Темы КР выбираются по последнему номеру зачетки

Перечень вопросов для КР:

  1. Теоретические основы социологии и психологии управления: бихевиоризм
  2. Теоретические основы социологии и психологии управления: гуманистические теории личности
  3. Теоретические основы социологии и психологии управления: теория психоанализа
  4. Теоретические основы социологии и психологии управления: теория научения
  5. Теоретические основы социологии и психологии управления: теория ролей
  6. Теоретические основы социологии и психологии управления: теория психосоциального развития личности.
  7. Признаки профессионализма и типичные ошибки в управлении.
  8. Объект и предмет социологии и психологии управления.
  9. Методы социологии и психологии управления
  10. Управление как социальный феномен.
  11. Психологическая сущность управления.
  12. Понятие и виды управленческих решений.
  13. Психологические особенности процесса принятия решения.
  14. Методы индивидуального и группового принятия решений.
  15. Роль руководителя в формировании оргкультуры организации
  16. Общение как социально-психологический феномен.
  17. Особенности управленческого общения.
  18. Межличностное восприятие в управленческом общении.
  19. Особенности невербального общения.
  20. Общение как обмен информацией.
  21. Основные коммуникативные барьеры в общении.
  22. Социально-психологические аспекты конфликтов и способы их разрешения.
  23. Психологическая сущность взаимодействия в управленческом общении.
  24. Содержательные компоненты процесса взаимодействия.
  25. Распределение деловых ролей в организации и характеристика их исполнителей.
  26. Социализация личности как социальный феномен.
  27. Понятие о психосоциальных кризисах.
  28. Характеристика социально-психологической адаптации личности к условиям организации.
  29. Виды отношений в социальной организации.
  30. Поведение личности в организации
  31. Психологическая сущность социальной организации.
  32. Структура социальной организации.
  33. Групповая динамика в организации.
  34. Стадии развития коллектива организации.
  35. Факторы создания эффективной группы.
  36. Управление социально-психологическимклиматом организации.
  37. Специфические особенности деятельности руководителя.
  38. Подходы к определению профессионально важных качеств руководителя.
  39. Базисные социальные роли руководителя.
  40. Базовые психологические свойства руководителя
  41. Деловая карьера: планирование и реализация.
  42. Понятие о способностях. Классификация способностей.
  43. Профессиональные способности менеджера.
  44. Типология темпераментов.
  45. Учет темперамента в деятельности.
  46. Типология людей по доминированию инстинкта (типология индивидуальности).
  47. Типология акцентуаций характера.
  48. Психологические типы характера по классификации К. Хорни.
  49. Типы людей и «локус контроля».
  50. Конституционная типология личности Э. Кречмера.
  51. Типология личности в зависимости от стиля информационного взаимодействия со средой.
  52. Основные психологические законы управления
  53. Основные понятия и характеристика социологии и психологии управления.
  54. Стресс в деятельности руководителя.
  55. Здоровье как фактор эффективной деятельности руководителя.
  56. Факторы, вызывающие стресс (виды стрессоров).
  57. Управление стрессом.
  58. Меры активного противодействия стрессу.
  59. Эмоционально-волевая регуляция состояний в управленческой деятельности
  60. Имидж руководителя
  61. Социальная ответственность менеджера
  62. Отношения в социальной организации — предмет труда руководителя.
  63. Мотивация поведения личности в организации
  64. Квалификационные требования к личности менеджера.
  65. Познавательные и мотивационные процессы в управленческой деятельности.
  66. Психологические условия лояльности и приверженности
  67. Половозрастные особенности психики и их проявления в деятельности и поведении персонала.
  68. Влияние гендерных различий на деятельность персонала.
  69. Психологическая характеристика стилей управления

Перечень вопросов зачета:

  1. Задачи и основные категории социологии и психологии управления.
  2. Основные психологические законы управления: закон неадекватности взаимного восприятия; закон неадекватности самооценки; закон искажения информации; закон самосохранения; закон компенсации; закон зависимости успехов в работе от способностей.
  3. Законы информационного обеспечения управления: закон информированности- упорядоченности и его следствия; закон социальной гармонии; закон эффективного восприятия и запоминания информации; закон эффективного осмысления; закон устойчивости информации; закон доходчивости информации; закон установки.
  4. Психологические законы становления субъекта управления: закон развития высших психических функций; закон преодоления комплекса неполноценности; закон научения (оперантного и косвенного).
  5. Психологические законы в процессах социального взаимодействия: закон возвышения потребностей в онтогенезе; закон иерархического строения мотивационной сферы и оптимума мотивации; закон персональных расстояний.
  6. Психологическая сущность управления
  7. Особенности управленческого общения
  8. Социализация личности как социальный феномен.
  9. Профессиональные способности менеджера.
  10. Типология темпераментов. Учет темперамента в деятельности.
  11. Типология людей по доминированию инстинкта (типология индивидуальности).
  12. Типология акцентуаций характера.
  13. Психологические типы характера по классификации К. Хорни.
  14. Типы людей и «локус контроля».
  15. Конституционная типология личности Э. Кречмера.
  16. Типология личности в зависимости от стиля информационного взаимодействия со средой.
  17. Психологическая сущность социальной организации.
  18. Групповое поведение в организации.
  19. Характеристика социально-психологической адаптации личности к условиям организации.
  20. Виды отношений в социальной организации.
  21. Управление социально-психологическим климатом организации.
  22. Специфические особенности деятельности руководителя.
  23. Подходы к определению профессионально важных качеств руководителя.
  24. Базисные социальные роли руководителя
  25. Социальные эффекты управления в организации.
  26. Психологические особенности управление неформальными структурами.
  27. Квалификационные требования к личности менеджера
  28. Распределение деловых ролей в организации и характеристика их исполнителей.
  29. Психологические особенности процесса принятия решения.
  30. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности

Темы КР выбираются по последнему номеру зачетки.

КР оформляется по стандарту.

Задание — Контрольная работа

Ведение отражает актуальность темы и цель работы

1 Теоретическая часть: " название выбранной темы"

1.1 …

1.2…

В двух параграфах отражается содержание темы, причем каждый состоит не менее чем из 5страниц и на 2-х стр должно быть не менее 1 ссылки на источник из списка литературы. Всего источников не менее 5 и хотя бы один-это статья из современного журнала.

2 Практическая часть.

2.1 Исследование черт характера (тесты)

2.2 Исследование доминирующего инстинкта (тест)

2.3 Исследование деловых ролей (тест)

2.4 Исследование уровня субъективного контроля (тест)

2.5 Составить индивидуальную характеристику для прохождения процедуры (на выбор) аттестации, адаптации, оценки или отбора в резерв, используя полученные данные тестов и собственных наблюдений.

2.6 Задание"Анкета для подбора кадров"

Заключение

Список литературы

Глоссарий

Задание «Анкета для подбора кадров»

По каждой категории различия личности (наследственность, культура, семья, социальная группа, жизненный опыт) составьте не менее пяти вопросов к кандидату на работу в организации. Эти вопросы должны быть составлены так, чтобы ответы на них наилучшим образом раскрывали личность кандидата.

1

Коваленко А. В.

Психологические основы менеджмента

2

Иванова Н.Н.,

Кандыбина Е.Л.,

Щур В.В.

Психодиагностические методики и упражнения в контексте подготовки менеджера по управлению персоналом

3

-

Большая энциклопедия психологических тестов

4

Розанова В. А.

Психология управления

5

Лукьянченко Н.Д., Бунтовская Л.Л.,

Шаульская Л.В., Еськов А.Л.

Социально-психологические основы управления

6

Урбанович А. А.

Психология управления

7

Кабаченко Т.С.

Психология управления

8

Ильин Г. И

Социология и психология управления

1

Андросова Л.А.

Социология управления

2

Никитова С.Г.

Социология и психология управления

Пример документа

Экспертное заключения для прохождения социально-психологической адаптации

Иванов Иван Иванович

По результатам психологического и делового тестирования, индивидуального интервьюирования и наблюдения в ходе оценочной сессии были сделаны следующие выводы:

Стратегическое мышление

Имеет высокий уровень общих способностей. Хорошо развиты навыки системного мышления и структурирования информации. Обращает на себя внимание хорошая ориентация на развитие. Обладает необходимыми менеджерскими знаниями и уровнем понимания данного бизнеса. Высокий уровень общих способностей дает хорошие предпосылки для принятия решений. Однако при принятии решений обращает на себя внимание нестабильность и отсутствие уверенности в правильности принимаемого решения.

Организаторские способности

Организаторские навыки развиты на достаточном уровне. Может ставить цели и задачи, планировать деятельность свою деятельность и деятельность подразделения, выделять критерии достижения успеха. В деятельности ставит амбициозные цели для себя и подчиненных. Его высокая ориентация на результат приводит к пониманию того, что при организации деятельности людей необходим не только контроль конечного результата, но и промежуточный, поэтапный. Это дает ему возможность вовремя вносить коррективы в процесс выполнения задач подчиненными и держать в поле зрения происходящие события. Но в организации деятельности при таком подходе не склонен расширять зону ответственности подчиненных.

В зоне перспективного развития находятся: навык делегирования, навык контроля исполнения

Учитывая предстоящий характер работы, следует отметить также недостаток знаний проектного планирования.

Особенности межличностного взаимодействия

Иван демонстрирует высокую активность в процессе взаимодействия с другими людьми. Он энергичен, стремится взять на себя ведущую роль в общении. Он легко устанавливает контакты, в команде работает конструктивно. Если говорить о продуктивности такого общения, то оно не всегда бывает продуктивным. Обращает на себя внимание выраженная демонстрация ситуационного лидерства. Возможно, это связано с внутренними амбициями. Это обстоятельство мешает ему понимать чувства и настроение других людей. А также возможно снижает уровень харизматического лидерства, т. е. степень доверия и уважения в коллективе, хотя в целом лидерский потенциал у Ивана высокий. Наличие лидерских качеств, которые присутствуют, еще не является гарантом успешной работы руководителя. Можно сказать, что ему не хватает коммуникативных ресурсов, чтобы «зажечь», замотивировать людей на выполнение намеченных целей. Необходимо больше внимание уделять мотивированию сотрудников, нахождению способов включения их коллективную работу. Зоной развития коммуникативных навыков являются: навык активного слушания, эмпатия (сопереживание).

При этом также его умение давать обратную связь подчиненному о его действиях нуждается в дополнительном развитии.

Личностно-деловые качества

Способен нести ответственность за собственные действия и действия своего подразделения в стабильных рабочих ситуациях. В ситуациях неопределенности и риска может перекладывать ответственность на внешние обстоятельства. В зоне развития находится готовность ответить за действия, события и ошибки, за принятое решение, его последствия и его реализацию. Склонен к частой смене решений. Он может поменять решение под давлением людей или обстоятельств. Это обстоятельство дает возможность прогнозировать потерю эффективности в сфере принятых на себя обязательств. Прилагая максимум усилий, для достижения намеченных целей, может отказаться от принятых на себя обязательств перед отдельными лицами.

Характеристика мотивационной сферы

Высокая мотивация достижения — он активно берется за решение сложных задач, смело предлагает идеи, решителен. Очень амбициозен. Стремиться к признанию в коллективе. Выраженным мотивом является профессиональный рост и развитие. Стремится к карьерному росту. К карьерным ориентирам также следует отнести желание приносить пользу, стабильность места работы и управление.

Нацелен на результат. Знает себе цену и стремится к получению достойного вознаграждения за свою работу. Отсутствие перспектив и жесткие правила работы, невозможность себя полностью реализовать могут снизить его интерес к работе на предприятии.

Сильные стороны:

  • Высокий уровень работы с информацией
  • Высокий уровень ориентации на развитие
  • Высокий уровень мотивации достижений
  • Хороший лидерский потенциал

Слабые стороны:

  • Несформированность некоторых организационных и коммуникативных навыков.
  • Недостаточный уровень деловой ответственности

Зоны потери рабочей эффективности:

  • Ситуации рассогласованности личных целей и целей организации
  • Ситуации в которых необходимо проявлять высокую лояльность компании
  • Ситуации в которых необходимо воодушевлять коллектив
  • Ситуации неопределенности и риска
  • Ситуации неудачи, в которых нужно отвечать за принятые решения

Рекомендуемые программы для обучения:

  • Тренинг личностного роста «развитие эмоционального интеллекта»
  • Коммуникативные умения (навыки активного слушания и умения задавать вопросы)
  • Управление проектами

Рекомендации по адаптации сотрудника:

  • Увеличить процесс адаптации до 1 года
  • Рекомендован коучинг (недерективное наставничество и помощь в осознании), в роли коуча может выступать вышестоящий руководитель.
  • При постановке целей деятельности на адаптационный период уделять особое внимание социально-психологическим аспектам работы в коллективе.
  • Зоны ответственности и принятия решений расширять постепенно, не подчеркивая важность и сложность, а объясняя в чем заключается ответственность руководителя.

Психодиагностика Тест «Хороший ли у вас характер?»

Инструкция. Вам предлагается ответить «да» или «нет» на следующие вопросы:

  1. Считаете ли вы, что у многих ваших знакомых плохой характер?
  2. Раздражают ли вас повседневные мелкие обязанности?
  3. Верите ли вы, что ваши друзья преданы вам?
  4. Неприятно ли вам, когда незнакомый человек говорит вам «ты»?
  5. Способны ли вы ударить собаку или кошку?
  6. Часто ли вы принимаете лекарство?
  7. Часто ли вы меняете магазин, в который ежедневно ходите за продуктами?
  8. Тяготят ли вас общественные обязанности?
  9. Способны ли вы ждать более пяти минут опаздывающего на свидание партнера, не проявляя при этом нетерпения?
  10. Способны ли вы ждать телефонного звонка, не проявляя беспокойства?
  11. Часто ли вам в голову приходит мысль о вашей невезучести?
  12. Сохранилась ли у вас фигура по сравнению с прошлыми годами?
  13. Можете ли вы с улыбкой воспринимать подшучивание друзей?
  14. Нравится ли вам семейная жизнь?
  15. Злопамятны ли вы?
  16. Находите ли вы, что все время стоит погода, не типичная для данного сезона?
  17. Случается ли вам быть с самого утра в плохом настроении?
  18. Раздражает ли вас современная живопись, музыка, танцы, одежда?
  19. Надоедает ли вам присутствие в доме чужих детей более часа?

Обработка результатов:

Поставьте себе по одному очку за каждый отрицательный ответ на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18.

Поставьте себе по одному очку за каждый положительный ответ на вопросы: 3, 9, 10, 13, 14, 19.

Подсчитайте очки. Если вы набрали свыше 15 очков, то у вас покладистый характер, и вы преисполнены доброжелательного отношения к людям. Если в результате получилось от 8 до 15 очков, то вы не лишены недостатков, но с вами можно ладить. При результате ниже 8 очков вашим друзьям можно посочувствовать.

Тест «Сильный ли у вас характер?»

Инструкция. Предлагаемый ниже тест позволяет выявить силу вашего характера. Отвечая на поставленные вопросы, необходимо выбрать наиболее оптимальный (лично для вас) вариант ответа:

1. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние оказывают ваши поступки на окружающих?

а) очень редко;

б) редко;

в) достаточно часто;

г) очень часто.

2. Случается ли вам говорить что-либо такое, во что вы сами не верите (из-за упрямства, наперекор другим, либо из «престижных» соображений)?

а) да;

б) нет.

3. Какие из нижеперечисленных качеств вы более всего цените в людях:

а) настойчивость;

б) широту мышления;

в) эффектность, умение «показать себя».

4. Имеете ли вы склонность к педантизму?

а) да;

б) нет.

5. Быстро ли забываете о неприятностях, которые случаются с вами?

а) да;

б) нет.

6. Любите ли анализировать свои поступки?

а) да;

б) нет.

7. Находясь в кругу лиц, хорошо вам известных:

а) стараетесь сохранить тон, принятый в этом кругу;

б) остаетесь самим собой.

8. Приступая к трудному заданию, стараетесь ли не думать об ожидающих вас трудностях?

а) да;

б) нет.

9. Какое из перечисленных ниже определений, по вашему мнению, более всего подходит вам:

а) мечтатель;

б) «рубаха-парень»;

в) усерден в труде;

г) пунктуален, аккуратен;

д) «философ» в широком смысле этого слова;

е) суетный человек.

10. При обсуждении того или иного вопроса:

а) высказываете свою точку зрения, хотя, быть может, она отличается от мнения большинства;

б) считаете, что в данной ситуации лучше промолчать, хотя и имеете иную точку зрения;

в) поддерживаете большинство, оставаясь при своем мнении;

г) не утруждаете себя раздумьями и принимаете точку зрения, которая преобладает.

11. Какое чувство вызывает у вас неожиданный вызов к руководителю?

а) раздражение;

б) тревогу;

в) озабоченность;

г) равнодушие.

12. Если в пылу полемики ваш оппонент «сорвется» и допустит личный выпад против вас, как вы поступите?

а) ответите ему в том же тоне;

б) проигнорируете этот факт;

в) демонстративно оскорбитесь;

г) предложите сделать перерыв.

13. Если ваша работа забракована, это вызовет у вас:

а) досаду;

б) стыд;

в) гнев.

14. Если вы попадаете впросак, кого вините в первую очередь:

а) себя самого;

б) «фатальное невезение»;

в) прочие «объективные обстоятельства».

15. Не кажется ли вам, что окружающие вас люди — будь то руководители, коллеги или подчиненные — недооценивают ваши способности и знания?

а) да;

б) нет.

16. Если ваши друзья или коллеги начинают над вами подтрунивать, то вы:

а) злитесь на них;

б) стараетесь ретироваться;

в) не раздражаясь, начинаете подыгрывать им;

г) отвечаете смехом и, как говорится, «ноль внимания»;

д) делаете безразличный вид и даже улыбаетесь, но в душе негодуете.

17. Если вы спешите и вдруг на обычном месте не находите свой портфель (зонтик, перчатки и т. п.), то вы:

а) будете продолжать поиск молча;

б) будете искать, обвиняя своих домашних в беспорядке;

в) уйдете без нужной вам вещи.

18. Скорее всего вас выведет из равновесия:

а) длинная очередь в приемной;

б) толчея в общественном транспорте;

в) необходимость приходить в определенное место несколько раз по одному и тому же вопросу.

19. Закончив спор, продолжаете ли вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения?

а) да;

б) нет.

20. Если для выполнения срочной работы вам представится возможность выбрать себе помощника, кого из возможных кандидатов вы выберете?

а) человека исполнительного, но безынициативного;

б) человека знающего, но упрямца и спорщика;

в) человека одаренного, но с ленцой.

Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим «ключом»:

1. «а» — 0,"б" - 1,"в" - 2;

2. «да» — 0, «нет» — 1;

3. «а» — 1, «б"-1,"в"-0;

4. «да" — 2, «нет» — 0;

5. «да" — 0, «нет» — 2;

6. «да» — 2, «нет» — 0;

7. «а» — 2, «б» — 0;

8. «да» — 0, «нет» — 2;

9. «а» — 0, «б» — 1, «в» — 3, «г» — 2, «д» — 2, «е» — 0;

10. «а» — 2, «б» — 0, «в» — 0, «г» — 0;

11. «а» — 0, «б» — 1, «в» — 2, «г» — 0;

12. «а» — 0, «б» — 2, «в» — 1, «г» — 3;

13. «а» — 2,"б" - 1, «в» — 0;

14. «а» — 2, «б» — 0, «в» — 0;

15. «да" — 0, «нет» — 2;

16. «а» — 0, «б» — 1, «в» — 2, «г» — 0, «д» — 0;

17. «а» — 2, «б» — 0, «в» — 1;

18. «а» — 1, «б» — 0, «в» — 2;

19. «да» — 0, «нет» — 2;

20. «а" — 0,"б» — 1,"в" - 2;

Меньше 15 баллов — увы, человек вы слабохарактерный, не уравновешенный и, пожалуй, беззаботный. В случающихся с вами неприятностях готовы винить кого угодно, кроме себя. И в дружбе, и в работе на вас трудно положиться (задумайтесь над этим!).

От 15 до 25 баллов — у вас достаточно твердый характер. Вы обладаете реалистическими взглядами на жизнь, но не все ваши поступки равноценны. Бывают у вас и срывы, и заблуждения. Вы добросовестны и вполне терпимы в коллективе. И все же вам есть еще над чем подумать, чтобы избавиться от некоторых недостатков (можно не сомневаться, что вам это под силу!).

От 26 до 38 баллов — вы принадлежите к числу людей настойчивых и обладающих достаточным чувством ответственности. Цените свои суждения, но и считаетесь с мнением других. Правильно ориентируетесь в возникающих ситуациях и в большинстве случаев умеете выбрать правильное решение. Это говорит о наличии у вас черт сильного характера. Избегайте только самолюбования и всегда помните: сильный — это не значит жестокий.

Свыше 38 баллов — простите, но вам трудно сказать что-либо определенное. Почему? Потому что просто не верится, что есть люди с таким идеальным характером. А может быть, такая сумма баллов — это результат не совсем объективной оценки своих поступков и поведения?

Личностный опросник г. Шмишека

(тип акцентуации личности)

Инструкция. Теоретической основой опросника явилась концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. В соответствии с этой концепцией все черты лично могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты — стержень личности, они оп­ределяют ее развитие, процессы адаптации, психи­ческое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом.

В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобрести патологический характер, разрушая структуру личности. Личности, у которых ос­новные черты ярко выражены, названы К. Леонгардом акцентуированными. В акцентуированных личностях потен­циально заложены как возможности социально по­ложительных достижений, так и социально отрицательный заряд.

Вам предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Если вы согласны с утверждением, то рядом с его номером поставьте «+» («да»), если нет — знак «—» («нет»).

  1. У вас часто веселое и беззаботное настроение?
  2. Вы чувствительны к оскорблениям?
  3. Бывает ли так, что у вас на глаза наворачиваются слезы в кино, в театре, в беседе и пр.
  4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, до тех пор, пока еще раз убедитесь в том, что все сделано правильно?
  5. В детстве вы были таким же отчаянным и смелым как все ваши сверстники?
  6. Часто ли у вас меняется настроение от состояния безразличия до отвращения к жизни?
  7. Являетесь ли вы центром внимания в коллективе и компании?
  8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать?
  9. Вы серьезный человек?
  10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-либо?
  11. Предприимчивы ли вы?
  12. Вы быстро забываете, если вас кто-то оскорбит?
  13. Мягкосердечны ли вы?
  14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало?
  15. Стремитесь ли вы считаться в числе лучших сотрудников?
  16. Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой, а может, такое чувство бывает и теперь?
  17. Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок?
  18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?
  19. Любят ли вас ваши знакомые?
  20. Часто ли у вас бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?
  21. У вас часто бывает несколько подавленное настроение?
  22. Бывали ли у вас хотя бы один раз истерики или нервные срывы?
  23. Трудно ли вам усидеть на одном месте?
  24. Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы?
  25. Можете ли вы зарезать курицу, овцу?
  26. Раздражает ли вас, если занавес или скатерть висят неровно и вы сразу же стремитесь поправить их?
  27. В детстве вы боялись оставаться один (одна) дома?
  28. Часто ли у вас беспричинно меняется настроение?
  29. Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным специалистом в своем деле?
  30. Быстро ли вы начинаете злиться или впадать в гнев?
  31. Можете ли вы быть совсем веселым и беззаботным?
  32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас?
  33. Как вы думаете, получился бы из вас ведущий, конферансье на концерте, представлении?
  34. Вы обычно высказываете свое мнение достаточно откровенно и недвусмысленно?
  35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у вас неприятного ощущения?
  36. Любите ли вы работу, где необходима высокая личная ответственность?
  37. Склонны ли вы защищать тех, по отношению к которым поступили, на ваш взгляд, несправедливо?
  38. Вам трудно, страшно спускаться в темный подвал?
  39. Предпочитаете ли вы работу, где необходимо действовать быстро, но не требуется высокого качества?
  40. Общительный ли вы человек?
  41. В школе вы охотно декламировали стихи?
  42. Убегали ли вы в детстве из дома?
  43. Кажется ли вам жизнь трудной?
  44. Бывает ли так, что после конфликта или обиды вы были до того расстроены, что заниматься делом казалось просто невыносимо?
  45. Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувства юмора?
  46. Предпринимаете ли вы первым шаги к примирению, если вас кто-то обидел?
  47. Вы очень любите животных?
  48. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в порядке?
  49. Преследует ли вас неясная мысль о том, что с вами, вашими близкими может случиться что-то страшное?
  50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво?
  51. Трудно ли вам делать доклад, выступать перед аудиторией?
  52. Можете ли вы ударить обидчика, если он вас оскорбит?
  53. У вас большая потребность в общении с другими людьми?
  54. Вы относитесь к тем, кто при разочаровании впадает в глубокое отчаяние?
  55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?
  56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолеть массу препятствий?
  57. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступят слезы?
  58. Часто ли вам трудно уснуть из-за того, что проблемы предыдущего или будущего дня все время крутятся у вас в голове?
  59. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали им списать?
  60. Требуется ли вам большое напряжение, чтобы ночью пройти через кладбище?
  61. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была точно на одном и том месте?
  62. Бывает ли так, что перед сном у вас хорошее настроение, а утром вы встаете мрачным?
  63. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям?
  64. Бывают ли у вас головные боли?
  65. Вы часто смеетесь?
  66. Можете ли вы быть приветливым с теми, кого явно не цените, не любите, не уважаете?
  67. Вы подвижный человек?
  68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?
  69. Вы настолько любите природу, что можете назвать себя ее другом?
  70. Уходя из дому или ложась спать, вы проверяете, погашен ли везде свет и заперты ли двери?
  71. Вы очень боязливы?
  72. Изменится ли ваше настроение при приеме алкоголя?
  73. Раньше вы охотно участвовали в кружках художественной самодеятельности, а может, и сейчас участвуете?
  74. Вы расцениваете жизнь скорее пессимистично, нежели радостно?
  75. Часто ли вас тянет попутешествовать?
  76. Может ли ваше настроение измениться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмой подавленностью?
  77. Легко ли вам удается поднять настроение подчиненных и коллег?
  78. Долго ли вы переживаете обиду?
  79. Переживаете ли вы долгое время горести других людей?
  80. Часто ли, будучи школьником, вы переписывали страницы в вашей тетради, если в ней допускали помарки?
  81. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?
  82. Часто ли вы видите страшные сны?
  83. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что можете броситься под колеса проходящего поезда или проезжающей машины?
  84. В веселой компании вы обычно веселы?
  85. Способны ли вы отвлечься от трудной проблемы, требующей обязательного решения?
  86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, если примете алкоголь?
  87. В беседе вы скупы на слова?
  88. Если бы вам необходимо было играть на сцене, вы смогли так войти в роль, что забыли бы о том, что это только игра?

Обработка результатов. Подсчитайте количество ответов «да» (+) на одни указанные вопросы и количество ответов «нет» (-) на другие, затем сумму умножьте на соответствующее данной шкале число.

1. Демонстративный тип (Дм):

+ («Да»): 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88; - («Нет»): 51

сумму баллов умножить на два

2. Педантичный тип (П):

+ («Да»): 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83; - («Нет»): 36

сумму баллов умножить на два

3. «Застревающий» тип (3):

+ («Да»): 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81; - («Нет»): 12, 46, 59

сумму баллов умножить на два

4. Возбудимый тип (В):

+ («Да»): 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86; - («Нет»): нет

сумму баллов умножить на три

5. Гипертимический тип (Г):

+ («Да»): 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77; - («Нет»): нет

сумму баллов умножить на три

6. Дистимический тип (Дс):

+ («Да»): 9, 21, 43, 75, 87; - («Нет»): 31, 53, 65

сумму баллов умножить на три

7. Тревожно-боязливый (Т):

+ («Да»): 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82; - («Нет»): 5

сумму баллов умножить на три

8. Циклотимический тип (Ц):

+ («Да»): 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84; - («Нет»): нет

сумму баллов умножить на три

9. Аффективно-экзальтированный тип (Эк):

+ («Да»): 10, 32, 54, 76; - («Нет»): нет

сумму баллов умножить на шесть

10. Эмотивный тип (Э):

+ («Да»): 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79; - («Нет»): 25

сумму баллов умножить на три

Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла. Признаком акцентуации, то есть сильной выраженности данного свойства, считается показатель выше 12 баллов. Если ни одно свойство не превышает показателя в 12 баллов, можно подсчитать средний показатель по всем свойствам и обратить внимание на те свойства, показатель которых выше среднего.

Краткая характеристика основных типов акцентуаций.

1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению. Человек в маске собственного собеседника, человек — зеркало для других в силу повышенной способности к эмпатии и самоотречению от возможности иметь большее постоянство своего внутреннего мира. Способен к самооговору.

Привлекательные черты: эмоциональность, раскованность, способность увлечь, актерские данные, яркость выражения чувств.

Отрицательны черты: эгоизм в маске участия, фантазерство, неискренность, способность увиливать от решения неотложных вопросов, «уходить» в болезнь.

Наиболее благоприятные ситуации: возможность устроить «шоу», быть на виду, на сцене в широком смысле слова, торговать, распоряжаться, «заботиться» о других.

Конфликтогенные ситуации: возможность раскрытия игры и обмана, недооценка «зрителями», ущемление права быть «звездой», равнодушие.

2. Педантичный тип. Отличается повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний. Гипертрофия упорядоченности внутренней и внешней среды, аккуратность и добросовестность, пунктуальное выполнение заданий, допускающее, однако, манкирование ими, если качественно и в срок они объективно невыполнимы.

Привлекательные черты: обязательность, ответственность, надежность, порядочность, ровное настроение.

Отрицательные черты: «занудливость», буквоедство, формализм, ненужная дотошная перепроверка себя и других, нерешительность в неопределенных ситуациях.

Наиболее благоприятные ситуации: возможность реализации заданий в соответствии с инструкциями или определенными требованиями обстановки, ста­бильность отношений.

Конфликтогенные ситуации: требование самостоятельных и нестандартных решений в неопределенной обстановке.

3. «Застревающий» тип. Характеризуется чрезмерной стойкостью и спонтанностью аффектов, что приводит к неустойчивому поведению, определяемому то одним, то другим «застреванием». Если складывается система повышения квалификации «застреваний», то человек становится «борцом за идею, за правду, за честь и отмщение».

Привлекательные черты: принципиальность несгибаемость, сдержанность, хозяйственность, чувство идеи и долга, самопожертвование.

Отрицательные черты: спонтанность привязанностей и обид, подозрительность, мстительность, самонадеянность, непомерные требования к окружающим.

Наиболее благоприятные ситуации: ситуации признания заслуг, поощрения привязанностей, следования его примеру.

Конфликтогенные ситуации: сомнение в ценности идей и привязанностей, уличение в несправедли­вом отношении к миру.

4. Возбудимый тип. Характерны повышенная им­пульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями, бессознательный (иногда сознатель­ный) перенос собственного состояния вовне. В силу этого поведение таких людей иногда непредсказуемо. В гневе могут совершаться поступки, о которых затем высказывается сожаление. Контроль за своим поведе­нием вообще ослаблен вследствие увлеченности ка­кой-либо мыслью, идеями.

Привлекательные черты: энергичность, делови­тость, инициативность, домовитость, хозяйственность, добросовестность, любовь к детям и животным.

Отрицательные черты: раздражительность, склонность к гневу, нетерпимость к противоречию и самостоятельности других, способность «поднять руку», безудержность в увлечениях.

Наиболее благоприятные ситуации: ситуации умственной и физической активности, работа в одиночестве.

Конфликтогенные ситуации: ситуации обвинения, противодействия, морального и материального ущерба.

5. Гипертимический тип. Отличается повышенным фоном настроения в сочетании с оптимизмом и повышенной активностью. Это общительные, энергичные люди, хорошие собеседники, часто меняющие свое окружение, место работы; предприимчивые и увлекающиеся.

Привлекательные черты: общительность, энергичность, оптимизм, инициативность, легкое отношение к жизненным проблемам, эрудированность.

Отрицательные черты: импульсивность, необдуманность поведения, высказываний, необязательность, леность, легкомысленность, раздражительность, склонность к позе и фразе.

Наиболее благоприятные ситуации: трудовое общение; множество поверхностных контактов, необходимость оперативных решений без их глубокой про­работки.

Конфликтогенные ситуации: необходимость спо­койного анализа, ответственных решений, работа в неспешном ритме, вынужденное одиночество, одно­образие обстановки.

6. Дистимический тип. Характерны сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.

Привлекательные черты: серьезность, ответственность, добросовестность, пунктуальность, чувство справедливости.

Отрицательные черты: инертность, замедленность, пассивность, пессимизм, отшельничество, неумение радоваться вместе с окружающими и поддер­живать группу.

Наиболее благоприятные ситуации: профессии «человек — знаковые системы», «человек — природа», не требующие, однако, работы на скорость.

Конфликтогенные ситуации: необходимость быстро реагировать на изменения обстановки, менять способы работы, быстро принимать решения, сходиться с новыми сотрудниками, знакомиться с людьми.

7. Тревожено-боязливый тип. Характерны склонность к страхам, робость, пугливость. Даже незначительные события, нарушающие сложившийся порядок отношений, вызывают фобические переживания. Самооценка понижена, а оценка окружающих завышена. Постоянное стремление к спокойной обстановке оборачивается «высасыванием из пальца» поводов для беспокойства.

Привлекательные черты: обязательность, впечатлительность, самокритичность, эмоциональность, заинтересованность, дружелюбность, надежность, постоянство привязанностей.

Отрицательные черты: тенденция «прилипать» к обстоятельствам и к людям, неумение дать отпор, растерянность перед новым, безынициативность, несамостоятельность, молчаливое согласие на несправедливое, но зато привычное течение событий.

Наиболее благоприятные ситуации: однозначные отношения с другими людьми, преимущественно благоприятные, точно определенные права и обязанности, ненужность инициативы, лидерства и допол­нительного общения.

Конфликтогенные ситуации: несправедливые об­винения со стороны других, насмешки, необходи­мость определиться в отношениях, особенно с новыми людьми.

8. Циклотимический тип. Постоянная неустойчи­вость настроения, привязанностей и эмоций; способ­ность сегодня быть приветливым, завтра — окатить холодом или вообще сделать вид, что люди ему не­знакомы. Причина такого поведения коренится в сме­не фаз самочувствия от гипертимии до дистимии и обратно.

Привлекательные черты: нестандартное отноше­ние к миру, сочетание серьезности и романтичности.

Отрицательные черты: погруженность в свой внутренний мир, субъективность оценок.

Наиболее благоприятные ситуации: индивидуальный темп труда, отшельнический образ жизни.

Конфликтогенные ситуации: ситуации лишения привычной обстановки, работа по заданию и в срок, необходимость в широком общении с людьми по условиям труда.

9. Аффективно-экзальтированный тип. Отличается легкостью перехода от состояния восторга к состоянию печали. Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния. Отсутствие полутонов в эмоциях и чувствах и быстрый переход от «мировой скорби» к «безоблачному счастью». Причем совершенно искренне переживаются все полярные отношения, независимо от их порядка и мнений окружающих людей. Со стороны такое поведение воспримется как «поза», но, например, глубокая религиозность или страсть к искусству таких людей исключают предположения об их притворстве.

Привлекательные черты: эмоциональность, выразительность оценок и действий.

Отрицательные черты: несдержанность чувств, гневливость или слезливость, эгоизм.

Наиболее благоприятные ситуации: возможность иметь «пищу» для чувств, работа на износ.

Конфликтогенные ситуации: монотонная работа, требование взвешенных оценок окружения, ограничение инструкциями, неприятие чувств и «глубины» ситуации.

10. Эмотивный тип. Родствен аффективно-экзаль­тированному, но проявления не столь бурны. Лица того типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью. Эмоции доминируют в содержании мотивации поведения, — любое событие, свой вклад в него переживаются необычайно глубоко и длительно; возможны изящность чувств, склонность страданию и сочувствию, мягкость, участливость, альтруизм, желание помочь делом.

Привлекательные черты: добросердечие, эмоциональность, исполнительность, чувство долга, доброжелательность и тактичность.

Отрицательные черты: крайняя впечатлительность, потребность в особом стиле отношений, всепрощенство, неумение увидеть главное, увязание в деталях.

Наиболее благоприятные ситуации: общение в сфере искусств, необходимость субъективного проникновения других, отсутствие формальных ограничений общения, труда и объективного контроля.

Конфликтогенные ситуации: проблемы и болезни семьи, грубые отношения, конфликты, несправедливость со стороны близких людей и руководства.

Тест «Уровень субъективного контроля»

Инструкция. Тест позволяет оценить уровень субъективного контроля, который у каждого человека постоянен и определяет его поведение в любых ситуациях, как в случае удачи, так и неуспеха. На предложенные ниже вопросы ответьте «да» или «нет» в соответствии с вашим согласием или несогласием.

  1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стече­ния обстоятельств, чем от особенностей и усилий человека.
  2. Большинство разводов происходит от того, что люди не хо­тят приспосабливаться друг к другу.
  3. Болезнь — дело случая: уж если суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
  4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не про­являют интереса и дружелюбия к окружающим.
  5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
  6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
  7. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения суп­ругов.
  8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
  9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
  10. Мои отметки в школе чаще зависели от случайных обстоя­тельств, чем от моих собственных усилий.
  11. Когда я строю планы, в общем верю, что смогу их осущест­вить.
  12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на са­мом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
  13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
  14. Если люди не подходят друг другу, то как бы они не стара­лись наладить семейную жизнь они все равно не смогут.
  15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
  16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
  17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
  18. Я стараюсь не планировать далеко вперед потому, что мно­гое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
  19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
  20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
  21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоя­тельств.
  22. Я предпочитаю руководство, при котором можно самостоя­тельно определять, что и как делать.
  23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
  24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств ме­шает людям добиться успехов в своем деле.
  25. В конце концов за плохое управление организацией ответст­венны сами люди, которые в ней работают.
  26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложив­шихся отношениях в семье.
  27. Если я очень захочу, то могу расположить к себе любого.
  28. На подрастающее поколение влияет так много разных об­стоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
  29. То, что со мной случается, — это дело моих собственных рук.
  30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
  31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточных усилий.
  32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
  33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
  34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним сле­дить и правильно его одевать.
  35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы решаться сами собой.
  36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
  37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было зависит счастье моей семьи.
  38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
  39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать само­стоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
  40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнан­ными, несмотря на все его старания.
  41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невоз­можно разрешить даже при самом сильном желании.
  42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможно­сти, должны в этом винить только самих себя.
  43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помо­щи других людей.
  44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависели от везения или невезения.

Ключ. Баллы начисляются, если дан ответ «да» на вопросы 2,4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44, и если «нет» — на вопросы 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43.

Максимальный балл 44. Высокий показатель (человек интернального типа) соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных в их жизни событий — результат их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, чувствуют ответственность за свою жизнь и судьбу.

Низкий показатель (человек экстернального типа) уровня субъективного контроля показывает, что такие люди не видят связи между своими поступками и значимыми для них событиями в их жизни и полагают, что большинство их являются результатом случая или действий других людей. полагает, что происходящие с ним события являются действием внешних сил — случая, других людей и т. д. и от него не зависят.

Тест «Групповые роли»

Инструкция. В каждом разделе распределите сумму в 10 баллов между утверждениями, которые, по вашему мнению, лучше всего характеризуют ваше поведение. Эти баллы можно распределить между несколькими утверждениями. В редких случаях все 10 баллов можно распределить между всеми утверждениями или отдать все 10 баллов какому-либо одному утверждению. Занесите баллы в таблицу ответов испытуемого.

1. Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу:

  1. Я быстро нахожу новые возможности.
  2. Я могу работать хорошо со множеством людей.
  3. У меня хорошо получается выдвигать новые идеи.
  4. У меня получается помогать другим людям выдвигать их идеи.
  5. Я способен очень эффективно работать и мне нравится интенсивная работа.
  6. Я согласен быть непопулярным, если в итоге это приведет к хорошим ре­зультатам.
  7. В привычной обстановке я работаю быстро.
  8. У меня нет предубеждений, поэтому я всегда даю возможность альтернатив­ному действию.

2. У меня есть недостатки в групповой работе. Возможно, это то, что:

  1. Я очень напряжен, пока мероприятие не продумано, не проконтролировано, не проведено.
  2. Я даю слишком большую свободу людям, чью точку зрения я считаю обоснованной.
  3. У меня есть слабость много говорить самому, пока, наконец, в группе не появляются новые идеи.
  4. Мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедленно разделять энтузиазм коллег.
  5. Если мне нужно чего-то достичь, я бываю авторитарен.
  6. Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я боюсь разрушить атмосферу сотрудничества в группе.
  7. Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить происходящего в группе.
  8. Мои коллеги считают, что я слишком беспокоюсь о несущественных деталях и переживаю, что ничего не получится.

3. Когда я включен в работу с другими:

  1. Я влияю на людей, не подавляя их.
  2. Я очень внимателен, так что ошибок из-за небрежности быть не может.
  3. Я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не потерять время и не упустить из виду главную цель.
  4. У меня всегда есть оригинальные идеи.
  5. Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах.
  6. Я очень внимательно отношусь к новым идеям и предложениям.
  7. Окружающим нравится моя холодная рассудительность.
  8. Мне можно доверить проследить, чтобы вся основная работа была выполнена.

4. В групповой работе для меня характерно, что:

  1. Я очень заинтересован хорошо знать своих коллег.
  2. Я спокойно разделяю взгляды окружающих или придерживаюсь взглядов меньшинства.
  3. У меня всегда найдутся хорошие аргументы, чтобы опровергнуть ошибочные предложения.
  4. Я думаю, что у меня есть дар выполнить работу по плану.
  5. У меня есть склонность избегать очевидного, а предлагать что-то неожиданное.
  6. Все, что я делаю, я стараюсь довести до совершенства.
  7. Я готов устанавливать контакты и вне группы.
  8. Хотя меня интересуют все точки зрения, я, не колеблясь, могу принять решение собственное, если это необходимо.

5. Я получаю удовольствие от своей работы, потому что:

  1. Мне нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор.
  2. Мне нравится находить практические решения проблемы.
  3. Мне нравится чувствовать, что я влияю не установление хороших взаимоотношений.
  4. Мне приятно оказывать сильное влияние при принятии решений.
  5. У меня есть возможность встречаться с людьми, которые могут предложить что-то новое.
  6. Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнения работы.
  7. Мне нравится сосредотачивать собственное внимание на выполнении поставленных задач.
  8. Мне нравится работать в области, где я могу применять свое воображение и творческие способности.

6. Если я неожиданно получил трудное задание, которое надо выполнить в ограниченное время и с незнакомыми людьми:

  1. Я буду чувствовать себя загнанным в угол, пока не найду выход из тупика и не выработаю свою линию поведения.
  2. Я буду работать с тем, у кого окажется наилучшее решение, даже если он мне не симпатичен.
  3. Я попытаюсь найти людей, между которыми я смогу разделить на части это задание, таким образом уменьшив объем работы.
  4. Мое врожденное чувство времени не позволит мне отстать от графика.
  5. Я верю, что буду спокойно, на пределе своих способностей идти прямо к цели.
  6. Я буду добиваться намеченной цели вопреки любым затруднительным ситуациям.
  7. Я готов взять осуществление работы на себя, если увижу, что группа не справляется.
  8. Я устрою обсуждение, чтобы стимулировать людей высказывать новые идеи и искать возможности продвижения к цели.

7. Что касается проблем, которые у меня возникают, когда я работаю в группе:

  1. Я всегда показываю нетерпение, если кто-то тормозит процесс.
  2. Некоторые люди критикуют меня за то, что я слишком аналитичен и мне не хватает интуиции.
  3. Мое желание убедиться, что работа выполняется на самом высоком уровне, вызывает недовольство.
  4. Мне очень быстро все надоедает, и я надеюсь только на одного — двух человек, которые могут воодушевить меня.
  5. Мне трудно начать работу, если я четко не представляю своей цели.
  6. Иногда мне бывает трудно объяснить другим какие-либо сложные вещи, ко­торые приходят мне на ум.
  7. Я понимаю, что я требую от других сделать то, что сам сделать не могу.
  8. Если я наталкиваюсь на реальное сопротивление, то мне трудно четко изло­жить свою точку зрения.

Обработка и интерпретация результатов

  1. Постройте таблицу в соответствии с приведенным ниже «образцом-ключом», вписывая по каждому вопросу рядом с соответствующей буквой то количество баллов, которое вы дали этому варианту ответа в таблице ответов испытуемого.
  2. Найдите сумму баллов по каждому из восьми столбцов (I-VIII).
  3. Выделите те столбцы-роли, где набраны наибольшие суммы. Эти роли вы чаще выполняете в группе.

Таблица ответов испытуемого «Образец-ключ»

Вопрос

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

1

2

3

4

5

6

7

Роли

Вопрос

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

1

Г

Е

В

З

Ж

Б

А

Д

2

Б

Д

Ж

Г

А

Е

В

З

3

А

В

Г

Ж

З

Д

Е

Б

4

З

Б

Д

В

Г

А

Ж

Е

5

Е

Г

З

А

Б

В

Д

Ж

6

В

Ж

А

Д

Е

Б

З

Г

7

Ж

А

Е

Б

Д

З

Г

В

Сумма

I роль — председатель — аналитик, стратег (АС).

Функции: впитывает все возможные мнения и принимает решения; свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логичный, решительный; тип: спокойный, стабильный тип личности, нуждается в высокомотивированной группе. Рассматривает все варианты, не торопится с ответом, пока не все взвесит. Зато — выдает безошибочные заключения. Однако ему не всегда хватает внутреннего импульса и способностей побуждать других к работе. Может быть циничным. Любимые фразы: «давайте взвесим все альтернативы», «лучше медленно, но верно», «решения не должны основываться на голом энтузиазме».

II роль — формирователь. Функции: лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое; свойства: динамичный, решительный, напористый; тип: доминирующий экстраверт, нуждается в компетентной, умелой группе. Занимает главенствующее положение в группе, но добивается этого ненавязчиво и как бы небрежно. Он часто обладает личным обаянием и авторитетом, т. е. способностью заставлять других действовать, не применяя чрезмерно свою власть и права. Он должен обладать здравым умом, но блестящего интеллекта от него не требуется. При обсуждении групповых задач он определяет вопросы, которые нужно обсудить, и приоритеты. Он обобщает прозвучавшие мнения и формулирует заключения группы. Если должно быть принято решение, он, дав возможность высказаться всем, твердо и однозначно принимает такое решение. Он знает, в какой сфере деятельности каждый из членов организации силен, а в какой слаб, и направляет внимание и усилия людей на те вопросы, в разрешении которых они могут принести наибольшую пользу. Именно он распределяет обязанности и секторы ответственности других членов группы.

I и II роли — два противоположных подхода к общему управлению группой.

III роль — генератор идей (ГИ).

Функции: источник идей; свойства: ум, богатое воображение, креативность; тип: нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи. Решает сложные проблемы. При этом он часто слишком увлечен идеями, игнорирует детали, может пожертвовать ради идеи налаживанием эффективного общения. Любимые фразы: «где есть проблема, найдется и решение»; «не беспокоить — гений работает»; «без новаторства невозможно двигаться вперед».

IV роль — оценщик идей (критик).

Функции: анализ и логические выводы, контроль; свойства: аналитичность, интеллектуальность, эрудированность «якорь группы», возвращает к реальности; тип: рассудительный, волевой тип личности, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей. Его вклад в общее дело заключается во взвешенном и беспристрастном анализе, а не в выдвижении творческих идей. Он медлителен в принятии решений, он не любит, чтобы его торопили, но это самый объективный и беспристрастный ум во всей группе. Более того, у него высокий коэффициент интеллектуальности, но он должен быть флегматичным и хладнокровным. Одним из наиболее важных достоинств является умение поглощать, осваивать, интернировать и критически оценивать огромное количество сложных печатных материалов, умение анализировать и оценивать суждения и предложения других. Иногда он может делать это бестактно и обескураживающе, но именно он и возвращает группу с поэзии несбыточной мечты на прозу реальной жизни, его суждения почти никогда не бывают ошибочными.

V роль — организатор работы — исполнитель, просто работник компании (РК).

Функции: преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения; свойства: организатор, волевой, решительный; тип: волевой тип личности, нуждается в предложениях и идеях группы. Дисциплинированный, надежный, предусмотрительный и квалифицированный. Ему недостает гибкости и быстроты реакции на новые возможности. Любимые фразы: «главное — не теория, а практика», «от работы еще никто не умер», «нет ничего невозможного».

VI роль — организатор группы — вдохновитель команды (Team Worker).

Функции: способствует согласию; улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы; свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность; тип: эмпатичный и коммуникативный личности, нуждается в постоянном контакте со всеми членами группы. Отзывчивый, спокойный, помнит все дни рождения и памятные даты, «жилетка» для слез всего коллектива. Дипломат и хороший слушатель, сглаживает острые углы в общении. Часто не решителен в кризисные времена, избегает напряженных ситуаций, подвержен влиянию. Любимые фразы: «мне интересна ваша точка зрения», «у каждого человека есть положительные качества», «я стараюсь быть гибким».

VII роль — исследователь ресурсов (ИР).

Функции: связующее звено с внешней средой; свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный; тип: «напористый экстраверт», нуждается в свободе действий. К слабостям такого человека относятся иногда чрезмерный оптимизм и быстрота «охладевания» к работе. Любимые фразы: «мы могли бы сделать на этом состояние», «не стоит изобретать велосипед», «главное — знать, где найти нужные данные».Мотиватор. Динамичный человек, стимулирует других, не теряет самообладания в напряженной обстановке. Мужественно преодолевает препятст вия. При этом может раздражать других излишним напором, задевает чувства других. Любимые фразы: «просто сделай это!», «я могу быть резким, зато я прав», «когда трудно — за дело берутся профи».

VIII роль — завершитель. Функции: побуждает группу все делать вовремя и до конца; свойства: профессиональная педантичность, обязательность, ответственность; тип: педантичный тип личности, нуждается в групповой ответственности, обязательности. Старательный, добросовестный, беспокойный. Своевременно выполняет работу. Ищет во всем ошибки и упущения. Если нужно проверить хорошую идею на прочность — это к нему. Склонен к излишнему беспокойству, неохотно делегирует полномочия, часто излишне придирчив. Любимые фразы: «это кто-нибудь проверял?»,"закон подлости работает всегда", «надписи, сделанные мелким шрифтом, нужно читать!».

IX роль — специалист. Искренний, самостоятельный и преданный человек; обладает редкими знаниями и навыками. При этом слишком увлекается техническими деталями и не всегда видит общую картину. Его знания узко специализированны. Любимые фразы: «выбери работу по душе и не будешь работать ни дня», «лучше знать много об одном, чем мало обо всем», «хочешь завалить дело — созови комитет».

Один и тот же человек может играть одновременно несколько ролей. Чем шире спектр ролей, которые он способен сыграть в команде, тем лучшим командным «игроком» он является.

Чтобы управленческая команда была эффективна, нужно, чтобы все эти роли выполнялись членами группы, чтобы они взаимно дополняли друг друга. (Иногда один член группы может выполнять две и больше ролей).