Факторы влияющие на развитие индивидуальных способностей ребенка (дошкольника) от 2-х до 5-ти лет

Оглавление

Введение.

1. Становление личности от 2-х до 5-ти лет. Индивидуальный подход.

Семья – существенный фактор влияния на развитие ребенка.

Психическое развитие ребенка.

Возникающие проблемы в психике ребенка, задерживающие раскрытие его способностей.

2. Воспитание – не дрессура

Путь к сердцу ребенка или говорим с ребенком на его «языке».

Обучение. Подготовка ребенка к социальным взаимодействиям.

3. Практические исследования в индивидуальной работе с ребенком.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

«Воспитание заключается в том, чтобы умело, умно, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысяч граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье.

Открыть в каждом человеке его, только его, неповторимую грань – в этом искусство воспитания».

В данной исследовательской работе подробно рассмотрены наблюдения за развитием ребенка. Выявления его индивидуальных способностей и психических особенностей, делающих каждую личность уникальной, неповторимой.

Актуальность темы в том, что исследование проводилось в индивидуальной работе с ребенком среднего дошкольного возраста, в течении 1.5 лет. Работа с ребенком началась когда ему было 2.5 года и длится до сегодняшнего дня, когда ему уже 4 года.

А поскольку индивидуальный подход и состоит из выявления психических особенностей и способностей ребенка, то исследования проводились путем наблюдения и ориентированием на свойства, индивидуальность, характер самого ребенка.

Выявление индивидуальных способностей ребенка и помощь ему в раскрытии этих его индивидуальных свойств и является актуальностью данной работы.

Цель данной работы, исследований заключается в:

• выявлении степени зависимости ребенка от одного из родителей или обоих сразу;

• выявить направленности, интересы ребенка;

• выявить трудности, помехи, возникающие в психоэмоциональном развитии ребенка;

• анализ характера отношения ребенка к вещам, которые он воспринимает как свою собственность;

• анализ отношений ребенка с обоими родителями;

• анализ взаимоотношений ребенка с окружающими его (бабушками, дедушками, другими детьми)

13 стр., 6259 слов

Развитие творческих способностей умственно отсталых детей в ходе ...

... особенностей и возможностей развития им активизация творческих способностей умственно отсталых детей в ходе кружковой работы. Задачи: - Исследование особенностей развития творческих способностей у детей с нарушением интеллекта; - Исследование специфики коллективной ...

• выявление скрытых желаний ребенка, неосознанных страхов и тревожности;

• выявление степени доверия ребенка к окружающему миру и окружающих его людей;

В связи с этим задачами исследований являются:

• выявление факторов, влияющих на развитие способностей ребенка;

• подключение родителей, сотрудничество с ними в развитии ребенка;

• стимулирование в умственном, эмоциональном и физическом развитии ребенка;

• подготовить ребенка к социальным взаимодействиям (детский сад, школа)

Объективная новизна этих исследований проявляется в том, что при этом не используется какая-то определенная методика «по развитию детей дошкольного возраста», которых (методик) немало. А, исходя из индивидуальных психических свойств (темперамента, физиологии, интересов и склонностей), способностей (природных) ребенка через эмпатию, наблюдение способствовать проявлению его индивидуальных свойств, помогать развитию их, а также необходимых качеств, которые, пока мало заметны (например, родителям), но в дальнейшем будут иметь свойство проявления как недостаток для проявления, раскрытия, самореализации себя в общественной и межличностной жизни.

В ходе исследования наиболее эффективными оказались следующие применения в развитии личности ребенка (отсутствие разработки определенной методики, не говорит об отсутствии применения методик вообще. Только методы подхода индивидуального, имеют место применения (гибкое) именно тех моментов, из каких-либо методик, которые подходят этому ребенку не вызывают не у него, ни у его родителей отрицания, неприятия, сопротивления. Такой подход является мягким, гибким, всесторонним и способствует естественному росту как интеллекта, так и психоэмоционального развития).:

• освоение мира через игру, сказку, совместное рассуждение от полученной информации, совместное переживание в игровых ролевых действиях;

• проявление инициативы в ориентации познавания нового;

• доверительные отношения как самим ребенком, так и его родителями.

Гипотеза исследований. В результатах своих исследований виделось следующее:

• выявление трудностей, проблем, мешающих в психическом развитии и грамотное устранение их незаметным путем для самого ребенка;

• обогащение внутреннего мира, ребенка, его сознания, а следовательно и рост интеллекта;

• гармоническое развитие физической, психической и эмоциональной сторон ребенка;

• привитие интереса и подготовка (начальная) к обучению (чтение, письмо, счет, рисование, лепка, поделки, география, история, астрономия);

• подготовка к социальным взаимодействиям. Контактность, коммуникация со сверстниками. Общение. Другими словами внутренне подготовить ребенка к вступлению общения и сотрудничеству в игре и другой совместной деятельности в детском саду, со сверстниками.

Объектом исследования является , конечно, индивидуальный подход к развитию психических особенностей и способностей ребенка.

В ходе исследования неоднократно использовались рисуночные тесты. В самом начале ребенку было предложено (в 2.5 года) нарисовать сказку и объяснить, что там нарисовано. В течении примерно 6-ти месяцев рисуя «сказку» и «моя семья и Я», ребенком использовались красный, черный, реже желтый и еще реже зеленый цвета красок, фломастеров и карандашей. Сначала, при выборе цветов — неизменно был черный, что свидетельствовало наличию тревожности, страхов у ребенка, добавление к ним красного цвета — выявляло наличие агрессии (подсознательной), сопротивление, неприятие чего-то. В этот момент мы начали активное посещение детских клубов (по развитию), детских спектаклей – сказок, театральных действий. В ходе исследования было замечено: страх вступления в общение со сверстниками, слабое развитие мелкой моторики, что существенным образом влияло на неразвитость речи ребенка, при наличии огромного арсенала слов и неплохом, для его возраста, интеллекте. Ребенок, как бы, держал на дистанции всех окружающих, кроме близких (родители, родственники и туда же вошла и я).

9 стр., 4165 слов

1. «Информационное – общество» как результат развития постиндустриального ...

... продавать Западу содержимое своих недр за бесценок и взвинтили цены. В результате западная промышленность столкнулась с необходимостью срочного внедрения энергоэффективных решений в ... преобладает над производством, т.е. главенствующей и определяющей выдвигается сфера услуг, а развитие информационных и коммуникационных технологий становится доминирующим направлением. Прежнее классовое деление ...

Тестирование «Сказка» (Луизы Дюсс), показали следующие результаты в этот период. Зависимость ребенка от родителей и близких ему взрослых, ревность по отношению к матери, страх ее потерять, тревожное отношение (отсюда и агрессия, как защита), что могут грубо обойтись с ним, обида. Неприятие всего, что выходило за рамки теплых домашних отношений по отношению к ребенку. В процессе нашей работы в рисунках стали появляться желтый и зеленый цвета. Что указывало на проявление внутреннего спокойствия, проявление интереса в социальных взаимоотношениях, вырос интеллектуальный интерес к истории, географии, рисованию (все это стало проявляться у ребенка к 3-м годам).

Появляется интерес к самостоятельной работе, к сверстникам, стала меньше и реже проявляться тревожность, нервная возбудимость. Рисунок семьи показывал с 2.5 лет хорошие, теплые отношения в семье. Правда, присутствовала гиперопека ребенка, но при взаимнодоверительных беседах с родителями, особенно с мамой и бабушкой ребенка, мы нашли отменное понимание в совместном сотрудничестве по устранению излишних страхов и опасений за ребенка, при сохранении при этом любви, внимания; достаточной заботы о нем и совместному стимулированию ребенка к самостоятельности. Прошло это мягко и не заметно для ребенка. Сейчас в 4-ре года результаты этих же тестов показывают хорошие результаты по устранению этих трудностей и помех, а так же есть и результаты развития его индивидуальных способностей. Так, например, в настоящий момент ребенок не использует в рисунках черный цвет (исключение составляет состояние переутомления, упрямства, но они кратковременные и быстро проходящие), иногда коричневый, редко – красный. Больше – желтый, особенно оранжевый, фиолетовый, лиловый, редко – розовый, все оттенки зеленого, синего, голубой, белый и другие цвета, указывающие на нормальное состояние психики. Так же тест рисунок «Моя семья и Я», тест «Сказка» — положительные преобразования психического состояния ребенка. Так же, неплохие результаты в развитии моторики, а следовательно, и в речевой деятельности ребенка. К настоящему моменту приобретены необходимые навыки самостоятельности (одевание, обувание и наоборот, умение держать ложку), проявляется интерес к самостоятельной деятельности там, где ранее, ребенок был очень зависим («ведомый») от взрослых. Навыки в обучении рисования, делания поделок и раскрашивание их, вырезание из бумаги. Выросли познания по истории (древний Египет, ребенок знает имена фараонов, египетских и римских древних богов, рыцарские времена и так далее), по географии (хорошо ориентируется в детской географической карте, может самостоятельно найти на ней страны Востока, многие города Европы), по астрономии (знает все планеты и по специальной карте «Вселенной» без ошибочно их показывает, а так же знание о метеоритах, кометах и других небесных тел).

9 стр., 4150 слов

_Л.С. Выготский — К психологии и педагогике детской дефективности

... лишь в способе развития...». Это утверждение принадлежит исследователю, стоящему, в общем, скорее на биологической, нежели на социальной точке зрения в вопросах психологии и педагогики. Вот эта величайшая ... социальной. Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка — значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган. ...

С радостью сам идет на контакты с другими людьми, вступает в коммутативные взаимодействия, отлично сотрудничает в играх и других взаимодействиях со сверстниками. Тревожность проявляется намного реже. Ребенок меньше боится одиночества, потерять маму. Просто об этом не вспоминает в течении дня с тревожностью, как это было раньше.

Предметом исследования в этой работе выступает фактор влияющий на процесс развития способностей ребенка.

Это, конечно, взаимодействия ребенка с родителями и окружающих его взрослых. Общения с другими детьми, посещение детских клубов по развитию, театров, парков. Так же чтения сказок, игры и игровые ситуации, просмотр мультфильмов и совместное обсуждение их, направляющее развитие ребенка……….

Список использованной литературы

1.) К.Г. Юнг «Конфликты детской души». М. Издательство «Канон», 1995г. – 336с.

2.) В.М. Бехтерев «Проблемы развития и воспитания человека». Москва—Воронеж, Издательство «Институт практической психологии», 1997г. – 416с.Избранные психологические труды. Под редакцией Брушлинского А.В. и Кольцовой В.А.

3.) Бернард Ливехур «Фазы развития ребенка» Издательство «Духовное познание», Калуга 1998г. – 156с.

4.) Титаренко Т.М. «Такие разные дети». – К. Рад. шк. 1989г. – 144с.

5.) Субботский Е.В. «Ребенок открывает мир». М.: Просвещение, 1991г. – 207с.

6.) Выгодский Л.С. «Собрание сочинений». В 6-ти т. Т-4. Детская психология. Под редакцией Д.Б. Эльконина. – М.: 1984г. – 432с.

7.) Осипова А.А. «Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы». – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000г.—240с.

8.) Н.В. Клюева «Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг». Ярославль: Академия развития, 2001г.—160с.

9.) Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» — М.: «ЧеРо» Издательство 2002г.—240с.

10.) Лиз Бурбо «Пять травм которые мешают быть самим собой». Перевод с англ. Под редакцией И. Старых – К.: София, 2001г.—176с.

11.) Чепмен С., Кэмпбелл Р. «Пять путей к сердцу ребенка». Перевод с англ. – СПБ, 2000г.—272с.

12.) А.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой» — Харьков: «Фолио», 1997г.—464с.—(Для пап и мам).

13.) Джеймс Ч. Добсон «Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы». Пер. с англ. – «Центр общечеловеческих ценностей» Издательство—М.; 575с.

14.) «Популярная психология для родителей» Под редакцией А.А. Бодалева. – М.: Педагогика; 1988—256с.

15.) «Популярная психология для родителей» Под редакцией А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой — М.: Флинта Московский спсихологосоциальный институт, 1998—400с.

18 стр., 8530 слов

Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии

... на 39 страницах, включает 3таблицы . Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии 1.1.Развитие речи детей в онтогенезе. Возникновение языка относится к глубокой древности и связано ... возрос интерес исследователей в области психологии, специальной педагогики к проблемам раннего изучения, диагностики и предупреждения нарушений развития у детей с умственной отсталостью. Этот интерес ...

16.) Мегинская Н.А. «Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка» — М. Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998г.—448с.

17.) Запорожец А.В. «Избранные труды»: В 2-х т. Т. 1 «Психическое развитие ребенка» — М.: «Педагогика», 1986г.—320с.

18.) Запорожец А.В. «Избранные труды»: В 2-х т. Т. 2 «Развитие произвольных движений» — М.: «Педагогика», 1986г.—296с.

19.) Гуревич К.М. «Что такое психологическая диагностика» — М.: «Знание», 1985-80с.

20.) Эльконин Д.Б. «Психическое развитие в детских возрастах»: Под редакцией Д.И. Фельдштейна – Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995-416с.

21.) Ж. !!!!!!!!!!! «Суждения и рассуждения ребенка». СПБ Издательство «Союз», 1997-283с.

22.) Ж. !!!!!!!!!!!! «Речь и мышление ребенка». – М.: «Педагогика — пресс», 1999-528с.

23.) И.Ю. Матюгин, И.К. Рыбникова «Запоминание цифр. Книга по развитию образной памяти у детей». – М.: «Эйдос» 1993-77с

24.) «Вопросы философии» — 2002г. № 2. В.П. Зинченко «Размышления о душе и ее воспитании». Журнал

25.) О. Шевнина «Если ребенок не слушается». – М. «ЭКСМО», 2002-62с.

26.) Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002-44с.

27.) Белая А.Е. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». — М.: ООО «Издательство АСТ», 2002-46с.

28.) Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками – развиваем речь». – М.: Издательство Центрполиграф, 2002-32с.

29.) Еженедельник «Школьный психолог». № 25. 2000г. гл. стр. И.Д. «Первое сентября» (№ 25 – 2000г.)

30.) Грищенко Л.А. «Дети не оправдывающие ожиданий». Свердловск: Издательство «Уральского университета». 1991-64с.

31.) Мелхорн Г., Мелхорн Х.Г., «Гениями не рождаются: Общество и способности человека». Пер. с нем. – М.: «Просвещение» 1989-160с.

32.) Мейснер Т. «Вундеркинды: Реализованные и не реализованные способности» Пер. с нем. – М.: «КРОН-ПРЕСС», 1997-368с.

33.) Матюшкин А.М. «Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики» — М.: Школа-Пресс, 1993-125с. (Б-ка Журнала «Вопросы психологии»).

34.) Лейтес Н.С. «Способности и одаренность в детские годы». – М.: Знание, 1984-80с.

35.) Гильбух Ю.З. «Внимание: Одаренные дети». – М.: Знание 1991-80с.

36.) Захаров А.И. «Как преодолеть страхи у детей». – М.: Педагогика, 1986-112с.

37.) Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников». – М.: Издательство Психотерапии, 2001-240с.

38.) Запорожец А.В. «Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. – В сб.: Принцип развития психологии.» М : 1978-256с.

39.) Запорожец А.В. «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» — Советская педагогика, 1973г., №1, 34с.

40.) Теплов Б.М. «Типологические свойства нервной системы и их значения для психологии». – В кн.: Философские вопросы высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963-479с.

41.) М. Лисина, Х. Шерьязданова «Специфика восприятия и общения у дошкольников». – Алма-Ата : «Мектеп»; 1989-80с.

9 стр., 4381 слов

Развитие связной речи дошкольников в сюжетно-ролевой игре

... -ролевых игр на развитие связной речи дошкольников. Объект исследования: Процесс развития связной речи у дошкольников. Предмет исследования: Сюжетно - ролевая игра как средство развития связной речи. Гипотеза: Работа по развитию связной речи дошкольников будет более эффективным ...

42.) О.С. Ушакова «Развитие речи у дошкольников» — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001-240с.

43.) Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология». – М.: «Просвещение», 1988-336с.

44.) Петров В.Н. «Психодиагностика» учебное пособие. Центр Социально-психологического образования ТГУ. Томск, -1999-84с.

45.) Лекции по физиологии высшей нервной деятельности». С.А. Богомаз, ТГУ, Факультет психологии. Томск – 2001-94с.

46.) Цветков Э.А. «Мастер самопознания или погружения в «Я»». – СПб.: «Лань», 1997-192с.

47.) Филатова Е.С. «Соционика для всех». «Наука общения, понимания и согласия». – СПб.: 1999-276с.

48.) Никонорова Л.В. «Мировоззрение личности и возрастные особенности его формирования». – Киев: «Наук думка», 1989г.-116с.