ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретический аспект эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….5

1.1. Особенности развития эмоций в дошкольном возрасте……………………5

1.2. Роль и значение игры в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….8

Глава 2. Рекомендации для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста через игру………………………………………………12

2.1. Примеры игр для детей старшего дошкольного возраста………………..12

2.2. Результаты применения игр для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста……………………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованной литературы……………………………………………27

Введение

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии детей, взрослые зачастую забывают о важности их эмоционально- личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Важно передать детям определённые первоначальные навыки эмоционального общения, которые необходимы ему в дальнейшем для последующего обучения в школе и просто для жизни. Детей уже в дошкольном возрасте необходимо научить распознавать эмоциональное настроение окружающих и управлять собственным эмоциональным состоянием.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Отмечается, что современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутри личностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперреактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.

Эмоции — это особый класс психических процессов, связанных с потребностями, инстинктами и мотивами, отображающих форму переживания (страх, горе и радость и т.п.), значимость действующих на человека ситуаций и явлений для осуществления его жизнедеятельности.

Эмоции — специфичные переживания (субъективные) порой ярко окрашивают то, что человек воображает, мыслит, ощущает. Можно сказать, что эмоции представляют собой феномен человеческой жизни. Можно сказать, что благодаря жизненному опыту эти явления довольно тонко понимаются. Эмоции — это спутники человека, которые сопровождают его всегда, они оказывают влияние на мысли и его деятельность.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... мышление, интуицию, воображение. Дошкольный возраст является наиболее подходящим для развития музыкально-творческих способностей. Этот возраст, по мнению психологов (Б.М.Теплов, А.В.Запорожец), обладает типичными для детства особенностями: эмоциональной отзывчивостью, интересом к ...

В Актуальность выбранной темы, главным является то, что формирование эмоций, способствует становлению гармонически развитой личности

Предметом исследования является игра как средство эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Цель курсовой работы: рассмотреть игры как средство развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

В соответствии с целью и предметом курсовой работы определяются её основные задачи:

— рассмотреть особенности развития эмоций в дошкольном возрасте;

— определить роль и значение игры в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста;

— дать рекомендации для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста через игру.

Методологической основой исследования является теоретический анализ научной, психолого-педагогической, методической литературы.

Структура работы следующая. Работа состоит из введения, четырёх пунктов, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретический аспект эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Особенности развития эмоций в дошкольном возрасте

Развитие эмоциональной сферы ребенка одна из немаловажных задач, стоящих как перед дошкольными образовательными учреждениями, так и перед родителями.

В последнее время наиболее часто встречаются дети с нарушенной психикой и эмоциональным восприятием — это выражается непроизвольными всплесками агрессивности, волнения, обеспокоенности, злобы. Всё это напрямую влияет на взаимоотношения и общение детей, как между собой, так и с взрослыми. Организовав работу по правильному развитию у старших дошкольников эмоциональной сферы, можно повлиять на их дальнейшее формирование личности и возможно устранить психоэмоциональные отклонения.

Самими эмоциями детей, естественно, невозможно управлять, но можно скорректировать дальнейшее развитие с помощью вспомогательных и сопутствующих факторов. С помощью плодотворной работы педагогов, не исключая и родителей старших дошкольников, можно организовать игровую форму воспитания, где будут задействованы речевые, двигательные, жестовые функции.

В возрасте 6-7 лет дети могут уже более самостоятельно демонстрировать свои творческие способности. Ребёнок старшего дошкольного возраста с помощью взрослых должен научиться управлять своими эмоциями как положительными (радость, смелость, любопытство, удивление), так и отрицательными (обида, злость, грусть, страх).

Развитие эмоций у детей дошкольного возраста позволяет легче перейти в следующую фазу жизни, перейти на новый уровень обучения — в школу.

10 стр., 4718 слов

Особенности эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста (5-7 лет)

... детей дошкольного возраста Объект исследования - процесс эмоционального развития детей 5-7 лет. Предмет исследования - педагогические условия развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет. Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста .1 Понятие «эмоции» Эмоции детей возраста ...

Детей старшего дошкольного возраста нужно привлечь к игре, завоевать их внимание, позволить самим выбирать роли и образы, а также костюмы и декорации, выслушивать их мнение и делать какие-то дополнения и изменения в игровой программе по просьбам детей. Игры должны быть насыщены эмоциональными проявлениями различной формы, содержать юмористические моменты, должны быть задействованы двигательные функции, такие как жесты и мимика. Дети могут сами придумывать игры, исходя из предыдущих образов. Активность детей должна поощряться. Наиболее яркие эмоции остаются у детей в памяти и подсознании, на них и основывается дальнейшее восприятие и мировоззрение.

Эмоциональная направленность ребёнка также во многом зависит от художественной литературы, визуальных образов изобразительного искусства и картинок. Дети, которые делятся своими значимыми событиями в жизни, своими приключениями и переживаниями — расширяют свои познания мира эмоций, учатся сопереживанию и радости за других детей.

Педагоги и родители, использующие художественную литературу для развития у старших дошкольников должны как можно ближе к реальности использовать выразительность сюжетов книги.

Эмоциональная потребность ребёнка лучше развивается, когда по прочтённым книгам ставятся театральные сценки. Обязательно после каждой прочтенной книги или поставленной сценки с детьми нужно разбирать образы персонажей: какой, например, заяц в сказке — трусливый или смелый, какой волк — злой или добрый, кто, по их мнению, самый хитрый в сказке. Проводить опрос детей по иллюстрациям: какие эмоции проявляются на тех или иных изображениях, например: солнышко — улыбается, тучка и дождь вызывает ассоциации — грусти или скуки. Ребёнок более комфортно ощущает себя в дружеской атмосфере со сверстниками, когда дети коллективно испытывают положительные эмоции, способны к сопереживанию и взаимопониманию, взаимовыручке, решают совместные задачи.

Когда в коллективе преобладает разобщённость, начинаются притязания между детьми, споры, драки. От этого манера поведения и эмоциональные проявления ребёнка портятся. Ребёнок становится раздражительным, агрессивным, в итоге — замкнутым, и погружается в собственный внутренний мир, его способности к обучению притупляются, и эмоции в дальнейшем формируются в сторону негативного восприятия мира. Таким отстранённым детям необходима срочная помощь взрослых в переосмысливании, переубеждении и срочного возвращения ребёнка к позитивному образу жизни.

Отношения между сверстниками можно легко проверить с помощью простого тестирования, придумать два варианта с использованием изображений. Для этого подойдёт рисунок домика, где живёт ребёнок. Сказать, что это его дом, и, к примеру, сегодня он отмечает какой-нибудь праздник или день рождения, а затем спросить, кого бы из своей группы он больше всего хотел бы пригласить. Задать другой вопрос, кого бы он не против был пригласить. Задать ……..

Список использованной литературы

1. Азбука общения [Текст]: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками: (Для детей от 3 до 6 лет) / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. — 2­е изд., доп. И перераб. ­ СПб.: Детство­Пресс, 2001. — 380 c. — ISBN: 5­89814­016­6

24 стр., 11662 слов

Эмоции. Регуляторная функция эмоций

... его в будущем) является предвосхищающая функция эмоций, поскольку актуализация следов обычно опережает развитие событий и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном благоприятном или ... неблагоприятном исходе. Контроль и управление эмоциями. Контроль эмоций - это жесткое ...

2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопр. психол. 2006. № 3. С. 78-86.

3. Андреенко Т.А. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.А. Андреенко, О.В. Алекинова // Актуальные задачи педагогики: Материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.).

— Чита: Молодой ученый, 2013. — С. 27-29.

4. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. — Иваново: Изд-во пед. ин-та, 2003. — 411 с.

5. Виноградова А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5-7 лет (методическое пособие).

— СПб.: Образование, 1992. — 85с.

6. Выготский Л.С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. — 1958. — № 3. — С. 125-134.

7. Гиппенрейтер Ю.Б. «Продолжаем общаться с ребенком. Так? »: АСТ; М.: 2008. — 288 с. — ISBN 978-5-17-050807-5

8. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. Психология мотиваций и эмоций. Хрестоматия. — М.: ACT: Астрель, 2009. — 704 с.

9. Доронова Т.Н. Речевое развитие дошкольников через игру // Дошкольное воспитание. — 2008. — №8. — С. 15-27.

Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.

10. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов. — М.: «Академия», 2004. — 288 с.

11. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой — М.: Академия, 2003. — 176 с. — ISBN: 5-7695-1058-7

12. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. — СПб.: Питер, 2009. — 321 с.

13. Недоспасова В.А. Растем играя. Пособие для воспитателей и родителей м.: Просвещение 2003. — 94 с.

14. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Римис, 2008. — 448 с.

15. Франк С. Л. Душа человека: опыт введения в философскую психологию / С. Л. Франк. — 2-е изд. — Париж: YMCA Press, 1964. — 990 с.

16. Фрейд З. Психоанализ детских страхов. Изд.: Азбука, 2016. — 284 с. — ISBN: 978-5-389-10550-8