Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра психологии и педагогики

Приложение 2

к рабочей программе дисциплины

Организация практических занятий по дисциплине

Психология и педагогика

Уровень высшего образования:

специалитет

Квалификация выпускника:

врач-лечебник

Направление подготовки:

31.05.01 Лечебное дело

Тип образовательной программы:

Программа специалитета

Форма обучения:

очная

Срок освоения образовательной программы:

6 лет

2017 г.

Практические занятия модуль «Педагогика»

Занятие 1

Предметная область педагогики. Педагогика в системе современного человековедения. Основные понятия педагогики. Методология педагогики. Характеристика педагогического процесса

  1. Основные исторические этапы развития педагогической науки.
  2. Человек как объект познания и предмет воспитания.
  3. Основные категории (понятия) педагогики.
  4. Методология педагогики. Педагогический процесс.
  5. Вклад ученых в развитие педагогики (В.П. Кащенко, М. Монтесорри,

В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, А. Швейцер и др.)

Рекомендуемая литература:

  1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб [и др.], 2014.
  2. Лукацкий М.А. Педагогическая наука: история и современность: учебное пособие. — М.:ГЭОТАР-Медиа,2012. http://www.studmedlib.ru

Интернет – источники:

1.Российское образование: федеральный портал [Электронный ресурс].- URL: www.edu.ru

2.Сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс].- URL: http://минобрнауки. рф/

3. «Педагогическая библиотека» [Электронный ресурс].- URL: www.pedlib.ru

4. Педагогика. Книги. [Электронный ресурс].- URL: www.koob.ru/pedagogies

5. Книги из серии «Жизнь замечательных людей» http://www.rulit.me/series/zhiznzamechatelnuhlyudej

Занятие 2

Система образования России. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», основные понятия, требования

  1. Структура ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Основные понятия, их характеристика.
  3. Система образования России.
  4. Органы управления образованием
  5. Характеристика высшего образования (ст.69)
  6. Медицинское образование (ст.82)

Рекомендуемая литература:

  1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб [и др.], 2014.

Интернет – источники:

1. Российское образование: федеральный портал [Электронный ресурс].- URL: www.edu.ru

2.Сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс].- URL: http://минобрнауки. рф/

3.Сайт Реализация ФЗ 273 [Электронный ресурс].- URL: http://273 фз.рф/kommentarii

Занятие 3

Содержание образования: теория и практика

  1. Понятие федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности (Лечебное дело 31.05.01; Педиатрия 31.05.02): характеристика, структура, требования.
  2. Основная профессиональная образовательная программа по специальности (Лечебное дело 31.05.01; Педиатрия 31.05.02), её характеристика.
  3. Рабочий учебный план специальности (Лечебное дело 31.05.01; Педиатрия 31.05.02)
  4. График учебного процесса.
  5. Непрерывное медицинское образование.
  6. Индивидуальная образовательная траектория.

Рекомендуемая литература:

  1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб [и др.], 2014.
  2. Педагогические технологии в медицине [Электронный ресурс]: учебное пособие / Романцов М. Г., Сологуб Т. В. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970404997.html

Интернет – источники:

  1. ФГОС ВО Лечебное дело https://www.isma.ivanovo.ru/articles/233
  2. ФГОС ВО Педиатрия https://www.isma.ivanovo.ru/articles/238
  3. Образовательная программа по специальности «Лечебное дело» https://www.isma.ivanovo.ru/articles/234 (Учебный план, график учебного процесса, рабочие программы дисциплин)
  4. Образовательная программа по специальности «Педиатрия» (Учебный план, график учебного процесса, рабочие программы дисциплин)

Занятие 4

Врач. Профессионализм, творчество, мастерство

  1. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача.
  2. Культура врача. Имидж врача.
  3. Обучение больных, медицинского персонала.
  4. Обучающие программы в работе с семьей пациента.

Рекомендуемая литература:

  1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб [и др.], 2014.
  2. Педагогические технологии в медицине [Электронный ресурс]: учебное пособие / Романцов М. Г., Сологуб Т. В. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970404997.html

Интернет — источники:

  1. Савункина А.А. Имидж медицинского работника [Электронный ресурс].- URL: http://www.kmmivso.com/sveden/files/Metod_IMR_KP_2015.pdf
  2. Формирование профессионального имиджа врача [Электронный ресурс].- URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25342011
  3. Слагаемые имиджа современного медицинского работника [Электронный ресурс].- URL: http://www.cpkrz-omsk.ru/sites/default/files/site/slag%20imija.pdf
  4. Коммуникативно-педагогическая культура в профессиональном становлении будущего врача-педиатра [Электронный ресурс]. .- URL: http://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2016/lich-i-prof-razvitie-ped/2/manannikova.pdf

Занятие 5

Образовательная технология «дебаты» и особенности ее применения в работе врача

  1. Ознакомьтесь с технологией проведения дебатов.
  2. Разделитесь на 2 команды и сформулируйте команде оппозиции вопросы, уточняющие правила проведения дебатов.
  3. Предложите темы «Дебатов».
  4. Обсудите и сформулируйте особенности, которые на Ваш взгляд, характеризуют применение дебатов в учебном процессе.
  5. Организуйте дебаты в группе по одной из тем, сформулированных ранее. Проведите рефлексивный анализ технологии и перспектив ее использования в учебном процессе.

Краткая информация о программе

Программа «Дебаты» – это образовательная технология, основанная на уважении к личности и признании целостности многообразия, которая в форме интеллектуальной игры способствует формированию качеств, необходимых для эффективной деятельности в условиях современного общества и информационного пространства.

Дебаты представляют собой надежный способ достижения успеха. Кроме всего прочего, дебаты – это прежде всего общение. Арсенал дебатов весьма разнообразен – от личного обаяния до психологической совместимости и риторической искушенности, от остроумия и находчивости, до гибкости и уступчивости. Умение управлять общением – важная особенность дебатов.

Цель программы «Дебаты»

Дебаты берут свое начало из древней Греции, где они были важным элементом демократии. Сейчас дебаты используют для получения знаний и умений, необходимых для преуспевания в современном демократическом обществе.

Принципы дебатов

  • Уважение необходимо
  • Честность обязательна
  • Проигравших нет

Дебаты развивают

Логическое критическое мышление, навык в организации мыслей, навыки устной речи, терпимость к различным взглядам, уверенность в себе, способность работать в команде, способность концентрироваться, стиль публичного выступления.

Сценарий игры

Суть дебатов – убедить судей в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.

Действующие лица игры:

Команда – 2 человека, которых называют спикерами. Команда, защищающая тему игры – утверждающая, а команда опровергающая тему – отрицающая.

Судьи – решают, какая команда была более убедительной.

Таймкипер – следит за соблюдением регламента.

Тренеры – учителя, работающие с командой.

Элементы дебатов:

Тема – формируется как утверждение

Утверждающая сторона – убеждают судей в правильности своей позиции

Отрицающая сторона – доказывают, что позиция утверждения неверна или имеет недостатки.

Аргументы – убеждают судью, что ваша позиция наилучшая.

Поддержка и доказательства – свидетельства (цитаты, факты статистика), подтверждающие аргументы.

Перекрестные вопросы дают возможность отвечать на вопросы спикера-оппонента. Вопросы могут быть уточняющими и выявляющими ошибки у противника.

Решение судей – выносится после игры. Цель судей – обучать (указывать на недостатки, поддерживать справедливое течение игры и сохранять позитивную рабочую атмосферу).

Судейский протокол

Тема дебатов:

 

Дата:

Состав утверждающей стороны (фамилия, имя):У1 – _________________________;У2 – _________________________;У3 – _________________________;У4 – _________________________

Состав отрицающей стороны (фамилия, имя):О1 – __________________________;О2 – __________________________;О3 – __________________________;О4 – __________________________

Спикер

Содержательность

Структурированность

Общая культура

Всего

Спикер

Содержательность

Структурированность

Общая культура

Всего

У1

 

 

 

 

О1

 

 

 

 

У2

 

 

 

 

О2

 

 

 

 

У3

 

 

 

 

О3

 

 

 

 

У4

 

 

 

 

О4

 

 

 

 

У 5

О5

У6

О6

У7

О7

У8

О8

У9

О9

Лучший спикер:

Лучший спикер:

 Судья ______________________________________________________

Критерии балльной оценки действий спикеров

Критерий

Спикеры

У1

У2

У3

О1

О2

О3

О4

Содержательность выступлений

Полнота

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкретность

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознанность

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержательность ответов на вопросы

Оперативность

Гибкость

Структурированность

Системность

Логичность

Рациональность использования времени

Формулировка вопросов

Проблемность

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкретность

 

 

 

 

 

 

 

 

Четкость

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура общения

Выразительность речи

 

 

 

 

 

 

 

 

Манера обращения к собеседникам

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение уважительно отвечать им

 

 

 

 

 

 

 

 

Свободное владение материалом

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 6

Теория и практика воспитания

  1. Понятие воспитание
  2. Типы воспитания
  3. История развития воспитания
  4. Закономерности и принципы воспитания
  5. Функции воспитания (структура и логика)
  6. Направления воспитания. Понятие толерантности и толерантного подхода в работе врача.
  7. Система воспитательной работы в ФГБОУ ВО ИвГМА Минздрава России
  8. Самовоспитание
  9. Роль личности врача в гуманном отношении к пациенту и его семье.

Рекомендуемая литература:

  1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб [и др.], 2014.
  2. Педагогические технологии в медицине [Электронный ресурс]: учебное пособие / Романцов М. Г., Сологуб Т. В. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970404997.html

Занятие 7

Основы семейной педагогики: проблемы и решения

  1. Семья как социальный институт
  2. Типы семей. Воспитательный потенциал семьи
  3. Содержание семейного воспитания. Неблагополучная семья
  4. Микроклимат семьи
  5. Авторитет родителей в воспитании
  6. Педагогическая культура родителей и воспитание
  7. Организационные формы воспитания
  8. Эффективность семейного воспитания

Рекомендуемая литература:

  1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб [и др.], 2014.
  2. Педагогические технологии в медицине [Электронный ресурс]: учебное пособие / Романцов М. Г., Сологуб Т. В. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970404997.html

Интернет – источники:

  1. Принципы и методы семейного воспитания [Электронный ресурс] .- URL: http://pedsovet.su/publ/75-1-0-2879
  2. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка [Электронный ресурс].-

URL:http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe obrazovanie/library/2017/01/07/stilisemeynogo-vospitaniya-i-ih-vliyanie-na

Занятие 8

Опыт семейного воспитания

конференция по книге С.Л. Соловейчика «Педагогика ля всех»

  1. Ситуации воспитания маленького Матвея в семье
  2. Роль семьи в воспитании Матвея
  3. Взаимоотношения в семье
  4. Формы воспитания Матвея

Интернет — источники:

  1. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех Электронный ресурс].- URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=1005162

Занятие 9

Педагогика в работе врача

(защита творческих работ)

Темы творческих работ

  1. Здоровый образ жизни – основа крепкого здоровья
  2. Никотин и наше здоровье
  3. Алкоголь и здоровье человека
  4. Профилактика онкологических заболеваний
  5. Биологически активные добавки – средство профилактики и вспомогательной терапии некоторых заболеваний

Темы творческих работ носят рекомендательный характер, студенты могут сами сформулировать тему творческой работы.

Практические занятия модуль «Психология»

Занятие 1

1. Введение в модуль «Психология»: система базовых понятий психологии, как науки.

1. Анализ базовых понятий психологии, как науки: психика, сознание, бессознатель-ное, функции психики, уровни психического отражения, норма и патология

2.Основные этапы развития психологии, как науки. До научный этап — VII-VI вв. до н.э. – психология, как наука о душе. Стремление различать, учитывать особенности и отличия людей друг от друга. Легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые связывают душу с живыми существами (Демокрит, Платон, Аристотель).

Психология, как наука о сознании (научный период — VII-VI вв. до н.э).

Метод интроспекции (Р. Декарт, Б. Спиноза, И.Кант, Ф. Бэкон).

3. Основные этапы развития психологии, как науки. Экспериментальный этап — XX в. — психология, как наука о поведении. Анализ организации, результатов экспериментов, факторов, влияющих на формирование качеств личности, особенностей и деформаций психики, поведения групп и т.д. Психологические эксперименты для анализа на выбор:

  • Эксперимент «Эффект Рингельмана» («групповой вклад») Максимилиана Рингельмана (1882) позднее Латейн (1979)
  • Эксперимент «Эффект социальной активации» («Социальная фасилитация») Нормана Триплетта (1897), Олпорт (1920), Роберт Зайонс (1965)
  • Эксперимент «маленький Альберт» (механизм возникновения фобии) Джона Б. Уотсона и Розали Райнер (1920)
  • Эксперимент Стрэттона (доказательство активной природы восприятия, проверка возможности перцептивной адаптации к оптическим трансформациям) — Джордж Стрэттон (1896)
  • Хоторнский эксперимент (Хоторнский эффект) — Элтон Мэйо и другие (1924—1932)
  • Несоответствие установок и поведения — Р. Ла Пьер (1934)
  • Автокинетический эффект (формирование социальных норм) — Музафер Шериф (1936)
  • Изучение поведения личности в группе (влияние типов лидерства на поведение членов группы) — К.Левин, Р. Липпитт и Р. Уайт (1939)[5]
  • Выявление факторов, влияющих на изменение мнения (изменение мнения в зависимости от односторонней соответственно двусторонней аргументации) — Ховланд, Ламсдейн, Шеффилд (1949)
  • Йельские исследования (влияние средств массовой информации на личные установки человека. Коммуникативное влияние и правдоподобие; так называемый «Эффект спящего») — Карл И. Ховланд и Вайс (1951)
  • Эксперимент по изучению конформизма (одинаковое поведение членов группы как результат давления группы) — Соломон Аш (1951)
  • Эксперимент «Использование мотива страха» (влияние порождающей страх информации, так называемое «обращение к страху») — И.Л. Джэнис и С.Фешбах (1953)
  • Эксперимент по изучению конформизма — Крачфилд (1955)
  • Эксперимент Гринспуна (обучение без осознания, так называемый эффект Гринспуна) — Дж. Гринспун (1955)
  • Эксперимент по изучению влияния немецкого языка на индивидуальные суждения — Герард (1955)
  • Эксперимент по изучению возникновения кооперации (влияние наказания и поощрения в так называемой игре «Дилемма заключенного» — Сидовски, Выков, Тэбори (1956)
  • Эксперимент «Летний лагерь» (межгрупповые конфликты) — Роберт Кейв, Музафер Шериф (1954, 1956, 1966)
  • Эксперимент по изучению связи между стимулом и реакцией — подпороговое восприятие (1957, 1958)
  • Эксперимент по изучению влияния угроз на немецком языке на межличностные отношения — Краусс (1960)

4. Основные этапы развития психологии, как науки.Экспериментальный этап — XX в. — психология, как наука о поведении. Анализ организации, результатов экспериментов, факторов, влияющих на формирование качеств личности, особенностей и деформаций психики, поведения групп и т.д. Психологические эксперименты для анализа на выбор:

  • Эксперимент по изучению феномена «Отказ от риска» (об ответственности и готовности рисковать индивидуально и в группе) — Стонер и Валлах, Коган и Берн (60-е годы)
  • Эксперимент Милгрэма (подчинение авторитету) — Стэнли Милгрэма (60-е годы)
  • Эффект «Пигмалиона» — Роберта Розенталя (1963, 1966)
  • Эксперимент выявление факторов, влияющих на изменение мнения (изменение мнения в зависимости от правдоподобности коммуникатора) — Аронсон, Тернер, Карлсмитан (1963)
  • Эксперимент по изучению конформизма и смены установок — Филипп Зимбардо, Вейзенберг, Файерстоун, Левия (1965)
  • Эксперимент по изучению изменений структур групп — Бавела, Хесторф, Гросс, Кайта (1965)
  • Эксперимент с куклой Бобо (обучение и освоение имитационного поведения, так называемое обучение через наблюдение) — Альберт Бандура (1965)
  • Эксперимент Стернберга — Стернберг (1966)
  • Эффект Валинса на осознаваемое ощущение физиологических изменений при актуализации эмоциональной реакции — Стюарт Валинс (1966)
  • Феномен «Нога в дверях» — Фридман, Фрейзер (1966)
  • Эксперимент «Ошибочная атрибуция» и фундаментальная ошибка атрибуции — Джонсон, Харрис (1967)
  • Третья волна (эксперимент) — Рон Джонс (1967)
  • Эксперимент «Перекладывание собственной ответственности» (диффузия ответственности) — Бибб Латане и Джон Дарли (1968)
  • Эксперимент по изучению влияния меньшинства (влияние сплоченного меньшинства на поведение большинства) — Московичи, Лаге, Наффречекс (1969) ранее провел Аш
  • Эксперимент «Эффект бумеранга» и изучение психологического сопротивления — Ворхель и Брэм (1970)
  • Стэнфордский тюремный эксперимент (изучение поведения человека в условиях заключения) — Филипп Зимбардо (1971)
  • Эксперимент Розенхана (точность психиатрических диагнозов у пациентов) — Дэвид Розенхан (1972)
  • Исследование коннотации физиологического возбуждения и ошибочной атрибуции, эксперимент «Высокий мост» — Дональд Даттон и Артур Арон (1974)
  • Эксперимент «Выученная беспомощность» — Мартин Селигман (1975)
  • Лоххаузен — психологический эксперимент по изучению решения комплексных проблем, проведённый немецким психологом Дитрихом Дёрнером (1983).
  • Эксперимент Дональда по изучению прайминга и формирования впечатлений — Хиггинс, Рольс и Джонс (1997)
  • Эксперимент Либета — Бенджамин Либет
  • Эффект владения — Ричард Талер (1980) и Дэниэль Канеман (1991)
  • Исследование памяти Стэнгора и МакМилана — (1992)
  • Эксперимент Вегнера «о невозможности подавления мыслей» (иронические процессы) — (1994)
  • Эксперимент по изучению неосознанной регуляции поведения, обусловленной праймингом — Барг, Чен и Баррос (1996)
  • Эксперимент по изучению агрессии после оскорбления (культура уважения в американских южных штатах)- Коэн, Ричард Нисбетт и Шварц (1996)
  • Эксперимент «Двойная переработка информации: модель наиболее вероятного пути обработки сообщения» — Ричард Петти и Джон Качиоппо (1986). Эвристическая систематическая модель — Игли и Чайкен (1998)
  • Скрытый ассоциативный тест (опыты по измерению сил ассоциаций между мысленно представляемыми объектами) — Гринвальд, Шварц (1998)
  • Эксперимент «Иллюзия резиновой руки» — Мэтью Ботвиник и Джонатан Коэн (1998)

Рекомендуемая литература:

1.Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб [и др.], 2014.

2.»Психология [Электронный ресурс]: учебник / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — (Серия «Психологический компендиум врача»).» — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970425022.html

Интернет – источники:

1.Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/685506#.D0.9B.D0.B8.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D1.83.D1.80.D0.B0

Занятие 2

2. Анализ познавательных психических процессов в контексте эффективности профессиональной деятельности врача

1. Визуализация психики, как целостного явления взаимосвязанных элементов – процессов, состояний, свойств.

2. Сознание, бессознательное во взаимосвязи.

3. Способы совершенствования познавательных процессов – памяти, внимания, речи, мышления, воображения.

4. Совершенствование познавательных психических процессов, как условие эффективной профессиональной деятельности врача. Анализ и учет индивидуальных особенностей познавательной сферы психики для обеспечения эффективного взаимодействия врача с пациентом/родственником пациента/коллегой/подчиненным/руководителем.

Рекомендуемая литература:

1.Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб [и др.], 2014.

2.»Психология [Электронный ресурс]: учебник / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — (Серия «Психологический компендиум врача»).» — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970425022.html

Занятие 3

3. Анализ эмоционально-волевой сферы психики в контексте эффективности профессиональной деятельности врача.

1. Психические состояния и их следствия: фрустрация, эустресс, дистресс, СЭВ, аффект.

2. Эмоциональная саморегуляция в нестандартных ситуациях и психическое здоровье.

3. Стресс, стрессоустойчивость, эмоционально-волевая саморегуляция»:

1. Можно ли не испытывать стресс? Положительные и отрицательные следствия стресса.

2. Стрессоустойчивость, как свойство личности. Взаимосвязь с индивидуальными особенностями личности.

3. Возрастные особенности стрессоустойчивости.

4. Стадии развития стресса. Психосоматические следствия.

5. Можно ли управлять стрессом? Обзор техник эмоциональной саморегуляции.

6. Планирование, как способ снижения тревоги.

7. Стресс и физические нагрузки.

8. Аутогенная тренировка.

9. Психическое здоровье. Психогигиена, психопрофилактика. Психореабилитация.

Рекомендуемая литература:

  1. Лукацкий М.А. Педагогическая наука : история и современность: учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. http://www.studmedlib.ru 8. «Психология [Электронный ресурс]: учебник / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — (Серия «Психологический компендиум врача»).» — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970425022.html
  2. «Психология взаимоотношений врача и пациента [Электронный ресурс] : учеб. пос. / Л. И. Ларенцова, Н. Б. Смирнова — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. — (Серия «Психология для сто-матологов»).» — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970429358.html
  3. Психология [Электронный ресурс]: учебник / Островская И.В. — 2-е изд., испр. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970423745.html
  4. Клиническая психология [Электронный ресурс] / Сидоров П.И., Парняков А.В — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414071.html

Занятие 4

4. Анализ индивидуальных свойств личности в контексте эффективности профессиональной деятельности врача

1. Составление профессиограммы врача.

2. Анализ и учет индивидуальных особенностей типов темперамента, характера, общих и специальных способностей (задатков) во взаимосвязи для обеспечения эффективного взаимодействия врача с пациентом/родственником пациента/коллегой/подчиненным/руководителем.

3. Профессионально-важные качества личности врача, компетентностный подход. Психологическая готовность к профессиональной медицинской деятельности.

4. Подходы к пониманию и объяснению развития, поведения и индивидуальных особенностей человека по А.Г. Асмолову с позиций биогенетического, социогенетического, персоногенетического подходов, классификация теорий личности.

Рекомендуемая литература:

1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб [и др.], 2014.

2. «Психология [Электронный ресурс]: учебник / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — (Серия «Психологический компендиум врача»).» — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970425022.html

Занятие 5

5. Общение, как взаимодействие: психологическая готовность врача к работе в коллективе.

1. Коммуникативный, перцептивный, интерактивный компоненты общения (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.Л. Леви, А. Пиз, В.Н. Мясищев и др.).

Общение, как взаимодействие.

2.Психологическая готовность врача к работе (взаимодействию) в коллективе, толерантному восприятию социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий. Толерантность, как ПВК личности врача.

3. Модели, стратегии, техники и способы эффективного общения.

4. Решение ситуационных задач. Вертушка. Анализ структурных компонентов общения.

Рекомендуемая литература:

1. Психология взаимоотношений врача и пациента [Электронный ресурс] : учеб. пос. / Л. И. Ларенцова, Н. Б. Смирнова — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. — (Серия «Психология для стоматологов»).» — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970429358.html

2. Психология [Электронный ресурс]: учебник / Островская И.В. — 2-е изд., испр. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970423745.html

3. Клиническая психология [Электронный ресурс] / Сидоров П.И., Парняков А.В — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414071.html

Занятие 6

6. Возрастной и гендерный фактор в контексте эффективности профессиональной деятельности врача.

Аналитическая работа: составление структурной модели формирования и развития психики в онтогенезе.

1. Структурная модель формирования и развития психики в онтогенезе: возраст –социальная ситуация развития –новообразование – возрастной кризис. Этапы формирование личности в зависимости от возраста (Н. И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Н.Х. Вессель и П.Д. Юркевич, Л.С. Выготский, Э.Эриксон, Ж.Пиаже).

2. Факторы, влияющие на формирование психики в онтогенезе. Понятия «развивающая среда», «зона ближайшего развития», «психокоррекция», «психотерапия».

3. Анализ и учет возрастного и гендерного фактора для обеспечения эффективного взаимодействия врача с пациентом/родственником пациента/коллегой/подчиненным/руководителем.

Рекомендуемая литература:

1. Психология взаимоотношений врача и пациента [Электронный ресурс] : учеб. пос. / Л. И. Ларенцова, Н. Б. Смирнова — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. — (Серия «Психология для стоматологов»).» — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970429358.html

2. Психология [Электронный ресурс]: учебник / Островская И.В. — 2-е изд., испр. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970423745.html

3. Клиническая психология [Электронный ресурс] / Сидоров П.И., Парняков А.В — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414071.html

Занятие 7

7. Психодиагностика структурных компонентов психики: организация медико-психодиагностических исследований

1. Психодиагностика структурных компонентов психики – психических процессов, состояний (эмоционально-волевая сфера), свойств, психических новообразований, социальных факторов (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).

2. Осуществление целенаправленного и развернутого изучения личности во всем многообразии ее индивидуальных психических проявлений в различных жизненных ситуациях и условиях функционирования. Психодиагностика в медицине.

3. Индивидуальная работа с методиками, позволяющими изучить процессы, состояния, свойства психики. Учет возраста, уровня психического отражения. Творческие работы.

Рекомендуемая литература:

1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб [и др.], 2014.

2. «Психология [Электронный ресурс]: учебник / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — (Серия «Психологический компендиум врача»).» — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970425022.html

Занятие 8

8. Применение психологических знаний в профессиональных видах деятельности врача. Психологические факторы формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) в контексте эффективности профессиональной деятельности врача.

1.Психология здорового образа жизни. Физическое и психическое здоровье. Факторы, влияющие на состояние здоровья (Н.М. Амосов).

2. Связь установок, касающихся здоровья, со здоровым поведением.

3. Способы формирования навыков ЗОЖ.

4. Психологические факторы в профилактике, постановке диагноза, лечении, психотерапии и социальной реабилитации больных. Защита творческих проектов.

Рекомендуемая литература:

1. Психология взаимоотношений врача и пациента [Электронный ресурс] : учеб. пос. / Л. И. Ларенцова, Н. Б. Смирнова — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. — (Серия «Психология для стоматологов»).» — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970429358.html

2. Психология [Электронный ресурс]: учебник / Островская И.В. — 2-е изд., испр. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970423745.html

3. Клиническая психология [Электронный ресурс] / Сидоров П.И., Парняков А.В — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414071.html