О происхождении точного знания

ТЕМЫ ДЛЯ ЭССЕ

Заблуждения и удачи науки.

«История не является «хронологией открытий или, наоборот, каталогом заблуждений.., но историей необычных приключений, историей человеческого духа, упорно преследующего, несмотря на постоянные неудачи, цель, которую невозможно достичь, — цель постижения или, лучше сказать, рационализации реальности. Историей, в которой в силу самого этого факта заблуждения, неудачи

столь же поучительны, столь же интересны и даже столь же достойны уважения, как и удачи» [Цитата Койре А. из кн. Черняка В.С. История. Логика. Наука. — М., 1986. — С. 51].

Согласны ли вы с таким пониманием истории? Можете ли вы привести, скажем, три факта-заблуждения из истории психологии, которые следует охарактеризовать как «удачи» ?

Как рождается наука.

«Только после накопления большого конкретного материала в виде разрозненных приемов арифметических вычислений, способов определения площадей и объемов и т.п. возникает математика как самостоятельная наука с явным пониманием своеобразия ее основных понятий и представлений в достаточно общей форме. В применении к арифметике и алгебре возможно, что этот процесс начался уже в Вавилонии. Однако вполне определилось это новое течение, заключавшееся в систематическом и логическом построении основ математической науки, в Древней Греции» [Колмогоров А.И. Математика. БСЭ. Т. 26. — М., 1954. -С. 466].

Согласны ли вы с такой трактовкой рождения науки? А как рождались биология, философия, психология? А астрономия, алхимия ?

Просто о науке.

«Наука». Что связано у нас с этим понятием? Случайно опрошенные на улице люди свяжут термин «наука» с человеческой деятельностью—«наука—это исследование», «…- это анализ», «…— поиск истины»; с людьми — «наука — это ученые», «…— профессора, академики», «…— это ученые степени»; с организацией исследовательской деятельности — «наука — это институты, кафедры, лаборатории»; с зарплатой — «наука — много получают и ничего не делают» и т.д. Сами представители науки в своих определениях подчеркнут «проблемность» науки, относительность научного знания, удивительное сочетание тяжести и счастья научного труда и т.д.

Толковые словари дают такие определения: Наука: «I. Система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. 2. То, что поучает, дает опыт, урок («Вперед тебе наука»)» [Ожегов СИ. Словарь русского языка. — М., 1963. — С. 385].

19 стр., 9301 слов

Психодиагностика как наука и практика. История психодиагностики

... исследования: определение психодиагностики как науки и пракитики, история развития психодиагностики Цель исследования: рассмотреть историю возникновения психодиагностики как науки и как практической деятельности, ... библиографического списка, включающего 20 наименований. ГЛАВА I. История психодиагностики §1.1 Истоки психодиагностики как науки С давних времен люди пытаются создать упорядоченную ...

Наука: «1. Ученье, выучка, обучение. 2. Чему учат или учатся; всякое ремесло, полные и порядочные собрания опытных и умозрительных истин, какой-либо части знаний; стройное и последовательное изложение любой отрасли, ветви сведений» [Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка. — М., 1979. — Т.2. — С. 488].

Эти два определения науки разделяет столетие. Сравните их, укажите «плюсы и минусы» этих определений. Обратите особое внимание на единство корней «наука» и «ученье». Как вы объясните это единство? Почему наука называется «наукой» ?

Истоки догматизма.

«Наша склонность к поискам регулярностей и наложению законов на природу приводит к психологическому феномену догматического мышления или, говоря в более об-

щей форме, догматического поведения: мы ожидаем существования регулярностей повсюду и пытаемся искать их даже там, где их нет. События, которые не поддаются этим попыткам, мы склонны трактовать как некоторый вид «шумового фона» и не оставляем наших ожиданий даже в том случае, когда они оказываются неадекватными и нам следовало бы признать свое поражение» [Поппер К. Логика и рост научного знания. — М., 1983. — С. 264].

Вы согласны с автором? Приведите примеры обыденного и «научного» догматического мышления на психологическом материале.

О происхождении точного знания.

«Некоторые части даже современного научного мировоззрения были достигнуты не путем научного искания или научной мысли, они вошли в науку извне: из религиозных идей, из философии, из общественной жизни, из искусства. Но они удержались в ней только потому, что выдержали пробу научного метода. Таково происхождение даже основных, наиболее характерных черт точного знания, тех, которые временами считаются наиболее ярким его условием.

Так, столь общее и древнее стремление научного миросозерцания выразить все в числах, искание кругом простых числовых отношений проникло в науку из самого древнего искусства — …» [Вернадский В.И. Избр. труды по истории науки. — М., 1981. — С. 44].

Из какого искусства «проникли» числовые отношения?

Можете ли вы привести аналогичные примеры? Если трудно, то попытайтесь определить этимологию слов (теперь научных понятий): энергия, атом, сила и др. Приведите примеры психологических терминов, произошедших из религиозных идей, из философии, из общественной жизни, из искусства.

Обсудите продуктивность такого варианта рождения психологических понятий.

Путь к науке.

Как бы вы пояснили мысль Г. В. Ф. Гегеля о том, что путь к науке сам уже есть наука.

7. Гарднер М.: цикл задач «на статистику».

1. «Как показывает статистика, преобладающее большинство дорожно-транспортных происшествий приходится на долю машин, едущих с умеренной скоростью, и лишь незначительное число — на долю машин, мчащихся со скоростью свыше 150 км/ч. Означает ли это, что водить машину на больших скоростях безопаснее?»

19 стр., 9301 слов

Психодиагностика как наука и практика. История психодиагностики

... производства. Объект исследования: психодиагностика Предмет исследования: определение психодиагностики как науки и пракитики, история развития психодиагностики Цель исследования: рассмотреть историю возникновения психодиагностики как науки и как ... с древних времен, несомненно, сыграли свою роль в появлении научной психодиагностики, путь развития которой: от типов темперамента Гиппократа — к ...

2. «Как показывает статистика, смертность от туберкулеза в штате Аризона выше, чем в других штатах. Означает ли это, что климат Аризоны благоприятствует развитию туберкулезной палочки?»

3. «Как показало статистическое исследование, дети, носящие обувь больших размеров, более сильны в правописании, чем дети, носящие обувь малых размеров. Означает ли это, что показателем грамотности может служить размер обуви?»

4. «Как показали исследования, в одном европейском городе отмечено резкое увеличение населения и аистов, гнездящихся в черте города. Можно ли считать это подтверждением распространенного поверья, будто аисты приносят младенцев?»

Что общего у ряда названных задач ? Какова функция статистических исследований в научном познании? Можно ли данные исследования назвать научными исследованиями?

Решите данные задачи (ответьте на вопросы).

Создайте или приведите примеры из газет, журналов, научно-популярной литературы, обладающие такой же «убедительностью», что и предъявленные вам.

У Аристотеля и Бэкона есть своеобразные типологии «ошибок познания». Можете ли вы найти место в этих типологиях для подобных названным «статистическим умозаключениям» ?Желательно, чтобы для своих примеров вы привлекли известные вам данные из психологии.

Смысл науки.

«Большинство ученых учены на манер детей. Обширная эрудиция вытекает не столько из множества идей, сколько из множества образов. Даты, имена собственные, местности, все предметы, изолированные от идей или лишенные их, удерживаются в памяти единственно с помощью запоминания обозначений, и редко какая-нибудь из этих вещей вспоминается без одновременного вспоминания передней или задней страницы того листка, на котором мы о ней читали,

или того образа, под которым она представилась у них в первый раз. Такою почти была модная наука последних столетий. Наука нашего века — иное дело: теперь не изучают, не наблюдают; теперь грезят, и грезы нескольких дурных ночей важно выдают за философию. Мне скажут, что мне тоже грезится; согласен, но я — чего другие не делают — не выдаю свои грезы за грезы, предоставляя читателю искать, нет ли в них чего полезного для людей, которые не спят».

Современна ли сегодня точка зрения Ж.-Ж. Руссо о смысле науки ?Попробуйте написать письмо Ж. -Ж. Руссо с изложением вашей точки зрения, используя его способ (стиль, понятийный строй) изложения.

Имя метода.

В качестве названия концепции П.Я. Гальперина принято имя метода — «планомерно-поэтапное формирование». Назовите еще несколько психологических концепций, также имеющих в своем названии указания на основной метод исследования. Дайте краткую оценку этой группе концепций (в сравнении с концепциями, названными по другим основаниям, например, по интерпретации предмета исследования и т.д.).

Графические модели.

Для иллюстрации систем понятий, развиваемых в различных областях научного знания, нередко используются некоторые графические изображения. В психологии подобные попытки предпринимались Фрейдом, Левиным, Бернштейном и др. Попытайтесь и вы построить графические

модели соотношения основных понятий концепции планомерно-поэтапного формирования, теории деятельности, теории ведущей деятельности.

2 стр., 951 слов

Презентация на тему: Психология как наука

... Объект психологии как науки - психическая жизнь людей, социальные субъекты, их связи и отношения. Задачи психологии •Разработка проблем методологии и истории психологии. •Изучение особенностей познавательной и практической деятельности человека. •Исследование ...

11. Своеобразие психологии?

«… Психологи не стремятся с уже взятого этажа подниматься выше, а каждый раз начинают снова с земли, предпринимая штурм здания лишь с разных сторон» [Теплов Б.М. О культуре научного исследования// Вопросы психологии. 1957.-№2.-С. 173].

Согласны ли вы с этим высказыванием ? Почему? А как развиваются другие науки? Что позволяет Б.М. Теплову высказываться именно таким образом?

Наука и ее содержание.

«Перед наукой … простирается богатое содержание, созданное веками и тысячелетиями познающей деятельности, и это содержание простирается перед нею не как нечто данное, которым обладали лишь другие, не как содержание, которое стало для нас прошлым, результатом которого являются лишь знания, дающие пищу памяти и материал для проявления нашего остроумия в критике исторических сообщений, но как познание, питающее дух и удовлетворяющее нашу потребность в истине. Все наиболее возвышенное, глубокое и сокровенное было открыто в религиях, философских учениях и произведениях искусства в более или менее чистых, более или менее ясных, а иногда

весьма отпугивающих образах» [Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. — М., 1974. — Т.1. — С. 69].

Приведите примеры подобных образов. Так зачем нужна наука?

Утрата ценностей.

Представим, что развитие наук, искусств, различных областей общественного производства идет по спирали. Оно связано не только с новыми достижениями, но и с временным (до подъема на новый виток спирали) отказом от каких-то ценностей. Предположим, что это — всеобщая закономерность и ее можно проиллюстрировать многими примерами. Приведем только один из них. Мореплаватели древности, пользуясь практически непотопляемыми плотами, способны были проплывать тысячи километров в открытом океане. Как показали исследования Тура Хейердала, благодаря этому были возможны трансконтинентальные сообщения. Однако плоты обладали очень существенным недостатком: они зависели от океанических течений. Во время исторически прогрессивного перехода к морским судам обычного типа этот недостаток был преодолен. Хотя одновременно была утрачена возможность дальних плаваний, связанная с непотопляемостью плотов, — лишь в XV в. вновь стало возможным плавание к берегам Америки. Можете ли вы найти примеры отказов от каких-то возможностей, ценностей, связанных с исторически прогрессивной (в целом) сменой предметов психологии?

Фантастическое изобретение

Представьте себе некоторое рассуждение нашего современника, например: Америку колонизировали фанатичные испанцы Средневековья, а могли бы греки или римляне. Или колонизации не было бы вообще — и тогда сохранились и развились бы цивилизации инков и ацтеков. В начале нашей эры могла быть заселена Австралия, не зачахли бы в изоляции южноафриканские цивилизации и т.д. Если бы принципиальная ограниченность интроспектив- ного метода была в свое время преодолена каким-нибудь фантастическим изобретением (например, был бы создан прибор, объективно регистрирующий субъективные состояния испы- туемого, или стало бы возможным регистрировать какое-нибудь «психоэнергетическое поле» и т.д.), как это могло бы от- разиться на судьбах мировой психологии? Общественного производства ? Культуры ?

Мы, математики, не ку-клукс-клан…

«В процессе мышления мы пытаемся постичь разумом истину; наш разум стремится просветить себя, исходя из своего опыта. Поэтому, подобно самой истине и опыту, мышление по своему характеру есть нечто довольно однородное и универсальное. Влекомое глубочайшим внутренним светом, оно не сводится к набору механически применяемых правил и не может быть разделено водонепроницаемыми перегородками на такие отсеки, как мышление историческое, философское, математическое и другое. Мы, математики, не ку-клукс-клан с неким тайным ритуалом мышления. Правда, существуют —- скорее внешне — некоторые специфические особенности и различия; так, например, процедуры установления фактов в зале суда и физической лаборатории заметно различаются» [Вейль Г. Математическое мышление. — М.: Наука. — С. 6].

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... требованиям отвечала только физика; она считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не ... и изучить их обособленно. Что касается воли, мышления, речи (высших психических функций, которые не подвержены « ... психологию» он утверждает, что психология должна разрабатываться физиологами (поскольку между физиологией и психофизикой много параллелей). По мысли ...

А чем различаются принципиально названные процедуры установления фактов? Так математики «клан» или «не клан»? Что вы думаете по поводу однородности мышления?

Различаются ли процедуры установления фактов в зале суда и психологической лаборатории ?

Проблемы структурного анализа.

«Группа явлений лучше поддается структурному анализу в том случае, когда общество не располагает сознательной моделью для их истолкования или обоснования». Согласны ли вы с этой мыслью известного американского антрополога Ф. Боаса [цит. по Леви-Строс К. Структурная антропология. — А/., 1985. — С. 249]? Можете ли вы привести примеры, подтверждающие эту точку зрения ?А опровергающие?

17. Что такое «объяснение»? Что значит «объяснить что-либо»?

Приведите пример психологического объяснения (например, какого-либо психологического феномена).

Чем это объяснение будет отличаться от философского объяснения, житейского объяснения, математического доказательства?

Отношения наук.

«В течение одного или двух веков в науках о человеке и обществе было принято рассматривать мир точных и естественных наук как рай, куда доступ навсегда запрещен. И вот лингвистике удалось приоткрыть дверь между этими двумя мира- ми. Если я не ошибаюсь, мотивы, побудившие антропологов и лингвистов собраться вместе, оказываются в любопытном противоречии друг с другом. Лингвисты приближаются к нам в надежде сделать свои исследования более конкретными, антропологи же настойчиво обращаются к лингвистам, полагая, что они могут стать их проводниками и помочь им избавиться от неясностей, видимо, неизбежных при слишком тесной близости к конкретным и эмпирическим исследованиям. Эта конференция иногда мне казалась дьявольской каруселью, где антропологи гоняются за лингвистами, лингвисты за антропологами, причем каждая группа пытается получить от другой именно то, от чего та хочет избавиться» [Леви-Строс К Выступление на конференции лингвистов. Структурная антропология. — М., 1985. — С. 66 — 67].

Можете ли вы привести примеры аналогичных отношений психологии с другими науками в качестве подтверждения или опровержения высказывания авторитетного антрополога? В чем природа таких отношений ? Как складывается судьба такого рода «обнадеживающих» контактов? Каково соотношение гуманитарных наук в целом? Какова позиция психологии в отношении гуманитарных наук ?

Бесконечность деления.

Если распилить магнит пополам, то каждая половина будет содержать свой «плюс» и «минус»; можно делить магнит до бесконечности, но даже самый микроскопический элемент будет иметь свой «плюс» и свой «минус». Можете л и вы привести психологический аналог подобной диалектики на примере какого-нибудь понятия из концепции поэтапного формирования?

15 стр., 7240 слов

Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя

... (разнообразные социально-психологические явления и феномены: личность, общности, их образ жизни и деятельность, с целью качественного и полного решения задач организации); способы воздействия (традиционно ... на взятие новых высот профессионализма. За последние 20-25 лет в мировой психологии сложилось два концептуальных подхода, раскрывающих особенности психологического воздействия. Первый подход ...

Гомеостаз и психология.

Согласно одному из физических законов, всякое тело стремится к покою, равновесию с окружающей средой.

Применим ли данный закон к человеку, к его психической деятельности и деятельности вообще? Какие концепции в психологии явно или неявно придерживаются принципов объяснения, построенных на этом законе?

21. Гегель против Маркса?

Как понять цитируемое А.Н. Леонтьевым выражение Гегеля: «Индивид не может определить цель своего действования, пока он не действовал…»? Не противоречит ли оно известному изречению Маркса: «…и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что прежде чем построить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове»?

Кто что о себе думает…

К. Маркс в предисловии «К критике политической экономии» отметил, что «… об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает». В то же время основная масса популярных психологических тестов построена на вопросно-ответной форме и направлена преимущественно на выявление именно того, что испытуемый «сам о себе думает». На этих же принципах базируется основная масса социологических опросов. Как вы полагаете, позволяют ли они выявить объективную картину? Почему? Возможно ли повысить достоверность получаемых данных?

23. Что движет знание?

В отношении роли дедукции в логике (не в чистой математике) Дж. С. Милль еще сто лет назад высказал мысль, что не дедукция, а индукция является подлинным путем к новым знаниям. Он утверждал, что из известного силлогизма: «Все люди смертны; Сократ — человек; следовательно, Сократ смертен», нельзя вывести новой истины. Шаг к новому скорее содержится в формулировке исходной посылки: «Все люди смертны», ибо она сама является индуктивным выводом из частных наблюдений («Ксенофонт, Кратил и Федон — люди»), либо класс «все люди» предопределяет вывод: «Сократ — человек». Так что же движет знание: дедукция или индукция?

24. Чья «школа»?

«Внешний наблюдатель» ограничен в своих возможностях. Он может наблюдать передачу знаков между участниками коммуникации и может объективно оценить их вероятности как частоты появления. Он может Наблюдать от- крыто выраженные реакции, которые эти знаки вызывают у участников общения. В принципе, если бы существовали соответствующие приборы, он мог бы заглянуть и под черепную коробку тех, за кем он наблюдает, и отметить там протекание определенных физиологических процессов. Но он никоим образом не в состоянии наблюдать мысли этих людей. Мысли, убеждения, суждения, эмоции являются сугубо личным достоянием. Они не могут наблюдаться и не могут быть описаны на языке внешнего наблюдателя».

Попытайтесь определить «школу» (философскую и психологическую) данного автора. Считаете ли вы так же, как и этот автор? Разрешимо ли в такой постановке вопроса противоречие «внешнего» и «внутреннего» наблюдателя? Могут ли не наблюдаться мысли ?

Мысли о языке.

1. Язык — «словарный фонд и способ пользования им»

(Оксфордский словарь английского языка).

2. Язык «называют одеждой для мыслей; однако правильнее было бы сказать, что язык — это сама плоть, тело мысли». Т. Карлейль.

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... тридцатым годам предмет начал объясняться как «ощущения, представления, чувства, мысли человека». Гальперин определил предмет психологии как ориентировочную деятельность (в это понятие включались и познавательные ... прикладную область знаний, обслуживающую интере­сы практической деятельности людей и общества. Объект и предмет психологии Психология как наука исследует поведение и психические процессы, ...

Можно ли сравнить эти точки зрения? Будьте предельно внимательны при ответе!

Роль символики.

«Символика превращает явление в идею, идею — в образ, причем идея остается бесконечно действенной и недосягаемой и, даже будучи выраженной на всех языках, остается невыразимой».

Поясните эту мысль И. В. Гете [цит. поЛукачД. Своеобразие эстетического. — Т.З. — М., 1986. — С. 134], выразите свое согласие или несогласие, приведите примеры подобного явления.

Афоризм Спинозы.

Прокомментируйте мысль Б. Спинозы: «То, что Павел сказал о Петре, говорит нам больше о Павле, чем о Петре».

Речь и человеческая природа

«Мы употребляем два различных типа языка, а именно звуковой и зрительный языки. Есть устная речь, а есть письмо. Письменный язык возник совсем недавно. Его история простирается не более чем на десять тысяч лет, если учитывать какие-то предвосхищения языка в примитивных рисунках. Но письму как эффективному инструменту мышления, имеющему самое широкое влияние, можно дать самое большое пять или шесть тысяч лет. Письмо как фактор человеческого опыта сопоставимо с паровым двигателем. Оно важно, современно, искусственно. Речь столь же древняя, как и сама человеческая природа. Она представляет собой один из главных факторов конструирования человеческой природы. Но не следует ничего преувеличивать. Теперь можно иными средствами выделять целые участки человеческого опыта, когда речь в крайних случаях отсутствует. Все же речь, развивавшаяся как всеобщее приобретение, была одним из ведущих креативных факторов подъема человечества. Речь вне искусственного письменного языка представляет саму человеческую природу»

[Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. — М.: Прогресс, 1990. — С. 367].

Знакомые мысли, не так ли? Но что автор имеет в виду, когда говорит: «Теперь можно иными средствами выделять целые участки человеческого опыта»? Что это за средства? Что это за опыт ? Что такое «участки» (фрагменты) опыта ?

31. Каким образом?

«В односторонних манифестах классических философских систем материализма «бытие определяет сознание» и идеализма «сознание определяет бытие» — отсутствует ответ на решающий вопрос: «Каким образом?» В лучшем случае либо «детерминированность» истолковывается как, в

сущности, пассивное «отражение» «мира» или даже нашей «практики» в сознании, как это делается, например, в устаревшей и эпистемологически некорректной «теории копирования»; либо «мир» превращается в «мою идею» или даже в «абсолютную идею» в ее диалектической потусторонности, т.е. в не что иное, как внешний продукт самодифференцирующейся деятельности самого сознания. Таким образом, мы оказываемся между инертным эпифеноменализмом и сверхактивным креационизмом и имеем дело с двумя неприемлемыми теориями мышления и как следствие — с

двумя искаженными теориями науки» [Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. — М.: Прогресс, 1988.-С. 20].

Согласны ли вы с такой трактовкой? Сформулируйте основные вопросы к автору этого фрагмента, чтобы путем последовательной логики вопросов оспорить или доказать данное положение.

9 стр., 4391 слов

Психология и этика делового человека

... подразделений) с моральной точки зрения. Логическим продолжением третьего принципа является четверты принцип-принцип минимума прогресса, в соответствии с которым ... является выявление сущности, принципов и основного содержания психологии этики делового общения в офисах и фирмах. ... речи и языка. Это краткость, выразительность и соблюдение норм речевого этикета. -6- Внешний вид Одежда делового человека ...

32. Восприятие исторично?

«… В данной статье я постараюсь доказать, что формы или способы восприятия и сами его структуры исторически вариативны, что эта вариативность зависит от исторических изменений в формах или способах человеческой деятельности или практически и что эти изменения в формах восприятия не только определяются исторически изменяющимися формами деятельности, но и сами оказывают на них свое влияние».

Согласны ли вы с автором? Можете ли привести факты, подтверждающие или опровергающие высказанные им соображения ?

33. Материализм или нет?

Можно ли автора данной мысли отнести к материалистам? — «…в самом своем генезисе восприятие непосредственно присоединено к практическому взаимодействию с внешним миром, свойства и структуры которого трансформированы всеми формами человеческой деятельности, и, стало быть, и деятельностью по его восприятию, но это тем не менее трансформации объективного, независимо от нас существующего мира» [Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. — М.: Прогресс, 1988. — С. 190].

34. Поэзия в науке?

«Поэзия неизмеримо сложнее социологии, сложнее «да» и «нет» прогрессивного человечества, сложнее некрасовских стихов. Некрасов сам был сужением русской поэзии. Сцена на его похоронах не делает чести русскому обществу. Если в стихе ищут познавательного значения, то нормальный человек обратится к истории культуры, литературы, просто к историку, будет статьи археолога читать как роман. Но принижать «Евгения Онегина», ища в нем каких-то совпадений с научным выводом историка, — это и безнадежно, и оскорбительное для поэта суждение.

Ученый, который в своей научной работе цитирует какие-то строки — то Гельдерлина, то Гете, то античных авторов, доказывает только, что он обращается только к содержанию, к мысли, отвергая самую душу, самую суть поэзии. Какое же тут сближение? Так называемая научная поэзия — это список второстепенных имен от Бернара до Брюсова. В Гомере ищут не гекзаметры, а прозаический, смысловой отрывок, а действительный контекст поэзии непереводим — ничего другого у Гомера и взять нельзя…

Норберт Винер приводит цитаты из поэтов и философов. Это делает честь эрудиции кибернетика, но при чем тут поэзия? Надо ясно понять, что границы языка, языковые барьеры — непреодолимы. Или надо подменить суть и душу ее внешним выражением, ни за что не отвечая, никого ничему на переводе не уча. Ученый не может приводить цитаты из поэтического произведения, ибо это разные миры. То, что для поэзии было подсобной задачей, случайной обмолвкой, то ученый подхватывает, включает в свою антипоэтическую аргументацию» [Из письма В. Шаламова. // Новый мир. — 1989. — № 12. — С. 65 — 66].

Выскажите свое согласие или оспорьте данную мысль.

35. «… Чувственно-представшая психология…»

Прочитайте приведенный ниже фрагмент романа Б. Пильняка «Волга впадает в Каспийское море». В чем, на ваш взгляд, состоят «законы созидания психики» рабочего или какого-либо другого класса?

«Эдгар Иванович Ласло собирал материалы для любопытной теоретической статьи, а именно он наблюдал перерождение психологии рабочих в психологию перерождения. Основными кадрами рабочих на строительстве — каменщики, плотники, землекопы, грабари, тачечники, грузчики, пильщики — были рабочие-сезонники. Психология рабочего-сезонника, крепко связанного с деревней, посылающего свои рубли в свои деревни, — полумужика, общеизвестна, как общеизвестны и условия работы сезонников, когда один год они работают на Турксибе, тот на Кавказе, третий в Ленинграде или на Сяси. Сезонники живут и работают артелями, связанные родством, соседством по деревням и председателем артели, выбранным еще у себя на роди-

8 стр., 3599 слов

Семинар 4-5. Психология человека и труд

... подсознание собеседника. – М., 1996. Ø Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., «Школа – Прогресс», 1995. – 384 С. Ø Столяренко Л.Д. Основы психологии. 17-еизд. Учебное пособие. /Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, ...

не. Каждое место работ сезонников временно, и сезонники, эти полумужичьи пролетарии, всегда чуть-чуть пиратствуют на работах и всегда чуть-чуть своя хата с краю. Около монолита сезонники застряли на несколько лет, и Эдгар Иванович Ласло наблюдал, как быт и психика сезонников пере-

страивались в быт и психику постоянных рабочих, настоящих пролетариев, артели рассыпались и перестраивались, сезонники шли в союз и общественную работу, учились грамоте и образовывали семьи, не связанные со своими деревнями, инстинкты рвачества стирались. Сезонники не только работали, как волы, ели артельную картошку и спали на голых нарах, но они стали появляться в красных уголках, в библиотеках, на собраниях, в кино, и российские рубахи и паневы сменялись после работ на европейское платье, а на постелях появились простыни. Сезонники работали на одном и том же месте уже три года. Эдгар Иванович понимал всю закономерность этих явлений, как понимал, что всегда на строительствах и спешат больше, чем следует, и суматошатся, и живут без быта иль —точнее — бытом лагерей и походов, временных бараков, временных, взятых у военного ведомства, палаток… Шинкари, артельные жены и просто проститутки, кинутые мужья и жены, поножовщина — обстоятельства на строительствах почти неминуемые, как неминуемы и библиотеки, стенгазеты, рабочее изобретательство, профессиональная активность, ночные смены, несчастные случаи. За всем этим Ласло видел законы созидания психики рабочего класса, новой русской культуры, где тысячи рек, ручьев и ключей рабочей психологии так же закономерны; как течение рек подлинных, и где налицо законы и класса, и рубля, и быта, и пола, и российских суглинковых путей и перепутий» [Пильняк Б.А. Целая жизнь: Избр. проза. — Мн.: Мает, лит.,

1988.-С. 311-312].

Попробуйте дать похожий психологический портрет какой-либо группы людей, находящейся в становлении, изменении. Например, новобранцев в армии, молодых офицеров, начинающих коммерсантов и др.

Голова профессора Доуэля.

Предположим, возможно обеспечить существование головы профессора Доуэля так, как это описано в романе А. Беляева. Какие особенности психики будут отличать этого своеобразного субъекта (если можно так его назвать) от других людей?

Гешталътпсихология и импрессионисты

Одним из крупнейших направлений психологии 20-го столетия является гештальтпеихология. Можете ли вы проследить родство гештальтпеихологов с взглядами импрессионистов? Под какими принципами импрессионизма мог бы подписаться гештальтпеихолог? (Возможно рассмотреть несколько жанров искусства: живопись, музыку, театр, кинематограф).

Пантеисты и другие.

Всякого ли психолога, использующего, например, традиционно критикуемые понятия «душа», «явления сознания» «психические функции» и др., можно назвать представителем соответствующих концепций, основывающихся на этих понятиях: предположим, пантеизма, интроспективной психологии, функционализма и др.? Проанализируйте язык представителя любого «модного» психологического течения (направления) и сделайте соответствующие выводы.

39. Шутка?

По словам одного английского антрополога, «любой неандерталец мог бы с успехом быть студентом Оксфорда и справиться с его курсом». А как вы считаете?

Сорит.

1. И животным, и человеку присущи ощущения, восприятие, эмоции, внимание и т.д.

2. Реакция собаки на внезапно появившийся раздражитель (громко жужжащую муху) состоит в прислушивании, приглядывании, принятии настороженной позы и т.д. — по определению, такая реакция есть проявление внимания.

3. Внимание — это концентрация сознания на предмете.

4. Сознание — это высшая форма психического отражения, доступная только человеку.

Следовательно, реакция собаки на громко жужжащую муху есть концентрация высшей формы психического отражения, доступной только человеку.

Согласитесь или найдите ошибку в сорите.

Алгоритм анализа.

Попробуйте составить общий алгоритм анализа какого-либо учения (теории, концепции, точки зрения, направления, школы) в науке.

О прессе и терминологии.

В произвольно взятой газете подсчитайте количество терминов «психология», «психологический». Определите обоснованность и адекватность использования этих терминов в газетной лексике. Всегда ли они необходимы? Какие синонимы вы могли бы предложить журналистам?

Капитализм и ассоцианизм.

В истории науки (в психологии, в частности) нередко появление нового направления в науке (новой парадигмы) совпадает с социальными трансформациями. Так, например, М.Г. Ярошевским появление ассоцианизма связывается с зарождением капитализма. В чем конкретно выражается эта связь? С какими социальными обстоятельствами можно связать возникновение бихевиоризма? Психоанализа? Могли ли эти концепции возникнуть в период начального развития капитализма?

Психология в системе наук.

Известен опыт создания графического образа психологии в системе других наук (точных, естественных, гуманитарных) Ж. Пиаже, Б.М. Кедрова и др. Попробуйте построить свою графическую (а может быть, и какую-либо еще) модель человеческого знания и указать место психологии в ней.

Фауст.

«Источники! В пергаментах ли благо? // Источники не на страницах книг». И.В.Гете.

А где оке тогда источники ?

Экономическое поведение (в продолжение предыдущей задачи).

Актуальной проблемой последнего десятилетия является трудно предсказуемое поведение, как говорят экономисты и политики, — «населения». Именно в этой непредсказуемости и кроется, с их точки зрения, источник неудач в реформировании нашего образа жизни (автор относит себя к самому настоящему населению).

Сформулируйте и обоснуйте свое психологическое кредо в отношении экономики: объективные законы производства и распределения движут нашей психологией, или наоборот?

О способностях.

«Сила укоренившегося в умах предрассудка о внутренних источниках духовного развития человека столь велика, что она нас заставляет видеть условия этого развития как бы перевернутыми с ног на голову: не в усвоении достижений науки — условие формирования научных способностей, а в способностях к науке условие ее усвоения; не в овладении искусством — условие развития художественного таланта, а в художественном таланте — условие овладения искусством. При этом обычно ссылаются на факты, свидетельствующие о способности одних и полной неспособности других к той или иной деятельности. При этом даже не ставят перед собой во- проса об источниках самих этих способностей и принимают обычно стихийный характер их первоначального формирования за якобы их врожденность» (А.Н. Леонтьев).

Выскажите согласие или несогласие с этой точкой зрения. Приведите типичную схему спора о природе способностей, основные аргументы сторонников «врожденности» и «формируемости». Какова в перспективе судьба этого спора? Можно

ли провести «чистый» эксперимент, однозначно подтверждающий одну из этих точек зрения ?

48. Научный прогресс похож на гигантскую лестницу?

«На фоне истории человеческого общества история науки обнаруживает ряд индивидуальных особенностей; объясняется это тем, что проанализировать и оценить вклад человека в ту или иную область науки значительно легче, нежели в любой другой области, за исключением искусства.

Самый способный генерал не может выиграть битву без армии. А кому следует приписать победу — ему или храбрым солдатам, которыми он командовал? Ученые выигрывают свои битвы без армий в значительной степени благодаря своим собственным усилиям, хотя и живут не в пустыне…

Тем не менее история науки — не просто история жизни великих ученых. Если тщательно исследовать происхождение какого-либо открытия, то оказывается, что оно подготавливалось рядом менее значительных открытий, и чем глубже проводить исследование, тем больше мы выделим таких промежуточных стадий. На первый взгляд, научный прогресс похож на гигантскую лестницу, каждая ступень которой соответствует одному из великих открытий, внезапно подымающих человечество на более высокий уровень. Но по мере углубления в анализ мы обнаружим, что большие ступени состоят из более мелких, а эти в свою очередь из еще меньших, пока, наконец, не покажется, что ступени должны исчезнуть совсем.., однако этого никогда не произойдет. Каждая победа в науке завоевывается рядом усилий, самое скромное из которых было достаточно серьезно обдумано и взвешено» [Сартон Дж. «Наука и новый гуманизм» // В кн. Э. Роджерса. Физика для любознательных. Т.2. — М., 1970.-С. 5].

Согласны ли вы с этой точкой зрения на науку? Действительно ли научный прогресс напоминает гигантскую лестницу? И прогресс ли он вообще? Как можно оценить вклад человека в научную область? Почему это сделать легче, чем «в другой области»?

Ребенок приучается верить множеству вещей

«Ребенок приучается верить множеству вещей. То есть он, скажем, учится действовать согласно этим верованиям. Мало-помалу оформляется система того, во что верят; кое-что в ней закрепляется незыблемо, а кое-что более или менее подвижно. Незыблемое является таковым не потому, что оно очевидно или ясно само по себе, но поскольку надежно поддерживается тем, что его окружает» {Витгенштейн Л. О достоверности// Вопросы философии. — 1991. — №2. — С. 78]. Но если «незыблемое» «надежно поддерживается», то почему характерными чертами человечества в XX (по крайней мере) веке являются нигилизм и неверие? Какие верования действительно незыблемы?

Слон истинен, ибо существует.

«Психология подходит к идеям и другим продуктам сознания также, как, например, зоология к различным видам животных. Слон истинен, ибо существует. Более того, он не является ни умозаключением, ни субъективным суждением творца, это — феномен. Но мы так свыклись с идеей, будто психические события суть продукты воли или произвола, изобретения творца-человека, что нам трудно освободиться от того предрассудка, согласно которому психика и все ее содержание являются нашим собственным изобретением либо более или менее иллюзорным продуктом наших предположений и суждений. Факты свидетельствуют, что определенные идеи существуют почти повсеместно, во все времена. Они воспроизводятся спонтанно, совершенно независимо от миграции идей или от традиции. Они не творятся индивидами, а происходят, даже насильственно вторгаются

в сознание индивида. И это не платоновская философия, а это — эмпирическая психология» [Юнг К. Г. Архетип и сим- вол. — М., 1992. — С. 132 — 133].

Вы согласны с К.Г. Юнгом? Приведите примеры идей «на все времена».

Человек есть не только бытие, но и становление.

«Человек есть не только бытие, но и становление. Человек может стать и растением и животным, но он может стать и ангелом, и сыном Божьим… Человек не есть нечто замкнутое и готовое, он не завершен и открыт» [П. делла Мирандолла (цит. по Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М., 1990.-С. 403)].

Попробуйте своими словами растолковать и развить эту мысль.

59. Формы мышления? — Это — сети!

Ум не ведет нас к уразумению природы вещей и посредством логических своих форм, ибо что такое формы мышления? — «Это сети, в которых мы непрестанно запутываемся вместе с предметами мышления; это повязки на наших глазах, сквозь которые рассудок все чаще истину принимает за

ложь…» [Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. — М., 1990.-С. 175].

Правоты этого суждения полностью отрицать не удается. Прокомментируйте эту оценку. Постарайтесь привести примеры «сетей» и определить, когда в рефлексии своего процесса познания исследователь заводит речь о «сетях».

Предмет этнической психологии.

«Культурное явление как выражение смысла объективно, но в нем же … есть сознательное или бессознательное отношение к этому «смыслу», оно именно — объект психологии. Не смысл, не значение, а со-значение, сопровождающие осуществление исторического субъективные реакции,

переживания, отношение к нему — предмет психологии» [Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. — М., 1990. -С. 480].

Приведите несколько примеров такого рода созначений. Как возможно их изучение? Как вы относитесь к таким определениям ?

Психологи тоже люди.

«Во время одного из заседаний конгресса по психологии в Геттингене в зал ворвался человек, за которым гнался вооруженный бандит. После короткой схватки на глазах у всех раздался выстрел, и оба человека выбежали из зала примерно через двадцать секунд после своего появления. Председатель сразу же просил присутствующих записать все, что они видели. Втайне от участников конгресса все происшествие было предварительно инсценировано, отрепетировано и сфотографировано. Из сорока представленных отчетов лишь один содержал менее 20% ошибок, касающихся основных фактов происшествия. 14 отчетов имели от 20 до 40%, а 25 отчетов — свыше 40% ошибок. Любопытно, что более чем в половине отчетов около 10% подробностей были чистейшей выдумкой. Результаты оказались бесьма удручающими, несмотря на благоприятные условия — все происшествие было коротким и достаточно необычным, чтобы привлечь к себе внимание, подробности его были немедленно зафиксированы людьми, привыкшими к научным наблюдениям, причем никто из них не был вовлечен в происходящее. Эксперименты такого типа нередко проводятся психологами и почти всегда дают сходные результаты» [Селье Г. От мечты к открытию. — М., 1987. — С. 103 — 104].

Почему получены такие результаты? Может ли наблюдение после такого факта считаться «методом» в психологии?