4. Гносеологические и социально-философские идеи Дж. Локка

5. Субъективно-идеалистические концепции Д. Юма.

С учением о том, что целью науки является описание ощущаемого как единственной реальности, выступил Давид Юм (1711-1776).Он исследует природу человека в связи с анализом природы познания. Юм подчеркивает первичность впечатле-ний чувственного опыта по отношению к порождаемым на их основе идеям. Идеи, таким образом, не порождены непосред-ственным опытом, но они не основаны и на какой-либо рациональной необходимости. Сочетание идей основано лишь на психологической ассоциации. Соответственно Юм подвергает сомнению все общие абстрактные понятия, в частности идеи и материальной, и духовной субстанций. Разумное «Я» для него есть просто сочетание впечатлений и идей. Среди важнейших отношений, играющих ключевую роль в познании, он выделяет отношения причинности. Согласно Юму, связь причины и следствия не носит необходимый характер, на ней нельзя основывать выводы, так как делая заключение от причины к след-ствию, мы рассуждаем «по привычке». Юм отрицает рациональную основу познания. Определенно мы можем знать, считает он, только непосредственные впечатления чувственного опыта. Таким образом, в теории познания Юм – агностик. Отрица-ние рациональной основы познания ведет к иррационализму в понимании человека: нравственность также не имеет надеж-ных рациональных оснований, страсти господствуют над человеком, чувство страха – основа возникновения религии. Идеи Юма сыграли большую роль в дальнейшем развитии западноевропейской философии.

Возрождение

предельно кратко о Н. Кузанском: Николай Кузанский (1401-1464 г.) «О католическом согласии», «Ученое незнание», «О не ином». Центральным пунктом философии Николая Кузанского является учение о совпадении противоположностей – абсолютного максимума и абсолютного минимума. Он был пантеистом, считал, что Бог и природа слиты. Бог – это вообще, это само бытие. Все вещи, предметы и тела мировоззрения – это воплощённое в нечто конкретное, телесное божество. Вселенная есть развёрнутый Бог, а Бог – свёрнутая в единое вселенная, Бог един, а предметов в мире много и проявление этих предметов инобытие Бога, но они противопоставлены между собой и имеют собственную структуру. Он очень высоко ставил человека: 1. Человек — есть второй бог. Он способен творить; 2. Люди, в отличие от животных, по природе своей стремятся к знанию и ищут ему применение; 3.Человек — микрокосм, или малый мир.

8 стр., 3662 слов

Тема: Характеристика чувственной ступени познания человека. Ощущения и восприятие

Контрольные работы по учебной дисциплине «Психология» специальность 44.02.01. «Дошкольное образование» Курс заочного отделения. 34(1,2,3)гр. Преподаватель Матвеева Н.Я. Вариант 1 Тема: Понятие личности в психологии Вариант 2 Тема: Характеристика чувственной ступени познания человека. Ощущения и восприятие Вариант 3 Тема: Понятие внимание и память, их характеристика Вариант 4 Тема: Особенности ...

(1632-1704) Из чиновников. Учился в Оксфорде. Гонения со стороны королевской власти, эмиграция. Сенсуалист — признает чувственное познание. Материалист: существует мир материальных обьектов в движении, в пространстве, во време-ни.

Сознание — продукт материи. Учение о двух классах качества всех материальных тел: — первичные, не зависят от человека (пространство, масса, движение); — вторичные, те что даны нам в ощущение, может они и ложны (цвет, форма, тяжесть, вкус, звук, …); Гносеология. «Опыт чел. разума».

Отвергает учен. Декарта о врожденных идеях. Идеи возникают в следствие действия внешних вещей на органы чувств или в следствие внимания направленного на состояние и деятельность души. Продолжил эмпиризм Бэкона. Все знания из опыта, а опыт складывается из ощущений. Познание Знание: 1-беспорное – продукт мышления; 2- правдоподобное, на основе непоср. внешнего опыта. Чтобы начать исследов. разнообр. проблем, необх. сначала изучить способности нашего собственного по-знания. т.е. что оно может достичь, каковы его границы, каким образом оно получает знания о внешнем мире. Происхождение и характер познавательной деятельности: 1.Нет врожденных идей, все знание рождается в опыте. 2.Душа при рождении — чистая бумага. 3.Нет ничего в интелекте, чего бы не было прежде в чувственном познании. Чтобы стать знанием материалы идей должны быть переработаны деятельностью рассудка сост. в сравнениии, сочетании и отвлечений. Об-во: за очень ограничен-ную конституционную монархию.

Тезис: состояние равенства, в котором вся власть и правомощность взаимны – это действует естественное право чел., тогда можно исключить войны. Этика: сторонник утилитаризма (учение о полезности) — добро то, что дает удовольствие, увеличивает его.

Диалектический материализм в 20 веке.

Это из хрестоматии А. А. Касьяна. «Диалектический материализм есть мировоззрение марксистско-ленинской партии. Оно называется диалектическим материализмом потому, что его подход к явлениям природы, его метод изучения явлений природы, его метод познания этих явлений является диалектическим, а его истолкование явлений природы, его понимание явлений природы, его теория – материалистической».

7 стр., 3162 слов

Психологические знания в античный период

Вопрос.1 С позиций методологии науки история психологии может быть описана как по­следовательность этапов становления представлений о предмете, методе и объясни­тельных принципах в рамках научных парадигм, в последовательности их возникно­вения, сосуществования, конкуренции и смены на разных стадиях формирования психологии как единой самостоятельной научной дисциплины. В истории психологии ...

Далее смотрите его лекции по методологии науки, тема «Отечественная философия науки в 20 веке»

Античность: 7.3. Учение Платона об «истинном» бытии: диалектика идей.

Платон (Аристокл) (427 – 347 до н.э.) – ученик Сократа. В 20 лет познакомился с Сократом и стал его восторженным поклонником. В 40 лет основал в Афинах собственную школу – Академию, кот. руководил до самой смерти. Оставил множество диалогов, считающихся философскими и литературными шедеврами. Своей главной задачей считал разработку идеального (справедливого) гос-ва, в котором такие мудрецы, как Сократ, занимали бы достойное место. Сделал 2 попытки реализовать свой проект, но неудачно. Гос-во станет справедливым, если только им будут править философы или правители станут философами. Философ должен стремиться познать не одну какую-л. сторону бытия, а бытие как сущность, образ и идеал – как идею.

Идеи и вещи противоположны: Идеи оригиналы вещей, вещи – копии идей. Идеи идеальны – вещи материальны. Идеи вечны, неизменны, неделимы, никогда не рождаются и не умирают; вещи временны, изменчивы и делимы на части; каждая вещь имеет свой срок рождения и смерти. Идеи существуют вне времени и пространства, вещи – в пр. и вр-ни. Идею можно «увидеть» разумом, вещь чувствами.

Все идеи систематизированы и подчиняются высшей идее – идее Блага, которая: божественна, предельна и недостижима, подчиняет все остальные идеи; источник жизни, красоты, истины и соразмерности; служит целью и законом бытия всей природы. Знание – припоминание душой ранее виденных идей. Философ должен более всего, даже более своей жизни, любить истину и бескорыстно стремиться к знаниям – познанию идей.

тоже про Платона

Платон-идеалист, характеризует бытие как вечное, неизменное, познаваемое лишь разумом . Чтобы объяснить явление нужно найти его идею т. е. понятие: то постоянное и устойчивое что не дано чувственному восприятию.

3 стр., 1064 слов

Психологические идеи в учении Платона

... идеалистической философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей. Душа существует ... мужество в груди, чувственное вожделение в печени), и Платон. У Платона учение о частях души приняло резко выраженный этический ... Психологические идеи в учении Платона. У человека Платон выделял два уровня души – высший и низший. Высший ...

Платон — основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи — это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел.теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей.

Суть процесса познания состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, т.е. искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Чел. душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей: разумной, кот создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, кот создаются низшими богами.

Мировые идеи составляют основу мира. Они есть «подлинное бытие». Это материальный мир включая и чувственный мир человека. Т.о. Платон разделяя мир на подлинный и мнимый противопоставляет их друг другу. В своей классификации идей, он утверждает, что основанием мировых идей являются 3 идеи: идея добра, идея истины, идея красоты. Идея красоты выражается, прежде всего, через искусство и выражает мир человеческих чувств. Идея истины отражается наукой и Ф. и выражает человеческий разум. Добро отражается моралью и религией, и выражает сущность человеческой души. «Идея» блага стягивает все множество «идей» в некоторое единство. Это единство цели. Порядок, господствующий в мире, есть порядок целесообразный: все направляется к благой цели.

В то время как «идея» является неизменной, неподвижной и вечной, вещи материального мира постоянно возникают и гибнут. Платон, чрезвычайно любящий иллюстрировать свои рассуждения образными сравнениями, это противопоставление вещей и «идей» наглядно объясняет в «Государстве» с помощью символа пещеры. В пещере сидят люди, скованные оковами и не могущие пошевелиться. За их спинами в вышине горит свет. Между ним и узниками проходит верхняя дорога, по которой идут другие люди и несут различную утварь, статуи, всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. Узники не видят всех этих предметов, они сидят к ним спиной и только по теням, отбрасываемым на стену пещеры, могут составлять свое представление о них. Таково, по Платону, и строение всего мира. А эти узники – люди, принимающие видимые вещи, которые на самом деле всего лишь жалкие тени и подобия, за их сущность. Кроме мира вещей и мира «идей» существует еще мир небытия. Это «материя». «Материя» Платона – беспредельное начало и условие пространственного обособления множества вещей, существующих в чувственном мире.

5 стр., 2181 слов

Воля и труд. Мера участия воли человека в его труде по концепции С.Г. Струмилина

СОДЕРЖАНИЕ Воля и труд. Мера участия воли человека в его труде по концепции С.Г. Струмилина…………………………………………………………….3 Личность предпринимателя, её специфические качества, отличающие от менеджера……………………………………………………………….11 Задача 1……………………………………………………………………..13 Задача 2……………………………………………………………………..14 Список использованной литературы……………………………………..16 1. Воля и труд. Мера участия воли человека в его ...

Дж. Вико. Критика картезианства:

1. Принцип «когито» не может быть основанием философии, на нём нельзя по-строить науку.

2. Реальность полна противоречий, неясностей.

3. Невозможно построить физику геометрическим методом, опираясь лишь на ло-гику. Мир не логичен. Бог не геометр. Есть как порядок, так и хаос.

4. История доступна нашему познанию. История сотворена человеком.

Гоббс: мир не подобен механическому агрегату, а подобен организму; нельзя выде-лить части мира в которой не отражалась бы целостность мира.

Беркли: от Декарта материи присущи личные (первичные) свойства и субъективно-воспринимаемые, Беркли отвергает деление, ибо все эти св-ва воспринимаются субъективно.

2. Абсолютный идеализм г.В.Ф.Гегеля

Гегель (1770-1837) создает диалектику как систему, формулирует законы и категории диалектики. Ми-ровое развитие по Гегелю — развитие абсолютной идеи (духа).

Идея первична. Абсолютная идея по-рождает природу, а индивидуальное и общественное сознание — гос-во и всю всемирную историю. Ми-ровое развитие имеет в себе внутреннюю цель — осознать себя, свой путь. Абсолютная идея осознает себя в религии, искусстве и Ф. Общий вывод гегелевской Ф.: Все разумное действительно, все действи-тельное разумно. Гегель считает, что зло и несовершенство мира преодолевается с помощью разума. Это оптимистическая и реалистическая философия. В диалектике понятий в развитии абсолютной идеи Гегель угадал диалектику внешнего мира, сформулировал основные законы развития на идеалистиче-ской основе. В Ф. Гегеля имеется неразрешимое противоречие между его диалектическим методом, кот требует постоянного разв-я и его идеалист-й системы, кот требует завершения развития. У Г. развитие Ф. заканчивается его собственной Ф., а разв-е общ-ва — прусской монархией.

11 стр., 5225 слов

Философия личности человека

... мифологичны. Весь мир уподоблялся человеку. Мир и человек рассматривались как творения богов. В вопросе о происхождении человека в древнегреческой философии возникают ... личности является сила воли, делающая мировоззрение цельным и устойчивым. Люди с силой воли обладают и сильным ... (Кант) и универсальна как «мера всех вещей» (Протагор)? Что есть биологическая и социальная природа человека? Где ...

Философская герменевтика.

Герменевтика (от греч. — «истолкование») — искусство толкования текстов, символов, смыслов социокуль-туры; экзегетика.

Философская проблематика герменевтики впервые стала разрабатываться Фридрихом Шлейермахером (1768-1834) — протестантским теологом и философом.

Заметно влияние И. Канта и особенно Г. Фихте («Наукоучение»).

Главная функция герменевтики — в выявлении способа выражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие текста. Противопоставлял герменевтику диалектике и грамматике, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивидуальный стиль произведения.

Вильгельм Дильтей (1833-1911) — представитель философии жизни, основатель понимающей психологии. Ме-тод понимания, применяемый в исследовании истории, противопоставлен методу объяснения, который присущ наукам о природе. Если в основе объяснения лежат опыт, продуктивно-конструкторская деятельность рассудка, то понима-ние сходно с интуицией и характеризуется непосредственным постижением некоторой духовной целостности. Соб-ственный мир понимается через самонаблюдение (интроспекцию), мир другого — через сочувствование, сопережива-ние.

Герменевтика — метод понимания культуры.

Эдмунд Гуссерль (1859-1938) в основу понимания помещает «неосознанный фон интенциональных актов по-знания», «нетематический горизонт», который дает некоторое представление о предмете.

«Горизонты» отдельных предметов сливаются в единый «жизненный мир», делающий возможным понимание од-ного другим. Отдельные культурные и исторические памятники имеют смысл только через соотнесенность с «жизнен-ным миром».

Мартин Хайдеггер (1889-1976) в качестве жизненного мира рассматривает языковую реальность. «Язык — дом бытия»: герменевтика — это не только искусство толкования текстов, но и «свершение бытия», которое наиболее пол-но проявляется в многозначном творчестве поэтов. Истолкование поэтического слова — главная цель и функция фи-лософии герменевтики.

8 стр., 3734 слов

Лекция — 22 — Философия человека. Ч

«ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА» (часть 2) Рассматриваемые вопросы: Загадка человеческого Я. Философия ценностей. Ценность и смысл человеческой жизни. Литература: Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. – М., 1967. Виктор Франкл. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс,1990. С.37, 288. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. – СПб.: Издательство ДНК, 2001. С.178-193. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. – ...

Выдающийся представитель герменевтики XX в. — Ханс ГеоргГадамер (1900 г.).

Опирался на «понимающую психо-логию» В. Дильтея, теорию «жизненного мира» Э. Гуссерля, учение о языке М. Хайдеггера, которого признавал своим непосредственным учителем.

X. Гадамер рассматривает герменевтику не только как метод понимания текстов, но как особую отрасль пони-мания. Ее предметом наряду с историко-гуманитарными науками является и вся совокупность знаний о мире и чело-веческом бытии. Понимание здесь универсальный способ существования действующего человека, его непосредствен-ный (жизненные проявления, экзистенция), так и опосредствованный (история, культура) опыт. Таким образом, пони-манию придается онтологическое значение. Герменевтика как философское знание — это анализ процесса понимания движения к истине. Она не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины. Герменевтика признала един-ственно доступным и ценным мир человеческого общения.

Мир культурных ценностей — язык, с помощью которого должны быть истолкованы все составляющие культуры.

2 Философия а. Шопенгауэра

Одной из самых ярких фигур иррационализма (от лат. irrationalis — неразумный, бессознательный; течение в философии, противостоящее рационализму, и ограничивающее или отрицающее возможности разума в познании действительности, утверждающие нерациональный, алогичный характер бытия) является Артур Шопенгауэр (1788-1860), который был неудовлетворен оптимистическим рационализмом и диалектикой Гегеля (прежде всего его панлогизмом: «всё действительное разумно, всё разумное действительно).

Шопенгауэр тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой. Он считал себя последователем философии И. Канта и увлекался философскими идеями Востока (особенно буддизма).

Шопенгауэр не просто уменьшил роль разума за счет эмоций и, главное, абсолютизированно понимаемой им воли, он оспорил само понятие разума как области осознанной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты. В его главном произведении «Мир как воля и представление» (1819) бессознательная воля выступает как универсальная иррациональная стихия, неподвластная никаким рациональным методам исследования. Интеллект, согласно Шопенгауэру, сам того не сознавая, функционирует не по своему рациональному плану, но по указаниям мировой воли, которая признается единой энергийной основой всех личных воль и самого объективного мира: интеллект же — это лишь орудие воли к жизни у человека (как когти и зубы у зверя).

Интеллект утомляется, а воля неутомима. Реальна только одна космически громадная воля, которая проявляется во всем течении событий Вселенной: мир — только зеркало этого воления, выступающее как представление.

Если идея рациональной причины мира была естественна для европейского сознания, то идея волевого первоимпульса, не подвластного никаким рациональным, этическим и даже эстетическим ограничениям, была для Европы инородным явлением. Не случайно сам Шопенгауэр признавал, что в числе стимулировавших его мысль источников одно из первых мест занимали буддийские представления о майе (иллюзии) и нирване (угасание жизни, спасение).

Его воля как первопричина мира представляет собой «ненасытное слепое влечение, темный глухой порыв». Мир, по Шопенгауэру, нелеп, а вся история мира — это история бессмысленных волнений волевых искр, когда воля вынуждена поглощать саму себя, так как, кроме нее, ничего нет и она к тому же — голодная и жестокая, постоянно ткёт паутину страдания. Отсюда боль, страх и страдание. Точно так же и буддизм провозглашает земное бытие в психофизической оболочке человеческой личности неискоренимым страданием.

Отстаивая примат воли по отношению к разуму, философ высказал немало тонких и оригинальных идей относительно особенностей волевых и эмоциональных составляющих духовного мира человека и их жизненной значимости. Он подверг критике ошибочную позицию сторонников крайнего рационализма, согласно которому воля являет собой простой придаток разума или просто отождествляется с ним. По Шопенгауэру, воля, т.е. хотения, желания, мотивы побуждения человека к действию, и сами процессы его осуществления специфичны: они в значительной степени определяют направленность и характер реализации действия и его результат. Однако Шопенгауэр превратил волю в совсем свободное хотение, т.е. он абсолютизировал волю, превратив ее из составляющей духа в самодостаточное начало. Более того, Шопенгауэр рассматривал волю как нечто родственное «неисповедимым силам» мироздания, считая, что всему сущему свойственны «волевые порывы». Воля для Шопенгауэра — абсолютное начало, корень всего сущего. Мир мыслился им как воля и представление. Таким образом, волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии мыслителя.

Философия Канта

Основателем немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804).

В интеллектуальном развитии Канта выделяют два периода: докритический и критический. В докритический период (до 1770 г) Кант выступал, прежде всего, как крупный ученый — астроном, физик, географ. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости приливов и отливов от положения Луны, а также обоснование научной гипотезы о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. В работах этого периода (напр., во «Всеобщей естественной истории и теории Неба» (1755 г) Кант выступал как стихийный материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы.

Но специфическая кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии, сформировалась в так называемый критический период, после опубликования им трех «Критик» — «Критики чистого разума» (1781 г), «Критики практического разума» (1788 г), «Критики способности суждения» (1790 г).

Все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцендентального идеализма (так Кант именовал свою философскую систему).

«Трансцендентальным» (от лат. transcendens — выходящий за пределы) Кант назвал всё то, что являлось условиями любого опыта — формы чувственности, пространство и время, категории рассудка. Второй период творчества сам Кант назвал «критическим» не столько потому, что «Критиками» назывались основные произведения этого периода, а потому, что Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествующей ему философии; противопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу.

Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем. В средневековой философии и философии эпохи Возрождения центральной частью философских систем является учение о бытии — онтология. Философы Нового Времени — Спиноза, Локк, Бэкон, Декарт, Беркли и Юм, перенесли акцент на проблемы гносеологии (теорию познания).

Однако в центральной проблеме гносеологии — взаимодействии субъекта и объекта — докантовская философия акцентировала внимание на анализе объекта познания. Кант же делает предметом философии специфику познающего субъекта, который, по его мнению, определяет способ познания. В философии Нового времени до Канта субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к истинному знанию, как то, что искажает и затемняет действительное положение вещей. У Канта же возникает задача: установить различие между субъективными и объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях и структурах. Кант переосмысливает самое понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта. В самом субъекте Кант различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта).

К эмпирическому уровню он относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному — надындивидуальное начало в человеке, т.е. всеобщие определения человека как такового, человека как представителя человечества.

Одна из основных проблем «Критики чистого разума»: как возможно достоверное научное знание. Это проблема конкретизируется у Канта в три частных проблемы: Как возможна математика? Как возможна физика (естествознание)? И как возможна метафизика (философия)? Необходимо отметить различие кантовского подхода к трем отраслям знания. Кант уверен в научном характере математики и естествознания, и его критическое исследование сводится у него к попытке выяснить, чем объясняется и от чего зависит их научность. Но к метафизике (философии) Кант подходит критически в том смысле, что ставит под вопрос возможна ли метафизика (как умозрительное, спекулятивное, понятийное знание) вообще в качестве науки, и дает отрицательный ответ на этот вопрос. Кант считает, что достоверное знание — это значит объективное знание.

Т.о. теорию познания Канта можно представить следующим образом: существуют вещи сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождают многообразные ощущения. Такие ощущения упорядочиваются доопытными формами чувственности — пространством и временем, т.е. располагаются в традиционном измерении и фиксируются как длительность. На основе этих преобразований формируются восприятия, которые носят субъективный и индивидуальный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления — понятий и категорий — придает этим восприятиям всеобщий и необходимый характер. Таким образом, вещь сама по себе через каналы органов чувств, формы чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, «явилась ему», и он может делать о ней определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта. Кант называл явлениями. Человек, по мнению Канта, может знать только явления. Каковы вещи сами по себе, т.е. каковы их качества и свойства, их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может. Он знает о вещах только в той форме, как они даны его сознанию. Поэтому вещи сами по себе для человека становятся «вещами в себе», непознанными, нераскрытыми.

Кант считал, что у человека нет средства установить связь, сопоставить «вещи сами по себе» и явления. Отсюда вытекал вывод об ограниченности возможностей в познании формами чувственности и рассудка. Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами опыта, — умопостигаемый мир — может быть доступен только разуму. Разум — это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями. Идеи у Канта — это не сверхчувственные сущности, обладающие реальным бытием и постигаемым с помощью разума (как у Платона).

Идеи — это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задачах, которые оно перед собой ставит. Идеи разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта. Но его средства — понятия и категории — действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок впадает в иллюзии, запутывается в противоречиях. Доказательству положения о том, что идеям разума не может соответствовать реальный предмет, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антиномиях разума. Антиномии — это противоречивые взаимоисключающие положения. Например, если мы возьмем идею мира в целом, то, оказывается можно доказать справедливость двух противоречащих друг другу утверждений: мир конечен, и мир бесконечен в пространстве и времени. Антиномии имеют место там, где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключение не о мире опыта, а о мире «вещей самих по себе».

Готфрид Лейбниц (1646 — 1716)— немецкий ученый-математик, юрист, философ — считается последним видным представителем

философии нового времени и предшественником немецкой классической философии.

Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма. В сфере его исследования основными являлись проблемы:

• субстанции;

• познания.

2. Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве.

Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разделения им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, — на высшую — Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой — всех сотворенных — на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).

Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Декарта, так как разделил все модусы (единичные вещи — проявления субстанции) на два класса — протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.

В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций).

Основные положения данной теории (монадологии) следующие:

• весь мир состоит из огромного количества субстанций,

имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и

Спинозы), а единую природу;

• данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого — «единое», «единица»);

• монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является

материально-вещественным образованием;

• монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;

• по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;

• в силу непрерывности своего существования монада осознает себя;

• монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: «не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти»).

Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

• «голые монады» — лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);

• монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;

• монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;

• высшая монада — Бог.

Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.

3. Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблемами бытия и учением о субстанциях (монадах) была гносеология (философия познания).

Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим образом:

• все знания разделил на два вида — «истины разума» и «истины факта»;

• «истины разума» выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер;

• «истины факта» — знания, полученные эмпирическим (опытным) путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды, температура плавления различных металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер;

• несмотря на то, что опытное (эмпирическое, «истины факта») знание вероятностное, а не достоверное (подобно «истинам разума»), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания. Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществляться не только путем получения только одного вида знаний — либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них — рациональное (полученное на основе разума) — будет носить достоверный характер, а другое — эмпирическое (основанное на опыте) — лишь вероятностный.

Античность: 7.4. Философская система Аристотеля, ее принципы и разделы.

Аристотель (384-322 до н.э.) – ученик и противник Платона. Имел собственную школу – Ликей. Предпринял грандиозную попытку синтезировать все предшествующие знания в одной системе философии на основаниях, прямо противоположных платоновским. Главным результатом синтеза стала – «первая философия» — учение о бытии как таковом, или, как позже стали ее называть, «метафизика» (букв.: то, что стоит после физики).

Учение о первой философии. 1) Мудрость – знание первого бытия, следовательно, Первое бытие – первые причины и начала всего существующего; то, что вечно, необходимо и актуально, неподвижно, всему предшествует и все определяет; ни с чем природным (материальным) не смешано. Основные начала природы: ФОРМА (актуальность, сущность, цель, причина, необходимость бытия) + МАТЕРИЯ (потенциальность, субстрат, случайность бытия).

2) Пирамида мудрости – путь к познанию первых причин и начал бытия. (От низшего) Чувственные восприятия => Опыт => Искусство => Наука => Философия. «Имя мудрости необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, исследующая первые начала и причины» — Метафизика. Виды фил. наук (мудрости): Теоретические науки (метафизика, физика, арифметика / геометрия) и Практические науки (этика, политика, поэтика и риторика).

Учение о природе (физике, второй философии).

Природа — все, что содержит в самом себе причину своего движения. => Три начала природы: 1. Материя, лишенная определенной формы; 2. Движение (процесс приобретения материей определенной формы); 3. Материя, получившая определенную форму. Классификация видов движения: а) Изменение субстрата — возникновение или разрушение вещи (не является движение в собственном смысле); б) Изменение качества — изменение свойств вещи на противоположные; в) Изменение количества — Увеличение или уменьшение размеров вещи; г) Изменение местоположения — Пространственное перемещение.

Причины движения: 1. Материальная (Из чего создана данная вещь? / Причина, обозначающая субстрат вещи / Сфера потенциального бытия вещи); 2. Формальная (Что это такое (какая сущность у этой вещи)?); 3. Действующая (Кто или что создал эту вещь?); 4. Целевая (Ради какого блага создана данная вещь?) – 2, 3 и 4 — Причины, обозначающие сущность, форму, энергию и цель бытия вещи / Сфера актуального бытия вещи. Перводвигатель как причина и цель движения сфер всех небесных тел и всеобщего изменения природы – Земля в центре, затем Луна => Планеты => Солнце => Звезды => Перводвигатель.

Учение о душе и познании. Душа – форма живого существа, обеспечивающая способность: 1. Питания и размножения (растительная) 2. Питания, размножения, передвижения и восприятия форм без материи (жив. душа) 3. Питания, размножения, передвижения и познания внутренних форм (разумная душа).

Начала наук делятся на доказуемые (аксиомы: восприятие, индукция, интуиция) и недоказуемые (принципы: противоречие, искл. третье, равенство величин).

Познание – вывод из аксиом проверяемых следствий (док-во теорем).

Учение о морали и политике. Счастье – высшее благо, необходимые условия счастья: 1. Полнота добродетели (счастливому человеку свойственны все душевные добродетели).

2. Полнота жизни (счастливый человек создает все условия, внутренние и внешние, чтобы действовать согласно всем своим добродетелям).

3. Деятельность (счастливый человек счастлив своими поступками).

Круг добродетели, или как возникает и укрепляется добродетель: Мужественный поступок усиливает мужество, оно порождает муж. поступок и т.д. Гос-во (полис) – общение людей, организованное ради блага взаимного самосохранения. Правильное г.: монархия (1), аристократия (немногие), полития (средн. сосл., свободные, дружелюбные, не посяг. на чужую собств.).

Неправильное г.: тирания, олигархия, демократия.

14