Краткий словарь терминов по психодиагностике

Краткий терминологический словарь по психодиагностике

Акцентуация характера

чрезмерная выраженность отдельных черт характера, проявляемая в избирательной уязвимости человека по отношению к определенным ситуациям и стимулам.

Апперцепция

зависимость восприятия от прошлого опыта, содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей.

Батареи специальных способностей

группы тестов, измеряющих относительно независимые особенности индивидов, в совокупности способствующие успешному осуществлению определенной деятельности.

Беседа

метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил позволяет получить надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.

Валидность

комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о пригодности методики для измерения того, для чего она создана, а с другой стороны, информацию о том, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.

Валидность дискриминантная

выявление отсутствия связи диагностической методики с методиками, имеющими другое теоретическое основание.

Валидность конвергентная

установление степени связи диагностической методики с родственными методиками.

Валидность по одновременности

установление соответствия результатов диагностической методики независимому внешнему критерию, отражающему состояние диагностируемой особенности в момент проведения исследования.

Валидность по содержанию

степень соответствия содержания заданий диагностической методики измеряемой области психических свойств.

Валидность предсказывающая

установление соответствия результатов диагностической методики независимому критерию, отражающему состояние диагностируемой особенности некоторое время спустя после испытания.

Валидность ретроспективная

установление соответствия результатов диагностической методики независимому внешнему критерию, отражающему события или состояние качества в прошлом.

Выборка стандартизации

группа людей, на которой осуществляется стандартизация методики.

Диагноз психологический

результат диагностического обследования, психологическое заключение, направленное на описание и интерпретацию выявленных индивидуально-психологических особенностей человекаи предназначенное для практического применения в целях консультирования, прогноза определенных достижений или поведения, организации коррекционной или развивающей работы, разработки рекомендаций и других видов использования, определяемых задачей психодиагностического обследования.

2 стр., 670 слов

Кем составлено. От кого поступил запрос, какой (локус-жалоба). ...

... психодиагностограмму для построения и проверки диагностической гипотезы. 3.3.Подберите адекватные методики для диагностического обследования учащегося в соответствии с психологической проблемой и предложите ... Профессионально-этические принципы в работе психодиагноста. Требования к использованию диагностических методик. Задания практической направленности. Составление заключения по результатам психодиагностического ...

Диагностика межличностных отношений

диагностика, направленная на выявление стихийно Складывающихся неформальных отношений в группе постоянно общающихся друг с другом людей.

Диссимиляция

сознательное стремление скрыть свою болезнь, неблагополучие и их симптомы, проявляемое в определенных действиях.

Дифференциальная психометрия

технолого-методическая дисциплина, касающаяся измерений Индивидуальных различий между людьми по способностям, когнитивным функциям, мотивам, эмоциональным особенностям и пр. Обосновывает требования, которым должны удовлетворять психодиагностические методики, процедуру их разработки и применения.

Достижения мотивация

одна из разновидностей мотивации, связанная с потребностью индивида добиваться успехов в деятельности и избегать неудач.

Идеографический подход в психодиагностике

направленность диагностического обследования на описание и объяснение личности как сложного целого с учетом ее индивидуального своеобразия, уникальности.

Интеллект

относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, проявляющихся в различных сферах практической и теоретической деятельности.

Интеллект тестовый (психометрический)

характеристика индивида, проявляющаяся в успешности Выполнения теста (тестов) интеллекта; определяется величиной IQ.

Интервью

проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым).

Интроспекция

метод исследования и познания человеком своих мыслей, образов, чувств, переживаний и других актов собственной активности.

Компьютерные методики

методики, которые предполагают сбор диагностических результатов в режиме диалога человека с компьютером.

Конструкт личный

субъективные (личные) шкалы человека, биполярный различающий признак, которым индивид активно пользуется для оценки объектов, для построения образа окружающего мира.

Контент-анализ

анализ содержания различных видов речевой продукции, материалов и документов (в частности, протоколов проективных методик, диагностических интервью и т.п.) путем подсчета частоты появления определенных ключевых элементов или кодифицированных признаков (например, определенных понятий, суждений, образов и т.п.), регистрируемых в соответствии с задачами исследования.

Контрольный список прилагательных

перечень предполагаемых характеристик объекта оценки, выраженных в форме прилагательных и расположенных в алфавитном порядке, среди которых испытуемому следует отметить те, которые, по его мнению, относятся к предмету оценки.

Конфиденциальность

одна из этических норм работы психодиагноста, обязательство неразглашения информации, полученной от испытуемого, или ограничение ее распространения кругом лиц, о котором испытуемый был заранее осведомлен.

3 стр., 1086 слов

План работы педагога-психолога.Должностные обязанности педагога-психолога.Методики ...

... Индивидуальное консультирование классных руководителей по итогам диагностики Проведение экспертного диагностического обследования родителей выпускников. Беседа с родителями по вопросам профориентации ... Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности: 3.1. осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия ...

Коррекция умственного развития

исправление отдельных дефектов мышления, проявляющихся как в несовершенстве некоторых мыслительных операций и умений, так и в невладении содержательной стороной мышления.

Коррекционность психодиагностической методики

возможность методики указать перспективы и основные пути коррекции умственного развития индивида, обследованного с ее помощью.

Коэффициент интеллектуальности

количественный показатель теста интеллекта, указывающий на успешность его выполнения испытуемым по сравнению с выборкой, на которой происходила стандартизация теста.

Креативность

особый вид способностей, проявляемых в успешности творческой деятельности.

Лабильность нервной системы

свойство нервной системы, выражающееся в скорости возникновения и исчезновения нервных процессов.

Малоформализованные методики

методики, не имеющие строго определенных правил использования. Они в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста.

Метод наблюдения

преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования.

Научное наблюдение

наблюдение, осуществляемое на основе продуманного плана, тщательной предварительной подготовки. Характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуаций для наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения, разработанной системой фиксации и записи результатов.

Надежность

точность психодиагностических измерений, а также стабильность и устойчивость их результатов по отношению к действию различных посторонних факторов.

Номотетический подход в психодиагностике

направленность психодиагностического обследования на оценку личности с помощью стандартного набора черт с целью определения ее сходства с другими людьми, для того чтобы выявить, как в психике отдельного чело­века проявляются общие закономерности.

Опросник

более или менее стандартизированная процедура получения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов.

Подвижность нервной системы

свойство нервной системы, характеризующееся скоростью смены нервных процессов, а также скоростью их движения.

Прагматическая валидизация методики

проверка методики с точки зрения ее практической эффективности, значимости, полезности; доказательство, что измеряемое свойство проявляется в определенных жизненных ситуациях, в определенных видах деятельности.

Проективная техника

группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. При этом происходит проекция (перенос) психических свойств испытуемого на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности.

9 стр., 4370 слов

Возрастные особенности нервной системы и высшей нервной деятельности

... частями и в обеспечении всей его деятельности первостепенную роль начинает играть нервная регуляция, которая осуществляется нервной системой. Нервная система объединяет и связывает все клетки и ... функций, создающие необходимые для существования организма условия. Саморегуляция – свойство биологических систем устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те ...

Профессиография

составление профессиограммы, т.е. выделение совокупности психологических и психофизиологических характеристик, требующихся для успешного овладения профессией и работы в ней, на основе психологического изучения профессий.

Процентиль

процент испытуемых из выборки стандартизации, которые получили равный или более низкий балл, чем балл данного испытуемого. Психологическая диагностика

наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Психологическая диагностика – наука и практика постановки психологического диагноза (А.А. Бодалев, В.В. Столин)

Психологическая готовность к школьному обучению

комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.

Психометрия

область психологической диагностики, связанная с теорией и практикой измерений в психологии. Выступает как методологическая дисциплина, обосновывающая требования к измерительным психодиагностическим методам.

Психосемантика

область исследований психологии, изучающая строение, функционирование и развитие индивидуальной системы значений человека, которая опосредует процессы восприятия, памяти, мышления и пр.

Психосемантические методы диагностики

особая группа методов, направленных на изучение индивидуального сознания личности посредством анализа индивидуальных систем значений, функционирующих в обыденном сознании, через призму которых происходит восприятие субъектом себя и окружающих людей.

Психофизиологические методики

особый класс психодиагностических методов, выявляющих природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют психического содержания. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.).

Репертуарные решетки

особый класс методик для изучения системы индивидуальных представлений, в котором в процессе диагностирования происходит заполнение матрицы (решетки) субъективными оценками определенной, предложенной психологом группы объектов(элементов).

Репрезентативность

представленность свойств более широкого множества объектов в свойствах подмножества.

Репрезентативная выборка

выборка испытуемых, вероятностные свойства которой должны совпадать или быть близкими к свойствам генеральной совокупности.

Рестандартизация

экспериментальное исследование, направленное на пересмотр тестовых норм, проводимое чаще всего вследствие переноса методики в социокультурную среду, отличную от той, для которой методика разрабатывалась, или по причине устаревания методики.

Рефлексия

процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

12 стр., 5601 слов

Психологические условия развития интеллектуальных качеств иностранных ...

... деятельности. Профессиональная деятельность не может не влиять на развитие познавательных способностей, поскольку известно, что в процессе деятельности ... исследования личности: наблюдение, беседа. Психодиагностические методики: субтесты 1-2 теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра и ... качества слушателей ВУЗа представляют собой сложную систему личностных черт, функционирующую в соответствии с ...

Свойства нервной системы

природные, врожденные особенности нервной системы, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения и некоторых индивидуальных различий способностей и характера.

Семантического дифференциала метод

один из способов построения субъективных семантических пространств, в котором измеряемые объекты (понятия, изображения, отдельные предметы и т. п.) оцениваются по ряду биполярных градуальных шкал, полюса которых заданы с помощью антонимов.Разработан в 1955 г. группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом.

Сила нервной системы

свойство нервной системы, характеризующее ее функциональную выносливость, или работоспособность.

Социальная желательность

стремление испытуемого давать о себе социально одобряемую, желательную информацию, приводящее к ошибкам в постановке психологического диагноза.

Социально-психологический норматив

система требований, которые общество предъявляет к психическому развитию каждого из его членов; понятие введено К.М. Гуревичем.

Социометрия

метод изучения структуры группы путем взаимных оценок, которые дают члены группы друг другу по разнообразным критериям.

Способности

индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводящиеся к знаниям и навыкам и обусловливающие быстроту и легкость их приобретения.

Способности общие

способности, обеспечивающие успешность ряда основных, ведущих форм человеческой деятельности.

Способности специальные

индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие успешность выполнения отдельных конкретных видов деятельности (музыкальной, математической, организаторской и т. д.).

Стандартизация

унификация процедуры проведения и оценки выполнения диагностического испытания.

Статистическая норма

средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства. Нормой является близость значений к показателю, который характеризует статистически среднего индивида. При нормальном распределении статистическая норма описывается как среднее плюс/минус сигма, или стандартное отклонение.

Теоретическая валидизация методики

доказательство, что методика измеряет именно то свойство, качество, которое она по замыслу исследователя должна измерять.

Тесты

стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

Тесты достижений

тесты, направленные на оценку усвоения испытуемым конкретных знаний, умений и навыков, приобретенных в результате определенного курса обучения или тренировки.

Тесты интеллекта

особый класс тестов, направленных на измерение и оценку общего уровня когнитивного развития индивидов при решении ими широкого круга мыслительных задач.

20 стр., 9953 слов

Тест "Способность к обучению в школе" Г.Вицлака

... как у зарубежных, так и отечественных психологов. Существует немало систем интерпретации результатов теста "Рисуем семью". И хотя все они дают достаточно ... детского интеллекта. Отечественный психолог Л.С. Выготский, посвятивший свою профессиональную деятельность изучению развития мышления и речи у детей, сформулировавший новую ... лишь, что методика не предназначена для оценки интеллекта ребенка и

Тесты креативности

тесты, направленные на выявление некоторых факторов творческих достижений, относящиеся к таким параметрам мышления, как гибкость, беглость, оригинальность, изобретательность.

Тесты критериально-ориентированные

особый тип тестов, предназначенных для определения содержания деятельности индивида и уровня его достижений по отношению к объективному критерию (например, требованиям, задаваемым учебной программой).

Тесты способностей

тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями в различных областях

математике, технике, литературе, в разнообразных видах художественных деятельностей.

Тесты моторных способностей

тесты, предназначенные для измерения и оценки моторных характеристик, таких как точность и скорость движений, ловкость движений, координация и темп двигательных реакций, точность распределения мышечного усилия при решении двигательных задач.

Тесты профессионализированных способностей

тесты, выявляющие индивидуально-психологические особенности, способствующие успешному выполнению определенных видов деятельности (художественной, музыкальной, канцелярской и пр.).

Тесты, свободные от влияния культуры,

тесты интеллекта, разрабатывавшиеся с целью исключить влияние культурных различий испытуемых на результаты выполнения.

Тесты сенсорных способностей

тесты, предназначенные для измерения и оценки особенностей сенсорной сферы психики (ощущений и восприятия).

Тесты технических способностей

тесты, направленные на измерение и оценку психологических особенностей, проявляемых в работе с оборудованием и отдельными взаимодействующими механизмами; чаще всего под этими особенностями подразумеваются техническое мышление и техническая осведомленность.

Формализованные методики

это такие группы методик, в основе которых лежит соблюдение достаточно строгих и сформулированных в явной форме правил. Для них характерны определенная регламентация процедуры испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность.

Черта личности (диспозиция)

внутренняя, относительно устойчивая предрасположенность индивида к определенному поведению в определенном классе ситуаций, складывающаяся в силу определенных потребностей, мотивов, интересов, склонностей, установок.

Шкалирование

метод вынесения субъективных оценок объекта по какому-то признаку с использованием шкал, образованных с помощью числовых, словесных или графических градаций.

Шкалирование многомерное

процедуры количественно-статической обработки субъективных оценок, позволяющие учитывать одновременно не один параметр одного стимула, а множество параметров многих стимулов.