СОЗНАНИЕ И МОЗГ

СОЗНАНИЕ И МОЗГ

Сознание – это функция человеческого мозга. Сознание-это высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку. Человек осознает не только окружающий мир, но и себя самого. П.В.Симонов в характеристике сознания подчеркивает, что это знание, которое с помощью слов может быть передано другим членам общества. Осознать – значит передать свои знания другим. Все, что не может быть сообщено другим, еще не осознано. Ученые считают, что появление сознания связано с появлением и развитием речи. Это вербальная теория сознания. Она подтверждается нейрофизиологическими данными. Невозможность выразить словами чего-либо означает отсутствие осознания этого явления. Восстановление сознания после комы у людей проходит несколько стадий. Сначала – открывание глаз, затем фиксация взгляда на знакомых лицах, потом понимание речи и , последнее, собственная речь. Было установлено, что у больного только на стадии понимания речи восстанавливаются характерные связи между моторно-речевыми зонами левого полушария и другими зонами коры на частоте альфа- ритма.

Для осознавания любого внешнего стимула необходима активация связей между чувствительными зонами коры (слуховой, зрительной и др.) и моторным центром речи. Эта неспецифическая активация осуществляется через таламические структуры. Ученые выяснили, если длительность эл.импульса менее 500мсек, то он не осознается.Если больше, то стимул осознается. Кропотов и др. установили, что опознание букв и цифр в трудных условиях наблюдения происходит, если реакция нейронов длится не менее 300мсек. Костандов в опытах предъявлял слова с экспозицией 15мсек, они были неосознаваемые, при этом вызванные потенциалы регистрировали и в затылочной и других зонах коры. При осознаваемых словах импульсы возникали только в затылочной доле. Т.О. выяснили , что при осознаваемых сигналах (раздражителях) возникает локальная активация корковых нейронов, а при неосознаваемых стимулах активация коры более слабая и диффузная. Установлено в опытах, чтосознание связано сфункциями доминантного речевого полушария.

Неосознаваемые психические процессы широко распространены в нашем мозге и психике . в целом. П.В.Симонов разделяет их на 2 группы:

1.Подсознание — это информация, навыки, нормы и все, что ранее было осознано и вновь может стать осознаваемым при определенных условиях. Это автоматизированные навыки игры на инструментах, вождение, катание на коньках, лыжах, мотивационные конфликты. Подсознание охраняет человека от излишних энергозатрат, защищает от стресса.

9 стр., 4092 слов

Нарушения речи

Афазии.— формы распада сформированной речи, возникающие вследствие поражений головного мозга. В настоящее время принята классификация афатических расстройств, предложенная А.Р. Лурия. Причины афатических расстройств различны и могут быть связаны с опухолью мозга, сосудистыми нарушениями (спазмы кровеносных сосудов, кровоизлияния, тромбы), травмами черепа, воспалительными процессами (энцефалиты) и ...

2. Сверхсознание или интуиция, связана с процессами творчества , которые не контролируются сознанием. Сверхсознание- источник открытий. Нейрофизиологическая основа интуиции – трансформация следов памяти и образование из них новых комбинаций, создание новых временных связей, порождение аналогий. За сознанием остается функция отбора гипотез на основе анализа. Развитие сверхсознания определяется доминирующей потребностью. Сверхсознание лежит в основе открытий, художественных произведений, образов.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВНД ЧЕЛОВЕКА

Давно замечено, что разные люди в одинаковых ситуациях ведут себя по- разному. Были выделены общие типы поведения. Греческий врач Гиппократ и др ученые арабско-персидской медицины признавали четыре стихи природы: воздух, вода, огонь, земля и соответственно в организме человека выделяли 4 жидкости , или материи: кровь, желчь, черная желчь и слизь. Смесь этих жидкостей определяет поведение, своеобразие человека. По гречески смесь – temperamentum, Отсюда классификация индивидов была названа классификацией темпераментов.Павлов создал учение о типах ВНД, в основу которого положил свойства ЦНС….

ТЕМПЕРАМЕНТ В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

4 типа темперамента определяют 4 типа поведения, поэтому ТМП – это категория поведенческая. ТМП – это совокупность формальных, динамических характеристик поведения. ТМП не характеризует содержательную сторону личности – взгляды, убеждения, интересы. Содержательная сторона личности связана с характером. ТМП характеризует энергетический уровень поведения: его интенсивность, скорость, темп, Выделено много свойств ТМП – импульсивность, тревожность, эмоциональная возбудимость, реактивность, сила эмоций. Однако, важнейшими характеристками поведения считаются общая активность и эмоциональность. Активность, по Я.Стреляу, — это проявление энергетического уровня поведения. Активность ТМП коррелируется с силой и уравновешенностью нервных процессов. Эмоциональность проявляется в тревожности, возбудимостьи, силе эмоций. И проявляется в вегетативных реакциях и ЭЭГ.

2 стр., 736 слов

ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Одна их основных трудностей, с которой сталкивается учитель первого класса, - неумение детей включиться в общую учебную работу: дети часто игнорируют предложенное учителем задание, даже не пытаются его выполнять, задают вопросы, не имеющие отношения к учебной работе. Да, ребенок старается, но очень трудно удержаться и не заглянуть в чужой портфель, трудно не повернуться к приятелю и не рассказать ...

Свойства ТМП устойчивы. Человек не может быть то холериком, флегматиком. Трудно переделать свой темперамент, но целенаправленные воздействия среды, воспитания, волевых усилий могут привести к изменеиям формально- динамических особенностей поведения.

ТМП – это результат взаимодействия 2-х факторов- наследственности и среды. Люди и животные могут быть разделены на активных и пассивных. Среди крыс провели разделение на активных и пассивных и через несколько поколений получили чистые линии: активных и пассивных с, в основе лежала разная двигательная активность. У людей аналогично.

Изучали наследование активности ТМП с помощью близнецового метода. Различия в ТМП у однояйцевх близнецов должны быть меньше, чем у просто родственников(другие братья сестры).

Было доказано, что сложные движения, прохождение лабиринта, тонкие движения кистей наследственно обусловлены. И индивидуальный темп выполнения самых разных действий такжеконтролируется , в значительной степени, генотипом.

В связи с тем, что многие свойства ТМП обусловлены наследственностью- генотипом, то ТМП относительно устойчив и должен мало поддаваться воздействиям воспитания и среды.Мнение, что в процессе воспитания ТМП может быть преобразован, ошибочно и изменение его маловероятно. Воспитание_ среда изменяют лишь привычки, навыки. А это создает видимость изменения ТМП. Правильное воспитаниеозначает направленное формирование у данного человека тех навыков, привычек, котрые соответствовали бы его ТМП и сглаживали природные недостатки ТМП. При хорошем воспитании поведение человека или животного не является показателем его природного ТМП.

Пример, пассивно- оборонительная реакция (трусость) может сочетаться с любым типом ВНД собаки. Ноу собак слабого типа она встречается намного чаще (16 из 17).

3 стр., 1145 слов

Влияние телевизора на развитие ребенка. Воспитание мультфильмами

«Влияние телевизора на развитие ребенка. Воспитание мультфильмами». У меня есть маленькая сестренка, ее зовут Аня, ей 2 года. Иногда, мои родители просят меня посидеть с ней, но, как известно, в моем возрасте куда интересней гулять с друзьями, чем сидеть с маленьким ребенком. Именно поэтому, спасением для меня стал телевизор. Включив любимый мультик Ани, я могла спокойно заниматься своими делами, ...

А среди 34 собак сильного типа только в 19 случаях.

ТМП ребенка оказывает со своей стороны влияние на воспитание его родителями.С момента рождения ребенка( спокойный, крикливый, упрямый..) особенности его темперамента провоцируют определенное поведение родителей. Повторяя свое поведение, взрослые создают в отношении ребенка определенную систему направленных воздействий, которые и влияют на формирование личностных качеств и качеств характера ребенка. Т.О. темперамент ребенка изменяет, модифицирует направленные на него воспитательные воздействия окружающих. Т.о., среда действуеи на ребенка опосредованно через свойства его темперамента.

Изменения свойств н.с., которые происходят в детстве , это не результат воспитания, а рез-т созревания Н.С. До 6 лет у детей слабые процессы возбуждения, неуравновешенность процессов с преобладанием возбуждения над торможением.Затем наступает уравношенность и развитие процессов торможения и регуляции.

Таким образом, индивидуальные различия человека, проявляющиеся в его психической деятельностии поведении, зависят от наследственности и среды, т.е.от его жизненного опыта, полученного в результате воспитания и обучения. Индивидуальность, личность человека – это единство природного и социального.

Важное значение для обучения имеет выделение природных задатков способностей. Теплов Б.М. дает такое определение способностей – это такие индивидуально-психологические особенности, которые влияют на успешность выполнения той или иной деятельности. Природной основой различных способностей могут быть разнообразные сочетания общих и специальных индивидуально-психологических свойств. Общими способностями являются работоспособность, активность, гибкость мышления, саморегуляция и т.д. Для специальных способностей образуются сложные системокомплексы. Например. музык. Способности.

Индивидуальность человека определяет его большие или меньшие адаптивные возможности. Павлов считал, что наилучшие шансы у сангвиника и флегматика. Однако, разные виды деятельности предъявляют разные требования к свойствам человека и в этом успешность профориентации молодежи.