Цвет в жизни и деятельности человека.

ВОПРОСЫ

Дисциплина «АРХИТЕКТУРНАЯ КОЛОРИСТИКА»

РАЗДЕЛ 1 « ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ»

Гр. 11101113 -11101613

Зимняя экзаменационная сессия 2013/2014 учебного года.

  1. Цели и задачи дисциплины «Архитектурная колористика», ее место в учебном процессе. Явление цвета и предмет «Цветоведение».
  2. Определение цвета и его основных параметров.
  3. Цвет в жизни и деятельности человека. Полихромия объемно-пространственной композиции.
  4. Цвет в жизни и деятельности человека. Цвет и формообразование в архитектуре и дизайне.
  5. Цвет в жизни и деятельности человека. Природно-ландшафтная полихромия (цветокомпозиционная роль и функции)
  6. Цвет в жизни и деятельности человека. Архитектурно-ландшафтная полихромия (цветокомпозиционная роль и функции).
  7. Цвет в жизни и деятельности человека.
  8. Цвет в жизни и деятельности человека. Цветовой дизайн малых форм (цветокомпозиционная роль и функции).
  9. Предпосылки цветового воздействия. Основные закономерности восприятия цвета. Функции цветового зрения. Цветовая адаптация и последовательный образ.
  10. Предпосылки цветового воздействия. Взаимодействие цветов. Явление последовательного контраста.
  11. Предпосылки цветового воздействия.

    Взаимодействие цветов. Явление одновременного контраста.

  12. Предпосылки цветового воздействия. Основы систематики цвета. Исторический анализ упорядочения и систематики цветов.
  13. Предпосылки цветового воздействия. Идеи плоскостного и пространственного расположения цветов.
  14. Предпосылки цветового воздействия. Смешение цветов.
  15. Предпосылки цветового воздействия. Смешение цветов. Основные понятия аддитивного (слагательного) смещения цветов.
  16. Предпосылки цветового воздействия. Смешение цветов. Основные понятия субтрактивного (вычитательного) смешения цветов.
  17. Предпосылки цветового воздействия. Пространственное смешение цветов.
  18. Законы смешения цветов (сформулированные Ньютоном).

    3 стр., 1162 слов

    ТЕМА 4 Методика обучения детей старшей группы использованию цвета для создания образа в рисунке 1.Цветовое восприятие и его значение в жизни человека 2. И

    Содержание Введение………………………………………………………...…………..3 1.Цветовое восприятие и его значение в жизни человека……………….4 2. Использование цвета детьми старшего дошкольного возраста для создания образа в рисунке………………………………………………………..7 3. Методы и приемы формирования умения создавать цветовой образ в рисунке…………………………………………………………………………...11 4. Практическая часть…………………………………………………….13 Заключение ...

    Простые, сложные, спектральные краски.

  19. Развитие архитектурной полихромии. От символизма цвета до барокко.
  20. Развитие архитектурной полихромии. Барокко, классицизм, модерн.
  21. Развитие архитектурной полихромии. Архитектурная полихромия арабских городов и Азии.
  22. Развитие архитектурной полихромии. Архитектурная полихромия России
  23. Развитие архитектурной полихромии. Региональные традиции формирования цветовой культуры Республики Беларусь.
  24. Развитие архитектурной полихромии. Современные тенденции использования цвета в проектировании архитектурной среды.
  25. Исторический анализ нанесения цвета (различные техники и способы использования цветовых пигментов и красителей в архитектуре).
  26. Цветовая комбинаторика. 4-х, 8-ми, 12-ти частные хроматические круги.
  27. Цветовая комбинаторика. Простые сложные цвета и краски. Дополнительные цвета.
  28. Основные характеристики цвета. Хроматический 12-ти частный круг (спектральный, разбеленный, затемненный).
  29. Теория гармоничных сочетаний цветов.

    Типы цветовых гармоний и возможности их использования в практике архитектурно-дизайнерской полихромии.

  30. Теория гармоничных сочетаний цветов. Классификация цветовых гармоний. Нюансные гармонии. Контрастные гармонии.
  31. Теория гармоничных сочетаний цветов. 7 контрастов Иттена.
  32. Теория гармоничных сочетаний цветов. Принципы построения цветовых гармоний. Двухцветные гармонии. Гармоничное четырехзвучие цветов. Цветовые триады.
  33. Теория гармоничных сочетаний цветов. Принципы построения цветовых гармонизаторов.
  34. Теория гармоничных сочетаний цветов. Принципы построения цветового гармонизатора «Цветовой квадрат» и практические приемы работы с ним.
  35. Теория гармоничных сочетаний цветов. Принципы построения цветового гармонизатора «Цветовой круг» и практические приемы работы с ним.
  36. Теория гармоничных сочетаний цветов. Построение цветовых групп с помощью гармонизатора «Цветовой круг».
  37. Теория гармоничных сочетаний цветов. Построение цветовых групп с помощью гармонизатора «Цветовой квадрат».
  38. Закономерности воздействия цвета на человека.

    4 стр., 1933 слов

    Презентация на тему: Основы построения тестов

    Основы построения тестов Для учителей информатики Тестовые методы измерения индивидуальных различий возникли в конце 19 и начале 20 веков. Причины: -Развитиенауки и техники; -Развитиетеорий, объясняющих процесс развития человека; -Потребностьв измерении уровня умственного развития человека. Френсис Гальтон - в 1884 году попытался измерить различия между людьми в области элементарных психических ...

    Оптическое и эмоциональное воздействие цвета. Психологические особенности цветового воздействия.

  39. Закономерности воздействия цвета на человека. Психофизиологическое действие цвета и методы его применения в полихромии.
  40. Закономерности воздействия цвета на человека. Ассоциации и впечатления, вызванные цветом.
  41. Зрительные иллюзии при восприятии цвета и их формообразующая роль. Влияние цвета на изменение величины геометрического вида, массы, структуры
  42. Зрительные иллюзии при восприятии цвета и их формообразующая роль. Иллюзия «весомости» цветов.
  43. Зрительные иллюзии при восприятии цвета и их формообразующая роль. Иллюзия выступающих и отступающих цветов.
  44. Зрительные иллюзии при восприятии цвета и их формообразующая роль. Явление «фигуры и фона».
  45. Зрительные иллюзии при восприятии цвета и их формообразующая роль. Иллюзия «фактурности» цветов.
  46. Основы цветовой композиции. Возможности цвета для воссоздания рельефа.
  47. Основы цветовой композиции. Возможности цвета для изменения геометрического вида пространства.
  48. Основы цветовой композиции.

    Возможности цвета для воссоздания объема или его разрушения.

  49. Основы цветовой композиции. Возможности цвета для выявления структурных качеств плоскости.
  50. Основы цветовой композиции. Возможности цвета для придания пространству определенного психоэмоционального содержания.
  51. Основы цветовой композиции. Ассоциации как основа построения цветовой композиции. Различные типы ассоциаций и закономерности их построения.
  52. Основы цветовой композиции. Ассоциации как основа построения цветовой композиции. Психологические ассоциации.
  53. Основы цветовой композиции. Ассоциации как основа построения цветовой композиции. Эмоциональные ассоциации.
  54. Основы цветовой композиции. Ассоциации как основа построения цветовой композиции. Природные ассоциации.
  55. Основы цветовой композиции. Ассоциации как основа построения цветовой композиции. Физические ассоциации.
  56. Простые, сложные, спектральные цвета и краски.

Цветопространство. Развертка куба как модель цветопространства.

22 стр., 10578 слов

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет» Кафедра анатомии, физиологии и валеологии Учебно-методический комплекс курса Специальности 050715 – «Специальная дошкольная педагогика и психология», 050517 – «Логопедия» Пермь пгпу 2008 УДК 612.821 ББК Е 991.782 О – 753 ...

Выбрать и построить композиции, вызывающие определенную психоэмоциональную оценку и придающие плоскости, объему, пространству определенную метроритмическую организацию. Работу произвести за счет использования цветовых иллюзий «выступающих и отступающих» цветов, «весомости» цветов, «фактурности» цветов, оптических иллюзии, цветовых ассоциаций, цветовых гармоний.

Работа выполняется на примере цветоплоскостной модели куба. Развертка куба строится в рамках формата А4. Одна развертка куба после создания плоскостной композиции, должна быть преобразована в объемную цветовую модель — куб.

Другая — после создания плоскостной композиции, должна быть преобразована в цветовую модель трехмерного внутреннего пространства. Изобразительные средства – цветная акварель, цветная гуашь, акрил.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Агранович-Пономарева, Е.С. Архитектурная колористика: Практикум. Уч. пособие /Е.С. Агранович-Пономарева, А.А. Литвинова. — Минск: УП «Технопринт», 2002.-122с.
  2. Агостон, Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне/ Ж. Агостон. — М.: Мир,1982. -184с.
  3. Ефимов, А.В. Колористика города / А.В. Ефимов. — М.: СИ, 1990. -272с.
  4. Ивенс, Р. Введение в теорию цвета / Р. Ивенс. — М. Мир, 1964 -132с.
  5. Иттен, И. «Искусство цвета» / И. Иттен. – М.; Д. Аронов, 2004. — 95с.
  6. Лущеко, Э. М. Теория цвета / Э. М. Лущеко. — Л.: ЛИСИ, 1980. -30с.
  7. Миронова, Л. Н. Цветоведение. Уч. Пособие. / Миронова Л. Н. – Минск: Выш. Шк., 1984. -286с.

8. Фрилинг, Г. Человек- цвет- пространство / Г. Фрилинг, К. Ауэр. — М.: СИ, 1978. -141с.

11 стр., 5469 слов

1. Цветовая композиционная модель поверхности:

... ее само-становления и профессионального управления. Связи и конструкции цветовых масс комплекса открытого пространства города зависят, прежде всего, от его функции, истории места ... пространстве и применение принципов их системы цветовых сочетаний, появление и развитие в архитектурной практике направления «хай-тек» и его разновидностей. Цвет в архитектуре города ...

Дополнительная литература

  1. Архитектурный дизайн: словарь-справочник/ под общ.ред. Е.С.Агранович-Пономаревой. –Ростов н/Д:Феникс, 2009. -342с.
  2. Гете, Й.В. Трактат о цвете /Йоганн Вольфганг Гете. Избранные сочинения по естествознанию.–М.: АН СССР,1957. -327с.
  3. Ефимов, А.В.Дизайн архитектурной среды: учеб. для вузов/Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. и др. – М.: Архитектура – С, 2004 – 504 с., ил.
  4. Зернов, В. А. Цветоведение / В. А. Зернов. — М.: Книга, 1972.-248с.
  5. Игнасио Араухо. Архитектурная композиция / Игнасио Араухо. – М.: Высш.школа., 1982. -208с.
  6. Литвинова, А.А. Концептуальная модель цветопространства Республики Беларусь / А.А Литвинова. // Архитектура и строительные науки. – 2010. – № 1. – С. 30–34.
  7. Литвинова, А.А. Цветоэкология и ландшафтный дизайн в урбанизированной среде. / А.А. Литвинова // Архитектурные тетради. Вып. 2. Современные проблемы архитектуры и стратегия архитектурного образования. Минск, 2006. С. 273-278
  8. Лапшина Е.А. Архитектурная колористика. Учебное пособие / Под ред. Ю.И. Лиханского. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2004. -236с.
  9. Леса Савахата. Гармония цвета. Справочник упражнений по созданию цветовых комбинаций / Леса Савахата; Пер. с англ. И.А.Бочкова. — М.:ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2003. -184с
  10. Пономарева, Е. С. Цвет в интерьере / Е. С. Пономарева. – Минск: Выш. шк., 1984. -167с.
  11. Цойгнер, Г. Учение о цвете /Г. Цойгнер. — М.: СИ, 1971.-160с.
  12. Хидияки Чидзиива. Гармония цвета. Руководство по созданию цветовых комбинаций / Хидияки Чидзиива; Пер. с англ. И.А.Бочкова. — М.:ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2003. -142с.

Используемые понятия (термины)

25 стр., 12446 слов

1. Развитие теории цвета: древние времена

... пространства картины. Форма и цвет. Выразительные характеристики квадрата, треугольника, круга. Степень общего психофизического воздействия цвета. Цвет в композиции. Человек и цветовая среда. Оправданная мера цветности. Цвет ...

Цвет — одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение и позволяющее наблюдателю распознавать качественные различия излучений, обусловленные различным спектральным составом света. Свет разных длин волн (в диапазоне от 460 нм (фиолетовый цвет) до 700 нм (пурпурный) возбуждает разные цветовые ощущения. Черно-белая шкала не имеет собственного цветового (хроматического) компонента, являясь ахроматической. Любой цвет определяется тремя физическими понятиями: цветовой тон, светлота (яркость), насыщенность.

СРЕДА ЦВЕТОВАЯ — объективно существующая система, элементами которой являются цвета всех составляющих объемно-пространственной структуры и ее наполнения, воспринятые по распределению в пространстве и времени, понятые, оцененные и усвоенные человеком в процессе жизнедеятельности.

Цветовой тон — качество цвета, в отношении которого этот цвет можно прировнять к одному из спектральных или пурпурных и дать название. Например: красный, синий, желтый и др. Измеряется длиной волны преобладающего в спектре данного цвета излучения.

Светлота — степень отличия данного цвета от черного, измеряемая числом порогов различения n от данного цвета до черного. В практике колориметрии светлота заменяется другой характеристикой – относительной яркостью. Относительная яркость – отношение величины потока отраженного от данной поверхности к величине потока падающего на нее. Относительная яркость равна свечению эталона.

Насыщенность – степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического, измеряемая числом порогов различения n от данного цвета до ахроматического. Под насыщенность понимают степень разбавления данного цвета белым, процентное содержание чистого (спектрального) цвета в цветовом эталоне.

Сочетание цветового тона и насыщенности называют цветностью. Ахроматические цвета не имеют цветности.

Цвет не имеет материального носителя и поэтому является свойством визуально воспринимаемой формы. Это позволяет дизайнеру, архитектору, художнику использовать цвет как средство создания художественной формы. Функции цвета в архитектуре города: ориентация человека в пространстве и во времени; цвет придает значение отдельным компонентам среды; создает психофизиологический комфорт; формирует эмоционально-насыщенное пространство.

8 стр., 3805 слов

Восприятие цвета человеком 4

Содержание Введение . Теоретический раздел .1 Психологическое и физиологическое влияние цвета на человека .2 Психологическое воздействие цвета в дизайне рекламы на организм человека .3 Правила эффективного рекламного дизайна .4 Воздействие цвета: Цветовое решение интерьера .5 Ассоциативное восприятие цвета Заключение Библиографический список Введение Психология восприятия цвета. Цвет в ...

Цвета в зависимости от материального носителя бывают: поверхностные — цвет локализуется относительно наблюдателя в пространстве, пространственные – цвет заполняет собой пространство. Различают: монохромию и полихромию.

Монохромия [греч. monochrōmos — одноцветный] — множества цветов одного цветового тона.

Полихромия [греч. рolychrōmos — многоцветный] – множества цветов различных цветовых тонов.

Смысловое значение полихромии включается в информацию, которую несет объемно-пространственная форма о природе, обществе, его образе жизни и культуре. Знание языка полихромии — необходимая составляющая цветового композиционного мастерства — позволяет использовать её для достижения осмысленной, эмоциональной, идеологически значимой формы объекта архитектуры или дизайна. Полихромия и монохромия, как проявления, соответственно, цветового богатства и аскетизма, исторически сменяли друг друга. Сфера эмоционального восприятия тяготеет к полихромии, а сфера рационального к монохромии.

Архитектурная полихромия – многоцветие зданий и их комплексов, которое обладает структурой (расположением и связями цветовых масс) и палитрой (цветовым рядом), и образует пространственное, изменяющееся во времени цветовое поле; опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия, цветокультурные представления общества.

Цветоведение — это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии и смежных с ними наук, изучающих природный феномен цвета, и совокупность данных философии, эстетики, теории и истории искусства, этнографии, филологии, теории и истории литературы, изучающих цвет как явление культуры. Круг наук, на которых базируется цветоведение расширяется, со временем в него добавляются химия, биология, и т.д. Наука о цвете используется в самых разнообразных отраслях науки и материального производства, во всех жанрах искусства.

В явлении «цвет» можно выделить три основных процесса: физический — излучение энергии; физиологический – действие лучистой энергии на глаз и преобразование ее в энергию возбуждения нервных клеток органа зрения; психологический – восприятие цвета. В соответствии с этим в науке о цвете – цветоведении можно выделить три раздела: физика цвета, физиология цвета, психология цвета.

Физика цвета – раздел цветоведения, изучающий лучистую энергию: ее испускание, распространение, отражение, пропускание, поглощение.

Физиология цвета – раздел цветоведения, изучающий процессы, происходящие в органе зрения под действием излучений, и связь между строением органа зрения, характеристиками излучений и соответствующими им цветами .

Психология цвета изучает закономерности восприятия цвета, определенные ассоциативным характером человеческого мышления. Разница в восприятии определяется разнообразием условий восприятия, разными установками.

Восприятие цвета определяется как восприятие количества излучения (интенсивность света) и качества излучения (цветности).

Восприятие цветопространственной среды – это многоаспектное освоение, осознание визуальных цветовых качеств элементов среды, связей между ними, с отражением характера влияний, активности, протекания информационных процессов и их выхода.

Цветовая гармония (греч. harmonia – связь, стройность, соразмерность) — закономерное сочетание цветов на плоскости, в пространстве, образующее единое органичное целое и вызывающее положительную психоэстетическую оценку с учетом всех их основных характеристик: цветового тона, светлоты, насыщенности, формы, фактуры и размеров, занимаемых этими цветами плоскостей, их взаимного расположения в пространстве и предметного содержания цвета.

Гармоничные сочетания цветов по типу принято делить на нюансные и контрастные. Выделяют следующие признаки цветовой гармонии: связь, единство противоположностей, мера, пропорция, равновесие, ясность восприятия, возвышенное, прекрасное, целесообразность, порядок. Оценка цветовой гармонии взаимосвязана с цветовой семантикой — смысловым содержанием отдельных цветов и их сочетаний.

Колорит (итал. «Сolorito», от лат. «Color» — краска, цвет) — система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующая эстетическое единство. Колорит — важнейший компонент художественного образа. Колорит является одним из средств художественной выразительности в произведении искусства, т.к. отражает индивидуальность и внутреннее состояние художника, его эмоционально-эстетическое отношение к предмету изображения. Выделяют следующие основные виды колорита: разбеленный, зачерненный, приглушенный, насыщенный.

Колористика города – целостная система множества цветов архитектурных и природных объектов, образующая пространственное, изменяющееся во времени цветовое поле города. Колористика города характеризуется структурой – связями цветовых масс и характером их размещения в пространстве, динамикой – мерой подвижности, а также, хроматическим содержанием, — цветами, наполняющими городское пространство .

5