ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

29

Санкт-Петербургский государственный

Архитектурно-строительный университет

Кафедра практической психологии

ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Методические указания для студентов заочного отделения

к практическим занятиям по курсу «Психология и педагогика»

Часть I. Психология индивидуальности

Санкт-Петербург

2005

Составители: Ермак Е.С., Соловьева Е.А., Артемьева В.А., Токарева Г.А.

Рецензент: канд. психол. наук., доцент, Годлиник О.Б.

Редактор:

Введение

Знания, хотя бы элементарные, о закономерностях поведения, общих механизмах, проявлениях психики человека необходимы в наше время любому инженеру, а тем более строителю, который гораздо в больше степени занимается управлением людьми, чем механизмами. Наш курс ставит перед собой цель выполнить эту задачу — дать знания о психологии, уделяя основное внимание проблемам управления. В первой части курса рассматривается сам человек, его природа, психические процессы, индивидуальное своеобразие. Кроме общего представления о феномене человека, психики, этот раздел позволяет увидеть, насколько один человек может быть непохож на другого.

2 стр., 802 слов

Презентация на тему: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ...

... субтесте «Чтение художественных текстов». Россия и другие страны Структура тестовых заданий •ЗНАНИЯ –Предметные знания –Знания о науке и ее методологии •КОМПЕТЕНЦИИ –Умение объяснять –Умение выделять ... и правопорядка, понимание обязанностей перед семьёй, обществом, Отечеством •уважение других людей, умение сотрудничать для достижения общих результатов Метапредметные результаты •умение самостоятельно ...

Вторая часть курса посвящена группе как особому явлению, которое не менее важно для управления, чем человек и основным вопросам теории управления: теории лидерства, мотивации, и т.д..

Предметом изучения психологии являются психические явления.

Психика – форма активного отражения объективной реальности высокоорганизованными формами материи (живыми системами), выражающаяся в поведении. Психические явления условно разделяются на три группы:

  1. Психические процессы – самые кратковременные психические явления: познавательные, эмоциональные, волевые.
  2. Психические состояния – реакция субъекта на значимые ситуации, длящиеся столько времени, сколько продолжается эта ситуация: усталость, депрессия, стресс и т.д.
  3. Психические свойства – устойчивые характеристики психики, сохраняющиеся на протяжении длительного времени: способности, характер, темперамент и т.д.

Мы предлагаем познакомиться с некоторыми психическими процессами, свойствами и состояниями, чтобы на их примере вы могли составить представление об общих проявлениях, закономерностях этих групп явлений. Но сначала кратко о науке психологии и методах исследования.

Наука психология, как большинство естественных наук, делится на две основные группы отраслей:

1. Общая (теоретическая) психология, изучающая наиболее общие механизмы и закономерности функционирования психики, например, мышление.

2. Прикладная (практическая) психология, использующая теоретические знания в целях повышения эффективности какой-либо профессиональной отрасли: спортивная психология, медицинская, юридическая, экономическая, космическая, педагогическая психология и т.д.

Методы психологии также по большей части являются общими с естественными науками. Это:

1 Наблюдение в разных его формах: стандартизированное и свободное, выборочное и сплошное, эпизодическое и систематическое, открытое и скрытое и т.д.

2. Эксперимент — лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий.

3. Опрос — в форме интервью, беседы, анкетирования.

4. Тестирование — как квинтэссенция первых трех, представляющая собой стандартизированную методику психологического измерения для диагностики выраженности психических свойств и состояний у индивида.

Рассмотрим теперь некоторые психические явления.

Психические процессы

Психические процессы делятся на три группы в зависимости от задачи, которую они выполняют.

  1. Познавательные психические процессы, главная задача которых – отражение действительности, создание картины, образа происходящего. К ним относится большая группа процессов, обеспечивающих «сбор и обработку» информации о внешнем мире: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление и два процесса, обеспечивающие оптимальное состояние настройки субъекта на восприятие нужной информации (внимание) и сохранение, воспроизведение ее (память).
  2. Эмоциональные процессы, отражающие значимость, важность для жизни возникших ситуаций, событий, объектов, выражающиеся в субъективных переживаниях, которые сопровождаются физиологическими изменениями (например, повышением пульса, сердцебиением, расширением зрачков, изменением тонуса мышц и т.д.).

    1 стр., 498 слов

    Письмо, как психический процесс в период его формирования

    ... поведением (отклоняющееся сексуальное поведение, систематические правонарушения) СО   письмо, как психический процесс в период его формирования   составляющее звено функциональное значение в ... дизорфографией ОС дефектологическая · Дети с нарушением интеллекта ДНСО · Дети с церебрастеническими явлениями · Дети со сложными дефектами Психолого-педагогическая · Дети с нарушением эмоционально- ...

    К ним относятся собственно эмоции (страх, обида и т.п.), чувства, настроения, аффекты.

  3. Волевые процессы или регуляционные, позволяющие человеку действовать в соответствии с поставленной целью, преодолевая внутренние и внешние препятствия.

Заметим, что эмоциональные процессы по длительности скорее подходят к психическим состояниям. В психологии их относят и к процессам и к состояниям. Поэтому мы рассмотрим их в следующем разделе – «Психические состояния».

  1. Познавательные процессы

К познавательным процессам относятся процессы, обеспечивающие отражение внешней среды и возможность действовать, опираясь на эту информацию. Самым «элементарным» из них является ощущение, отражающее отдельные свойства объекта (цвет, высота звука, твердость и т.д.).

Но человек воспринимает все в целом. Эту целостность обеспечивает процесс восприятия.

Два познавательных процесса дают возможность человеку вспомнить, представить объект, которого нет в данную минуту перед глазами и, более того, менять, добавлять, соединять, конструировать новые объекты. Это процессы представления и воображения. Завершает иерархию познавательных процессов процесс мышления, позволяющий «отражать» не видимые свойства объектов (клеточная структура, цена, температура) или не воспринимаемые органами чувств объекты (далекие звезды, микробы).

Два познавательных процесса называются сквозными. Они обеспечивают протекание перечисленных выше процессов: это внимание и память. Внимание позволяет выделить и удержать в поле зрения интересующий нас объект. А память – сохранить и воспроизвести образ объекта.

Мы предлагаем вам познакомиться с двумя познавательными процессами: вниманием и мышлением.

  1. Внимание

Одним из базовых процессов, обеспечивающих возможность осуществления основной задачи (функции) психики – отражения реальности, является внимание. Это процесс настройки субъекта на восприятие приоритетной информации.1 Внимание имеет следующие характеристики: способность интенсивно воспринимать и перерабатывать нужную информацию (концентрация), широта одновременного охвата, поле восприятия (объем), способность выделять нужную информацию из общего потока (избирательность), скорость переключения с объекта на объект (переключение).

Внимание включает в себя как непроизвольные процессы (например, ориентировочная реакция на неожиданные, новые раздражители — движение головы, глаз в направлении источника раздражения), так и произвольные, регулируемые. Все виды деятельности требуют внимания, но одни виды требуют большей концентрации (сосредоточенности), другие большей способности к переключению внимания, третьи — широкого поля внимания. Достаточно большие требования ко всем характеристиками внимания предъявляет учебная деятельность. Поэтому в первом практическом задании мы предлагаем вам измерить характеристики внимания.

Практическое задание № 1

Выполните тест, измеряющий концентрацию и избирательность внимания, и ответьте на вопросы, связанные с темой «внимание».

Тест «Измерение концентрации внимания»

Инструкция: Перед вами десять трехзначных чисел, которые нужно найти среди чисел, расположенных внизу, распределенных по десяти столбикам. Обязательно засеките время и посмотрите, сколько минут и секунд у вас заняло выполнение этого теста. Найденные числа рекомендуем отметить карандашом.

Подсчет результатов: см. страницу 26 методического пособия.

С помощью литературы, указанной ниже, ответьте на следующие вопросы:

ВОПРОСЫ:

  1. Какие познавательные процессы рассматриваются в психологии?
  2. Чем ощущение отличается от восприятия?
  3. Что такое воображение и представление?
  4. Каков показатель избирательности внимания у Вас, и как это проявляется в Вашей повседневной деятельности?
  5. Как Вы считаете, какие профессии предъявляют повышенные требования к избирательности внимания?

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Общая психология: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2002.
  2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Речь, 2003.
  3. Рубинштейн С. Л Основы общей психологии. – СПб, «Питер», 1998.
  4. Сперлинг А.П. Психология. — Минск, 2002.
  1. Мышление

Способность к мышлению – вершина развития психики. Процесс мышления позволяет человеку выйти за пределы непосредственно воспринимаемого, «увидеть» макро- и микромир; узнать такие «невидимые» явления как энергия, скорость, волна и т.д.; понять ход развития, ход событий, которые давно закончились или еще не начаты; пользоваться знаками, словами, символами и т.д., т.д., т.д.

Мышление – сложный процесс, который можно рассматривать с разных сторон. Поэтому существует несколько определений мышления:

Мышление – это, процесс обобщенного, абстрагированного отражения действительности. Мышление – это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний. Мышление – это преобразование субъективных образов в сознании человека, их значений и смысла в процессе решений противоречий для образования новых целей, открытия новых средств, раскрытия сущности явлений.

Основными операциями мышления являются: анализ – синтез, сравнение, классификации.

Основными объектами мышления являются образы предметов, слова (словесные знаки) и понятия, знаки, символы.

Если мыслительный процесс оперирует, в основном, образами, представлениями о каких-то объектах (например, при чтении чертежа, конструировании новой детали, при создании архитектурного проекта), то такое мышление называется наглядно-образным. Если при решении каких-то задач человек оперирует словами, понятиями, выносит суждения, делает умозаключения, то это вербально–логическое мышление.2 Если основным оперантом становятся знаки, символы (например, при составлении финансового отчета или создании программы для компьютера), то такое мышление называется абстрактно-логическим.

Навыки овладения основными мыслительными операциями всех типов мышления, необходимые для жизни в современном обществе, являются элементами интеллекта. Набор этих элементов, успешность владения ими, их взаимозависимость и составляет интеллект – его структуру, тип и уровень.

Практическое задание № 2

Как показывают исследования, часто основой структуры разных типов интеллекта (технического, гуманитарного и др.) являются навыки логических операций. Поэтому мы предлагаем вам тест, измеряющий логические функции на знаковом (абстрактном) материале.

Тест «Логические задачи»

Инструкция: Вам предлагается решить 10 логических задач, каждая из которых включает две логические посылки. Опираясь на эти логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие под чертой (какая из этих букв больше, какая меньше), и отметить это при помощи знаков  и .

В 10 тесте опечатка. А больше Б в 3 раза

Подсчет результатов: Оценка производится по количеству правильных ответов:

0 — 3 правильных ответа – низкая оценка,

4- 6 правильных ответов – средняя оценка,

7- 10 правильных ответов – высокая оценка

Таблицу с правильными ответами см. стр. 27.

ВОПРОСЫ:

  1. Основными особенностями процесса мышления являются обобщенность и абстрактность. Что это означает?
  2. Что такое понятие? Чем оно отличается от слова (словесного знака, имени)?
  3. Что такое конвергентное и дивергентное мышление?
  4. Приведите пример следующих операций мышления: анализ и синтез.
  5. Какой тип мышления нужен в Вашей профессии? Почему Вы так считаете?

Литература:

  1. Психология. Учебник. – М.: «Проспект», 1999.
  2. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону, 1998
  3. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – СПб. – М. 2003 ст.Мышление
  4. Рубинштейн С. Л Основы общей психологии. – СПб, «Питер», 1998.
  5. Сперлинг А.П. Психология. Минск, 2002

1.2. Волевые процессы

Современные ученые, в частности, Е.П. Ильин, рассматривают проблему воли как проблему произвольного, т.е. сознательного и преднамеренного управления человека своим поведением, деятельностью, эмоциями. Воля проявляет себя в инициации (запуске) действий, в сознательном контроле над ними; в преодолении возникающих по ходу дела затруднений.

Таким образом, воля – это механизм, позволяющий человеку осуществлять целенаправленное поведение, преодолевая внутренние и внешние препятствия. При этом самым существенным внутренним препятствием являются непосредственные, более близкие по времени, сиюминутные, импульсивные побуждения. Наличие воли позволяет человеку подчинить их, «затормозить» ради осуществления своей цели.

Воля неразрывно связана с разумом. Существенным в волевых процессах является формирование внутреннего плана действия (или внутреннего интеллектуального плана), который создает иерархию мотивов, выделяя из них главные (соответствующие намеченной цели), второстепенные и противоречащие ей. В свою очередь формирование внутреннего плана действий и мысленного построения будущей ситуации зависит от того, становится ли цель действительно ведущим мотивом, наделяется ли она собственным личностным смыслом.

Волевые процессы – это взаимодействие разноуровневых процессов, начиная с тормозных процессов, обеспечивающих подавление импульсивного поведения, включая речемыслительные процессы, обеспечивающих оценку ситуации, принятие решения, формирование внутреннего плана действия, и высших сознательных процессов, порождающих личностные цели, соответствующие убеждениям, принципам, ценностям.

Волевые процессы играют существенную роль в формировании личности человека, в том, какое место он займет в обществе, какую роль будет выполнять в профессиональной деятельности и личной жизни. «Слабость» воли всегда оценивается окружающими как недостаток человека. Однако в реальности какого-либо единственного, обобщенного показателя воли не существует. Когда мы говорим о волевой характеристике человека, мы описываем ряд его волевых качеств (терпеливость, целеустремленность, стойкость и т.д.).

Каждое волевое качество представляет собой как бы трехслойный пирог: снизу лежат природные задатки, на которые накладывается волевое усилие, которое инициируется («запускается») и стимулируется (поддерживается) социальными, личностными факторами. И реальное волевое поведение человека часто определяется сочетанием многих личностных качеств, не только волевых, но и нравственных. Поэтому, зачастую, очень сложно отличить дефекты воли от других свойств, которые приводят к тем же результатам: поставленная цель — не достигнута, работа — не выполнена.

Практическое задание № 3

К сожалению надо отметить, что прямых экспериментальных методов изучения многих волевых качеств пока не существует. Ниже Вам предлагаются два теста, при помощи которых, основываясь на самооценке, Вы сможете определить одно из волевых качеств – терпеливость, а также обобщенный показатель «силы воли».

Опросник для самооценки терпеливости

Инструкция: Ответьте, согласны ли Вы с предложенными утверждениями. Если Вы согласны, то рядом с соответствующим номером поставьте знак «+», если не согласны, то знак «-».

  1. Если я устаю при выполнении трудной работы, то сразу ее бросаю.
  2. У меня не хватает терпения дочитать до конца скучный рассказ.
  3. Я очень не люблю стоять в длинных очередях и часто ухожу из них, не достояв до конца.
  4. Я могу долго терпеть боль, например, когда болит зуб.
  5. Обычно я могу долго переносить жажду.
  6. Я бы не выдержал длительной голодовки, например, чтобы похудеть, вылечиться от болезни.
  7. Когда на уроке физкультуры я устаю, то быстро перестаю выполнять упражнения.
  8. Я редко бросаю скучную работу, не доводя ее до конца.
  9. Обычно мне трудно заставить себя работать через «не могу».
  10. Я не бросаю работу на половине пути, несмотря на усталость.
  11. Мне нравится такая физическая работа, в которой я должен пересилить себя. Чтобы выполнять задание.
  12. Я с уверенностью могу сказать, что я терпеливый.
  13. Несмотря на усталость, я стараюсь изо всех сил поддержать на беге высокий темп.
  14. Меня раздражает, когда на остановке приходится долго ждать транспорт, даже когда я не тороплюсь.
  15. Я нетерпелив к боли.
  16. Я не хочу считать себя слабовольным, поэтому каждый раз стараюсь довести тяжелую физическую работу до конца.
  17. Я действую по принципу: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж».
  18. Я не считаю, что «терпенье и труд все перетрут»; работать надо с умом, а не переутомляться.

Подсчет результатов: За ответы «да» по вопросам №: 4,5,8,10,11,12,13,16,17 и за ответы «нет» по вопросам №: 1,2,3,6,7,9,14,15,18 начисляется по одному баллу. Подсчитывается общая сумма баллов.

Оценка своей терпеливости низкая, если вы набрали до 6 баллов включительно, и высокая, если вы набрали 12 баллов и больше.

Самооценка силы воли

Инструкция: На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да» (за это начисляется 2 балла), «не знаю» или «бывает» (начисляется 1 балл), «нет» ( 0 баллов).

При ответе необходимо сразу ставить баллы.

  1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?
  2. Преодолевали ли Вы без особенных трудностей внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то, вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?
  3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?
  4. Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?
  5. Найдете ли Вы силы утром встать раньше обычного, как это было запланировано вечером?
  6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
  7. Быстро ли вы отвечаете на письма?
  8. Если у вас вызывает страх, предстоящий полет на самолете или посещение стоматолога, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
  9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?
  10. Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли вы человеком слова?
  11. Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?
  12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения. Приема пищи, занятий, уборки прочих дел?
  13. Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?
  14. Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?
  15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?

Подсчет результатов: Подсчитывается сумма набранных баллов:

0 — 12 баллов – «сила воли» слабая,

13 – 21 балл – «сила воли» средняя,

22 – 30 баллов – «сила воли» большая.

Для более верной интерпретации результатов заметим, что обобщенный показатель «силы воли» не отражает уровня развития всех волевых качеств личности: ведь некоторые качества в определенных условиях могут даже противоречить друг другу (например, упорство и терпеливость), поэтому «сила воли» определяется по уровню развития ведущих волевых качеств у человека.

ВОПРОСЫ:

  1. Большой процент студентов дневного отделения нашего института после первой сессии отчисляется из-за неуспеваемости. Как вы думаете, какие из механизмов волевого процесса у них «не срабатывают»:

а) внутренний план действий не формируется,

б) получение знаний (цель) не является ведущим мотивом,

в) слабость тормозных процессов (сиюминутные желания побеждают),

г) объективные причины невозможности достижения цели (плохое здоровье, недостаток знаний и т.п.)?

  1. Расставьте эти причины в порядке убывания значимости (№1 — самая важная причина, №2 — менее важная и т.д.).
  2. Объясните, почему вы так думаете.

Литература:

  1. Ильин Е. П. Психология воли. – СПб, «Питер», 2000.
  2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб, «Питер», 1998.
  3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  4. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – СПб. – М. 2003 ст. Воля

2. Психические состояния

Состояния, как интегрированные, валовые3 реакции человека на значимые ситуации, во многом определяют своеобразие протекания психических процессов человека, дополняя процессы принятия решения, выбора, совершения поступка личными переживаниями, эмоциями, превращая «машинные» процессы переработки информации в «человеческую» жизнь.

Список психических состояний достаточно велик: это состояния, сопровождающие работу: бодрость, усталость, напряжение; состояния личности: апатия, депрессия, эйфория, утрата чувства реальности; состояния, сопровождающие восприятие художественной картины, книги и т.п.; огромное количество эмоциональных состояний: гнев, тревога, радость и т.д.

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями, мотивами, и отражающий в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Согласно предположению известного психолога П.В.Симонова сила эмоции зависит от силы потребности и количества информации о том, что может удовлетворить эту потребность. Эту зависимость можно выразить следующим образом:

Сэ = П (НИ – ИН),

где П – уровень, сила потребности, НИ – необходимая для удовлетворения потребности информация, ИН – имеющаяся информация об этом. Отсюда видно, что если необходимой информации меньше, чем имеющейся, то эмоция приобретает отрицательный знак. Если необходимой информации больше, чем нужно, то эмоция приобретает положительный знак.4

Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа «чувствуют», определяют биологическую значимость события или объекта. В связи с этим выделяют две основные роли эмоций, два основных ее предназначения: сигнальная – отрицательные эмоции «предупреждают» о возможной опасности: страх – о появлении врага, тревога – об угрожающей ситуации или неопределенности, боль – об угрозе организму и т.д.; регулятивная – эмоции, переживания определяют направление действия, объект, на который направляется усилие, или как оценочный и мотивирующий компоненты.

Роль эмоций как мотиватора объясняется тем, что все живое всегда стремится изменить свои переживания, уйдя от неудовольствия в сторону удовольствия, и все имеющиеся у него средства (от простейших движений до создания когнитивных стратегий) вводятся им в действие с целью достижения эмоциональной цели: разрядки аффективного5 напряжения. С ходом эволюции и развития общества изменилось только содержание аффективного напряжения: от напряжения, вызванного голодом до стресса, вызванного социальными или этическими конфликтами.

Подтверждением того, что эмоции являются прямым источником действий, служат знаменитые опыты Дж.Олдса и П.Милнера (1954) с крысами, в чью лимбическую систему6 были вживлены электроды. Эти электроды в свою очередь подключили к педали, выходящей в клетку, где находится крыса. Когда крысы, нажимая на педаль, обнаруживала, что может таким образом вызывать ощущение удовольствия, она нажимала ее, не переставая, несмотря на голод и даже болевое подкрепление, которым пытались воздействовать на нее ученые.

Природа предназначала лимбическую систему для того, чтобы снять напряжение, вызвать ощущение покоя, удовлетворения после достижения цели, снятия конфликта. Но, к сожалению, она может быть «запущена» в действие обходным путем – без достижения успеха. Именно на этом основано действие алкоголя, наркотиков и т.п.

Что касается оценочного компонента, то необходимо отметить, что эмоции тесно связаны не только с оценкой самого события, но и с оценкой собственного состояния, контекста ситуации. Исследования Э.Розволда показали, что в зависимости от того, кто находится рядом, раздражение одного и того же ядра лимбической системы у павиана вызывало различные эмоции: если особь более высокого ранга – страх, если более низкого – агрессию. Эмоции — это сложный процесс, который осуществляется одновременно на нескольких уровнях. Всего выделяют пять компонентов эмоциональной реакции:

  1. оценочный компонент (человек зачастую неосознанно оценивает ситуацию как угрожающую или неопределенную, или как привлекательную);
  2. физиологический компонент (рефлекторное подключение при эмоциональном переживании эндокринных механизмов, влияющих на вегетативные реакции: изменение пульса, артериального давления, тонуса мышц и т.п.);
  3. экспрессивный компонент (человек проявляет, выражает эмоции с помощью выразительных движений, мимики и т.п.);
  4. когнитивный компонент или рефлексивный7 (понимание, осознание своих эмоций и ситуации, которая их вызвала);
  5. поведенческий компонент;

Все это вместе, соединяясь, и ощущается человеком как переживание, эмоция.

Экспрессивный компонент эмоций привлекает особое внимание исследователей, так как, с одной стороны, именно внешние проявления (мимика, позы, интонационная речь) ассоциируются с эмоциями, с другой стороны, очень интересна его роль в происхождении эмоций. Существуют теории8, согласно которым сначала возникает мимика, соответствующая экспрессия, а на ее основе – эмоции. В теории К.С.Станиславского, посвященной актерской технике, этот взгляд взят на вооружение. 9

Происхождение экспрессии, соответствующей определенной эмоции, Чарльз Дарвин объяснял следующим образом10: определенные действия оказываются прямо или косвенно полезными при известных душевных состояниях, облегчая ощущения. Например, отбрасывающие, стряхивающие движения при боли. И, когда, возникает подобное состояние, то появляется стремление совершать такое же движение. Многие подобные движения наследственны, инстинктивны, имеются у животных, но давно потеряли практическое значение. Как, например, бессмысленное кружение собаки, когда она укладывается спать, как будто она хочет умять траву и вырыть углубление. В последствии такое движение становится признаком этого состояния и воспринимается как проявление самой эмоции – ее экспрессия. Так охотничьи собаки поджимают одну лапу, готовясь осторожно и тщательно сделать следующий шаг. Но так они делают и не на охоте, а в любой ситуации, когда что-то возбудило их внимание. И мы знаем, что эта поза соответствует состоянию внимания, состоянию напряжения.

У человека основные движения, сопровождающие эмоции, приходятся на лицевые мышцы – это мимика. Но закономерность и здесь та же: движения, имеющие когда-то практический смысл, например, зажмуривание глаз (защита от солнца, пыли), становятся знаком какой-то эмоции – ее проявлением. Так оттягивание уголков рта вниз и приподнимание внутренних краев бровей (мимика, соответствующая состоянию горя) – остатки от движений, сопровождающих приступы плача11.

Психологи считают, что на ранних этапах эволюции существовало несколько первичных или базовых эмоций. Затем, соединяясь, друг с другом, усложняясь, они образовали огромный круг вторичных эмоций. К первичным эмоциям известный психолог К.Изард, отнес интерес, удивление, гнев, отвращение, презрение, страх и тревогу. Вторичные эмоции, представляют собой разного рода смешения первичных, к тому же «реагируют» не столько на объективные обстоятельства, важные для биологического существования, сколько на других людей в процессе взаимодействия. Поэтому их еще называют социальными эмоциями.

Практическое задание № 4

Более подробно познакомиться с эмоциональными состояниями, мы предлагаем Вам на примере такой знакомой всем эмоции как тревога. В отличие от страха, как реакции на конкретную, реальную опасность, тревога – это переживание неопределенной, субъективной угрозы. Различают ситуативную тревогу – состояние тревоги в определенный момент времени, и личностную тревожность – устойчивое состояние, часто повторяющееся в различных жизненных ситуациях. Вопросник Ч.Спилбергера, Ю.Л.Ханина позволяет измерить уровень ситуативной тревоги и личностной тревожности.

Значительные отклонения показателей тревожности от «зоны психологического комфорта» (31 — 45 баллов) требуют специаль­ного внимания. Высокая тревожность вызывает появление непри­ятного и затрудняющего деятельность состояния человека, в этом случае необходимо сменить акценты с боязни неудачи и не одобре­ния окружающих на содержание деятельности, ее смысл, процесс осуществления. Можно, например, спланировать деятельность по отдельным подзадачам, которые легче осуществить, и тем самым уменьшить чувство тревоги за результат. Низкая тревожность, наоборот, требует пробуждения активно­сти личности, заинтересованности и чувства ответственности.

Вопросник Ч.Спилбергера, Ю.Л.Ханина

ШКАЛА СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (СТ)

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами не задумывайтесь долго, поскольку здесь нет правильных и неправильных от­ветов.

ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (ЛТ)

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно. Над вопросами не задумывайтесь долго, поскольку здесь нет правильных и неправильных от­ветов.

Подсчет результатов. Показатели ситуативной (реактивной) тревожности (СТ) и личной тревожности (ЛТ) под­считываются по формулам:

СТ = Е1 – Е2 + 50,

где Е1 — сумма зачеркнутых на бланке цифр по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 17, 18; Е2 — сумма зачеркнутых на бланке цифр по пунктам шкалы 1, 2, 5, 8, 10, 11, 16, 15, 19, 20;

ЛТ = Е1 – Е2 + 35,

где Е1 — сумма зачеркнутых на бланке цифр по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

Е2 — сумма зачеркнутых на бланке цифр по пунктам шкалы 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

Оцените свои результаты по следующей шкале:

0-30 баллов — низкая тревожность;

31-44 баллов — умеренная тревожность;

выше 45 баллов — высокая тревожность.

ВОПРОСЫ:

  1. Какие первичные и вторичные эмоции вы можете назвать?
  2. Какие этапы формирования вторичных эмоций, например чувства обиды, выделяют психологи?
  3. Что такое настроение, чувство? Чем они отличаются от собственно эмоций?
  4. Какая экспрессия (движения лицевых мышц, мимика) соответствует чувству тревоги и чувству обиды? Каково происхождение этих движений?

Литература:

  1. Герман Бреслав Психология эмоций. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004.
  2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  3. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб., «Питер», 2001
  4. Кэррол Э. Изард Психология эмоций. – СПб.: издательство «Питер», 1999.
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб, «Питер», 1998.
  6. Сперлинг А.П. Психология. Минск, 2002

3. Психические свойства

Исторически сформировалось два подхода к исследованию устойчивых характеристик человека: типологический и аналитический, получивший свое воплощение в теории «черт». Первый состоял в поиске комплексов устойчивых взаимосвязанных характеристик, которые представляли бы собой тип. Привлекательность этого подхода состояла в том, что, определив одну из черт, можно было бы достаточно надежно предсказать существование других – взаимосвязанных с нею. Поэтому до сих пор ведутся поиски «типов» людей и количество вновь «открытых» типологий не уменьшается. Сложность состоит в том, что взаимосвязь характеристик, определяющих тип, должна быть надежно доказана и повторяться при любых последующих измерениях. Но пока этим условиям удовлетворяют только такие типы как расы, то есть по своей сути не являющиеся психологическими.

Но в начале 20 века был предпринят ряд попыток создания психологических типологий, исходя из клинических наблюдений. Это типологии О. Гросса, К. Г.Юнга, Э. Кречмера, В.Шелдона. Так Эрнст Кречмер, описывая две группы психических заболеваний (маниакально-депрессивный психоз (МДП) и шизофрению), обратил внимание на то, что каждому из видов заболевания соответствует определенный тип телосложения. Для страдающих МДП (эмоциональное расстройство) характерны округлые формы, короткие руки и ноги, неразвитая мускулатура и значительный жировой слой (этот тип телосложения он назвал – пикник).

Лицо широкое, профиль слабо очерчен. Относительно большие параметры тела (головы, груди, живота) и узкие плечи придают телу бочкообразную форму. Они склонны к сутулости.

Для страдающих шизофренией возможны два типа телосложения: хрупкое (лептосом) и атлетическое. Лептосомы обладают цилиндрической формой туловища, узкой грудной клеткой и узкими плечами. У них длинные конечности и тонкие кости и мускулы. Лицо имеет яйцеобразную форму. Острый, длинный нос и неразвитую нижнюю челюсть.12

У атлетиков фронтальный вид тела образует трапецию: широкие плечи и узкий таз. Конечности у них длинные и стройные. Мускулатура сильно развита, а жировой слой – незначительный. Лицо имеет форму вытянутого яйца, нижняя челюсть и кости лица хорошо развиты.

Взаимное соответствие между строением тела и психическими заболеваниями Кречмер объяснял эндокринными причинами: «химизм» крови определяет и тип телосложения, и склонность к тому или иному психическому заболеванию. Сопоставив телосложение и эмоциональные реакции психически здоровых людей, Кречмер выявил, что существует связь между строением тела и темпераментом, то есть способом эмоциональной реакции, похожим или на эмоциональную реакцию больных МДП, или на эмоциональную реакцию больных шизофренией13 (см. табл. № 1).

Таблица № 1

Циклотимикам свойственно веселое или печальное настроение (медленный и плавный переход от настроения к настроению); шизотимикам – эмоциональные реакции, соответствующие шкале «чувствительный – тупой» (меняющиеся резко и внезапно).

Впечатления у них суммируются, долго переживаются без внешнего проявления, а затем обнаруживают себя в виде неожиданных аффективных реакций.

Дальнейшие исследования показали, что в основе нормальных и патологических проявлений (особенностей темперамента и психических заболеваний) лежат совершенно разные причины, и их внешнее сходство не является отражением общих причин, лежащих в их основе.

Второй подход – аналитический состоял в том, что ученые, отказавшись от идеи поиска типов, направили свои усилия на изучение отдельных устойчивых характеристик – черт личности.

Исследование черт личности прошло долгий путь от составления списка (каталога) всех слов, описывающих человека, (Г.Олпорт, 1930), через объединение этих характеристик в группы обобщенных черт, до разделения их по уровням значимости в характере человека на кардинальные, центральные и вторичные.

Кардинальная черта личности — это черта, определяющая характер в целом, играющая роль основы, по отношению к которой остальные черты являются подчиненными. Такой чрезмерно «цельный» характер встречается достаточно редко.

Центральная черта — это устойчивая характеристика, определяющая поведение человека в широком круге ситуаций и наблюдаемая у большинства людей, например, общительность – необщительность, аккуратность – неряшливость и т.п. Именно центральные черты подразумевают психологи, говоря о чертах личности.

Вторичная черта – это неустойчивая черта, проявляющаяся редко под давлением ситуации, например, пунктуальность, соблюдаемая только в отношениях с каким-то определенным человеком.

Автор и составитель одного из самых известных личностных вопросников – Р.Кеттелл, продолжил работу Г.Олпорта. Он воспользовался их перечнем центральных черт и сгруппировал их, используя математический метод кластерного анализа. У него получилось 35 групп.

Эти группы подверглись экспертной проверке, в результате чего осталось 12 устойчивых групп (факторов) взаимосвязанных черт. Они легли в основу, составленного Р.Кеттеллом личностного вопросника.

Многочисленный опыт применения вопросника привел к тому, что из 12 факторов пришлось выделить в особую группу черты, описывающие не содержание поведения, например, самостоятельность, а способ поведения – стиль: скорость, энергичность, ритмичность действий. Эти черты отнесли к чертам темперамента. Они являются наследственно обусловленными, сохраняются на протяжении жизни и обнаруживаются также и у животных. Оказалось, что из 12 факторов данным критериям соответствуют три. Это:

  1. эмоциональность (легкость возникновения эмоций и их интенсивность)
  2. активность (энергичность)
  3. социабельность (потребность в контактах с себе подобными).

Надо отдать должное нашим отечественным психологам, разрабатывавшим направление в психологии, основанное И.М.Сеченовым, И.П.Павловым, – рефлексологию. Изучая работу нервной системы и мозга, русские ученые выявили и описали свойства нервной системы, лежащие в основе темперамента. Это дало возможность, во-первых, не сомневаться в природном происхождении черт темперамента, во-вторых, выявить физиологические механизмы, лежащие в их основе, например, особенности протекания электрической активности мозга.

Накапливающийся опыт применения вопросника Кеттелла показал, что количество факторов (гроздьев), обнаруженных им, и их содержание вызывает сомнение. В разных исследованиях получались разные результаты. В 90-х годах оказалось, что все-таки в абсолютном большинстве исследований стабильно выявлялись из 12-ти 5 черт, вернее 5 факторов. Их назвали «Большая пятерка». Это:

1. Экстраверсия (общительность, хорошее настроение, уверенность в себе, разговорчивость, активность, доминантность, энергичность).

Свойство, противоположное экстраверсии называется интроверсией.

  1. Альтруизм (склонность идти навстречу людям, отзывчивость, дружелюбие, мягкосердечие, чувствительность, легко прощают и вызывают доверие).
  2. Контроль импульсивности, сознательность (организованность, ответственность, склонность к планированию своих действий, практичность, зависимость).
  3. Нейротизм, преобладание негативных эмоций (напряженность, тревожность, склонность к плохому настроению, подверженность беспокойству, страхам).
  4. Открытость новому опыту, восприимчивость, когнитивная (мыслительная) сложность (широкие интересы, развитое воображение, любознательность, артистичность, ум, остроумие, логичность).

Как видно из этого списка, в нем присутствуют и черты, определяющие способы поведения, а, значит, относящиеся к темпераменту (активность, эмоциональность), и черты, определяющие содержательные аспекты поведения (черты характера).

Мы предлагаем вам личностный вопросник Г.Айзенка, измеряющий две черты «Большой пятерки»: экстраверсию и нейротизм.

Практическое задание № 5

Опросник Г. Айзенка

Инструкция: Ниже Вам предлагается ряд вопросов, а каждый из который Вы должны ответить только «да» или «нет». Отвечайте сразу же, не раздумывая над вопросами, т.к. важна Ваша первая реакция. Правильных и неправильных вариантов ответов здесь нет, т.к. исследуются некоторые личностные, а не умственные особенности.

  1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться», испытать возбуждение?
  2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?
  3. Считаете ли вы себя человеком безобидным?
  4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?
  5. Вы обдумываете свои дела, не спеша, предпочитаете подождать, прежде чем действовать?
  6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, не считаясь с тем, что вам это невыгодно?
  7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
  8. Вообще вы действуете и говорите быстро, не задерживаясь для обдумывания?
  9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастный человек, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
  10. Верно ли, что вы почти на все могли бы решиться, если дело пошло на спор?
  11. Вы смущаетесь, когда хотите завязать разговор с симпатичным (ной) незнакомцем (кой)?
  12. Бывает ли что, разозлившись, вы выходите из себя?
  13. Часто ли бывает, что вы действуете под влиянием минуты?
  14. Часто ли вас терзают мысли о том, что чего-либо не следовало делать или говорить?
  15. Предпочитаете ли вы книги встречам с людьми?
  16. Верно ли, что вас довольно легко задеть?
  17. Вы любите часто бывать в компании?
  18. Бывают ли у вас такие мысли, о которых неудобно рассказать друзьям?
  19. Верно ли, что вы иногда полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?
  20. Предпочитаете ли иметь поменьше друзей, но зато особенно близких вам?
  21. Вы много мечтаете?
  22. Когда на вас кричат, отвечаете тем же?
  23. Часто ли вас терзает чувство вины?
  24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
  25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?
  26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?
  27. Вы слывете за человека веселого и живого?
  28. После того, как дело сделано, часто ли мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать его лучше?
  29. Вы обычно чувствуете себя спокойно, когда находитесь в компании?
  30. Бывает ли, что вы передаете слухи?
  31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?
  32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то предпочитаете скорее прочитать об этом в книге, чем спросить у друзей?
  33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?
  34. Нравится ли вам работа, которая требует пристального внимания?
  35. Бывают ли у вас приступы дрожи?
  36. Если бы вы знали, что никогда сказанное вами не будет раскрыто, всегда бы высказывались в духе общепринятого?
  37. Вам неприятно бывать в компании, где подшучивают друг над другом?
  38. Вы раздражительны?
  39. Вам нравится работа, которая требует быстроты действий?
  40. Верно ли, что вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
  41. Вы медлительны и неторопливы в движениях?
  42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
  43. Часто ли вам снятся кошмары?
  44. Вы любите поговорить настолько, что никогда не упустите удобный случай побеседовать с незнакомым человеком?
  45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
  46. Вы чувствовали бы себя несчастным, если бы долго не могли видеться со своими знакомыми?
  47. Можете ли назвать себя нервным человеком?
  48. Среди людей, которых знаете, есть такие, которые вам явно не нравятся?
  49. Можете ли сказать, что вы уверенный в себе человек?
  50. Обидитесь ли вы, если покритиковать ваши недостатки или недостатки вашей работы?
  51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
  52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
  53. Вам трудно внести оживление в довольно скучную компанию?
  54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
  55. Вы беспокоитесь о своем здоровье?
  56. Любите ли вы подшучивать над другими?
  57. Страдаете ли вы от бессонницы?

Обработка результатов:

Подсчитывается количество совпадений ответов, данных испытуемыми, с «ключами» от трех шкал. Каждое совпадение оценивается в один балл. По каждой шкале ответы «да» и «нет» суммируются.

1. Шкала лжи: суммируются баллы за ответы

«да» на вопросы N 6, 24, 36 и

«нет» на вопросы N 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Анализ результатов:

0 – 4 балла: норма, ответы можно считать достоверными;

5 баллов и выше – неискренность в ответах, ориентированность на социальное одобрение.

2. Шкала экстраверсии-интроверсии: суммируются баллы за ответы

«да» на вопросы N 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 и

«нет» на вопросы N 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Анализ результатов:

12 баллов – среднее значение;

15 баллов и выше – экстраверт, 19 баллов и выше – яркий экстраверт;

9 баллов и ниже – интроверт, 5 баллов и ниже – глубокий интроверт.

3. Шкала эмоциональной устойчивости (шкала нейротизма): суммируются баллы за ответы «да» на вопросы

N 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Анализ результатов:

9 — 13 баллов – среднее значение нейротизма (эмоциональной нестабильности);

15 баллов и выше – высокий уровень нейротизма (эмоциональной нестабильности),

19 баллов и выше – очень высокий уровень эмоциональной нестабильности;

7 баллов и ниже – низкий уровень нейротизма (означает эмоциональную устойчивость).

Сопоставление факторов «экстраверсии – интроверсии» и «эмоциональной устойчивости» (нейротизма) позволяет, по мнению Г.Айзенка, определять тип темперамента человека. Для этого полученные по данным факторам оценки (баллы) откладываются на ортогональных осях координат (см. рис. 1).

Минимальная оценка 0 соответствует крайней точке на горизонтальной оси слева и крайней точке на вертикальной оси внизу. На пересечении осей откладывается средняя оценка – 12, а максимальная оценка 24 на крайней точке справа горизонтали и крайней точке вертикали вверху. Отложив баллы, полученные по 2 и 3 шкале, вы увидите, в каком секторе пересекаются линии, идущие через эти точки. В зависимости от того, в какой квадрант попадает точка пересечения проекций откладываемых значений, определяется тип темперамента.

Рис. № 1. «Круг Айзенка»

Эмоциональная стабильность

Экстраверсия

Интроверсия

Эмоциональная нестабильность

В качестве типических черт сангвиника выделяют высокую активность, эмоциональность, экспрессивность (выразительность) поведения. Вследствие подвижности нервной системы у сангвиника могут развиваться трудность сосредоточения внимания, некоторая поверхностность эмоциональных переживаний. Для холерического типа характерны также высокая активность с преобладанием возбуждения, резкость, возбудимость, яркость эмоциональных переживаний. Подвижность его выражается в легкости перехода от гнева к веселью, возбудимость – в неуравновешенности, вспыльчивости, сильных эмоциональных переживаниях. На этой природной основе могут развиваться агрессивность, склонность к сутяжничеству, одержимость какой-либо идеей, но может развиться и талант общественного деятеля, полководца, преобразователя.

Активность флегматика во внешней деятельности снижена, но выносливость, работоспособность достаточно высоки, так как он обладает сильным типом нервной системы; просто вследствие инертности, низкой подвижности нервной системы, флегматика трудно побудить к действию, нужно найти мотив, заинтересовать его. Низкая возбудимость ведет к неэкспрессивному, невыразительному поведению флегматика, уравновешенность – к ровному поведению. На основе этих свойств могут сформироваться леность, безразличие к окружающим, но могут – и хладнокровие, выдержка, умение управлять собой, верность и преданность, постоянство.

Слабый тип нервной системы меланхолика делает его менее выносливым. Он с трудом работает в условиях стресса, конфликта, перегрузки, однако, в более спокойных условиях вследствие способности к концентрации внимания, тревожности, часто выражающейся в высоком чувстве ответственности, он будет неутомим. Внутренняя активность меланхолика и флегматика часто бывает достаточно высокой, хотя внешняя может быть сведена до минимума. Меланхолик наделен способностью к сопереживанию, умением наблюдать, систематизировать наблюдения, хотя часто это сопровождается эмоциональной ранимостью. Эмоциональные переживания меланхолика глубоки и длительны.

ВОПРОСЫ:

  1. Студент, пропустивший много занятий, узнав о дате экзамена, пытается расспросить о требованиях однокурсников, преподавателей или старшекурсников, это: а) интроверт; б) экстраверт; в) холерик.
  2. Студент, в аналогичной ситуации попытавшийся самостоятельно разобраться в материале по специальной литературе, это: а) интроверт; б) экстраверт; в) меланхолик.

Литература:

  1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Речь, 2003.
  2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  3. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 1997.
  4. Сперлинг А.П. Психология. Минск, 2002
  5. Хьелл, Зиглер Теории личности.

Итоговое задание:

В конце работы попробуйте проанализировать результаты всех тестов, которые вы выполнили. Можно ли их сопоставить? Какие выводы можно сделать из сравнения этих результатов между собой? Для начала составьте перечень характеристик, получившихся у вас. Например, внимание такое-то, мышление такое-то, воля такая-то и т.д. Составьте таблицу Ваших индивидуальных результатов, например в таком виде:

Попробуйте составить так называемый психологический портрет по результатам тестов: сначала опишите результаты по каждому тесту, значение каждого полученного балла. Затем – проанализируйте, как эти характеристики сочетаются в Вас, как они компенсируют, взаимодополняют, или вступают в противоречие друг с другом, образуя вашу неповторимую индивидуальность, как проявляются в Вашей жизни, поведении, деятельности, и опишите свой целостный, обобщенный психологический портрет. Не забудьте указать выводы (это могут быть как рекомендации, так и поиск объяснений заинтересовавших Вас результатов), которые вы сами для себя сделали в результате прохождения тестов и описания своего психологического портрета.

Ответы и подсчет результатов тестов на мышление и внимание:

Практическое занятие №1

Критерием успешности выполнения этого теста является время, за которое вы успели выполнить тест полностью. Проверьте сначала правильность выполнения теста по таблице, приведенной ниже (правильное расположение цифр выделено жирным шрифтом):

Если все цифры найдены, то время меньше 2минут является очень хорошим, время от 2 минут до 3минут 10 секунд – средне хорошим, от 3 минут 10секунд до 4 минут 15 секунд средним, больше 4 минут 15 секунд нормальным, но не блестящим, более 6 минут говорит о слабой концентрации внимания.

Практическое занятие №2: ключ к методике.

Правильные ответы к логическим задачам следующие:

1

В меньше А

6

А больше В

2

А больше В

7

В меньше А

3

В меньше А

8

А больше В

4

А меньше В

9

А меньше В

5

В больше А

10

А меньше В

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

  1. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ………………………………………………4
    1. Познавательные процессы……………………………………………………4
      1. Внимание…………………………………………………………………5
      2. Мышление……………………………………………………………7
    2. Волевые процессы……………………………………………………………9

  1. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ……………………………………………12

  1. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА………………………………………………18

ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ…………………………………………………………26

КЛЮЧИ К МЕТОДИКАМ……………………………………………………………27…

1 Большой психологический словарь. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. СПб – М. 2003г.

2 Вербальный – verbe (глагол) — словесный

3 Валовые чувства – ощущения, отражающие состояние внутренних органов, плохо осознаваемые, плохо дифференцируемые, воспринимающиеся как общее состояние организма.

4 Существуют и другие мнения о происхождении знака эмоции.

5 Аффект – эмоции большой интенсивности, навязывающие человеку определенный «аварийный» способ разрешения ситуации, закрепленный в ходе эволюции, то есть генетически.

6 Лимбическая система – отделы мозга, отвечающая за формирование эмоций

7 Рефлексия – процесс анализа, понимания, осознания себя, собственных действий, поведения, речи, опыта и т.д.

8 Теория У.Джеймса – Г.Ланге

9 К.С.Станиславский

10 Ч.Дарвин. Происхождение эмоций у человека и животных. СПб.,2001

11 Когда дети кричат, плачут, мышцы вокруг глаз сильно сокращаются, отчего верхняя губа оттягивается кверху, а нижняя, как бы пытается дотянуться до нее и получается изгиб.

12 По книге М.С.Егоровой «Психология индивидуальных различий».

13 Э.Кречмер. Строение тела и характер. М., 1995.