ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Введение 4

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 8

1.1. Содержание понятия «социальная адаптация» в психолого-

педагогической литературе и её особенности в младшем подростковом возрасте 8

1.2. Свойства нервной системы и их выраженность в младшем

подростковом возрасте 14

1.3. Взаимосвязь социальной адаптации и выраженности свойств

нервной системы 17

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 20

2.1. Организация и методы исследования 20

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 21

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ, ПЕДАГОГАМ-ПСИХОЛОГАМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ И УЧЁТУ ВЫРАЖЕННОСТИ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 30

Заключение 36

Список литературы 39

Приложения 43

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений развития психологических исследований является проблема психологического обеспечения социальной адаптации человека к различным условиям жизни и деятельности.

Особенно актуальной для общества является социальная адаптация подрастающего поколения, так как именно в этот период складываются основные структуры, качественные характеристики личности.

Наиболее сложно процессы социализации, социальной адаптации протекают в младшем подростковом возрасте, потому что в этот период происходят большие изменения в организме, в личности, в сознании. На младшего подростка сильное влияние оказывают микро — и макросреды, а так же различные социальные институты. Именно сейчас идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социальную адаптацию младших подростков.

Проблемам и вопросам социальной адаптации, её связи с различными особенностями психики посвящено немало исследований как отечественных, так и зарубежных ученых: К. Роджерс, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, Б. Скиннер, И.С. Кон [13], А.В. Мудрик [17], В.С. Мухина [18], Н.К. Радина [25, 26],

А.А. Реан [27], С.И. Розум [29], А.В. Сидоренков [33], Е. Ю. Уварина [38], А.В. Шаронов [42], А.В. Петровский и другие.

Анализ изученной психолого–педагогической литературы по проблеме выпускной квалификационной работы свидетельствует о том, что сама проблема, несмотря на ее важность, современными исследователями мало освещена и недостаточно разработана.

11 стр., 5076 слов

+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант

Тема 11. Социальная адаптация и реабилитация людей пожилого и старческого возрастов Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него условиям социальной среды. Это всегда позитивный социальный процесс активного усвоения социальных норм поведения личностью или группой людей в новых условиях в различных сферах жизнедея­тельности в относительно короткий ...

Таким образом, необходимость определения особенностей социальной адаптации у младших подростков с различной выраженностью свойств нервной системы, определение взаимосвязи между ними и обусловливает актуальность настоящей выпускной квалификационной работы.

Цель: изучение особенностей социальной адаптации у младших подростков с различной выраженностью свойств нервной системы.

Объект: 75 младших подростков в возрасте 11 — 12 лет.

Предмет: социальная адаптация и её особенности у младших подростков с различной выраженностью свойств нервной системы.

Гипотеза: младшие подростки с различным уровнем социальной адаптации имеют определенную выраженность свойств нервной системы.

Для достижения поставленной цели были определенны следующие задачи:

1. в процессе теоретического анализа раскрыть особенности социальной адаптации младших подростков, обладающих различной выраженностью свойств нервной системы;

2. исследовать уровень социальной адаптации в младшем подростковом возрасте;

3. исследовать выраженность свойств нервной системы в младшем подростковом возрасте;

4. выявить взаимосвязь между уровнем социальной адаптации и выраженностью свойств нервной системы;

5. разработать рекомендации для педагогов, педагогов-психологов по обеспечению успешной социальной адаптации и учёту выраженности свойств нервной системы у младших подростков.

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования являются положения, разрабатываемые в рамках гуманистического подхода к анализу социальной адаптации (А. Маслоу, К. Роджерс и другие), смысл которых в том, что адаптация наступает при достижении оптимального взаимоотношения между личностью и средой за счет конструктивного поведения (К. Роджерс).

14 стр., 6754 слов

Теоретические основы изучения взаимосвязи типа нервной системы и особенностей внимания у подростков

... типа нервной системы подростков Нервная система или Высшая нервная деятельность (ВНД) по определению И.П. Павлова, это сложная форма жизнедеятельности, которая обеспечивает индивидуальное поведенческую адаптацию ... в изменяющихся условиях психологических, эмоциональных и социальных. Общие типы ВНД животных и человека определяются свойствами нервных процессов, таких как: сила, уравновешенность, ...

Также положения об основных свойствах нервной системы: сила, уравновешенность, подвижность (И.П. Павлов).

В соответствии с целью и задачами работы были использованы следующие методики:

— русифицированный вариант опросника социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда, адаптированный А.К. Осницким, направленный на определение характеристик социальной адаптации и степени адаптированности – дезадаптированности младших подростков в системе межличностных отношений [22, с. 45];

— методики, направленные на определение выраженности свойств нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность) у младших подростков [36, с. 24].

Достоверность полученных результатов обеспечивалась достаточным объемом выборки, стандартизацией процедуры исследования и применением современного метода статистической обработки данных — коэффициента корреляции рангов Спирмена.

………….

1. Акимова, М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учёт и коррекция: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2002. – 160 с.

2. Артюхова, И.С. Адаптация учащихся пятых классов / И.С. Артюхова, Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко // Школьный психолог. – 2005. – № 12. – С. 30–33.

3. Благинин, А.А. Математические методы в психологии и педагогике: учеб. пособие / А.А. Благинин, В.В. Торчило. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2006. – 84 с.

4. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков,

В. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.

5. Вартанова, Э.Г. Особенности адаптации развивающейся личности в условиях становления ученической группы / Э.Г. Вартанова, М.Ю. Кондратьев // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 91–98.

6. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство / А.Л. Венгер. – М.: Генезис, 2001. – 128 с.

7. Гилинская, Э.Б. Проблемы социально-психологической адаптации населения в период трансформации общества / Э.Б. Гилинская, С.Н. Смирнов. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 278 с.

7 стр., 3489 слов

Детская психология в вопросах и ответах

Б. С. Волков, Н. В. Волкова ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ВОПРОСАХИ ОТВЕТАХ Содержание Введение Проблемная ситуация и задача 1. Методы изучения психикиребенка 2. Основные закономерностипсихического развития ребенка 3. Психическое развитие детейот рождения до 1 года 4. Психическое развитие детейот 1 года до 3 лет 5. Психическое развитие детейдошкольного возраста 6. Психическая готовностьдетей к обучению в ...

8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 776 с.

9. Гуревич, К.М. Проблемы дифференциальной психологии / К.М. Гуревич. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1998. – 384 с.

10. Дубровина, И.В. Проблемы социализации человека / И.В. Дубровина // Вопросы психологии. – 2005. – № 3. – С. 142–143.

11. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.

12. Колитеевская, Е.Р. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков / Е.Р. Колитеевская, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин и др. // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 68–80.

13. Кон, И.С. Ребёнок и общество / И.С. Кон. – М.: Наука, 1988. – 268 с.

14. Кондратьев, М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков / М.Ю. Кондратьев // Вопросы психологии. – 1997. – № 3. – С. 69–78.

15. Кривцова, А.В. Психологическая игра для адаптации пятиклассников / А. В. Кривцова // Школьный психолог. – 2005. – № 18. – С. 33–34.

16. Лебедев, Ю.А. Целостная природа человека и проблема социализации ребёнка / Ю.А. Лебедев, В.Л. Филиппова // Мир психологии. – 2004. – № 4. – С. 18–28.

17. Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие для вузов / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2004. – 304 с.

18. Мухина, В.С. Феноменология развития и бытия личности / В.С. Мухина. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 640 с.

19. Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности: учеб. пособие / А.А. Налчаджян. – Ереван, 1988.

20. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А.Д. Наследов. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.

21. Небылицын, В.Д. Проблемы психологии индивидуальности / В.Д. Небылицын; под ред. А.В. Брушлинского, Т.Н. Ушаковой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 688 с.

22. Осницкий, А.К. Определение характеристик социальной адаптации / А.К. Осницкий // Психология и школа. – 2004. – № 1. – С. 43–56.

23. Пеньевская, И.К. Адаптационное занятие для пятого класса / И.К. Пеньевская // Школьный психолог. – 2005. – № 14. – С. 9–11.

3 стр., 1022 слов

ВОПРОС ╣ 16 Понятие о личности. Психологическая структура личности

Вопрос № 16 Понятие о личности. Психологическая структура личности. Человек, индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым категориям психологии. Понятие человек является самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное название особого вида живого существа — «человека разумного», или homo sapiens. В это понятие объединено все: природное, биохимическое, социальное, медицинское ...

24. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. – С. 20–33.

25. Радина, Н.К. Психологические аспекты социализации личности / Н.К. Радина // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 1. – С. 45–50.

26. Радина, Н.К. Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации подростков / Н.К. Радина, Е.Ю. Терешенкова // Вопросы психологии. – 2006. – № 5. – С. 49–59

27. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 497