1. Эстетическое как философская проблема

Эстетика –философская наука об общих основаниях и закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком. Это наука философская, поскольку она выясняет ценность явлений окружающего нас мира, влияет на характер отношения к ним человека, формирует его мировоззрение. Э. появляется в древней Греции и вплоть до 18-го века развивается как составная часть философии.

Эстетическое (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный).

Эта категория м.б. названа метакатегорией фил. эстетики, поскольку является характеристикой всего, что входит в её предмет: ценностей, сознания, восприятия и пр. Она – ключ к пониманию искусства. Эстетическое – это: 1)особая R (реальность) 2)особая сущность этой R 3)особое кач-во, кот. получают все явл-ия этой R.

Эстетическое по природе есть отношение S к миру. Оно эмоционально-чувственное, непосредственное, бескорыстное, универсальное. Человек приходит в мир и фиксирует в нем наличие некоторых особых, эстетических свойств. Вопрос – откуда эти свойства?

Основные подходы к эст-му: 1)натуралистич. подход (Эпикур): эстетическое – это ест. свой-ва предметов (вес, цвет).

Эст. свой-ва – это материальные св-ва мира, присущие его прде изначально, независимо от Созн. чел-ка. Но здесь возникает парадокс: если эст. св-ва заранее однозначны, то почему их нельзя измерить, высчитать, почему одни и те же свой-ва предметов воспринимаются по-разному 2)объективно-идеалистич. подход: эст. св-ва объективны, но их источник – не в материи, а в абс. начале (эстетическое как воплощение духовного, божественного в материальном).

Парадокс: в эстетическое входят и отрицат. эст. хар-ки (низменное, безобразное) – несоверш-во мира. 3)субъективно-идеалистический (Кант, др.греч философы): эстетич-ое по прде – субъективно, объекты сами по себе не являются эстетическими, они получают эстетическое качество в силу активности субъекта. Такой подход не объясняет отриц. эст. хар-к, общезначимых эст. переживаний и противоречит предметности сознания.

4)реляционный (Сократ, Чернышевский): двойственное происхождение эст. св-тв, взаимозависимость Sго и Ого. Эст. св-ва реляционны: возникают только в отношении между S и О. Эст. св-ва О включаются в область Sго  эст. св-ва: изменчивы, зависят от диспозиции S и О, привязаны к предмету, но не вещественны, субъективно-переживаемы.

Объективные эстетические хар-ки мира человек дополняет своим ценностным отношением.

Мы можем говорить о познавательном характере эстетического отношения, поскольку оно:

12 стр., 5606 слов

Проектировочный подход

Технологический подход акцентирует внимание на разнице между технологией и методикой обучения на основе критериальных признаков: системность, научность, интегративность, воспроизводительность, эффективность, качественность и мотивированность, новизна, возможность тиражирования, переноса в новые условия и т. д., среди которых алгоритмичность, как критерий, занимает преимущественное место. Попробуем ...

— даёт нам ценностную ориентацию в мире, — непосредственное восприятие предметов, от которого один шаг до объективного знания. Кроме того эстетическое отношение – источник чувственных созерцаний для дальнейшей работы рассудка (И. Кант).

Э склад-тся как наука в эпоху Просвещения, когда возникает вопрос о сущностных хар-ках чел-ка. Автор понятия «Э» — Баумгартен, который исходил из дух. способ-ей чел-ка (разума, воли, чувства).

Баумгартен обратился к слову «эстезис» — ощущать. Для него Э – нк о чувств. пз. Окончат. становление Э происходит у Канта.

Объектом Э являются эстетич. явл-ия дейст-ти, эст. отношение к миру. Предмет Э: природа эстетич. явлений, сущность эст. реальности, ее особенности, смысл и значение, универс. основания, структуры, механизмы эст. Сознания. Чз эст. С. мы переходим и к эст. бытию, кот. творит сам чел-к, т.е. к эст. практике, кот. также явл-тся предметом Э.

2. Эстетическое сознанние: специфика и структура

С – это способ превращения объект. R в субъективную. С-т в сфере эст культуры м.б. выделен разноуровневым: а) Коллективный С-т (общественное эст. сознание) б) Индивидуальное отношение (активность личности).

Индивидуальное Эст созн-е – сист психич структур и св-в личности, выступ основанием ее эстетич отношения к миру.

Как всякое сознание эстетическое сознание обнаруживает себя в трех модусах:

1) идеальный феномен как содержание сознания;

2) сознание как процесс, ментальная активность (восприятие, переживание);

3) сознание как основание ментальной активности.

Эст. С социокультурно по своей природе. Оно не явл-тся врожденным, а формируется при вкл ч-ка в эст отношение, приобретается в ходе освоения культуры, в процессе социализации, эст. воспитания.

Социокультурные явления носят деятельностный характер. Духовные формы культуры живут благодаря своей активности. Следовательно, эстетическое сознание тоже должно быть активным.

11 стр., 5061 слов

Вопрос 31 Эстетическое как Ценность

Эстетическое выступает в роли полезного до тех пор, пока в общественно-исторической практике полно не выявляется и не формируется оппозиция: природа-культура, естественное-общественное. Человек наслаждается прекрасным не для удовлетворения утилитарных нужд (голод, жажда). При эстетическом восприятии существует та высшая заинтересованность, которая возникает, лишь, когда у человека удовлетворенны ...

Какие психические св-ва можно считать необходимыми предпосылками форм-ия эстетич. сознания? 1) эмоциональность (мех-зм ценностной реакции чел-ка) 2) чувственное восприятие (способ-ть прочитывать форму предмета, ориентация в мире предметных форм)  3) способ-ть представления (способность иметь в себе образ предмета без непосредств. контакта с ним) 4) воображение (способ-ть рождать образы); создает эффект глубины эстетического сознания; фантазия (эстетически заполненная деят-ть воображения: свободное вообр., игра вообр.) 5) интеллект, мышление как способ-ть к опр. интеллект. активности. 2 фундаментальные функции мышления: а) способность схватывать существенное в вещах.. Эст. ценность – обобщенная. «Эстетическое есть явление сущности» (Гегель).

б) способ-ть воссоздавать логич. связи предмета, структ. порядок в мире. (Эстетическое – прежде всего восприятие формы).

Когда эти предпосылки попадают в контекст эст. воздействия, в эстетич. культуру общества, происходит скачок в развитии созания. Эст. С – это функциональный орган психики, особый психич. механизм, кот. возникает на основе деят-ти. Это временное сочетание различных сил психики. Это качественно новая психич. способ-ть.

Эст. вкус — базис, деятельностное ядро эст. сознания, без него не м.б. эст. отн-ия. Он формируется в процессе эст. воспитания.

Эст вкус – 3ёхслойиное образование: (Каган) Ниж. слой – дух. потребность в систематич и интенсив общении с эст. ценностями. Ср. слой – спос-ность отличать подл. ценности от мнимых. Верх. слой – общение с носителями эст. ценностей.

Ф-ии вкуса: 1) онтолог: вкус актуализирует эст. реальность. 2) семиотическая: код для чтения эст. реальности (от предметности форм к их содержанию), открытие эст. означаемого мира. 3) ценностно-интерпретационная: вкус- толкователь ценностного содержания. 4) оценочная: сила, включающая эст. переживание.

Вкус работает как интуиция: мгновенное прочитывание и реагирование на эстетическое.

Эст. вкус – особая эст. способность ч/з восприятие ч-венных форм интуитивно воспринимать и эмоционально переживать эст. ценности.

На этот механизм – вкус – наращиваются другие элементы эстетического сознания: — эст. потребность, — эст. ценности (как содержательная основа вкуса), — эст. чувства и – эст. интересы.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

———————————————————3. ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ: ПРЕДМЕТНЫЕ ОСНОВАНИЯ И СПОСОБЫ ОСВОЕНИЯ.

Что значит для эстетики изучение основных эстетических ценностей? В подлинной своей форме эстетические ценности существуют для эстетического сознания. Эстетика – метаэстетическое сознание, когда оно подступает к ткани эстетической информации, то от неё не остается ничего, потому что она неотрывна от конкретного сознания. Но у эстетика д.б. эстетическое сознание, поэтому он может исследовать эстетические ценности философски.

Что значит для философии заниматься эстетическими ценностями? Ценности – результат субъект-объектного отношения и базируются на двояких основаниях: свойства объекта и способ освоения ценности (он субъектен).

Философия анализирует основания феноменов.

  1. Анализ объективных предметно-ценностных оснований, вопрос о возможностях: что должен иметь объект, чтобы оказаться прекрасным?
  2. и субъективных оснований эст. ценностей – тот способ освоения смысла, актуализации ценности, без которого их нет.

Первая, главная ценность – прекрасное. Красота – положительная значимость мира для человека. Прекрасное(чувственно): — соразмерность объекта потребностям и возможностям субъекта (соответствие мира человеку: воплощение идей свободы, гармонии и человечности в мире), — совершенство форм (их практическая оптимальность: изящное, грациозное), — совершенство содержания (калокагатия).

Возвышенное (чувс+воображение) – вопрос качества, а не количества. Суть возвышенного – те стороны действительности, которые несоизмеримы с нормальными человеческими возможностями и потребностями, которые воспринимаются как что-то безмерное и бесконечное, нах-ся за пределами освоенного мира. Возв – психологическое противоречие.

12 стр., 5650 слов

Использование инновационных технологий на уроках «Человек и мир»

Министерство образования Республики Беларусь Волковысский колледж учреждения образования "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы" КУРСОВАЯ РАБОТА Использование инновационных технологий на уроках "Человек и мир" Учащаяся группы 4 "А" О.В. Мармыш Руководитель В.Г.Болюх Волковыск, 2009 Оглавление ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ...

Ех: Абсолютные ценности, героизм, проявления стихий, в ис-ве монументализм, оды, симфонии и пр.

В основе трагического – 1.утрата ценностей, фундаментально значимых для человека. Утрата этих ценностей – надлом человеческого бытия пережить её невозможно. Какие это ценности: родина, дело всей жизни, истина, чистая совесть, любовь, свобода, смысл жизни…2. Неизбежность утраты 3. знание причины утраты. Причины трагического в извечных противоречиях мира: чел-природа, сметрь-бессетрие, чувство-долг. Переживание трагического необходимо для достижения катарсиса – очищения души, в процессе которого происходит почти мистический переход слабости в силу, тупика в рассвет.

Комическое – способ переоценки ценностей, разрешения противоречия антиценностей и здравого смысла. Перед определенными социальными переворотами – взрыв комического творчества. В комизме все не сводится к отрицанию. Смеясь и играя человек утверждает свою свободу, возможность преодоления любых границ. Это единственная эстетическая ценность, в которой субъект выступает не только воспринимающим в комическом важна творческая роль самого субъекта. Форма существования комического – несоответствие (соединение несоединимого).

Юмор – интуитивная способность подмечать ком. несоотв. Модификации комического: формальный комизм, юмор, сатира, гротеск.

Основания ЭЦ: объектные (предметные св-ва Ота) и субъектные(почему чел обращается к Ц): 1.потребности человека (Ц –способ-ть объекта удовлет-ть потребности S) 2. несоответствие возмож-ти и пореб, приводящая к переоценке Ц. 3. интересы.4.мотивы.5.идеалы.6.нормы(внешний закон).7.цели.

Способ установления эстетической ценнос­ти к.-л. объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия — эст-ая оценка. Она невозможна без интуитивного понятия о ценностях. Освоение эст. ц. происходит в процессе социализации и эст. воспитания человека. Как только у человека формируется первичное эстетическое сознание, и эст. способность (вкус), сразу же возникают эст. потребность. И дальше он осваивает эст. ценности уже самостоятельно в процессе эстетического освоения мира. Важно: эст. ценности не существуют вне контакта чела с миром (т.е. вне эст. отношения) ни в его голове, ни в независимом мире. В своей деятельности человек меняет форму вещей. Целесообразная форма – нов надприродная форма вещи, к-ая существует через предметные св-ва. Получение нов формы = получение нов содержания, ценностного. В процессе измен-я мира мен-ся и сам человек. Как инструмент для ориентации в значимом мире появл-ся цен сознание.

23 стр., 11175 слов

Портрет как средство познания внутреннего мира человека в условиях пространственной среды общеобразовательной школы

... живописи). Но настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения (15-16 вв.), когда главной ценностью в мире стал человек (слайд Леонардо да Винчи «Мадонна ... основным направлениям: что хочет, что может и что есть в реальности. Таким образом, структура творческого процесса состоит из трех основных составляющих: ...

Появление эстетических ценностей обусловлено особым отношением человека к миру, между собой они внутренне связаны и образуют систему эстетических ценностей, которая конкретизирует взаимоотношения человека и мира в данном обществе. Прекрасное – ситуация гармонии человека со своим ценностным миром, возвышенное –стремление расширить себя духовно, утвердить на новом уровне. Это не только обретение, но и неизбежность утраты ценности, сокращение человеческого мира, которое переживается в трагическом. Комическое – антипод возвышенного. Мы свободно боремся за новые ценности, добровольно отказываясь от жизненного мира. Комическое – великий санитар культуры. На границах существуют симбиозы: возвышенно-прекрасное (прекрасное, уходящее в бесконечность), траги-комическое – комическое по форме, трагично по сути.

Эти четыре ценности описывают круговорот человека в своем ценностном бытии. Эстетическое сознание, не будучи рациональным, рефлексивным по своему характеру, сохраняет ориентирование человека в существенных ситуациях жизни, и в этом мировоззренческое значение эстетических ценностей.

—————————————————

4Проблема сущности искусства (в истории и соврем-ти)

Сущность иск-ва. Иск-во сопровождает ч-ка всегда. Оно возникает с появлением современ типа ч-ка. Оно никакой практической задачи не выполняет, но потребность в иск-ве будет у ч-ка всегда. Иск-во – сложно и многообразно в своей морфологии: виды, роды. Иск-во обнаруживает универсальность в целом ряде отношений : а)социально-онтологическая и историческая б) Антропологическая (обращено к любому ч-ку) в) Универсальна информационно смысловая содержательность, т.е. включены все пласты культ информации г) Универ-ть худ языка и материала. Что сохраняется в иск-ве. Иск-во это особый вид чел деятельности. Это особая область к-ры. Иск-во – это деятельность по созданию ,передаче и усвоению людьми худ информации. Иск-во обладает качеством бессмертия. Специфика иск-ва проявляется в произведении. Между видами искусства – весьма существенное различие. Концепция искусство как мимезис (с Античности) в практике находила модель в изобразительном искусстве. Парадигма романтического искусства находила выражение в музыке как виде искусства. Кроме морфологических различий, культурно-исторические различия. Нормативная эстетика классицизма узаконивала определенный тип искусства. Даже театр, если это театр Шекспира, вырывался из искусства. Специфика искусства определяется различными основаниями, разными особенностями культурно-исторического процесса.

9 стр., 4480 слов

Реконструкция картины мира человека сталинской эпохи

... На их основе мы реконструировали картину мира человека сталинской эпохи 30-40-х гг. Крайне противоречивая ... лозунгов и пропагандистских идей за реальность. 6. ЦЕННОСТИ В результате активного ... деятелей, партийцев, военных, ученых, деятелей искусства, рабочих, колхозников и т .д. ... Кроме подражания конкретным личностям, человек следовал определённому образу "достойного строителя коммунизма", выраженному ...

И. с древности являлось одним из универсальных способов конкретно-чувствен. выраж-я невербализуемого дух опыта, прежде всего эстетического. Определение сущности ис-ва на протяжении истории претерпевает изменения, и до наст t. не м.б. закреплено однозначно, им. поэтому явл. проблемой.

2 традиционных подхода, отвечающих на вопрос, что есть искусство. 1) Сущность искусства связывается с пониманием того, какая сила творит искусство

— Искусство – сила самой природы, бытия. Натуралистическая философия (древняя Греция).

Природа через человека постигает себя. Классическая концепция мимезиса, подражания природе. Искусство есть природа в другой форме. Хайдеггер: искусство – форма самопостигающего бытия.

— Объективно-идеалистическая модель. И. – инобытие абсол. духа. Искусство – сила божественного выражения. (Гегель, Бердяев, романтики)

— Искусство как социальное явление, социум определяет сущность искусства – эта концепция возникает в Х1Х веке в позитивизме (Конт, Милль, Спенсер).

Искусство – социальная сила, надиндивидуальное начало для достижения социальных же целей. Лукач, марксизм и постмарксизм ( в том числе франкфуртская школа и Адорно).

Искусство как деятельность вырастает из определенных социальных потребностей, выражает логику определенной социальной системы: спады и развитие искусства обусловлены социальными спадами и развитием.

— антропологический взгляд. Искусство – деятельность, связанная с фундаментальной потребностью людей. Все зависит от трактовки человека. Если чел – существо биовитальное, то искусство – спонтанное выражение воли к жизни и власти (Ницше), выражение бессознательной психической энергии (Фрейд), механизм адаптации (прагматизм); если в качестве доминаты признаем духовность человека (Шиллер , Кант, франц. экз.), то искусство – игра , творчество человеческого духа.

2) Другая парадигма. Подход с точки зрения того, что делается искусством.

— Гносеологическое понимание. Искусство – способ познания. Греки открывали законы бытия из драматургии. (Аристотель, Гегель)

Аксиологическая: И. представляет собой духовно-ценностный синтез в конкр. об-ве, оно выполн-т f-ю транслирования ценн-го отношения к действительности.

Феноменологическая: И. моделирует особую реальность, некую феноменологич. данность, кот. восприн с пом-ю воображения и переживания. И. моделирует поток опред. видимостей сознания, кот. несет в себе дух.ценностную информацию.

— Искусство – эстетическое раскрытие действительности и понимание этого богатсва. (Кант)

— Креативная теория . Искусство – творчество, созидание. (Бердяев)

— Сущность искусства духовно формирующая, воспитательная (Декарт, Вольтер)

— Искусство — общение, коммуникация, преодоление разобщенности (Леви-Стросс, Бахтин)

— Искусство – игра (Хёйзинга, Гросс)

В разных эпохах вытаскиваются те или иные стороны искусства. Определяя искусство чрез какую-то функциональную характеристику мы теряем целое, уничтожаем специфику искусства. В 20 веке целостное видение стало возможно благодаря освоению системного подхода науками. Не возможно понять специфику искусства вне отнесения его к человеку и человеческой культуре. Чтобы понять сущность искусства, нужно понять его необходимость для системы, в которой оно живет. Отсюда сущность искусства – генеральная социокультурная необходимость, которая не дублируется никакими другими системами. Эта необходимость конституирует все специфические особенности данного явления. Дело в том, что искусство – особый способ общения и освоения действительности, он УНИВЕРСАЛЕН. Именно потому он необходим, что другого универс. способа договориться нет.

————————————————

5.Художественный образ: структура и функции

Худ. образ – это идеальная форма, структура, кот. живет в сознании. ХО не тождественен произведению искусства. Прежде всего важно понимание ХО как той специфически идеальной ткани, через которую только и существует несводимая к каким-либо другим образованиям худ. (всегда предметно-ценностная, объективно-субъективная) информация. Изначально образ понимался как икона. 1-е значение образа фиксировало отражательное гносеологич отношение к иск-ву (прообраз, подобие, соответствие реальности, но не сама реальность).

Схема иск-ва: мир, на кот направлено худ освоение  худ тв-во  произведение  худ восприятие. Худ образ необходим для худ освоения мира и для трансляция результата этого освоения. Т.о. Образ это и способ передачи худ информации, и специфич вещество худ сознания и худ информации, и специфич пространство бытия идеальной худ информации. Мы можем сказать, что границы бытия ХО определяют границы бытия искусства. Бытие же ХО ограничено художественным сознанием. ХО – это специфич реальность, объединяющая миры художника. Разбирая психологический аспект, можно выделить 2 отношения этой специфич реальности образа к сознанию творца: 1) Активное участие худ-ка в создании реальности 2) Властное подчинение художника этой реальности, т.е.S становится орудием самосозидающей активности образа, как будто кто-то диктует текст. Образ ведет себя как S. Соответственно можно делить ХО по содержанию. Сперва заметим: содержание ХО суть результат отношения человек – мир. то есть. ХО предстваляет собой взаимопроникновение ценностной предметности О-та и внутр состояния S-та. ХОзы делятся на 2 класса. 1) Моделирующие ценностные отношения через воссоздание чувст структуры О-та, а Sая сторона раскрывается косвенно. Это изображение: образы здесь носят наглядный х-р (архитектура театр, кино, живопись).

2) Моделирующие реальность субъективно-смысловых отношений. Состояние S-та изобразить нельзя. Это неизобраз иск-во (музыка, архитектура).

Предмет ХО: Старое догматич понимание образа предполагает изоморфное соответствие образа действительности. Но ХО одновременно и усекает, трансформирует, поворачивает, дополняет действительность. Это не снимает отношение соответствия. Речь идет о частичном соответствии образа и действительности. Образ имеет дело с ценностной реальностью, в иск-ве отражаются дух-но ценностные отношения между S и О. Цель иск-ва: предметность, наполненная определенной значимостью + отношения к этому О-ту (состояние S-та), т.к. ценность О-та м.б. раскрыта только через состояние S-та. Именно этим определяется содержание ХО (см. выше) и его специфика. Он – модель духовно-ценностных отношений ч-ка.

Структура ХО совпадает со структурой своего предмета – духовно-ценностных отношений человека с миром и может быть представлена в качестве взаимосвязи: а) объекта (в единстве его чувственной, но уже обобщенной формы и содержания) как некой ценностно-выразительной предметности б) субъекта в его ценностном, также конкретно-обобщенном отношении к объекту в) актуализированных встречей S и О значимостей, которые переживаются субъектом (вносящим своё отношение) и приобретают форму смысла.

Важной особенностью ХО является его способность выступать для воспринимающего сознания как особая иллюзорная реальность. Реальность-это бытие, ограниченное в пространстве и времени от других «бытий». Реальность характеризуется самодвижением. Существуют законы этой реальности, которые и реализуются в самодвижении. Эта реальность самоценна, не сводима ни к каким другим реальностям, она имеет власть над субъектом. В конечном счете, она становится формой нашего существования.

Феноменология ХР: Художественный мир выразителен, почти осязаем, представим и даже видим. В его создании принимали участие и память художника, и его воображение, и наблюдение над предметами действительности. Он реален и нереален. Художественный мир концептуально нагружен. В отличие от реального мира, в нем все пронизано художественной концепцией, все является ее носителем: самые сторонние, самые незначительные и случайные детали подчинены главной идее произведения. В этом смысле любая случайность внутри художественного мира предусмотрена.

————————————————6. ИСКУССТВО И ФИЛОСОФИЯ, МОРАЛЬ, РЕЛИГИЯ: СВОЕОБРАЗИЕ И ВЗАИМОСВЯЗИ.

Искусство соотносится с религией, моралью и философией как подсистема дух. культуры:

У духа есть потребности, которые могут быть удовлетворены только самим духом. Для этого возникает духовная культура. Дух.культура состоит в системе активностей духа. Формы духовного освоения в мире: – фундаментальное познание мира, — эстетическое освоение мира, — морально нравственное освоение мира, — религиозное отношение, — мировоззренческое отношение к миру.

Каждая подсистема дух. к. соотносится с определённой способностью чел-го сознания за счёт которой и происходит освоение мира: для искусства это вкус, на его основе формируется мироощущение, мир воспринимается в эмоционально-ценностной наполненности. Для философии – разум, который формирует мировоззрение, обращается к основам и всеобщим законам мироздания. Для морали – совесть, её интересует человеческий аспект (индивидуальный и общественный); для религии – вера, обращается к непознаваемым сферам мира. Общим является то, что во всех случаях это ДУХОВНОЕ (способ) отношение к МИРУ (предмет).

И как форма общественного сознания. Человеческие потребности и социально-экономическая обстановка вызывали к жизни различные формы общественного сознания, которые имеют общие черты: историчность, относительная самостоятельность по отн. к действительности благодаря накопленному опыту, осмысление реальности и обратное воздействие на неё. Все формы выполняют определённые социальные функции. Среди общих можно назвать: коммуникативную, ориентационную и миропознавательную. Главной социальной функцией искусства можно считать сохранения и развития дух. культуры. Для этого нужна была деятельность, которая обеспечит проникновение духовных процессов в сознание людей, т.е. деятельность духовной коммуникации. Эту деятельность выполняет искусство. Основная функция морали – регулятивная, религии – установление связи с абсолютом и гармонизация жизни, философии – общая ориентация в мире.

Наибольшее сближение искусства с религией происходит в эпоху Средневековья, с этикой — в период Просвещения, с ф-ей- в 20 веке. Однако это не приводило к растворению худ. тв-ва в этих духовных сферах. Причина этого в том , что сама природа иск-ва не позволяет использовать его язык для ретранляции уже готовых ф-х или этических проблем.

Искусство и религия. Гете: в отличии от религии иск-во не настаивает на толковании своих прдставлений как действительно существующих. В худ. переживании всегда присутствует момент условности, игры. Религиозное переживание гораздо больше регламентировано, оно добивается однозначности в толковании сиоего содержания.

Вместе с тем и в религии, и в иск-ве — много общего. Религиозное освоение как и художественное- бескорыстно, неутилитарно. И та, и др. сферы являются мощными способами гармонизации мира: позволяют преодолеть деструктивность мира, избавиться от хаоса.

Религия очень глубоко проникает в искусство и результатом этого проникновения является религиозное или церковное искусство (ср. века).

Церковное искусство (для церковного обихода, службы) всегда несло на себе отпечаток определенного канона. Процесс иконописания в православии всегда был нормативным и его регулировал специальный чиновник. Однако при этом исследоыватели отмечают такую особенность: иконы наиболее художественно выразительные и творческие всегда оказывались с изъяном в правиле.

Искусство и философия. Развитие философии и искусства часто шло параллельными путями. В искусстве и в философии наблюдается сближение конечных целей: постижение последней истины, предельной сущности бытия. Философия стремится к истине, в тоже время произведения искусства уже заключают эту истину внутри себя.

Искусство и философия не могут быть ложными. Ибо вне их самих нет мерила, которым можно было бы их измерить.

В конце 20 века происходит интенсивные обменные процессы между искусством и философией, что позволяет им обогащать свое содержание В философии наблюдается тенденция к всеобхватности, она стремиться понять человека в его целостности, единстве эмоциональных, интеллектуальных и подсознательных явлений. Эта задача сопрягается с расширением выразительных возможностей языка философской мысли. К художественным формам философской рефлексии тяготеют Ортега-и -Гассет, Сартр, Камю. Кроме того, все и-во 20в. концептуально: манифесты, разъяснения, комментарии.

Искусство и мораль. Первоначально предмет искусства и морали во многом совпадали. Концепция калокагатии – единства прекрасного и благого – в др. Греции. Далее в истории наблюдается тенденция к иммаральному искусству, которое хотело бы существовать ради искусства, однако периодически происходят вспышки морализма в ис-ве (некоторые просветители, соц. реализм).

В основе отношения И. и М. лежит противоречие художественной формы и морально-нравственного содержания произведений искусства. Проблему соотношения морали и искусства можно рассмотреть в следующих пунктах: 1. Нравственность искусства. С искусства должно быть снято морально-нравственное ограничение. Оно само найдет верный путь.

2. Осмысление причин привлекательности для искусства аффективных сторон человеческой психики, аморального поведения, экстремальных порывов человеческой души, влекущих за собой последствия и катастрофы. Может быть именно в искусстве темные стороны ищут выход своим негативным эмоциям? В значительной мере посредством искусства может происходить изживание страстей и пороков. Искусство в этом случае выступает в качестве зеркала, в котором человек видит собственное несовершенство. В художественном переживании человек может испытать на прочность свои убеждения. Таким образом, негативный (в этическом смысле) материал выполняет в искусстве важную роль.

Среди сходств религии , морали и искусства можно отметить их не утилитарный характер.

6