Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра психологии и педагогики
Приложение 2 к рабочей программе дисциплины |
Организация практических занятий по дисциплине
Психология и педагогика
Уровень высшего образования: |
специалитет |
Квалификация выпускника: |
врач-лечебник |
Направление подготовки: |
31.05.01 Лечебное дело |
Тип образовательной программы: |
Программа специалитета |
Форма обучения: |
очная |
Срок освоения образовательной программы: |
6 лет |
2017 г.
Практические занятия модуль «Педагогика»
Занятие 1
Предметная область педагогики. Педагогика в системе современного человековедения. Основные понятия педагогики. Методология педагогики. Характеристика педагогического процесса
- Основные исторические этапы развития педагогической науки.
- Человек как объект познания и предмет воспитания.
- Основные категории (понятия) педагогики.
- Методология педагогики. Педагогический процесс.
- Вклад ученых в развитие педагогики (В.П. Кащенко, М. Монтесорри,
В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, А. Швейцер и др.)
Рекомендуемая литература:
- Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб [и др.], 2014.
- Лукацкий М.А. Педагогическая наука: история и современность: учебное пособие. — М.:ГЭОТАР-Медиа,2012. http://www.studmedlib.ru
Интернет – источники:
1.Российское образование: федеральный портал [Электронный ресурс].- URL: www.edu.ru
2.Сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс].- URL: http://минобрнауки. рф/
3. «Педагогическая библиотека» [Электронный ресурс].- URL: www.pedlib.ru
4. Педагогика. Книги. [Электронный ресурс].- URL: www.koob.ru/pedagogies
5. Книги из серии «Жизнь замечательных людей» http://www.rulit.me/series/zhizn—zamechatelnuh—lyudej
Занятие 2
Система образования России. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», основные понятия, требования
- Структура ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
- Основные понятия, их характеристика.
- Система образования России.
- Органы управления образованием
- Характеристика высшего образования (ст.69)
- Медицинское образование (ст.82)
Рекомендуемая литература:
- Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб [и др.], 2014.
Интернет – источники:
1. Российское образование: федеральный портал [Электронный ресурс].- URL: www.edu.ru
2.Сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс].- URL: http://минобрнауки. рф/
3.Сайт Реализация ФЗ 273 [Электронный ресурс].- URL: http://273 фз.рф/kommentarii
Занятие 3
Содержание образования: теория и практика
- Понятие федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности (Лечебное дело 31.05.01; Педиатрия 31.05.02): характеристика, структура, требования.
- Основная профессиональная образовательная программа по специальности (Лечебное дело 31.05.01; Педиатрия 31.05.02), её характеристика.
- Рабочий учебный план специальности (Лечебное дело 31.05.01; Педиатрия 31.05.02)
- График учебного процесса.
- Непрерывное медицинское образование.
- Индивидуальная образовательная траектория.
Рекомендуемая литература:
- Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб [и др.], 2014.
- Педагогические технологии в медицине [Электронный ресурс]: учебное пособие / Романцов М. Г., Сологуб Т. В. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970404997.html
Интернет – источники:
- ФГОС ВО Лечебное дело https://www.isma.ivanovo.ru/articles/233
- ФГОС ВО Педиатрия https://www.isma.ivanovo.ru/articles/238
- Образовательная программа по специальности «Лечебное дело» https://www.isma.ivanovo.ru/articles/234 (Учебный план, график учебного процесса, рабочие программы дисциплин)
- Образовательная программа по специальности «Педиатрия» (Учебный план, график учебного процесса, рабочие программы дисциплин)
Занятие 4
Врач. Профессионализм, творчество, мастерство
- Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача.
- Культура врача. Имидж врача.
- Обучение больных, медицинского персонала.
- Обучающие программы в работе с семьей пациента.
Рекомендуемая литература:
- Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб [и др.], 2014.
- Педагогические технологии в медицине [Электронный ресурс]: учебное пособие / Романцов М. Г., Сологуб Т. В. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970404997.html
Интернет — источники:
- Савункина А.А. Имидж медицинского работника [Электронный ресурс].- URL: http://www.kmmivso.com/sveden/files/Metod_IMR_KP_2015.pdf
- Формирование профессионального имиджа врача [Электронный ресурс].- URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25342011
- Слагаемые имиджа современного медицинского работника [Электронный ресурс].- URL: http://www.cpkrz-omsk.ru/sites/default/files/site/slag%20imija.pdf
- Коммуникативно-педагогическая культура в профессиональном становлении будущего врача-педиатра [Электронный ресурс]. .- URL: http://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2016/lich-i-prof-razvitie-ped/2/manannikova.pdf
Занятие 5
Образовательная технология «дебаты» и особенности ее применения в работе врача
- Ознакомьтесь с технологией проведения дебатов.
- Разделитесь на 2 команды и сформулируйте команде оппозиции вопросы, уточняющие правила проведения дебатов.
- Предложите темы «Дебатов».
- Обсудите и сформулируйте особенности, которые на Ваш взгляд, характеризуют применение дебатов в учебном процессе.
- Организуйте дебаты в группе по одной из тем, сформулированных ранее. Проведите рефлексивный анализ технологии и перспектив ее использования в учебном процессе.
Краткая информация о программе
Программа «Дебаты» – это образовательная технология, основанная на уважении к личности и признании целостности многообразия, которая в форме интеллектуальной игры способствует формированию качеств, необходимых для эффективной деятельности в условиях современного общества и информационного пространства.
Дебаты представляют собой надежный способ достижения успеха. Кроме всего прочего, дебаты – это прежде всего общение. Арсенал дебатов весьма разнообразен – от личного обаяния до психологической совместимости и риторической искушенности, от остроумия и находчивости, до гибкости и уступчивости. Умение управлять общением – важная особенность дебатов.
Цель программы «Дебаты»
Дебаты берут свое начало из древней Греции, где они были важным элементом демократии. Сейчас дебаты используют для получения знаний и умений, необходимых для преуспевания в современном демократическом обществе.
Принципы дебатов
- Уважение необходимо
- Честность обязательна
- Проигравших нет
Дебаты развивают
Логическое критическое мышление, навык в организации мыслей, навыки устной речи, терпимость к различным взглядам, уверенность в себе, способность работать в команде, способность концентрироваться, стиль публичного выступления.
Сценарий игры
Суть дебатов – убедить судей в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.
Действующие лица игры:
Команда – 2 человека, которых называют спикерами. Команда, защищающая тему игры – утверждающая, а команда опровергающая тему – отрицающая.
Судьи – решают, какая команда была более убедительной.
Таймкипер – следит за соблюдением регламента.
Тренеры – учителя, работающие с командой.
Элементы дебатов:
Тема – формируется как утверждение
Утверждающая сторона – убеждают судей в правильности своей позиции
Отрицающая сторона – доказывают, что позиция утверждения неверна или имеет недостатки.
Аргументы – убеждают судью, что ваша позиция наилучшая.
Поддержка и доказательства – свидетельства (цитаты, факты статистика), подтверждающие аргументы.
Перекрестные вопросы дают возможность отвечать на вопросы спикера-оппонента. Вопросы могут быть уточняющими и выявляющими ошибки у противника.
Решение судей – выносится после игры. Цель судей – обучать (указывать на недостатки, поддерживать справедливое течение игры и сохранять позитивную рабочую атмосферу).
Судейский протокол
Тема дебатов: |
|
|||||||||
Дата: |
Состав утверждающей стороны (фамилия, имя):У1 – _________________________;У2 – _________________________;У3 – _________________________;У4 – _________________________
|
Состав отрицающей стороны (фамилия, имя):О1 – __________________________;О2 – __________________________;О3 – __________________________;О4 – __________________________
|
||||||||
Спикер |
Содержательность |
Структурированность |
Общая культура |
Всего |
Спикер |
Содержательность |
Структурированность |
Общая культура |
Всего |
|
У1 |
|
|
|
|
О1 |
|
|
|
|
|
У2 |
|
|
|
|
О2 |
|
|
|
|
|
У3 |
|
|
|
|
О3 |
|
|
|
|
|
У4 |
|
|
|
|
О4 |
|
|
|
|
|
У 5 |
|
|
|
|
О5 |
|
|
|
|
|
У6 |
|
|
|
|
О6 |
|
|
|
|
|
У7 |
|
|
|
|
О7 |
|
|
|
|
|
У8 |
|
|
|
|
О8 |
|
|
|
|
|
У9 |
|
|
|
|
О9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лучший спикер: |
Лучший спикер: |
Судья ______________________________________________________
Критерии балльной оценки действий спикеров
Критерий |
Спикеры |
|||||||||||||
У1 |
У2 |
У3 |
|
О1 |
О2 |
О3 |
О4 |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Содержательность выступлений |
||||||||||||||
Полнота |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Конкретность |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Осознанность |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Содержательность ответов на вопросы |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Оперативность |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Гибкость |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Структурированность |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Системность |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Логичность |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Рациональность использования времени |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Формулировка вопросов |
||||||||||||||
Проблемность |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Конкретность |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Четкость |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Культура общения |
||||||||||||||
Выразительность речи |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Манера обращения к собеседникам |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Умение уважительно отвечать им |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Свободное владение материалом |
|
|
|
|
|
|
|
|
Занятие 6
Теория и практика воспитания
- Понятие воспитание
- Типы воспитания
- История развития воспитания
- Закономерности и принципы воспитания
- Функции воспитания (структура и логика)
- Направления воспитания. Понятие толерантности и толерантного подхода в работе врача.
- Система воспитательной работы в ФГБОУ ВО ИвГМА Минздрава России
- Самовоспитание
- Роль личности врача в гуманном отношении к пациенту и его семье.
Рекомендуемая литература:
- Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб [и др.], 2014.
- Педагогические технологии в медицине [Электронный ресурс]: учебное пособие / Романцов М. Г., Сологуб Т. В. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970404997.html
Занятие 7
Основы семейной педагогики: проблемы и решения
- Семья как социальный институт
- Типы семей. Воспитательный потенциал семьи
- Содержание семейного воспитания. Неблагополучная семья
- Микроклимат семьи
- Авторитет родителей в воспитании
- Педагогическая культура родителей и воспитание
- Организационные формы воспитания
- Эффективность семейного воспитания
Рекомендуемая литература:
- Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб [и др.], 2014.
- Педагогические технологии в медицине [Электронный ресурс]: учебное пособие / Романцов М. Г., Сологуб Т. В. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970404997.html
Интернет – источники:
- Принципы и методы семейного воспитания [Электронный ресурс] .- URL: http://pedsovet.su/publ/75-1-0-2879
- Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка [Электронный ресурс].-
URL:http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe obrazovanie/library/2017/01/07/stilisemeynogo-vospitaniya-i-ih-vliyanie-na
Занятие 8
Опыт семейного воспитания
конференция по книге С.Л. Соловейчика «Педагогика ля всех»
- Ситуации воспитания маленького Матвея в семье
- Роль семьи в воспитании Матвея
- Взаимоотношения в семье
- Формы воспитания Матвея
Интернет — источники:
- Соловейчик С.Л. Педагогика для всех Электронный ресурс].- URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=1005162
Занятие 9
Педагогика в работе врача
(защита творческих работ)
Темы творческих работ
- Здоровый образ жизни – основа крепкого здоровья
- Никотин и наше здоровье
- Алкоголь и здоровье человека
- Профилактика онкологических заболеваний
- Биологически активные добавки – средство профилактики и вспомогательной терапии некоторых заболеваний
Темы творческих работ носят рекомендательный характер, студенты могут сами сформулировать тему творческой работы.
Практические занятия модуль «Психология»
Занятие 1
1. Введение в модуль «Психология»: система базовых понятий психологии, как науки.
1. Анализ базовых понятий психологии, как науки: психика, сознание, бессознатель-ное, функции психики, уровни психического отражения, норма и патология
2.Основные этапы развития психологии, как науки. До научный этап — VII-VI вв. до н.э. – психология, как наука о душе. Стремление различать, учитывать особенности и отличия людей друг от друга. Легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые связывают душу с живыми существами (Демокрит, Платон, Аристотель).
Психология, как наука о сознании (научный период — VII-VI вв. до н.э).
Метод интроспекции (Р. Декарт, Б. Спиноза, И.Кант, Ф. Бэкон).
3. Основные этапы развития психологии, как науки. Экспериментальный этап — XX в. — психология, как наука о поведении. Анализ организации, результатов экспериментов, факторов, влияющих на формирование качеств личности, особенностей и деформаций психики, поведения групп и т.д. Психологические эксперименты для анализа на выбор:
- Эксперимент «Эффект Рингельмана» («групповой вклад») Максимилиана Рингельмана (1882) позднее Латейн (1979)
- Эксперимент «Эффект социальной активации» («Социальная фасилитация») Нормана Триплетта (1897), Олпорт (1920), Роберт Зайонс (1965)
- Эксперимент «маленький Альберт» (механизм возникновения фобии) Джона Б. Уотсона и Розали Райнер (1920)
- Эксперимент Стрэттона (доказательство активной природы восприятия, проверка возможности перцептивной адаптации к оптическим трансформациям) — Джордж Стрэттон (1896)
- Хоторнский эксперимент (Хоторнский эффект) — Элтон Мэйо и другие (1924—1932)
- Несоответствие установок и поведения — Р. Ла Пьер (1934)
- Автокинетический эффект (формирование социальных норм) — Музафер Шериф (1936)
- Изучение поведения личности в группе (влияние типов лидерства на поведение членов группы) — К.Левин, Р. Липпитт и Р. Уайт (1939)[5]
- Выявление факторов, влияющих на изменение мнения (изменение мнения в зависимости от односторонней соответственно двусторонней аргументации) — Ховланд, Ламсдейн, Шеффилд (1949)
- Йельские исследования (влияние средств массовой информации на личные установки человека. Коммуникативное влияние и правдоподобие; так называемый «Эффект спящего») — Карл И. Ховланд и Вайс (1951)
- Эксперимент по изучению конформизма (одинаковое поведение членов группы как результат давления группы) — Соломон Аш (1951)
- Эксперимент «Использование мотива страха» (влияние порождающей страх информации, так называемое «обращение к страху») — И.Л. Джэнис и С.Фешбах (1953)
- Эксперимент по изучению конформизма — Крачфилд (1955)
- Эксперимент Гринспуна (обучение без осознания, так называемый эффект Гринспуна) — Дж. Гринспун (1955)
- Эксперимент по изучению влияния немецкого языка на индивидуальные суждения — Герард (1955)
- Эксперимент по изучению возникновения кооперации (влияние наказания и поощрения в так называемой игре «Дилемма заключенного» — Сидовски, Выков, Тэбори (1956)
- Эксперимент «Летний лагерь» (межгрупповые конфликты) — Роберт Кейв, Музафер Шериф (1954, 1956, 1966)
- Эксперимент по изучению связи между стимулом и реакцией — подпороговое восприятие (1957, 1958)
- Эксперимент по изучению влияния угроз на немецком языке на межличностные отношения — Краусс (1960)
4. Основные этапы развития психологии, как науки.Экспериментальный этап — XX в. — психология, как наука о поведении. Анализ организации, результатов экспериментов, факторов, влияющих на формирование качеств личности, особенностей и деформаций психики, поведения групп и т.д. Психологические эксперименты для анализа на выбор:
- Эксперимент по изучению феномена «Отказ от риска» (об ответственности и готовности рисковать индивидуально и в группе) — Стонер и Валлах, Коган и Берн (60-е годы)
- Эксперимент Милгрэма (подчинение авторитету) — Стэнли Милгрэма (60-е годы)
- Эффект «Пигмалиона» — Роберта Розенталя (1963, 1966)
- Эксперимент выявление факторов, влияющих на изменение мнения (изменение мнения в зависимости от правдоподобности коммуникатора) — Аронсон, Тернер, Карлсмитан (1963)
- Эксперимент по изучению конформизма и смены установок — Филипп Зимбардо, Вейзенберг, Файерстоун, Левия (1965)
- Эксперимент по изучению изменений структур групп — Бавела, Хесторф, Гросс, Кайта (1965)
- Эксперимент с куклой Бобо (обучение и освоение имитационного поведения, так называемое обучение через наблюдение) — Альберт Бандура (1965)
- Эксперимент Стернберга — Стернберг (1966)
- Эффект Валинса на осознаваемое ощущение физиологических изменений при актуализации эмоциональной реакции — Стюарт Валинс (1966)
- Феномен «Нога в дверях» — Фридман, Фрейзер (1966)
- Эксперимент «Ошибочная атрибуция» и фундаментальная ошибка атрибуции — Джонсон, Харрис (1967)
- Третья волна (эксперимент) — Рон Джонс (1967)
- Эксперимент «Перекладывание собственной ответственности» (диффузия ответственности) — Бибб Латане и Джон Дарли (1968)
- Эксперимент по изучению влияния меньшинства (влияние сплоченного меньшинства на поведение большинства) — Московичи, Лаге, Наффречекс (1969) ранее провел Аш
- Эксперимент «Эффект бумеранга» и изучение психологического сопротивления — Ворхель и Брэм (1970)
- Стэнфордский тюремный эксперимент (изучение поведения человека в условиях заключения) — Филипп Зимбардо (1971)
- Эксперимент Розенхана (точность психиатрических диагнозов у пациентов) — Дэвид Розенхан (1972)
- Исследование коннотации физиологического возбуждения и ошибочной атрибуции, эксперимент «Высокий мост» — Дональд Даттон и Артур Арон (1974)
- Эксперимент «Выученная беспомощность» — Мартин Селигман (1975)
- Лоххаузен — психологический эксперимент по изучению решения комплексных проблем, проведённый немецким психологом Дитрихом Дёрнером (1983).
- Эксперимент Дональда по изучению прайминга и формирования впечатлений — Хиггинс, Рольс и Джонс (1997)
- Эксперимент Либета — Бенджамин Либет
- Эффект владения — Ричард Талер (1980) и Дэниэль Канеман (1991)
- Исследование памяти Стэнгора и МакМилана — (1992)
- Эксперимент Вегнера «о невозможности подавления мыслей» (иронические процессы) — (1994)
- Эксперимент по изучению неосознанной регуляции поведения, обусловленной праймингом — Барг, Чен и Баррос (1996)
- Эксперимент по изучению агрессии после оскорбления (культура уважения в американских южных штатах)- Коэн, Ричард Нисбетт и Шварц (1996)
- Эксперимент «Двойная переработка информации: модель наиболее вероятного пути обработки сообщения» — Ричард Петти и Джон Качиоппо (1986). Эвристическая систематическая модель — Игли и Чайкен (1998)
- Скрытый ассоциативный тест (опыты по измерению сил ассоциаций между мысленно представляемыми объектами) — Гринвальд, Шварц (1998)
- Эксперимент «Иллюзия резиновой руки» — Мэтью Ботвиник и Джонатан Коэн (1998)
Рекомендуемая литература:
1.Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб [и др.], 2014.
2.»Психология [Электронный ресурс]: учебник / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — (Серия «Психологический компендиум врача»).» — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970425022.html
Интернет – источники:
1.Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/685506#.D0.9B.D0.B8.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D1.83.D1.80.D0.B0
Занятие 2
2. Анализ познавательных психических процессов в контексте эффективности профессиональной деятельности врача
1. Визуализация психики, как целостного явления взаимосвязанных элементов – процессов, состояний, свойств.
2. Сознание, бессознательное во взаимосвязи.
3. Способы совершенствования познавательных процессов – памяти, внимания, речи, мышления, воображения.
4. Совершенствование познавательных психических процессов, как условие эффективной профессиональной деятельности врача. Анализ и учет индивидуальных особенностей познавательной сферы психики для обеспечения эффективного взаимодействия врача с пациентом/родственником пациента/коллегой/подчиненным/руководителем.
Рекомендуемая литература:
1.Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб [и др.], 2014.
2.»Психология [Электронный ресурс]: учебник / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — (Серия «Психологический компендиум врача»).» — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970425022.html
Занятие 3
3. Анализ эмоционально-волевой сферы психики в контексте эффективности профессиональной деятельности врача.
1. Психические состояния и их следствия: фрустрация, эустресс, дистресс, СЭВ, аффект.
2. Эмоциональная саморегуляция в нестандартных ситуациях и психическое здоровье.
3. Стресс, стрессоустойчивость, эмоционально-волевая саморегуляция»:
1. Можно ли не испытывать стресс? Положительные и отрицательные следствия стресса.
2. Стрессоустойчивость, как свойство личности. Взаимосвязь с индивидуальными особенностями личности.
3. Возрастные особенности стрессоустойчивости.
4. Стадии развития стресса. Психосоматические следствия.
5. Можно ли управлять стрессом? Обзор техник эмоциональной саморегуляции.
6. Планирование, как способ снижения тревоги.
7. Стресс и физические нагрузки.
8. Аутогенная тренировка.
9. Психическое здоровье. Психогигиена, психопрофилактика. Психореабилитация.
Рекомендуемая литература:
- Лукацкий М.А. Педагогическая наука : история и современность: учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. http://www.studmedlib.ru 8. «Психология [Электронный ресурс]: учебник / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — (Серия «Психологический компендиум врача»).» — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970425022.html
- «Психология взаимоотношений врача и пациента [Электронный ресурс] : учеб. пос. / Л. И. Ларенцова, Н. Б. Смирнова — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. — (Серия «Психология для сто-матологов»).» — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970429358.html
- Психология [Электронный ресурс]: учебник / Островская И.В. — 2-е изд., испр. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970423745.html
- Клиническая психология [Электронный ресурс] / Сидоров П.И., Парняков А.В — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414071.html
Занятие 4
4. Анализ индивидуальных свойств личности в контексте эффективности профессиональной деятельности врача
1. Составление профессиограммы врача.
2. Анализ и учет индивидуальных особенностей типов темперамента, характера, общих и специальных способностей (задатков) во взаимосвязи для обеспечения эффективного взаимодействия врача с пациентом/родственником пациента/коллегой/подчиненным/руководителем.
3. Профессионально-важные качества личности врача, компетентностный подход. Психологическая готовность к профессиональной медицинской деятельности.
4. Подходы к пониманию и объяснению развития, поведения и индивидуальных особенностей человека по А.Г. Асмолову с позиций биогенетического, социогенетического, персоногенетического подходов, классификация теорий личности.
Рекомендуемая литература:
1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб [и др.], 2014.
2. «Психология [Электронный ресурс]: учебник / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — (Серия «Психологический компендиум врача»).» — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970425022.html
Занятие 5
5. Общение, как взаимодействие: психологическая готовность врача к работе в коллективе.
1. Коммуникативный, перцептивный, интерактивный компоненты общения (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.Л. Леви, А. Пиз, В.Н. Мясищев и др.).
Общение, как взаимодействие.
2.Психологическая готовность врача к работе (взаимодействию) в коллективе, толерантному восприятию социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий. Толерантность, как ПВК личности врача.
3. Модели, стратегии, техники и способы эффективного общения.
4. Решение ситуационных задач. Вертушка. Анализ структурных компонентов общения.
Рекомендуемая литература:
1. Психология взаимоотношений врача и пациента [Электронный ресурс] : учеб. пос. / Л. И. Ларенцова, Н. Б. Смирнова — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. — (Серия «Психология для стоматологов»).» — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970429358.html
2. Психология [Электронный ресурс]: учебник / Островская И.В. — 2-е изд., испр. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970423745.html
3. Клиническая психология [Электронный ресурс] / Сидоров П.И., Парняков А.В — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414071.html
Занятие 6
6. Возрастной и гендерный фактор в контексте эффективности профессиональной деятельности врача.
Аналитическая работа: составление структурной модели формирования и развития психики в онтогенезе.
1. Структурная модель формирования и развития психики в онтогенезе: возраст –социальная ситуация развития –новообразование – возрастной кризис. Этапы формирование личности в зависимости от возраста (Н. И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Н.Х. Вессель и П.Д. Юркевич, Л.С. Выготский, Э.Эриксон, Ж.Пиаже).
2. Факторы, влияющие на формирование психики в онтогенезе. Понятия «развивающая среда», «зона ближайшего развития», «психокоррекция», «психотерапия».
3. Анализ и учет возрастного и гендерного фактора для обеспечения эффективного взаимодействия врача с пациентом/родственником пациента/коллегой/подчиненным/руководителем.
Рекомендуемая литература:
1. Психология взаимоотношений врача и пациента [Электронный ресурс] : учеб. пос. / Л. И. Ларенцова, Н. Б. Смирнова — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. — (Серия «Психология для стоматологов»).» — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970429358.html
2. Психология [Электронный ресурс]: учебник / Островская И.В. — 2-е изд., испр. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970423745.html
3. Клиническая психология [Электронный ресурс] / Сидоров П.И., Парняков А.В — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414071.html
Занятие 7
7. Психодиагностика структурных компонентов психики: организация медико-психодиагностических исследований
1. Психодиагностика структурных компонентов психики – психических процессов, состояний (эмоционально-волевая сфера), свойств, психических новообразований, социальных факторов (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).
2. Осуществление целенаправленного и развернутого изучения личности во всем многообразии ее индивидуальных психических проявлений в различных жизненных ситуациях и условиях функционирования. Психодиагностика в медицине.
3. Индивидуальная работа с методиками, позволяющими изучить процессы, состояния, свойства психики. Учет возраста, уровня психического отражения. Творческие работы.
Рекомендуемая литература:
1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб [и др.], 2014.
2. «Психология [Электронный ресурс]: учебник / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — (Серия «Психологический компендиум врача»).» — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970425022.html
Занятие 8
8. Применение психологических знаний в профессиональных видах деятельности врача. Психологические факторы формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) в контексте эффективности профессиональной деятельности врача.
1.Психология здорового образа жизни. Физическое и психическое здоровье. Факторы, влияющие на состояние здоровья (Н.М. Амосов).
2. Связь установок, касающихся здоровья, со здоровым поведением.
3. Способы формирования навыков ЗОЖ.
4. Психологические факторы в профилактике, постановке диагноза, лечении, психотерапии и социальной реабилитации больных. Защита творческих проектов.
Рекомендуемая литература:
1. Психология взаимоотношений врача и пациента [Электронный ресурс] : учеб. пос. / Л. И. Ларенцова, Н. Б. Смирнова — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. — (Серия «Психология для стоматологов»).» — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970429358.html
2. Психология [Электронный ресурс]: учебник / Островская И.В. — 2-е изд., испр. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970423745.html
3. Клиническая психология [Электронный ресурс] / Сидоров П.И., Парняков А.В — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414071.html