Психологические условия развития интеллектуальных качеств иностранных специалистов в системе подготовки к профессиональной деятельности

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению интеллектуальных качеств и профессиональному становление личности сотрудника полиции

1.1 Основные подходы к изучению интеллекта и интеллектуальных качеств в психологической литературе

1.2 Экспертная оценка и самооценка

Глава 2. Зависимость академической успеваемости иностранных специалистов от уровня развития интеллектуальных качеств в процессе обучения в вузе МВД России

Выводы по главе

Заключение

Литература

Приложения

Введение

Актуальность. Изучение развития интеллектуальных качеств сотрудников полиции является ведущим фактором подготовки к профессиональной деятельности, и обусловлено рядом обстоятельств как теоретического, так и практического характера.

Общество ждёт видимых изменений в работе органов внутренних дел, повышенной персональной ответственности каждого полицейского за жизнь и здоровье граждан. В виду того, что раскрытие преступлений постоянно требует совершенствования уровня профессионализма сотрудников полиции, необходимо признать, что одним из условий своевременной раскрываемости преступлений — является интеллектуальная компетентность тех, кто ей противостоит.

По мнению А.М. Воробьева, «интеллектуальные качества слушателей ВУЗа представляют собой сложную систему личностных черт, функционирующую в соответствии с закономерностями и принципами интеллектуального развития [7, с.9].

Весомая роль в процессе профессионального становления интеллектуальных качеств выпускников, как будущих специалистов принадлежит образовательным учреждениям МВД России.

Что бы процесс подготовки к профессиональной деятельности был наиболее надёжным необходимо, чтобы ведущий фактор развития интеллектуальных качеств оказал своё воздействие.

Необходимо отметить, что за последнее время объем фундаментальных работ, посвященных проблемам изучения и развития интеллекта сотрудников полиции, недостаточен. (Михайлов С.В. «Психологические особенности Мышления следователя в ситуациях неопределённости ориентиров поиска при решении профессиональных задач», Полозова Т.Ю. «Психологические условия развития интеллектуальных качеств курсантов как системообразующий фактор подготовки к профессиональной деятельности».

2 стр., 713 слов

Тема: Профилактика и коррекция нарушений интеллектуального развития

... разных возрастов. Задания: Выписать принципы построения программ коррекции интеллектуального развития. Выписать основные проблемы интеллектуального развития в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах. Определить ... генотип. 3. Роль обучения и деятельности в развитии способностей. Задания: Выписать основные подходы к решению проблеме условий развития интеллекта в психологии, привести ...

Степень разработанности темы исследования: Изучением особенностей деятельности сотрудников правоохранительных органов и развитием их интеллекта занимались: Поздняков В.М., Марьин М.И., Петров В.Е. Исследования развития профессиональных качеств курсантов Московского университета МВД России, как будущих специалистов, отражены в работах И.Б. Лебедева, С.Н. Федотова, Ю.Ф. Подлипняка, В.Л. Цветкова, Г.С. Човдыровой, С. Н Тихомирова и др.

Рассмотрением мышления как функционирования интеллектуальных операций изучали: В.Д. Шадриков, Н.И. Чуприкова, Э.Н. Коротков, И.Б. Лебедев, С.В. Михайлов, В.Е. Петров и др.

Исходя из актуальности проблемы исследования, недостаточности разработанности теоретической и практической значимости была определена тема исследования, сформулированы ее цель, задачи, обоснованы объект и предмет исследования.

Цель исследования: на основе теоретического и экспериментального исследования личностного уровня развития интеллектуальных качеств, специфики обучения профессиональной деятельности иностраннных специалистов выявить психологические особенности профессионального становления.

Для достижения цели исследования были сформулированы и решены следующие задачи:

. Рассмотреть основные подходы к изучению интеллектуальных качеств и самооценки сотрудников полиции в психологической литературе.

2. Экспериментальным путем изучить интеллектуальные качества и самооценку иностранных специалистов.

Объект исследования: интеллектуальные качества и самооценка иностранных специалистов как психологическая особенность профессионального становления.

интеллектуальный профессиональный полиция психологический

Предмет исследования: психологические условия развития интеллектуальных качеств иностранных специалистов в системе подготовки к профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования: развитие интеллектуальных качеств иностранных специалистов является ведущим системообразующим фактором повышения эффективности подготовки к профессиональной деятельности.

Мы предполагаем, что при организации учебного процесса с акцентом на психологические условия целенаправленного развития интеллектуальных качеств иностранных специалистов повысит эффективность их профессиональной подготовки.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные принципы психологической науки:

4 стр., 1696 слов

Когнитивные теории психического развития. Теории интеллектуального ...

... теории психического развития. Теории интеллектуального развития Ж. Пиаже и Дж. Брунера и теории морального развития Л. Колберга ... исследования психических явлений, так как считал, что "проблема метода есть начало и основа, альфа и омега все истории культурного развития ... развитие. 2)Мезосистема включает в себя взаимоотношения между микросистемами. При анализе мезосистемы обычно изучают частоту, качество ...

− принцип системности, детерминизма, развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.);

− единства сознания и деятельности как основы общего психического и профессионального развития человека (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);

− принцип единства внешних и внутренних условий в формировании свойств личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Собчик, Н.П. Бехтеревой);

− методологические принципы психологии труда в области психологии и развития конкретных способностей и качеств (В.А. Бодров, Е.А. Климов, М.В. Молоканов, Н.С. Пряжников, Т.И. Якушева).

Методы исследования. Для достижения исследовательской цели и реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов исследования личности: наблюдение, беседа. Психодиагностические методики: субтесты 1-2 теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра и измерение самооценки личностных качеств, самооценка академической успеваемости и экспертная оценка академической успеваемости.

Кроме перечисленного использовалось целенаправленное наблюдение за академической успеваемостью иностранных специалистов учебных групп Московского университета МВД России. Анализ документов (нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность сотрудников ОВД.).

Результаты исследования подвергались обработке с помощью методов математической статистики, программного пакета Statistica 6.0. Достоверность различий, данных определялась критериями: Спирмена.

Надежность и достоверность результатов проведенного исследования обеспечены: теоретико-методологической проработанностью проблемы; применением апробированных и надежных методик психологического исследования, адекватных целям, задачам и предмету исследования; взаимодополняемостью исследовательских процедур и приемов; лонгитюдным методом; взаимопроверкой результатов; применением математических и статистических методов; репрезентативностью выборки и возможностью проверки полученных результатов; тщательной обработкой и соотнесением полученных результатов с релевантными результатами других исследований.

Эмпирическое исследование с 2014 г. по 2015 г. (на базе Московского университета МВД России).

В эмпирической части эксперимента участвовали слушатели факультета подготовки иностранных специалистов Московского университета МВД России (34 человека, средний возраст 23,5 лет, средний стаж 4,5 лет, пол мужской).

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

... моделирования мышления; 6) проблема творческого мышления. 2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс ... ПСИХОЛОГИИ ПАМЯТИ 30 29. ПАМЯТЬ КАК ВЫСШАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСМЫСЛЕННОГО МАТЕРИАЛА 31 30. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВНИМАНИИ. МНОГОЗНАЧНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ. ...

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования внедрены в методическое обеспечение кафедры психологии УНК ПСД Московского университета МВД России.

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению интеллектуальных качеств и профессиональному становление личности сотрудника полиции

1.1 Основные подходы к изучению интеллекта и интеллектуальных качеств в психологической литературе

Образовательные учреждения МВД России имеют определенную специфику обучения, жестко регламентированное время проведения занятий, ношение формы, необходимость несения службы и нарядов, уборки закрепленной территории, привлечение к охране общественного порядка во время проведения массовых мероприятий. Преподавателям часто приходится выслушивать жалобы на недостаток времени для самостоятельного изучения теоретического материала. Поэтому все силы преподавателей тратятся на то, чтобы 90% знаний усваивались иностранными специалистами на занятиях. Это достигается как сопровождением лекционного курса презентациями, подготовкой авторефератов, заполнение практикумов закреплением теоретического материала на практических занятиях. Целью любого практического занятия должно быть умение применять пройденный теоретический материал в профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность не может не влиять на развитие познавательных способностей, поскольку известно, что в процессе деятельности они развиваются, становятся качественно профессиональными. Это, по нашему мнению, в полной мере касается и интеллектуальных качеств, которые нельзя считать чем-то раз и навсегда застывшими. Интеллектуальные качества должны определять способ деятельности и человек должен менять способ деятельности, если видит, что его собственный способ неэффективен.

Одним из интересных подходов к изучению интеллекта был подход А.М. Воробьева. Он дает следующее определение интеллекту. «Представляется возможным определить интеллект как сложное личностное образование, выражающееся в творческом, диалектическом содержании умственной деятельности, в умении человека самостоятельно решать мыслительные задачи определенной познавательной трудности[7, с.18].

Опережая его Э.Н. Коротков указывал на то, что системе интеллектуального развития присущи следующие закономерности:

§зависимость темпа интеллектуального развития от устойчивого интереса к умственной деятельности;

§зависимость темпа интеллектуального развития от постоянно возрастающих интеллектуальных нагрузок, тесное сочетание эмоционального и рационального в интеллектуальном развитии;

11 стр., 5293 слов

Учебная деятельность и интеллектуальное развитие подростков

... деятельности и интеллектуального развития подростков. Объект: личность подростка. Предмет: учебная деятельность и интеллектуальное развитие подростков. Задачи: Охарактеризовать учебную деятельность в подростковом возрасте. Изучить особенности интеллектуального развития ... др.), познавательными умениями (умение поставить вопрос, вычленить ... мышление, наглядно-образное), качествами ума (сообразительность, ...

§зависимость темпа интеллектуального развития от активной самостоятельной работы и осознания своей умственной деятельности обучаемыми [13, с.119].

Следовательно, интеллект естественным образом отражается на способах выполнения практических профессиональных задач.

Скорее всего, детерминирующее влияние на проявлении интеллектуальных качеств в профессиональной деятельности оказывает мышление.

Мы склоняемся к тому, что интеллект и мышление взаимосвязаны неразрывно. Мышление же сотрудника полиции должно быть динамично развивающимся интеллектуальным процессом, постоянно направляемым условиями и результатами практической работы.

В психологии принято несколько классификаций мышления.

Сегодня мы можем перечисленные качества назвать интеллектуальными, расширив границы их определения.

Так О.В. Семенова отмечает, что сотрудники ОВД должны иметь высокий уровень развития таких качеств мышления, как аналитичность, критичность, логичность, а также умение сравнивать и обобщать информацию, умение выделять из множества документов основную юридически значимую информацию, обладать оперативностью в переработке сведений, иметь большой объем долговременной памяти, а также высокий уровень развития следующих свойств восприятия: объективность; наблюдательность; умение по мимике участвующих лиц определять их состояние, искренность поведения; репродуктивные и творческие функции воображения и способность к прогнозированию, т.е. предвидению в конкретных образах результатов и последствий принимаемых решений [16, с.132-133].

Так А.М. Воробьев указывает, что в 70-х годах прошлого столетия возникло два подхода к определению интеллекта: процессуальный и личностный. В первом случае интеллект рассматривается как процесс мышления, тесно связанный с другими познавательными процессами, во втором — как интегральное свойство личности, находящееся во взаимосвязи с остальными свойствами [7, с.16].

Но вот М.И. Еникеев, говоря об основных качествах человеческого интеллекта добавляет такие понятия, как:

§пытливостьума — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество лежит в основе активной познавательной деятельности;

§доказательственностьмышления — характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов

11 стр., 5180 слов

Использование теста Векслера для определения интеллектуальных качеств

... умениями строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл (взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных факторов) и что наблюдается актуальная готовность к умственной деятельности, ... эталона в уме и элементы эвристического мышления. Интератестовый разброс (субтесты 1-11) Среди ... ниже нормы). Данный субтест определяет качество оперативной памяти и активного внимания. ...

§дивергентность — несвязанность мышления внешними ограничениями. [11, с.100].

Первая попытка рассмотреть интеллектуальные качества как систему и классифицировать их по определенному основанию принадлежала Э.Н. Короткову. Основанием классификации явилось влияние интеллектуальных качеств на эффективность решения сложных задач профессиональной деятельности.

При этом, в числе базовых основных, автор выделил: быстроту, прогностичность и гибкость ума как качества, наиболее комплексно обеспечивающие достижение стоящих задач. В работе Э.Н. Короткова установлена взаимосвязь исследуемых качеств с более элементарными структурными единицами — приемами умственной деятельности, представляющими собой операции анализа, синтеза, абстрагирования и т.д. Автор исследовал также влияние, на развитие интеллектуальных качеств, приемов целевого характера (всестороннее рассмотрение предмета, варьирование несущественными признаками предмета с целью установления более существенных и др.), установил связь между уровнем развития интеллектуальных качеств и сформированностью отдельных приемов умственной деятельности [13, с. 20].

Однако Д.Б. Богоявленская на первый план выводит проблему формирования базовых интеллектуальных качеств личности, таких как компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция и уникальность склада ума, которые характеризуют уровень развития индивидуальных интеллектуальных возможностей.

К — компетентность. Интеллектуальная компетентность — это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности, в том числе и в экстремальных условиях.

И — Инициатива. Интеллектуальная инициатива — это желание самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать новую информацию, выдвигать те или иные идеи, осваивать другие области деятельности.

Интеллектуальная инициатива, таким образом — это готовность выходить за пределы заданного и включаться в не стимулированную извне интеллектуальную деятельность. По мнению Д.Б. Богоявленской, интеллектуальную инициативу следует рассматривать как свойство целостной личности, представляющее собой органическое единство познавательных и мотивационных факторов.

Т — творчество. Это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать продуктивные оригинальные идеи и выходить за пределы стандартных требований деятельности.

Способность отыскивать (открывать) новые способы деятельности в разных типах проблемных ситуаций является следствием организации индивидуального понятийного знания (что является, по мнению авторов, индивидуальным различием).

4 стр., 1854 слов

Формирование читательской деятельности у учащихся с интеллектуальной ...

... менее важных качеств личности читателя. Для детей с интеллектуальной недостаточностью развитая читательская деятельность даст возможность ... читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала ... читательской деятельности. Читательская деятельность сложна по своей структуре и включает психические (восприятие, представление, воображение, мышление, ...

С — саморегуляция. Интеллектуальная саморегуляция — это умение произвольно управлять собственной интеллектуальной деятельностью и, главное, целенаправленно строить процесс самообучения.

Образование — это такая сфера деятельности, где человек сам организовывает процесс своего обучения. Должны быть сформированы произвольный и непроизвольный контроль собственного развития с учетом индивидуальных интеллектуальных особенностей обучающегося, а также готовность работать в режиме открытой познавательной позиции.

У — уникальность склада ума. Это индивидуально-своеобразные способы интеллектуального отношения [6, с.173].

По мнению М.И. Еникеева, основными качествами человеческого интеллекта являются пытливость, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность. Негативным качеством интеллекта является ригидность мышления, негибкое предвзятое отношение к сущности явления, преувеличение чувственного впечатления, приверженность шаблонным оценкам.

Он также обращает внимание на недопустимость существования негативных интеллектуальных качеств. Интеллектуально ограниченные люди крайне узко, локально отражают действительность, не производят необходимого переноса знаний [11, с.286].

Для нас может быть интересен подход А.М. Воробьева. Он классифицирует интеллектуальные качества в зависимости от трех показателей: операционной; содержательной и динамической сторон личности офицера.

Таблица 1.1 Структура интеллектуальных качеств офицера по А.М. Воробьеву.

КачестваОтражающие операционную сторону личности офицераОтражающие содержательную сторону личности офицераОтражающие динамическую сторону личности офицераБыстрота ума Прогностичность ума Гибкость умаГлубина ума Широта ума Логичность ума Ясность ума Критичность умаСамостоятельность ума Активность ума

Каждое из названных качеств имеет свое внутреннее содержание:

§быстрота ума — умение правильно решать сложные умственные задачи в ограниченное время, быстро ориентироваться в сложных условиях практической деятельности. Основу этого интеллектуального качества составляет быстрая перестройка системы установившихся взглядов и стереотипов, высокая подвижность мышления, немедленная реакция на изменение характера действия внешних и внутренних раздражителей, т.е. все то, что на житейском языке называют сообразительностью;

§прогностичность ума — умение предвидеть события, явления, результаты практической деятельности на основе анализа последовательности и причинной обусловленности процессов их возникновения и развития. В основе прогностичности ума лежат закрепленные в памяти смысловые образования, которые отражают сущность тех или иных явлений, их причинные зависимости, закономерности протекания и т.д. Способность предугадывания событий во многом обусловливается глубиной познания явлений, прочностью осмысливания причинно-следственных связей, умением видеть закономерный характер протекания событий и явлений;

4 стр., 1695 слов

Тема 9. СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

... интеллектуальных операций является мышление в понятиях». Рассматривая генезис интеллектуальных операций, Рубинштейн пишет: «Первично ребенок манипулирует не специфичным образом на любом мате­риале, и результат его деятельности ... которой они формируются и функционируют. В качестве такой сис­темы выступает психологическая система деятельности, где метакогнитивные процессы раскрываются в регулятивной ...

§гибкость ума — умение применять многообразные варианты в подходе к решению практических (учебных) задач, быть свободным от сковывающего влияния шаблонных и трафаретных способов их отношениях, преодолевать решения, легко перестраивать сложившиеся схемы мышления и системы практических действий. Основанием данного качества служит обобщенный метод мышления, применяемый к решению широкого круга учебных задач, осознание дифференцированных знаний о приемах умственного труда. Формирование этого качества во многом зависит от метода усвоения знаний. Если знания разобщены, бессистемны, то офицер теряется в мелочах, теряет время, не всегда находит правильное решение;

§глубина ума — умение познавать в предметах и явлениях наиболее существенное, скрытое, видеть за разрозненными фактами определенные причинно-следственные связи и отношения, отличат видимость предмета от его сущности. Данное качество базируется на высокоразвитой способности к анализу событий и явлений, изучаемого материала и предусматривает установление связи между предметами и явлениями на основе предварительного выбора общего основания причинно-следственных отношений;

§широта ума — умение видеть единичное, частное на фоне общего, более широкого явления. В основе данного качества лежит способность к осуществлению анализа через синтез. Эта способность выражается в определении системы связей и причинных обусловленностей, в области которых данная проблема может иметь решение. При этом целостное восприятии задачи и анализ ее деталей осуществляется одновременно;

§логичность ума — умение мыслить в строгой последовательности, пользоваться логическими приемами и операциями. Логичность ума проявляется в доказательности, аргументации, в конкретности, гибкости и критичности мысли. В основании логичности — высокое развитие процессов сравнения, абстрагирования, классификации, систематизации, дифференциации и т.д.;

§ясность ума — умение осуществлять сложные комбинации на основе четкого, образного представления предметов и явлений, схематизировать (формализовывать) ряд явлений и предметов;

§активность ума — умение выработать мотивацию к деятельности, к поисковому методу мышления при решении практических (учебных) задач. Активность ума характеризуется осознанием необходимости своей деятельности, глубоким интересом к ней, высоким уровнем развития эмоций и чувств, выражающих отношение к процессу и конечным результатам практических действий;

19 стр., 9174 слов

Лабораторная работа № 2 Исследование психологических профессионально-важных ...

... психологические качества человека. Двухэтапная стратегия отбора персонала предполагает два уровня отбора. Целью отбора первого уровня является определение противопоказаний к отдельным видам профессиональной деятельности, ... обратить внимание на соответствие дальнейшего описания отчета поставленным целям и задачам (особенно в разделе «Выводы»). Описание методики.Раздел содержит описание каждой ...

§критичность ума — умение трезво оценивать свои возможности, тщательно проверять гипотезы и намеченные планы действий. Критичность ума выражается в отсутствии предвзятых суждений, в тщательной аргументации высказываемых мыслей с учетом всех возможных и в первую очередь наиболее сильных возражений (подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);

§самостоятельность ума — умение самостоятельно решать сложные конфликтные задачи, основанное на уверенности в своих умственных силах, на отсутствии слепой подражательности. Данное качество тесно связано с развитием волевых процессов, с уровнем развития уверенности в себе; [7, с.21-23].

По мнению В.А. Голубокого и Т.В. Гершевича, «подготовка слушателей к деятельности в органах внутренних дел должна проходить с учетом развития достаточного уровня интеллекта, или профессионально важных интеллектуальных качеств, необходимых для успешного выполнения служебных задач. Для примера к ним можно отнести:

§способность принимать правильное решение при недостатке необходимой информации;

§способность хорошо запоминать и воспроизводить информацию;

§способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации;

§способность выделять несколько возможных путей решения поставленной задачи и использовать наиболее эффективный;

§способность определять информацию, необходимую для принятия решения» [8, с.112].

Исследование E.В. Панова определило среди рейтинга личностных качеств, необходимых, по мнению респондентов, будущему следователю, в том числе и интеллектуальные, а именно мышление, стремление к истине, интуицию [15, с.18-19].

В свою очередь А.В. Молоканова, характеризуя интеллектуальные качества следователя, особый акцент делает на профессионально-творческом мышлении.

В сфере следственного мышления ею выделяются:

)умение устанавливать причинно-следственные связи между отдельными выявленными в ходе расследования фактами, при реконструкции общей картины совершенного преступления (логичность мышления);

2)самостоятельно находить способы и приемы получения необходимой информации, доказательств по уголовному делу (эвристичность мышления);

)моделировать решения подследственных лиц, предугадывать их вероятные действия (рефлективность мышления).

Говоря о интеллектуальных качествах, С.Н. Тихомиров считает, что развитие и формирование новых интеллектуальных качеств формирует личность сотрудника полиции:». профессия следователя предъявляет к сотруднику органов внутренних дел и его интеллектуальным качествам достаточно высокие требования, часто накладывает специфический отпечаток на личность и весь образ жизни» [18, с.3].

В другой работе он поясняет, что качества ума являются производными от вида мышления и зависят от типа интеллектуальных задач, наиболее часто решаемых личностью в профессиональной деятельности [19, с.6].

В деятельности сотрудника оперативного аппарата МВД мыслительные процессы занимают важное место. Ведь, по сути, весь смысл его работы состоит в постоянном добывании и переработке специфической информации [19, с.3]. По мнению С.Н. Тихомирова, мышление оперативных работников полиции должно отвечать профессиональным требованиям, которые определяют те качества интеллекта оперативного работника, которые должны быть развиты в первую очередь: это оперативность мышления, эвристичность, целенаправленность, концентрированность, гибкость мышления, объективность, поливариантность мышления, адаптированность [19, с.18-20].

Однако С.Н. Залеская отмечает следующие личностные черты сотрудников ОВД, специализирующихся на патрульно-постовой и дорожно-патрульной службе: «Требования со стороны интеллектуального компонента связаны, прежде всего, с особенностями обработки информации: необходимы способность быстрого анализа большого количества информации, умение делать правильный вывод из противоречивой информации, не шаблонность мышления, развитая образная и словесно-логическая память, умение быстрого выборочного воспроизведения информации, способность прогнозировать ход событий, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать из них оптимальные, действовать быстро и правильно в напряженных ситуациях при недостатке информации и времени» [12, с.18]. Сегодня перечисленное можно назвать интеллектуальными качествами.

Развиваясь по общим законам, эти качества отличаются индивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности, последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотношением анализа и синтеза (преимущественно аналитическое или синтетическое мышление).

По мнению А.М. Воробьева, «интеллектуальные качества слушателей Вуза представляют собой сложную систему личностных черт, функционирующую в соответствии с закономерностями и принципами интеллектуального развития. Они находятся в тесной взаимосвязи со всеми сторонами психического склада личности и обусловливают диалектическое, творческое содержание умственной деятельности офицеров, эффективность решения практических задач в соответствии с предъявленными требованиями и условиями службы» [7, с.9].

Таким образом, проанализировав опыт психологов изучения интеллектуальных качеств, можно прийти к выводу, что в отечественной психологии накоплен богатый опыт изучения интеллекта, а вместе с ним и интеллектуальных качеств, хотя определенный информационный пробел составляют вопросы, касающиеся специфики изучения развития становления профессиональных интеллектуальных качеств в процессе учебной и трудовой занятости и особенно в подразделениях полиции, где работа протекает в ярко выраженных, экстремальных условиях.

Интеллектуальные качества сотрудников ОВД — это сложное психическое образование, выступающее как системное качество, состоящее из двух компонентов: когнитивного и совокупности психических свойств, которое отражается в решении возникающих профессиональных задач, эффективно осуществляющее ту или иную деятельность, позволяющее адекватно приспосабливаться к окружающей действительности. К нему можно отнести хорошо развитое профессиональное мышление, особенно аналитические и прогностические способности, развитую профессиональную память, достаточное воображение, тонкую наблюдательность, коммуникативные способности.

1.2 Экспертная оценка и самооценка

Одним из разновидностей наблюдений является самонаблюдение, которое позволяет проанализировать эмпирические данные, полученные в результате тестирования, а также позволяет сформировать самооценку всех личностных качеств.

В современной психологии есть три уровня самооценки: заниженная, нормальная, завышенная.

В социуме человек постоянно сравнивает себя с окружающими и на основе этого оценивает себя сам. Помимо общей самооценки люди привычно оценивают и отдельные личностные качества, а также профессиональные навыки, сформировавшиеся в процессе обучения в вузе.

Преподаватели вуза экспертно оценивают знания курсанта. Их мнение основывается на их знаниях и практическом профессиональном опыте.

Экспертная оценка преподавателя может быть в виде:

·Индивидуальнойоценки, основанной на использовании мнения отдельных экспертов, независимых друг от друга.

·Коллективнойоценки, основанной на использовании коллективного мнения экспертов.

По мнению Л.В. Алексеевой: «статусная позиция эксперта может быть разнообразной: сбоку (коллега, одноклассник, друг), сверху (начальник учитель для ученика), снизу (подчинённый для начальника, ребёнок для родителя).

[5, с.]

Поэтому оценка своих профессиональных возможностей курсантами может расходиться с оценкой независимых экспертов. В нашей работе под экспертной оценкой рассматривалась оценка преподавателей.

Анализ экспертных оценок предполагает индивидуальное заполнение преподавателем журнала, ведомостей, по результатам которых производится всесторонний анализ академической успеваемости и выявляются возможные пути ее улучшения.

Рассматривая этот материал, мы можем составить более полное представление о личности, благодаря отношений, которые возникают в образовательном процессе, где полностью исключена психологическая опасность личной заинтересованности в том или ином решении, которая может стать существенным препятствием для получения объективного решения.

По мнению Грецов А.Г. самооценка и уровень притязаний — явление очень субъективные, зависящие от реальных достижений меньше, чем может показаться. Тот, кто оценивает себя высоко, ориентируется на максимальные достижения. Кто оценивает себя низко, тот и не ждёт от себя значительных достижений, не претендует ни на что хорошее. [9. c.211]

Кроме самооценки человеку свойственно и оценивать свои возможности применительно к профессиональным навыкам: способности к определённой профессии. Самооценка профессионально значимых личностных качеств — это сложное личностное образование, выражающее ценностно-эмоциональное отношение субъекта к самому себе и формирующееся на основе знаний об особенностях своей профессиональной деятельности, о характере межличностного общения и нормативных требований профессиональной среды.

Оценка своих профессиональных возможностей может расходиться с оценкой независимых экспертов. В нашей работе под экспертной оценкой рассматривалась оценка преподавателей.

Под самооценкой профессионально значимых личностных качеств мы понимаем сложное личностное образование, выражающее ценностно-эмоциональное отношение субъекта к самому себе и формирующееся на основе знаний об особенностях своей будущей профессиональной деятельности, о характере межличностного общения и нормативных требований профессиональной среды.

Выводы по главе

Интеллектуальные качества сотрудников ОВД — это сложное психическое образование, выступающее как системное качество, состоящее из двух компонентов: когнитивного и совокупности психических свойств, которое отражается в решении возникающих профессиональных задач, эффективно осуществляющее ту или иную деятельность, позволяющее адекватно приспосабливаться к окружающей действительности. К нему можно отнести хорошо развитое профессиональное мышление, особенно аналитические и прогностические способности, развитую профессиональную память, достаточное воображение, тонкую наблюдательность, коммуникативные способности.

Самооценка профессионально значимых личностных качеств — это сложное личностное образование, выражающее ценностно-эмоциональное отношение субъекта к самому себе и формирующееся на основе знаний об особенностях своей профессиональной деятельности, о характере межличностного общения и нормативных требований профессиональной среды.

Глава 2. Зависимость академической успеваемости иностранных специалистов от уровня развития интеллектуальных качеств в процессе обучения в вузе МВД России

Для изучения интеллектуальных качеств курсантов нами были выбраны 2 субтеста структуры интеллекта по Р. Амтхауэру: логический отбор и умение проводить аналогии понятий. Выбранный тест позволяет получить и рассмотреть результаты измерения интеллектуальных качеств в динамике, так как имеет две серии идентичных заданий. Выбранная методика относится к числу наиболее широко применяемых в России. Тест предложен автором в 1953 году (последняя редакция — 1973 год) [10, с.77].

Изначально тест предназначался для дифференцированного отбора кандидатов на разные виды профессионального обучения и для профессионального отбора.

Тест валидизирован на максимально широкой профессиональной выборке и предназначен для испытуемых от 13 до 60 лет.

Указанная методика позволяет интерпретировать результаты на двух уровнях:

) Логический отбор (LS) — исследуется «чувство языка» по Р. Амтхауэру. Испытуемый должен завершить предложение, выбрав подходящее слово из списка.

) Аналогии (AN) — тестируются комбинаторные способности. Даются три слова, между первым и вторым есть смысловая связь. Испытуемый должен подобрать к третьему слову четвертое, которое находилось бы с ним в аналогичной связи. Решение данного типа задач предполагает высокий уровень развития операции обобщения.

Каждое правильное решение оценивается в один балл. Первичные оценки переводятся в шкальные. Суммы первичных баллов по всем субтестам переводятся в общую оценку уровня интеллекта. Тест был рекомендован психологическим отделом ДКО МВД России [14, с.40].

«Сырые баллы (количество решенных задач) по каждому субтесту переводятся в стандартные баллы. Сумма первичных баллов по всем выбранным субтестам переводится в общую оценку уровня, на основании которой можно оценить логические способности, умение проводить аналогии. (См. Приложение).

Профессиональное становление курсантов, будущих сотрудников полиции, начальный период профессиональной деятельности, связанный с приобретением интеллектуальных качеств, индивидуальных особенностей, соответствующих содержанию и требованиям этой деятельности.

Тестирование слушателей ФПИС 2,3,4,5 курса подготовки психологов позволило определить средний уровень измеряемых интеллектуальных качеств. Так уровень логических способностей и умения проводить аналогии понятий иностранными специалистами по тесту Р. Амтхауэра, имеет разброс от 5 до 17 баллов, при 20 максимальных. Полученный результат представлен на рисунке 1.

Выявленный разброс среднего уровня интеллектуальных качеств иностранных специалистов факультета ФПИС от 6,5 до 17 баллов при 20 максимально возможных можно объяснить индивидуальным, социальным, национальным, возрастным статусом опрошенных.

Поскольку личность формируется и проявляется в деятельности, в том числе и на этапе профессиональной подготовки, то условия развития интеллектуальных качеств курсанта как субъекта труда, обеспечивающих его эффективность и успешность освоения профессией, должны осуществляться неразрывно с самой деятельностью, в том числе и на этапе профессиональной подготовки.

Следовательно, при формировании профессиональных интеллектуальных качеств курсантов возможен потенциал их развития.

Низкие результаты объясняются ошибочным выбором неадаптированной методики Р. Амтхауэра для измерения интеллектуальных качеств иностранных специалистов. Особенно трудно задания было выполнять курсантам Вьетнама и Монголии.

Профессиональная деятельность, конкретный вид труда становится ведущей деятельностью взрослого человека. И интеллектуальные качества специалиста получают свое полное развитие в ведущей его деятельности. Высокие и низкие показатели интеллекта сотрудников полиции во многом зависят от того, какой социальный опыт был приобретен индивидом за прожитые годы и от взаимосвязи между этим опытом и факторами, измеряемыми с помощью тестов.

Интеллект входит в структуру личности и тесно взаимосвязан с другими компонентами структуры личности сотрудника полиции. Следовательно, как интеграция познавательных функций интеллект оказывает влияние на особенности личности и наоборот. Рассмотрим самооценку как одну из побудительных сил в развитии интеллектуальных качеств на рисунке 2.

Рисунок 2. Соотношение экспертной оценки и самооценки академических знаний слушателей ФПИС Мос У МВД России.

Как видно из графика у большинства курсантов факультета подготовки иностранных специалистов самооценка знаний по профессиональным предметам (психологии, физической подготовке) занижена по сравнению с экспертной оценкой.

При изучении самооценки личностных качеств был получен средний результат и завышенная самооценка.

Статистическая значимость результатов определялась методом ранговой корреляции Спирмена.

В практической деятельности низкий уровень самооценки знаний психологии может проявиться, как в нерешительности так и в отсутствии инициативы. Сотрудники с заниженной самооценкой более зависимы от одобрения и критики других.

Если рассматривать функции самооценки, то:

регуляторная, позволяет производить решение задач личностного выбора;

защитная, обеспечивает относительную стабильность и независимость личности;

функция развития, самооценка является толчком к развитию личности.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.

Зрелая личность на этапе становления профессиональных качеств стремится к получению разносторонней психологической характеристики о себе, следовательно в процессе обучения курсант не может быть изолирован от коллективной оценки своих знаний курсантами группы.

Курсанты, анализируя полученные результаты в группе, имели возможность сравнивать свои показатели уровня интеллектуальных качеств и самооценки со средними и максимальными значениями по курсам.

К моменту вступления в должность психолога и т.д. уровень развития интеллектуальных качеств бывших слушателей должен достигать профессиональной зрелости, что позволит им самостоятельно выполнять функциональные обязанности в соответствии с требованиями реальности, принятыми в полиции, профессиональном коллективе.

Дальнейшая наша работа будет направлена на выработку методов развития адекватной самооценки к профессиональным знаниям курсантов факультета подготовки иностранных специалистов.

Для этого можно установить следующие направления дальнейшей работы.

. Приблизить обучение к практическим задачам психологов в отделах полиции.

. Изучать многообразие способов развития интеллектуальных качеств курсантов, в процессе решений практических задач на всех ступенях профессионального становления и обучения в вузах МВД России.

. Дифференцировать стратегии, используемые при решении практических задач в процессе развития интеллектуальных качеств.

. Изучать варианты определения и объяснения проблем развития интеллектуальных качеств.

Всё перечисленное будет способствовать целенаправленному развитию интеллектуальных качеств курсантов, как ведущего фактора профессионального становления.

Выводы по главе

Выявленный разброс среднего уровня интеллектуальных качеств курсантов факультета ФПИС можно объяснить ошибочным выбором неадаптированной методики Р. Амтхауэра. Особенно трудно задания было выполнять курсантам Вьетнама и Монголии.

Дальнейшая наша работа будет направлена на выработку методов развития адекватной самооценки академической успеваемости курсантов факультета подготовки иностранных специалистов.

В практической деятельности низкий уровень самооценки знаний психологии может проявиться, как в нерешительности так и в отсутствии инициативы. Сотрудники с заниженной самооценкой более зависимы от одобрения и критики других. Такие люди легко повержены внешним влияниям, используются манипуляторами, не могут отстоять собственное мнение.

Заключение

Интеллектуальные качества сотрудников ОВД — это сложное психическое образование, выступающее как системное качество, состоящее из двух компонентов: когнитивного и совокупности психических свойств, которое отражается в решении возникающих профессиональных задач, эффективно осуществляющее ту или иную деятельность, позволяющее адекватно приспосабливаться к окружающей действительности. К нему можно отнести хорошо развитое профессиональное мышление, особенно аналитические и прогностические способности, развитую профессиональную память, достаточное воображение, тонкую наблюдательность, коммуникативные способности.

Самооценка профессионально значимых личностных качеств — это сложное личностное образование, выражающее ценностно — эмоциональное отношение субъекта к самому себе и формирующееся на основе знаний об особенностях своей профессиональной деятельности, о характере межличностного общения и нормативных требований профессиональной среды.

Литература

1.Федеральный закон «О полиции». М., 2011.63 с.

2.Федеральный закон Российской Федерации от 30.10.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

.Приказ МВД Российской Федерации от 30.05.2005 № 425 «О Совете МВД России по науке и передовому опыту».

.Приказ МВД Российской Федерации от 2.09.2013 № 660 об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации.

.Алексеева Л.В. Юридическая психология: учебное пособие. — Москва: Проспект, 2010. — 312с.

.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1993.

.Воробьев А.М. Развитие интеллектуальных качеств у слушателей в процессе обучения в вузе. / Автреф. канд дис. М., 1978.

.Глубокий В.А., Гершевич Т. В Требования, предъявляемые к психологической подготовленности курсантов, обучающихся дополнительной специализации // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск. 2004. № 1 (21).

.Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. — СПб.: Питер, 2005. — 217с.: ил.

.Дружинин В.Н. Психология общих способностей.3-е изд. СПб.: Питер, 2007. С.368.

.Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: учебник / М. И: Еникеев — 2 е изд., перераб. — М.: Норма: Инфра М., 210 С.640.

.Залесская С.Н. Соотношение представлений о профессионально важных качествах и особенностях самооценки молодых сотрудников милиции / Автореферат… к. п. н. Тверь: 1999. С.21.

.Коротков Э.Н. Педагогические основы развития интеллектуальных качеств офицеров / Дис. к. п. н. М.: ВПА, 1973.

.Методика организации профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и учебу в образовательное учреждения МВД России, а также сотрудников органов, подразделений, учреждений системы МВД России при перемещении по службе. Методические рекомендации.М. 2009.

.Панов Е.В. Проблема личностных качеств слушателей как компонент профессиональной подготовки // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1997. № 2.

.Семенова О.В. Юридическая психология. Конспект лекций. М.: А-Приор, 2010. С.240.

.Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие. — Москва: Проспект, 2014. — 4464с.

.Тихомиров С.Н. Психологические особенности профессионального мышления следователей органов внутренних дел. М.: Издательство МЮИ МВД России 1998. С.37.

.Тихомиров С.Н. Психологические особенности профессионального мышления сотрудников оперативных аппаратов. М.: Издательство МЮИ МВД России, 1997. С.27.

.Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов — М: Издательство «Зерцало», 1998. — 352 с.

.Большаков В.Ю. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1994.

Приложения

Приложение 1.

2 — серии заданий теста Р. Амтхауэра.

Субтест 1.

Логический отбор.

К слову надо подобрать из 4 предложенных слов, такое, которое совпало бы с ним по смыслу, т.е. слово-синоним. В ответных бланках зачеркните соответствующую букву. Пример: Век — а) история б) столетие в) событие г) прогресс. Правильный ответ — столетие надо зачеркнуть (б).

Набор заданий 1 субтеста:

1. Прогрессивный — а) интеллектуальный б) передовой в) ловкий

г) отсталый.

. Аннулирование — а) подписании б) отмена в) сообщение г) отсрочка.

. Идеал — а) фантазия б) будущее в) мудрость г) совершенство.

. Аргумент — а) довод б) согласование в) спор г) фраза.

  1. Миф — а) древность б) творчество в) предание г) наука.
  2. Аморальный — а) устойчивый б) трудный в) неприятный г) безнравственный.
  3. Анализ — а) факты б) разбор в) критика г) умение.
  4. Эталон — а) копия б) форма в) основа г) образец.
  5. Сферический — а) продолговатый б) шаровидный в) пустой

г) объемный.

  1. Социальный — а) принятый б) свободный в) запланированный

г) общественный.

  1. Мораль — а) этика б) развитие в) способность г) право.
  2. Модифицировать — а) работать б) наблюдать в) изучать

г) видоизменять.

  1. Радикальный — а) коренной б) ответный в) последний г) отсталый.
  2. Негативный — а) неудачный б) ложный в) отрицательный

г) неосторожный.

  1. Субъективный — а) практический б) общественный в) личный

г) скрытый.

  1. Аграрный — а) местный б) хозяйственный в) земельный

г) крестьянский.

Субтест 2.

Аналогии.

Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словами существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует такая же связь. Необходимо отменить в ответном бланке буквенный индекс этого слова. Пример: Песня — композитор. Самолет — .?

а) аэропорт б) полет в) конструктор г) горючее д) истребитель.

Правильный ответ — «конструктор.» Следующий пример: Добро — зло. День-.? а) солнце б) ночь в) неделя г) среда д) сутки.

Правильный ответ «ночь». Поэтому в ответном бланке следует отметить буквенный индекс «б».

. Глагол — спрягать. Существительное.?

а) изменять б) образовывать в) употреблять г) склонять д) писать.

. Холодно — горячо. Движение — .?

а) инерция б) покой в) молекула г) воздух д) взаимодействие.

. Колумб — путешественник Землетрясение-?

а) первооткрыватель б) образование гор в) извержение г) жертвы д) природное явление.

. Слагаемое — сумма. Множители — .?

а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) число.

. Рабовладельцы — буржуазия. Рабы.?

а) рабовладельческий строй б) буржуазия в) рабовладельцы г) наемные рабочие д) пленные.

. Папоротник — спора. Сосна — .?

а) шишка б) иголка в) растение г) семя д) ель.

. Стихотворение — поэзия. Рассказ — .?

а) книга б) писатель в) повесть г) предложение д) проза.

. Горы — высота. Климат — .?

а) рельеф б) температура в) природа г) географическая широта д) растительность.

. Растение — стебель. Клетка — .?

а) ядро б) хромосома в) белок г) фермент д) деление.

. Богатство-бедность. Крепостная зависимость — .?

а) крепостные крестьяне б) личная свобода в) неравенство г) частная собственность д) феодальный строй.

. Старт — финиш. Пролог — .?

а) заголовок б) введение в) кульминация г) действие д) эпилог.

. Молния — свет. Явление тяготения — .?

а) камень б) движение в) сила тяжести г) вес д) Земля.

. Первобытно-общинный строй — рабовладельческий строй. Рабовладельческий строй — .?

а) социализм б) капитализм в) рабовладельцы г) государство д) феодализм.

. Роман — глава. Стихотворение — .?

а) поэма б) рифма в) строфа г) ритм д) жанр

. Тепло — жизнедеятельность. Кислород — .? а) газ б) вода в) растение г) развитие д) дыхание.

. Фигура — треугольник. Состояние вещества — .?

а) жидкость б) движение в) температура г) вода д) молекула.

. Роза — цветок. Капиталисты — .?

а) эксплуатация б) рабочие в) капитализм г) класс д) фабрика.

. Понижение атмосферного давления — осадки. Антициклон — .?

а) ясная погода б) циклон в) климат г) влажность д) метеослужба.

. Прямоугольник — плоскость. Куб — .?

а) пространство б) ребро в) высота г) треугольник д) сторона.

. Война — смерть. Частная собственность — .?

а) феодалы б) капитализм в) неравенство г) рабы д) крепостные крестьяне.

Ответы:

№ п/пЛогический отборАналогииБгБбГдАвВгГгБдГбБаГбАдБвВдБвАдГаАгВаВаВв

Приложение 2

Тест самооценки личностных качеств.

Для определения самооценки личностных качеств необходимо выбрать 10 отрицательных и 10 положительных качеств из списка предложенных.

Аккуратность Несдержанность

Беспечность

Обаяние

Вдумчивость Обидчивость

Вспыльчивость Осторожность

Восприимчивость Отзывчивость

Гордость Педантичность

Грубость Подозрительность

Жизнерадостность Принципиальность

Заботливость Поэтичность

Зависимость Презрительность

Застенчивость Радушие

Завистливость Развязность

Злопамятность Рассудочность

Искренность Решительность

Изысканность Сдержанность

Легковерие Стыдливость

Медлительность Терпеливость

Мечтательность Трусость

Мнительность Уверенность

Мстительность Увлекаемость

Настойчивость Упорство

Нежность Уступчивость

Непринуждённость Холодность

Нервозность Энтузиазм

НравятсяНе нравятся

Из выбранных положительных и отрицательных качеств, отметь галочками те, которые свойственны тебе.

Интерпретация результатов.

Из выбранных ваших положительных качеств вычете ваши отрицательные качества. Полученная разность — это показатель вашей самооценки. Максимально возможное значение показателя + 10 баллов, минимальное — 10. Если получилось значение от 0 до + 3 — самооценка средняя, от +4 до + 7 — в меру высокая, больше высокая. Если получилось отрицательное число — самооценка низкая. [c.212]

Приложение 3