Бщие требования к проведению опроса

просные методы

Основное предназначение опросного метода – получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социально-психологических явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких случаях опрос может стать главным методом сбора информации.

К сожалению, на практике нередко встречаются попытки использовать опросы в качестве главного метода получения эмпирических данных, тогда как рассматриваемое явление лучше изучать другими способами. Такие попытки объясняются тем, что начинающим исследователям опросные методы кажутся наиболее легкими и удобными, применимыми во всех случаях.

На самом деле исследовательские возможности опросов далеко не безграничны. Данные, полученные опросными методами, выражают субъективные мнения опрошенных (респондентов).

Их нужно сопоставлять с информацией объективного характера. Наибольший исследовательский эффект опросы дают именно в сочетании с другими методами.

 

иды опросов

В зависимости от критериев, лежащих в основе классификации, опросы можно подразделить на группы и виды. Обычно в качестве таких критериев рассматривают: 1. характер взаимодействия с респондентом; 2.степень формализации; 3.широту охвата; 4. уровень компетентности респондента; 5. место проведения опроса; 6. использование технических средств.

1. По характеру взаимодействия с респондентом выделяют заочные бесконтактные анкетные опросы (почтовые, прессовые, интернет-опросы), частично контактые опросы (телефонные и on-line интернет-опросы) и контактные формы опросов (очные анкетные опросы и интервью).

2. В зависимости от степени формализации опросы подразделяются на стандартизированные (в анкете либо интервью используются только закрытые вопросы), частично стандартизированные (наряду с закрытыми используются открытые вопросы), и нестандартизированные (свободное интервью).

3. По широте охвата опросы могут быть сплошными и выборочными; массовыми, групповыми (проводятся в малой группе) и индивидуальными.

4. Уровень компетентности респондентов выступает критерием при выделении фокусированного (респондент хорошо знаком с проблемой) и экспертного опроса (респондент – специалист по обсуждаемой проблеме).

5. В зависимости от места проведения различают опросы на рабочем месте, на дому, в специально созданных условиях (лабораторные), уличные опросы.

4 стр., 1572 слов

Разновидность метода опроса

... информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости ... и массовый – опросы (анкеты, тесты, интервью), обобщение независимых ... качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос ...

6. По критерию использования технических средств для взаимодействия с респондентом различают следующие виды: почтовые, прессовые, телефонные, факсовые, интернет-опросы.

 

бщие требования к проведению опроса

Любой опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.

Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов, служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержению его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться со всех сторон, но прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.

Социально-психологический опрос может потерять большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательное наличие «паспортички» − тех данных о каждом респонденте, перечень которых диктуется исследовательской программой.

Любой опрос есть специфический акт коммуникации между человеком, его проводящим, и респондентом (опрашиваемым).

Потому каждый опрос должен проводиться с соблюдением следующих основных правил:

1.респондент знает, кто и зачем его опрашивает;

2.респондент мотивирован на участие в опросе и не заинтересован в выдаче ложной информации;

3. вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких утверждений (например, «работа интересная и хорошо оплачиваемая») и респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса;

4. все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ, формулировка вопроса не настраивает респондента на определенный ответ;

5. вопросы сформулированы без нарушения лексических и грамматических нормативов, в них предложены такие варианты ответа, каждый из которых приемлем для респондента в равной степени;

6. формулировка вопроса соответствуют уровню культуры респондента;

7. ни один из вопросов не имеет оскорбительного для респондента смысла, не унижает его достоинства;

8. количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его;

9. вся система вопросов и ответов достаточна для получения того объема информации, которая необходима для решения исследовательских задач;

10. исследователь ровно относится ко всем респондентам без исключения, демонстрируя нейтральность и толерантность по отношению к ответам.

Качество проведения опроса во многом зависит от умения исследователя выбрать уместную формулировку вопроса. Вопросы классифицируются по ряду оснований.

В зависимости от структуры выделяют вопросы открытые, закрытые и полузакрытые.

В открытых вопросах варианты ответа не предусмотрены, респондент дает ответ в произвольной форме.

 

Пример 3.1

Как Вы обычно проводите свободное время?

 

В закрытых вопросах респонденту предлагается выбрать свой вариант из переченя возможных ответов. Однако чаще используется так называемый вариант полузакрытых вопросов, в которых к перечню вариантов ответа добавляется позиция «другое».

5 стр., 2189 слов

21. метод опроса в социальной психологии

... респондентах опроса. Индивид - особь, отдельно существующий организм или отдельно взятый человек, как представитель человеческого рода; отдельный представитель общества, народа, класса, социальной группы. 2. Виды опросов 2.1 Виды вопросов ... , кто и для чего проводил опрос. Так же вопросы могут быть проективные и субъективные.Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо ...

Пример 3.2

Отметьте, пожалуйста, как Вы обычно проводите свободное время?

  • Встречаюсь с друзьями, родственниками
  • Выезжаю за город
  • Посещаю выставки, театры, хожу на концерты
  • Провожу время в кафе, клубах
  • Занимаюсь хобби
  • Ничего не делаю
  • Другое (что именно?)_________________________________

 

В зависимости от функций выделяют основные (программные) и контрольные вопросы (проверочные по отношению к основным), вопросы-фильтры и вопросы-ловушки.

Пример 3.3

Если основной вопрос звучит так: «В какой мере Вы удовлетворены своей работой?», то контрольным вопросом по отношению к программному будет вопрос «Хотели бы Вы сменить свою работу?»

Функцией вопросов-фильтров выступает разделение респондентов на тех, кто может ответить на поставленный вопрос, и тех, кто этого делать не может. Например, если мы хотим узнать, каким видам спорта студенты отдают предпочтение, то сначала надо спросить, занимается респондент спортом или нет. Исключение составят ситуации, когда мы будем опрашивать только спортсменов.

Вопросы-ловушки предназначены для выявления искренности и добросовестности респондентов в целом.

По содержанию выделяют вопросы о фактах или знаниях и вопросы о мотивах, оценках, установках и мнениях. Вторая группа вопросов представляет большую по сравнению с первой трудность.

В зависимости от формы выделяют вопросы прямые, косвенные и прожективные.

Пример 3.4

«Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?» − прямой вопрос.

«Здесь приведены три суждения. Какое из них Вы считаете самым верным?» − косвенный вопрос.

« Предположим, Вы сейчас не работаете. Вернулись бы Вы на свою прежнюю работу?» − прожективный вопрос.

Общие правила проведения опросов по-разному модифицируются в их конкретных разновидностях.

 

нкетирование

Анкетирование – письменная форма опроса, при которой заполнение опросного документа производится респондентом самостоятельно. Наиболее целесообразно проводить анкетирование в двух случаях: когда нужно опросить большое число респондентов за относительно короткое время, и когда респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

 

3.5.1 Структура анкеты.

Обычно анкета содержит три части: преамбулу (введение), основную часть и «паспортичку».

Во введении рекомендуется указать, кто и для чего проводит опрос, как будут использованы результаты опроса, инструкция по заполнению анкеты и способе ее возврата.

Главная цель введения – мотивировать респондента вдумчиво и искренне ответить на вопросы анкеты. Однако не следует писать во введении: «Нас интересует то-то». Это скорее вызывает неприязнь, чем желание помочь организаторам опроса. Лучше подчеркнуть важность активной позиции, попытаться сделать самого респондента участником исследования. Например, можно написать: «Ваши суждения помогут улучшить работу в какой-то области» или «Ваши ответы позволят изучить такую-то проблему».

10 стр., 4824 слов

IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.

... • возможность оценить ситуацию опроса; • возможность наблюдать реакцию респондента на вопрос; • возможность проверить, понятны ли индикаторы респонденту. Трудности при проведении интервью: а) требуются значительно большие временные и материальные затраты, ...

Не следует делать ссылку на какие-либо административные документы, тем самым оказывая давление на респондентов, как бы намекая на сугубо официальный характер опроса. Другая ошибка − заискивание перед респондентом: «Дорогой друг! Приглашаем тебя к беседе на тему…» и т. д. Респондент может почувствовать себя ребенком, к которому обращаются «взрослые дяди».

Опытные исследователи считают нецелесообразным озаглавливать анкету (например, «Ваш образ жизни»), а тем более в конце анкеты указывать фамилии составителей. Название — это фактор включения в действие социальных стереотипов. «Ваш образ жизни» может ассоциироваться с газетным заголовком, а фамилии составителей намекают респонденту на то, что его опрашивают не только в интересах общественных, но и в каких-то личных: пишут диссертацию, нуждаются в очередной публикации. И то и другое не будет способствовать вовлеченности респондента в процесс. Указания во введении организации, проводящей опрос, и целей исследования вполне достаточно для того, чтобы создать деловую атмосферу.

В большинстве случаев во введении также подчеркиваются гарантии анонимности анкетирования: «Это исследование проводится исключительно в научных целях, и собранные данные будут использованы в обобщенном виде».

В основной части в начале текста ни в коем случае не должно быть трудных или беспокоящих респондента вопросов. Трудные вопросы, поставленные вначале, могут его отпугнуть, и это приведет к отказу участвовать в опросе. Если респондент уже включился в работу, он будет склонен скорее закончить, чем прервать ее на полпути.

Лучше всего начать с вопросов, которые могут заинтересовать респондента. Наиболее удобны для этой цели вопросы описательные, желательно сугубо событийного содержания.

Не рекомендуется также начинать опрос с заполнения «паспортички», поскольку это нередко тревожит людей. Сведения о социально-демографических данных опрашиваемого лучше разместить в конце анкетного листа.

Наиболее острые или интимные вопросы располагают в последней трети основной части.

Заключительные вопросыдолжны быть относительно нетрудными, так как, работая с анкетой, люди постепенно утомляются. Здесь хорошо использовать шкалы оценок и другую информацию в закрытых вариантах. Открытые вопросы, требующие пространных комментариев, располагают ближе к середине анкеты. В качестве контрольных, их можно разместить и в конце, но не более одного-двух.

«Паспортичка» должна находиться в самом конце анкеты. Она должна быть лаконичной, не требовать при ее заполнении особого напряжения и свидетельствовать о завершении опроса.

В заключение обычно выражается благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении тоже неплохо указать: «Заранее благодарим Вас за сотрудничество».

 

Сновные правила построения анкеты.

В связи с тем, что анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента. Логика построения опросного документа должна учитывать особенности психологии респондента, которая далеко не всегда совпадает с программной логикой исследования.

Например, при изучении отношения студентов к работе в стройотрядах на первый взгляд было бы логично сначала задать вопрос, участвуют ли в такой работе данные респонденты, затем перейти к направленному опросу тех, кто ответил утвердительно, а после этого тех, кто ответил отрицательно. Однако, учитывая, что в общей массе студентов на сегодняшний день последних (тех, кто не участвует) все-таки больше, следует поступать иначе: в первую очередь формулировать вопросы для всех студентов, затем для имеющих стройотрядовский опыт, потом для тех, кто такого опыта не имеет, и снова для всех респондентов.

3 стр., 1210 слов

«Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации»

... наиболее быстро адаптируется к данной среде. Вопрос по лабораторной работе №10 «Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации» Вопрос №3: Какие способы кодирования информации Вам известны? Как зависит вероятность правильного ...

Необходимоучитывать специфику культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это относится не только к стилистике анкеты, но и общей структуре опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше отметить ее практическую значимость. Опрашивая экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.

Необходимо помнить, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями, а затем вопросы, связанные с оценкой частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, условиями проживания и пр.), то общие оценки будут влиять на частные, снижая или повышая их. При этом мы получим, с одной стороны, стремление респондента психологически оправдать общую оценку а с другой стороны, усиленное действие эффекта эха (галло-эффект), т. е. многократного повторения одной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем. В таком случае частные вопросы лучше ставить первыми, а обобщающий вопрос — в конце соответствующего блока вопросов.

Смысловые блоки опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-либо блока неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым блокам.

Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем, уделяя два-три вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление.

 

нтервью

Интервьюирование – форма устного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. В некоторых случаях этот метод предпочтительнее анкетирования по следующим причинам:

1. при его проведении меньшее количество вопросов остается без ответа;

2. неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;

3. существует возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций.

Степень формализованности интервью, иначе говоря, степень свободы участников является основным критерием классификации его видов.

ормализованные интервью

Отличительной особенностью формализованного (стандартизированного) интервью является жесткая последовательность заранее подготовленных вопросов, имеющих четкие формулировки и продуманные модели ответов на них. Этот вид интервью используется при массовых опросах. Собранная информация обрабатывается с помощью количественных методов. Главный недостаток данного метода интервьюирования – его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров.

Реже используют полустандартизированное интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки (путеводителя) с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем.

8 стр., 3621 слов

Глубинное интервью как метод качественного социологического опроса, ...

... интервью; 3. Пример вопросов для проведения глубинного интервью в агентствах недвижимости г.Пенза. 1. Глубинное интервью как метод качественного опроса 1.1 Что представляет собой метод Глубинное интервью как метод проведения социологических исследований ... метода глубинного интервью. опрос социологический интервью сотрудник недвижимость Глубинное интервью как метод сбора информации качественного ...

 

еформализованные интервью

К неформализованным видам относятся фокусированное и свободное интервью. Эти виды интервью используются для работы с небольшими выборками, обработка результатов осуществляется с помощью качественных методов.

В фокусированном интервью стандартизирован лишь исходный вопрос (правда, в нескольких вариациях), а главная задача состоит в сосредоточении внимания респондента на обсуждении того варианта проблемы, который представляется ему самым важным.

Свободным называют такое интервью, когда соответствующую исследовательским задачам информацию получают в ходе беседы без наличия предварительно разработанного инструмента. Здесь исследователь свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации. Для начинающих психологов этот вид опроса представляет немало трудностей, т.к. требует специальной подготовки и профессионального тренинга. В зависимости от решаемых в ходе беседы задач выделяют два вида свободного интервью: разведывательное и глубинное.

Разведывательное интервью используют при определении и/или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования. Его цель не только и не столько в том, чтобы получить информацию об объекте, столько в выяснении того, какую информацию предстоит собрать в предстоящем исследовании. При этом как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения бесед.

Метод глубинного интервью представляет собой длительную беседу по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов, с минимальной детализацией поведения интервьюера. Информация, полученная при проведении глубинного интервью, может записываться на аудио- или видеопленку, но только с согласия респондента. После завершения интервью его аудио/видеозапись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает полный текст всего интервью. Глубинное интервью предполагает развернутые ответы на открытые вопросы: почему, зачем, каким образом? Длительность глубинного интервью может составлять от получаса до нескольких часов. Одна из важнейших целей глубинного интервью – уловить помимо рационально организованной информации непосредственные реакции индивида, мелкие детали и другие аспекты его поведения.На основе данных текстов и впечатлений интервьюера составляется аналитический отчет.

 

кспертный опрос

Экспертиза – заключение специалиста по какой-либо проблеме, способного восполнить недостаток или несистемность информации своими знаниями, интуицией, опытом решения подобных задач и т.д.

Эксперт – специалист в какой-либо области знаний, привлекаемый для исследования определенных вопросов, требующих специфической компетентности.

В социальной психологии экспертные опросы используются, как правило, в следующих случаях, а именно когда необходимы:

8 стр., 3647 слов

Исследование на тему «Психология потребителя»

... потребителя способствовала увеличению расходов на маркетинговые исследования. 4. Методы исследования психологии потребителя Методы исследования психологии потребителя: 1) наблюдение; 2) опросы общественного мнения; ... тонких инструментов усиливать мотивационную составляющую воздействия рекламы. На основании исследований о воздействии определенных ароматов на состояние человека ученые ...

1. привлечение информации, известной только специалистам;

2. оперативная диагностика быстро меняющейся ситуации;

3.формирование первичного представления о неизвестной, малоизученной области.

По характеру взаимодействия между исследователями и экспертами опросы бывают очными и заочными.

При проведении очного опроса информация собирается в ходе личного общения с экспертами. Обычная форма – неформализованное интервью. Главное преимущество – возможность менять ход интервью в зависимости от ответов эксперта, от его компетентности.

Заочный опрос проводится в письменной форме.

По численности экспертов выделяют индивидуальный и групповой опросы.

При индивидуальном опросе участвует только один человек, что позволяет получить максимально полную информацию по конкретному эксперту.

При групповом опросе проводится групповая дискуссия. Главное преимущество этой формы − возможность прямых столкновений разных взглядов, эффект синергии.

3.7.1 Этапы организации и проведения экспертного опроса:

1. уточнение программы исследования и постановки проблемы;

2. разработка критериев отбора экспертов и собственно подбор экспертов;

3. разработка инструментария для сбора информации;

4. организация доступа к экспертам, проведение договоренности о встрече;

5. проведение сбора экспертной информации;

6. обработка и анализ экспертной информации;

7. подготовка отчета, экспертного заключения, рекомендаций по решению заявленной проблемы.

 

етоды работы с экспертами

На первом этапе формируется список категорий экспертов, которые надо опросить (теоретическая выборка), на втором – проведение отбора в рамках составленных списков. Далее возможно использование метода снежного кома – каждого эксперта мы спрашиваем, с кем еще нам поговорить, пока круг не замкнется.

Критерии оценки компетентности экспертов:

1. формальный статус (должность, род занятий, стаж, образование, публикации и т. д.);

2. субъективные характеристики или самооценка;

3. положительные внешние оценки;

4. готовность и склонность к общению;

5. беспристрастность в оценках.

К сожалению, далеко не всегда потенциальные эксперты откликаются на предложение социолога участвовать в опросе. Причинами отказа могут быть нехватка свободного времени, опасения возможного использования информации вразрез с интересами эксперта, сомнения в ценности−полезности−эффективности результатов исследования. В этих случаях надо постараться приводить контраргументы всем возможным возражениям до того, как эксперт сам их перечислит и до окончательного «нет». Например, еще до того как эксперт сошлется на нехватку времени, предложить ему встретиться в любое удобное для него время и в любом удобном месте.

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... •Методологические требования к проведению психологопедагогического исследования. •Методологические требования к результатам исследования. 4 Тема 2. Методологический аппарат исследования, его содержание и ... изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях. ...

В качестве мер, стимулирующих готовность экспертов к сотрудничеству, можно использовать:

1.сбор и предоставление рекомендаций от авторитетных для эксперта лиц или организаций;

2. рассылку писем с информацией об организации и проводимом опросе;

3.обязательство предоставить экспертам краткие результаты исследования;

4.обязательство публикации результатов исследования в общественных или специализированных печатных СМИ;

5. материальная компенсация временных затрат экспертов.

По итогам опроса очень неплохо рассылать письма с благодарностью за участие в исследовании.