Экспериментальная работа по проблеме формирования эстетического воспитания дошкольников средствами природы

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания дошкольников 7

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эстетического воспитания дошкольников средствами природы 7

1.2. Роль природы в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. 10

1.3 Педагогические методы формирования эстетического воспитания дошкольников средствами природы 17

Выводы по главе 1 22

Глава 2. Экспериментальная работа по проблеме формирования эстетического воспитания дошкольников средствами природы 23

2.1 Констатирующий этап эксперимента по проблеме формирования эстетического воспитания дошкольников средствами природы 23

2.2 Формирующий этап эксперимента по формированию эстетического воспитания дошкольников средствами природы 27

2.3 Контрольный этап исследования по проблеме формирования эстетического воспитания дошкольников средствами природы 41

Выводы по главе 2 43

Заключение 46

Библиографический список 51

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важне?и?шему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

О влиянии красоты (эстетика, как известно, наука о прекрасном, а эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония — это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.

В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т.д. Мы считаем, что одной из причин всего этого являются прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели — природы, которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония — три кита эстетики присущи ей изначально.

14 стр., 6619 слов

Развитие творческого воображения дошкольников средствами изобразительной ...

... 1. Теоретический аспект исследования творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности 1.1 Характеристика воображения и ... детей необходимо организовывать занятия по формированию геометрических представлений, которые осуществляются посредством ... творческого воображения, фантазии. Важной частью воспитания творческой личности дошкольника является развитие мышления и ...

Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребенка.

Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве — важное условие духовной жизни человека.

В «Концепции дошкольного воспитания» от 16 июня 1989 года отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни-эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей»

Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО от 17 октября 2013) является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, которое направлено на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру

Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В. Шмидт, М. Корепанова, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.).

Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.).

В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по- иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию.

Анализ научной литературы позволил выявить ряд противоречий, имеющихся в эстетическом воспитании детей. Это противоречия между:

— потребностью общества в эстетически воспитанных гражданах и недостаточной сформированностью эстетических ценностей;

— между признанием педагогами и психологами, учеными и практиками эстетической воспитанности целью и результатом эстетического воспитания и недостаточной теоретической проработанностью сущности понятия «эстетическая воспитанность», её критериального инструментария.

— стремлением педагогов к эстетическому воспитанию детей и недостаточностью современных методик воспитания данного феномена.

Таким образом, поиск педагогически эффективных путей разрешения данных противоречий составляет проблему исследования, которая актуальна как для теории, так и для практики дошкольного образования.

В соответствие с актуальностью, противоречиями и проблемой нами была выбрана тема исследования: «Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы». Выбор темы определил цель, объект, предмет и задачи исследования.

Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка наиболее эффективных форм и методов эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами природы.

Объектом исследования является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

12 стр., 5619 слов

Эстетическое воспитание дошкольников

... теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов к проблеме эстетического воспитания дошкольников. Раскроем понятие «эстетическое воспитание»,выявив его цель, задачи, рассмотрим основные категории эстетического воспитания и их особенности в младшем возрасте. 1. ...

Предметом исследования является процесс эстетического воспитания дошкольников средствами природы.

Согласно гипотезе исследования, эстетическое воспитание дошкольников средствами природы будет проходить эффективнее, если будут реализованы следующие психолого-педагогические условия:

1) формировать положительное отношение к природе;

2) создавать развивающую предметно-пространственную среду и расширять кругозор ;

3) повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу эстетического воспитания дошкольников.

В соответствии с выдвинутой гипотезой определена необходимость постановки и решения следующих задач:

1) изучить сущностные характеристики эстетического воспитания дошкольников.

2) определить роль природы в эстетическом воспитании дошкольников.

3) описать критерии и уровни эстетической воспитанности дошкольников.

Методологической и теоретической основой исследования являются психолого-педагогическая теория эстетического воспитания дошкольников (Буре, Р.О., Веретенниковой С.А., , Дрязгуновой, В.А. и др.); труды об эстетическом воспитании дошкольников (Корепановой М.В., Золотовой Е.И., Компалецевой Л.В., Николаева С.И. и др.); Теории об эстетическом воспитании детей дошкольного возраста (Ветлугина Н.А , Флерина Е.А и другие);Концепция эстетического воспитания ребенка (Ветугина Н.А ,Шацкий С.Т , Шацкая В.Н); Теория эстетического воспитания дошкольников (Лихачев Д.С ).

Методы исследования: теоретические методы: анализ специальной литературы, интерпретация, обобщение; эмпирические методы: изучение педагогического опыта, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, беседа, анкетирование.

Названные методы позволили выявить современное состояние проблемы исследования, сделать выводы об эффективности тех или иных форм и методов эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а также обосновать и в ходе экспериментальной работы проверить формы и методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами природы

Структура работы: курсовая работа из введения, глав, заключения, списка используемых источников.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 психолого-педагогической литературы проблеме эстетического дошкольников средствами природы

и постоянно сталкиваются с В сфере жизни, повседневного общения с и природой, быту, в общении — прекрасное и трагическое и играют существенную Красота доставляет и удовольствие, трудовую активность, приятными встречи людьми. Безобразное Трагическое учит Комическое помогает с недостатками. Идеи зародились в глубокой

Представления о сущности воспитания, его цели изменялись со времен и Аристотеля до наших Эти изменения взглядах были развитием эстетики науки и сущности её Термин «эстетика» от греческого (воспринимаемый чувством).

(Д.Дидро и считали, что эстетики как является прекрасное. категория и в основу эстетического воспитания.

В «Общие вопросы эстетического в школе» под известного специалиста эстетическому воспитанию Шацкой мы нашли такую «Советская педагогика определяет воспитание как способности целенаправленно чувствовать и понимать и красоту в действительности — природе, в жизни, труде, явлениях искусства».

В эстетике эстетическое определяется как мероприятий, направленных выработку и совершенствование в человеке воспринимать, правильно ценить и прекрасное и возвышенн в жизни искусстве». В определениях речь о том, эстетическое воспитание вырабатывать и в человеке воспринимать прекрасное искусстве и жизни, правильно и оценивать В первом к сожалению, деятельная или сторона эстетического а во определении подчеркивается, эстетическое воспитание должно ограничиваться созерцательной задачей, должно также способность создавать в искусстве жизни. Д.Б. Лихачев в книге «Теория эстетического школьников» опирается определение данное Марксом: «Эстетическое — целенаправленный формирования творчески личности ребенка, воспринимать и прекрасное, трагическое, безобразное в и искусстве, и творить законам красоты».

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... созидательной деятельности, природе, обществу, к другим людям и к самому себе. Важнейшим условием для воспитания является способность человека к саморазвитию. Воспитание способствует ... является изменение обстановки, устранение нездоровых условий, отрицательно влияющих на воспитание детей. Воспитание как педагогическая деятельность строится на соответствующих закономерностях и методологических ...

Автор ведущую роль педагогического воздействия эстетическом становлении Например, развитие ребенка эстетического к действительности и искусству, и развитие интеллекта, возможно неуправляемый, стихийный спонтанный процесс. с эстетическими жизни и ребенок, так иначе, эстетически Но при ребенком не эстетическая сущность а развитие обусловлено стремлением развлечению, к же без извне у могут сложиться представления о ценностях, идеалах.

Б.Т также как и многие другие и психологи, считает, только целенаправленное эстетико-воспитательное воздействие, детей в художественную творческую способны развить сенсорную сферу, глубокое постижение явлений, поднять понимания подлинного красоты действительности прекрасного в личности.

Существует множество определений понятия воспитание», но, лишь некоторые них, уже можно выделить положения, говорящие о его сущности. это процесс воздействия. Во-вторых, формирование способности и видеть в искусстве жизни, оценивать В-третьих, задача воспитания формирование вкусов и личности. И, в-четвертых, — способности к творчеству и прекрасного.

1.2 Роль природы в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста

Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы — этого самого естественного источника красоты. Природа — не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа — источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего»7. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческих способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования ... но имеет свое особое назначение. Предпосылки творчества содержатся в человеческой природе, в присущем ей чувстве гармонии и ритма. Помимо процесса создания ...

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа — источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники — всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

Уровень экономического развития общества, общественные отношения людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В отдельные эпохи это восприятие выражало эстетический интерес людей к природе или, наоборот, прекрасное воспринималось искаженно.

В античный период древние греки рассматривали прекрасное как гармонию, разлитую в природе. Естественный порядок в природе считался всеобщим эстетическим свойством ее.

Религиозное средневековье из-за фантастической веры в бога не хотело видеть красоты в природе. И только позже, в эпоху Возрождения, вновь люди полюбили формы и краски природы и стали создавать гимны в честь ее красоты.

В империалистическую эпоху ненависть к человеку, чисто эгоистические интересы соединяются с безразличием и ненавистью к природе.

Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту природы вносят свой общественно-исторический смысл.

В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-……..

1. Дидактические игры детском саду/ Бондаренко — 2015 .

2. Буре, Р.О. Воспитание в труде Буре — 2014 .

3. Веретенникова, С.А. Ознакомление с природой / Веретенникова — М., 2013.

4. Веретенникова, С.А. дошкольников с / С.А. — М., 2014.

5. Природа и / Е.В. — М., 2013.

6. Дошкольная / Под редакцией и Ф.А. Сохина — 2014.

7. Дрязгунова, В.А. Дидактические для ознакомления с растениями М., 2016.

8. Егоренков, Л.И. воспитание дошкольников младших школьников Л.И. Егоренков М., 2013.

9. Золотова, Е.И. дошкольников с животных / редакцией И.Ф. Виноградовой М., 2014.

10. Каменева, Л.А. знакомить дошкольников с / Под редакцией — М., 2015.

11. Ковалев, А.Г. чувств / А.Г. — М., 2015.

12. Козлова Куликова Т.А. Дошкольная Учеб. пособие для сред. пед. учеб. — 2-е изд., и доп. — Издательский центр «Академия», 2014. — 416с.

13. Компалецева, Л.В. Поэтический природы в рисунке / Компалецева — 2015.

14. Корепанова, М.В. и практика становления развития образа Я Монография /М.В. Корепанова. Волгоград, 2013.

15. Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций: пособие для студентов учебн. заведений и ИПК и ФПК.- Юрайт, 2014.- 464 с.

16 . Детям о / М.В. — М., 2016.

17. Прогулки с в природу М.В. Лучич М., 2015.

18. Марковская, М.М. природы в саду / Марковская — 2014.

9 стр., 4430 слов

Дидактическая игра как средство ознакомления детей с природой. ...

... дидактических игр в процесс обучения и формирования у дошкольников системы представлений о природе станет эффективным средством воспитания детей. Особо важным достижением при этом может быть ... животным и всему природному окружению, что актуально для решения вопросов экологического воспитания дошкольников. Поэтому так важно включение в педагогический процесс дидактических игр природоведческого ...

19. Михайлычев Е. Методики диагностики // Школьные / научно практический журнал технолога (завуча).- 4.- 2013.- 123

20. Наблюдение и детей в / Составитель А.Ф. Мазурина М., 2013 г.

21. Николаева, С.И. экономического воспитания детском саду С.И. Николаева М., 2016.

22. Педагогика: Под Ю. К. Бабанского.»Просвещение», 2015.

23. Педагогика: Учебное для студентов педагогических заведений /В. А. И. Ф. Исаев, И. Мищенко, Е. Шиянов.- 4-е изд.-М.: пресса, 2012.- 512 с.

24. энциклопедический словарь Под ред. М. Бим Бада.- М.: изд. Большая Энциклопедия- 2012.- с.

25. Система эстетического в детском / Под Н.А. Ветлучиной — 2013.

26. Сухомлинский, В.А. отдаю детям В.А. Сухомлинский. «Радяньска школа», 2014.

27. Дидактические игры воспитании и дошкольников / Удальцова — 2013 г.

28. Шорыгина, Т.А. Деревья. они? / Шорыгина — 2001 г.

29. Экологическое и воспитание детей Под редакцией — М., 2016 г.

30. развитие дошкольника: для воспитателей сада /А.В.Запорожец, А.Д.Кошелева и Под ред. — М.: 2015. — ил.

31. Эстетика: Учебное для вузов Под. ред. А. Радугина.- Центр, 2014.- с.

32. Эстетическое воспитание средне?и? школе: для занятий общешкольные мероприятия учащихся 9 11 классов Сост. И. Тисленкова.- Волгоград: 2017.- 135 с.