НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Филиал в г. Красноярске
Юридический факультет
Специальность: Юриспруденция — 030501
Кафедра юридических дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине ФИЛОСОФИЯ
на тему: Философия Д. Локка Студент заочного отделения (очно-заочного, заочного) Курс 1 группа 011-т Селиной Полины Николаевны
г. Красноярск
Введение
Джон Локк (1632-1704)-Ровесник Спинозы и почти на полтора десятилетия старше Лейбница. Однако все его главные произведения появились в последнее десятилетие XVII в., когда Спинозы давно уже не было в живых., а Лейбниц переживал расцвет своего философского и научного гения. Во многом это объяснилось особенностями английской истории второй половины XVII в. И жизнью самого философа.
Отец Локка провинциальный адвокат, командовал одним из отрядов парламентской армии Кромвеля, сражавшейся против роялистов. И естественно сто будущий философ фактически с детских лет оказался под сильным воздействием событий Английской революции. В Оксфордском университете он учился в период диктатуры Кромвеля.
Уже в эти и особенно в последующие годы молодой Локк увлекался естественно-научным движением. Более всего он интересовался медициной, совершенствование которой стремился узнать с изучений человеческих заболеваний. Медицинские увлечения Локка вылились у него в трактат «О медицинском искусстве» (1669).
Особенно подружился Локк с Бойлем, одним из наиболее тонких экспериментаторов той эпохи, к тому отнюдь не чуждым философских интересов. По-видимому, именно он возбудил интерес Локка к философии Гассенди и Декарта. В 1668 году философ стал членом Лондонского ествественно-научного общества. Как ученый- он горячий сторонник описательного естествознания.
Другой направление деятельности Локка составляла политика. В 1667г. Он стал домашним врачом и воспитателем сына графа Шефтсбери, лидера оппозиционной Карлу II и окружавшим его клерикалам партии вигов. В дальнейшем и сам Локк занимал должности в высших правительственных учреждениях. Вместе с Шефтсбери, когда отношения последнего с королем и его правительством стали резко конфликтными, Локк последовал в эмиграцию с 1683г. Жил в Нидерландах, вплоть до «Славной революции» 1688г.
4. Гносеологические и социально-философские идеи Дж. Локка
Разумное «Я» для него есть просто сочетание впечатлений и идей. Среди важнейших отношений, играющих ключевую роль в познании, он выделяет отношения причинности. Согласно Юму, связь причины и следствия не носит необходимый характер, на ней нельзя основывать выводы, так как делая заключение от причины к след-ствию, мы рассуждаем «по привычке». Юм отрицает рациональную основу познания. Определенно ...
Главное философское произведение Локка- весьма объемистый «Опыт о человеческом и разумении», писавшийся автором почти двадцать лет и опубликованный в Лондоне в 1690г. (затем при жизни автора вышли еще три издания, а также французский и латинский переводы).
К этому произведению примыкает небольшой набросок «Об управлении разумом» (незаконченный, изданный лишь посмертно).
Немало написано Локком на религиозные и религиозно-политические темы. Среди них «Письма о веротерпимости» (1685-1692), вызвавшие множество нападок со стороны клерикальных английских противников веротерпимости. Другое философско-религиозное произведение Локка- «Разумность христианства» (1695г.)
Наиболее значительные и социально-философские и политические идеи Локк сформулировал в «Двух трактатах о правлении» (1690).
В историю философии и общественной мысли он вошел как крупный теоретик педагогики, автор «Некоторых мыслей о воспитании» (1693).
врожденность идея философский локк
1. Предмет философии
Понимание Локком предмета философии можно уяснить только в связи с предшествующей философской традиции в Англии и на континенте и со все усиливающейся социальной и гносеологической ролью опытно-экспериментального познания. Многие ученые и теоретики считают, что неприятие традиционного схоластического авторитаризма, отказ от присущей схоластике умозрительности, стремление к приобретению практически эффективных знаний порождали у наиболее активных философов все углублявшийся интерес к идеям сенсуализма и эмпиризма. Бэкон, Гоббс, Гассенди, продолжив соответствующую линию ренессансных философов, были здесь непосредственными предшественникам Локка, который довел линию сенсуализма до наивысшего ее выражения и трансформировал ее в доктрину эмпиризма, принципиально противопоставив ее позиции рационализма.
Главная особенность философской доктрины Локка- смещение ее проблематики прежде всего в сторону гносеологии. Нарастание гносеологической проблематики — одна из закономерностей историко-философского процесса. В рассматриваемую эпоху интенсивности научного прогресса, резко возросла роль методологических идей, оттеснявших традиционные логические приемы и ориентированных на различные науки.
Изменение человека, его индивидуальных интересов, возрастание его личностного сознания (самосознания)-важнейший стимулятор того, что мы назвали выше нарастанием гносеологической проблематики в истории философии. В философских учениях в древних и средневековых обществах, с присущей им вековой устойчивостью социальных отношений и форм и в общем невысоким уровнем индивидуально-личностного сознания, преобладали онтологические представления и построения. Принципы, сформулированные в них, трактуются как постоянные и далее неизменные основания самого бытия. Гносеологические идеи, обобщая взаимодействие философии с научным знанием, вместе с тем отражают и уровень личностного сознания. Его огромный процесс виден в ренессансной философии. Дальнейшее углубление этого прогресса в условиях еще более зрелого буржуазного общества в Англии выразилось в философии Локка и выдвижении гносеологии на первый план.
Одна из важнейших заслуг Локка в гносеологизации философии состоит в том, что он больше чем другие философы-новаторы, указал на необходимость сужения и специализации знания как на важнейшую предпосылку его эффективности. Вначале своего главного труда Локк подчеркнул сложность поставленной им задачи, ибо «разумение, подобно глазу, дает нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи, не воспринимаю самого себя: необходимы искусство и труд, чтобы поставить его на некотором отдалении и сделать его собственным объектом». Отсюда дальнейшая конкретизация этой общей гносеологической программы, а именно «исследование происхождения, достоверности и объема человеческого познания вместе с основаниями с степенями веры, мнений и согласия». Суждение поставленной задачи, ее максимальное приближение к интересам человека исходит из убеждения, что «знание своих познавательных способностей предохраняет нас от скептицизма и умственной бездеятельности».Бэконовский лозунг «Знание-сила», повернутый в сторону природы, теперь направляется в глубины человека.
Философия 98
... Эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк) Рационализм (Декарт) Просвещение (Ж.Ж. Руссо, Вольтер) Гносеологическая проблематика(методы познания истины), социально-политическая проблематика, идея свободы, изменения монархического строя Немецкая классическая философия 18-19 века ...
Так обосновывает Локк гносеологическую установку своей философии.
2. Идеи как непосредственный материал знания
Из ощущения и рефлексии человек черпает весь материал своего дознания. Сам этот материал складывается из так называемых простых идей- наиболее ясных элементов нашего знания.
Трактовка Локком великого платоновского термина «идея», вошедшего во все европейские философские языки, весьма показательна для отмеченного выше нарастания гносеологической проблематики, особенно в философии Нового времени. У самого Платона идея имела, конечно, гносеологическое содержание, ибо выражала самые различные общие понятия. Но в результате их постоянной абсолютизации, онтологическая трактовка идей, как самосущих реальностей значительно преобладала над гносеологическим- всегда более относительным- содержанием. Такая трактовка идей как вне вещных и вечно неизменных, даже усилилась в средневековой теологизированной философии. Интенсивное взаимодействие философии с научным знанием, продолжавшим специализироваться в рассматриваемую эпоху, наполняло слово «идея» конкретным и изменчивым гносеологическим содержанием. К этому в значительной мере и сводилась борьба против схоластического реализма философов- новаторов XVII в. Гносеологических подход к идее уже у Декарта выражался в том, что она рассматривалась им как непосредственный объект знания. Правда, Декарт отнюдь не противопоставлял идеи их онтологическому содержанию в силу принципа панлогизма- мировоззрение, с особой последовательностью проведенное Гегелем, принимающее, что действительность представляет собой мир воплотившихся идей, и потому логические законы являются не только законами нашего мышления, но вместе с тем и основными законами действительности, в которой все определяется логической необходимостью.
Гносеологическое содержание идеи еще интенсивнее представлено у Локка, для которого идея «обозначает все, что является объектом мышления». Смешение гносеологического и психологического аспектов весьма характерно для локковского эмпиристского гносеологизма. Автор «Опыта…» называл идеями не только абстрактные понятия, но и ощущения и даже образы фантазии. Усиление гносеологического содержания в идее выражалось при этом в его убеждении в том, что непосредственно нам даны только идеи, а не сами вещи, которые за ними, конечно, скрываются, но до которых не так то просто дойти. Это положение гносеологии Локка заключало в себе возможности как объектно-материалистической, так и субъектно-идеалистической трактовки.
Философия. Билеты (16-20)
... отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовс-кой идеи «вещи в себе» и тем самым возрождали традиции Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не ... сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом ...
3. Проблема опыта
Неоднократно цитированная выше главная формула сенсуализма, отвергающая всякую врожденность до- и внеопытных идей, закономерно приводит Локка к утверждению, согласно которому человеческая душа в самом начале своей жизни представляет собой то, что издревле именовалось латинским выражением tabula rasa- «белая бумага без всяких знаков и идей». Жизненный опыт, заполняющий такой «лист» все новыми и новыми письменами, Локк называет внешним опытом. В нем выражено воздействие внешних по отношению к человеку вещей и обстоятельств на его органы чувств. Фундаментальный гносеологический термин «сенсуализм» применим главным образом- если не исключительно- к этой важнейшей разновидности опыта. Именно таким классическим сенсуализмом был сенсуализм Эпикура.
Но история философии со времен Эпикура до эпохи Локка проделала двухтысячилетний путь. В процессе его, особенно со времен зарождения христианской философии, накопилось множество наблюдений и идей относительно внутреннего, духовного мира человека. Обычно эти идеи были идеалистическими и даже мистическими, ибо трактовали жизнь человеческого духа как некую самосущую сферу, связанную не с внешним миром, а Богом. В картезианской гносеологии, как мы видели, в самопознании человеческой разумной души то, что принято именовать латинским словом «интроспекция», было не отделимо от ее центрального гносеологического тезиса «я мыслю», понимание которого оказалось вполне идеалистическим.
В своем философском учении, обращенном прежде всего к человеку, к субъекту, Локк, разумеется, не мог пройти мимо человеческого мышления, человеческого сознания и его внутренней специфики. Ближайшим философским стимулом стали для него не этом этапе прежде всего, по всей вероятности, произведения Декарта. Но идеалистическое решения Декартом проблемы человеческого мышления, было неприемлемо для Локка. Английский философ пытался трактовать и внутренний , познавательный мир человека как некий глубинный опыт, не просто переживаемый, но и познаваемый, понимаемый. Поэтому он и именовал его внутренним чувством, или размышлением.
Две эти разновидности опыта объясняют, по Локку, происхождение и функционирование всех наших идей. Идеи внешнего опыта мы получаем посредством зрения, слуха, осязания и других органов чувств. Но люди имеют идеи не только о свойствах предметов внешнего мира, они могут иметь их и «о своей собственной деятельности внутри себя», в особенности о своих психических состояниях -чувстве радости, печали, гордости и т.п. эту деятельность человеческого ума автор «Опыта…» и называет размышлением, рефлексией.
Следует здесь уточнить характеристику гносеологической концепции Локка. Обычно в нашей литературе к ней применяют латиноязычный термин сенсуализм или грекоязычный термин эмпиризм, которые, как правило, отождествляются в данном контексте. Между тем такое отождествление некорректно. Называть локковскую гносеологию сенсуалистической — мы имеем право, поскольку, он говорит, прежде всего, о роли внешнего опыта, без которого никакое внешнее познание невозможно. Поскольку же автор «Опыта…» подчеркнул значение и внутреннего опыта, находящимся в сложном взаимодействии с опытом внешним, его позицию более правильным будет определять как эмпиристскую. Следует при этом иметь ввиду различия преимущественного методологического эмпиризма Бэкона, ориентированного на познание внешнего мира, и гносеологического эмпиризма Локка, направленного главным образом, на самого человека, в особенности когда речь идет о такой сложной деятельности ума, как «восприятие, мышление, сомнение, вера, рассуждение, познание, желание».
Характеристика познания в работах Локка
... воззрений Локка представляют его идеи о первичных и вторичных качествах. Как первичные, так и вторичные качества относятся к идеям, полученным на основе внешнего опыта. Идеи первичных качеств возникают ... понимания. Локк разработал сенсуалистическую теорию познания. Исходным пунктом этой теории было положение об опытном происхождении всякого человеческого знания. Он отрицал врожденность идей, какими ...
В деятельности внутреннего опыта собственно познавательные процессы неотделимы от волевых и эмоциональных — одно из главных выражений отмеченного выше психологизма гносеологии Локка.
Соотношение двух разновидностей опыта у английского философа таит в себе значительную трудность, ибо здесь оказалась подвергнутой серьезному испытанию его исходная материалистическая позиция. Она проявляется в том, что внешнему опыту всегда принадлежит хронологическое первенство. Без этого опыта невозможна жизнь ни одного человека, т.к. в детстве преобладает именно внешний опыт, оказывающий решающее воздействие на формирующуюся психику. Да и у взрослого человека внутренний опыт, требующий в отличие от внешнего все большего внимая, может проявляться довольно поздно, а главное он возникает в той или иной зависимости от опыта внешнего.
4. Первичные и вторичные качества
Различие внешнего и внутреннего опыта углубляло гносеологию Локка. Я убеждаюсь в этом при рассмотрении весьма важного различия идей первичных качеств, с одной стороны, и идей вторичных качеств- с другой.
Сама по себе эта первостепенная проблема отношения субъекта к объекту поставлена в Античности Демокритом. Его учение о подлинном бытии, состоящем из различных атомов и их комбинаций, познаваемых не только чувственно, сколько умственно, стало важным этапом в преодолении так называемого наивного реализма, утверждающего, что реальность такова, какой она представляется человеческим чувствам.
В средневековой философии это достижение античной мысли было утрачено. Качественное истолкование реальности вылилось в гносеологических представлениях этой философии в концепцию так называемых интенциональных специй — чувственных и умопостигаемых образов, точных копий качеств внешнего мира, достигающий нашего сознания. Эта в принципе наивно-идеалистическая концепция, подвергнутая основательной критике уже в позднем номинализме, стала совершенно неприемлемой в философии Нового времени, ориентированной на новое естествознание, математическое и механическое содержание которого находилось в острейшем противоречии с наивным реализмом обыденного сознания. Отсюда рассмотренное выше сознание Галилея, в принципе восстановившее учение Демокрита об объективных и субъективных качествах. Углубляя это воззрение , Декарт, Гоббс и Спиноза резко противопоставляли объективную реальность, которая лишь умопостигаемая, и многообразный мир чувственной качественности, являющийся чем то более или менее иллюзорным.
Столь резкое противопоставление субъективного и объективного, производимое с позиций одностороннего рационализма, было неприемлемо для более последовательных сенсуалистов и эмпиристов. Выше мы видели, что Гассенди, восстанавливая учения античных атомистов, трактовал подлинную реальность более качественно- особенно по сравнению с Декартом (да и с Галилеем),- до известной степени сглаживая противоположность между объективным и субъективным. По этому же пути, но уже более основательно пошел и Локк.
Критерии оценки качества знаний
... а) психические функции личности, направленные на специфику деятельности, б) психические качества личности, в) черты характера личности. Вопрос 14. Урок музыкальное ... самоподготовки зачету………………….………..10 Вопросы к дифференцированному зачету …………………..………………...12 Критерии оценки знаний студентов……………………………………………13 Рекомендуемая литература……………………………………………………...15 СРЕДСТВА ДИАГНОСТИКИ ...
Вместе со своим другом Бойлем он закрепил за этой важнейшей гносеологической проблемой наименование «первичных» и «вторичных» качеств. Первичные качества- это неотъемлемые не при каких обстоятельствах свойства всех без исключения тел: протяженность, форма, движение или покой и число. К этим, совершенно объективным свойствам тел, признаваемым и всеми рационалистами, Локк прибавлял плотность (непроницаемость).
Тем самым вслед за Гассенди и Бойлем он возвращался к воззрениям античного атомизма, превращая материю не в такую абстрактно-геометрическую субстанцию, какой она представлялась Декарту и другим рационалистам.
Вторичные качества- это изменчивые, возникающие и исчезающие свойства, всегда доводимые до нашего сознания органами чувств: цвета- глазами, звуки -ушами, запахи -обонянием, вкусы -органами рта.
Соотношение двух этих принципиально различны групп качеств Локк выразил в следующих словах «Идеи первичных качеств суть сходства, вторичных -нет…То, что является сладким, голубым или теплым в идее, то в самих телах…есть только известный объем, форма, движение незаметных частиц» здесь Локк утверждает, таким образом, что вторичные качества -отнюдь не иллюзия субъекта. Хотя реальность их субъективна, существует только в человеке, но она порождена не просто деятельностью только самих его органов чувств -это оставалось еще выяснить последующей физиологии, — а такой их деятельностью, в основе которой лежат первичные качества в их определенном состоянии и положении. Такова так называемая диспозиционная концепция вторичных качеств, связывающая субъективный мир с объективным. Такая связь предполагала и учет весьма частных изменений отношений субъекта и объекта в различных ситуациях.
Другое отличие эмпиристского решения данной проблемы от рационалистического связано с объяснением познаваемости первичных качеств. Для рационалистов они только умопостигаемые. Для Локка же вторичные качества связаны с какой-либо одной разновидностью чувств: цвет- со зрением, звук -со слухом и т.д. первичные же качества те, которые постигаются более чем одним чувством. Пространственность, например, констатируется не только зрением, но и осязанием. Это и свидетельствует о значительно большей объективности первичных качеств.
5. Опытное происхождение всякого знания и критика врожденности идей, понятий и норм
Свою концепцию знания Локк основывает на главном принципе сенсуализма, неоднократно приводившемся выше, -«нет ничего в уме, чего прежде не было бы в ощущении». Он продолжает и углубляет ту линию сенсуализма, которую до него проводил Гассенди. Та же линия была определяющей и для Гоббса, который, однако, в отличие от Гассенди находился пол сильным воздействием математического знания. Локк же был ближе к Гассенди.
Неуклонное следование приведенной формуле сенсуализма выразилось у Локка в обстоятельной и систематической критике весьма влиятельных и распространенных представлений о врожденности идей, об априорности, внеопытности, по крайней мере основных наших знаний.
Обычно считается, что главный философский адресат этой локковской критики- картезианская концепция врожденности идей. Но это верно лишь отчасти. В действительности в процессе своей критики Локк, ее конкретных и философских объектов не называет. Конечно гносеологическое учение Декарта при этом подразумевалось, но, по всей вероятности, в не меньшей степени Локк имел в виду своих современников и соотечественников- кембриджских платоников, принципиально придерживавшихся представлений о врожденности знаний, восходивших к идеалистическому основоположнику этой фундаментальной гносеологической позиции- Платону, и развивавших их в прямолинейной и грубой форме чем Декарт. Не лишнее упомянуть многочисленные схоластические концепции, представляющие суррогаты платонизма и аристотелизма, нередко ориентировались также на некритические представления обыденного мышления.
Джон Локк 2
... если учесть, что решающую роль в формировании опыта и знаний Локк отводил органам чувств, а потому, чем больше ребё ... Локку, не существует врождённых идей и принципов — ни теоретических, ни практических (нравственных), включая и идею бога, а всё человеческое знание ... а, следовательно, более умным он будет. В основе знания лежат простые идеи, например, возбуждаемые в уме различными качествами тел — ...
Для преодоления этих весьма живучих представлений о врожденности знаний Локк выдвигает радикальный принцип-«указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для доказательства того, что оно не врожденно». Раскрытие этого пути он осуществляет в основном на материале психологическом и генетическом. Он обращается к фактам детской психологии и психологии людей, психика которых так или иначе отклоняется от нормы. Использует он и ставшие к тому времени известными факты психологии «диких»народов, живших в недавно открытых землях. Философско-гносеологическая концепция Локка в очень большой мере основывается на психологических материалах.
Результат такого анализа знания- отрицание всех принципов, представляющихся всеобщими: математических, логических, метафизических. Таковым не является, например, математический принцип «целое большое части». Его опытное происхождение уже было показано Гассенди. Локк подчеркнул в свою очередь относительность понятий «целое» и «часть».
Нельзя считать врожденными даже логические законы тождества и противоречия, которые, казалось бы, имеют абсолютное основание для такого признания. Между тем ни детям, ни идиотам, да и множеству необразованных людей эти законы невидимы, а это значит всеобщего, так сказать автоматического действия их нет. Поэтому нельзя по Локку считать их врожденными. Все без исключения общие принципы только кажутся нам таковыми, в действительности же за ними скрывается опыт, более или менее бессознательно накапливаемый. Поэтому «идеи и понятия не рождаются вместе с нами, так же как искусства и науки»
Эти гносеологические убеждения Локка в принципе убедительны. Правда, он с необходимостью руководствовался при их обосновании фактами индивидуальной психологии, т.к тогда еще не располагал фактами социальной психологии, которые раскрыли бы роль общественно-исторической практики в формировании математических и логических понятий.
Критика врожденности теоретических и логических понятий дополнена в «Опыте о человеческом разумении» аналогической критикой «практических», т.е. нравственных понятий. Доказать отсутствие врожденности этих понятий еще легче, по мнению Локка, чем понятий теоретических, вследствие огромной пестроты, неустойчивости и противоречивости моральных представлений у различных народов, а иногда у одного и того же народа в различное время.
Сенсуалистическая критика морального априоризма иногда приводит Локка к выводам утилитарного характера. «Добродетель по большей части одобряют не потому, что она врожденна, а потому, что она полезна». Гоббс, несмотря на весь свой сенсуализм, был убежден в существовании немногочисленных априорных моральных аксиом, названных им «естественными законами» и сводящихся к общественному «золотому правилу»- «поступать с другими так, как желательно, чтобы другие поступали с тобою». Но Локк считает, что «этот великий принцип нравственности.. более восхваляется, чем соблюдается». Следовательно, отрицая врожденность, всякую до -и внеопытность моральных принципов, Локк признает их только относительными. Ведь даже совестью люди наделены далеко не всегда.
Понятие личности в психологии.
... обобщащей, поскольку речь вообще имеет смысл только в общении. Понятие личности в психологии. Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им ... благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений. Природные ...
В своем опровержении врожденности идей Локк не останавливается и перед тем, чтобы- опять-таки по примеру Гассенди -отрицать врожденность идей Бога. Он указывает на атеистов, отрицающих всякое существование Бога, и даже, на целые народы, не имеющие идеи Бога. Совершенно очевидно, что Локк имел в виду монотеистическую идею единого и единственного Бога, как актуально-бесконечного абсолюта. В качестве последовательного сенсуалиста и эмпириста, Локк отрицает внеопытную данность такой идеи, которая Спинозе представлялась солнцем всякой истинности. По убеждению же английского философа, если падает врожденность этой верховной божественной идеи, то это означает крушение мысли и всякой иной врожденности.
Социальный аспект локковского опровержения врожденности идей, знаний состоит выявление авторитаризма, в силу которого, лица, добившиеся каких-либо знаний и внушившим многим другим, что эти знания являются врожденными, получают власть над их умами. Здесь Локк как идеолог раннебуржуазного общества стремится к разрушению устоев традиционного феодализма, еще сохранившихся в Англии устоев, философским обоснованием которых оставалась схоластика. Отсюда понятно, что его критика врожденности знаний, разрушая слепое доверие к якобы незыблемым идеям и положениям, повышала роль личного начала как наиболее эффективного двигателя и носителя знаний. «В науке каждый имеет столько, сколько он действительно знает и понимает, а то, чему он только верит, что принимает на слово, это только обрывки…»
Заключение
Таков, в самых общих чертах, идеал личности в соответствии с представлениями Локка. Не трудно заметить, что он коренным образом отличается от того идеала человека, который содержится в работах мыслителей Древней Греции, Древнего Рима, Средневековья и Возрождения. Локк предлагает усилия общества сосредоточить на создании нового социального типа исходя из чисто утилитарных потребностей, имевшихся у правящего слоя, образовавшегося в Англии в результате «славной революции» и «классового компромисса 1688 года». Это взгляд на проблему истинного представив теля своего времени, времени консолидации различных политических сил и крупных преобразований во всех сферах общественной жизни, положивших начало превращению Англии в наиболее развитую капиталистическую державу Нового времени.
Если попытаться в самых общих словах дать характеристику Локку как мыслителю, то прежде всего следует сказать о том, что он является продолжателем «линии Фрэнсиса Бэкона» в европейской философии конца XVII — начала XVIII века. Более того, его с полным основанием можно назвать основоположником «британского эмпиризма», создателем теорий естественного права и общественного договора, учения о разделении властей, которые являются краеугольными камнями современного либерализма. Локк стоял у истоков трудовой теории стоимости, которую использовал для апологетики буржуазного общества и доказательства незыблемости права частной собственности. Он первым провозгласил, что «собственность, возникшая благодаря труду, может перевесить общность владения землей, ведь именно труд создает различия в стоимости всех вещей» 17. Локком много было сделано для защиты и разработки принципов свободы совести и веротерпимости. Наконец, Локк создал теорию воспитания, существенным образом отличающуюся от тех, которые разрабатывали его предшественники, в том числе и мыслители Ренессанса.
Образ вожатого
Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами. Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист ...
Локк оказал огромное влияние на европейских мыслителей последующего поколения. … На его работы опирались идеологи Северных Штатов Америки, в том числе Джордж Вашингтон и автор «Декларации независимости» Томас Джефферсон. Таким образом, в лице Локка мы имеем философа, чьи работы стали поворотной вехой в развитии экономических, политических, этических идей в Европе и Америке. Внес он и определенный вклад в развитие культурологической теории, что, собственно говоря, и заставляет обращается к его теоретическому наследию.
Размещено на