Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Бирская государственная социально-педагогическая академия»
Реферат
на тему:
Гиревой спорт
Выполнил: студент 4 курса
ФФК Гильмутдинов Ф.Х.
Проверил: Егоров В.А.
2008 г.
ПЛАН
1. Гигиенические требования к местам тренировки и соревнований
2. Гигиенические требования к одежде и обуви
3. Характеристика двигательного и энергетического режима работы
4. Особенности питания
5. Вредные факторы, влияющие на здоровье спортсмена
6. Заболевания и травмы. Методы профилактики
7. Методы реабилитации
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕСТАМ ТРЕНИРОВКИ И СОРЕВНОВАНИЙ
Для того чтобы понять какие требования предъявляются к местам занятий физической культурой и спортом, необходимо сначала познакомится с гигиеной физической культуры и спорта вообще.
Гигиена физической культуры и спорта, изучающая взаимодействие организма занимающихся физической культурой и спортом с внешней средой, играет важную роль в процессе физического воспитания. Гигиенические положения, нормы и правила широко используются в физкультурном движении.
Гигиенические положения занимают столь большое значение потому, что без них невозможно выполнить основные задачи по всестороннему и гармоничному развитию людей, сохранению на долгие годы крепкого здоровья и творческой активности, по подготовке населения к высокопроизводительному труду и защите Родины.
Молодые специалисты, оканчивающие вузы страны, должны хорошо знать основные положения личной и общественной гигиены и умело применять их в быту, учёбе, на производстве.
Гигиена физической культуры и спорта включает разделы: личная гигиена, закаливание, гигиена жилища, гигиенические требования к спортивным сооружениям и местам занятий физическими упражнениями, вспомогательные гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности.
Требования к должности "музыкальный руководитель"
... техникой исполнения на музыкальном инструменте. Требования к стажу работы не предъявляются. ... Приложение. Должностная инструкция музыкального руководителя. Общие положения 1.1. Музыкальный руководитель относится к категории ... мировой и отечественной музыкальной культуры; основы работы с персональным компьютером ... физиологию, анатомию; санитарию и гигиену; индивидуальные особенности развития детей; ...
Спортивные сооружения должны соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям и нормам. К гигиеническим требованиям спортивных сооружений предъявляются особо высокие требования, так как от их санитарного состояния зависит оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и спортом.
После сдачи спортивного сооружения в эксплуатацию работники санитарно-эпидемиологической станции и врачебно-физкультурных диспансеров, а также специалисты по физической культуре и спорту должны систематически проводить текущий санитарный надзор этих помещений. Замечания и предложения представителей органов санитарного надзора записываются в санитарный журнал, который должен иметься на всех спортивных сооружениях. Кроме того, на каждом спортивном объекте необходимо иметь правила внутреннего распорядка, согласованные с санитарно-эпидемиологической станцией. Ответственность за несоблюдение санитарно-гигиенических норм, правил содержания и эксплуатации спортивных сооружений несёт администрация данного сооружения. При нарушении санитарно-гигиенических норм и правил администрация привлекается к ответственности.
Гигиенические требования к крытым спортивным сооружениям. Спортивные помещения (залы, манежи, плавательные бассейны) могут размещаться в специальных или входить в состав общественных зданий (учебных заведений, клубов и др.).
Служебные помещения в спортивном сооружении должны быть взаимосвязаны таким образом, чтобы обеспечивалось движение занимающихся в следующей последовательности: вестибюль с гардеробной для верхней одежды — раздевалки мужские и женские (с душевыми и туалетами) — спортивный зал. Подробное размещение исключает встречные потоки движения одетых и раздетых спортсменов.
Важное гигиеническое значение имеет внутренняя отделка помещений. Стены должны быть ровными, без выступов и лепных украшений, устойчивыми к ударам мяча и допускающими уборку влажным способом. Радиаторы центрального отопления должны быть расположены в нишах под окнами и укрыты защитными решётками. Дверные проёмы не должны иметь выступающих наличников.
При окраске стен следует учитывать степень отражения света и влияние света на психофизиологические функции: зелёный цвет успокаивает и благоприятно действует на орган зрения; оранжевый и жёлтый бодрят и вызывают ощущение тепла; красный цвет возбуждает; синий и фиолетовый угнетают. При использовании масляной краски не рекомендуется покрывать ею стены и потолок полностью, так как это препятствует естественной вентиляции помещения.
Пол должен быть ровным, без выбоин и выступов, нескользким, эластичным, легко моющимся.
Особое гигиеническое значение имеет создание в залах оптимальных микроклиматических условий: температура воздуха должна поддерживаться на уровне +15( С, относительная влажность — 35-60%, скорость движения воздуха — 0,5 м/с. В залах для борьбы и настольного тенниса скорость движения воздуха не должна превышать 0,25 м/с, а в душевых, раздевальнях и массажных — 0,15 м/с. Для обеспечения необходимого воздухообмена предусматривается устройство центральной приточно-вытяжной вентиляции с расчётом на подачу наружного воздуха не менее 80м3 в час на одного занимающегося и 20м3 в час — на одного зрителя. Если нет такой возможности, устраивается децентрализованная искусственная вентиляция с максимальным проветриванием помещений через фрамуги и форточки.
ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОЗДУХА И ВЛИЯНИЕ ИХ НА ЧЕЛОВЕКА
... б. организацию зон санитарной охраны в. увеличение высоты выбрасывающих труб, ограничение загрязнения воздуха до уровня ПДК г. оборудование выбрасывающих труб очистными сооружениями д. вывод ... г. накоплением летучих органических соединений д. повышенной температурой воздуха 30. Косвенным показателем санитарного состояния воздуха закрытых помещений являются: а. концентрация кислорода б. ионный ...
Спортивные залы должны иметь по возможности прямое естественное освещение; искусственное освещение в залах осуществляется светильниками рассеянного или отражённого света. Освещение должно быть равномерным и обеспечивать необходимый уровень горизонтальной и вертикальной освещённости в соответствии с установленными нормами.
Медицинский пункт размещают в непосредственной близости от спортивного зала. На видных местах должны находиться указательные стрелки, показывающие месторасположения медицинского пункта.
Оборудование и инвентарь спортивных залов должны быть исправны и соответствовать определённым стандартам по форме, весу и качеству материалов. К ним также предъявляется ряд гигиенических требований, направленных на предупреждение спортивных травм, устранение загрязнения воздуха пылью, соответствие снарядов возрасту занимающихся. Всё это создаёт условия для нормального учебно-тренировочного процесса.
В спортивных залах необходимо ежедневно проводить влажную уборку, а один раз в неделю — генеральную уборку с мытьём полов, стен и чисткой оборудования.
Особый санитарно-гигиенический режим устанавливается для искусственных крытых плавательных бассейнов. Температура воздуха в них может колебаться от +24( до +27( С, воды — от +26( до +29( С (воздух всегда должен быть на 2-3( выше температуры воды).
Вода должна удовлетворять требованиям, предъявляемым к питьевой. С этой целью каждые 2 часа берутся пробы воды, которые исследуются в лаборатории.
Для предупреждения возможного загрязнения воды в бассейн допускаются только лица, прошедшие предварительный медицинский осмотр.
В крытых спортивных сооружениях категорически запрещается курить, а также заниматься не в спортивной форме.
Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям. Эти сооружения, располагаемые на открытом воздухе, могут быть отдельными или комплексными. Открытые плоскостные спортивные сооружения должны иметь специальное покрытие с ровной и нескользящей поверхностью, не пылящейся в сухое время года и не содержащей механических включений, которые могут привести к травме. Травяное покрытие (зелёный газон), кроме того, должно быть низким, густым, морозостойким, устойчивым к вытаптыванию и частой стрижке, а также к засушливой и дождливой погоде. Покрытие должно иметь уклоны для отвода поверхностных вод. На территории открытых спортивных сооружений необходимо соорудить фонтанчики с питьевой водой (радиус обслуживания не более 75 м).
Туалеты должны располагаться на расстоянии не более 150 м от открытых спортивных сооружений. При проектировании системы искусственного освещения на площадках для спортивных игр необходимо обеспечить оптимальную освещённость не только поверхности самой площадки (горизонтальная освещённость), но и пространства в пределах полёта мяча (вертикальная освещённость).
Освещение должно быть равномерным.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОДЕЖДЕ И ОБУВИ
Очень важно соблюдать правила личной гигиены в повседневной жизни и, особенно при занятиях физическими упражнениями. Всем известно, что соблюдение этих правил способствует не только предупреждению заболеваний, укреплению здоровья и нормальному развитию организма, но и повышению работоспособности, физическому совершенствованию.
Влияние спортивного питания на физическое совершенствование организма ...
... здорового и спортивного питания на развитие организма юного спортсмена; 4) раскрыть элементы спортивного питания; 5) дать рекомендации по питанию. Объект: спортивное питание юного спортсмена. Предмет: спортивное питание юного ... с задержкой дыхания, натуживанием, повышением внутригрудного и внутрибрюшного давления. Поэтому необходимо укреплять дыхательные мышцы, особенно брюшной пресс и диафрагму. С ...
Личная гигиена включает в себя уход за кожей, полостью рта, волосами, закаливание, а так же содержание в чистоте своей одежды и обуви.
Девушки и юноши должны тщательно следить за чистотой нижнего белья, верхней и спортивной одежды. Одежда должна быть удобной достаточно лёгкой, не слишком тёплой, не стеснять движений. Её размеры и покрой не должны стеснять дыхание и затруднять кровообращение.
По этой же причине не должны быть тугими воротнички, пояса и манжеты. Вредно ходить, а тем более спать в обтягивающих трусах, особенно из синтетики.
Для занятий в помещении зимой и тренировки летом одежда должна соответствовать метеорологическим условиям и особенностям вида спорта. В тёплую погоду — спортивные трусы, майка, тренировочный костюм из хлопчатобумажной ткани; в прохладную – спортивный костюм шерстяной ткани.
Для занятий физическими упражнениями и спортом зимой на воздухе, одежда должна иметь три слоя: нижнее бельё, рубашка из фланели, шерстяной трикотажный костюм, шерстяная шапочка и варежки. Хорошо также поверх надеть для защиты от ветра лёгкую куртку.
Обувь нужно иметь прочную, эластичную, удобную, лёгкую и свободную, что обеспечит устойчивость походки и не будет препятствовать развитию плоскостопия. Неудобная, тесная обувь ухудшает кровообращение, не согревает стопы, она вызывает ссадины потёртости и мозоли.
Слишком свободная обувь также не удобна, она натирает кожу и вызывает ссадины. Зимой обувь должна быть на пол номера больше, следует надевать её на шерстяные носки.
Не допустимо, чтобы вы находились в помещении в спортивной обуви, помните, что нельзя постоянно в течение дня ходить в кедах: это может привести к плоскостопию.
Одежда и обувь нуждаются в постоянном уходе. Бельё необходимо стирать после каждой тренировки. Загрязненную и намокшую обувь следует очистить, просушить и смазать специальной мазью или кремом. Хранить спортивную одежду и обувь нужно в проветриваемом месте.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОГО И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЕЖИМА РАБОТЫ
Специфической особенностью регулярных тренировочных занятий с гирями является рост скелетной мускулатуры с одновременным увеличением мышечной силы и повышением силовой выносливости.
Исследования показывают, что у спортсменов — гиревиков проявляется высокий уровень развития силы мышц-разгибателей верхних и нижних конечностей, мускулатуры туловища. У гиревиков высокой квалификации сила мышц-разгибателей развиты одинаково.
Соревновательные нагрузки требуют большой выносливости, в том числе силовой выносливости — как основы гиревого спорта. Эти качества достигаются за счёт повышения интенсивности нагрузок в недельном цикле (4-5 разовых тренировок), их уплотнения.
Для повышения аэробной производительности обязательно включение в тренировочный цикл кроссов умеренной интенсивности, лыжных пробежек, плавания.
Оптимальный двигательный режим тренировки достигается при ЧСС до 150 ударов в минуту.
Роль общеразвивающих упражнений в системе физического воспитания ...
... Гипотеза: мы предполагаем, что правильно подобранные и организованные общеразвивающие упражнения будут способствовать не только физическому развитию, но и решать задачи коррекционной направленности. Цель ... ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….26 Приложение А Примерные комплексы общеразвивающих упражнений для детей с нарушением зрения ВВЕДЕНИЕ Физическое воспитание для детей то же, что фундамент ...
Силовая подготовка должна предусматривать развитие, как общей силы, так и специальной силовой выносливости. Наработка общей выносливости — обязательное условие успешных выступлений на соревнованиях. У квалифицированных спортсменов- гиревиков, находящихся в состоянии высокой спортивной формы ЧСС в покое менее 60 ударов в минуту, что характерно ля стайеров и спортсменов, тренирующихся на выносливость. Это подтверждает факт о первостепенном значении выносливости в гиревом спорте.
Учитывая высокое напряжение организма спортсмена — гиревика, следует предусматривать в методике тренировки отработку способности к расслаблению мышц и отдельных мышечных групп. Отдых между подходами может колебаться от 30 сек до 4-5 мин для обеспечения оптимального восстановления сердечнососудистой и дыхательной систем, тонуса мышц. Умение снять тонус напряжения при расслаблении мышц позволяет сохранить высокую работоспособность длительное время. Это достигается саморегуляцией, самомассажем, местным темпом.
Утомление — это закономерное физиологическое проявление в ответ на физические нагрузки. У спортсмена нарушается координация движений, наблюдается потеря равновесия, что сопровождается нерациональным расходом энергии. Нарушение координации от утомления (перемещение по помосту, смена положения и др.) вынуждает спортсмена менять технику выполнения упражнений, темп. Одновременно увеличивается прогиб позвоночника, глубина подседа, нарушается чувствительность вестибулярного аппарата. Всё это снижает физическую работоспособность и спортивную результативность.
Повышение работоспособности спортсменов-гиревиков зависит от многих факторов и условий как объективного, так и субъективного характера. Это отбор и учёт индивидуальных анатомо-физиологических особенностей спортсменов, секреты каждого тренера проведения учебно-тренировочной работы, использование новейших достижений науки и техники.
При высоких нагрузках, в предсоревновательный и соревновательный периоды необходимо использовать данные врачебно-педагогического наблюдения и одновременно учитывать данные самоконтроля и самочувствия самого спортсмена. Необходимо своевременно корректировать нагрузки и отдых, систему восстановления и реабилитации каждого индивида, практиковать парную баню, массаж, психорегуляцию, исключить вредные привычки. Важно не только достижение наивысшего спортивного результата на данный момент, но и сохранение здоровья и спортивного долголетия.
ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ
Гигиена питания — раздел гигиены, изучающий проблемы полноценного и рационального питания здорового человека. Вопросы питания больных и принципы лечебного питания разрабатываются диетологией.
Исследования по гигиене питания направлены на обоснование оптимального режима и характера питания населения, а также предупреждение заболеваний, возникающих при недостатке в продуктах питания тех или иных пищевых веществ или вследствие попадания в организм с пищей микроорганизмов, способных вызвать заболевание, токсинов и различных химических веществ.
Изучение питания здорового человека производится с учетом возраста, профессии, физической и нервно-психической нагрузки в процессе труда, условий быта и коммунального обеспечения, а также национальных и климатографических особенностей. Гигиена питания разрабатывает нормы питания, меры профилактики авитаминозов и гиповитаминозов. Важной проблемой гигиены питания является изучение энергетических затрат организма и его потребности в белках, жирах, углеводах, минеральных солях, витаминах у различных проф. Групп населения, например, у рабочих промышленных предприятий с различной степенью механизации и автоматизации труда, лиц умственного труда и др. Увеличение количества людей пожилого возраста выдвинуло перед гигиеной питания задачу научного обоснования питания пожилых людей. Гигиена питания занимается разработкой методов контроля качества продуктов на предприятиях общественного питания, пищевой промышленности и в торговой сети, направленных на своевременное предупреждение проникновения или внесения в продукты питания посторонних, в том числе вредных веществ, а также разработкой мероприятий по профилактике пищевых отравлений, токсикоинфекций, интоксикаций. Гигиена питания занимается изучением биологической ценности, химического состава и калорийности как традиционных, так и новых пищевых продуктов. Результаты этих исследований издаются в виде официальных таблиц калорийности и химического состава продуктов. В задачи отделов гигиены питания СЭС входит предупредительный и текущий санитарный надзор за проектированием, строительством и эксплуатацией предприятий пищевой промышленности, торговли, общественного питания.
Организация и методика проведения самостоятельных занятий физическими ...
... физической культурой, спортом, туризмом позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, выполнить недельный объем двигательной активности, способствуют лучшему усвоению учебного материала ... внерабочее время под теоретико-методическим руководством преподавателей учебных заведений. Физические упражнения в режиме днянаправлены на укрепление здоровья, повышение умственной и физической ...
ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ СПОРТСМЕНА
Скелет верхних конечностей состоит из: ключиц, лопаток, плечевых костей, локтевых костей, лучевых костей, костей запястья, пястей, фаланг пальцев. Предплечье образуют локтевая и лучевая кости. Кисть руки состоит из фаланг пальцев, пясти, костей запястья. Пясть с окружающими её мышцами и связками образует сплошную ладонную поверхность. Кисть соединяется с предплечьем посредством мелких костей запястья. Перечислим эти кости: кость-трапеция, ладьевидная кость, головчатая кость, полулунная кость, трёхгранная кость, гороховидная кость, крючковидная кость, трапециевидная кость. Ближе всех к костям предплечья находятся ладьевидная, полулунная и трёхгранная кости. Они соединяются с лучевой костью посредством лучезапястного сустава. С пястью запястье соединяется при помощи запястно-пястных суставов. Между собой кости запястья соединены межзапястными и среднезапястным суставами. Пальцы рук крепятся к пясти посредством пястно-фаланговых суставов. Фаланги пальцев соединены межфаланговыми суставами кисти.
В районе запястья имеется несколько крупных связок, а именно: лучевая коллатеральная связка запястья, локтевая коллатеральная связка запястья, ладонная лучезапястная связка, лучистая связка запястья. Пястно-фаланговые суставы соединяет между собой глубокая поперечная пястная связка.
Мышцы предплечья подразделяются на глубокие и поверхностные. Среди глубоких наиболее важными (применительно к гиревому спорту) являются: длинный сгибатель большого пальца кисти; глубокий сгибатель пальцев; супинатор. Основные поверхностные мышцы предплечья: круглый пронатор; лучевой сгибатель запястья; локтевой сгибатель запястья; длинная ладонная мышца; поверхностный сгибатель пальцев; длинный лучевой разгибатель запястья; короткий лучевой разгибатель запястья; разгибатель пальцев; локтевой разгибатель запястья.
Подготовка руки ребёнка к письму
... запоминает ее искаженной, поэтому обучать письму до школы не рекомендуется. Но упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, обязательны. Они необходимы не только для развития общей и мелкой ... подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики ...
И наконец, основные мышцы кисти: короткий сгибатель большого пальца кисти; мышца, приводящая большой палец кисти; мышца, противопоставляющая большой палец кисти; ладонные межкостные мышцы; тыльные межкостные мышцы.
ЗАБОЛЕВАНИЯ И ТРАВМЫ. МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Поскольку занятия связаны с многократным подниманием гири, поэтому, особенно у начинающих, могут быть травмы ладоней рук (срыв кожного покрова).
Во избежание этих травм необходимо следить за постепенным повышением нагрузки, пользоваться гимнастическими накладками, магнезией. Следить, чтобы на ручках гирь не было краски, неровностей.
Могут быть механические повреждения от гири, случайно выскользнувшей из руки партнера. Во избежание этой травмы необходимо обращать внимание, чтобы при выполнении маховых упражнений вблизи (3-4 м) не находились занимающиеся, а выполняющие упражнения одновременно находились лицом друг к другу.
Перетренировка — физическое состояние организма спортсмена по причине неправильного планирования физических нагрузок в учебно-тренировочном процессе. Необходимо варьировать физическими нагрузками, следить за состоянием занимающихся.
Занимающиеся должны периодически обращаться к врачу, особенно при ухудшении самочувствия или болезни.
Для предупреждения травматизма во время занятий физической культурой следует для начала определить причины, условия и обстоятельства получения травм обучающимися во время выполнения различных упражнений, а затем выработать травмоисключающие поведенческие рекомендации.
Чаще всего встречаются легкие спортивные травмы, которые не доставляют пострадавшим больших неприятностей. Как правило, это обычно травмы, такие же как и в повседневной жизни. Но есть травмы, которые характерны только для спортсменов. Следует выделить три основных фактора, влияющих на травматизм: индивидуальные особенно занимающихся физической культурой; условия проведения занятий, наличие и качество инвентаря (снаряжения); особенности конкретного вида спортивной деятельности и тип физической активности.
Среди индивидуальных особенностей людей, за физической культурой и спортом, наибольшее значение имеют возраст, состояние нервной системы, темперамент, психологическую зрелость и практический опыт.
Резко возрастает риск получения травм при инфекционных заболевании, часто сопровождающихся различными осложнениями.
Важное значение для предупреждения травма имеют условия проведения занятий, спор инвентарь и снаряжение. Так, неблагоприятная погода и недостаточное освещение значительно увеличивают риск получения травмы.
К травмам могут привести также недоброкачественный или не подходящий по размеру или для данного вида спорта инвентарь, недооценка специального защитного снаряжения.
В равной степени надо учитывать особенности конкретного вида спортивной деятельности и тип физической активности. Некоторые виды спорта предъявляют свои особые требования к занимаю. Их особенности могут привести к специфике для этих видов спорта травмам. Неодинаковые требования к занимающимся предъявляют и различные виды физической активности. Для предотвращения травм на занятиях физической культурой и спортом каждому занимающемуся ре выполнять следующие правила:
Влияние физических упражнений на психическое развитие ребёнка
... большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположены множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние ... особенности развития психики детей дошкольного возраста. Выявить эффективность использования физических упражнений на психику ребенка. Структура исследования включает в себя: введение, одну ...
— иметь для занятий соответствующие одежду, обувь, инвентарь и снаряжение;
— не стремиться сразу же к рекордным результатам, а улучшать свои спортивные показатели постепенно, без ущерба для здоровья;
— перед каждым занятием непременно выполнять разминочные упражнения, чтобы уменьшить вероятность растяжения и разрыва мышц, связок и сухожилий;
— обязательно пользоваться в необходимых случаях защитным снаряжением (щитками, шлемами, очками).
МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ
На основе изученных литературных источников и проведённых педагогических экспериментов мы предлагаем следующую классификацию упражнений для мышц кистей и предплечий: 1) упражнения с гирями; 2) упражнения со штангой и гантелями; 3) упражнения с кистевым эспандером; 4) упражнения на тренажёрных устройствах; 5) упражнения на гимнастических снарядах; 6) упражнения с самосопротивлением; 7) упражнения с сопротивлением партнёра; 8) упражнения с использованием подручных средств и веса собственного тела.
I. Упражнения с гирями:
I.1 Рывок гири (в классическом исполнении).
Разновидности упражнения: а) то же, но с предварительно намыленными ладонями; б) то же, но на руках надеты перчатки (варежки, рукавицы).
I.2 Рывок двух гирь. (В каждой руке – по гире; в нижнем положении обе гири находятся между ног; на протяжении всего упражнения – руки параллельны друг другу).
Разновидности упражнения: а) то же, но с предварительно намыленными ладонями; б) то же, но на руках надеты перчатки (варежки, рукавицы).
I.3 Махи с гирей, держа её двумя руками. (В нижнем положении гиря находится между ног).
Разновидности упражнения: а) то же, но с предварительно намыленными ладонями; б) то же, но на руках надеты перчатки (варежки, рукавицы); в) то же, но после каждого маха (когда гиря находится в верхней точке своей траектории) спортсмен перемещается на один шаг вперёд (назад).
I.4 Махи с гирей, держа её одной рукой. (В нижнем положении гиря находится между ног).
Разновидности упражнения: а) то же, но с предварительно намыленными ладонями; б) то же, но на руках надеты перчатки (варежки, рукавицы); в) то же, но после каждого маха (когда гиря находится в верхней точке своей траектории) спортсмен перемещается на один шаг вперёд (назад); г) то же, но после каждого маха (когда гиря находится в верхней точке своей траектории) производится смена рук; д) то же, но гиря после каждого маха подбрасывается высоко вверх (дужкой – к спортсмену), с последующей её ловлей.
I.5 Махи с гирями. (В каждой руке – по гире; в нижнем положении обе гири находятся между ног; на протяжении всего упражнения – руки параллельны друг другу).
Разновидности упражнения: а) то же, но с предварительно намыленными ладонями; б) то же, но на руках надеты перчатки (варежки, рукавицы); в) то же, но после каждого маха (когда гири находятся в верхней точке своих траекторий) спортсмен перемещается на один шаг вперёд (назад); г) то же, но гири после каждого маха подбрасываются высоко вверх (дужкой – к спортсмену), с последующей их ловлей.
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе ...
... развивающих упражнений для этой цели, на наш взгляд, недостаточно разработано диагностических заданий, позволяющих выявлять уровень и особенности развития у дошкольников тонких движений кистей и пальцев рук. ... всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша ...
I.6 Жонглирование гирей (гирями).
Для укрепления мышц кистей и предплечий можно использовать практически все упражнения из арсенала гиревиков-жонглёров. Для примера приведём некоторые из них: а) высокие подбрасывания гири (гирь) (дужкой – к спортсмену); б) вращение гири перед собой в плоскости, параллельной полу (дужка гири также параллельна полу); в) вращение гири перед собой относительно оси, параллельной дужке гири (гиря совершает обороты «на спортсмена» или «от спортсмена»); г) жонглирование двумя гирями; д) жонглирование в парах, тройках, четвёрках.
I.7 Жим (или простое удержание) гири (гирь), поставленной «на попа». Упражнение можно делать стоя, сидя, лёжа. Разновидность упражнения: то же, но сверху на днище гири ставится ещё одна гиря.
I.8 Удержание гири (гирь) за дужку на раскрытой прямой ладони, опершись предплечьем о жёсткую поверхность (лавка, собственное бедро).
Предплечье и ладонь, повёрнутая лицевой стороной вверх, – параллельны полу.
I.9 Подъём гири (гирь) за дужку вверх за счёт сгибания кисти в лучезапястном суставе. Рука согнута в локте; предплечье опирается о жёсткую поверхность (лавка, собственное бедро).
Ладонь повёрнута лицевой стороной вверх. Разновидности упражнения: а) то же, но со значительной задержкой (6-60 секунд) гири в верхнем положении после выполнения заданного количества повторений; б) то же, но ладонь повёрнута лицевой стороной вниз.
I.10 Вращение (внутрь и наружу) гирь в опущенных руках с быстрой сменой направления вращения, которая сопровождается максимальным усилием мышц кистей и предплечий, способствующим этой смене.
I.11 Стояние с гирями в опущенных руках. Разновидности упражнения: а) перемещение (бег, ходьба, прыжки) по различного рода поверхностям (ровная поверхность, лестница, пересечённая местность) с гирями в опущенных руках; б) то же, но с предварительно намыленными ладонями; в) стояние с гирями с упором предплечьями в бёдра в небольшом приседе.
I.12 Перекладывание установленной «на попа» на жёсткой поверхности гири с боку на бок, держась за дужку гири сбоку. Дужка гири находится в постоянном контакте с опорной поверхностью. Разновидность упражнения: то же, но с использованием предплечья другой руки в качестве ограничителя движения гири во внутрь.
II . Упражнения со штангой и гантелями:
II.1 Подъём штанги вверх за счёт сгибания кистей в лучезапястных суставах, держа штангу в опущенных прямых руках за спиной. Ладони повёрнуты лицевой стороной назад.
II.2 Удержание штанги на раскрытых прямых ладонях, опершись предплечьями о жёсткую поверхность (лавка, собственное бедро).
Предплечья и ладони, повёрнутые лицевой стороной вверх, – параллельны полу.
II.3 Подъём штанги вверх за счёт сгибания кистей в лучезапястных суставах. Руки согнуты в локтях; предплечья опираются о жёсткую поверхность (лавка, собственное бедро).
Ладони повёрнуты лицевой стороной вверх. Разновидности упражнения: а) то же, но со значительной задержкой (6-60 секунд) штанги в верхнем положении после выполнения заданного количества повторений; б) то же, но ладони повёрнуты лицевой стороной вниз; в) то же, но ладони повёрнуты лицевой стороной друг к другу (при использовании штанги специальной конструкции с поперечными вставками внутри грифа).
II.4 Вращение шаровой гантелью (гантелями) в разных направлениях, взявшись за её конец. (Предплечье – параллельно полу).
III . Упражнения с кистевым эспандером:
III.1 Сжимание-разжимание кистевого эспандера «резиновое кольцо». Разновидности упражнения: а) то же, но со значительной (6-60 секунд) задержкой эспандера в сжатом положении; б) сжимание-разжимание производится не всеми пальцами, а лишь двумя или тремя пальцами.
III.2 Скручивание кистевого эспандера «резиновое кольцо». (В скрученном состоянии эспандер должен выглядеть как цифра «8»).
III.3 Сжимание теннисного мячика.
IV . Упражнения на тренажёрных устройствах:
IV.1 Раскачивание собственного тела за счёт сгибания кистей в пястно-фаланговых суставах на качельной установке специальной конструкции. Данная установка изначально предназначена для тренировки резкого отталкивания у легкоатлетов-спринтеров и предусматривает навеску дополнительного отягощения в виде железных блинов на специальный стержень. Кисти рук обхватывают две горизонтальные перекладины, нижняя из которых является подвижной (вращается в подшипниковых узлах) и крепится к сиденью качелей. При обхвате обоих перекладин расстояние между точками соприкосновения верхней и нижней части кисти с этими перекладинами постоянно меняется (при раскачивании), то есть кисти рук то полностью раскрываются в пястно-фаланговых суставах (кожа на ладонях натягивается), то с усилием сгибаются. Руки в локтевых суставах при выполнении упражнения не должны слишком сильно сгибаться. Разновидности упражнения: а) торможение собственного тела за счёт сжимания кистей в момент, когда качели движутся вперёд-вверх; б) то же, но с обратным хватом кистями (лицевой стороной ладоней – назад); в) то же, но используя дополнительное отягощение (железные блины).
IV.2 Накручивание троса на кистеукрепителе. Кистеукрепитель представляет собой устройство, состоящее из: горизонтальной трубы; двух вертикальных стоек, приваренных с обоих концов к этой трубе; квадратной опоры, приваренной к вертикальным стойкам; втулки с кольцом посередине. К кольцу прикрепляется трос с отягощением (гиря, гантель, железный блин).
Втулка надета на горизонтальную трубу и свободно вращается относительно неё. Упражнение выполняется путём накручивания на втулку троса за счёт вращательного движения кистями рук, обхвативших втулку. Разновидности упражнения: а) то же, но руки расположены лицевой стороной ладоней вверх; б) то же, но с периодическими остановками (задержками движения на 6-60 секунд) во время накручивания троса.
V . Упражнения на гимнастических снарядах:
V.1 Вис на турнике (горизонтальной перекладине).
Разновидности упражнения: а) вис на нескольких пальцах; б) вис на одной руке; в) вис с отягощением (гиря, гантеля и т.п.), закреплённым на поясе или на ногах спортсмена; г) вис с предварительно намыленными ладонями; д) вис с раскачиваниями туловищем.
V.2 Лазание по канату (по вертикально установленной трубе) или по рукоходу.
VI . Упражнения с самосопротивлением:
VI.1 Сжимание в кулак пальцев обеих рук, преодолевая сопротивление противоположной руки, сцепив руки крайними фалангами пальцев. Лицевая сторона ладони одной руки направлена вверх, другой руки – вниз. Руки находятся перед грудью спортсмена.
VI.2 Поочерёдное сгибание пальцев обеих рук в пястно-фаланговых суставах, преодолевая адекватное сопротивление противоположной руки. Руки соприкасаются лицевыми сторонами ладоней. Пясти обеих ладоней при выполнении упражнения остаются в вертикальном положении (перед грудью).
VII . Упражнения с сопротивлением партнёра:
VII.1 Максимально возможное пожимание руки партнёра, с адекватным сопротивлением с его стороны.
VII.2 Перетягивание каната или палки в различных модификациях.
VIII . Упражнения с использованием подручных средств и веса собственного тела:
VIII.1 Волевое напряжение мышц кистей и предплечий путём максимально возможного сжатия заведомо несжимаемого предмета (дужка гири, жердь гимнастических брусьев, любой подходящий предмет) и задержки в таком положении на некоторое время. Разновидности упражнения: а) то же, но с дополнительными скручивающими движениями рук в противоположные стороны; б) сжатие производится не всеми пальцами, а лишь несколькими.
VIII.2 Удержание стула на вытянутой руке, держась за его ножки, спинку, сиденье. (Рука во время выполнения упражнения должна быть параллельна полу).
VIII.3 Отжимание на пальцах в положении «упор лёжа». Разновидности упражнения: а) то же, но отжимания делаются на одной руке; б) отжимания с использованием 2-4 пальцев на каждой руке.
В своих тренировках гиревики очень часто используют физические упражнения из других видов спорта, а в период так называемого межсезонья они могут на несколько недель полностью переключиться на занятие другим видом спорта. Это помогает развить определённые качества, необходимые для успешного выступления в соревнованиях, а также способствует «психологической разгрузке». Упражнения, применяемые гиревиками, могут быть весьма разнообразными и из совершенно различных видов спорта. Кроме собственно физкультурно-спортивной деятельности, спортсмен может также испытывать довольно существенные нагрузки на определённые функциональные системы своего организма, благодаря занятию чисто бытовыми делами, которые, тем не менее, оказывают некоторое тренирующее воздействие. Чем в более некомфортных бытовых условиях живёт или работает спортсмен, тем более выражено это воздействие. Для правильного использования в тренировках нагрузок, способствующих развитию мышц кистей и предплечий, гиревик должен знать о том, какие виды спорта и неспортивные (бытовые) занятия наилучшим образом укрепляют кисти и предплечья. Для этого мы приводим следующий перечень.
Виды спорта, способствующие развитию мышц кистей и предплечий: 1) гиревой спорт; 2) тяжёлая атлетика; 3) пауэрлифтинг; 4) армрестлинг; 5) борьба (вольная, греко-римская, самбо, дзюдо, некоторые народные виды); 6) гребля (академическая; на байдарках и каноэ); 7) спортивная гимнастика; 8) спортивная акробатика; 9) скалолазание; 10) легкоатлетические метания; 11) стрельба из лука; 12) индейский биатлон (гребля на каноэ + стрельба из лука); 13) историческое фехтование.
Ряд неспортивных занятий, способствующих развитию мышц кистей и предплечий: 1) колка дров и валка (ручная) леса; 2) ковка (ручная) металла; 3) косьба; 4) стирка (ручная) белья; 5) замеска (ручная) теста; 6) распиливание дров; 7) переноска тяжестей в руках; 8) профессиональное занятие медицинским массажем; 9) любые хозяйственные операции с использованием лопаты, вил, граблей, лома, тяпки, мотыги, кирки, кувалды, топора.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеев И. Мои гантели – костыли свинцовые: дневник Ильи Алексеева // Спортивная жизнь России. – 1993. – № 11-12. – С. 27-29; 1994. – № 1. – С. 9-11.
2. Ануров Л.В. Гиревое жонглирование на начальном этапе занятий гиревым спортом // Пути развития инновационных спортивно-оздоровительных программ в сфере досуга детей и молодёжи: Сборник тез. конф. – М.: Советский спорт, 2000. – С. 39-40.
3. Архангородский В.С. Гиревой спорт. – К.: Здоров’я, 1980. – 52 с.
4. Балакшин В.Н., Моренченко С.В. Физическое воспитание: Учеб. пособие по атлетической гимнастике и гиревому спорту для студентов всех специальностей. – Саратов: Изд-во Саратовск. гос. техн. ун-та, 2001. – 66 с.
5. Богатырские забавы // Спорт в школе. – 1997. – № 4. – С. 14-15.
6. Борисевич С.А. Построение тренировочного процесса спортсменов-гиревиков высокой квалификации: Автореф. дис…канд. пед. наук. – Омск: СибГАФК, 2003. – 22 с.
7. Бурмистров А.П., Ромашин Ю.А. Тренировка силы и силовой выносливости. Методика подготовки военнослужащих в упражнении с гирями. – М.: Воениздат, 1989. – 84 с.
8. Бухаров А.В. Гиревой спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1939. – 129 с.
9. Бюллетень / СОА. № 7. – Омск, 1999. – 81 с.
10. Вальков Л. Гири противоречий на ногах у гиревого спорта // Спортивная жизнь России. – 1999. – № 5. – С. 24-25.
11. Виноградов Г.П. Сравнительная характеристика упражнений с отягощениями для тренировки рекреационной направленности // Актуальные проблемы физической культуры: Материалы регион. научн.-практ. конф. – Ростов-на-Дону: [б. и.], 1995. – Т. 6, Ч. 1. – С. 27-33.