Понятие личности в психологии.

Познавательные процессы.

Под ощущением понимается отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Согласно концепции А. Н. Леонтьева, ощущение является исторически первой формой психического. Возникновение ощущения связано с развитием раздражимости нервной ткани. На определенном этапе эволюционного процесса у организма элементарная раздражимость перерастает в чувствительность, то есть способность реагировать не только на жизненно важные раздражители, но и на раздражители, имеющие сигнальное значение.

Исследуя механизмы ощущения, А. Н. Леонтьев приходит к выводу, что общим принципиальным механизмом является механизм уподобления процессов в органах чувств свойствам внешнего воздействия.

Имеются различные классификации ощущений.

Широко распространенной является классификация по модальности ощущений (специфичности органов чувств) — это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные. Существуют интермодальные ощущения — синестезии.

Известной является классификация Ч. Шеррингтона, выделяющая следующие виды ощущений:

* экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи);

* проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках); как результат – сокращение мышц.

* интероцептивные (органические) ощущения — возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов.

Внимание- осуществление отбора нужной информации, обес­печение избирательных программ действий и сохранение постоянно­го контроля за их протеканием. Выделят ряд функций внимания:

-отбор значимых, релевантных (т.е. соответствущих потреб­ностям и данной деятельности) воздействий;

-игнорирование других несущественных, побочных воздействий;

-удержание, сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания до тех пор, пока не достигнута цель;

-регуляция и контроль протекания деятельности.

Память- это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результат этого взаимодейст­вия в форме опыта и использовать его в поведении.

3 стр., 1080 слов

Вопрос 44. Способности и деятельность. Диагностика способностей.

... начало формированию культуры как особого мира человека. Вопрос 44. Способности и деятельность. Диагностика способностей. Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного ... осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они ...

Выделят следущие основные виды памяти:

1) непроизвольная — информация заучивается без волевого уси­лия;

2) произвольная — информация заучивается целенаправленно;

3)кратковременная- информация сохраняется короткий период времени;

4) долговременная — обеспечивает длительное хранение ин­формации;

5) оперативная — необходима для обслуживания определенной деятельности;

6) промежуточная — обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов.

Механизмы памяти: запоминание, хранение, воспроизведение, забывание.

Воображение- это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в лбом случае источник воображе­ния — объективная реальность.

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные — пассивное и активное. Пассивное в сво очередь де­лится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние).

Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздащее и антиципи­рущее.

Активное воображение всегда направлено на решение творче­ской или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами кон­кретной информацией в определенной области. В активном вообра­жении мало мечтательности и фантазии. Активное воображение больше направлено вовне, когда человек занят общественной дея­тельность, а не субъективными проблемами.

Воссоздающее воображение позволяет конструировать новые образы, в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений и т.д. Несмот­ря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются но­вые образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. Главным образом, воссоздащее воображение — это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних воспри­ятий в новой их комбинации.

Антиципирующее воображение позволяет предвосхищать бу­дущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря этому виду воображения человек может «мысленным Взором» уви­деть, что произойдет с ним в будущем.

Творческое воображение — это вид воображения, в ходе кото­рого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Творче­ское воображение является необходимым компонентом и основной всех видов творческой деятельности человека.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслят­ся в процессе фантазирования осуществленными. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовле­творение какой-либо потребности или желания. Материалами пас­сивного воображения являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощь опыта.

Мышление относится к одному из самых сложных психических процессов, являющихся предметом исследования ряда наук — от философии и логики до психологии и медицины. Сложность усугуб­ляется и тем, что предметом исследования могут быть не только са­ми психические процессы, и не столько они, а также конечные ре­зультаты, продукты мышления, представленные в виде некоторых генеральных совокупностей на уровне как отдельного человека, так и групп и сообществ в целом.

6 стр., 2918 слов

Воображение, функции и его виды

... произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства ...

Вопрос о связи речи с мышлением является в определенном смысле ключевым в психологии речи. Очевидно, что нормальная речь непременно осмысленна, поскольку в выражении смысла со­стоит ее основная функция. Вместе с тем формы связи мысли и сло­ва трудно представимы. Мышление — это психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза при обязательном участии речи. Мышление представляет собой специальную когнитивную функцию, состоящую в создании нового ментального продукта. Ход мыслительного про­цесса в одних случаях может быть отражен в речи мыслящего субъ­екта, в других — нет, т. е. он не связан с речь необходимым обра­зом.

Л.С. Выготский постоянно подчеркивал связь мышления с язы­ковыми (речевыми) процессами. Слово, являясь, само по себе обоб­щением, представляет собой не только единицу слова, но и единицу мышления; и в процессе развития высших психических функций у ребенка возникает качественно новое, сложное единство — речевое мышление. Устная речь становится универсальным средством мышления, обобщения и познания и оттачивается на протяжении всей жизни. Развитие речи ребенка подчинено определенным закономерностям. В целом, ребенок проходит три этапа становления речи: подготовительный, или дофонемный, — от рождения до 1,5-2 лет, этап самостоятельной речи — от 1,5-2 до 7 лет и этап сис­тематического обучения и развития речи — школьный период.

Функции речи разнообразны по своему характеру. Первая, са­мая стойкая функция речи — экспрессивная, отражает отношение че­ловека к событиям, оценку этих событий, собственные эмоциональ­ные состояния. Другой важной функцией речи является сигнификация (от англ. — «обознача»).

Эта функция речи используется для обозначения, одними и теми же словесными знаками с одним и тем же значением, каких-либо явлений или объектов. Интеллектуаль­ная функция речи дает возможность осуществлять главное назначе­ние — быть орудием мышления. Коммуникативная функция речи яв­ляется интегральной, обобщащей, поскольку речь вообще имеет смысл только в общении.

 

Понятие личности в психологии.

Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Понятие личности связано с понятием индивидуальности — с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

4 стр., 1910 слов

Речь человека

... силу звучания голоса должен определить собеседник 4. Гладкость (плавность, непрерывность) речи Человек произносит речь плавно, не прерываясь, не делая ненужных пауз, порождающих излишнее ожидание и ... компонентами Оценка по пятибалльной шкале: 1 - слишком невыразительная, неэмоциональная речь; 5 - чрезмерно эмоциональная речь Люди, общаясь друг с другом, как правило, стараются, чтобы их общение ...

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности — благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то «животной» стороны. Все природные биологические задатки человека являются человечески- ми, а не животными задатками.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера) , в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности — это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).

Понять личность — это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

Различаются личности социализированныеадаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные — девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения — маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями — «слабыми местами» в психической саморегуляции).

Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности).

2 стр., 963 слов

Этология с основами зоопсихологии. Классификация форм поведения ...

... жизни к общественному. Данные переходы являются характерными для большинства птиц, некоторых хищных млекопитающих (волки) и некоторых грызунов. 2.Основные положения теории Лоренца о развитии инстинктивного поведения ... К. Лоренц и Н. Тинберген (голландский этолог, последователь Лоренца), наблюдая поведение животных, обратили внимание на ...

Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает «радость завтрашнего дня», изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях — толерантна, способна к адекватным действиям.

Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.

В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна — способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством — духовностью. Духовность — высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности — ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.

Автономность личности — это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности.

Основные модели психологической структуры личности

Бихевиоризм и необихевиоризм. Сторонники поведенческой теории не дали четкой формулировки психологической структуры личности, ибо они фактически отвергали необходимость изучения психических механизмов человека. По мнению ранних бихевиористов, следует отказаться от понятий «сознание», «психическое состояние», «разум», «содержание», как и от изучения понятия «души». Эти понятия потеряли для научной психологии всякий познавательный смысл.. Законы человеческого поведения следует изучать через такие его составляющие, как мышечные движения и секреция желез. Именно они составляют истинный предмет изучения психологии. Ощущение, восприятие, мышление, волю, эмоции, инстинкты и все поведенческие акты, будь то игра в бейсбол или подергивание колена, можно свести к этим составляющим. И делать это можно через анализ совокупностей пар и стимул — реакция» с последующим разложением их на более элементарные составляющие. Так психология оказалась «бессознательной», без психики.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... навы­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ... пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­ ...

Гештальт-психология. Целостность психологической структуры личности — вот центральный момент, которого придерживались представители данного направления. Комбинация из нескольких музыкальных нот образует мелодию, в которой нет каждой из этих нот. На примере константности восприятия гештальтисты доказывали, что восприятие есть нечто большее, чем то, что видят глаза. Воспринимаемый образ есть целостное мгновенное образование взаимосвязанных частей перцептивного поля, не поддающееся дальнейшему разложению на части. Это и есть гештальт. Мозг не накапливает отдельные элементы входных сигналов и не увязывает их с помощью приемов ассоциации.

Подобная картина наблюдается в процессах мышления, научения, памяти и др. Так, процесс научения представляется гештальт-психологами как реорганизация и реструктуризация содержимого психики, но не связь между стимулами и реакциями. Эти процессы могли происходить с участием внезапного осознания и постижения проблемы в целом (инсайта).

Продуктивное мышление также осуществляется в терминах целостного осознания проблемы, направленного от общего к частному.

Классический психоанализ 3. Фрейда выражает психологическую структуру личности через сложное взаимодействие трех составляющих: ид («Оно»), это («Я»), супер-эго («Сверх-Я»).

Ид («Оно») — наиболее объемная и влиятельная часть психики оессознательного, включающая биологические инстинкты. Инстинкты побуждают личность действовать вопреки реальности по принципу достижения удовольствия путем немедленного удовлетворения потребностей (в первую очередь, сексуальных и агрессивных) -Зто источник психической энергии (либидо), вызывающей напряженность психики индивида.

Супер-эго («Сверх-Я») — составляющая, содержащая в себе нравственные устои общества, социальные нормы поведения людей в данном обществе, которые играют роль ограничений, накладываемых на инстинктивные побуждения личности. «Сверх-Я» стремится полностью подавить влечения, исходящие от «Оно».

Эго («Я») — часть психики, в основном контролируемой сознанием. Она содержит информацию о реальном окружающем мире и его нормативных требованиях, но одновременно находится под постоянным воздействием бессознательных инстинктов. Составляющая «Я» сдерживает порывы «Оно» до тех пор, пока не будут найдены средства подавления напряжения, направляет и контролирует либидо. Взаимодействие «Оно» и «Я» напоминает лошадь и всадника: энергия движения, исходящая от лошади, позволяет всаднику двигаться, но при отсутствии управления со стороны всадника лошадь может сбросить его. Таким образом, «Я» представляет собой зону конфликта, поле непримиримого противоборства между «Оно» и «Сверх-Я».

Для примирения этих двух сторон личности «Я» использует арсенал защитных механизмов:
— сублимацию — замену неприемлемых для данного момента инстинктивных влечений на социально приемлемые;
— проекцию — маскировку своих проблем через приписывание их другим людям с целью перекладывания всей вины на них;
— замещение — перевод агрессии с одного объекта на более приемлемый и безответный в данный момент;
— регрессию — уход от переживаний через поведение, характерное для ранних периодов жизни, казавшейся тогда менее тревожной и безопасной;
— рационализацию — выработку самооправдательных легенд маскирующих истинные мотивы собственных поступков постигших неудач;
— подавление — вытеснение или блокировка сознания от тревожных моментов;
— отрицание-отрицание появившейся угрозы жизнедеятельности;
— реактивнную формацию — подмену фактора, вызывающего напряженность, на противоположный ему.

11 стр., 5493 слов

Влияние семейного общения на развитие речи ребенка

... эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. ... повышению коммуникативных характеристик. Цель работы заключается в исследовании влияния семейного общения на развитие речи ребенка дошкольного возраста. Гипотеза: предполагается, что в полных семьях ...

По мнению Фрейда, формирование личности происходит в течение шести первых лет жизни.

Неофрейдизм. Последователи психоаналитического подхода не нпесли ничего принципиально нового в представления о психологической структуре личности. Так, К. Юнг (основатель аналитической психологии) продолжал настаивать на врожденности структуры личности. Как и Фрейд, он считал наиболее влиятельной частью г I руктуры сферу бессознательного. Правда, в качестве бессознательного у него фигурирует дополнительная составляющая «коллективное бессознательное». Оно проявляется в виде «архетипов» — генетически обусловленных следов влияния на поведение человека идей предшествующих поколений.

Личное бессознательное представлено К. Юнгом совокупностью ранее осознанных мыслей, чувств, переживаний и стремлений, но впоследствии вытесненных в сферу бессознательного. Проявляется эта составляющая в виде «комплексов» (например, комплекс власти, подчиняющий мысли и действия человека, или комплекс неполноценности и т. д.).

Третий элемент структуры личности представлен индивидуальным сознанием (понятием «Я»), которое регулирует поведение и деятельность индивида, устанавливая разумное равновесие между двумя другими составляющими. Этот момент проявляется у индивида в виде интровертного (ориентированного на внешний мир) и экстравертного (ориентированного на свой внутренний мир) поведения. На основании этого К.Юнг вылепил людей, различающихся свойствами архетипов, а также степенью проявления у них свойств интровертности — экстравертности.,

А. Адлер не выделял в структуре личности каких-либо элементов, утверждая, что это невозможно, что структура целостна и ее функционирование подчинено врожденному социальному фактору — «чувству общности». Источник же формирования и развития личности — в стремлении к превосходству над другими людьми. Неудачи в реализации этого стремления вызывают у человека чувство собственной ущербности, которое он преодолевает через различного рода компенсации (от ухода в депрессию и болезнь до атрафированного развития какой-либо стороны своей личности).

А. Маслоу ядром личности считал врожденную потребность в самоактуализации, развитии, реализации своего потенциала с опорой на собственные силы. Личность — это тот внутренний мир, который формируется через самоактуализацию. Однако высший уровень развития личности может быть достигнут после удовлетворения потребностей более низкого уровня. В этой связи он ввел «лестницу» потребностей, упорядоченных по значимости для жизнедеятельности человека (физиологические, безопасности, чувства общности, уважения, актуализации).

3 стр., 1398 слов

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности ...

... деятельности в развитии личности дошкольника, разработать рекомендации по организации игровой деятельности в дошкольном учреждении. Объект - исследования личности дошкольника. Предмет- игра - как средство развития личности ... самостоятельной игре. Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы ...

К. Роджерс утверждал, что личность есть то, что человек о себе думает на основе сознательных оценок текущих событий в его жизни. Он также видел в самоактуализации ведущий мотив жизнедеятельности человека. В отличие от взгляда Маслоу на самоактуализацию, как на факт достижения индивидом высшего уровня психического развития Роджерс рассматривает ее как процесс непрерывного пожизненного формирования индивидом самого себя. Для развития личности ребенка требуется «позитивное внимание» — достаточно полное удовлетворение потребностей в любви и ласке, без всяких на то условий.

Когнитивная психология. В представлении Дж. Келли структура личности отождествляется с двумя типами личностных конструктов, обеспечивающих накопление знаний человека о себе и окружающем мире:
— базовые («ядерные») — для взаимодействия с другими людьми;
— периферические — для решения текущих задач более низкого уровня.

Каждый конструкт имеет дихотомическую форму (например, «добрый — злой», «общительный — замкнутый»).

В целом система личностных конструктов имеет иерархическую структуру, функционирующую отчасти по врожденным, отчасти приобретенным планам обработки информации — так называемым «схемам». Развитие личности продолжается всю жизнь как путем накопления количества конструктов, так и совершенствованием «схем». Сочетание конструктов и «схем» определяет возможности индивида в познавательной, социальной и в любой иной сфере жизнедеятельности.

Интересен взгляд «когнитивистов» на соотношение сознания и п> осознаваемого. Во-первых, отстраняясь от психоаналитического понимания бессознательного, они ввели понятие «неосознанное». Опознанное включает не то, что вытеснено в сферу бессознательною из-за неудовлетворения врожденных инстинктов (по Фрейду), состояние, при котором отсутствует осознание действующих внутренних процессов. Например, входная информация может и не осозноваться, но вызывать у человека автоматический поведенческий и во- вторых, когнитивные процессы протекают и на сознательном и на неосознанном уровнях. Более того, последний характери-щмся большим быстродействием при обработке информации. Таким образом, личность человека обусловлена характером протекании его интеллектуальных процессов.

Диспозиционный подход. Здесь просматривается тенденция считать основным атрибутом личности темперамент (или его свойства), вплоть до полного отождествления этих понятий. Например, по Г. Айзенку, личность и ее темперамент полностью описывается свойствами «интроверсия»-«экстроверсия», «нейротизм» (как свойство эмоциональной неустойчивости), «психотизм» (как свойство необъективной оценки реальности).

Деятельностный подход. По вопросам психологической структуры личности до сих пор ведутся дискуссии сред сторонников этого подхода. Адекватную модель личности пытались построить на включение в это понятие огромного количества компонентов (свойств темперамента, черт характера, отдельных свойств психических процессов и др.).

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

... Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ... Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. ...

Однако оперировать такой моделью на практике было невозможно из-за проблемы, как говорят физики, «проклятья разномерности» структуры и взаимосвязанности ее компонентов. В этой связи начались поиски теоретически обоснованных и приемлемых для практики структур личности.

К. К. Платонов считал, что структура личности включает в себя четыре уровня:
— низший — составляют биологические и конституциональные свойства человека, практически не зависящие от социальных факторов
— второй уровень включает индивидуальные характеристики форм отражения
— третий — представлен индивидуальным социальным опытом человека
— высший уровень характеризует направленность личности (убеждения, мировозрения, идеалы, взгляды, самооценка, особенности характера).

В структуре личности тесно переплетаются врожденные и «наживные» начала, биологическое (генетически наследованное) и социальное (приобретенное в онтогенезе).

При этом в ранние годы в личности доминирует биологическое начало, элементы которого большей частью генетически обусловлены и слабо подвержены воздействию социальных факторов. Далее, по мере развития личности, ее структуру почти полностью заполняет социальное начало, формируемое условиями жизни человека как члена общества. А. Леонтьев утверждает, что структуру личности человека не следует искать ни в каком наборе его отдельных психических особенностей (генетике, задатках, приобретенных знаниях, навыках и умениях).

Устойчивым основанием личности человека может служить только предметная деятельность, или, точнее, система его отношений к миру, реализуемая через иерархию различных деятельностей. По мере своего развития человек включается во все большее количество различных видов деятельности. Это обусловлено теми общественными отношениями, в которых оказывается человек в своей жизни. Одни из них становятся ведущими для данного человека, другие — подчиненными. Эта иерархия деятельностей, не зависящая от состояний организма человека, составляет ядро личности. За этим соотношением деятельностей стоят отношения мотивов (ведь мотивационная сфера личности всегда является многовершинной).

Итак, по мнению А. Леонтьева, к базовым (скелетным) параметрам структуры личности относятся:
— разнообразие связей индивида с миром, реализуемое совокупностью различных деятельностей;
— степень иерархизированности связей с миром (конечно, деятельностных), т. е. их мотивационная «окраска»;
— общая структура связей индивида с миром, образуемая внутренними соотношениями главных мотивов в совокупности деятельностей.

Развитие личности ребенка, согласно позиции А. Леонтьева, идет через связь с окружающим миром, через предметы, которые вначале открываются ему только в физических свойствах, а потом и в их функциональном значении, используемом в деятельности. Так, вначале ребенок видит и ощущает чашку, но затем он обнаруживает, что она предназначена для питья, т. е. для реализации конкретной деятельности. Подобные переходы продолжаются от фазы предметно-практической деятельности до усвоения иерархии деятельностей на уровне отношений с обществом. При этом формируется и развивается система личностных смыслов (мотивов) деятельности. Этот и есть процесс становления личности. Итак, личность создается объективными обстоятельствами через совокупность деятельностей, реализующих отношение человека к миру. При этом, личность может развиваться исключительно в рамках созидания, но не потребления.

Темперамент и система его проявлений.

Темперамент — это те врожденные особенности человека, кото­рые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и урав­новешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Э. Кречмер в своем труде «Строение тела и характер» (1921 г.) обобщил наблюдения антропологов и психиатров. Согласно его кон­цепции, существует прямая связь между конституцией человека и свойствами его темперамента. Э. Кречмер выделил и описал четыре конституционных типа.

Астеник- человек высокого роста, хрупкого телосложения, пло­ской грудной клеткой. Плечи узкие, ноги и руки худые и длинные, кисти рук узкие, кожа дряблая. Астеники склонны к преждевременно­му старени.

Пикник — человек среднего или малого роста, с богатой жиро­вой ткань, большим животом, выпуклой грудной клеткой, круглой головой на короткой шее. Лицо широкое с мелкими чертами.

Атлетик — человек высокого и среднего роста, пропорциональ­ного крепкого телосложения, с широкими плечами, хорошей мускула­турой, узкими бедрами. Голова держится прямо, лицевые кости вы­пуклые.

Диспластик — человек неправильного телосложения, плохо сформировавшийся.

С этими типами телосложения Э. Кречмер соотнес разновидно­сти темперамента, он выделил три — шизотимический (шизотимик), иксотимический (иксо-тимик) и циклотимический (циклотимик).

Шизотимик имеет астеническое телосложение, замкнут, скло­нен к колебаниям эмоций от раздражения до равнодушия, упрям, с трудом приспосабливается к окружению, высокомерен.

Иксотимик имеет атлетическое телосложение, реалистичен во взглядах, спокоен, маловпечатлителен, с трудом приспосабливается к переменам.

Циклотимик имеет плотное телосложение, эмоционален, отзыв­чив, добросердечен, без затруднений контактирует с окружающими.

Последователь Э. Кречмера У.Г.Шелдон в своих работах обо­значил три первичных компонента телосложения: эндоморфный, ме­зоморфный, эктоморфный. По Шелдону, представители данных ти­пов телосложения характеризуются и специфическими типами тем­перамента.

Эндоморф имеет круглу голову, большой живот, округлые и мягкие формы тела. Его осанка и движения расслабленные, реак­ции замедленные. Терпим, в эмоциональном плане ровен, привет­лив. Любит комфорт, стремится к одобрению со стороны окружа­ющих. Склонен к общественной жизни, тянется к компаниям.

Мезоморф имеет массивную голову, широкие плечи и грудную клетку, мускулистые руки и ноги. Подтянут, энергичен, с громким го­лосом. Решителен, порой даже агрессивен. Склонен к риску.

Эктоморф имеет высокий лоб, вытянутое лицо, маленький жи­вот, неразвитую мускулатуру. Движения сдержанные и скованные. В проявлении чувств сдержан и скрытен. Испытывает затруднения в установлении контактов с другими людьми.

Предложенный Э. Кречмером, У. Шелдоном и их последовате­лями конституционный подход к типологизации темперамента отра­жает реально существующие связи между внешним обликом челове­ка и его психическими особенностями. Вместе с тем он не позволяет выявить основу, по которой группируются определенные физические и психические свойства индивида в тот или иной тип темперамента.

В связи с этим неоднократно предпринимались попытки выде­лить различные основания для классификации. Так, еще сам К.Гален выдвинул первый вариант эндокринной теории. Предложен­ные им типы темперамента определялись соотношением в организ­ме четырех основных «соков»: крови, флегмы, желтой и черной жел­чи. Об этом свидетельствует и само определение темпераментов: сангвиник — от латинского звучания слова «кровь», холерик — от гре­ческого «желчь», флегматик — от греческого «слизь», меланхолик -от греческого «черная желчь». Попытки объяснить особенности тем­перамента теми или иными обменными процессами предпринимают­ся и в настоящее время.

Ныне наиболее распространенной является теория И. П. Павло­ва, связавшая тип темперамента человека с типом его нервной сис­темы. И. П. Павлов выделил четыре типа нервной системы:

1 тип: сильный, уравновешенный, подвижный;

2 тип: сильный, неуравновешенный;

3 тип: сильный, уравновешенный, инертный;

4 тип: слабый.

Выделив четыре типа нервной системы, И. П. Павлов сопоста­вил их с классическими типами темперамента, показав высокую сте­пень соответствия между ними. Это дало ему основание для вывода: именно свойства нервной системы определят давно описанные темпераменты.

Сангвиник (нервная система 1 типа) — человек, легко приспо­сабливающийся к изменениям условий жизни. В высшей степени подвижен, общителен, часто меняет привязанности. Имеет широкий круг знакомств. При большом интересе к делу продуктивен, энерги­чен; в противном случае вял, скучен, неинтересен. Характеризуется высокой сопротивляемость к различным трудностям.

Холерик (нервная система 2 типа) — человек, нервная система которого характеризуется преобладанием возбуждения над тормо­жением. Отличается энергичность при недостатке выдержки и са­мообладания. Вспыльчив, несдержан, нетерпелив. Увлекаясь чем-то, полностью истощает свои силы и теряет интерес к начатому. Плохо приспособлен к деятельности, требующей спокойного темпа, плав­ных движений.

Флегматик (нервная система 3 типа) — человек, хорошо сопро­тивляющийся сильным и продолжительным раздражителям. Харак­теризуется уравновешенность процессов возбуждения и торможе­ния. Спокоен, терпелив, выдержан. В мимике и интонациях невыра­зителен и однообразен. Сохраняет спокойствие даже при серьезных неприятностях, но способен иногда давать вол чувствам.

Меланхолик (нервная система 4 типа) — человек, плохо сопро­тивляющийся воздействию сильных стимулов. Часто заторможен и пассивен. Отличается слабой выносливость, тревожность. Теря­ется в новой обстановке, среди новых людей.

Описанные И. П. Павловым типы нервной системы — не являют­ся реальными портретами, так как ни один человек не обладает «в чистом виде» абсолютно всеми признаками того или иного типа. Тем не менее теория И.П. Павлова служит основой для подавляюще­го большинства современных исследований в сфере межличностно­го общения.

Виды и психологическая структура общения

Общение — специфическая форма воздействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отноше­ния людей. Структура общения состоит из следующих компонен­тов: содержание, цель и средства.

Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем моти-вационном или эмоциональном состоянии живого существа, инфор­мация о состоянии внешней среды. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Человеческое общение много­предметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содер­жани.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цель общения вклчает передачу и получение объ­ективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование ра­зумных действий лдей в их совместной деятельности, установле­ние и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое дру­гое. Цель является средством удовлетворения разнообразных по­требностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Средства общения — это способы кодирования, передачи, пере­работки и расшифровки информации, передаваемой в процессе об­щения. К средствам общения также относятся: язык, интонация, ми­мика, поза, жесты, расстояние, на котором общаются собеседники.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

По содержанию: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности),

когнитивное (обмен знаниями),

кондиционное (об­мен психическими и физиологическими состояниями),

мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями),

деятельностное (обмен действиями, операциями, уме­ниями, навыками).

По целям: биологическое (это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма),

социальное в соответствии с обслуживаемыми потребностями (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивидов).

По средствам: непосредственным и опо­средованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощь естественных органов: руки, головы, ту­ловища, голосовых связок и т.п. Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией: телефон, телеграф, интернет и т.п. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредст­венное восприятие друг другом обобщающихся людей в самом акте общения. Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Среди видов общения можно выделить также деловое и лич­ностное, инструментальное и целевое. Деловое общение служит средством повышения качества этой деятельности. Личностное со­средоточенно в основном вокруг психологических проблем внутрен­него характера. Инструментальным можно назвать общение, кото­рое осуществляется по поводу конкретного объекта или явления. Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае по­требности в общении.

Важнейшими видами общения являтся вербальное и невер­бальное.

Невербальное — это общение при помощи жестов и пантомими­ки, через прямые сенсорные или телесные контакты. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного усло­вия усвоения языка.

В общении выделят три взаимосвязанные функции:

— коммуникативная (обмен информацией);

— интерактивная (организация взаимодействия между людьми);

— перцептивная (восприятие людьми друг друга).

Для восприятия человека и его познания в ходе общения субъ­ект неосознанно выбирает различные механизмы. Основным являет­ся механизм интерпретации (соотнесения) личностного опыта по­знания вообще с восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном общении представляет отождествление себя с другим человеком. В общении субъект также себя с другим человеком. В общении субъект также использует ме­ханизм каузальной атрибуции (приписывание объекту общения оп­ределенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности).

Механизм рефлексии другого человека в межличност­ном общении включает осознание субъектом того, как он восприни­мается объектом. В ходе общения субъект учитывает поступащую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельст­вующую об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта общения выполняет для субъекта осведомитель­ную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.

Кроме того, процесс общения человека включает механизмы, искажающие представления о воспринимаемом. Наиболее значимы­ми из них являются: механизм первичности, или новизны (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа познаваемого объекта); механизм проекции (перенос на людей психических особенностей восприни­мающих); механизм стереотипизации (отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей); механизм этноцентризма (пропуск всей информации через фильтр, связан­ный с этническим образом жизни воспринимающего).

 

Общение и деятельность.

По вопросу соотношения категорий деятельности и общения продолжается конфликт методологического характера. Основное противостояние имеет место между научными позициями, занимаемыми А. Н. Леонтьевым и Б. Ф. Ломовым. В трактовке А. Н. Леонтьева общение является либо одним из частных видов деятельности (деятельность общения, коммуникативная деятельность), либо условием деятельности, либо, наконец, одной из сторон деятельности. Отстаивая эту позицию, ее сторонники указывают на то, что к процессам общения приложимы многие закономерности, категории и понятия, относящиеся к предметно-практической деятельности. Общение, например, как и деятельность, представляет собой активный процесс, характеризуется целью и результатом, решает ряд задач, мотивированно построено на принципе обратной связи с собеседником и т. д.

Позиция Б. Ф. Ломова базируется на следующих аргументах:
А. Противопоставление деятельности и общения — это методологическое недоразумение, выросшее из недоопределенности этих базовых категорий:
— если понимать общение как активность вообще, то ее следует отнести к категории деятельности;
— если понимать общение как деятельность в сложившемся в психологии ее более узком смысле (субъектно-объектные отношения), то это приводит к чрезмерному упрощению и обеднению содержания категории «общение».

Б. Поток сменяющих друг друга индивидуальных видов деятельности, понимаемых именно как отношения «субъект — объект», не есть человеческое 6ытие Такие отношения составляют важную, но все же одну из сторон его бытия. Человеческое бытие — это сложная система отношений человека со всем окружающим его миром.

В. Общение представляет собой другую, не менее существенную сторону бытия человека, а именно отношения — субъектЫ. Общение есть специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, в рамках которой осуществляется взаимный обмен индивидуальными видами деятельности, их способами и результатами, представлениями, идеями, интересами, установками, чувствами. Поэтому общение выступает в роли важнейшей детерминанты всей системы психи ческого ее структуры, динамики и развития. В актах общения осуществляется как бы презентация внутреннего мира человека другим людям.

Г. Если рассматривать общение как индивидуальную деятельность, то возникают трудности определения его места в общей классификационной схеме других видов деятельности.
Это связано, например, с тем, что:
— составляющие схемы общения (отправитель и получатель сообщения, форма сообщения, код, тема и др.) описывают иную плоскость поведения людей, чем составляющие деятельности (операции, действия и др.),
— результат общения является совместным и его трудно отнести к какому-то одному из общающихся индивидов;
— общение представляет собой такое взаимодействие, которое не допускает отделения действий одного партнера от действий других и др.

Д. В совместной деятельности общение выступает как главное условие и способ формирования совокупного субъекта деятельности. Оно обеспечивает этого субъекта новой системой качеств, отличающихся от качеств индивидов, входящих в его состав: умениями обмениваться информацией, планировать и координировать совместные действия, осуществлять взаимный контроль и взаимное стимулирование и др.

Е. Основания для дифференциации категорий деятельности и общения следует искать в различиях тех отношений, которые проявляются в них, а не в мере совпадения этих категорий.

Ж. Категории деятельности и общения нельзя противопоставлять и рассматривать как независимые. Они не просто взаимосвязаны, но и могут переходить друг в друга. Например, преподавательская деятельность строится по законам общения и использует средства и способы, характерные для общения. Вместе с тем, например, театральное представление строится по законам деятельности и использует действия, характерные для деятельности в качестве средств и способов общения. Зачастую внутри самой деятельности много времени занимают процессы общения, которые в данном случае трудно назвать деятельностью. Здесь их главная роль состоит в формировании деловых и межличностных отношений людей.

Таким образом, на уровне состояния современных исследований проблема соотношения общения и деятельности в психологии еще не закрыта. И можно лишь повторить слова сожаления, высказанные Б. Ф. Ломовым, о том, что в общей психологии этой проблеме уделяется недостаточно внимания. Более того, современная учебная литература по общей психологии (как и соответствующие учебные программы и стандарты обучения) не содержит сколько-нибудь значимого материала по сущности общения, его роли в формировании и развитии процессов психического отражения, развития личности и др.