Л.М. Петрова профессор, кандидат философских наук темперамент и интеллект актера

15

  • Понятие темперамента.
  • Темперамент в структуре личности.
  • Характеристика и особенности темпераментов.
  • Темперамент и творческий процесс.

Материалом театрального искусства является живой действующий человек, его актерский психофизический аппарат. Известен тренинг психофизического аппарата – это упражнения на элементы актерского мастерства, собранные в ряде сборников в той или иной методической последовательности. Универсальными, как известно, являются упражнения на память физических действий (т.е. упражнения с воображаемыми предметами).

Это – как гаммы для музыканта. Специалисты знают ч т о и к а к тренировать. Правда, стоит напомнить слова профессора Б.М. Теплова, который в своем труде «Проблемы индивидуальных различий» писал: «Можно считать безнадежным делом воспитывать у человека такую способность, задатки к которой у него отсутствуют». У актера же способности, задатки определены, и актерские упражнения развивают их до совершенства. Однако есть необходимость познакомиться поближе со структурой личности, чтобы понять причинно-следственную связь природных данных и тех, которые приобретаются и совершенствуются опытом, для того, чтобы осознанно развивать свою личность и быть профессионально грамотным режиссером-педагогом.

Термин «личность», которым орудуют юристы, врачи, философы, психологи, пришел в науку из искусства. Личность – лик, личина, маска – то есть нечто, навязанное человеку извне, но не свойственно ему самому. Ибо в человеке живет не один лик, а несколько. Иными словами, человек обретает личность в процессе социализации. До сего времени в науке нет полного определения личности. Психология изучает четыре рядоположных подструктуры личности:

социальная подструктура

биологическая подструктура

Между ними два перехода:

социально-биологическая подструктура

биосоциальная подструктура

(См. таблицу «Психологическая характеристика личности», стр. 17).

Социальную подструктуруличности составляютмотивация(илинаправленность) личности, т.е. то, чтодвигаетличность, ее поведение (мотивыпоступков личности).

12 стр., 5643 слов

Психологическая характеристика способностей и задатки человека

... или умениям, которые уже выработанные у данного человека. способность задаток френология От способностей зависит быстрота и легкость ... психики, например: тесты, определяющие темперамент, характер, тип личности и др. Методики разрабатываются с применением математических ... обучения, частных упражнений, тренировки. Одно и тоже достижение может быть обусловлено у разных людей не одинаковыми, ...

К социальной подструктуре относятся интересы, побуждения, потребности, влечения, а также мировоззрение, из которых мировоззрение и интересы – более социальные, а побуждения, потребности, влечения – содержат в себе биологические элементы.

Формируется эта подструктура приемами социальной психологии, средствами воздействия на личность (радио, телевидение, искусство, школа, семья, другие воспитательные структуры).

Социально-биологическая подструктура– это опыт личности – жизненный и профессиональный. Элемент биологичности заключается в том, что этот опыт индивидуально свой.

Формируется эта подструктура деятельностью – обучением, формирующим навыки, привычки.

Биосоциальная подструктура– это основа личности; ее составляютэмоции, воля, интеллект.Это – индивидуально-психологические свойства личности. Физиологический аспект этих свойств –возбуждение и торможение, которые должны быть в равновесии у личности, и в психологическом аспекте эта триада (интеллект, эмоции, воля) должна быть в равновесии. Равновесие придает мотивация (направленность) личности.

(Если одно из свойств «перевешивает», равновесие нарушается. К примеру, что такое упрямство? Это карикатурное заострение воли.)

Эта подструктура воспитуема.

Биологическая подструктура наиболее изучена. Объектом изучения здесь явилисьособенности высшей нервной деятельности(ВНД) итипология личности (тип нервной системы(НС),темперамент.

Эта подструктура тренируема.

В 50-х гг. в психологической науке считалось, что темперамент – это базис, задатки личности, на котором вырастают ее особенности. Иными словами, между личностью и темпераментом ставился знак равенства.

Западная психология разделяет все подструктуры, но они не только взаимодействуют, но и влияют друг на друга.

Еще две подструктуры – характериспособности– проходят через всю личность, цементируя все подструктуры.

Таким образом, интересующий нас темпераментнаходится в биологической подструктуре личности и, следовательно, является наиболее устойчивой характеристикой личности, поскольку не изменяется на протяжении жизни человека.

Темперамент – это характеристика (свойство) темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний человека, влияющих на динамическую способность его деятельности (т.е. это общая активность, двигательные проявления и эмоциональность).

«Понятие темперамента охватывает ту сферу личности, которая обнаруживается в инстинктивных, эмоциональных, рефлекторных реакциях. Во всей той части нашего поведения, которая обычно признается непроизвольной и наследственной, господствующим понятием является темперамент». (Л.С. Выготский. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991, с. 325).

В темпераменте заложен природный способ реагированиячеловека на происходящие события. Не учитывать, игнорировать природу темперамента в творческом процессе нельзя. Если она игнорируется, значит, режиссер (педагог) некомпетентен в своей профессии.

9 стр., 4283 слов

Личность и темперамент

... темпераментом и не рассмотреть эти понятия вместе. Целью чего является данный реферат. 1 ЛИЧНОСТЬ 1.1 Общие представления и понятия личности Проблема личности в психологии выступает и ... структура личности по К. Платонову Название подструктуры Подструктуры подструктур Соотношение социального и биологичес-кого Уровень анализа Виды формирова- ния Направление личности Убеждения, мировоззрение, ...

Темперамент описан еще Гиппократом. Он выводил природу темперамента из жидкостей и соков организма. Отсюда произошли и названия темпераментов:

Сангвиниклат. sanguis– кровь, жизненная сила. Для этого темперамента характерна живость, быстрая возбудимость, легкая сменяемость эмоций.

Флегматикгреч. phlegma– слизь (лимфа) – медлительность, спокойствие, слабое проявление чувств вовне.

Холерикгреч. chole– желчь – раздражительный, возбудимый. Для него характерна быстрота действий, сильные, быстро возникающие чувства, ярко отражающиеся в речи, жестах, мимике.

Меланхоликгреч. melaina chole– черная желчь (от запоров) – повышенная возбудимость, впечатлительность и относительно незначительное внешнее выражение чувств. Для него характерны глубокие переживания.

Итак, темперамент характеризует общую активность индивида, его моторику (т.е. двигательные проявления) и эмоциональность.

Темперамент в истории науки исследовался разными учеными и с разных оснований. Так, самыми древними теориями считаются гуморальные теории,связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Гуморальная теория восходит к Гиппократу и систематизирована И. Кантом; она представляет собой учение о четырех основных типах темпераментов, о которых было сказано выше.Морфологические теориираскрывают зависимость темперамента от конституционных типов телосложения (Э. Кречмер и У. Шелдон).

Русский физиолог И.П. Павлов выдвинул теорию обусловленности темперамента особенностями высшей нервной деятельности (ВНД).

В основе – процессывозбуждения иторможения,которые различно протекают у разных людей.

Павлов объяснил свойства темперамента свойствами нервной системы (НС), т.е. силой нервных процессов (С),подвижностьюнервных процессов (П) иуравновешенностьюнервных процессов (У).

Эти три качества в различных соотношениях предопределяют успешность или неуспешность деятельности.

Сила нервных процессов (С)– сильная нервная система способна выдерживать длительное сильное раздражение. Зато слабая нервная система оказывается более чувствительной, чем сильная, т.е. обладает способностью различать и чутко откликаться на слабые раздражители.

Подвижность нервных процессов(П)– это быстрота смены возбудительных и тормозных процессов. В этом свойстве две стороны –лабильность(т.е. скорость возникновения и исчезновения нервных процессов) исобственно подвижность(т.е. быстрота перестройки условных связей).

Уравновешенность нервных процессов (У)– это уравновешенность торможения и возбуждения.

С П У

Темпераменты Тип нервной системы

13 стр., 6498 слов

Личность, темперамент, характер

... личности по К. Платонову Название подструктуры Подструктуры подструктур Соотношение социального и биологи -ческого Уровень анализа Виды формирова- ния Направление личности Опыт Особенности психических процессов ... конкретной личности темперамент, характер, способности. В отличие от статистической модели структуры личности модель ... как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, ...

Холерик+ + — НС неуравновешенная, сильная

Сангвиник + + + НС уравновешенная, сильная, но

не хватает глубины

Флегматик+ — + НС уравновешенная, сильная, но

малоподвижная (долго «доходит»)

Меланхолик — — — НС неуравновешенная, слабая

У поступающих на актерский факультет резко выражен сдвиг в сторону слабости нервной системы. В то же время для них же характерна большая выносливость нервных клеток. Это сочетание очень характерно для актерской одаренности.

Не существует «хороших» и «плохих» темпераментов, мало «чистых» темпераментов; чаще встречаются люди с преобладанием черт того или иного темперамента. В каждой профессии темперамент определенным образом отражается в деятельности человека, влияет на успешность, результативность деятельности.

Для актерской профессии хороши темпераменты холерический и флегматический. Меланхолик привлекателен глубиной чувств, но его успехи в актерской профессии относительны, зато он хорош для режиссерской профессии. Сангвиник привлекателен живостью реакций, но сложен отсутствием глубины переживаний и несамостоятельностью.

Знание особенностей темперамента позволяет прогнозировать успешность или неуспешность деятельности, а также и ориентировать личность на определенный стиль работы.

Стиль работы – это совокупность манер поведения и творческой деятельности, выражающейся в целеустремленности, интересе, продолжительности, производительности и ритмичности психических и физических процессов, в требовательности к качеству результатов.

Темперамент и творческий процесс

Творческая деятельность означает самовыражение, которое включает в себя отражение объективного мира и раскрытие и познание своей индивидуальности, воспринимающей и осмысляющей действительность.

Творческий процесс включает в себя два крупных этапа – рождение замысла и его воплощение.Но чтобы проследить проявление темперамента в творческом процессе, условно разделим его на более мелкие фазы. Тогда творческий процесс будет выглядеть следующим образом:

  1. Восприятие мира или явления. Для режиссерской деятельности это означает знакомство с пьесой.
  2. Оценка, осмысление воспринятого. В режиссерской деятельности это – первое эмоциональное впечатление от пьесы.
  3. Сопоставление воспринятого с личными знаниями, опытом, мировоззрением, в результате чего формируется субъективный образ мира и отношение художника к объективному миру. В нашей профессии – это режиссерский анализ пьесы до встречи с актерами.
  4. Формирование идеального образа мира на основе своего личного опыта, воображения, фантазии, интуиции, мировоззрения. Для режиссера это означает – осмысление будущего спектакля в пространстве: формирование образного решения спектакля (декорация в макете, свет, музыка).

    8 стр., 3588 слов

    Роль старшего воспитателя в создании условий для самостоятельной ...

    ... детей не только в ситуации художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на ... во всех видах деятельности. Безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности ребенка творческим, ставить ...

    А с актерами – читка пьесы актерам.

  5. Соотношение идеального (воображаемого) и реального, где идеальный (воображаемый) образ – это цель деятельности. В результате соотношения возникает план деятельности, направленной к идеальному (воображаемому) образу. В режиссерской деятельности это этап распределения ролей, начало репетиций (этюдный анализ), процесс репетиций «за столом», в выгородке.
  6. Осуществление творческого акта. В театре осуществление творческого акта – это процесс работы от начала репетиций до премьеры и далее. Но условно примем за фазу осуществления творческого акта сценические репетиции, прогоны и генеральные.
  7. Сопоставление результата деятельности с идеальным (воображаемым) образом. Коррекция результата деятельности в той же последовательности. В театре это – последняя генеральная и премьера (и послепремьерная доработка спектакля).

Таким образом, фазы 1 – 4 относятся к этапу замысла, а 5 – 7 — к этапу воплощения.

Теперь обратимся к темпераментам и проверим, как каждый из них соотносится с фазами творческого процесса. Начнем с меланхолического темперамента.

Меланхолики более успешно и продуктивно справляются с первыми четырьмя фазами творческой деятельности. В силу своей природной эмоциональной возбудимости и впечатлительности они особенно остро, ярко и полно воспринимают окружающую действительность. Но пониженный мышечный тонус ориентирует на переживание этих сильных эмоциональных впечатлений внутри себя. Отсутствие способности природного торможения нервных процессов не позволяет им произвольно прекращать свои переживания и сосредоточиваться на чем-то другом. Впечатление как бы застревает в психике меланхолика в качестве идеи. Реализовать идею в поступке ему трудно. Иными словами, процесс анализа, т.е. фазы 1-4 и 5, протекают у меланхолика успешно, но ему очень сложно выйти в 6 фазу – осуществление творческого акта.

Воспитание актерских способностей у меланхолика без достаточно высокой мотивировки и силы воли практически невозможно. Так считают некоторые психологи и некоторые режиссеры-практики. Но можно ожидать успехов у меланхоликов на поприще режиссуры. Почему такой приговор подписывают меланхоликам? Считается, что в актеры меланхолики не годятся из-за того, что обладают слабой нервной системой, а актерская профессия связана с огромными нервными перегрузками. Однако специалисты кафедры психологии Петербургского института театра, музыки, кино доказали, что при условии укрепления нервной системы меланхолики могут добиться значительных результатов и в актерской деятельности. Глубина переживаний, глубокая впечатлительность, скупая внешняя выразительность – это замечательные качества актера современного театра, и именно ими обладает меланхолик, и если он сумеет укрепить свою нервную систему, то успех его ждет и на поприще актерской деятельности

В процессе же обучения на актерских факультетах меланхолики на начальных этапах обучения не подают надежд на актерское будущее; им очень сложно существовать в этюдах «Я в предлагаемых обстоятельствах», так как им сложно раскрывать свое «я». Большие физические и темпоритмические нагрузки они также не выдерживают. Но с появлением возможности выразиться в характерности они могут зарекомендовать себя как хорошие актеры. Психика меланхолика особенно уязвима. И если на первых этапах обучения он был травмирован замечаниями, грубыми оценками, обвинениями в беспомощности и пр., то «возрождения» в связи с характерностью образа на старших курсах может и не произойти. Меланхолик предрасположен к возникновению устойчивого комплексования.

4 стр., 1874 слов

Заключение 3 (исследование когнитивных процессов, интеллекту

... и эрудиция (приобретенный интеллект), преобладание формального абстрактно-логического мышления над практическим, реализующимся в непосредственной деятельности, средний биологический интеллект, (базовые предпосылки интеллекта), невысокий соци ... процессе рисования и восприятия слов по рисункам, что свидетельствует о высоком уровне сформированности у него понятийного мышления и креативных (творческих) ...

Холерик – это сильная эмоциональная реакция, повышенная впечатлительность, возбудимость. Всё это находит выход в активной физической деятельности, направленной на объект. В то же время это же свойство является недостатком, мешающим человеку осознанно управлять своим поведением. Для холерика очень характерно, что он сначала делает, а потом думает. Его стиль поиска – методом проб и ошибок. В отношении фаз творческого процесса – наиболее продуктивно проходит первая фаза; получив сильное возбуждение, холерик сразу стремится к 6-й фазе – творческому акту, пропуская все предшествующие (2,3,4,5 фазы), он торопится воплотить, не обдумав.

Индивидуальный стиль деятельности холерика связан с необходимостью смены циклов активности и отдыха.

Холерика необходимо сдерживать и направлять его внимание на развитие способности самостоятельного анализа своих действий.

Холерики по своей природной организации наиболее близки к актерской деятельности. Но при болезненном, легко уязвимом самолюбии они могут озлобиться, в них может умереть творческая инициатива (если педагог или режиссер не понимает природы темперамента и не обладает педагогическим тактом).

Флегматиквладеет способностью трезвого анализа. Он приступает к работе не спеша, с раскачкой, готовится долго и обстоятельно, не проявляя при этом никаких внешних признаков, но зато ничего не упускает из виду.

Стиль его работы можно охарактеризовать так: он не стремится сделать больше и лучше, чем требуется. Он предпочитает реже менять цели, проявляя упорство и настойчивость. Флегматика нельзя подгонять. Ускорить его темпоритм можно, помогая и подбадривая, но не опекая. Критерием его деятельности является не количество, а качество.

В театральных вузах Москвы, Петербурга на актерских факультетах, а также в вузах культуры и искусств – 5-7% флегматиков (по данным кафедры психологии Петербургского института Театра, Музыки, Кино).

Сангвиник предрасположен к живой подвижной деятельности, но их доля в общей массе еще более мала. Сангвинику свойственно работать не по необходимости, а ради достижения желаемой цели. Отсюда – склонность к смене впечатлений: любое, даже незначительное препятствие, задержка в достижении цели заставляет его отказаться от еще недавно желаемой цели.

Сангвиники несамостоятельны. Они нуждаются в постоянном руководстве, чтобы их деятельность была продуктивной. А продуктивность будет зависеть от подстановки новой цели, каждая из которых позволяла бы довести творческую деятельность до конца. Иными словами, режиссеру-педагогу необходимо при работе с актером-сангвиником предлагать ему всё новые манки, соблюдая логику и последовательность, увлекательность и направленность цели. И это – на каждой репетиции.

4 стр., 1816 слов

Семинар № 1. Общение в структуре деятельности участников образовательного ...

... направленность личности бакалавра. Личностные профессионально значимые качества участников образовательного процесса, их сущность. Коммуникативная готовность бакалавра. Коммуникативные ... www.//flogiston.ru Семинар № 2 Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса Основные понятия: коммуникативная готовность, коммуникативные умения, авторитарный способ ...

Даже беглый анализ темпераментов позволяет задуматься о методике работы с актером и сформулировать следующие выводы:

  1. Если мы обнаружили зависимость творческой деятельности даже от некоторых черт темперамента, то необходимо обратиться к поиску индивидуального стиля работыкаждого обучающегося (или участника театрального коллектива).
  2. Несоответствие тех или иных свойств темперамента для развития актерских способностей может быть компенсировано другими характеристиками личности, положительными для данной деятельности (воспитанием воли, характера, эмоций, мотивации и пр.).
  3. Познание особенностей своей нервной системы, выработка на этой основесвоегоиндивидуального стиля работы дает возможность плодотворно работать.

Обучение методам художественного творчества не предполагает ориентации ни на «лучших», ни на «средних» членов коллектива. Метод «делай, как я» в искусстве несостоятелен. Необходим поиск индивидуального стиля работы каждого обучающегося и педагога с каждым обучающимся.

Возникает некоторое противоречие: формирование коллектива требует равного ко всем отношения, выработки общественного мнения и опоры на него. А творческий процесс предполагает индивидуальный подход. Противоречие может быть снято, если равное отношение педагога позволяет находить индивидуальный стиль, не выделяя, не противопоставляя, не сравнивая участников друг с другом по их творческим данным. Сравнимо только отношениек общему делу, к творческому процессу.

Сценический темперамент

Жизненный темперамент и сценический темперамент – не одно и то же. Сценическая деятельность требует высокой интенсивности нервных процессов, т.е. нервная система должна выдерживать большую силу раздражительного процесса, обладать функциональной выносливостью, выдерживать длительное и концентрированное возбуждение не переходя в состояние запредельного торможения.

Сценическийтемперамент – это динамическая характеристика осуществляемого актером сценического действия. Сценический темперамент – это динамические особенности психических процессов и всех действенных проявлений актера в роли (жест, движение, восклицание, мгновенная эмоциональная реакция на внешний раздражитель или воздействие).Сценический темперамент включает такие свойства, как впечатлительность, эмоциональная возбудимость и импульсивность человека.

Таким образом, качества, необходимые актеру, принадлежат и холерическому и меланхолическому жизненным темпераментам. Но поскольку темперамент, данный природой от рождения, неизменяем, то актеру необходимо воспитывать в себе те качества, которые способны актерскую деятельность сделать высоко результативной.

Интеллект актера

Интеллект есть способность мышления, рационального познания.Человек в своей деятельности постоянно сталкивается с необходимостьюпланироватьирегулировать свою деятельность. То есть, соотносить то,как он видит и понимает окружающий мир, с тем,как он представляет, осознаёт самого себя. Этот процесс есть мышление человека.

9 стр., 4498 слов

5.Формирование мышления и речи в процессе онтогенез

... раскрывающее суть вещей. Итогом мышления как процесса является не образ, а некоторая мысль или идея. Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных ... у каждого человека недостаточно используемые им резервы мышления и речи, наметить пути самообучения и саморазвития своего творческого интеллекта. В настоящее время широкое распространение имеют ...

Мышление, как и темперамент, – базовая основа для развития любых профессиональных навыков и умений.

Вопрос о природе мышления – основной вопрос философии. Природой мышления занимаются и психология, и медицина. Проблема мышления (как и темперамента) многоаспектна.

Нас интересует аспект – мышление как процесс решения творческой задачи.

Процесс решения творческой задачи предполагает наличие цели, средств и способовее достижения. Следовательно, процесс мышления – это процесс поиска средств с учетом конкретной ситуации.

Если средства и способы заранее известны и для человека они единственно возможны, процесс мышления нивелируется. Это так называемое репродуктивноемышление и поведение. Главенствующую роль здесь играет навык. Во многих видах деятельности это сказывается положительно на результате деятельности. Но на языке творческих профессий это может означать штамп, шаблон, то есть, отсутствие творческого поиска.

В жизни приходится не только искать средства и способы достижения цели, но и самостоятельно формулировать задачу(т.е. ставить цель).

Активность творческого мышления связана с проблемной ситуацией.

Чтобы выйти на самостоятельный поиск средств решения задачи или осознать проблемность ситуации, человек должен обладать способностью понимать смысл конкретной ситуации,для чего важно иметь жизненный опыт, жизненные знания. Это – первая (и основная) стадия мышления. Способность эта находится в прямой зависимости отуровня интеллекта.

Интеллект проявляется во всех умственных процессах, но в первую очередь – в мышлении и творческом воображении.Качества интеллекта у разных людей различны, развиты не в равной степени. Знание свойств психологии мышления позволяет режиссеру-педагогу определить наилучший для каждого актера (ученика) путь и методы воспитания и обучения. Чтобы найти индивидуальный план занятий с каждым учеником (актером), необходимо выявитьего способности к развитию своих способностей (т.е. способности к обучению и самообучению).

Это базовая способность человека, она впрямую связана с мышлением. Следовательно, надо определитьпараметры мышления.

Систематизация знаний в этом вопросе особенно актуальна для театрального искусства. В театральном искусстве материалом для творчества является сам актер, его действие на сцене.

Любая сценическая ситуация есть условная модель реальной жизни. Сталкиваясь с многочисленными ситуациями в пьесе, актер развивает в себе способность к продуктивному решению многообразных проблемных жизненных задач. Подобные задачи возникают и в реальной жизни.

Ряд жизненных задач связан с удовлетворением потребности совершенствования внешних условий. Другой ряд жизненных задач связан со стремлением личности к самосовершенствованию, что особенно важно для режиссера-педагога, руководителя театрального коллектива. Чтобы этот процесс шел целенаправленно и результативно, педагогу и важно иметь представление о параметрах мышления.

12 стр., 5796 слов

Роль интеллекта в деятельности младших командиров

... психолого-педагогических условий развития интеллектуальных и личностных качеств военнослужащих в ходе воинской деятельности. Глава 1. Роль интеллекта в деятельности младших командиров Вся мировая история, ... шкале умственного развития Бине-Симона тестовые задания были сформированы по возрастам. По сути, с этого момента начинает формироваться тестологическая парадигма в исследовании интеллекта, ...

Австрийский психолог Г. Айзенкразличает пять параметров различий особенностей мышления:

  1. Пассивность или активность.
  2. Скорость и точность мыслительных процессов или отсутствие скорости и точности.
  3. Стремление к детализации или к обобщению (ситуации или явления).
  4. Протоколирующий, констатирующий или интерпретирующий способ познания.
  5. Способы осуществления процессов запоминания и воспроизведения информации (т.е. какзапоминает икаквоспроизводит).

Г. Айзенк считает, что характеристика скорости умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми.

Отечественные психологи исходят из иных оснований. Так, психолог Н.Д.Левитов(Н.Д. Левитов. Психология характера. – М.: Просвещение, 1969) предложил инуюсистему параметров мыслительной деятельности, которая выразилаосновные качества интеллекта.Эта система включает восемь основных качеств интеллекта:

  1. Ясность ума, простота и искренность мысли, отсутствие «заумности», бутафории, запутанности.
  2. Логичность ума, строгая последовательность, систематичность мышления.
  3. Сообразительность, быстрота ориентировки, скорость решения задач.
  4. Глубина ума, вдумчивость, способность познавать в предметах и явлениях наиболее существенное, открывать закономерность.
  5. Широта ума, способность мыслить с учетом всех сторон вопроса.
  6. Гибкость или пластичность ума, отсутствие шаблонности, стереотипности, способность к изменению хода мышления.
  7. Самостоятельность и оригинальность, новизна, самобытный творческий характер умственной деятельности, отсутствие слепой подражательности.
  8. Критичность ума, отсутствие непроверенных предвзятых суждений, тщательная аргументация, серьезное отношение к возражениям.

Актерская деятельность представляет собой счастливую возможность идентифицировать сценические способности с общими жизненными способностями человека и организовать продуктивную деятельность.

Представление об особенностях своего мышления и степени его готовности к активной творческой деятельности можно получить, используя методику, разработанную Институтом психологии АН (независимо от сферы профессиональной деятельности).

Более высокий уровень интеллекта личности характеризуется не только более высоким уровнем внимания и успешности (продуктивности) умственной работы, но и меньшими энергетическими затратами организма на процесс умственной деятельности. Самооценка уровня и роли интеллекта в организации собственной деятельности и потенциальной возможности ее успешного осуществления может быть проведена по вопроснику-тесту, данному в приложении к лекции (приложение № 2).

В учебно-творческом арсенале актерского искусства есть кладезь упражнений, развивающих, воспитывающих, формирующих интеллект. Например:

Кинолента. Построить ассоциативный ряд – «лес – мяч»

Примерные ответы, которые давали участники студии:

а) лес – палатка – пожар – мяч (?)

б) вокзал – лес рук, провожающих юношу – мяч (?)

в) лес – поляна – дети – мяч. Последний вариант наиболее точен.

Другой вариант: «танец – платок». Ответы были такие:

а) танец – девушка – гармонист – платок;

б) танец – взрыв – платок;

в) танец – театральная программка – слезы – платок.

Если в первом примере логика не везде выдержана, то во втором – при всем различии ассоциаций логика сохранилась. Как видим, это упражнение выявляет и тренирует качества интеллекта под номерами 1, 2, 3.

Оправдание поз.Как известно, у этого упражнения много вариантов – от простого «замри» до скульптурной группы; позы оправдываются каким-либо жизненным действием (танцевальным или спортивным движением обычно оправдание запрещается, ибо это очень легко сделать).

Это упражнение выявляет и тренирует качества интеллекта, отмеченные номерами 2 и 3.

Нанизывание слов:к каждому слову добавляется новое и воспроизводится вся цепочка с каждым новым добавлением. Это упражнение способно выявлять и развивать качества интеллекта 3, 5, 6.

Описание жанровой сценки по репродукцииспособно выявлять и развивать все восемь качеств интеллекта. А уж если представляется возможность выстроить этюд по репродукции, то это позволяет выявить не только все качества интеллекта, но и все качества темперамента.

Таким образом, система актерских упражнений не только развивает актерские данные человека, но также способствует и общему развитию личности человека. Неслучайно поэтому сценическое искусство используется многими педагогами для гармоничного воспитания детей и в последние годы особенно активно вводится в систему дополнительного образования в средней школе.

Приложение №1

Методика определения темперамента личности

На предлагаемые вопросы следует отвечать «да» или «нет», на раздумья затрачивать не более 10-15 секунд; если бывает, что подходят оба ответа, то следует выбрать по преимуществу.

  1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться», испытать возбуждение?
  2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые могут ободрить или утешить?
  3. Вы человек беспечный?
  4. Вам очень трудно отвечать «нет»?
  5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-либо предпринимать?
  6. Если вы обещаете что-то сделать, всегда ли вы сдерживаете обещания (независимо от того, удобно это вам или нет)?
  7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
  8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не задумываясь?
  9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточной на это причины?
  10. Сделали бы вы почти всё, что угодно, на спор?
  11. Возникает ли у вас чувство робости и смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичной(ным) незнакомкой(цем)?
  12. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь?
  13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?
  14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали и сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?
  15. Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми?
  16. Легко ли вас обидеть?
  17. Любите ли вы часто бывать в компании?
  18. Бывают ли у вас мысли иногда, которые вы бы хотели скрыть от других?
  19. Верно ли, что вы иногда полны энергии, что всё горит у вас в руках?
  20. Предпочитаете ли вы иметь поменьше друзей, но зато особенно близких вам?
  21. Часто ли вы мечтаете?
  22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?
  23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?
  24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
  25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?
  26. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
  27. Считают ли вас человеком живым и веселым?
  28. Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?
  29. Вы молчите, когда находитесь в обществе других людей?
  30. Вы иногда сплетничаете?
  31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут вам в голову?
  32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то вы предпочитаете прочитать об этом в книге, нежели спросить?
  33. Бывают ли у вас сердцебиения?
  34. Нравится ли вам работа, которая требует от вас постоянного внимания?
  35. Бывают ли у вас приступы дрожи?
  36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
  37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?
  38. Раздражительны ли вы?
  39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?
  40. Волнуют ли вас предчувствия по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?
  41. Вы ходите медленно и неторопливо?
  42. Вы когда-нибудь опаздывали на свиданье или на работу?
  43. Часто ли вам снятся кошмары?
  44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упускаете возможности поговорить с незнакомым человеком?
  45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
  46. Вы бы чувствовали себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены общения с людьми?
  47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
  48. Есть ли среди ваших знакомых лица, которые вам явно не нравятся?
  49. Можете ли вы сказать, что вы весьма уверенный в себе человек?
  50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на ваши личные промахи?
  51. Вы считаете, что трудно получать настоящее удовольствие от вечеринки?
  52. Беспокоит ли вас чувство, что вы в чем-то хуже других?
  53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?
  54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
  55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
  56. Любите ли вы подшучивать над другими?
  57. Страдаете ли вы от бессонницы?

Далее предлагается найти, в каком поле (меланхолика, флегматика, холерика или сангвиника) окажется та точка, которая получится от пересечения координат, полученных от подсчета положительных и отрицательных ответов в соответствии с «Ключом».

Одна из координат (горизонтальная) – это шкала «интроверсии – экстраверсии». Как известно, меланхолики и флегматики являются интровертами. Интроверсия означает замкнутость, рассудительность, самоуглубленность, застенчивость. Экстраверсия означает контактность личности, направленность ее вовне, т.е. преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Этим свойством определяются такие черты характера, как общительность, откровенность, заразительность эмоций. Экстраверт нуждается в людях и способен увлечь их за собой. Экстравертами являются холерики и сангвиники.

Вторая координата (вертикальная) – шкала нейротизма. Нейротизм (нейротицизм) определяет эмоциональность личности и ее устойчивость.

Координаты пересекают друг друга посередине, образуя четыре поля (см. рис. далее).

Ключ для вопросника

К шкале «интроверсия – экстраверсия»

«ДА» — 1,3,8,10,13,17,22,25,27,39,44,46,49,53,56.

«НЕТ» — 5,15,20,29,32,34,37,41,51.

К шкале «нейротизм»

«ДА» — 2,4,7,9,11,14,16,19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43,45,47,50,52,55,57.

«Детектор лжи» — «ДА» — 6,24,36. «НЕТ» -12,18,30,42,48, 54.

Сумму положительных и отрицательных ответов, совпавших с ключом по шкале «интроверсия – экстраверсия», отложить на этой шкале.

Сумму положительных ответов, совпавших с ключом к шкале «нейротизм», отложить на этой шкале.

Провести от найденных точек перпендикуляры от координат. Точка их пересечения окажется в поле, соответствующем темпераменту испытуемого.

Проверка результатов исследования («детектор лжи»).

Сосчитать совпадения положительных и отрицательных ответов по шкале «лжи». Если совпавших ответов от 0 до 3, результат исследования верен. Если совпадений от 3 до 5, то человек либо плохо себя знает, либо идеализирует. Исследование необходимо повторить через некоторое время.

Если совпадений более 5, результат неверен, не соответствует истинности.

Далее предлагается схема шкал для определения точки пересечения полученных в исследовании данных, т.е. для определения темперамента.

24

меланхолик ! холерик

!

!

!

интро- ! экстра-

версия 0——————————- 12————————— 24 версия

!

!

!

!

флегматик ! сангвиник

0

шкала

нейротизма

Приложение № 2 Исследование уровня интеллекта

Условием этого исследования является индивидуальный опрос испытуемого. Испытуемый дает оценку каждому положению по шкале от «0» до «5», где «5» – полное убежденное утверждение, а «0» – окончательное, бесповоротное отрицание; «3» — если у испытуемого сочетаются крайне противоположные варианты.

Вопросник.

  1. Обычно я в состоянии назвать причину своей относительной неудачи.
  2. Я могу верно оценить свои возможности.
  3. В решении задач, ориентации и суждениях я могу быть максимально самостоятельным.
  4. Из своих неудач я обычно извлекаю хороший урок для себя.
  5. Я могу отстоять свое мнение.
  6. Я в состоянии изменить свою точку зрения, если она обнаруживает свою ошибочность.
  7. В ситуациях затруднения я могу мобилизовать свои силы и не отказываюсь от попытки достичь цели.
  8. При знакомстве с новым материалом я стараюсь проработать его возможно глубже.
  9. Я в состоянии объяснить новый материал другому.
  10. У меня есть собственные находки, открытия, которые я использую в практике.
  11. Я обычно выполняю весь объем технической работы, необходимой для улучшения результатов или для достижения цели.
  12. Обычно я довожу до конца начатое дело, если уверен в его целесообразности.
  13. Большинство часто повторяющихся операций я выполняю автоматически, не задумываясь.

После того, как даны «оценки» каждому утверждению по предложенной шкале, надо сложить все цифры. Если сумма больше 39, то уровень интеллекта и его роль в организации поведения высоки. Если сумма баллов от 30 до 39 – при определенных усилиях и настойчивости можно рассчитывать на достижение необходимого уровня. Если же сумма меньше 30 – уровень развития интеллекта и его участие в деятельности низки.

Получив, таким образом, сведения о своих индивидуальных особенностях, можно (и нужно) выработать свой индивидуальный стиль работы, а также продумать, как могут складываться творческие взаимоотношения с актерами-партнерами, с педагогами-режиссерами, где темперамент будет играть едва ли не первую роль. Следует завести творческий дневник самонаблюдений, чтобы фиксировать удачи и промахи в творческом общении, анализировать их, чтобы предотвращать негативные их стороны впоследствии.

Задание

Проанализировать характер своей работы над ролью, характер творческих взаимоотношений с партнерами по сцене, с товарищами в группе в процессе учебно-творческой работы. Записать свои самонаблюдения. Сделать выводы о своем индивидуальном стиле работы, обратив внимание на сильные и слабые стороны.