Возможности элементов акробатики в развитии гибкости у детей

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы использования элементов акробатики в дошкольном возрасте

1.1 Основы обучения элементам акробатики в дошкольном возрасте

1.2 Особенности развития гибкости в старшем дошкольном возрасте

1.3 Методика развития гибкости старшем дошкольном возрасте

Глава 2. Практическая работа по развитию гибкости в дошкольном возрасте

2.1 Выявление уровня развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста

2.2 Содержание работы по использованию элементов акробатики для развития гибкости

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

В современной дошкольной педагогике физическое воспитание определяется как педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма ребенка, формирование необходимых знаний, умений и навыков, воспитание психофизических качеств, важнейшим из которых является гибкость — необходимое условие полноценного развития ребенка.

Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовывать их врожденное стремление к движению. Становление детской идентичности, образа «Я» тесно связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью, подвижностью, активностью.

Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:

— ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;

— обучать детей правилам безопасности;

— создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере;

— использовать различные методы обучения, помогающие детям с различным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать. Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения — «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…”

В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

16 стр., 7896 слов

16 Психология развития. Лекция «Дошкольное детство» Дошкольный ...

... дошкольника. Социальная ситуация развития Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте – познание социальных отношений, существующих в мире взрослых людей, вокруг этих отношений «вращается» вся активность ребенка, все развитие в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст – это период ...

Неблагоприятные экологические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. В образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.).

Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие. Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.

Превышения требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. По этому поводу академик А.В. Запорожец предупреждает об опасной позиции сторонников так называемой искусственной акселерации, стремящихся неразумно использовать возможности маленького ребенка и путем сверхраннего, максимально форсированного обучения доводить его как можно быстрее до высоких ступеней физического и духовного развития. Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам.

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой.

В образовательной области «Физическое развитие» главной задачей является гармоничное развития у воспитанников физического и психического здоровья.

Для ДОУ появляется новая проблема: важно не просто проводить занятия по здоровье сберегающим технологиям, а создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге каждый ребенок получит представления о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни [Журнал «Современное дошкольное образование].

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленной, направленных на развитие физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... организации. Требования к организационным структурам. оптимальность оперативность надежность экономичность гибкость устойчивая структура управления Проектирование организационных структур – процесс нахождения ... состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей ...

Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.

К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д.

Гибкость — способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой. Также гибкость — абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, который достигается в мгновенном усилии.

Гибкость необходимо развивать с детства. Она нужна для хорошей координации, для профилактики травматизма. Бытовые травмы, такие как вывихи и растяжения, часто являются результатом недостаточной гибкости ребенка. Растяжка оберегает мышцы от чрезмерного напряжения — снижает риск повреждений и помогает организму быстрее восстановиться после физических нагрузок. Негибкий ребенок к тому же тратит гораздо большее количество энергии, а значит, у него быстрее наступает утомление.

Для правильной осанки и красивой походки. Многие упражнения, направленные на развитие гибкости ребенка, одновременно тренируют и мышцы спины, что способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, формированию осанки и профилактике плоскостопия.

О влиянии гибкости на совершенствование двигательных возможностей человека и оздоровлении всего организма писали многие отечественные и зарубежные ученые: В.В. Белинович, Ж. Демини, Э.А. Городниченко, П.Ф. Лесгафт, Э.Я. Степаненкова. По утверждению Н.А. Бернштейна, развитие гибкости создает благоприятные предпосылки для развития других физических качеств, недостаточное развитие какого-либо из которых снижает двигательные возможности ребенка, уменьшает уверенность в успешном выполнении движений.

Для развития гибкости Л.Г. Верхозина, Л.А. Заикина предлагают включать нетрадиционные оздоровительные технологии и основные спортивно-развивающие виды упражнений с элементами ритмической гимнастики и акробатики. Такие занятия нацелены на увеличение двигательной активности детей, повышение функциональных возможностей организма. Предлагают использовать элементы акробатики, так как это позволяет поддерживать необходимый уровень развития целого ряда двигательных качеств и способностей, связанных с выполнением прыжков, вращений, равновесий. Акробатика — ценное средство развития гибкости, смелости, решительности, ловкости.

Несмотря на наличие ряда исследований по развитию гибкости у детей дошкольного возраста, в практике работы ДОО недостаточно используются элементы акробатики для решения данной задачи. В связи с этим возникает противоречие между задачей развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием элементов акробатики для ее реализации. Все вышесказанное и определило актуальность выбранной темы.

9 стр., 4447 слов

Дифференцированный подход к учащимся при обучении двигательным действиям

... такой методики обучения двигательным действиям, которая способствовала бы творческому развитию личности в целом, более высокому уровню обученности и самостоятельному овладению основными элементами движений. Это возможно ... раздела включено четыре вида гимнастических упражнений: у девочек - на разновысоких брусьях, акробатике, упражнения на бревне в равновесии и опорный прыжок; у мальчиков - ...

Несмотря на значимость гибкости для жизнедеятельности человека, особенности развития этого физического качества у старших дошкольников мало изучены.

Цель исследования: выявить и обосновать возможности элементов акробатики в развитии гибкости у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: элементы акробатики как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1) Рассмотреть обучение элементам акробатики в развитии гибкости у старших дошкольников.

2) Выявить уровень развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.

3) Подобрать основные элементы акробатики для развития гибкости у старших дошкольников.

Методы исследования: анализ, изучение, обобщение, систематизация литературных данных, диагностика, математические методы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Теоретические основы использования элементов акробатики в дошкольном возрасте

1.1 Основы обучения элементам акробатики в дошкольном возрасте

Двигательное действие — это целенаправленный двигательный акт (поведенческий двигательный акт, сознательно осуществляемый в целях решения какой-либо двигательной задачи).

Состоят из движений (и бессознательные, и нецелесообразные механические перемещения тела или его частей) и поз.

Отдельное двигательное действие (например, приседание) — основной элемент физического упражнения (процесса многократного выполнения двигательных действий, который может быть организован либо в виде многократного повторения какого-либо одного двигательного действия — прыжка, наклона и т. п., либо в форме разнообразной двигательной деятельности, включающей множество различных действий — подвижная игра, комплекс гимнастических движений и т. п.).

В качестве физических упражнений используются различные по сложности, двигательному составу и структуре движения и двигательные действия.

При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.

20 стр., 9603 слов

Глава 3. Психолого-педагогические аспекты двигательного обучения

... двигательного обучения, экспериментальных результатов исследований движений, структурированных с научной точки зрения, и надежно подтвержденных на практике. Практическим критерием "правильности" движения спортсмена служит результативность действия, ... соревновательной цели в упражнении, при низкой личной и командной мотивации. 3.1. Общие вопросы стратегии двигательного обучения в спорте Важной ...

Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способа выполнения действия при осмысленном подходе в процессе управления движениями. Это и составляет сущность двигательного умения.

Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.

Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными.

Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение переходит в навык.

Двигательный навык — это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от: 1) двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения); 2) возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые); 3) координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения тем длительнее процесс обучения); 4) профессионального мастерства преподавателя; 5) уровня мотивации, сознательности активности обучающегося и др.

Педагогические стадии формирования двигательного навыка:

— образование двигательного умения;

— совершенствование умения;

— упрочение навыка и формирование умения использовать действия в различных условиях.

Основываясь на закономерностях формирования двигательных навыков в теории и методике физического воспитания, педагог решает практические задачи обучения. Каждой стадии навыка соответствует определенный этап обучения:

1-й этап — начальное разучивание двигательного действия;

2-й этап — углубленное разучивание;

3-й этап — закрепление и совершенствование двигательного действия.

На первом этапе (начальное разучивание движения) ставятся задачи по ознакомлению ученика с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного представления о движении, выполнение его. Осуществлению этих задач способствует воздействие на основные анализаторные системы — зрительную, слуховую, двигательную; активизация сознания ребенка, создание у него представления о целостном двигательном акте.

Исходя из поставленных задач, педагог пользуется методикой начального разучивания, которая включает: а) показ педагогом образца движения; б) его детальный показ, сопровождаемый словом; с) выполнение показываемого движения самим ребенком.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... для осуществления воспитательного процесса по музыкально-творческому развитию в процессе обучения пению именно детей среднего дошкольного возраста, послужили основанием для определения ТЕМЫ РАБОТЫ: « ... ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. В соответствии с целью были выдвинуты ЗАДАЧИ ...

Показ образца физического упражнения ребенку осуществляется педагогом четко, безукоризненно правильно, в надлежащем темпе. Такой показ заинтересовывает ребенка, вызывает у него положительные эмоции, формирует представление о динамике движения, вызывает желание выполнить его.

Подетальный (т.е. расчлененный) показ двигательного действия выполняется педагогом в умеренном темпе с пояснением всех составляющих элементов движения. Сопровождая показ выполнения движения словом, педагог создает предварительную ориентировку в движении: воздействует на сознание ребенка, вызывая ориентировочно-исследовательский рефлекс в пространстве, способствуя усвоению пространственной терминологии: «влево—вправо» и т. д.; дает представление об исходном положении рук, ног и т.д.; о движении частей собственного тела — «влево— прямо», «вправо—прямо». После этого ребенок выполняет упражнение, а воспитатель следит за правильностью его выполнения.

Эти приемы обеспечивают образование в коре головного мозга временных связей, способствуют сознательному запоминанию ребенком последовательности элементов движения, объединению и в целостный двигательный образ с опорой на мышечные ощущения.

При подетальном (расчлененном) показе движения педагог не использует счет, поскольку это не способствует осознанному выполнению физического упражнения, не создает у ребенка представления о двигательном действии, не формирует у него осознанности движения.

После расчлененного показа движения дети самостоятельно воспроизводят упражнение, слушают указания воспитателя, т.е. практически проверяют сложившийся у них образ движения, а воспитатель следит за правильностью выполнения этого движения.

Если появляется какое-то несоответствие движений заданию, педагог уточняет, разъясняет или показывает их. Он проходит между детьми и смотрит, как выполняется упражнение.

Успех начального этапа разучивания зависит от эмоционально-положительного отношения ребенка к движению, что вызывается благодаря поощрению, которым педагог сопровождает его выполнение.

На втором этапе (углубленное разучивание движений) уточняется правильность выполнения ребенком деталей техники разучиваемого упражнения, исправляются ошибки. Зная механизм образования условных рефлексов, воспитатель восстанавливает в сознании и мышечном ощущении ребенка последовательность элементов движения и конкретность ощущений от выполняемого действия.

На третьем этапе (закрепление и совершенствование двигательного действия) при повторении движений постепенно развивается дифференцированное торможение. Все лишние движения затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движения закрепляются словом педагога.

Физические упражнения, которые в дальнейшем стали называться акробатическими, возникли в глубокой древности.

Название «акробат» произошло от греческого слова «акробатес», что в переводе означает «подымающийся вверх», «подымающийся ввысь». От этого слова в дальнейшем образовалось понятие «акробатика». В наше время слова «акробатика», «акробат» зачастую употребляют в общем смысле, чтобы подчеркнуть высокую степень проявления ловкости и смелости.

20 стр., 9745 слов

Методы обучения детей Правилам дорожного движения в школе

... материальный ущерб [14]. Решение проблем обеспечения безопасности дорожного движения, сохранения жизни и здоровья детей и подростков отнесено к приоритетным задачам социально-экономического развития ... Стандартный подход в обучении дорожной безопасности к детям разных возрастов является распространенной ошибкой [32]. Правила дорожного движения часто трактуются дословно, с использованием недоступной ...

Быстрое развитие акробатики и широкое её использование представителями разных видов спорта объясняются следующим: акробатические упражнения являются эффективным средством воспитания и совершенствования физических и морально-волевых качеств, необходимых в быту, спорте и трудовой деятельности.

Действия их характеризуются высокой координированностью, смелостью, красотой движений; диапазон сложности и разнообразия акробатических упражнений чрезвычайно велик: простейшие из них доступны лицам различного возраста и подготовленности, а для освоения сложнейших не хватает, подчас, всего периода спортивной деятельности человека. Новизна и разнообразие упражнений гарантируют высокую заинтересованность занимающихся; навыки, приобретённые на занятиях акробатикой, отличаются большой пластичностью и могут быть использованы в самых неожиданных спортивных и жизненных ситуациях.

Под акробатикой подразумевают:

— вид физических упражнений типа гимнастических,

— жанр циркового искусства (акробатика силовая, прыжковая и др.),

— вид спорта.

Акробатические упражнения делятся на две группы: к первой группе относятся статические упражнения, ко второй — динамические.

К первой группе относятся: стойки, мосты и другие упражнения, связанные с удержанием тела в равновесии в различных положениях.

Во вторую группу входят: перекаты, кувырки, перевороты, движения дугой и сальто, т.е. упражнения, связанные с частичным или полным переворачиванием спортсмена через голову в различных направлениях. Причем это переворачивание может происходить с непрерывным касанием пола телом (кувырки), с промежуточной опорой (перевороты) и в безопорном положении (сальто).

Большое значение акробатические упражнения имеют и как средство развития таких физических качеств, как сила, гибкость, ловкость, прыгучесть.

Занятия акробатикой являются основной базой подготовки детей к занятиям любым выбранным видом спорта, так как способствует более быстрому развитию двигательных способностей ребенка.

В старшем дошкольном возрасте возможность точного воспроизведения движений, показываемых педагогом, существенно возрастает. Это связано с нарастающей подвижностью нервных процессов, обеспечивающих более быстрый прирост результатов, переход мышц — антагонистов из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно. Скорость обучения и закрепления двигательных навыков зависит от мастерства педагога, умелого подкрепления, стимулирования интереса к занятиям.

Этапы и методы обучения акробатическим упражнениям:

Процесс обучения отдельному упражнению, а следовательно, содержание и последовательность применяемых методов и методических приемов можно представить в виде трех тесно связанных друг с другом этапов. Каждый этап имеет свои методические задачи.

11 стр., 5360 слов

Инновационные методы обучения детей с отклонениями в развитии ...

... ДЦП. Целью работы является изучение инновационных методов обучения детей с отклонениями в развитии на примере детей с ДЦП. Задачи исследования: 1. Рассмотреть аномалию ДЦП в рамках ... психологии. 2. Изучить инновационные методы обучения детей. 3. Проанализировать и изучить инновационные методы обучения детей с отклонениями в развитии на примере детей с ДЦП. Методы исследования: Теоретические (методы ...

Основной задачей начального этапа обучения является создание предварительного представления об изучаемых упражнениях. Дети должны познакомиться с гимнастической терминологией (упор присев, вис, упор лежа, упор сидя сзади и т.д.) На этом этапе большое значение имеет словесный метод и метод показа. Показ упражнения должен быть безошибочным, т.е. образцовым. Перед показом педагог обращает внимание детей на составные части упражнения с таким расчетом, чтобы во время исполнения они знали, на что обратить внимание.

Основной задачей второго этапа обучения, этапа разучивание акробатических упражнений, наибольшее распространение получил метод целостного выполнения упражнения, который подразумевает выполнение изучаемого движения в целом. Его применяют при освоении несложных по технике исполнения элементов и соединений и в случаях, когда разучиваемое упражнение не поддается расчленению. На этом этапе важен выбор наиболее эффективных методов обучения, уточнение представлений об изучаемом упражнении и устранении ошибок.

Каким бы полным ни было предварительное представление, оно не может быть абсолютно точным при исполнении. В первых попытках оно уточняется в результате непосредственно воспринимаемых ощущений. С этой целью применяется страховка. С помощью специальных приемов педагог помогает ребенку получить правильное ощущение, осознать своевременность и интенсивность главных усилий.

На этом этапе используется метод, подводящих упражнений. Он заключается в выполнении ранее изученных движений, которые входят в содержание выполняемого движения. Например, кувырок вперед можно разделить на ряд составных движений: упор присев, перекат вперед, группировка, упор присев, основная стойка.

Большое значение в обучении акробатическим упражнениям имеют представления детей о самом элементе, из каких частей он состоит, какова последовательность их выполнения, какие ошибки могут быть при их выполнении, поэтому педагог должен знать порядок усвоения составляющих данного упражнения. В дошкольных учреждениях используются отдельные элементы акробатики, в основном это подводящие к акробатическим упражнениям движения, которые подготавливают ребенка к выполнению упражнений в школьном возрасте. Прежде всего, детей следует познакомить с простыми элементами как упор присев, группировка, перекат из различных исходных положений (И.п.).

Упор присев — присед, колени вместе, руки на полу, плечи над кистями, голова прямо. Из упора присев начинаются все основные акробатические упражнения ( Яковлева Л.В., Юдина Р.А).

Особого внимания педагога требует выполнение упражнений на растяжку и кувырков. Ряд исследователей подчеркивают необходимость осторожного подхода педагогов к обучению ребенка кувыркам (М. Н. Поняев, О. Сытель и др.).

Многие специалисты в области физического воспитания ребенка рекомендуют в целях охраны позвоночника, особенно шейных его отделов, надевать ребенку шейный воротник (Т.Доман, Д.Доман, Б.Хаги и др.) или стелить мягкий коврик (И.Борисова).

Хороший фундамент общей физической подготовленности, заложенный в результате сочетания дифференцированного обучения основным видам движений с укреплением физических качеств, развитием гибкости и двигательных способностей, позволяет достичь гармоничного физического развития на важном этапе — периоде подготовки детей к школе.

1.2 Особенности развития гибкости в старшем дошкольном возрасте

акробатика дошкольный старший гибкость

Для эффективного развития гибкости у детей 5-7 лет, необходимо учитывать возрастные особенности. В детском и подростковом возрасте легче садиться на шпагат и делать «мостик» назад — хорошая гибкость объясняется тем, что мышцы и связки ребенка намного эластичнее, чем у взрослого человека. Эта особенность детского организма связана с высокой растяжимостью мышечных волокон и хорошей подвижностью суставов. Благодаря этому ребенку проще выполнять различные упражнения «на растяжку».

В раннем возрасте (от года до трех лет), когда опорно-связочный аппарат ребенка только формируется, подвижность в его суставах достаточно велика и не требует специальной «тренировки» физическими упражнениями. А вот обычная ОФП не повредит: детская аэробика, ритмика и самая простая хореография, подвижные игры во дворе — все это будет способствовать развитию гибкости. Такие укрепляющие занятия можно практиковать уже с 1,5-годовалого возраста. Целенаправленно начинать развивать гибкость у ребенка лучше всего с 6-7 лет. К этому возрасту мышечно-связочный аппарат уже окрепнет, а его растяжимость останется по-прежнему высокой. Как правило, подвижность крупных суставов планомерно увеличивается до 13-14 лет, а к 16-17 годам стабилизируется ( Броненко В.А.).

Между 5 и 7 годами начинается окостенение длинных костей. Окостенение идёт неравномерно, и чрезмерные силовые нагрузки могут нарушить этот процесс.

В этом же возрасте оформляются изгибы позвоночного столба, и имеет место недостаточно компенсированный поясничный лордоз. Поэтому у детей появляется неправильная осанка (при ходьбе выставляется живот вперёд).

У 5-6-летних детей мышцы ещё не оформлены, имеет место неравномерность развития отдельных мышечных групп. Тем, у кого сильнее мышцы сгибатели, целесообразно обратить внимание на развитие разгибателей и наоборот.

Высокая интенсивность обменных процессов, неэкономичность мышечных усилий, повышенный энергорасход могут приводить к быстрому утомлению. Поэтому нагрузки должны быть небольшого объёма и носить «дробный» характер, с частыми паузами для отдыха.

Регуляторные механизмы сердечнососудистой и дыхательной систем, ещё не совершенны. Частота пульса высокая и, в покое, возрастает даже при умеренной нагрузке, артериальное давление претерпевает большие колебания, дыхание учащённое и поверхностное. Но под влиянием естественного развития и регулярных занятий функциональные возможности детей повышаются. К 7-8 годам дети могут переносить значительные нагрузки, и лучше приспосабливаются к занятиям умеренной интенсивности.

Основные двигательные качества развиваются неравномерно и зависят от состояния функциональных систем ребёнка и его двигательного опыта. Особенностью этого возраста является взаимосвязь прироста отдельных качеств, заметный положительный перенос в развитии одного качества на другие.

Дети 5-6 лет ещё не способны отделить несущественное от основного, часто фиксируют своё внимание на второстепенное. Поэтому в этом возрасте целесообразно использовать целостный метод обучения, изучать простые упражнения, пользоваться краткими и точными объяснениями. Основное значение в этом возрасте имеет наглядность обучения. Показ должен быть очень точным и чётким (Рунова М.А.).

Гибкость — одно из наиболее ранних по развитию качеств, начиная с 5-летнего возраста она быстро совершенствуется на всем протяжении младшего школьного возраста благодаря хорошей растяжимости мышечных волокон и связочного аппарата у детей. Для развития гибкости необходима разработка специальных комплексов упражнений направленных на развитие гибкости (Солодков А.С.).

1.3 Методика развития гибкости старшем дошкольном возрасте

Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.

По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.

При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п. Пассивная гибкость развивается в 1,5-2,0 раза быстрее, чем активная. (. Попов А.Л. ).

По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая — в позах.

Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.); специальная гибкость — амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.

Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6— 7 лет.

В физическом воспитании главной является задача обеспечения такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяла бы успешно овладевать основными жизненно важными двигательными действиями (умениями и навыками) и с высокой результативностью проявлять остальные двигательные способности — координационные, скоростные, силовые, выносливость ( Тарасова Т.А.).

Курамшин Ю.Ф. (2003) предлагает классифицировать все упражнения в зависимости от режима работы мышц на три группы: статические, динамические и комбинированные.

Эффект комбинированных упражнений в растягивании обеспечивается как внутренними, так и внешними силами. При их выполнении возможны варианты чередования активных и пассивных движений. К примеру, стоя у опоры, медленное поднимание ноги вперед с помощью партнера и активная задержка ее в крайней верхней точке в течение 3-4 с. с последующим махом назад. Стоя у опоры, махи ногой вперед-назад с последующим удержанием ноги в положении вперед- вверх на около предельной высоте (. Болобан В.Н.)

Основным методом развития гибкости является повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями, по нескольку повторений в каждой, с интервалами активного отдыха между сериями, достаточными для восстановления работоспособности ребенка.

По мнению Г.Бобровой основными средствами развития гибкости у детей 5 — 6 лет являются упражнения на растягивание динамического и статического характера. Нагрузка в таких упражнениях плавно увеличивается в течение года за счёт увеличения количества упражнений и числа повторений от занятия к занятию. Выделяются сложные упражнения, изучение которых требует не группового, а индивидуального метода организации работы. Педагог на протяжении многих занятий объясняет, держит, исправляет ошибки в технике выполнения и страхует ребёнка. К таким упражнениям относятся наклоны назад из разных исходных положений, перевороты. Особое внимание требует изучение правильного положения ног при развитии гибкости в тазобедренных суставах. Одним из методов развития гибкости, хорошо зарекомендовавших себя, у детей дошкольного возраста является игровой метод. Игры, эстафеты и игровые моменты вызывают у учащихся восторг и чувство легкости. Многие упражнения эффективней закрепляются при использовании их в игре.

При разучивании новых упражнений не нужно торопиться. Количество новых упражнений на занятии должно быть небольшим. Хорошо разучивание проводить под счёт. Детям очень нравится, когда каждое новое упражнение имеет интересное, уже известное им название, например: «часики», «лягушка», «грибок» и т.д. Во многих исходных положениях детям удобно держать руки на поясе, для придания корпусу дополнительной жёсткости.

Эффективно использование музыкального сопровождения во время занятий. Оно позволяет снять психическое и эмоциональное напряжение, способствует более быстрому закреплению изучаемых упражнений.

Гибкость приобретается в процессе выполнения многочисленных и разнохарактерных упражнений, направленных на всестороннее физическое развитие. Наиболее эффективным средством развития гибкости у старших дошкольников являются акробатические упражнения.

Программа для секционной работы с детьми дошкольного возраста « Юный акробат» автор Василенко Инга Сергеевна, которая направлена на воспитание гармонично развитой личности.

Акробатика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Каждое упражнение имеет свое название. Занимаясь акробатикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, которые, особенно на первых порах, являются для них новыми и необычными.

Цель программы — углубленное обучение детей акробатике в доступной для них форме. Помочь ребенку научиться осознанно владеть своим телом, развивать гибкость, способствовать подвижности суставов и работе мышечной системы при равномерном дыхании.

Задачи:

— Сохранение и укрепление здоровья, развития физических качеств детей и двигательных способностей.

— Формирования навыков самосовершенствования и самоконтроля.

— Расширения двигательного опыта посредством использования и освоения физических упражнений.

— Воспитание волевых качеств личности обучающегося.

— Повышать эмоциональный настрой детей.

— Повышать физическую работоспособность.

— Развитие творческих способностей детей, (чем больше дети самостоятельно придумывают разные гимнастические фигуры, тем лучше и свободней манипулируют своим телом).

— Сохранить и развивать гибкость и эластичность позвоночника и подвижность суставов.

— Укреплять способность мышцам сокращаться, растягиваться и расслабляться.

— Развивать чувство равновесия, чувство полета, способность легко владеть своим телом.

-Учить детей ощущать процесс своих движений, (для этого необходимо соединять движения и сознание, т. е. направлять мысли на выполнение конкретного движения).

-Формировать технику выполнения акробатических упражнений.

— Обеспечить такой уровень физической подготовки, при котором ребенок в

начальной школе будет чувствовать себя комфортно и обладать высоким уровнем работоспособности.

— Обучать умению анализировать свои действия и действия товарищей.

— Познакомить детей с терминологией акробатических упражнений.

— Выявлять способности интересы и склонности детей к дальнейшей углубленной специализации в избранном виде спорта.

— Уделять серьезное внимание свободной деятельности детей дошкольного возраста и все их замысловатые гимнастические фигуры и позы вводить в систему различных двигательных режимов для дальнейшего физического развития.

-Соблюдать принципы постепенности, систематичности и самостоятельности, т. е. выполнения движений без постороннего физического воздействия.

Глава 2. Практическая работа по развитию гибкости в дошкольном возрасте

2.1 Выявление уровня развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста

Практическая работа проходила в 2 этапа: в период с 12 по 19 мая и ставила цель выявить уровень развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.

В практической работе принимала участие группа дошкольников в количестве 10 человек, в возрасте 5-6 лет.

Цель первого этапа: проверить уровень гибкости у детей старшего дошкольного возраста. Для этого нами было подобрано тестовое задание на развитие гибкости: определить гибкость, стоя на гимнастической скамейке у детей дошкольного возраста.

Методика: Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке: Ребёнок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметки).

Наклониться вниз, стараясь не сгибать колени. По линейке установленной перпендикулярно скамье, записать тот уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев. Если ребёнок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент “достань игрушку”.

При проведении физической диагностики необходим стандартный набор спортивного оборудования: гимнастическая скамейка и линейка для выявления гибкости.

При тестировании детей соблюдали определённые правила. Исследование проводили в первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом помещении. Одежда детей облегчённая. В день тестирования режим дня детей не перегружен физически и эмоционально. Перед тестированием проводили стандартную разминку всех систем организма в соответствии со спецификой теста. Обеспечивали спокойную обстановку, избегали у ребёнка отрицательных эмоций, соблюдали индивидуальный подход, учитывали возрастные особенности.

Дети делали 2-3 попытки. Время между попытками было достаточным для ликвидации возникшего после первой попытки утомления. Полученные результаты сравнивали с данными автора (Василенко Инга Сергеевна).

Наилучшие результаты, полученные в процессе тестирования, заносятся в протокол тестирования. В протокол записываются результаты на начало и конец года всей группы, по которым виден уровень гибкости всех детей.

При выполнении тестирования обращали внимание на качественные выполнения движений детьми: руки прямые, ноги не сгибать, сохранять равновесие.

Оценивали выполнение движений по балам: руки прямые, ноги не сгибает, сохраняет равновесие, руки опускаются ниже скамейки на 5см (+2) балла. Руки прямые, ноги не сгибает, сохраняет равновесие, руки опускаются ниже скамейки на 2см (+1) балл. Сгибает ноги, теряет равновесие, дотрагивается до скамейки (-1) балл. Сгибает ноги, теряет равновесие, не дотягивается до скамейки (-2) балла.

Собственное выполнение тестового задания показало следующие результаты. Приложение 1,таблица 1.

2.2 Подбор элементов акробатики для развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста

Базовые акробатические элементы:

1. Стойка на лопатках. Стойка — базовое положение тела в изучении элементов спортивной акробатики. Изучение стоек — важная составляющая занятий по спортивной акробатике. Начинают изучение стоек со стойки на лопатках («берёзка»).

Подводящие упражнения для «берёзки»:

— «обезьянка» (стойка с опорой на локти согнутой ноги);

— «дощечка» (на гимнастической скамейке);

— «дощечка» в положении лёжа;

— постановка рук на «берёзку»;

— «берёзка» с поддержкой педагога;

— «берёзка» с опорой на руки (без поддержки педагога);

— «берёзка» («свеча») без опоры на руки (с выпрямлением рук).

Очень важно грамотно и планомерно подходить к изучению техники каждого акробатического элемента. Дети должны не только вдумываться в детали техники, анализировать свои движении, но и понимать значение исполняемого упражнения (Гавердовский Ю.К.).

Заключение

В данной работе было изучено развитие гибкости с применением элементов спортивной акробатики у детей старшего дошкольного возраста. Были выявлены и обоснованы возможности элементов акробатики в развитии гибкости у детей.

Был выявлен уровень развития гибкости старших дошкольников на начало и на конец учебного года. В начале года были рассмотрены и подобраны элементы акробатики, влияющие на развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста (наклоны, мосты, березки), т.к. акробатические упражнения — одно из эффективных средств для развития гибкости. Применяя эти упражнения, развивается у детей сила, гибкость, ловкость, воспитывается смелость, совершенствуется функция равновесия. При рациональном чередовании различных групп акробатических упражнений формируются навыки правильной осанки, что особенно важно для детей в дошкольном возрасте.

Затем были подобраны методики проведения занятий. По авторской программе «Юный акробат» автор Василенко Инга Сергеевна был разработан план занятий на год. В конце года был проведен тест на выявление гибкости, который показал эффективность применения акробатических упражнений для развития гибкости у старших дошкольников.

Список литературы

1. Болобан В.Н., “Обучение в спортивной акробатике.”-Киев: Здоровье, 2014, 10стр.

2. Броненко В.А., ”Здоровье и физическая культура.”-М.: Альфа-М, 2013, 10-12стр.

3. Гавердовский Ю.К., “Техника гимнастических упражнений.”-М.: Терра-спорт, 2012, 31-33стр.

4. Минько Н.Г., “Сборник образовательных программ по дополнительному образованию детей.”-М.: ЮОУО ДО, 2008, 45-47стр.

5. Попов А.Л., “Психология спорта.”-М.: Изд-во ”Физкультура и спорт”, 1997, 62-65стр.

6. Рунова М.А., ”Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей”.-М.: Мозаика-Синтез, 2011, 75-78стр.

7. Солодков А.С., “Физиология человека.”-М.: Советский спорт, 2008, 107-108стр.

8. Степаненкова Э.Я., “Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.”-М.: АСАРЕМА, 2006, 6-9стр.

9. Тарасова Т.А., ”Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ”-М.: ТЦ Сфера, 2005, 35стр.

10. Утробина К.К., “Занимательная физкультура в детском саду.”-М.: Мозаика-Синтез, 2000, 86-88стр.

11. Фирильева Ж.Е., Сайкина Е.Г., “Фитнес-Данс.”-М.: Альфа-М, 2003, 20-21стр.

Приложение 1

Таблица 1. Анализ количественных и качественных результатов по проведению теста «Наклоны вниз из положения стоя на скамейке» у детей старшего дошкольного возраста

Имя

ребенка

Возраст

Количеств.

Р-т.

Балл

Особенности

Выполнения

Балл общ.

1

Вера Г.

5

+2

В

Руки прямые, ноги не сгибает, сохраняет равновесие

3

2

Анна З.

6

+2

В

Руки прямые, ноги не сгибает, сохраняет равновесие

3

3

Елена И.

6

-1

С

Руки прямые, присгибает ноги, сохраняет равновесие

2

4

Игорь К.

5

+1

С

Руки прямые, присгибает ноги, сохраняет равновесие

2

5

Катя М.

6

-2

Н

Руки не тянет, сгибает ноги, теряет равновесие

1

6

Олег Н.

5

+1

С

Руки прямые, ноги не сгибает, теряет равновесие

2

7

Глеб П.

5

+1

С

Руки прямые, ноги не сгибает, теряет равновесие

2

8

Маша П.

6

+2

В

Руки прямые, ноги не сгибает, сохраняет равновесие

3

9

Гриша Р.

5

+1

С

Руки не тянет, ноги не сгибают, сохраняет равновесие

2

10

Антон Т.

6

-1

С

Руки прямые, ноги не сгибает, теряет равновесие

2

Итого:

В — 3

Н — 1

С — 6

Руки прямые — 8

Ноги не сгибают — 6

Теряют равновесие — 4

Руки не тянут — 2

Сгибают ноги — 3

Сохраняют равн.-сие — 6

1- 1

2 — 6

3 — 3

Размещено на