на основе фильма Ролана Быкова «Чучело» по одноименной повести Владимира Железникова «Чучело» – экранизация стадий развития коллектива по Антону Семеновичу Макаренко[1] и теории коллектива Анатолия Николаевича Лутошкина[2]
Надо готовить почту для того,
чтобы вносимые сознательные идеи
приобретали для него
субъективный личностный смысл.
А. Н. Леонтьев
В последнее время часто обсуждается состояние бездуховности и жестокости, поразившее наше общество. Но разве так стало только сейчас? А что было 30 лет назад? 40? Неужели не задавались вопросами социального воспитания детей и подростков? Непременно задавались, и сразу же вспоминается имя выдающегося педагога Антона Семеновича Макаренко, изменившего педагогическое мышление 20 века. Но почему-то именно сейчас педагоги и родители отмечают, что в век современных инновационных технологий им стало очень сложно воспитывать духовно-нравственные и личностные качества в подростках. Почему такое безразличное отношение к жизни и жестокое отношение к другим людям и животным? Ответ один: взрослые хотят переформировать уже сложившуюся к подростковому периоду личность, но мы же не гениальные педагоги-новаторы, как Макаренко, чтобы лабильно влиять и перестраивать личность. Ведь проще предотвратить, чем исправлять, поэтому нужно воспитывать с самых ранних лет. У детей в начальной школе нужно сформировать умение осмысливать маленькие действия и большие поступки, развивать способность у детей устанавливать причины и их последствия.
Эти умения напрямую связаны с развитием сознания и самосознания, поэтому формируются медленно, а если над ними целенаправленно и систематически не работать, то они не появятся совсем. Заниматься развитием этих умений у детей приходится всем взрослым, но педагогам особенно, потому что это часть их профессиональной деятельности.[3]
«Чучело» вызывает самые противоречивые чувства у своих читателей и зрителей. Многие скажут такую жестокую кинокартину нельзя показывать младшим школьникам. Да нельзя, если это первый класс и можно да нужно – если это конец четвертого и начало пятого класса. Для того чтобы предотвратить искаженное и безнравственное развитие личности. После просмотра кинокартины полностью не перестроится сознание ребенка в правильное русло, но это будет один, но очень важный шаг в нужном направлении.
Дети-инвалиды в системе семейных отношений
... инфантильном уровне. Скрытое отречение, отвержение ребенка.Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным воспитанием. Родители «перегибают ... Они обвиняют общество, врачей или учителей в неадекватном отношении к дефекту и ребенку инвалиду. Ребенок с дефектом является для родителей не только источником ...
В героях можно узнать себя, своих одноклассников или знакомых. В. Железников в повести и Р. Быков в фильме очень точно сумели описать чувства и поведение детей, которое очень часто присущи в социальных группах. Создавая повесть, Железников хотел показать, что зачастую дети бывают бесчувственны и жестоки по отношению к более незащищенным сверстникам. Подросткам свойственно утверждать свою личность аморальными методами, путем оскорбления человека, который не имеет возможности дать отпор таким действиям, а все, потому что в свое время взрослые упустили воспитание личности ребенка.
Сюжет.В провинциальную школу приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Она селится в доме своего деда Николая Николаевича, бывшего военного, который коллекционирует фамильные картины с целью обустройства картинной галереи в своём доме. В городке деда недолюбливают за его замкнутый образ жизни.
Когда Лена приходит в свой новый шестой класс, одноклассники, хоть и улыбаются ей в лицо, но своим поведением ясно дают понять, что презирают её. Особенно ярко выделяются следующие ученики: Миронова по прозвищу Железная Кнопка (девочка, фактически лидер класса, с железными убеждениями, всегда стойко идущая к своей цели), Лохматый (силач класса, считающий, что самое главное в человеке — сила), Шмакова (первая красавица в классе, всегда делающая то, что ей выгодно, влюбленная в Диму Сомова), Попов (влюблён в Шмакову), Валька (мальчик из бедной семьи, а потому убеждённый в том, что счастье — это много денег), Марина (мечтающая вырваться из-под опеки матери и уехать к отцу в Москву), Васильев (самый тихий мальчик в классе и единственный, кто не издевается над Леной) и Дима Сомов (мальчик из богатой семьи, пользующийся большим авторитетом в классе).
Причина неприязни к Лене кроется в том, что все считают её такой же чудаковатой, как и её деда, которого в городке называют «заплаточником», так как он настолько увлечён сбором картин, что уже долгое время ходит в одном пальто, которое от старости пошло лохмотьями. Желая хоть как-то завоевать уважение ребят, Лена на все их колкости в адрес неё и деда старается улыбаться и во всём с ними соглашается, однако добивается противоположного эффекта. Классу её поведение кажется совершенно непонятным, и поэтому ей дают кличку Чучело, на которую Лена старается не обижаться. И только Дима Сомов, мальчик, в которого влюблены почти все девочки класса, оказывает новенькой поддержку. Их дружба, переросшая во влюблённость, вскоре даёт трещину из-за следующего трусливого поступка Димы.
Ребята решили прогулять урок и пойти в кино. Когда все тайком выходят на улицу, обнаруживается, что Дима оставил в классе копилку, в которой хранились деньги на поездку в Москву (собственно говоря, готовясь к этой поездке, ребята так много работали, что и решили прогулять урок).
Лена вызывается её принести, но спотыкается, и Дима, обозвав её недотепой: «Ну что ты в самом деле недотепа какая-то!», бросается вперёд. Лена идёт вслед за ним и у дверей класса слышит, как их классная руководительница Маргарита Ивановна выпытывает у Димы, куда они все сбежали. В какой-то момент учительница называет Диму трусом, и он, не выдержав, выдаёт тайну. Лена всё это слышит, прячась за дверью, но ни она, ни Дима не знают, что в этот момент в классе под партой прячутся Шмакова и Попов.
Формирование коллектива учащихся класса интегрированного обучения
... как условие эффективности интегрированного обучения 2. Изучение межличностных отношений учащихся класса интегрированного обучения 2.1 Методика исследования2.2 Результаты исследования и анализ ... потенциалов, сохранение его автономности. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения; коллектив, сообщества, организации, производственная бригада) создает условия для ...
В наказание за прогул ребятам отменяют поездку в Москву в осенние каникулы, к которой все очень долго и трепетно готовились. Ребята решают найти и наказать виновного, и Лена, видя нерешительность Димы, берёт вину на себя, в результате чего становится изгоем. Все ученики объявляют ей бойкот, издеваются над ней при каждом удобном случае и даже несколько раз жестоко избивают.
Лена долгое время надеется, что Дима вот-вот признается в своей вине, но тот всё не решается. В конечном итоге, несмотря на глубокую привязанность Димы и Лены, Дима присоединяется к своим одноклассникам, так как он понял, что если он продолжит защищать Бессольцеву, то встанет на её место. Одноклассники крадут платье Лены и с помощью Димы поджигают его.
На следующий день Лена, желая проучить Диму и других одноклассников, обстригает себе волосы, и на дне рождения Сомова унижает всех, кто издевался над ней. В этот момент Миронова начинает сомневаться в предательстве Бессольцевой и жалеет, что она стала предателем, так как она увидела в ней моральную силу.
Понимая, что дело зашло слишком далеко, Диму выдаёт Попов. Весь класс объявляет ему жестокий бойкот, кроме Бессольцевой, несмотря на то, что он предал её.
Лена уезжает из города вместе со своим дедушкой. Перед отъездом Николай Николаевич завещает все свои картины и дом в память городу в качестве городского музея. Свою любимую картину, на которой изображена очень похожая на Лену его бабушка, Николай Николаевич дарит школе.
Фильм заканчивается отъездом Лены и дедушки, и надписью на доске перед портретом бабушки деда Лены: «Чучело, прости нас!».
Слова, завершающие повесть, которые Рыжий написал на доске – это самовыражение веры писателя в здоровое начало растущего поколения.
Сюжет повести основан на конфликте между личностью и коллективом. Уже первая глава настораживает читателя: что за «волки, лисы, шакалы» гонят по узким улочкам эту девчонку и за что? Вторая глава выполняет функцию экспозиций. Николай Николаевич и его дом с картинами. «Ночью дом был как свеча в непроглядной мгле… и стал в городке своеобразным маяком…». И уже по этим словам можно догадаться, что этот дом сыграет особую роль в жизни этого маленького городка на берегу Оки.
В дальнейшем сравниваемый портрет «Машки» с лицом Лены Бессольцевой, также неоднозначен. Автор хотел этим показать, что «героиня повести не одинока – за ней правда и справедливость, за ней весь славный род Бессольцевых, русских интеллигентов – патриотов, целые поколения замечательных людей, несущих в себе великую народную традицию милосердия и духовности, верности и великодушия. Героиня едина со всем родом – Родиной, поэтому она героиня нашего времени».
Символично в композиции повести и то, что Ленка бросает вызов обществу в лице своих одноклассников. Состригая волосы наголо, она смело заявляется к Димке Сомову на торжество. Не для того, чтобы испортить настроение этим «бедным людям», нет, не в этом цель ее прихода, а в том, чтобы покончить с самопредательством. Ей надоело быть «без вины виноватой». Разве это не «выстраданное сознание своего морального превосходства над всеми? Из «гадкого утенка» вырастает «белый лебедь», из Чучела – личность!».
Фильм «Чучело» мало чем отличается от повести. Но фильм есть фильм – он должен поглощать зрителя своей эмоциональностью. Поэтому сцены, музыка, ритм, пластика – от которых веет угрозой и подавленностью, были так необходимы создателям этого фильма. Они не делают из того, что Лена Бессольцева взяла на себя чужую вину «сюжетообразующей» тайны, их волнует другое – феномен детской жестокости. Его причины – социально-психологические и нравственные. Их волнует внутренняя драма подростка.
VI.2. Педагогический стиль и его влияние на межличностные отношения ...
... детского коллектива, развитие детских органов самоуправления, создание ближайших и дальних перспектив коллективного развития, создание мажорного тона в коллективе, т.е. ... ругают учителя и приводят как отрицательный пример другим ученикам. В результате у ребенка не осталось ни места, ... помощь также не была своевременно оказана Но когда Лена обрела старшего надежного друга, проявившего к ней искреннюю ...
В фильме почти неправдоподобная сцена избиения девочки, костер, разожженный под чучелом, наряженным в платье Ленки. Вот, где содрогнется пусть душа зрителя! Эта сцена по художественной логике просто необходима – это тот психологический предел, к которому нужно было подвести и героев и зрителей. Лену – чтобы сообщить ей импульс к активному сопротивлению, ребят – чтобы смогли потом понять, куда завела их ложно понятая идея и нравственная глухота, зрителей – чтобы шоковым зрелищем заставить работать самосознание. Так чего же они добиваются, эти дети? Молчит – значит, не раскаивается, значит, гордость свою имеет, значит, не смирилась. А раз так, атакуй ее…! Беспощадные эпизоды, бег, погоня – это то, что задает фильму лихорадочный ритм. Ритм, единство, цель. Они танцуют, когда перебрасывают платье Ленки, гоняя ее по кругу как затравленного зверя. Они отдаются этому ритму с той истовостью, которая настораживает. «Переполняющая подростков энергия стремится не только обрести форму, но и наполняется смыслом. И ритм становится иллюзией смысла». Ребятам кажется, что они вершат правый суд, наказывая предательство, на самом деле все это превращается в преступление. Бойкот против Лены перерастает в травлю, и это объединяет и сплачивает. Срабатывает «закон стаи».
Ведь не что иное, как Ленкина простота и бесхитростность подталкивает ребят на гнусные проделки. Показав коллективную стихию, которая обрушивается на подавление чужой воли, чужого «я», авторы фильма сумели показать и высоту человека, принявшего и выигравшего бой.
Прекрасно создан образ деда Бессольцева в фильме, который создает благоприятный «климат для выращивания «розы души»», для утверждения милосердия в Ленке. Невольно в воспитании ее чувств принимает участие не только дед, но и окружающие ее картины, быт дома. Вот поэтому, и в фильме и в повести так важно показать дом Бессольцевых, и климат, царивший в нем. «Умение слушать – это вообще редкий дар души. Все мы больше любим говорить сами, а слушать почти разучились. Это и рождает глухоту взрослых к миру детства». Для фильма этот дар бесценен – родилась важнейшая для всего идейно-художественного построения фильма духовная связь между Ленкой и дедом, между судьбами, разделенными временем, между поколениями этой замечательной русской фамилии, несущей в себе традицию нравственности, милосердия и мужества.
Образ молодой учительницы и в фильме, и в повести тоже неоднозначен. Именно через образ Маргариты Ивановны показана некоторая оторванность взрослых от детских проблем. Главная ее ошибка в том, что она упрощает своих учеников как людей. Ей кажется, что дети играют в каких-то предателей. А ведь известно, что фундамент физического и морального здоровья закладывается в детстве, школе, где определенную роль психолога должен играть учитель. Но, к сожалению, эта общая болезнь взрослых, воспринимать мир детей, как игру. Ну а «что наша жизнь? – игра!».[4]
36Формирование и развитие малой группы
... Уманским. В основу подхода положено представление о социально-психологических параметрах группы — своеобразных критериях ее развития как коллектива. К их числу Л. И. Уманский, в частности, относит: (а) ... и интенсивная Стадия дискуссии. Более длительная. Цель – определение Г по многим жизненно важным вопросам. В процессе решения этих задач проявляются и различные стороны личности людей, на ...
Стадии коллектива по А.С. Макаренко
Закон жизни групп и обществ заключается в движении. Если оно есть, то коллектив живет, если движения нет, то он умирает. Согласно его теории, принципами развития классного коллектива являются гласность, ответственная зависимость, перспектива и параллельное движение.
· На первоначальной стадии происходит базовое сплочение. С группой учеников работает педагог, который хочет воспитать из собранных детей коллектив, чтобы установить определенные взаимоотношения, привить им чувство ответственности и стремление к единой цели. Педагог является организатором и лидером, он устанавливает основные задачи, а ученики их выполняют. Этап завершается, когда слияние на основе общей цели, деятельности и организации произошло.
· Вторая ступень характеризуется усилением влияния учеников. Они не только выполняют требования педагога, но и начинают предъявлять их друг к другу, понимая, что те или иные поступки могут помешать успешному достижению общей цели. Выделяются активисты, которые помогают педагогу в его воспитательной работе. На этой стадии структура коллектива выравнивается, он существует как общее целое, в нем начинают происходить свои процессы, вроде самоорганизации. Появляются первые требования и понимание, что их необходимо соблюдать. Таким образом, коллектив внутри себя начинает воспитывать личность. Первый и второй уровни развития детского коллектива крайне сложны, задача педагога состоит в правильной оценке возможностей группы учеников и максимальном использовании ресурсов, которые коллектив вырабатывает. В нем могут быть как отстающие ученики, так и преуспевающие. Педагог регулирует ситуацию.
· На третьей стадии по Макаренко начинается расцвет. Участники коллектива больше требуют от себя, от других, воспитывают и оказывают влияние друг на друга. Суждения становятся более обоснованными, уверенными, привычки закрепляются. Все этапы развития детского коллектива важны и должны контролироваться опытным специалистом. На этой ступени происходит формирование личности. Макаренко уточнял, что стадии развития коллектива не имеют четких границ. Некоторые педагоги расширяют ступени до четвертой и пятой.
Перспектива и личность. Существует близкая, средняя и дальняя перспектива.
· К близкой можно отнести совместный поход в зоопарк, когда все чувствуют приближающуюся радость, совместно переживаемую.
· Средняя перспектива диктует правила: чтобы в будущем заслужить победу или завершить проект, нужно приложить усилия. Это может быть творческий конкурс, растянутый по времени.
· Дальняя перспектива — это окончание школы.
Систему перспектив нужно тщательно выстраивать, это задача педагога. На неуспевающих школьников, как правило, учитель не может оказать такого же сильного влияния, как другие ученики. Выдвинуть требование к отстающему можно через воздействие коллектива — это принцип параллельного действия. Но делать это нужно умело. Нельзя наказать за одного неуспевающего члена группы всю группу. Такое решение может привести к негативным последствиям, если ученики решат наказать самостоятельно или грубо осудить того, кто провинился и из-за кого все понесли наказание. Долгое время считалось, что личность полностью подчиняется коллективу и никак не влияет на него. Однако это не совсем так.
Социология коллектива и малых групп 4
... социальных группах: семье, школьном коллективе, студенческой группе, производственном коллективе и ... группы чувства гордости, достоинства, способствует развитию особой коллективной психологии «мы- группа», отграничивая себя тем самым от представителей других групп. 1.4 Цели деятельности Группы ... групп, таких как семья, являвшаяся одновременно и производственной единицей, соседская община, круг друзей, ...
Все школьники разные, они приходят в коллектив уже почти сформированными личностями, школьная работа только обтачивает «камень» — тот социальный опыт, который имеется.
Иногда этот опыт не соответствует тому, что ученик видит в сложившемся коллективе. Тогда он либо перестраивается под влиянием окружения, либо начинает противоборство, а столкновение убеждений может привести к конфликтам. Независимо от характера или типа личности каждый участник коллектива хочет занять в нем какое-то определенное место. Всем нужно самоутвердиться в той или иной степени, но не всем это успешно удается. Не всегда выходит преодолеть природную застенчивость, неумение выразить грамотно свою мысль, некоторые скрывают свои истинные эмоции, становятся зажатыми.
Взаимоотношения личности и коллектива могут находиться в одной из 3 форм, согласно утверждению Макаренко:
· Личность подчиняется коллективу.
· Личность и коллектив находятся в гармонии.
· Личность подчиняет себе коллектив.
У этих форм есть различные нюансы, но суть одна. Довольно распространена такая форма взаимоотношений, как сосуществование. Ученики посещают школу, придерживаются установленных правил, не нарушают ход процесса, но не имеют вовлеченности и общих целей, т.е. не являются коллективом, а лишь группой.
Педагог в обществе.В коллективе важны традиции, они помогают почувствовать общность и укрепляют связи. Под традициями понимается устойчивая форма коллективной жизни, наполненная эмоциями и ритуалами, они вносят разнообразие в повседневную жизнь и служат воспитательной цели. К большим традициям можно отнести праздники, которые готовят ученики, спектакли, выступления. К маленьким традициям относится, например, дежурство после занятий, когда несколько учеников остаются в классе, чтобы помыть доску или собрать учебники. Стадии и уровни развития группы формируют количество и качество традиций.
Выбор цели, которая может объединить учащихся, Макаренко ставил превыше всего. Он говорил, что стимулом человека является завтрашняя радость. Когда цель ясна и прозрачна, она способна больше простимулировать этапы и уровни развития детского коллектива.
Управление коллективом не похоже на стихийное событие. Коллектив управляем, и результат зависит от качеств и профессионализма педагога. Управление заключается в оценке стадии развития и использования ресурсов в соответствии с возможностями. Для успешной педагогической деятельности нужно найти баланс между направленным руководством и инициативой учеников.
Работающие с детьми на любой стадии развития детского коллектива педагоги должны постоянно синхронизироваться с ними. Нужно не подавлять, а сотрудничать. Согласно педагогической теории, совершая шаг, следует внимательно пронаблюдать реакцию группы. Даже если методика успешно срабатывала ранее, это не гарантирует успех у нынешней группы. Важно правильно оценить состояние коллектива и не ставить непосильные задачи.
Детский самодеятельный коллектив субъект творческого развития личности
... задач: - определить сущность детского самодеятельного коллектива, выявить закономерности его развития; - установить педагогические возможности детского самодеятельного коллектива в развитии личности ребенка; - рассмотреть социально- ... о проблемах формирования детского коллектива, или всячески пытаются завуалировать эту проблему, используя термины: общность, группа, ассоциация, кооперация и т. ...
Все задачи и поручения должны соответствовать интересам и желаниям ученика. При неадекватности выполняемой им роли может возникнуть противоречие. Следует исходить из индивидуальности ученика, участие в инновационном процессе должно соответствовать его личности. Благоприятное или неблагоприятное положение ученики занимают сразу, и эта роль меняется в процессе обучения крайне редко.
Для детей как коллектива личность педагога очень важна.
Теория коллектива по А. Н. Лутошкину:
1. «Песчаная россыпь». Посмотри, сколько вместе, но в то же время заметь – никто их не соединяет между собой. Разве только, что собраны все вместе. Подует лёгкий ветерок – отнесёт часть песка. Есть группы людей очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься – каждый сам по себе. Не находят они дела, которое бы их объединяло. Не видно организатора, вокруг которого сплотились бы ребята. Выявляются следующие характеристики:
· ребята мало знают друг друга;
· нет общих интересов;
· нет общих дел;
· отсутствует авторитетный центр;
· группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.
2. «Мягкая глина». В руках организатора этот материал превращается в искусное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложит достаточных усилий. Здесь заметны шаги по сплочению коллектива, однако нет ещё взаимоотношения. Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внимательны друг к другу. Соединяющим звеном является требование взрослого. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группировки.
3. «Мерцающий маяк». Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. То же происходит и с формирующимся коллективом. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть организатор. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение. Ребята мало проявляют инициативы. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры. Педагог сопровождает, консультирует. Дети ситуативно способны на крупное дело.
4. «Алый парус». Символ устремлённости вперёд, дружеской верности. Здесь живут по принципу «один за всех, все за одного». В классе товарищеские взаимоотношения. Ребята принципиальны и требовательны друг к другу. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение класса. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Важны такие характеристики:
· в группе действует принцип «Один за всех и все за одного»;
Тема 6. Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике
... и педагогического коллективов и пр.; поведенческие взаимоотношения. Их психологические особенности возникают в опыте совместной жизни ... нескольким людям, малым группам, большим группам – общностям; межгрупповыми, присущими двум или нескольким группам и отношениям между ... непосредственное восприятие (социальное восприятие), изучение и оценка друг друга и реакций на сообщаемую информацию в процессе ...
· дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью;
· во главе коллектива – знающие и надёжные организаторы, авторитетные товарищи, к ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают её;
· у большинства членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив;
· большинство ребят огорчают неудачи отряда;
· члены группы живо интересуются, как обстоят дела в других коллективах;
· приходят на помощь другим коллективам, когда их просят;
· хотя отряд и сплочён, бывают моменты, когда он не готов преодолевать трудности;
· не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу.
5. «Горящий факел». В отряде тесная дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив. Отряд не замыкается в собственных рамках. Он видит, где нужен, и идёт на помощь, не дожидаясь призывов. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты педагогу, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничества. Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой.
Примечание[5]
[1] Антон Семенович Макаренко (1888-1939) –педагог и писатель, согласно ЮНЕСКО отнесен к 4м педагогам, определившим педагогическое мышление XX века
[2] Анатолий Николаевич Лутошкин (1935-1979) – школьный психолог, внесший огромный вклад в психологию и педагогику социального воспитания детей
[3] Габоба Е. И. Использование фильмов на уроках педагогики для развития личностных и профессиональных качеств студентов
[4] Иванова Г. Чучело, или проблемы детской жестокости
[5] *Референтная группа подростков – группа значимых для подростка ровесников, на мнение которых о себе он ориентируется. Вступая в группу, новичок стремится поскорее сориентироваться в ней, найти ту манеру поведения, которая характерна для группы и сделает его в ней «своим». При этом возможны варианты поведения – от безоговорочного подчинения принятием в группе норм до попытки их скорректировать привычными способами.
**Коллектив (от лат. собирательный) – социальная общность (группа) людей, объединенных на основе общих значимых целей и ценностных ориентиров, совместной и относительно устойчивой по длительности деятельности и общения, и имеющая единую форму организации и управления.