенности протекания собственной интеллектуальной деятельности, оценивать и контролировать ее ход.

Человек с хорошей МКР легко осознает свои умственные особенности. К примеру, он(а) знает, что память у нее / него достаточно хорошая, поэтому активно пользуется ею, что приводит к успеху; а внимание – плохое, поэтому прикладывает усилия, чтобы работу при участии внимания вывести в конструктивное русло. Человек знает, какой вид умственной деятельности он(а) предпочитает, способна в процессе умственной работы сделать паузу, оценить ход рассуждений, и если он непродуктивный – переключиться на другой способ думанья.

3 стр., 1112 слов

С точки зрения социологии, личностью является каждый человек, ...

... самими людьми. Индивид – отдельный представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями, т.е. темпераментом, характером, способностями, спецификой памяти, чувств и др. Личность–относительно ... и социально-моральной оценки деятельности индивида (запреты, нормы, правила). Личность – человек, стремящийся к удовольствию, общество – система запретов на пути этого ...

У человека есть способность осознанно поменять когнитивный стиль (несмотря на то, что КС – устойчивая характеристика).

Например, вы знаете, что по природе импульсивная, и это часто приводит к проколам. Если для выполнения задачи нужно задействовать рефлективный стиль, то любая взрослая может приложить усилия и заставить работать себя в необычный, «неудобный» способ и преуспеть в этом.

Одна из самых сложных вещей в познавательных возможностях человека – критически оценивать результат своего умственного действия, подвергать его сомнению, проверять. Допустим, вы решаете интеллектуальную задачу, которая отнимает у вас много сил и на которую тратится много времени. Решение найдено. Вы довольны – есть хоть какой-то результат, он ваш (ко всему своему люди склонны привязываться и переоценивать).

Но вот вы подвергаете результат критической оценке – и оказывается, что найденный вариант не самый идеальный, его надо улучшать, а, быть может, он вообще неточный и неверный. Если обнаруживается, что итог умственной деятельности неудовлетворителен, надо с проверки результата вернуться на прежнюю стадию решения. При этом мышление – процесс энергоемкий. Люди часто предпочитают не думать до тех пор, как ситуация это позволяет. Если вы чувствуете, что, выполняя задачу, истощились, устали, то невыгодно проверять результат на прочность, а лучше признать его удовлетворительным – субъективно оправдать результат мышления. Многие люди так делают. Это – проявление дефицита МКР. Полноценно созревает МКР к концу старшеподросткового возраста.

Когнитивные стили как метакогнитивные способности – когнитивные явления более высокого порядка, организующие индивидуальность человека, составляющие портрет его умственного многообразия.

Способности – индивидуально-психологические особенности, отличающие одну человека от другой, отвечающие за успешность выполнения деятельности, при этом несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивающие легкость приобретения новых способов деятельности.

Способности – отношение продуктивности деятельности к ее цене. Продуктивность – качество продукта, цена – усилия и сложности, количество энергии, потраченной на достижение цели.

Способности появляются из задатков. Задатки – врожденная биологическая основа способностей. Для баскетболиста хорошие задатки – высокий рост и прыгучесть. Для музыканта – абсолютный слух, гибкие пальцы. Для вокалиста – сильный красивый голос. Для спортсмена – выносливость, сила. Для художника – тонко работающий зрительный аппарат.

Для того, чтобы задатки превратились в способности, одного факта их наличия недостаточно. Способности и проявляются, и развиваются в деятельности. Понятие деятельности было центральным в советской психологии. Пока человек не начнет что-то делать, сложно сказать, есть ли у нее / него способности к этому. Способности находятся в тесной связи с личностью.

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

... Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ... Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. ...

«Я могу делать что-то, вызывающее положительное подкрепление других» – так выводы личности касательно ее задатков влияют на формирование склонности. Склонность – устойчивое предпочтение какого-то из видов деятельности (также понятие, относящееся к сфере личности).

Человек отождествляет себя с деятельностью, находит в ней смысл, радость, хочет заниматься ею не для чего-то, а по факту, потому что это очень здорово.

Идеальная модель – способности и склонности совпадают, а среда поддерживает их. В реальности бывает не так. Если нет способностей, но есть страсть к занятию – это не препятствие: человек может добиться довольно выдающихся результатов, если приложит много усилий. Бывает и так, что способности на основе задатков проявляются очень ярко вопреки условиям среды. Классический пример – Майя Плисецкая. В среднем балетные способности проявляются рано, важно не упустить момент и тут же начать их развивать – каждый год дорог, карьера в балете коротка, дееспособный возраст – 16 лет. Важен возраст 7-10 лет, когда мастерство интенсивно прибывает. Из-за Великой Отечественной войны Майя не занималась профессиональной хореографией стабильно лет до 12-14. Любой теоретик скажет, что в 14 лет о балете можно забыть. Но Майя, несмотря на неблагоприятные обстоятельства среды, развила способности.

Способности есть общие и специальные. Не все соглашаются с этим разделением. Оно не настолько четкое, как звучит, но классическое, поэтому его надо рассмотреть.

Общие способности – предрасположенность человека быть успешным в очень широком спектре разных занятий, даже непохожих друг на друга. Общая одаренность – способности ко всему сразу, на высоком уровне проявленные (результаты выше среднего добиваются с легкостью).

Такие люди часто становятся классическими отличниками. Люди, у которых хорошо развиты общие способности, могут не обладать конкретным любимым делом – им тяжело обнаружить что-то, что единственно их привлекает, их разбрасывает, они страдают от того, что у них очень мозаичная жизнь.

Специальные способности – специализированные качества. К ним обычно относят музыкальные, балетные, спортивные, художественные (рисование), конструкторские способности – что-то, что связано с очень специфическим делом. В каком-то типе деятельности способности проявляются на высоком уровне, а в остальных делах человек «звезд с неба не хватает». Пример точечной одаренности – ситуация, когда гениальная математик плохо успевает по всем остальным предметам. Иные специалисты считают, что вряд ли так может быть: если у человека в одном виде занятий определенная одаренность присутствует, он(а) не может быть неудачником во всем остальном. Специальные способности должен обеспечивать какой-то уровень общих способностей.

Рекомендуемая литература:

Владимир Дружинин «Психология общих способностей»

Дружинин выделяет 3 способности:

  • Интеллект – умение решать задачи на основе имеющегося опыта.
  • Обучаемость – легкость, с которой человек приобретает новые знания, умения, навыки. Люди и животные делятся на высокообучаемых и низкообучаемых. Высокообучаемые, как правило, более успешны: им достаточно один раз показать или объяснить что-то, чтобы они начали пользоваться новыми знаниями для повышения уровня жизни. Низкообучаемые с трудом овладевают новыми формами деятельности.
  • Креативность – умение находить новые эффективные и простые способы решения задач.

Рекомендуемая литература:

6 стр., 2915 слов

Эмоциональный интеллект человека и умение управлять эмоциями

... явления? Какие особенности человека обеспечивают умение управлять эмоциями? В литературе существует два типа теорий ЭИ - смешанные модели и модели способностей. Смешанные модели объясняют ... эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация и независимость); 2) межличностный интеллект (эмпатия, межличностные отношения, социальная ответственность); 3) адаптация (разрешение проблем, ...

Марина Холодная «Психология интеллекта»

Идея, что интеллект можно измерять, появилась достаточно давно и с конца XIXвека начала завоевывать умы: если можно измерять человека как физическое тело, то ее / его умственные качества также пригодны к измерению подобным образом. Первый, кто работал в этом направлении – Френсис Гальтон. Он с концаXIXвека развивал идею, что можно померить, к примеру, тонкость цветоразличения, тактильную чувствительность, звуковую высотную чувствительность, объем оперативной памяти – незатейливый, но большой набор параметров, который косвенно будет мерой умственных способностей. Он конструировал приборы для измерения разных качеств.

Рекомендуемая литература:

Олег Тиходеев «Основы психогенетики»

Гальтон собрал информацию о самых выдающихся английских семействах, которые вносили значимый вклад в определенные сферы деятельности. Он изучил династии в политике, в науке и предположил, что некоторые таланты, в том числе умственные, наследуются.

В 1905 году французское министерство просвещения признало необходимым отдельно обучать более и менее способных детей в школе. Бине и Симон разработали инструмент для оценки уровня развития ума у детей – задания для детей разного возраста, которые различались по степени сложности. Задания разнотипные: посчитать, назвать по памяти несколько предметов, ответить на несколько вопросов, прочитать текст и пересказать. Бине и Симон провели измерения на широкой выборке, вывели нормы для каждого возраста и получили нормативы. Они ввели понятие «умственный возраст» – уровень заданий, с которыми справляется ребенок. Умственный возраст может быть выше / ниже биологического.

Шкалирование начало свое победоносное шествие по Америке. Тесты плотно вошли в человеческую жизнь: при приеме в школу и выпуске из нее, при поступлении в колледж, на работу, в армию. Считалось, что интеллектуально отстающие дети в будущем не будут вносить большого вклада в экономику, поэтому государство не было нацелено на то, чтобы развивать их.

Но тесты были непоказательны. Дети изначально могли показать низкий интеллект при приеме в школу по случайности (плохо выспались, болели, слишком сильно переживали).

Помещенные в интеллектуально обедненную среду на многие годы, они в свою очередь показывали закономерно низкие результаты при последующих (выпускных) тестах на измерение интеллекта, подтверждая теории взрослых об изначально низких способностях (самосбывающееся пророчество).

Высказывалась даже евгеническая идея стерилизовать людей с низким интеллектом, чтобы они не родили таких же детей. Но вовремя спохватились и выяснили, что тесты на интеллект не всегда коррелируют с реальными жизненными достижениями. Человек с высоким IQможет скатиться на социальное дно, а с низким – добиться серьезных результатов. В тестах на интеллект учитывается не только правильность, но и время, при этом продвигается идея, что хороший интеллект – быстрый интеллект. Тест на интеллект отсеивает интеллектуально продуктивных, но медленных людей.

3 стр., 1345 слов

ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ...

... Глава 1. Теоретический аспект эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 1.1. ... погружается в собственный внутренний мир, его способности к обучению притупляются, и эмоции ... субъективные) порой ярко окрашивают то, что человек воображает, мыслит, ощущает. Можно сказать, что ... Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов. ...

Терстоун – автор теории множественного интеллекта (многофакторной теории интеллекта).

Он открыто говорил, что интеллект не один, а их много. Каждый интеллект отвечает за свою сферу деятельности. Терстоун выделял, по разным данным, от семи первичных умственных способностей: интеллект – память, интеллект – восприятие, интеллект – вычисление, интеллект вербальный, интеллект – беглость мышления, интеллект – пространственные преобразования и т. д. Он полагал, что микроинтеллекты друг с другом не связаны и являются отдельными самостоятельными сторонами ума.

Главным оппонентом этой теории был Спирмен – автор двухфакторной теории. Многими его разработками психологи пользуются при подсчете результатов теста IQ. В результате многофакторного анализа результатов тестовIQ, проводимых на огромной выборке, оказалось, что все первичные умственные способности хорошо коррелируют друг с другом и укладываются в два фактора: факторGи факторS. Если человек успешна в одном виде заданий, то успешна и в пятом, и в десятом. За общей успешностью и общей неуспешностью стоит общий фактор, причина. За общую успешность отвечает факторG. ФакторS– индивидуальные влияния, не вошедшие в факторG.

Кэттелл, последователь Спирмена, дополнил теорию про общий фактор. Он предполагал, что в факторе Gесть два подвида: флюидный (текучий) интеллект и кристаллизованный интеллект. Кристаллизованный интеллект – результат социализации, обучения, образования. Это то, что налипает на нас в процессе жизни в культурной среде: знания, нормы, правила, выученные способы поведения, интеллектуальные навыки. Кристаллизированный интеллект важен, но не является показателем реальной умности. Текучий интеллект – настоящий, природный, не зависящий от культуры. Это активная преобразовательная сила, умение вне всяких правил и знаний гибко приспосабливаться к разным ситуациям, находить новые решения, менять среду.

У Терстоуна и теории многофакторного интеллекта также были приверженцы. Те, кто разрабатывали его идеи дальше, довели до абсурда идею про множественный интеллект: например, Гилфорд выделил 120 первичных умственных способностей и обосновал кубическую модель интеллекта. Маловероятно, чтобы в реальности разделялись и отличались друг от друга все 120 способностей.

Говард Гарднер считает, что у человека много разных интеллектов, каждый из которых отвечает за свою деятельность: музыкальный, телесный, внутриличностный и некоторые другие. До конца он не объясняет, что такое интеллект вообще.

Слабое место теорий – понимание того, какова начинка понятия «интеллект», что это по сути. Холодная предлагает свою собственную теорию интеллекта, где интеллект понимается как совокупность ментального опыта личности. Ментальное – квинтэссенция субъективного: все в жизни, что человек делал(а) своим умом, ее / его успехи и неуспехи, использованные способы действия откладываются и закрепляются в опыте и формируют уникальную умственную среду.

По Холодной, в целом для интеллекта стержневым образованием является понятийное мышление. Понятийное мышление – интегратор интеллекта и предиктор умственной успешности. За счет понятийного мышления человек остается умной в старости.

13 стр., 6067 слов

Раздел 2. Диагностика интересов, склонностей и способностей человека ...

... проверено в сопоставлении ТСИ с другими методиками определения интеллектуальных способностей и коэффициента интеллекта: 10. Не следует делать никаких пометок в тексте методики: все ответы выносятся ... называется ... а) конвенцией, б) компромиссом, в) развязкой, г) сговором, д) примирением. 9. Человека, который плохо относится к новшествам, называют ... а) анархистом, б) либералом, в) демократом, ...

Вундеркинды, которые теряют свою одаренность с возрастом и превращаются в «таких, как все», переживают тяжелую моральную травму.

Ann Horban