А студентом выбирается из предложенного Институтом списка рекомендованных тем. По желанию самого студента тема может быть сформулирована индивидуально, но

Дипломная работа

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Положением об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, утвержденном постановлением Госкомвуза России от 25 мая 1994 года и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология», наряду с устными экзаменами  итоговая аттестация включает защиту дипломной работы по специальности.

Согласно Госстандарту «выпускная квалификационная работа по специальности 020400 «Психология» представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического и теоретического исследования, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики.

В работе должны быть сбалансировано представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа.

Основные цели дипломной работы

Выполнение дипломной работы является частью заключительного этапа обучения студентов в высшем учебном заведении. Главными целями выполнения дипломной работы являются:

  • углубление и специализация теоретических знаний в сфере психологической науки;

  • развитие способностей к выявлению практических проблем в психологии, определению их сравнительной значимости, выбору оптимальных методов решения этих проблем;

  • развитие навыков применения прикладных знаний для решения производственных вопросов.

Дипломная работа должна выполняться студентом самостоятельно, носить оригинальный, творческий, исследовательский характер. В ней студенту необходимо показать глубокие знания и умение пользоваться специальной научной и методической литературой, умение проводить эмпирические исследования, использовать статистические, нормативно-технические и законодательные материалы, самостоятельно применять различные методы для проведения психологического анализа исследуемого объекта.

Дипломная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности.

Объем ее должен быть в пределах 70-85 страниц стандартного печатного текста.

Тематика дипломных работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, быть ориентированной на практическую деятельность по профилю избранной специальности. Студенту предоставляется право выбора темы дипломной работы; он может также предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

17 стр., 8071 слов

Руководство к выполнению дипломной работы по специальности 030301.65 ...

... образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации выпускная квалификационная работа (дипломная работа) специалиста представляет собой законченную разработку, в ... подготовки студента государственному стандарту по специальности и присвоении дипломнику соответствующей квалификации. Дипломная работа призвана продемонстрировать теоретическую и профессиональную ...

Дипломная работа выпускника должна отражать новизну рассматриваемой тематики, ее актуальность и оригинальность в решении проблемы; быть связана с решением недостаточно изученных вопросов или проверкой и уточнением данных, полученных в исследованиях других ученых; раскрывать многообразие подходов к решению проблемы в свете современных научных воззрений; содержать четкую формулировку целей, задач и гипотезы, определение предмета и объекта исследования; отвечать всем требованиям к организации и проведению исследования, а также к оформлению работы.

Дипломная работа показывает, в какой степени студент овладел теоретическими знаниями и практическими навыками по специальности. Дипломная работа является отчетом студента, в котором отражается степень его готовности к исследовательской деятельности, показывает, как он умеет видеть проблему, как владеет методикой исследования, понятийным аппаратом науки, как ориентируется в литературе.

При выполнении дипломной работы студент должен показать умения:

  • обнаружить и сформулировать проблему;

  • собрать нужный для решения проблемы теоретический и эмпирический материал;

  • разработать и провести эмпирическое исследование;

  • правильно обработать полученные данные и сделать достоверные выводы;

  • изложить результаты исследования;

  • сопоставить полученные в эксперименте данные, с имеющимися в научной    литературе;

  • сделать обоснованные выводы, логически вытекающие из содержания работы.

С чего следует начать:

1. Выбор темы дипломной работы

Тема дипломной работы, соответствующая специальности «психология», выбирается студентом совместно с научным руководителем. Выбор темы осуществляется в рамках общего списка тем дипломных работ, предлагаемых кафедрой.

После определения темы студент должен составить и согласовать с руководителем рабочий план дипломной работы, в котором более подробно расписать основные этапы работы и сроки ее выполнения.

Одновременно с разработкой плана дипломник осуществляет подбор литературы по избранной теме.

2. Работа с литературой

После того, как составлен план работы, следует приступить к детальному изучению отобранной литературы, к сбору и обработке фактического материала.

При работе с литературой необходимо четко подразделить выписки на дословные и конспективные. Это позволяет избежать не оговоренного без ссылки на автора включения в работу чужого текста.

К конспектированию источников предъявляются следующие требования:

  • выписывая литературу, необходимо точно указывать фамилии и инициалы авторов, редакторов; 

  • записывать полностью название книг и статей; указывать место и год издания книг, их объём (количество страниц); 

  • выписывать названия журналов, их номер, год издания, страницы статьи;

  • конспектировать можно в форме дословного изложения материала (цитировать), либо излагать материал близко к тексту;

  • в конспекте необходимо отметить основную идею автора, его позицию по исследуемому вопросу (в чём полемизирует с другими исследователями, какие идеи аргументирует, в чём новизна и т. д.);

  • определить, какие идеи, выводы, рекомендации в первоисточниках вызывают возражение и почему;

  • какие задачи можно наметить для дальнейшего изучения данной проблемы.

3.  Организация сбора материалов

5 стр., 2171 слов

II. Подготовка исторической справки по теме дипломного (курсового) исследования.

... представления о предмете своего дипломного исследования. Самостоятельная работа по истории психологии – это исторический анализ темы и основной проблемы дипломного исследования студента. Подготовка справки начинается ... литературного материала ведется в соответствии с предварительным планом. На этом этапе отбираете необходимую литературу по определенной Вами проблеме. После этого необходимо ...

При организации сбора материалов необходимо помнить, что качество дипломной работы определяется не количеством использованных материалов, а степенью самостоятельности проработки вопросов, обоснованностью и оригинальностью выводов и предложений.

Сбор материалов состоит не в том, чтобы собрать необходимые материалы и механически перенести их в дипломную работу, а в том, чтобы исходя из задач дипломной работы, изучить соответствующие стороны исследуемого явления.

Это обстоятельство предопределяет необходимость разработки программы сбора данных, которая должна быть согласована с руководителем и подлежать уточнению после знакомства дипломника с объектом исследования. В процессе работы необходимо произвести обобщение и систематизацию собранных материалов, в случае необходимости осуществить сбор дополнительных материалов и проверить правильность своих выводов и предложений.

Сбор фактического материала – один из наиболее ответственных этапов подготовки дипломной работы. От того, насколько правильно и полно собран фактический материал, во многом зависит своевременное и качественное написание дипломной работы. Поэтому прежде чем приступить к сбору материалов, надо тщательно продумать, какой именно фактический материал необходим для работы, и составить, по возможности, специальный план сбора материалов.

Материал должен подбираться по каждой главе, исходя из развернутого плана дипломной работы.

Систематизация и обобщение полученных результатов ― один из важнейших этапов в деятельности студентов по подготовке дипломной работы, в ходе, которого они осуществляют тщательное знакомство с монографиями, другими фундаментальными трудами, статьями, оригинальной литературой, результатами других авторов по теме исследования.

Прежде всего, составляется библиография прочитанных первоисточников, для чего должна создаваться собственная картотека, в которой содержатся выписки из работ с указанием источника информации. Делается это для того, чтобы можно было легко перенести зафиксированную информацию из одного параграфа в другой или же без потери времени вставить в дипломную работу. Собранная и систематизированная таким образом литература значительно облегчает анализ и обобщение материала, позволяет при меньшей затрате сил достичь желаемых конечных результатов.

4 стр., 1641 слов

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках ...

... способностей на уроках технологии при работе с природным материалом. Объект исследования – пр?оцесс развития творческих способностей младших школьников. Предмет исследования – педагогические условия развития ... пр?иложений. Во введении отр?ажена актуальность пр?облемы и пр?едставлен методологический аппар?ат исследования. В пер?вой главе опр?еделены базовые понятия исследования, дано теор?етическое ...

На этом этапе студенты не ограничиваются изучением литературы. Ценную информацию целесообразно важно получать и путем личных наблюдений, опросов (в том числе и с помощью анкет), бесед с участниками тех или иных событий, относящихся к области исследования.

Особым видом деятельности на данном этапе подготовки дипломной работы является проведение эксперимента, если он предусмотрен планом и логикой исследовательской деятельности. Под руководством руководителя-консультанта в этом случае составляется специальная программа эксперимента, в которой отражаются его предмет, задачи и гипотезы, формулируются основные принципы использования выбранных методик, особо оговариваются и описываются процедуры эмпирической работы, намечаются пути и способы математической и статистической обработки ее результатов. После окончания эксперимента осуществляется осмысление и обобщение полученных данных.

4. Написание дипломной работы

Написание дипломной или курсовой работы является центральным этапом творческой деятельности студента. Важнейшее требование, предъявляемое к написанию дипломной работы ― полная самостоятельность. Списывание чужого текста (плагиат ― это семь к ряду списанных слов) категорически запрещается, за исключением цитирования первоисточника при обязательной ссылке на него.

Содержание дипломной работы ни и коем случае не должно быть простым пересказом или конспектированием одного-двух источников. Необходимо aнализировать найденный и отобранный материал, сравнивать факты, сопоставлять позиции разных авторов, выделять бесспорные положения, обнаруживая повторения, критически осмысливать, выражать свое отношение к прочитанному, правильно формулировать главное, основное, отбрасывая второстепенное, делать новые выводы и обобщения.

Такого рода рассуждения автор ведет, как правилo, от первого лица множественного числа (мы полагаем, как нам представляется, по нашим наблюдениям и т. п.), что подчеркивает руководство исследовательской деятельностью студента со стороны руководителя-консультанта, который принимает непосредственное участие в развитии и выработке научной логики конкретной дипломной работы. В целом стиль исследования должен быть cтpoгo научным (в исключительном случае ― научно-публицистическим).

Общими требованиями к написанию научной работы являются точность и ясность языка, исключающие возможность субъективного толкования; предельная четкость мысли, логическая последовательность, доказaтельность и аргументированность.

Особенно важно, чтобы были четко сформулированы основные положения исследования, выводы, практические предложения и рекомендации. Качество дипломной работы значительно повышается, если она содержит иллюстративный материал (схемы, карты, диаграммы, таблицы и т. п.), который может быть размещен как в основном тексте, так и в приложении к исследованию.

6 стр., 2904 слов

Психосоциальная работа и проблемы консультативного процесса

... Социальное консультирование — это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных ... справедливости; - анонимность консультирования , соблюдение конфиденциальности. Консультирование в социальной работе может быть очным и заочным (дистантным). Дистантное консультирование не предполагает ...

При написании дипломной работы целесообразно первоначальный (черновой) вариант ее показать руководителю-консультанту, максимально большему числу других специалистов или преподавателей, а затем с учетом полученных замечаний и пожеланий доработать его до окончательного, чистового варианта.

Студент-дипломник обязан по требованию руководителя представлять в установленные сроки соответствующие предложения по формулировке названия темы и плана выпускной работы, по графику прохождения практики работы со специальной литературой, по сбору фактического и статистического материала, оформлению дипломной работы. Порядок и график работы согласовывается и утверждается руководителем. Студенты обязаны выполнять их надлежащим образом и в установленные сроки.          Следует иметь в виду, что научный руководитель не является редактором дипломной работы, и студент не должен рассчитывать на то, что руководитель поправит имеющиеся в дипломной работе теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки.         На различных стадиях подготовки и выполнения дипломной работы задачи научного руководителя изменяются.

        На первом этапе подготовки дипломной работы научный руководитель консультирует в выборе темы, рассматривает и корректирует план работы и дает рекомендации по сбору материалов. В ходе выполнения работы научный руководитель является оппонентом, указывая дипломнику на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.д. и рекомендует, как их лучше устранить. Далее, не менее чем за месяц до срока защиты, установленного приказом ректора, дипломник должен представить текст работы в окончательном варианте руководителю, а затем назначенному рецензенту. Кафедрой проводится предзащита, на которой решается вопрос о допуске работы к защите.

Структура дипломной работы

Структурными элементами дипломной работы являются:

  1. Титульный лист 

  2. Реферат

  3. Содержание 

  4. Введение 

  5. Основная часть 

  6. Заключение 

  7. Список использованной литературы 

  8. Приложения 

1. Титульный лист

Титульный лист является первой страницей дипломной работы и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. Титульный лист оформляется по образцам, которые предоставляются студентам.   2. Реферат

Реферат — краткое изложение содержания работы с основными фактическими сведениями и выводами. Он акцентирует внимание на новых сведениях и определяет целесообразность работы. Реферат должен содержать: сведения об объеме, количестве иллюстраций, таблиц, количестве используемых источников.

4 стр., 1990 слов

Экспериментальная работа по проблеме формирования эстетического ...

... методы позволили выявить современное состояние проблемы исследования, сделать выводы об эффективности тех ... и практиками эстетической воспитанности целью и результатом эстетического воспитания и недостаточной теоретической проработанностью ... определена необходимость постановки и решения следующих задач: 1) изучить сущностные ... обосновать и в ходе экспериментальной работы проверить формы и методы ...

Текст реферата должен отражать сущность выполненной работы:

  • объект исследования;
  • предмет исследования;
  • цель работы;
  • гипотезы исследования;
  • задачи исследования;
  • методы исследования;
  • научная новизна исследования; 
  • практическую значимость исследования;
  • сведения об апробации работы, область применения.

Объем реферата не должен превышать полутора-двух страниц.   4. Введение

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-практической проблемы, основание и исходные данные для разработки темы. Введение предполагает описание ситуации, которая побудила дипломанта приступить к исследованию данной темы.

Введение содержит:

  • четкое и краткое обоснование темы исследования, ее актуальность и новизну; 
  • степень разработанности проблемы исследования на современном этапе; 
  • объект исследования;
  • предмет исследования;
  • цель работы;
  • гипотезы исследования (основная и частные, рабочие);
  • задачи исследования;
  • методы исследования;
  • научная новизна исследования; 
  • практическую значимость исследования;
  • сведения об апробации работы, область применения. 

Введение содержит краткое ознакомление с основным содержанием работы и сжатую характеристику самого исследования.

Введение начинается с обоснования актуальности исследования. Актуальность исследования показывает важность темы работы для разработки какой-либо теоретической проблемы или решения практических задач. Здесь приводится краткая характеристика состояния интересующей области исследований (что уже сделано в науке в этом направлении и что осталось нераскрытым) с последующим формулированием проблемы в форме явного противоречия между потребностями науки и практики и недостатком имеющихся знаний.

На основании выявленного противоречия формулируется проблема. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?». «Проблема — это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический и теоретический интерес». Проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов психологической практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым знаниям.

Таким образом, постановка проблемы это констатация пробела, области неизвестного в современном психологическом знании по данной теме.

Проблема дипломного исследования часто формулируется в виде вопроса. Проблема должна найти отражение в названии темы исследования. Вслед за проблемой исследования определяются его объект и предмет.

Объект в гносеологии (теории познания) — это то, что противостоит познающему субъекту в его познавательной деятельности, т.е. это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Определение  объекта исследования позволяет ответить на вопрос: что рассматривается?

19 стр., 9022 слов

Задания к экзамену по курсу «Качественные и количественные методы ...

... 4. Дзуки Е. Введение в методологию социально-психологического исследования. Милан, Новосибирск, 1997 //http://psyberlink.flogiston.ru/internet/info/methods_info.htm 5. Дорфман Л.Я. Методологические ... «Как ты только можешь!», «Это следует сделать», «это­го не следует делать», «Сколько тебе еще гово­ ... и соотносятся с задачами наблюдения. В данной работе в качестве категорий наблюдения используются эго- ...

Объектом исследования в психологии чаще всего выступают психологические закономерности развития, психологические явления, феномены, поведение, процессы взаимодействия и т.д.

Предмет показывает какой-либо аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование. Необходимо отметить, что предмет дипломного исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию.

Предметом исследования выступают уровни интеллектуального развития,  создание предпосылок применения или использования методов, деятельность, общение, профессиональное взаимодействие, психологическая поддержка и помощь и т.д.

На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается цель. Цель — это представление о результате, о том, что должно быть достигнуто в ходе работы. В качестве цели исследования в дипломной работе необходимо  сформулировать в самом обобщенном сжатом виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.

Одним из самых важных моментов в исследовании является построение гипотезы. Гипотеза — это научное предположение, предварительное объяснение какому-либо факту или явлению. Гипотеза требует доказательства и, поэтому, не может быть тривиальной. Гипотеза обосновывается в ходе теоретического анализа и формулирует в лаконичной форме предполагаемые результаты исследования.

Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.  В дипломном исследовании задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования.

В разделе методологические основы и методы исследования приводятся названия теорий и концепций, положенных в основу дипломного исследования, и применяемые методы. Также обычно указывается способ обработки результатов (каким математическим методом) и для чего (выявить корреляцию, выделить неявные связи и т.п.).

Желательным является определение новизны исследования, которая определяется отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки задачи, цели, гипотезы.

Объём раздела «Введение» занимает не более трёх страниц.

5. Основная часть

Основная часть дипломной работы обычно состоит из двух-трёх теоретических и эмпирических (практических) глав, при этом каждая глава — из двух-трёх параграфов и выводов по главе.

Формулировка глав и параграфов должна быть четкой, краткой и в последовательной форме раскрывать содержание дипломной работы. Недопустимы одинаковые формулировки названия диплома в целом и отдельных глав или параграфов.

Первая глава представляет собой аналитический (теоретический) обзор по проблеме, рассматриваемой в дипломной работе. На основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы их решения, дается их критический анализ, излагается собственная позиция исследователя.

19 стр., 9496 слов

СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ. Психологический факультет

... теоретическим материалом, а также проведение исследования (эксперимента) и анализ полученных данных. Дипломная работа - форма выпускной квалификационной работы на итоговой государственной аттестации выпускника ... или переплетаются. В курсовой работе используется сплошная нумерация страниц. Второй страницей является реферат работы. На титульном листе номер страницы не проставляется. Введение, каждая ...

В этой главе излагаются теоретические основы и краткая история изучаемого вопроса; выявляются нерешенные, слабо изученные или требующие решения проблемы. В главе обосновывается наличие противоречия или пробела в существующем психологическом знании, «белых пятен» в какой-либо теоретической или практической области и заканчивается постановкой проблемы, на основе которой во второй, практической части, формулируется гипотеза эмпирического исследования.

Первая глава заканчивается проблематизацией данной области исследования, т.е. происходит постановка (формулировка) какой-либо нерешенной проблемы, выделяемая на основе всего предыдущего анализа существующих литературных источников.

На основе поставленной проблемы в следующей главе дипломной работы формулируется гипотеза исследования. Следующая глава посвящена эмпирической части исследования. В ней описывается гипотеза и методика исследования, представляются, анализируются и обсуждаются результаты, в конце делаются выводы по результатам исследования. Эта глава показывает умение студента планировать и проводить эмпирическое исследование.

В параграфе «Методика исследования» описываются:

  • выборка испытуемых (пол, возраст, социально-демографические характеристики), место исследования;  
  • сама методика, которая может включать описания метода исследования, тип и схему эксперимента, характеристику конкретных психодиагностических методик.

При создании новой методики, она должна быть подробно изложена, либо это описание переносится в приложение. Для описания известных методов и психодиагностических методик достаточно краткой аннотации и ссылки на соответствующую литературу. Необходимо обосновать выбор используемых методов и методик.

В раздел «Анализ и обсуждение результатов»  результаты приводятся в форме, удобной для быстрого и достаточно подробного ознакомления  и должны быть снабжены пояснениями, но без подробного их обсуждения. Результаты оформляются в таблицы или представляются иным способом. В случае большого объема итоговых данных, они выносятся в приложение.

Далее дается всесторонний и объективный анализ и интерпретация полученных результатов, которые представляются в виде таблиц, графиков, рисунков, математических расчетов. Они должны демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования или эксперимента данных.  

Цель раздела «Обсуждение результатов» — связать воедино содержание теоретической и практической частей исследования и обосновать выводы из проделанной работы. В ходе обсуждения необходимо сопоставить полученные результаты с первоначальной гипотезой и ответить на вопросы: как эти результаты соотносятся с гипотезой, в какой мере эта гипотеза подтверждается результатами, как полученные данные соотносятся с имеющимися данными по научным публикациям, к каким выводам подводит это сопоставление и т.п. Если в ходе обсуждения появляются новые гипотезы, не имеющие пока подтверждения, можно изложить их и указать возможные пути их подтверждения.

Если получаются отрицательные результаты, не подтверждающие гипотезу, их также необходимо изложить. Это придает достоверность и убедительность работе.

2 стр., 880 слов

изучить эмоции как свойства личности.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ...

... информации, диагностика, наблюдение. Для раскрытия поставленной цели и задач определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Названия ... оптимистичным, приятным в общении, способствует его творческому развитию. В нашей работе, объектом исследования эмоциональной сферы стали дети дошкольного возраста, так как на ...

Выводы по каждой главе должны быть краткими, с конкретными данными о результатах. Из формулировок должны быть исключены общие фразы, ничего не значащие слова.     6. Заключение

Заключение является необходимой частью дипломной работы. Оно предназначено для завершения работы по содержанию и форме. Если отдельные главы и параграфы посвящены достаточно детальному изложению отдельных вопросов, то в заключении следует еще раз пояснить их связь друг с другом и сформулировать важнейшие результаты работы в отношении проблемы и конкретных вопросов, поставленных во введении.

Структура заключения является обратной по отношению к структуре введения. Если во введении из всей проблемной области выделяется отдельная проблема, лежащая в основе темы работы, то при написании заключения используется противоположный прием: оно раскрывает связь данной темы с более широкой проблемной областью. Фактически здесь еще раз заходит речь об актуальности темы, но под новым углом зрения, а именно: с точки зрения перспектив дальнейших исследований проблемы. Поэтому в заключении, помимо формулировки результатов говорится о том, какие вопросы остались неизученными, какие новые исследовательские вопросы возникли в результате работы и в каком направлении следует работать дальше.

После того, как написано заключение работы, следует еще раз отредактировать текст. Прежде всего, нужно устранить опечатки, для чего требуется внимательно прочитать текст, а лучше еще и дать почитать другому студенту, так как собственные ошибки часто не замечаются, особенно если автор привык к тексту.

Далее следует проверить логику работы: насколько точен смысл абзацев и отдельных предложений, имеется ли смысловая связь между ними, насколько стройной является вся структура работы, соответствует ли содержание глав их заголовкам или, может быть, здесь требуется доработка.

Следует проверить, нет ли в работе тавтологий, пробелов в изложении и аргументации, все ли повторы являются оправданными и пр., необходимо устранить стилистические погрешности. Необходимо проверить точность цитат и ссылок, правильность оформления всего научного аппарата. Лишь после такой корректуры следует сделать окончательную распечатку работы и сдать ее на кафедру научному руководителю.

7. Список использованной литературы

Список представляет собой перечень использованной в процессе подготовки дипломной работы литературы.  Этот список отражает осведомленность студента в имеющейся литературе по теме. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов (сначала литература на русском языке, затем иностранная).

В список не включаются те источники, на которые нет ссылок в тексте и которые не были использованы студентом.

В библиографическом списке не должно быть учебников.

Библиографическое описание источника начинается с фамилии автора, затем указываются инициалы, дается название произведения (без кавычек) в форме, данной на титульном листе; место издания (в полной форме), сокращаются лишь названия трёх городов: Москва (М), Ленинград (Л), Санкт-Петербург (СПб), Ростов-на-Дону (Ростов н/Д); издательство (Речь, Наука, Питер-М  и т.д.).

Примеры описания книг, сборников, статей из журналов, сборников, тезисов конференций, авторефератов, диссертаций:

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Пер. с англ. // Общ. ред. М. С. Мацковского. — СПб.: Лениздат, 1992. — с. 400 2. Зоткин Н.В. Смыслополагание в ситуации неопределенности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000.  — 23 с. 3. Методологические проблемы современной науки / Сост. А. Т. Москаленко. — М.: Политиздат, 1979. — с. 295 4. Проселкова М. Е. Формирование психопатологической симптоматики у детей депривационных условиях // Всероссийская научно-практическая конференция «Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: зашита, помощь, возвращение в жизнь»: Материалы. — М., 1998. — с. 100-101. 5. Пыжикова Ж.В. Становление автономии личности старшеклассника в условиях социально-психологического тренинга: Дисс. канд. психол. наук. М., 1999, — 136 с. 6. Суходольский Г. В. Математико-психологические модели деятельности. — СПб.: Петрополис, 1994. — с. 64 7. Amiel-Tison C., Grenier A. Neurological evaluation of the newborn and the infant. N. Y.: Аcad. Press, 1980. 118 р.

8. Приложения

В приложении дается вспомогательный и справочный материал: таблицы цифровых данных, схемы, рисунки, инструкции и методический материал, иллюстрации вспомогательного характера, формы отчетности и другой экспериментальный материал. Приложения оформляются как продолжение дипломной работы на последующих её страницах, располагая их в порядке появления ссылок в тексте.

Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием на верху посредине страницы слова «Приложение» и его обозначение. Приложение должно иметь содержательный заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.

 

Правила оформления курсовой и дипломной работы

Для дипломных работ по психологии рекомендуется следующее оформление:

Работа должна быть выполнена на компьютере (размер шрифта 14 пунктов, полуторный междустрочный интервал) в редакторах Word или  TEX и напечатана ни принтере в режиме качественной печати на одной стороне листа белой бумаги формата А4 по ГОСТ 9327-60 (297×211 мм).

Иллюстрации и таблицы могут быть оформлены на листах формата ЛЗ (594×422 мм).

Должны соблюдаться следующие размеры полей: левое — 30мм, правое — 15мм, верхнее — 20мм, нижнее — 20мм. Расположение текста на листе – по ширине.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа прописными буквами без точки в конце. Перенос слов в заголовках и тексте не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовки не подчеркивают. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 7-10 мм. 3-4 интервала).

Все сокращения должны быть расшифрованы, за исключением небольшого числа общеупотребительных.

Ссылки на использованные источники и литературу в тексте дипломной работы заключаются в квадратные скобки, сначала указывают номер источника по списку использованной литературы, потом, через точку с запятой, номер страницы ([8; с 243] или [8; с 243, 245, 289-294]).

При перечислении источников каждый из них заключается в квадратные скобки ([8; 243], [11; 31-33], [17; 9]).

При цитировании какого-либо автора из другого источника должна идти следующая ссылка: (цит. по [7 c 45]).

Подписи и пояснения к рисункам и графикам должны быть на лицевой стороне.

Страницы дипломной работы нумеруются сквозной нумерацией. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но на нем номер страницы не проставляется. Каждая  глава,   «Введение»,   «Заключение»,   «Содержание»,   «Список использованной литературы», «Приложение» начинается с новой страницы, которые не нумеруются, но включаются в общую нумерацию работы. Таблицы, схемы, расположенные на отдельных листах, входят в общую нумерацию страниц.

Приложения следует оформлять как продолжение дипломной работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием вверху страницы слова «Приложение» и его обозначения. Каждое приложение начинают с новой страницы и располагают в порядке появления ссылок на них в тексте.

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки в конце. Титульный лист включают в общую нумерацию, номер страницы на титульном листе не ставят.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах и распечатки с компьютера на листе формата АЗ учитывают как одну страницу.

Разделы должны иметь нумерацию в пределах основной части работы арабскими цифрами без точки с абзацного отступа. Подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела. Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой, например, 1.2 (второй подраздел первого раздела).

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) располагают в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Фотоснимки размером меньше А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименования и пояснительные данные (подрисуночный текст).

Слово «рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1- Изображение, предъявляемое испытуемым.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами в пределах всей работы, либо в пределах раздела, например. Рисунок 2-, либо Рисунок 2.3 — рисунок 3 в разделе 2. Если в работе только одна иллюстрация, то она обозначается «рисунок».

Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует выполнять в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы, либо в пределах раздела. Название таблицы следует размещать над таблицей слева без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Если в работе одна таблица, то она должна обозначаться « Таблица 1», или «Таблица В1», если она приведена в приложении В. При переносе части таблицы название помещают только над первой части таблицы, нижнюю горизонтальную ограничительную черту не проводят. Над другими частями пишут слово « Продолжение», например, «Продолжение таблицы 1». Оформление таблиц по ГОСТ 2.105-95.

Формулы и уравнения. Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует проводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной строки.

Формулы в работе следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы, либо раздела в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Формулы помещаемые в приложении должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, формула (В1).

Если в работе приведена одна формула, ее нумеруют (1).

Единицы физических величин. В курсовых и дипломных работах обязательно применение Международной системы единиц СИ, а также кратных и дольных от них по ГОСТ 8.417-81.

Чистовой вариант дипломной работы надо тщательно выверить. В нём должны быть исправлены все ошибки, опечатки, внесены необходимые поправки, тщательно сверены фамилии, цитаты, названия.

За правильность приводимых в дипломной работе данных, выводов и доказательств отвечает студент — автор дипломной работы. Дипломная работа должна быть сброшюрована в твердой обложке или переплетена.

Рекомендуемый объем дипломной работы по психологии (по Госстандарту) 70 – 85 страниц компьютерного набора.

 

Подготовка к защите

Дипломная работа, подготовленная к защите, должна быть представлена на кафедру в двух экземплярах за месяц до установленного срока ее защиты и проходит предзащиту на  кафедре, не позднее, чем за три недели до срока защиты. Законченная работа представляется научному руководителю, который после просмотра и одобрения дипломной работы вместе со своим письменным отзывом  представляет её на кафедру.

На кафедре решается вопрос о допуске студента к защите, делая об этом соответствующую запись на дипломной работе. На заседании кафедры назначается день предварительной защиты и организуется прослушивание всех утвержденных на кафедре дипломных работ.

В качестве рецензентов могут привлекаться профессоры и преподаватели других высших учебных заведений или практические психологи, специализирующиеся не менее трёх лет в области, соответствующей тематике дипломной работы.

Рецензент обязан тщательно ознакомиться с дипломной работой и дать развёрнутую письменную рецензию с критической оценкой и предложением конкретной оценки дипломной работы. Рецензия должна быть представлена в двух экземплярах не позднее, чем за 10 дней до защиты.

В рецензии на дипломную работу (объемом 1-2 напечатанных страницы) должны быть освещены следующие вопросы:

  1. Оценка актуальности темы дипломной работы;
  2. Пути и методы решения поставленных в работе задач;
  3. Уровень теоретического анализа исходных вопросов темы;
  4. Корректность проделанных экспериментов, используемых методов исследования и обработки данных;
  5. Качество и достоверность полученных результатов, умение их анализировать и использовать для последующих выводов;
  6. Обоснованность и реальность сформулированных в работе выводов;
  7. Оценка оригинальности и значимости полученных в работе результатов и дипломной работы в целом;
  8. Недостатки работы. Критические замечания должны быть сделаны таким образом, чтобы по ним была возможна дискуссия на защите. Рецензент должен  отмечать  конкретные   недостатки  дипломной  работы (например, недостаточная обоснованность утверждений, выводов, ошибки методики, необоснованность приближений или точности измерений и т.д.) все замечания должны быть подтверждены примерами из рецензируемой работы. В случае, если рецензент критикует автора за отсутствие чего-либо в дипломной работе, то должно быть указано, как такое отсутствие влияет на основные выводы работы;
  9. Рецензент может также изложить свои замечания по поводу языка и стиля оформления работы;
  10. Заключение рецензии должно содержать оценку дипломной работы и констатацию факта, что дипломник заслуживает (не заслуживает) присвоения квалификации.

После защиты первый экземпляр дипломной работы сдаётся на кафедру и хранится в архиве.

К защите дипломной работы допускаются только те студенты, которые полностью выполнили учебный план, прошли все предусмотренные планом практики.