41. индивидуальные различия развития психики ребёнка

7.6. Индивидуальные различия психического развития

ребенка

Гетерохронность созревания функциональных систем и их струк. турных компонентов обусловливается действием биологических и ере-довых условий, которые не могут быть одинаковыми для каждого ре-бенка любой одновозрастной популяции. Различия конкретных условий развития, опосредуя действие механизма гетерохронии, приводят к проявлению индивидуальных различий в созревании мозга и формировании психических функций.

В целом формирование психических функций (если исходить из состояния мозгового субстрата) можно рассматривать с точки зрения нормального (нормативного), отклоняющегося (отличного от нормативного, но не достигшего патологической формы) и патологического развития (нарушение, прерывание развития).

Внутри каждого типа можно выделить различные его варианты, характерные для больших групп детей одного возраста.

Патологическое развитие может обусловливаться органическими повреждениями мозга, нарушениями морфогенеза отдельных мозговых структур (сенсорный дефицит) или мозга в целом (олигофрения), нарушениями в формировании внутримозговых связей, изменениями физиологического функционирования мозговых структур, некомпенсированными минимальными мозговыми дисфункциями (неспособность к обучению, СДВГ, аутизм, психопатии).

Отклоняющееся развитие может быть связано с действием биологических или средовых факторов, не приводящих к повреждениям нервной системы, а также с наличием невыраженных неврологических признаков, являющихся следствием микрофункциональных изменений, возникших в раннем возрасте (например, компенсированные варианты минимальных мозговых дисфункций).

Отклонения в развитии могут характеризовать детей группы риска, попадающих в благоприятную социальную ситуацию последующего развития.

Нормальное развитие подразумевает соответствие психического раз-вития ребенка соответствующим возрастным нормативным показателям-

Два последних варианта обеспечивают многообразие индивидуаль* ных вариантов психического развития.

Иррегулярность психического развития. Непатологические отклонения психического развития обусловливаются разными причинами и проявляются в разных формах. Первая из них — это недостаточная сфор’ мированность (свойственная определенному возрастному периоду) псИ’ хических функциональных систем. Вторая форма связана с изменения*

6 стр., 2898 слов

Тема: Динамика становления мозговой организации психических функций ...

... лет. Мозг достигает морфологической зрелости к 18-20 годам. Нейропсихологические синдромы как форма нарушения мозговой организации психических функций Нейропсихологический синдром – комплекс нарушений ВПФ, ... механизм формирования структурно-функциональной организации мозга и психических процессов в онтогенезе. «Для успешной адаптации и нормального развития психических функций необходимо гармоничное ...

248

мИ в структуре функциональных систем. Такие изменения могут быть результатом спонтанных или направленных компенсаторных перестроек при формировании функциональных систем, явившихся следствием минимальных мозговых дисфункций или иных нарушений, проявившихся в раннем онтогенезе.

Наличие компенсации должно означать, что в психических функциях нет выраженных отклонений, соотносимых с патологическими, но в то же время они обеспечиваются работой измененных по своей структуре (по сравнению с нормативной для данного возраста) функциональных систем.

Таким образом, непатологические отклонения в психических функциях с позиций системогенеза могут обусловливаться работой недостаточно сформированных функциональных систем или компенсаторно измененных функциональных систем.

Это позволяет относить детей с рассмотренными формами генеза функциональных систем к тому сегменту популяционной шкалы, который расположен между нормой и патологией, и выделить их в отдельную группу. Отклонения в формировании психических функций у детей этой группы в последующем будут обозначаться как иррегулярность психического развития (ИПР).

Смысл, вкладываемый в термин «иррегулярность», означает отклонение от нормы, неподчиненность определенному порядку, неравномерность, возникающую в силу индивидуальных особенностей онтогенеза ребенка.

Выделение детей с такими отклонениями в отдельную группу обусловлено повышенным для них риском перехода в другой сегмент по-пуляционного диапазона, характеризующийся неблагоприятным, патологическим психическим развитием. Однако при благоприятных условиях развития такая опасность может быть снята.

Проблема школьной успеваемости. Отклонения в психическом развитии детей младшего школьного возраста часто соотносят с понятием «школьная неуспеваемость», и это ставит вопрос о возможных причинах такой неуспеваемости и способах ее коррекции.

В литературе часто не разводятся понятия «школьная неуспеваемость» и «неспособность к обучению». Например, среди факторов риска, способных при определенных условиях стать причинами школьной неуспеваемости, называют: недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическую запущенность; длительную и массивную психическую депривацию; соматическую ослабленность ребенка; нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов; нарушение формирования школьных навыков (дислексию, Дисграфию, дискалькулию); двигательные нарушения; эмоциональные Расстройства.

Действительно, перечисленные факторы можно рассматривать как причину неуспешной учебной деятельности ребенка, но в то же время РЯД из них связан с патологией мозга, и в этом случае ребенок нуждает-

249

ся в лечении. Другие факторы, несмотря на негативное воздействие на развитие психики ребенка, к патологии мозга отношения не имеют и обусловливают индивидуальные варианты развития ребенка.

8 стр., 3828 слов

Роль отца в психическом и эмоциональном развитие детей

... самостоятельности детей. Гипотеза – общение детей с отцом влияет на психическое и эмоциональное развитие детей. 1. Психологические аспекты влияния отца на развитие детей 1.1 Роль отца в развитии детей В ... Цель – Роль отца в развитии детей, рассмотреть влияния отца на психическое и эмоциональное развитие детей. Объект исследования является отношение между отцом и детьми в семье. Предметом – процесс ...

Если отбросить те из них, которые обусловлены неврологическими причинами и приводят к патологии психического развития, то можно выделить факторы риска, характерные и для детей группы ИПР.

Это те факторы (например, соматическая ослабленность), которые могут привести к отставанию в темпах формирования нейрофизиологических функциональных систем, основной базы, на которой развертываются психические процессы («функциональные органы», По А.Н.Леонтьеву), отставанию, обусловленному индивидуальными особенностями биологического созревания организма (биологическими условиями психического развития).

Другие факторы (например, педагогическая запущенность), вызывающие задержку нормального морфогенеза мозговых структур, могут быть связаны с недостатком средовых (в том числе социальных) воздействий (средовые условия психического развития).

Неполноценность каждого из этих условий приводит к недостаточной сформированности функциональных систем, которая может проявляться в сниженной (по отношению к возрастной норме) продуктивности отдельных звеньев функциональной системы, в отсутствии устойчивых связей между отдельными компонентами функциональной системы.

Наличие в онтогенезе ребенка повреждающих факторов по типу ММД с последующей компенсацией может привести к другому варианту формирования психических функций, о котором говорилось выше. Формирование осуществляется специфическим образом, нехарактерным для соответствующего возрастного периода и базирующимся на стихийном либо направленном включении компенсаторных механизмов. Таким образом, может иметь место иная организация психических функций, включение компенсаторных механизмов может привести к отклонениям в их работе (в сравнении с нормативной для этого возраста).

Изменения в нейрофизиологическом базисе приводят к недостаточной сформированности психических функций, которые в рассмотренных случаях не связаны с патологией мозга или психикой ребенка и могут иметь обратимый характер при соответствующей работе с ребенком. Как отмечает Т.В.Ахутина, норма отличается от не нормы возможностью компенсации функциональных слабостей.

Другими словами, о недостаточной сформированности можно говорить в том случае, если психическая функция опирается на работу отдела мозга, который в силу гетерохронии не достиг соответствуюШеГ° уровня зрелости и не готов в полной мере участвовать в обеспечений психологических новообразований.

В литературе можно встретить данные, что лишь 50 % детей достигают уровня школьной зрелости в шесть лет, к моменту поступления в школу.

Задачи дифференциальной нейропсихологии детского возраста.

гтсихическое развитие рассмотренных групп детей может определяться в контексте индивидуальных вариантов нормального развития. В этом случае они выступают объектом исследования в новой области нейропсихологии — нейропсихологии индивидуальных различий, или дифференциальной нейропсихологии детского возраста.

Для исследования индивидуальных различий необходимы методы, которые были бы обращены одновременно к биологической и психической составляющим развития. К таким методам относится нейропси-хологический синдромный анализ. Он позволяет связать обнаруживаемый при нейропсихологическом обследовании дефицит в выполнении заданий с работой той или иной мозговой зоны и соотнести его с тем или иным синдромом, характеризующим развитие психических функций ребенка.

2 стр., 808 слов

Высшие психические функции

... – есть, симметрична · Анестезии; Гипостезии; Гиперестезии, Гиперпатии, Дизестезии, Парестезии; Боли - нет Высшие психические функции Афазии: нет Апраксии: нет Агнозии: зрительная (предметная, лицевая, буквенная, симультантная), слуховая, обонятельная, ...

Особое значение для понимания механизмов, лежащих в основе формирования психических процессов, в дифференциальной нейропсихологии детского возраста приобретает сравнительный метод анализа данных нейропсихологического обследования. Он предполагает сравнение результатов обследования, полученных у детей разных возрастных групп, а также сравнение результатов обследования ребенка со средними результатами одновозрастной популяции и результатами взрослого человека.

В нейропсихологической диагностике детей с ИПР могут решаться следующие задачи:

. выявление индивидуальных особенностей психического развития детей, обусловленных индивидуальной спецификой их мозговой организации, т. е. получение данных, определяющих специфику развития и позволяющих осуществлять индивидуальный подход к ребенку в процессе обучения;

• выявление детей с субклиническими формами отклонений в психическом развитии, которые нуждаются в профилактике или специальной (неврологической, логопедической и др.) помощи для предотвращения перехода этих отклонений в клинические формы;

• типология непатологических форм отклонений в развитии и поиск основных факторов, лежащих за каждым из вариантов отклонений в развитии психических функций.

Характер взаимодействия биологических и средовых условий в онтогенезе определяет различные варианты индивидуального развития Ребенка, изменение баланса в их взаимодействии приводит к отклонениям в психическом развитии ребенка от нормативных позиций в ту или иную сторону, а сам характер этого дисбаланса определяет конкретный вариант отклонения.

Можно предположить, что ведущей причиной сохранения отклонений в развитии психических функций при иррегулярности психическо-0 развития является ослабленное действие средовых, в частности социальных, факторов.

250

251

Предрасположенность к ненормативному развитию, обусловленная неблагоприятными биологическими и средовыми причинами, мо^х быть элиминирована благополучной социальной ситуацией развития и впоследствии не принять патологических форм. Исследования ясно де_ монстрируют, что дети в условиях благоприятной социальной ситуа. ции развития, например дети состоятельных родителей, воспитывающиеся в специальных частных школах, успешно преодолевают возможность неблагоприятного пути развития, даже если у них была предрасположенность к этому.

В то же время неблагоприятная социальная ситуация развития может привести к патологии развития психических функций при наличии биологической предрасположенности или к различным видам патологии социального поведения (наркомании, отклоняющемуся поведению и т.д.).

Органической основой этого варианта может быть недостижение уровня полной зрелости соответствующих зон мозга в результате недостаточности специфических средовых (социальных) воздействий во время сензитивного периода их развития.

Характерно, что дети с иррегулярностью психического развития в дошкольном периоде онтогенеза достаточно часто не попадают в поле зрения родителей и воспитателей детских садов в силу минимальности и парциальности изменений в психических функциях.

Переход к освоению нового для ребенка вида деятельности (обучению) создает сенсибилизированные условия для психики. В это время может обнаружиться указанный выше дефицит, затрудняющий последующее полноценное усвоение школьной программы.

Не менее важно, что у детей с ИПР в условиях нагрузок, связанных с адаптацией к учебному процессу, может иметь место и такая форма декомпенсации, как регресс некоторых недостаточно сформированных и закрепленных в индивидуальном опыте психических функций.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... противоречия позволили определить ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Такая декомпенсация обнаруживается и приводит к сбоям в учебной деятельности не только (и не всегда) у детей 6-7 лет, но и в возрасте 9 и 11-12 лет. В это время ребенок сталкивается с резким возрастанием школьных нагрузок, расширяется количество школьных дисциплин, растет темп подачи материала и его объем, возникают проблемы, связанные с адаптацией к индивидуальному стилю педагогов, преподающих разные предметы. К этому присоединяются перестройки в де* тельности систем организма, обусловленные половым созреванием Одновременно существенную нагрузку на психику и центральнун нервную систему дает смена ведущей деятельности в сторону приоритета общения, формирования самосознания и т.п.

Все эти факторы могут привести у детей с ИПР к снижению уровя* функционирования «слабых» звеньев психических функциональны* систем и возникновению трудностей обучения именно на этом возра* тном этапе. Следует отметить, что в группу риска при этом могут попасть дети, ранее справлявшиеся с учебной программой.

Нейропсихологический синдромный анализ несформированно-сТи психических функций. В настоящее время выделен ряд нейро-психологических синдромов, связанных с недостаточной сформирован-ностью тех или иных зон мозга и описывающих соответственно раз-ные индивидуальные варианты развития детей.

Э. Г. Симерницкая описала такие синдромы с позиции успеваемости детей в школе. В ее исследовании было выявлено, что у 82 % детей в первом классе, испытывающих трудности с учебой, имеются отклонения от нормативных данных (у успевающих школьников такие отклонения зафиксированы только в 15 % случаев).

Топическая оценка изменений у детей с плохой успеваемостью позволяет выделить различные типы неуспеваемости, обусловленные недостаточной зрелостью разных мозговых структур (лобных, височных, теменных, затылочных, лево- и правополушарных, стволовых, комис-суральных).

В целом же оказалось возможным выделить три основных нейро-психологических профиля, характерных для трудностей обучения.

Первый характерен для дисфункции височно-лобных отделов левого полушария и проявляется в снижении объема слухоречевой памяти, усилении тормозимости и снижении прочности следов, наличии парафазии, ухудшении регуляции и контроля вербально-мнестической деятельности.

Второй наблюдается при правосторонней локализации мозговой дисфункции и проявляется в снижении объема слуховой и зрительной памяти, в пространственных ошибках и феномене зеркальных движений.

Третий соотносится с билатеральной дисфункцией левого и правого полушарий и проявляется в наличии симптомов, характерных как для левого, так и для правого полушария.

А. В. Семенович, А. А. Цыганок также выделяют три синдрома не-сформированности, которые по-разному проявляются на поведенческом уровне.

Первый синдром несформированности связан с неполной зрелостью лобных структур и проявляется в элементах недостаточности функций программирования, контроля, активации. У таких детей обнаруживается несформированность регуляторного звена собственной речи; по сУти, фиксируется этап, когда она еще не достигла уровня, на котором Может стать организатором его произвольной деятельности. Это проявляется не в виде дефектов, а как склонность к упрощению программы, отвлекаемости, к стремлению привлекать множество внешних опор Для выполнения того или иного задания. Любой, даже минимальный Контроль со стороны экспериментатора — удивленный жест или мимика, намек на возможность разбиения целостной программы на части -Низменно приводит к успеху. Синдромный анализ показывает, что все Устные функции (речь, память, гнозис, праксис, мышление) при этом интактны.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... (Вудворд, Томсон). размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания ... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

252

253

Второй синдром связан с отсутствием устойчивых морфофункцио. нальных отношений между субкортикальными и кортикальными мозговыми структурами Это, очевидно, приводит к несформированности разных уровней регуляции психики и проявляется в несбалансированности, диссоциации деятельности «верхних» и «нижних» этажей психики, что актуализируется прежде всего в ряде диспропорций: у ребенка хорошо развитая речь, понятийное мышление сочетается с чрезмерными флуктуациями активности, истощаемостью, эмоциональной лабильностью. У таких детей постоянные аффективные срывы, тенденция к неврозоподобным комплексам. Эта разновидность несформированности психической деятельности особенно бурно проявляет себя именно в 7-10 лет, т. е. в тот период, когда начало школьного обучения приводит к значительным перегрузкам обоих уровней. При этом, как и в описанном ранее случае, все когнитивные функции полностью сохранены.

Третий синдром относится к недоразвитию внутри- и межполушар-ных мозговых систем. Это обусловливает, во-первых, несформирован-ность пространственно-временного синтеза, что прежде всего отражается в трудностях, связанных с полноценным освоением математики (из-за незрелости фактически всех форм пространственных и квазипространственных представлений).

Это же обстоятельство, а также явное отсутствие устойчивых функциональных связей внутри левого полушария приводит у этих детей к нестабильности звукобуквенного анализа, несформированности межмодальных отношений в устной и письменной речи, нестойкости образа слова как гештальта, отсутствию упорядоченной структуры элементов (звуков или букв).

Отсюда многочисленные параграфии, пропуски букв, их перестановки и т. п. При этом сохранны все базисные, первичные параметры письма: фонетико-фо-нематическое, кинестетическое, кинетическое звенья.

Важно, что если счет и письмо на каком-то этапе начинают приближаться к нормальному, в более старших классах, когда эти функции сами должны стать инструментом овладения знаниями, проблемы встают с новой силой.

Эти синдромы авторы соотносят с закономерностью психического онтогенеза, который связан с индивидуальными особенностями систе-могенеза мозга и служит примером одного из возможных путей нормального онтогенеза.

Позже А. В. Семенович с соавторами предложила новый вариант неи-ропсихологической типологии отклонений развития, в которой используются понятия нейропсихологических синдромов несформированности и синдромов дефицитарности. Методологически это обосновывается тем, что говорить о несформированности можно только в том случае, когда делается попытка соотнести синдром с теми мозговыми структурами, морфогенез которых еще не закончен. Если же речь иДе об уже созревших мозговых структурах (например, подкорковых обрз* зованиях), то следует говорить о дефицитарности, патологии.

4 стр., 1731 слов

Развитие психических функций в дошкольном возрасте

... которой дети воспроизводят различные социальные роли и отношения между людьми. Развитие психических функций в дошкольном возрасте Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной ... является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре - память, мышление, воображение.Существенным показателем развития ребёнка является овладения знаниями, представления об ...

254

С этой точки зрения авторы выделяют следующие синдромы несформированности:

1) функциональная несформированность префронтальных (лобных) оТделов мозга;

2) функциональная несформированность левой височной области;

3) функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела);

4) функциональная несформированность правого полушария.

К синдромам дефицитарности относятся:

1) дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга;

2) дефицитарность стволовых образований мозга, дисгенетический синдром;

3) атипия психического развития.

Нейропсихологические синдромы развития. В исследованиях

Ю.В.Микадзе предпринята попытка описать нейропсихологические синдромы, которые характеризуют не локальную дефицитарность функционирования тех или иных отделов мозга в случае наличия отклонений в формировании психических функций, а их системное взаимодействие, характеризующее:

. сравнительное состояние различных отделов мозга и соответствующую этому состоянию сформированность психических функций ребенка;

. динамику созревания различных отделов мозга и соответствующую ей динамику формирования психических функций.

Нормальный тип развития психических функций в ходе онтогенеза можно характеризовать с помощью понятия позитивный нейропсихо-логический синдром развития.

Этот синдром отражает особенности интегративной работы всего мозга, каждый отдел которого вносит в нее специфический вклад в разные возрастные периоды, и отличается от локальных синдромов, традиционных для нейропсихологии.

Ошибки, выявляемые в нейропсихологическом обследовании, рассматриваются как симптомы, характеризующие состояние психических функций, и в позитивный нейропсихологический синдром развития включаются те из них, которые имеют максимальные позитивные изменения в течение того или иного возрастного периода развития.

Такой синдром представляет собой закономерное сочетание симптомов, обусловленное логикой морфофункционального созревания различных зон мозга. Варианты сочетаний таких симптомов выступают как основа для классификации индивидуальных различий в развитии психических функций.

На основании экспериментальных данных описан позитивный ней-‘опсихологический синдром развития психических функций, который Ключает в себя ряд симптомов, соотносящихся с работой задних отде-ов левого, а также передних отделов левого и задних отделов правого олушария. Это означает, что в рассматриваемом возрастном периоде

255

Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М, 1968. Афанасьеве. Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. — М., 1986. Ахутпина Т. В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе //1 Международная конференция памяти А. Р. Лурия. — М., 1998.

19 стр., 9147 слов

Сравнительный анализ развития высших психических функций, обусловленных ...

... которого являлись высшие психические функции детей 6 – 7 лет, обусловленные работой правого и левого полушария мозга. В качестве предмета выступали особенности развития и взаимовлияния высших психических функций, обусловленных работой правого и левого ...

БадалянЛ. О. Детская невропатология. — М., 1984. БадалянЛ. О. Невропатология. -М., 1987.

Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений. — М.; Воронеж, 1997. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение: Пер с 1нгл.-М., 1988.

Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М., 1995. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982 -1984.

Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. — М., 998.

Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. — СПб., 2002.

КрайгГ. Психология развития. — СПб., 2000.

Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: ней-^психологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. -е изд.-М., 2001.

Леей Г. Б. Квадратные колышки к круглым отверстиям. Дети с нарушения-i обучаемости в школе и дома. — СПб., 1995. Лурия А. Р- Высшие корковые функции человека. — М., 1969. Лурия А.Р- Основы нейропсихологии. — М., 1973.

‘арцинковская

названные зоны мозга претерпевают максимальные темпы созревания Порядок, в котором они расположены, указывает на то, какие из них созревают наиболее интенсивно.

Разные варианты отклоняющегося типа формирования психических функций могут рассматриваться с точки зрения негативных нейропсц. хологических синдромов развития, формирующихся по описанному выше принципу.

В такие синдромы включаются симптомы, отражающие продуктивность работы соответствующих звеньев психических функций и зон мозга, которые максимально отличаются в негативную сторону по степени выраженности от нормативных показателей, свойственных определенному возрасту.

Описаны два вида негативных нейропсихологических синдромов относящихся к отклоняющемуся типу развития психических функций. Один из них включает в свой состав ряд симптомов снижения слухоре-чевой сферы, соотносящихся с работой задних и передних отделов левого полушария и передних отделов правого полушария. Второй состоит из симптомов снижения зрительно-перцептивной сферы и отражает работу передних отделов правого полушария и задних отделов правого и левого полушария.

Это означает, что разные виды отклонений в развитии психических функций связаны с несформированностью разных мозговых зон и что конкретная форма отклонения характеризуется определенным сочетанием недостаточно сформированных мозговых зон. Эти сочетания определяют индивидуальные варианты отклонений в развитии психических функций.

Очевидно, что отклонения от нормативных для соответствующего возраста показателей могут происходить не только в негативную сторону (минус симптомы).

Индивидуальные показатели сформированное™ могут быть лучше нормативных для определенного возраста. В этом случае, вероятно, можно говорить о более высокой, опережающей сформированности функциональных систем. Возможно, что такие варианты развития связаны с рано проявляющимися специфическими способностями ребенка, с одаренностью. И в этом случае можно ставить вопрос о нейропсихологическом подходе к исследованию одаренности.

Наконец, экспериментальные данные свидетельствуют о половых различиях в структурно-функциональной организации мозга и психики детей.

17 стр., 8199 слов

Особенности депривации психического развития ребенка раннего возраста

... -Разобрать особенности депривации психического развития детей -Применить комплекс диагностических методик по выявлению психического развития детей. Методы исследования: теоретический ... и их анализ на основе проведённой диагностики……………………………………………………………………36 Вывод по практической части………………………………………………..40 ... Щелованова. Они установили, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, пере­стают ...

Такие исследователи, как В. Д. Еремеева, Т.П.Хризман, выступаютс предложением создать новую науку — нейропедагогику, главной целью которой была бы помощь педагогике в решении ее задач с учетом инДй’ видуальных особенностей функциональной организации мозга у маЛЬ’ чиков и девочек. Они полагают, что у мальчиков и девочек разный моз разные пути развития, а следовательно, должны быть разные прогр^ мы обучения.

256

Вопросы

1. В чем заключается специфика нейропсихологического синдромного анализа нарушений психических функций у детей по сравнению со взрослыми?

2. Какие особенности проявления симптомов нарушений психических функ

ций У детей необходимо учитывать в нейропсихологическом обследовании?

3. Какие основные формы речевых нарушений выделяют при органических

повреждениях мозга в детском возрасте?

4. Какие симптомы нарушения слухоречевой сферы являются ведущими при повреждениях левого, правого полушарий и срединных структур?

5. Какие симптомы нарушения зрительно-перцептивной сферы характерны для повреждений левого, правого полушарий и срединных структур?

6. Что подразумевается под понятием «минимальные мозговые дисфункции»?

Рекомендуемая литература

257

7. Какие нарушения психических функций и поведения включаются в понятие «неспособность к обучению»?

8. Какие особенности в формировании психических функций могут рассматриваться как проявление индивидуальных вариантов развития?

9. Как можно охарактеризовать нейропсихологические синдромы несфор-мированности и синдромы развития?

4.

Лусканова Н.Г., Коробейников Н.А. Диагностика школьной дезадаптации.^ М, 1993.

МанелисН. Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими расстройствами: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 2000.

Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейро. психологическая диагностика. — М., 1993.

Мещеряков Б.Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С.Выготского: систематика форм поведения и законы развития высших психических функций // Вопросы психологии. — 1999. — № 4. — С. 3-15.

Микадзе Ю. В. Дифференциальная нейропсихология формирования памяти в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. — 1999. -№2.-С. 87-98.

41. индивидуальные различия развития психики ребёнка — Стр 2

Микадзе Ю. В. Дифференциальная нейропсихология детского возраста // Вопросы психологии. — 2002. -№ 4. — С. 111-119.

Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. — М., 1994.

Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1999.

Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М., 2002.

Семенович А. В., Цыганок А. А. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза // Нейропсихология сегодня. — М, 1995.

Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. -М., 1985.

Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». — М., 1991.

Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегодня. — М, 1995.

Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. — М, 1998.

Филимонов И. Н. Избранные труды. — М, 1974.