СОЗНАНИЕ И МОЗГ

СОЗНАНИЕ И МОЗГ

Сознание – это функция человеческого мозга. Сознание-это высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку. Человек осознает не только окружающий мир, но и себя самого. П.В.Симонов в характеристике сознания подчеркивает, что это знание, которое с помощью слов может быть передано другим членам общества. Осознать – значит передать свои знания другим. Все, что не может быть сообщено другим, еще не осознано. Ученые считают, что появление сознания связано с появлением и развитием речи. Это вербальная теория сознания. Она подтверждается нейрофизиологическими данными. Невозможность выразить словами чего-либо означает отсутствие осознания этого явления. Восстановление сознания после комы у людей проходит несколько стадий. Сначала – открывание глаз, затем фиксация взгляда на знакомых лицах, потом понимание речи и , последнее, собственная речь. Было установлено, что у больного только на стадии понимания речи восстанавливаются характерные связи между моторно-речевыми зонами левого полушария и другими зонами коры на частоте альфа- ритма.

Для осознавания любого внешнего стимула необходима активация связей между чувствительными зонами коры (слуховой, зрительной и др.) и моторным центром речи. Эта неспецифическая активация осуществляется через таламические структуры. Ученые выяснили, если длительность эл.импульса менее 500мсек, то он не осознается.Если больше, то стимул осознается. Кропотов и др. установили, что опознание букв и цифр в трудных условиях наблюдения происходит, если реакция нейронов длится не менее 300мсек. Костандов в опытах предъявлял слова с экспозицией 15мсек, они были неосознаваемые, при этом вызванные потенциалы регистрировали и в затылочной и других зонах коры. При осознаваемых словах импульсы возникали только в затылочной доле. Т.О. выяснили , что при осознаваемых сигналах (раздражителях) возникает локальная активация корковых нейронов, а при неосознаваемых стимулах активация коры более слабая и диффузная. Установлено в опытах, чтосознание связано сфункциями доминантного речевого полушария.

Неосознаваемые психические процессы широко распространены в нашем мозге и психике . в целом. П.В.Симонов разделяет их на 2 группы:

1.Подсознание — это информация, навыки, нормы и все, что ранее было осознано и вновь может стать осознаваемым при определенных условиях. Это автоматизированные навыки игры на инструментах, вождение, катание на коньках, лыжах, мотивационные конфликты. Подсознание охраняет человека от излишних энергозатрат, защищает от стресса.

24 стр., 11858 слов

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим ...

... 1874 г. Э. Вернике было установлено, что в коре головного мозга имеется зона сенсорной речи. Ее назвали зоной Вернике. Поражение верхней височной извилины приводит к тому, что человек ... единый речевой механизм. Когда у больного удаляли одну из речевых зон коры, возникавшие при этом нарушения речи через некоторое время становились меньше, хотя полностью не исчезали. Следовательно, ...

2. Сверхсознание или интуиция, связана с процессами творчества , которые не контролируются сознанием. Сверхсознание- источник открытий. Нейрофизиологическая основа интуиции – трансформация следов памяти и образование из них новых комбинаций, создание новых временных связей, порождение аналогий. За сознанием остается функция отбора гипотез на основе анализа. Развитие сверхсознания определяется доминирующей потребностью. Сверхсознание лежит в основе открытий, художественных произведений, образов.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВНД ЧЕЛОВЕКА

Давно замечено, что разные люди в одинаковых ситуациях ведут себя по- разному. Были выделены общие типы поведения. Греческий врач Гиппократ и др ученые арабско-персидской медицины признавали четыре стихи природы: воздух, вода, огонь, земля и соответственно в организме человека выделяли 4 жидкости , или материи: кровь, желчь, черная желчь и слизь. Смесь этих жидкостей определяет поведение, своеобразие человека. По гречески смесь – temperamentum, Отсюда классификация индивидов была названа классификацией темпераментов.Павлов создал учение о типах ВНД, в основу которого положил свойства ЦНС….

ТЕМПЕРАМЕНТ В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

4 типа темперамента определяют 4 типа поведения, поэтому ТМП – это категория поведенческая. ТМП – это совокупность формальных, динамических характеристик поведения. ТМП не характеризует содержательную сторону личности – взгляды, убеждения, интересы. Содержательная сторона личности связана с характером. ТМП характеризует энергетический уровень поведения: его интенсивность, скорость, темп, Выделено много свойств ТМП – импульсивность, тревожность, эмоциональная возбудимость, реактивность, сила эмоций. Однако, важнейшими характеристками поведения считаются общая активность и эмоциональность. Активность, по Я.Стреляу, — это проявление энергетического уровня поведения. Активность ТМП коррелируется с силой и уравновешенностью нервных процессов. Эмоциональность проявляется в тревожности, возбудимостьи, силе эмоций. И проявляется в вегетативных реакциях и ЭЭГ.

Свойства ТМП устойчивы. Человек не может быть то холериком, флегматиком. Трудно переделать свой темперамент, но целенаправленные воздействия среды, воспитания, волевых усилий могут привести к изменеиям формально- динамических особенностей поведения.

ТМП – это результат взаимодействия 2-х факторов- наследственности и среды. Люди и животные могут быть разделены на активных и пассивных. Среди крыс провели разделение на активных и пассивных и через несколько поколений получили чистые линии: активных и пассивных с, в основе лежала разная двигательная активность. У людей аналогично.

2 стр., 736 слов

ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

... ребенок может получить и минус два и минус три балла за какую-то одну поведенческую особенность. Особенности поведения ... интерьера и т.п. Социально и педагогически запущенные дети. У таких детей чаще всего возникают проблемы с пониманием инструкции, ... протекание учебного процесса и впоследствии привести к дезадаптации ребенка. Далее представлен ряд поведенческих особенностей, наиболее часто ...

Изучали наследование активности ТМП с помощью близнецового метода. Различия в ТМП у однояйцевх близнецов должны быть меньше, чем у просто родственников(другие братья сестры).

Было доказано, что сложные движения, прохождение лабиринта, тонкие движения кистей наследственно обусловлены. И индивидуальный темп выполнения самых разных действий такжеконтролируется , в значительной степени, генотипом.

В связи с тем, что многие свойства ТМП обусловлены наследственностью- генотипом, то ТМП относительно устойчив и должен мало поддаваться воздействиям воспитания и среды.Мнение, что в процессе воспитания ТМП может быть преобразован, ошибочно и изменение его маловероятно. Воспитание_ среда изменяют лишь привычки, навыки. А это создает видимость изменения ТМП. Правильное воспитаниеозначает направленное формирование у данного человека тех навыков, привычек, котрые соответствовали бы его ТМП и сглаживали природные недостатки ТМП. При хорошем воспитании поведение человека или животного не является показателем его природного ТМП.

Пример, пассивно- оборонительная реакция (трусость) может сочетаться с любым типом ВНД собаки. Ноу собак слабого типа она встречается намного чаще (16 из 17).

А среди 34 собак сильного типа только в 19 случаях.

ТМП ребенка оказывает со своей стороны влияние на воспитание его родителями.С момента рождения ребенка( спокойный, крикливый, упрямый..) особенности его темперамента провоцируют определенное поведение родителей. Повторяя свое поведение, взрослые создают в отношении ребенка определенную систему направленных воздействий, которые и влияют на формирование личностных качеств и качеств характера ребенка. Т.О. темперамент ребенка изменяет, модифицирует направленные на него воспитательные воздействия окружающих. Т.о., среда действуеи на ребенка опосредованно через свойства его темперамента.

Изменения свойств н.с., которые происходят в детстве , это не результат воспитания, а рез-т созревания Н.С. До 6 лет у детей слабые процессы возбуждения, неуравновешенность процессов с преобладанием возбуждения над торможением.Затем наступает уравношенность и развитие процессов торможения и регуляции.

Таким образом, индивидуальные различия человека, проявляющиеся в его психической деятельностии поведении, зависят от наследственности и среды, т.е.от его жизненного опыта, полученного в результате воспитания и обучения. Индивидуальность, личность человека – это единство природного и социального.

Важное значение для обучения имеет выделение природных задатков способностей. Теплов Б.М. дает такое определение способностей – это такие индивидуально-психологические особенности, которые влияют на успешность выполнения той или иной деятельности. Природной основой различных способностей могут быть разнообразные сочетания общих и специальных индивидуально-психологических свойств. Общими способностями являются работоспособность, активность, гибкость мышления, саморегуляция и т.д. Для специальных способностей образуются сложные системокомплексы. Например. музык. Способности.

Индивидуальность человека определяет его большие или меньшие адаптивные возможности. Павлов считал, что наилучшие шансы у сангвиника и флегматика. Однако, разные виды деятельности предъявляют разные требования к свойствам человека и в этом успешность профориентации молодежи.

4 стр., 1915 слов

Трудные люди: 4 варианта поведения

... работу Пассивное Норма Агрессивно Намерение: Получить оценку Поиск внимания Выскочка Ориентация на людей Поведение Выскочки – результат его непреодолимого желания быть оцененным по достоинству. Выскочка – ... либо действиям, учитывайте особенности этого человека Быть терпеливым и снисходительным Рассматривать его как одинокого, обиженного, неуверенного в себе ребенка Что делать: Цель– выявить ...