Критерии оценки качества знаний

Факультет дополнительного профессионального образования

Кафедра музыкального педагогического образования

 

Средства диагностики

по дисциплине «Теория и технологии музыкального воспитания»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 44.03.01  Педагогическое образование

профиля: Педагог дополнительного образования 

образовательного уровня бакалавриат

Донецк 2016

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

Факультет дополнительного профессионального образования

Кафедра музыкального педагогического образования

 

Средства диагностики

по дисциплине «Теория и технологии музыкального воспитания»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

профиля: Педагог дополнительного образования 

 образовательного уровня бакалавриат

 

 

УТВЕРЖДЕНО На заседании кафедры музыкального педагогического образования Протокол № _2_ от «_12_» __10____ 2016г.

 

 

Донецк 2016

 

 

Государственный образовательный стандарт направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование требует разработки фонда оценочных средств по учебным дисциплинам, предусмотренным ГОС и учебными планами. Предлагаемые методические рекомендации нацелены на расширение способов текущего и итогового контроля знаний обучающихся.

 

 

Методические рекомендации составлены на кафедре музыкального педагогического образования

 

Составители:

канд.пед.наук Н.В. Слота,

 

 

Научный редактор: канд.пед.наук, доцент Г.В. Марченко

 

© Донецкий педагогический институт, 2016

Содержание

Тест 1…………..…………………………………………………………………..5

Тест 2…..…………………………………………………………………………..7

Контрольные вопросы для самоподготовки зачету………………….………..10

Вопросы к дифференцированному зачету …………………..…………………12 Критерии оценки знаний студентов……………………………………………13

Рекомендуемая литература………………………………………………………15

 

 

СРЕДСТВА ДИАГНОСТИКИ

по учебной дисциплине «Теория и технологии музыкального воспитания»

 

Тест № 1

Инструкция. Тест заполняется строго индивидуально, в аудиторных условиях. Тест включает 14 вопросов, отражающих программные разделы учебного курса. Внимательно прочитав очередной вопрос, необходимо отметить в бланке тот вариант ответа из трех имеющихся, который кажется вам наиболее правильным. Каждый правильный ответ равен 1 баллу, неправильный – 0 баллов. Максимальная сумма баллов –14: 13–14 баллов – «отлично», 11–12 баллов – «хорошо», 8–10 баллов – «удовлетворительно», 7 и менее баллов – «неудовлетворительно».

 

Вопрос 1. В программе «Музыка, 1–8 классы», разработанной Д. Б. Кабалевским, целостность школьного урока музыки обеспечивается:    

а) опорой на музыкально-ритмическую деятельность;

б) использованием метода музыкального обобщения;

в) чередованием разных видов музыкальной деятельности.

Вопрос 2. Учебным предметом, предусмотренным для музыкального развития детей и подростков в условиях школ общеобразовательного типа, является:

а) музыкальный инструмент;

б) музыка;

в) сольфеджио.

Вопрос 3. Укажите ведущую цель общего музыкального образования школьников на современном этапе:

а) разучивание песен;

б) подготовка к профессиональной музыкальной деятельности;

в) формирование основ музыкальной культуры.

Вопрос 4. Каковы основания для обучения учащихся на школьных уроках музыки:

а) наличие ярких музыкальных задатков;

б) обязательность вне зависимости от степени музыкальной одаренности;

в) желание родителей.

Вопрос 5. Согласно программе «Музыка. 1-4 классы» (разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского) ведущим в музыкальном образовании школьников вляется принцип:

а) от простого к сложному;

б) межпредметных связей;

в) взаимосвязи музыки и жизни.

Вопрос 6. Младший школьник как субъект методики музыкального образования отличается:

а) яркостью и непосредственностью эмоциональных реакций;

б) наличием глубокого интереса к содержанию музыкальных образов.

в) значительным объемом произвольного внимания.

Вопрос 7. Вид музыкальной деятельности, не предусмотренный для урока музыки в общеобразовательной школе, это:

а) пластическое «интонирование»;

б) индивидуальное обучение сольному пению;

в) коллективное и групповое пение.

Вопрос 8. Целью итогового урока-концерта года является:

а) создание праздничной атмосферы, предшествующей школьным каникулам;

б) освоение новых форм музицирования;

в) выявление итогового уровня музыкальной культуры детей.

Вопрос 9. Основной задачей перспективного планирования учебного процесса по предмету «Музыка» является:

а) планирование процесса формирования музыкальных умений и навыков;

б) определение итоговых результатов музыкального воспитания на учебный год;

 в) разработка технологии проведения урока введения в тему.

Вопрос 10: Основной задачей поурочного планирования учебного процесса по предмету «Музыка» является:

а) подбор песенного репертуара для урока;

б) разработка технологии проведения урока;

в) обеспечение аудио- и видеоряда для урока.

Вопрос 11. Целью музицирования учащихся на детских музыкальных инструментах в условиях школьного урока является:

а) подготовка к концертно-музыкальной деятельности;

б) общее развитие музыкальности;

в) профессиональная направленность обучения музыке.

Вопрос 12. Школьник-подросток как субъект методики музыкального образования отличается:

а) недостаточным объемом произвольного внимания;

б) наличием собственной позиции по отношению к музыкальным явлениям;

в) отсутствием собственной позиции по отношению к музыкальным явлениям.

Вопрос 13. Ведущей целью хорового пения учащихся на уроках музыки является:

а) пробуждение интереса к хоровому исполнительству;

б) формирование навыков правильного звукообразования;

в) приобщение к музыкальной культуре.  

Вопрос 14. Согласно программе «Музыка. 1–4 классы» (разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского) структура школьного урока является:

а) интегрированной;

б) целостной;

в) поэтапной.

Тест № 2

Инструкция. Тест заполняется строго индивидуально, в аудиторных условиях. Тест включает 20 вопросов, отражающих программные разделы учебного курса. Внимательно прочитав очередной вопрос, необходимо отметить в бланке тот вариант ответа из трех имеющихся, который кажется вам наиболее правильным. Каждый правильный ответ равен 1 баллу, неправильный – 0 баллов. Максимальная сумма баллов –20: 19–20 баллов – «отлично», 15–18 баллов – «хорошо», 11-14 баллов – «удовлетворительно», 10 и менее баллов – «неудовлетворительно».

 

Вопрос 1. Укажите основные оценочные средства на уроке музыки в начальной школе:

а) тестирование, ЕГЭ, контрольная работа, письменная работа;

б) музыкальная викторина, исполнение музыкального произведения, устный опрос;

в) отметка, вызов родителей в школу, наказание.

Вопрос 2. Музыкально-ритмические способности ребенка заключаются в:

а) ощущении музыкальной высоты звука;

б) восприятии музыкального лада, гармонии;

в) ощущении и восприятии темпо-ритма музыкального произведения.

Вопрос 3. Определите основные цели урока музыки в начальной школе:

а) подготовка ребенка к профессиональной музыкальной деятельности;

б) развитие креативности;

в) формирование музыкальной культуры и развитие творческих способностей.

Вопрос 4. Укажите основные формы организации внеклассной работы с использованием музыки:

а) утренник, фестиваль, конкурс, концерт, музыкальный кружок, музыкальная студия;

б) музыкальная школа, школа искусств;

в) урок искусства, музыкальная викторина, музыкальный кроссворд.

Вопрос 5. Укажите основные виды музыкальной деятельности школьников:

а) рисование, музыкальная ритмика, сочинение музыки;

б) слушание, исполнение песен, игра на детских музыкальных инструментах;

в) хоровое пение, исполнительская деятельность в оркестре народных инструментов.

Вопрос 6. Основными формами музыкального воспитания младших школьников являются:

а) урок, утренник, пение, слушание музыки, исполнение;

б) упражнение, беседы о музыке, пение в хоре;

в) посещение музыкального спектакля, организация кукольного театра, игра.

Вопрос 7. Функциональная роль педагога в музыкальном воспитании школьников в:

а) формировании музыкальной культуры детей;

б) развитии его способностей к восприятию музыки;

в) воспитании будущего музыканта.

Вопрос 8. Методика музыкального воспитания как отрасль науки определяет:

а) задачи, формы, методы, содержание и средства организации работы с детьми;

б) средства воздействия на психику ребенка;

в) особенности и способности педагога.

Вопрос 9. Программу, включающую направление музыкальной деятельности учащихся «Вокальный практикум», разработали:

а) Ю. Б. Алиев, В. К. Белобородова, Е. В. Николаева и др.;

б) В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В. А. Школяр;

в) М. В. Манейчик, И. В. Синенко-Панченко, М. Ю. Марунич.

Вопрос 10. Программа «Музыкальное искусство. 1–4 классы» (Авторы М. В. Манейчик, И. В. Синенко-Панченко, М. Ю. Марунич) содержит тему:

а) Симфония как целостная музыкальная история;

б) Здравствуй, гостья Зима!

в) День, полный событий.

Вопрос 11. Применение аудиовизуальных технологий музыкального обучения определяет:

а) концептуальные основы музыкального образования ребенка;

б) изменения в содержании критериев уровня музыкального развития учащихся;

в) тактику преподавания музыки.

Вопрос 12. Методы обучения это:

а) способы его осуществления,

б) условия обучения,

в) этапы учебного процесса.

Вопрос 13. Способности это:

а) психические функции личности, направленные на специфику деятельности,

б) психические качества личности,

в) черты характера личности.

Вопрос 14. Урок музыкальное искусство согласно программе «Музыкальное искусство. 1–4 классы» (Авторы М. В. Манейчик, И. В. Синенко-Панченко, М. Ю. Марунич) поддерживается:

а) опорой на изучение нотной грамоты;

б) разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников;

в) использованием индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.

Вопрос 15. Основное средство интенсификации учебного процесса:

а) педагогические установки учителя,

б) исполнительство,

в) наглядность.

Вопрос 16. В Жанр, музыкального искусства:

а) пейзаж,

б) анималистический,

в) опера.

Вопрос 17. Применение наглядности:

а) метод обучения,

б) метод воспитания,

в) метод исследования.

Вопрос 18. Динамическое средство наглядности:

а) плакат,

б) педагогическое рисование,

в) иллюстрация.

Вопрос 19. Творческая устремленность это:

а) учебная задача урока,

б) способность к творчеству,

в) качество характера.

Вопрос 20. Основой для успешной творческой деятельности учащегося является:

а) накопление базы музыкальной грамоты,

б) воображение,

в) эмоциональная активность.

 

 Б ланк ответов студента

Результаты первого контрольного среза знаний

Направление 44.03.01 «Педагогическое образование»,

профиль «Музыкальное образование»

Дисциплина по циклу Б.3 Б.04  

«Методика обучения и воспитания в музыкальном образовании»

Ф.И.О., группа ________________________Вариант № __ «___»______200__г.

 

1          а) б) в)  6         а) б)             в) 11        а)             б)             в)
2          а) б)             в)  7         а) б)             в) 12        а) б)             в)
3          а) б)             в)  8         а) б)             в) 13         а)  б)              в)
4          а) б)             в)  9         а) б)             в) 14         а)  б)              в)
5          а) б)             в) 10        а) б)             в)  

Бланк ответов студента

Результаты второго контрольного среза знаний

Направление 44.03.01 «Педагогическое образование»,

профиль «Музыкальное образование»

Дисциплина по циклу Б.3 Б.04 

«Методика обучения и воспитания в музыкальном образовании»

Ф.И.О., группа ________________________Вариант № __ «___»______200__г.

 

1          а) б) в)  6         а) б)             в) 11       а)            б)            в) 16       а)  б)            в)
2          а) б)             в)  7         а) б)             в) 12            а) б)             в) 17       а)   б)             в)
3          а) б)             в)  8         а) б)             в) 13        а) б)             в) 18        а)  б)             в)
4           а) б)            в)  9         а) б)             в) 14        а) б)              в) 19        а)  б)             в)
5         а) б)             в) 10        а) б)             в) 15         а) б)             в) 20       а)  б)            в)

Контрольные вопросы для самоподготовки

1. Фольклор как средство развития музыкальных способностей детей.

2. Развитие физических качеств школьников на музыкальных занятиях.

3. Творческое развитие детей в музыкальной деятельности.

4. Музыка как средство нравственного развития детей дошкольного и школьного возраста.

5. Формирование профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в решении задач эстетического воспитания детей.

6. Взаимодействие педагогов и родителей как условие музыкально-эстетического развития школьников.

7. Творчество П. И. Чайковского – детям.

8. Творчество детских композиторов.

9. Значение праздников в развитии детей. Требования к их проведению. Виды  праздников. Роль и место музыки на праздниках.

10.  Задачи и содержание музыкального воспитания детей в семье.

11.  Зарубежные системы, концепции музыкального воспитания детей.

12.  Система музыкального воспитания К. Орфа.

13.  Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей.

14.  Воспитание у детей интереса к классической музыке.

15.  Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста.

16.  Формирование основ музыкальной культуры у детей школьного возраста.

17.  Возрастные этапы и уровни музыкального развития детей.

18.  Психолого-педагогическая диагностика и коррекция музыкального развития детей.

19.  Принципы построения содержания музыкального воспитания школьников в современных программах.

20.  Характеристика форм организации музыкальной деятельности в учреждениях дополнительного образования.

21.  Методы и приемы музыкального воспитания детей школьного возраста.

22.  Слушание – восприятие музыки – основной вид музыкальной деятельности ребенка, его значение. Задачи по обучению детей слушанию музыке.

23.  Методика обучения слушанию музыки детей школьного возраста.

24.  Развитие основ слушательской культуры дошкольников через «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной.

25.  Роль пения в музыкальном и личностном развитии детей.

26.  Физиологические особенности детского голоса, его охрана.

27.  Детский песенный репертуар, требования к его подбору.

28.  Вокальные умения и навыки, методика их развития у дошкольников.

29.  Методика обучения пению детей в разных возрастных группах.

30.  Музыкально-ритмические движения (ритмика), их значение в развитии личности школьников.

31.  Цель и задачи музыкально-ритмического воспитания в учреждениях дополнительного образования.

32.  Виды ритмики, их характеристика.

33.  Динамика развития музыкально-ритмических и двигательных навыков у детей дошкольного возраста.

34.  Задачи обучения игре на детских музыкальных инструментах

35.  Детское музыкальное творчество, его своеобразие.

36.  Предпосылки развития музыкального творчества у дошкольников.

37.  Критерии и показатели художественного детского музыкального творчества.

38.  Виды музыкальных занятий в учреждениях доп. образования, методика их проведения.

39.  Культурно-досуговая деятельность в учреждениях дополнительного образования.

40.  Роль развлечений в развитии личности дошкольника. Требования к их организации.

41.  Виды развлечений. Роль и место музыки в развлечениях.

42.  Планирование музыкально-педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования.

43.  Характеристика функций музыкального руководителя.

 

Вопросы к дифференцированному зачету:

1. Покажите связь методики музыкального воспитания с другими науками.

2.  Развитие музыкальных способностей.

3. Раскройте принципы музыкального воспитания.

2.  Развитие восприятия музыки.

4. Каково назначение методики музыкального воспитания.

5.  Особенности детского голоса.

6. В чем состоит специфика предмета «музыкальное искусство».

7. Вокально-хоровые упражнения.

8. Какова цель предмета «музыкальное искусство», его основные задачи.

9. Раскройте основные требования, предъявляемые к личности учителя музыки. 

10.Какими профессиональными умениями должен владеть учитель музыки.

11. Мелодия и ее значение в музыкальном произведении.

12. Раскройте характерные особенности уроков музыки.

13. Неточное интонирование детей. Причины и методы устранения.

14.Охарактеризуйте основные методы музыкального воспитания.

15. Подготовка учителя к организации музыкально-ритмической деятельности школьников на уроке.

16. В чем заключается творческий подход учителя при выборе и реализации методов музыкального воспитания.

17.  Цели и задачи инструментальной деятельности.

18.Охарактеризуйте комплекс музыкальности. При каких условиях он может развиваться наиболее успешно?

19. Внеклассная работа по музыке. Музыкальные объединения.

20. Последовательность разучивания песни на школьном уроке.

21. Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию.

Критерии оценки качества знаний

Оценка качества знаний проводится в четырехбалльной системе.

В оценке суммируются показатели ответов по билету и результаты итогового тестирования. Учитываются индивидуальные методико-педагогические и музыкально-творческие достижения студента.

Показателями оценки являются:

– глубина и полнота знаний в области методики обучения и воспитания в музыкальном образовании, умение обозначить основные проблемы и противоречия в теории и практике преподавания музыки;

– умение подкрепить методические положения примерами из собственной музыкально-педагогической практики или из наблюдений за процессом музыкального образования детей;

– владение музыкально-педагогической терминологией, логика и культура изложения материала;

– результаты промежуточного и итогового тестирования

Используются следующие критерии оценки:

Оценка «отлично»: студент в полной мере осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает обоснованной мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1); полностью готов использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2); способен реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); полностью готов использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов (ПК-4); полно и глубоко охватывает содержание вопроса, уверенно обозначает актуальные проблемы и противоречия в теории и практике преподавания музыки; подкрепляет излагаемые методические положения убедительными примерами из собственной музыкально-педагогической практики или из наблюдений за процессом музыкального образования детей; владеет музыкально-педагогической терминологией, излагает материал логично, демонстрирует высокую культуру речи; показывает отличные результаты промежуточного и итогового тестирования.

Оценка «хорошо»: студент в целом осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает определенной мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1); в целом готов использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2); способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); готов использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов (ПК-4); в целом охватывает содержание вопроса, достаточно уверенно обозначает отдельные актуальные проблемы и противоречия в теории и практике преподавания музыки; подкрепляет излагаемые методические положения отдельными примерами из собственной музыкально-педагогической практики или из наблюдений за процессом музыкального образования детей; в целом владеет музыкально-педагогической терминологией, излагает материал логично, демонстрирует достаточную культуру речи; показывает хорошие результаты промежуточного и итогового тестирования.

Оценка «удовлетворительно»: студент не вполне осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает недостаточно определенной мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1); готов использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2); способен реализовывать основные направления учебных программ базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); в некоторой степени готов использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов (ПК-4); охватывает лишь отдельные аспекты содержания вопроса, неточно обозначает актуальные проблемы и противоречия в теории и практике преподавания музыки; приводит примеры из собственной музыкально-педагогической практики или из наблюдений за процессом музыкального образования детей, не в полной мере соответствующие излагаемому вопросу; слабо владеет музыкально-педагогической терминологией, излагает материал не вполне логично, демонстрирует недостаточную культуру речи; показывает удовлетворительные результаты промежуточного и итогового тестирования.

 

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Асафьев, Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. Асафьев. – 2-е изд. – Л. : Музыка, 1978. – 144 с. 

2. Безбородова, Л.А. Теория и методика музыкального воспитания: учеб. пособие / Л. А. Безбородова. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 36 с.

3. Гончарова, О. В. Теория и методика музыкального воспитания: учебник / О. В. Гончарова, Ю. С. Богачинская. – 3-е изд. стер. – М.: Академия, 2014. – 256 с.

4. Музыка и развлечение в детском саду. Для детей 5-7 лет / сост. Н. Ветлугина, И. Дзержинская. – М. : Музыка, 1976. – 80 с.

5. Яфальян, А.Ф. Теория и методика музыкального образования в начальной школе: учеб. пособие для пед. ВУЗов / А.Ф. Яфальян. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 380 с.

 

Дополнительная:

1. Бонфельд, М.Ш. Анализ музыкальных произведений. Структуры тональной музыки: учеб. пособие: в 2 ч. / М.Ш. Бонфельд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч.1. – 256 с.: нот. https://cloud.mail.ru/public/BZsy/RDfgxquza

2. Гогоберидзе А. Г. Г Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 320 с. https://cloud.mail.ru/public/8FR6/ybTQkFWku

2. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей мл. возраста: учеб. пособие / А.Н. Зимина. – М.: Музыка, 2010. – 312 с. https://cloud.mail.ru/public/9GaP/rLEf9gwTK

3. Яфальян А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов. / А.Ф. Яфальян. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 380 с. https://cloud.mail.ru/public/FAZJ/M8gptTpo6

6. Слота Н.В. Образовательная программа вокальной студии «Жемчужина» / Н.В. Слота. – Донецк, – 48 с. https://cloud.mail.ru/public/22Zz/Jbqjdtr6a

7. Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение / Т.Э Тютюнникова. – М., 2004. – 29 с. http://nashol.com/2017010792512/uchus-tvorit-elementarnoe-muzicirovanie-muzika-rech-dvijenie-pesenki-businki-tutunnikova-t-e-2004.html

Периодическая:

1. Журнал «Учитель музыки» – https://issuu.com/kabalevsky

2. Интернет-журнал «Эйдос», рубрика «Методика в школе» – http://www.eidos.ru/journal/index.htm

3. Научно-методический журнал «Музыкальная психология и психотерапия» – http://music-health.ru/music-phsyhologiya/

4. Научно-методический журнал «Искусство в школе» – http://art-in-school.narod.ru/0511.htm