Физическая подготовка в избранном виде спорта

Физическая подготовка в избранном виде спорта

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы физической подготовки

.1 Физиологическая основа физической подготовки

.2 Виды подготовок

.3 Характеристика основных упражнений гиревого спорта

.3.1 Рывок

.3.2 Старт

.3.3 Подъем гири вверх и фиксация

.3.4 Опускания гири вниз

.3.5 Толчок

1.3.6 Подъем на грудь

.3.7 Подъем от груди

.3.8 Подъем с подседом

.3.9 Выталкивание

.3.10 Подсед и вставания

.3.11 Вставания

Глава 2. Экспериментальная часть

.1 Анкетирования

.2 Материалы и методы

.3 Результаты и их обсуждение

Глава 3. Рекомендации

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Физическая подготовка — это процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями. Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную.

Физическая культура играет ключевую роль в жизни миллионов людей. Физическая культура — спорт высших достижений; спорт для всех, спорт, что является приятным времяпрепровождением, что обеспечивает интерес тех, чья повседневная работа монотонна; спорт, созданный для того, чтобы обеспечить здоровье и физические качества или помочь реабилитации после травм и заболеваний. В этой череде в последние годы все большую популярность завоевывает один из народных видов спорта гиревой.

Целенаправленные занятия гиревым спортом способствуют развитию таких важных качеств как сила, силовая выносливость, настойчивость и упорство в достижении поставленной цели, решительность и уверенность в своих силах, необходимых в учебе, труде, военной службе. Кроме того регулярные занятия гиревым спортом формируют красивую осанку, подтянутость, строевую выправку.

Одним из важнейших преимуществ гиревого спорта перед многочисленными видами спорта и физкультурно-оздоровительной деятельности является его общедоступность. Заниматься с гирями можно практически везде: дома, на производстве, в рабочем кабинете.

2 стр., 633 слов

Основные разделы подготовки спортсмена в процессе тренировки ...

... умением расслабляться Основным средством физической подготовки являются физические упражнения Специальная подготовка- воспитание специфических способностей, являющихся специфической предспосылкой успеха в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения ...

Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверх возможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительному труду).

Объект: физическая подготовка.

Предмет: физическая подготовка в гиревом спорте.

Цель: проанализировать влияние физической подготовки, на основе упражнений гиревого сорта, на физическое состояние человека.

Задачи:

.Провести теоретический анализ понятия физическая подготовка.

2.Провести комплексное (анкетирование, эксперимент) исследование теоретических знаний и физических умений студентов.

.Составить основные рекомендации по проведению физической подготовки с элементами гиревого спорта.

Для решения поставленной задачи применяли такие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников; изучение нормативной документации по физическому воспитанию в высших учебных заведениях; моделирования, программирования; анкетирования; педагогическое наблюдение; методы математической статистики.

Глава 1. Теоретические основы физической подготовки

Термин «тренировки» и широком смысле означает и в теории практике спорта сложный процесс подготовки спортсменов к участию в спортивных соревнованиях без которых невозможно представить эту сферу деятельности человека и которая является ее основой. Руководят процессом тренировки специалисты профессионалы тренеры, имеющие соответствующую подготовку в выбранном виде спорта. В этом смысле тренировки объединяет все направления подготовки человека и являются по сути педагогическим процессом воспитания человека с необходимыми для участия в соревнованиях в избранном виде спорта физическими и психическими качествами спортсмена.

В идеальном понимании термин «тренировки» означает создание человека основной целью жизни которого является победа в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта, то есть в условиях бескомпромиссной, иногда опасной для здоровья борьбы за первенство с такими спортсменами, но по «правилам соревнований» одинаковых для всех участников [2].

Вместе с этим в теории спорта под термином «тренировки» выступает более конкретное его значение — воспитания специальных физических качеств в человеке до уровня необходимого для победы в соревнованиях со спортсменами такой же равной физической подготовленности. С этим термином связаны другие понятия «принципы тренировки», «тренировочная нагрузка», «тренировочный эффект» и другие, которые применяются и прикладываются именно по отношению к воспитанию и развитию физических качеств, которые присущи двигательной деятельности избранного вида спорта.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... какие – ментального, какие – огненного. Что умирает при первой физической смерти человека, что умирает при сбрасывании астральной оболочки и как и ... уносит с собой он то, что одушевляло его физическое тело. Когда человек может сознательно выявляться в своем тонком теле, ... спящих – то место, которое посещает огромное число людей на определенной стадии глубокого сна, в период пребывания вне тела. Есть ...

В этом смысле «срок тренировки совпадает с понятием «физическая подготовка» даже и с еще более конкретным «специальная физическая подготовка». В каждом виде спорта развивается комплекс специальных физических качеств в разные периоды и этапы многолетней тренировки с присущими для избранного вида спорта методами их развития [17].

.1 Физиологическая основа физической подготовки

Реализация принципов физической подготовки должна базироваться на знаниях как теории управления проектированием, так и объективных процессов функционирования организма. Исследования, выполненные В.М. Платоновым, Ф.З. Меерсон и другими исследователями, показали, что в ответ на нагрузку, формируются мышечной деятельностью и другими внешними факторами на клеточном уровне, возникает активизация синтеза нуклеиновых кислот, которая становится причиной выборочного роста структур, основой повышения физиологической мощности и эффективности систем, обеспечивающих адаптацию. Современные исследования изменений, которые происходят в организме после различных воздействий, обнаружили четыре стадии адаптации [19].

На первой стадии, которую называют в разных вариантах аварийной стадией, срочной адаптацией, в нетренированном организме происходит выраженная стресс реакция. Очень часто она сопровождается повреждением клеточных структур организма и несовершенством двигательной реакции. На этой стадии не проявляется морфофункциональные перестройки на уровне различных систем организма, не дает возможности рассматривать стадию срочной адаптации с точки зрения развития тренировок.

На второй переходной стадии продолжительности адаптации существенно активизируется морфофункциональная перестройка. Следовательно, можно говорить о развитии тренированности на этой стадии.

На третьей стадии (устойчивость адаптации) постепенно минимизируются реакции организма на адаптирующий фактор. Развиваются определенные структурные изменения на уровне различных систем организма, повышая мощность этих систем, функционирующих экологически и стабильно. На этой стадии завершается формирование системных структурных последствий. Степень морфофункциональных постепенных изменений в организме закономерно уменьшается.

Четвертая стадия процесса — стадия износа системы, которая отвечает за адаптацию [16]

Педагогические основы физической подготовки как составляющей системы и физического воспитания базируются на закономерностях адаптационных процессов, которые проходят в системах организма, в результате чего организм человека как целостная система приобретает новые качества, которые проявляются образованием двигательных умений и навыков, функциональными возможностями их повышения. Существует мобильность реакций, приспосабливается к изменению условий окружающей среды. Так, в процессе адаптации мышечной системы человека во время занятий физическими упражнениями происходят различные адаптации процессов в зависимости от структуры мышечной ткани, волокон, которые медленно сокращаются, или мышечных волокон, которые быстро сокращаются. Это вызывает специфические адаптации в нервно-мышечной системе, а степень адаптации зависит от тренировочных программ.

4 стр., 1574 слов

Адаптация организма парашютистов в процессе выполнения прыжков с парашютом

... системы при выполнении прыжков с парашютом. 2. Оценить изменения в психическом состоянии мужчин под влиянием прыжков с парашютом в динамике исследования. Объект исследования – адаптация организма ... результата, но и в качестве средства специальной подготовки в вооруженных силах Российской Федерации. В ... ] / Г. А. Лапина // Теория и практика физической культуры. 2007. № 8. С. 7. 17. Макарова, Г. ...

Состав в мышцах волокон и двигательные единицы детерминированы генетически. Все типы мышечных волокон имеют характеристики, которые изменяются в процессе тренировки и старения. Так, содержание медленных и быстрых сократительных волокон во всех мышцах тела неодинаков.

В процессе физической подготовки используют физическую нагрузку, направленную на развитие различных общих физических качеств, общей выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости и специальных качеств, необходимых в профессии [15].

Одной из важных реакций адаптации мышц, в значительной степени обусловливает эффективность внутренней мышечной координации, является способность человека дифференцировать интенсивность мышечного сокращения путем минимально необходимого количества двигательных единиц.

Существуют также два относительно самостоятельные механизмы повышения силы. Первый связан с морфофункциональные изменения в мышечной ткани — гипертрофией, второй предполагает совершенствование способностей нервной системы синхронизировать наибольшее количество двигательных единиц, что приводит к увеличению силы, но почти без увеличения объема мышц [8].

Итак, на уровень развития силовых качеств влияют мышечные массы тела, концентрация тестостерона, степень развития нервной системы и дифференциация мышечных волокон, которые быстро и медленно сокращаются.

Во время физической подготовки адаптационные процессы развиваются в кислородно-транспортной системе. Долговременные адаптационные перестройки кислородно-транспортной системы имеют как морфологический, так и функциональный характер и является результатом систематического применения длительных физических нагрузок, которые требуют мобилизации различных звеньев функциональной системы, определяя аэробные способности.

Эффективность адаптации кислородно-транспортной системы связана с повышением кровоснабжение работающих мышц. Адекватное обеспечение кровью мышц при физической нагрузке обеспечивается зависимости от мощности и продолжительности сочетание трех факторов: перераспределения кровотока между работающими и неработающими мышцами и другими органами; увеличение объемного кровотока в мышцах во время сокращения; увеличение сразу после сокращения.

В системе утилизации наступает адаптация за счет гемодинамических и метаболических изменений. Гемодинамические изменения связаны с улучшением капилляризации, развитием коллатералей, улучшением распределения крови в организме, в частности внутримышечной [6].

10 стр., 4917 слов

Допинг. Его влияние на организм занимающегося спортом человека

... Согласно определению Медицинской комиссии Международного Олимпийского Комитета, допингом считается введение в организм спортсменов любым путем (в виде уколов, таблеток, при вдыхании и т.д.) ... обнаружением популярнейшего среди всех спортсменов эфедрина вместо трех месяцев отлучения от спорта решили ограничиваться аннулированием результатов конкретных соревнований. ЭТО СТАЛО ПРАВИЛОМ Невзирая на ...

Метаболическая адаптация к работе аэробного характера включает увеличение количества и величины митохондрий, повышение активности оксидативных ферментов, прирост содержания гемоглобина, увеличение внутримышечного содержания гликогена.

Эффект адаптации, выраженный показателями экономичности работы, у тренированных лиц по сравнению с нетренированными проявляется не только при абсолютно одинаковых показателях нагрузки, но и при одинаковых относительных показателях нагрузки, когда тренированный человек выполняет работу на более высоком уровне мощности

Адаптационные изменения, которые происходят в организме человека в зависимости от задач спортивной тренировки или физической подготовки, способствуют развитию резервов физиологических возможностей адаптации для повышения работоспособности систем организма при выполнении специфической двигательной деятельности и достижения максимального спортивного результата. Аналогично высокая и работоспособность по профессии, хотя она характеризуется высоким уровнем функциональной подготовленности, но не обязательно сопровождается высоким уровнем развития всех физиологических факторов, обеспечивающих работоспособность в конкретном виде спортивной деятельности. Наиболее важным в данном случае является соотношением уровня различных сторон подготовленности, отвечающие индивидуальным функциональным особенностям организма [14].

Исследования Шкребертия Ю.М. показывают, что в адаптации к физической нагрузке необходимо различать специфический компонент, связанный с адаптацией исполнительных структур (элементов) опорно-двигательного аппарата. Специфическая адаптация опорных и сократительных составляющих аппарата движения к соответствующей нагрузки в свою очередь включает довольно общие механизмы адаптации, складываются независимо от действия большого количества нагрузок в различных видах спортивных специализаций и более дифференцированные особенности, зависящие от характера требований к тому или иному виду спорта.

Итак, специфическая адаптация к соответствующей нагрузки может рассматриваться в трех аспектах:

)формирование срочных и долговременных адаптационных реакций в зависимости от характера, величины и направленности нагрузок;

2)развитие усталости и восстановления при напряженной мышечной деятельности;

)адаптация структуры двигательных действий спортсменов в зависимости от условий, реакции тренировочных программ различной направленности.

Исследование кратковременных адаптивных изменений под влиянием напряженных тренировок, их оценка в процессе повышения функционального состояния организма в определенные периоды времени очень важны для понимания изменений регуляции механизмов гомеостазиса, оптимизации и прогноза приспособительных возможностей человека.

2 стр., 966 слов

Обучение– это процесс целенаправленной передачи (формирования) ...

... навыков. Воспитание- это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Образовательные системы— это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку подрастающего поколения к ... p;в качестве средства для сбора сведений отреспондеПРОЦЕССЫ— проявления психики, обеспечивающие познание окружающей действительности: ощущение, ...

.2 Виды подготовок

В последнее время наметилась тенденция выделять еще и функциональную подготовку, как самостоятельный раздел. Это объясняется тем, что без специальной тренировки всех функциональных систем организма невозможно постичь успехов в избранном виде спорта или физической культуры. То есть функции организма необходимо тренировать и адаптировать к специфике вида деятельности.

В последнее время в научно методической литературе начали отделять специально двигательную подготовку как самостоятельный вид подготовки, в процессе которого развиваются и совершенствуются специально двигательные качества. Отдельные ученые называют их психомоторными или специально двигательными качествами, а также координационными способностями [4].

В теории и методике гимнастики (Л.Я. Аркаев) выделяет также разновидности спортивной подготовки: базовая, вращающаяся, прыжковая, акробатическая, хореографическая, централизованная, среднегорная, предсоревновательная, соревновательная и другие. В видах спорта, где соревновательные упражнения выполняются под музыку, выделяют еще и музыкально ритмичную и композиционно исполнительную подготовку (Т.С. Лисицкая, Л.А. Карпенко).

Следует сразу четко различать понятия подготовка и подготовленность. Подготовка это процесс, во время которого в спорте приобретаются навыки и умения воспитываются волевые и физические качества, развиваются функциональные возможности организма. Подготовленность это состояние организма, он приобретает в процессе подготовки.

Физическая и техническая подготовка являются главными точками опоры, через которые проходит центральная ось системы интегральной подготовки. Вокруг этой оси группируются другие виды подготовки, и строится их структурное взаимодействие. Виды подготовки не имеют четких границ, которые резко отделяют их друг от друга. Взаимодействуя, они как бы протекает друг в друга [18].

Каждый из видов подготовки имеет свои характерные черты, отличается задачами, стоящими перед спортсменами в процессе ее реализации, средствами и методами.

Техническая подготовка это процесс приобретения и совершенствования двигательных навыков и связанных с ними двигательных качеств. Физическая подготовка это процесс, направленный на всестороннее развитие организма, повышение работоспособности, развитие основных физических качеств, необходимых для успешного овладения техникой вида спорта.

Хореографическая подготовка процесс специализированной подготовки, необходимый для воспитания культуры движений, артистичности, выразительности, открою тосте, прыгучести, воспитания правильной осанки и умение творчески мыслить. Композиционно исполнительная подготовка это процесс поиска новых элементов и сочетаний, работа с музыкальным материалом, составление и совершенствования соревновательных и показательных программ, формирование виртуозности, выразительности, артистизма.

13 стр., 6429 слов

Особенности предсоревновательной подготовки в пауэрлифтинге

... же данные получил Кейпен (1956). При уменьшении числа подъемов в подходе и увеличении веса штанги преимущественно растет ... подготовка. Спортивные игры Упражнения на развитие сопряженных силовых способностей: · силовой выносливости; · скоростной силы. Исп. средств гиревого спорта (рывок гири, толчок гири, ... подбородку. 14. Стоя в наклоне тяга штанги к груди. 15. Стоя сгибание рук со штангой. 16. Сидя ...

Психологическая подготовка это система психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование умения сохранять оптимальное психологическое состояние (покой, самоуверенность), во время сильного нервного напряжения (усталость, высокая конкуренция, неудачи, лидерство и т.п.).

Кроме того психологическая подготовка решает задачи формирования и совершенствования основных психических качеств и умений, воспитательные и образовательные задачи.

Тактическая подготовка это процесс обучения спортсменов средствам и формам ведения борьбы в условиях спортивных соревнований. Специальная двигательная подготовка это процесс совершенствования координационных способностей (вестибулярной устойчивости, равновесия, умение ориентироваться в пространстве, времени и по степени мышечных усилий, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий, реакция на движущийся объект) [9].

Функциональная подготовка процесс развития функциональных возможностей всех систем организма, необходимый для выполнения тренировочных и соревновательных нагрузок. Теоретическая подготовка имеет целью обогащения специальными знаниями в области физической культуры и спорта, их систематическое расширение и углубление Усвоение специальных знаний в выбранном виде спорта в единстве с практическими умениями и навыками составляет основную образовательную линию в физическому воспитанию.

Интегральная подготовка это синтез всех видов подготовки спортсменов, в котором каждому из составляющих отводится должное место в системе многолетней подготовки [11].

.3 Характеристика основных упражнений гиревого спорта

Гиревой спорт — циклический вид спорта, в основе которого лежит подъём гирь максимально возможное число раз за отведённый промежуток времени, в положении стоя.

Одним из решающих факторов достижения высоких спортивных результатов является овладение рациональной спортивной техникой. Рациональная техника дает возможность спортсмену использовать свои физические качества и тем самым достижений спортсмена, ограничивают его возможности [1].

Классические упражнения с гирями отличает довольно сложная координация мышечных напряжений. Выполнение этих упражнений связано с предельными напряжениями мышц и быстрыми изменениями режима работы — напряжения и расслабления; спортсмены к тому же должны сохранять равновесие во всех опорных фазах движений.

Надежность и экономичность в исполнении классических упражнений достигается кропотливой работой по совершенствованию техники, обеспечивает прочную автоматизацию движений и устойчивостью реализации двигательных навыков по отношению к различным как внутренним, так и внешним негативным факторам.

.3.1 Рывок

Классический рывок — упражнение, при выполнении которого в соответствии с правилами соревнований гиря одним непрерывным движением должна быть поднята вверх на прямую руку. Для облегчения ее подъема можно использовать подсед. Выполнение одного движения рывка (с подъемом вверх и опусканием вниз) длится в среднем 3-6 сек.

10 стр., 4605 слов

Анализ организации учебной деятельности студентов группы БУП-311

... Разработать рекомендации по решению выявленных проблем организации учебной деятельности студентов группы БУП-311. Объектом исследование является научная организация учебной деятельности Предмет исследование ... в группе БУП-311. 1 Теоретические аспекты «научной организации учебной деятельности» 1.1 Научная организация учебной деятельности: понятие, технологии, роль в деятельности студента Понятие ...

Техническая сложность выполнения рывка связана, в частности, с необходимостью реализовать двигательный потенциал при быстром движении гири, удержать ее над головой и сохранить устойчивость тела при наличии достаточной горизонтальной скорости снаряда в передне-заднем направлении, а также в умении расслаблять мышцы в течение всего времени выполнения упражнения в целом. Это предъявляет высокие требования к двигательным способностям, кинестетической чувствительности и подвижности в суставах.

Упражнение состоит из четырех частей, последовательно выполняются: старта, подъема гири вверх, содержание гири вверху и опускания гири вниз. Выполнением каждой части решаются определенные двигательные задачи. Упражнение выполняется максимальное количество раз одной, а затем другой рукой.

.3.2 Старт

Двигательная задача старта — обеспечение более полной реализации двигательного потенциала спортсмена в процессе дальнейшего подъема гири. В стартовом положении выделяют следующие элементы:

Расстановка стоп, положение других звеньев спортсмена, захват скобки гири.

Ступни ног обычно относятся гораздо шире плеч, с естественным разворотом носков, в наиболее удобное, устойчивое положение.

От того, как умеет атлет проводить захват скобки гири, во многом зависит конечный результат. Если захват проводится всей ладонью, дужка гири зажимается, что приводит к более сильному трению скобки внутри ладони и быстрому повреждению кожи (натирание мозолей), а также быстрому наступлению усталости мышц предплечья.

При правильном захвате скобки гири мышцы предплечья практически не устают и мозоли не натираются. Для этого дужка гири должна лежать на фалангах пальцев, что обеспечивает растяжение мышц предплечья и увеличивает их работоспособность. Захватывать гирю надо так, чтобы не допускать натяжения кожи на ладони, что предохраняет появление мозолей.

Наклон туловища должен приближаться к 45 °, что влияет на величину угла вылета вверх гири и обеспечивает необходимое статическое напряжение длинных мышц спины. Голова немного приподнята, взгляд направлен вперед. Такое положение головы способствует повышению тонуса разгибателей ног и туловища, обеспечивая тем самым более эффективное их включения в динамическую работу и одновременно снижая мышц тонус их антагонистов. Рука прямая, плечи опущены. Свободная рука находится в удобном положении [7].

.3.3 Подъем гири вверх и фиксация

Подъем гири в гору — наиболее ответственная часть рывка. Главный двигательной задачей этой части является подъем гири на необходимую высоту. Подъем гири вверх делится на две фазы, что последовательно выполняются: фазу разгона снаряда, в процессе которого гиря поднимается до уровня груди, и фазу свободного полета гири, в результате которого гиря поднимается вверх на прямую руку. В первой фазе решается основная задача — добавить гири скорость, оптимальную для ее вылета вверх. Усилия развиваются одновременно и мощным разгибанием ног и туловища. Таз поднимается в гору, а плечевой пояс движется ускоренно вперед — вверх. Руки во время разгона прямые (они осуществляют как бы роль нити в маятнике), плечевые суставы опущены.

6 стр., 2651 слов

Выполнил студент группы 2212, Силакадзе г.М. Тест № 10. Онтология

... научных знаний, ведущее к истине, называется: Кумулятивизм Концепция развития научного знания, допускающая экспериментальное опровержение теорий (Карл Поппер), называется: Фальсификация Концепция развития научного знания, допускающая принципиальную ...

Наименьшие сгибание рук в первой фазе снижают усилия развивающиеся спортсменом вследствие появления слабого звена в работающей биохимической цепи. Это приводит к уменьшению скорости вылета гири, а в дальнейшем к скорейшему утомление организма в целом. Очень часто наблюдается уменьшение активности мышц ног и туловища — это вызвано преждевременной подготовкой спортсмена к подъему гири и проходит через большую сложность и переход от опускания гири вниз к подъему вверх, заключающийся в быстром изменении направления движений.

К концу первой фазы гиря максимально удалена от спортсмена и его скорости также максимальна. После этого гиря за счет приобретенной скорости движется по кривой вверх, содержащейся рукой. В этот момент рука немного изгибается. Преимущество криволинейных движений при различных изменениях направлений заключается в том, что отпадает необходимость затрачивать дополнительные мышечные усилия для преодоления инерции движения. Наибольшие усилия кисти руки (ЖК), удерживающие гирю, которая летит по дуге, развиваются в той части траектории полета, где сила подъема гири (Рг), направленная по касательной к дуге полета, будет максимально направлена от спортсмена

Усилия, приложенные спортсменом к гире, должны быть так распределены, чтобы в верхней части полета скорость гири затухала. При невыполнении этого условия, силы направлены в верхней точке назад-вверх, затрудняют фиксацию гири.

Гиря поворачивается вокруг предплечья, а не перекидывается через кисть. Удержав гирю, атлет выпрямляет ноги.

Вверху дужка гири кладется на основание ладони. Это делается для того, чтобы максимально расслабить мышцы предплечья и чтобы не происходило зажима кровеносных сосудов, которые снабжают кровью кисти и предплечья, а также можно было бы раскрыть ладонь и пошевелить пальцами, что обеспечит определенный массаж кисти. Рука вверху полностью «включена» в локтевом и плечевом суставах, а мышцы плеча расслаблены, усилия от веса гири через рычаг-руку должны перенестись на широчайшие мышцы спины.

Перед опусканием гири вниз пальцы кладутся на дужку гири так, чтобы было удобно удерживать гирю внизу и не происходило натяжения кожи на ладони.

1.3.4 Опускания гири вниз

Гиря опускается вниз под собственным весом.

Быстро подать гирю на прямой руке немного вперед, поворачивая вокруг предплечья вперед-вниз, на уровне груди перехватить дужку хватом сверху и одновременно подвести плечо. Как только падающий снаряд оттянет руку вниз, мягко самортизировать, опустить плечо, наклонить туловище, согнуть ноги в коленях и принять исходное положение[3].

.3.5 Толчок

Классический толчок — упражнение, для которой характерны большие и длительные мышечные напряжения, сопровождающиеся задержкой дыхания и напряжением. Для успешного выступления в этом упражнении атлет должен обладать достаточно высоким уровнем развития силовой выносливости.

Упражнение состоит из двух самостоятельных приемов: подъема на грудь и подъема от груди. Первый прием выполняется только сначала всего упражнения.

.3.6 Подъем на грудь

Стартовое положение: ноги на ширине плеч с естественным разворотом носков, гири стоят между ступнями ног немного позади. За счет работы разгибателей туловища и ног, а также работы рук — одним непрерывным нарушением гирю поднимают по кривой вверх и кладут на грудь.

.3.7 Подъем от груди

Подъем от груди состоит из трех частей, что последовательно выполняются: действий в начальном положении, подъема до подсед, подсед с последующим вставанием. Все части органически взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Действия в исходном положении. Основная задача — обеспечить наиболее полное использование возможностей спортсмена в последующих действиях, и прежде всего, силу разгибателей ног и туловища, поскольку эти мышцы в толчке от груди ведущие. Для выполнения толчка от груди спортсмен должен оказаться в наиболее удобном исходном положении. Стопы ставятся на ширине (или чуть шире плеч), обеспечивая при прочих равных условиях более полную реализацию силы мышц — разгибателей ног и самый путь влияния на гири в процессе их подъема к присяду. Кисти рук глубже заводятся под скобки гири так, чтобы дужка лежала на основании ладони. Гири плотно лежат на груди, руки свободны, не напряжены, локти как можно ближе сведены, благодаря чему гири более прочно удерживаются на груди, удерживая дополнительную опору на мышцы живота. Этого добиваются развитием подвижности в плечевых и локтевых суставах. Туловище слегка наклонено назад, таз отведен вперед, ноги выпрямлены. Обеспечение прочного и надежного удержания гирь на груди — необходимое условие сконцентрировать внимание на выталкивании гирь вверх, полноценной реализации силы ног и туловища во втором приеме толчка от груди.

Проекция общего центра тяжести должна пройти примерно посередине опоры или чуть ближе к голени ступни суставов. Взгляд направлен вперед, мышцы шеи расслаблены.

.3.8 Подъем с подседом

Это главная часть толчка от груди. Основная ее двигательная задача — подъем гирь на такую высоту и с такой конечной скоростью, чтобы при нормальном для данного атлета выполнении подсед упражнение могла быть успешно завершена.

Подъем с подседом состоит из двух последовательных и тесно связанных между собой фаз: полуприсев и выталкивания. Эта взаимосвязь обусловлена тем, что усилие, направленное на выталкивание гирь, фактически начинается еще в 1 фазе. Независимое выполнение каждой из этих фаз приводит к резкому ухудшению структуры и параметров движения.

Полуприсев выполняется с опорой на всю ступню за счет незначительного сгибания ног в коленных суставах. При этом колени слегка подаются в стороны, таз опускается назад — вниз, а плечевой пояс вперед — вниз (туловище как бы изгибается).

Гири перемещаются вертикально вниз или дугообразно вниз и несколько вперед. Примерно две трети своего пути вниз гири движутся ускоренно. Затем (на пути, остался) спортсмен энергично противодействует движение гирь вниз (усилие, развиваемое быстро растет) до полной их остановки. Во время торможения определенная доля кинетической энергии расходуется на предварительное растяжение работающих мышц, повышает эффективность их дальнейшей работы. Однако, чем быстрее опускаются гири, тем больше путь их торможения. Поэтому каждый атлет должен найти оптимальную для себя скорость предварительного торможения. Важно, чтобы предварительное приседания не было очень глубоким. Тогда максимальное усилие при выталкивании будет большим, так как при этом сохраняются большие углы в коленных суставах [13].

.3.9 Выталкивание

Проводится энергичным, ускоренным разгибанием туловища и резкой подачей вперед — вверх таза и заканчивается быстрым вставанием на носки. Усилие, развиваемое передается гирям и рукам (гири и руки здесь — единое целое), свободно лежащим на груди.

Необходимо выполнять выталкивания с быстро нарастающей скоростью, используя энергию и работу всего организма. Только в этом случае возможно сохранение запасов энергии для выполнения большого количества движений.

1.3.10 Подсед и вставания

Выполнение подсед зависит от требуемой высоты и скорости вылета гирь. Чтобы избежать искривления траектории движения гирь вперед при вставании на носки линия бремени системы спортсмена-гири должна оставаться в пределах середины опоры.

В заключительной момент выталкивания спортсмен быстро и в полную силу «включает» в динамическую работу руки. Это позволяет погасить вертикальную скорость тела, после чего атлет быстро выполняет подсед, подавая грудь вперед и немного вниз. Активное взаимодействие с гирями ускоряет подсед и регулирует его направление. Благодаря этой взаимодействия тело атлета опускается с ускорением, превышает ускорение свободного падения, а гири поднимаются выше и несколько смещаются назад.

После полного выпрямления рук уже вся система под действием сил тяжести и инерции немного опускается вниз. Сдерживая давление гирь, атлет закрепляет ноги. Голову держит прямо, подбородок прижат к груди, прогибается в пояснице, при этом тазобедренные суставы (тазобедренные), должны находиться под проекцией центра тяжести гири. Руки в горе должны находиться как можно ближе друг к другу (сводить, а не разводить в стороны), дельтовидные мышцы плеч расслаблены, основное усилие воспринимают широкие, трапециевидные и другие мышцы спины.

.3.11 Вставание

Начинается сразу же после прекращения опускания системы спортсмена — гири вниз. Для этого надо отвести колени назад, а таз подать вперед (графическое изображение смотри в Приложении. Рис 3- 4) [5].

Глава 2. Эксперементальная часть

.1 Анкетирования

В процессе анализа литературных источников, собственных наблюдений, анкетирования студентов установлено, что несмотря на то, что физическая подготовка как отдельный раздел включена в программу физического воспитания студентов вузов с 1963, у студентов не сформировано четкое представление о ее задачах, форме, средств и актуальности.

Только 30% опрошенных считают, что физическая подготовка нужна для студентов, но ее задачи знают только 0,5% респондентов (рис. 1)

Рис. 1. Оценка студентами профессионально-прикладной физической подготовки

Примечания: 1 — представление о физической подготовке, 2 — четкое определение физической подготовки, 3 — наличие навыков оптимизации психофизического состояния, 4 — читал дополнительную литературу по поводу физической подготовки, 5 — обладание теоретическими знаниями по физкультурно-оздоровительной деятельности, 6-возможность самостоятельно заниматься физическими упражнениями (профессионально), 7 — не понравился процесс физического воспитания в школе, 8 — знаю правила самоконтроля.

Наличие теоретических знаний по физкультурно-оздоровительной деятельности отметили лишь 8% опрошенных, умение заниматься физическими упражнениями самостоятельно — 13%, но только 1,5% подтвердили, что умеют самостоятельно оптимизировать психофизическое состояние. Лишь 4% опрошенных указали на знание правил самоконтроля во время занятий физическими упражнениями и профессиональной деятельностью.

Одной из причин отсутствия знаний, умений, сложившейся мотивации по физической подготовки является организация процесса физического воспитания в школах, лицеях. Негативную оценку процесса физического воспитания в школах, лицеях, колледжах дали 63% опрошенных респондентов

В течение года на базе Университета с целью выяснения эффективности программы улучшения физического состояния с помощью упражнений гиревого спорта, осуществлено экспериментальное исследование.

Общее количество участников эксперимента — 40 студентов. Обследования проводились на одинаковых этапах обучения, все участники по результатам углубленных медицинских осмотров отнесены к основной группе физического воспитания. Эксперимент длился 5 месяцев.

Участники разделены на 2 группы: контрольную — посещают обыкновенные занятия по физической подготовке, экспериментальную — занимается по экспериментальной программе (с использованием упражнений гиревого спорта).

.3 Результаты и их обсуждение

В результате эксперимента по проверке эффективности экспериментальной программы профессионально-прикладной физической подготовки с использованием упражнений гиревого спорта установлено, что показатели физической подготовленности экспериментальной группы подверглись более значительному повышению чем в контрольной группе.

Надо отметить, что сравнительный анализ результатов студентов экспериментальной и контрольной групп после проведения эксперимента выявило достоверные различия (р <0,05) (табл. 1).

Таблица 1. Изменения в процентном показателе физической подготовленности студентов экспериментальной и контрольной группы в процессе эксперимента

Виды испытанийКонтрольная группа, % Экспериментальная группа, %Месяц учебы1234512345Наклоны туловища вперед из положения сидя, см4,34,11,92,9-6,630,16,55,36,52Бег 100, м.21,30,60-2,861,4 1,40,70Подтягивание на перекладине, количество раз.0,95,43,40-4,928,84,10,62,62,6еіг 3000, м.1,40,71,40-2,24,91,40,70,70Поднимание туловища в сидя за 1 мин., количество раз.1,420,22-4,2100,6 2,1 1,40,4Прыжок в длину с места, см.1,30,80,40-1,24,80,8 0,400,410Челночный бег 4 х 9 м, с.4,91203,16,82,12 11

Анализируя динамику показателей физической подготовленности студентов экспериментальной и контрольной групп в начале эксперимента, отметим, что количественный состав студентов имеет достаточно низкое состояние физической подготовленности студенческой молодежи.

Характеризуя изменения, происходившие в течение обучения по показателям физической подготовленности, следует рассмотреть динамику полученных результатов по каждому тесту. Так, в упражнении «Наклоны туловища вперед из положения сидя» у представителей экспериментальной группы на каждом этапе показатель постепенно увеличивался. В начале исследования участники экспериментальной группы имели начальные показатели 9,45 ± 1,46 см, а в завершении эксперимента — 15,0 ± 0,8 см., что в процентном отношении составляет 58%. Сравнение полученного результата с показателем контрольной группы (9,9 ± 0,8 см) на этом этапе позволило установить достоверные различия (р <0,05) между группами. Показатели гибкости участников контрольной группы оказались значительно ниже, чем в экспериментальной, улучшение и составили лишь 6,4%. Согласно государственных тестов установлено, что показатели гибкости экспериментальной группы находятся в зоне оценки «хорошо» в сравнении показатели контрольной группы — в зоне «неудовлетворительно». Это дает право утверждать, что нагрузка учебно-тренировочных занятий существующей программы физического воспитания студентов можно охарактеризовать как недостаточное для развития этого физического качества.

Показатели тестирования скорости в беге на 100 м. У студентов экспериментальной группы улучшились на 1,4 ± 0,51 сек. (р <0,05), что в процентном показателе составило 9,4%, а у студентов контрольной группы показатели имели улучшение на 0,2 ±0,26 сек., Что в процентном отношении составляет 1,3%. По нашему мнению, значительное улучшение показателей скорости участников экспериментальной группы связано с использованием упражнений с элементами гиревому спорту высокой интенсивности, которые направлены на повышение взрывной силы и скоростно-силовых качеств.

Существенные изменения подтверждают результаты в подтягивании на перекладине, характеризующие силовые качества студентов. Так, в экспериментальной группе результаты студентов улучшились на 4,7 ± 0,94 раз, что составило 42,3%, в то время как результаты контрольной группы только на 0,5±0,42, что в процентном показателе — 4,5%. Это подтверждает правомерность применения в экспериментальной программе упражнений с гирями (толчок и рывок гирь), упражнения со штангой (жим штанги лежа, приседания со штангой, толчок штанги от груди).

Анализ результатов теста на выносливость (бег 3000 м) показал, что в начале эксперимента уровень развития этого качества у студентов обеих групп был практически одинаков (р>0,05).

Постепенное поэтапное улучшение показателей выносливости в течение эксперимента экспериментальной группы позволило улучшить результат на 1,1 + 0,17 мин., Что составило 7,8%. Достоверных изменений в показателе выносливости среди студентов контрольной группы в течение обучения обнаружено не было, общий результат повышения показателя составил 1,4% (рис. 2).

Рис. 2. Динамика улучшения результатов (в процентах) в процессе эксперимента между контрольной и экспериментальной группах.

Примечания: 1- Гибкость (наклоны туловища вперед из положения сидя, см.); 2 — скорость (бег 100 м.); 3 — сила мышц рук (подтягивание на перекладине) 4 — выносливость (бег 3000м.); 5 — сила мышц брюшного пресса (пиднимання туловища в сед из положения лежа за 1 мин); 6 — взрывная сила (прыжок в длину с места); 7 — ловкость (челночный бег).

Тестирование силы мышц брюшного пресса (поднимание туловища из положения лежа за 1 мин.) У участников экспериментальной группы показал улучшение на 6,5±0,7 раз, что составило 15,2%. В то время как в контрольной группе улучшение равно лишь 0,6±0,94 раз (р> 0,05), что соответствует 1,4%. Это объясняется применением в подготовительной и основной части занятий упражнений с преодолением собственного веса (сгибание и разгибание рук на опорах различной высоты), с преодолением внешнего сопротивления (наклоны, повороты туловища с гирями разного веса, жим штанги сидя на гимнастической скамейке, жим штанги лежа, поднимание туловища из положения лежа).

Показатели скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места) у студентов экспериментальной группы улучшились на 15±4,45 см. (р> 0,05), что составило 6,5%, а у студентов контрольной группы на 3 + 3, 86 см, в процентном значении 1,3%.

Тестирование координационных способностей (челночный бег 4×9 м.) У студентов экспериментальной группы выявило улучшение показателей на 1,3±0,23 сек, что составляет 12,7%. Результат студентов контрольной группы улучшился на 0,5±0,24 сек., Соответственно 4,9%.

Значительный прирост показателей гибкости, силовых и координационных способностей студентов экспериментальной группы, способствовало использование упражнений с элементами гиревого спорта с применением отягощений разного веса, это свидетельствует о правомерности применения таких средств физического воспитания для развития силы мышц верхнего плечевого пояса, спины, ног и брюшного прессу.

Глава 3. Рекомендации

Заниматься гиревым спортом можно самостоятельно или под руководством тренера, в сборной команде. Содержание занятий зависит от контингента, занимающихся (возраста, подготовленности, весовых категорий), а также тренировочного цикла, материальной оснащенности спортивного зала. Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной. Перед началом каждого занятия необходимо поставить перед обучающимися конкретные задачи, довести до них план занятия.

Подготовительную часть занятия лучше провести в составе группы под руководством тренера. Необходимо добиваться общего постепенного умеренного разогрева организма, активизации деятельности органов дыхания и кровообращения, предыдущего «проработки» основных групп мышц и приведения их в работоспособное состояние, улучшение подвижности в суставах и координацию движений. Решение задач подготовительной части достигается включением упражнений в ходьбе, беге, вольных упражнений обще — развивающего характера в движении и на месте, выполнении упражнений с гантелями, дисками от штанги и легкими гирями. Нагрузка в подготовительной части не должно быть чрезмерным. Продолжительность подготовительной части 10-20 мин. При выполнении упражнений обучающиеся должны располагаться так, чтобы могли хорошо слышать тренера, видеть его действия и не мешать друг другу при выполнении упражнений.

Задачами основной части является изучение и совершенствование техники упражнений с гирями, развитие общей и специальной подготовленности, воспитания необходимых морально волевых качеств. Продолжительность от 1 до 2,5 ч. Содержание, средства и методика проведения основной части меняются в зависимости от поставленных задач.

В заключительной части занятия постепенно меняются напряжения и возбуждения, вызванное упражнениями основной части. Продолжительность зависит от объема и интенсивности тренировочной нагрузки в основной части и может колебаться от 5 до 15 мин.

Успех в решении задач во многом зависят от тренера, его методического мастерства, а также от личной заинтересованности спортсмена (особенно при занятиях самостоятельно).

При изучении упражнений нельзя жалеть времени на показ и объяснение техники выполнения упражнений. Показав упражнение и поставив задачу обучающегося на его выполнение, необходимо следить за правильностью его выполнения. Обнаружив нарушения техники выполнения, необходимо остановить выполнение упражнения, того что учится и показать ему еще раз. Если ошибки допускаются, то необходимо остановить выполнение упражнения и показать еще раз, как необходимо выполнять упражнение правильно.

При совершенствовании техники упражнений, рекомендуем обучающихся распределять в подгруппы по 2-4 человека и ставить задачу, следить за правильностью выполнения упражнений партнерами. Лучших результатов в рывке и толчке можно добиться, включая и тренировочный план исполнения упражнений с гирями разного веса, постепенно увеличивая вес гирь. Обычно применяют следующие гири: 16, 24, 27, 30, 32, 36 кг.

При планировании учебно-тренировочных занятий с начинающими необходимо, особенно на первых занятиях больше внимания уделять изучению техники выполнения упражнений. Не стремиться форсировать результат. Нагрузка повышать постепенно. Закончив цикл занятий с гирями 16 кг, переходят к гирям 24 кг, потом 32 кг.

В упражнениях со штангой вес штанги должна быть доступным, оптимальным. Очень важно в каждом занятии разнообразить упражнения, чтобы они оказали воздействие на самые различные группы мышц. Каждая тренировка должна рассматриваться прежде всего как составная часть многозвенной системы тренировочного процесса. Надо учесть как предыдущие, так и дальнейшее тренировки, недостатки в развитии физических качеств, недостатки в технике выполнении классических упражнений, оставшееся до ближайших соревнований, индивидуальную реакцию организма на предыдущие нагрузки. Контрольную тренировку нужно провести на фоне достаточно восстановленного организма. Важно избегать однообразия в тренировке: монотонность снижает положительную реакцию организма из-за быстрого приспособления его к однотипной нагрузки.

Тренировочные занятия должны быть разными как по объему и интенсивности нагрузки, так и по составу упражнений, применяющих числу, темпа выполнения, интервала отдыха между подходами.

Поскольку занятия связаны с многократным подъемом гирь, возможны травмы ладоней рук (срыв кожного покрова), особенно у начинающих. Чтобы избежать этого необходимо следить за постепенным повышением нагрузок, пользоваться гимнастическими накладками, магнезией. Следить также, чтобы на ручках гирь не было краски, неровностей, чтобы избежать травмы от гири, занимающегося в тренировочном зале, необходимо следить за тем, чтобы при выполнении маховых упражнение с гирь занимающиеся находились на расстоянии 3-4 метра друг от друга.

Заключение

тренировка спортсмен гиревой двигательный

Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.

В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач: воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду; сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения; всесторонняя физическая подготовка студентов.

Таким образом, в результате анализа данных физической подготовленности студентов установлено, что экспериментальная программа профессионально-прикладной физической подготовки с использованием упражнений гиревого спорта положительно влияет на уровень развития профессионально-прикладных физических качеств и двигательных навыков. В выполнении большинства контрольных нормативов студенты экспериментальной группы достоверно превзошли показатели физической подготовленности участников контрольной группы. Результаты наблюдения за состоянием физической подготовки студентов указывают, что адаптационные возможности в контрольной группе снижаются. Это вызвано незначительной двигательной активностью, плотной учебной программой, нагрузкой, нарушением режима питания, отдыха, труда и т.п.

Экспериментальная группа, имея значительные различия в содержании учебного процесса с акцентом на развитие общей и скоростно-силовой выносливости, в комплексном сочетании с развитием других физических качеств, в значительной мере способствовали выполнению задачи повышения как общей, так и профессионально-прикладной физической подготовки.

Учитывая положительный опыт экспериментальной группы, предложена рекомендация для занятий по повышению физической подготовки с использованием гирь и штанги.

Перспективы дальнейших поисков указанной проблемы, заключаются в системном подходе к исследованию, совершенствовании и внедрении рабочей программы по физическому воспитанию будущих студентов, спортсменов.

Список использованной литературы

.Андрейчук В.Я. Методические основы гиревому спорту: учеб. пособие / В.Я. Андрейчук. — Львов: Триада плюс, 2007. — 500

2.Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник /И.С. Барчуков; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. — М. : КНОРУС, 2011. -368 с.

.Воротынцев А.И. Гири. Спорт сильных и здоровых. — М.: Советский спорт, 2002. — 272 с.

.Гомонов В.Н. Индивидуализация технической и физической подготовки спортсменов-гиревиков различной квалификации. Автореф. дис. …канд. пед. наук / СГИФК. — Смоленск, 2000. — 32 с.

.Дворкин Л.С. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 384 с.

.Деминский А.Ц. Диагностика профессионально-важных качеств специалистов ХХІ века / А.Ц. Деминский, Р.Н. Макаров: Учеб. пособие. — М.: МНАПЧАК, 2001. — 183 с.

.Добровольский С.С. Техника гиревого двоеборья и методика ее совершенствования: учеб. пособие / С.С. Добровольский, В.Ф. Тихонов. — Хабаровск: ДВГАФК, 2004. — 108 с

.Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте /Юрий Дмитриевич Железняк, Павел Карпович Петров. — Москва: Академия, 2005. — 272с.

.Крамской С.И. Зайцев В.П., Бондаренко Т.В. и др. Здоровьеформирующие технологии в учебном процессе по дисциплине «Физическая культура»:учебн. пособие. — Белгород: Изд-во БГТУ, 2009. — 190 с.

.Круцевич Т.Ю. Актуальность современных силовых видов спорта для системы профессионально-прикладной физической подготовки в вузе / Т.Ю. Круцевич, Л.П. Пилипей // Спортивный вестник Приднепровья. — 2006. — № 2. — С. 51-54.

.Кудрицкий В.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка / Владимир Николаевич Кудрицкий. — Брест: БГТУ, 2005. — 276с

.Педагогика физической культуры /М.В. Прохорова [и др.]. — Москва: Путь, 2006.- 288с.

.Пилипко В.Ф., Клименко А.И., Трубицына О.В. Адаптационные проявления у спортсменов-гиревиков при развитии физических качеств силы и выносливости // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. — Харьков: ХГАДИ (ХХПИ).

— 2002. — № 7. — С. 14-18.

.Пичугин М.Ф. Гиревой спорт: учеб. пособие. / М.Ф. Пичугин, Г.П. Грибан, В.М. Романчук [и др.]; под ред. ГП. Гибана. — Ж.: ЖВИ НАУ, 2011. — 880 с.

.Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка //Здоровье, здоровый и здоровительный образ жизни студентов / Р Т. Раевский, С.М. Канишевский. — О.: Наука и техника, 2008. — С. 194-224.

.Физиология спорта и двигательной активности. Уилмор Дж. Х., Костилл Д.Л. м.: Олимпийская литература, 2007. — 504 с.

.Физическая культура студента /под ред. В.И. Ильинича. — Москва: Гардарики,2001. — 448с

.Физическая культура /сост. В.А. Коледа и др. — Минск: РИВШ, 2008. — 59с

.Хайрулин РА. Гиревой спорт / РА. Хайрулин, Ю.А. Ромашин, А.П. Горшенин. — Казань: ООО «Центр оперативной печати», 2004. — 96 с.

.Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта /Жорж Константинович Холодов, Василий Степанович Кузнецов. — Москва: Академия, 2006. — 480с.

Приложение

Рис. 3. Техника рывка: 1-старт; 2-змах; 3-подрыв гири; 4-присидание; 5-фиксация; 6-опускания вниз; 7- замах для перехвата; 8-перехват; 9-перехват (возврат в замах второй руки); 10- замах второй рукой; 11-подрыв второй рукой; 12-подсед второй рукой; 13-фиксация второй рукой.

Рис.4. Техника толчка: 1-старт; 2-подъем на грудь; 3-исходное положение перед выталкиванием; 4 приседание; 5-выталкивание; 6-приседания; 7-фиксация; 8, 9-опускания; 10-исходное положение перед следующим выталкиванием.