2.1.1. Единицы наблюдения

8. Методы наблюдения и анализа документов.

  1. Методы в социальной психологии:
    1. Какие бывают методы.
  2. Метод наблюдения.
    1. Проблема метода:
    1. Временной интервал.
  1. Виды наблюдения.
  2. Этапы проведения наблюдения.

2.4. Примеры.

  1. Анализ документов.
    1. Проблема субъективности метода.
    2. Проблема понимания. Контент-анализ.
    3. Применение метода контент-анализа.
    4. Проведение контент-анализа.

  1. Методы в социальной психологии:
  1. Какие бывают методы.

Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. В методах исследования различаются методы сбора информации и методы ее обработки.

Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный)

  1. Метод наблюдения.

Наблюдение является «старым» методом социальной психологиии иногда противопоставляется эксперименту как несовершенный метод. Вместе с тем далеко не все возможности метода наблюдения сегодня исчерпаны в социальной психологии: в случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль. Однако не даёт представлений о том, что стоит за поведением человека.

Наблюдение – это планомерное целенаправленное восприятие явлений, результаты которого в той или иной мере фиксируются наблюдателем (Петровская).

5 стр., 2277 слов

Социальная и биологическая основы материнства

... них творческого начала. Родительская позиция чрезмерного оберегания может вызывать у ребенка запаздывание социальной зрелости. Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, ...

Применяется для изучения форм социального поведения: коммуникации, интеракции, групповой динамики, поведения в социальных ситуациях и массового поведения.

Предмет социально-психологического наблюдения по Т.В. Корниловой: вербальное и невербальное поведение отдельного человека, группы или нескольких групп в определённой социальной среде или ситуации. При наблюдении фиксируются:

  1. Речевые акты (их содержание, последовательность, направленность, частота и т.п.)
  2. Выразительные, экспрессивные движения тела
  3. Движение, перемещение и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, соприкосновения и т.д.
  4. Физические воздействия: касания, толчки, удары, передача, отталкивание и пр.
  5. Сочетание всех этих актов и признаков.
  1. Проблема метода:

Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких- то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы. На обыкновенном языке этот вопрос может быть сформулирован так: что наблюдать? Как фиксировать наблюдаемое?

2.1.1. Единицы наблюдения.

Существует много различных предложений для организации так называемого структурирования данных наблюдения, т.е. выделения заранее некоторых классов, например, взаимодействий личностей в группе с последующей фиксацией количества, частоты проявления этих взаимодействий и т.д. Одна из таких попыток предпринята Р. Бейлсом. Вопрос о выделении классов наблюдаемых явлений есть по существу вопрос о единицах наблюдения, как известно, остро стоящий и в других разделах психологии.

В социально-психологическом исследовании он может быть решен только отдельно для каждого конкретного случая при условии учета предмета исследования.

  1. Временной интервал.

Другой принципиальный вопрос — это временной интервал, который можно считать достаточным для фиксации каких-либо единиц наблюдения. Хотя и существует много различных процедур для того, чтобы обеспечить фиксацию этих единиц в определенные промежутки времени и их кодирование, вопрос нельзя считать до конца решенным. Как видно, метод наблюдения не так примитивен, как кажется на первый взгляд, и, несомненно, может с успехом быть применен в ряде социально- психологических исследований.

2.2. Виды наблюдения

  • лонгитюдное — периодическое — однократное
  • систематическое — несистематическое
  • полевое — лабораторное
  • явное — скрытое
  • включенное — невключенное
  • стандартизованное — нестандартизованное
  • пилотажное – эвристическое (основное)

2.3.Этапы проведения наблюдения.

1. Подготовка (выделение проблем, целей, задач)

2. Разработка схемы наблюдения (включает перечень единиц наблюдения) и кодировочной инструкции. Запись наблюдения производится посредством категорий, соответствующих цели исследования – понятия, обозначающие определённые классы наблюдаемых явлений. Категории образуют систему, охватывающую все теоретически допустимые проявления изучаемого процесса. Например, схема наблюдения взаимодействия людей в группе дискуссии, разработанная Р. Бейлзом в 50-х. Это – систематизированное наблюдение.

10 стр., 4757 слов

Вопрос №4. Методы исследования в возрастной психологии, специфика ...

... деятельности, где задача ограничена исследованием какого-либо частного вопроса, например изучение отношения людей определенного возраста к окружающим. Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение. Это изучение ... и понимания роли ранних периодов жизни для психического развития человека. Вопрос №4. Методы исследования в возрастной психологии, специфика их применения при изучении разных ...

С помощью метода наблюдения можно также получить количественные оценки: оценивание интенсивности свойства – психологическое шкалирование, измерение длительности явления – хронометраж.

3. Проведение наблюдения

Субъективизм наблюдателя

  • индивидуальные особенности психических процессов
  • личностные особенности, ценности и аттитюды
  • интерпретация одновременно с наблюдением
  • особенности схемы наблюдения

Устранение субъективизма наблюдателя

  • упрощение единиц наблюдения
  • систематизированность процесса наблюдения
  • разделение этапов наблюдения и интерпретации данных
  • введение дополнительных наблюдателей
  • разведение наблюдателя и автора исследования

4. Обработка и интерпретация результатов

2.4. Примеры.

Открытое включённое наблюдение: Хотторнские эксперименты Мэйо на предприятии Вестерн Электрик в США в 20-30 годы. Сам факт наблюдения повлиял на то, что происходит в компании.

Л. Фестингер с коллегами в 1950 г «внедрились» в религиозную общину, которая предсказывала, что наводнение в определенный день уничтожит большую часть Северной Америки, чтобы наблюдать за поведением членов общины после того, как предсказание не сбудется. Когда предсказание не сбылось, большинство членов общины продолжили активную деятельность по обращению людей в свою веру и призывам к покаянию, убедив себя в том, что именно их деятельность предотвратила катастрофу. Оказалось, что несбывшееся предсказание может не изменить, а укрепить взгляды человека. На основе результатов этого исследования Фестингер разработал теорию когнитивного диссонанса.

Включённые наблюдения-инкогнито также проводил Гоффман в 60-х и Розенхан в 70-х. Они симулировали симптомы психотических расстройств и попадали в психиатрическую клинику. Гофман обнаружил, что выглядящее со стороны странное поведение пациентов клиники на самом деле является вполне разумным, позволяющим приспособиться к строгим порядкам больницы. Розенхан и его сотрудники в разных клиниках наблюдали за бесчеловечным обращением сотрудников клиники с пациентами. Причём именно пациенты распознали в исследователях здоровых людей.

В.Б. Ольшанский в течении нескольких месяцев работал слесарем-сборщиком, изучая ценностные ориентации молодых рабочих. Все перечисленные наблюдения – полевые.

Л. Петерсон с коллегами проводили естественное (полевое) стандартизованное наблюдение с элементами искусственно созданной ситуации. Они изучали альтруизм у детей. Каждый из детей по очереди носили супер-плащ, который застёгивался на шее – чтобы его застегнуть, нужна помощь другого. Всё записывали на видеокамеру.

6 стр., 2845 слов

Методы анализа документов

... и формализованный анализ документов: возможности и ограничения, традиционные направления исследований. Анализ документов — это ... анализа может быть представлен тремя разновидностями: контент-анализом или анализом содержания; анализом статистической информации; информативно-целевым анализом текстовой информации. Традиционный анализ документальной информации Традиционный анализ документов ...

  1. Анализ документов.

3.1. Проблема субъективности метода

Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Иногда необоснованно противопоставляют метод изучения документов, например, методу опросов как метод «объективный» методу «субъективному». Вряд ли это противопоставление уместно: ведь и в документах источником информации выступает человек, следовательно, все проблемы, встающие при этом, остаются в силе.

Конечно, мера «субъективности» документа различна в зависимости от того, изучается ли официальный или сугубо личный документ, но она всегда присутствует. Особая проблема возникает здесь и в связи с тем, что интерпретирует документ — исследователь, т.е. тоже человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста. Выделено 5 условий доверия документу:

  1. Сообщение не затрагивает интересов автора;
  2. Свидетельство может нанести ущерб автору, например, если документ носит характер исповеди;
  3. Данные на момент фиксации были общеизвестны;
  4. Данные несущественны с точки зрения автора;
  5. Сообщение находится в противоречии с установками автора.
  1. Проблема понимания. Контент-анализ.

Проблема понимания — это особая проблема психологии, но здесь она включается в процесс применения методики, следовательно, не может не приниматься во внимание. Для преодоления этого нового вида «субъективности» (интерпретации документа исследователем) вводится особый прием, получивший название «контент- анализ» (буквально: «анализ содержания») (Богомолова, Стефаненко, 1992).

Это особый, более или менее формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления.

  1. Применение метода контент-анализа.

Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты. Практически этот метод применяется в социальной психологиипри исследованиях в области массовых коммуникаций. Ряд трудностей не снимается, конечно, и применением методики контент-анализа; например, сам процесс выделения единиц текста, естественно, во многом зависит и от теоретической позиции исследователя, и от его личной компетентности, уровня его творческих возможностей. Как и при использовании многих других методов в социальнойпсихологии, здесь причины успеха или неуспеха зависят от искусства исследователя.

8 стр., 3543 слов

Контент-анализ как метод исследования

... или иной категории можно вычислить с помощью формулы 2. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры Контент-анализ (англ. content analysis; от content -- содержание) -- формализованный метод изучения ... 600 текстов. Необходимым условием контентного исследования является разработка таблицы контент-анализа -- основного рабочего документа, с помощью которого оно проводится. Тип таблицы определяется ...

Условия, при которых контент-анализ целесообразен:

  • Изучаемые качественные характеристики носят однопорядковый характер и появляются в текстах многократно;
  • Анализируемых текстов много , и они имеют несистематизированный характер.

Основные области применения контент-анализа – общение для выявления психологических характеристик:

  • Коммуникатора сообщений, как личностей, так и групп.
  • Реципиентов;
  • Объектов сообщений
  • Содержания и форм сообщений
  • Различных средств общения, в т ч невербальных.

Можно также исследовать установки, ценностные ориентации, социальные представления, межличностное и мезг8рупповое взаимодействие и пр через контент-аналих интервью, открытых вопросов анкет и др.

Классификация документов в зависимости от способа фиксации информации:

  • Письменные (печатные, рукописные)
  • Иконографические (картины, фотографии)
  • Фонетические (рассчитанные на слуховое восприятие)
  • Аудиовизуальные.

С точки зрения назначения документы бывают:

  • Естественно функционирующие в обществе, составленные ради целей, внешних по отношению к исследованию.
  • Целевые документы, полученные исследователем.

В зависимости от статуса документального источника:

  • Официальные
  • Неофициальные

По степени персонификации

  • Личные
  • Общественные ( безличные).

По источнику информации:

  • Первичные (непосредственно регистрируют события)
  • Вторичные (построенные на основании существующих документов)

Виды анализа документов:

  • Неформализованный анализизучение сущностианализируемого материала, обоснованности и достоверности сведений
  • Формализованные методы анализа (это и есть контент-анализ).
  • Биографический метод (на стыке находится между ними) – при изучении индивидуального жизненного пути для исследования установок, мотивов, социально-психологических характеристик личности. На этом методе в значительной степени построена работа Томаса и Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке», в которой анализу подвергались не только комплекты писем, приобретённые исследователями, но и написанные по их заказу жизнеописание В. Вихновского. Сейчас и баографии контентом обрабатывают.

  1. Проведение контент-анализа.

Подготовка

8 стр., 3695 слов

Сравнительный анализ исследований внимания с позиций когнитивного подхода

... рассмотрен когнитивный подход в психологии, а так же сделан сравнительный анализ исследования внимания, как отдельного психического процесса, некоторыми представителями когнитивной психологии. ... психологии вновь проявляется в изучении психического аспекта как предмета научного исследования, снова начинают рассматривать воображение, интеллект <#"157" src="/wimg/14/doc_zip1.jpg" /> Рис ...

  • выбор объекта исследования (документов), предмета (психологические феномены), теоретических основ
  • разработка категориального аппарата – выбор категорий (ключевые понятия, составляющие концептуальную схему исследования), подкатегорий, индикаторов (смысловые признаки соответствующих категорий и подкатегорий).

    Зарегистрированные инликаторы – упоминания.

2. Составление кодированной инструкции: составление словаря индикаторов категорий или описание категорий, категориальная сетка (все категории и подкатегории кодируются), правила кодирования.

3. Пилотажная кодировка текста. Процесс кодирования – квантификация.

  • Обоснованность (соответствие задачам и теоретическим понятиям исследования)
  • Надежность

Проверяются экспертами, другими методами или повторным кодированием.

4. Кодировка всего массива текстов

5. Статистическая обработка полученных количественных данных

6. Интерпретация полученных данных

Единицы контент-анализа делятся на:

  1. Качественные: категории → подкатегории → индикаторы (простые, смысловые)
  2. Количественные: единицы контекста (сегмент текста, в пределах которого определяется частота упоминания соответствующих категорий и подкатегорий), единицы счёта (измерения, регистрации)→ частота и объём (протяжённость или площадь текстов).

    Подсчёт частоты может быть сплошным (терминологическим – все появления индикаторов считаются) и сегментарным (тематическим первое появление категории считается).

  1. Примеры.

В США был создан специальный комитет для оценки значения личных документов в социальных науках, куда вощёл и известный психолог Г. Олпорт. При изучении того, в какой мере искажается материал в зависимости от мотивов авторов личных документов, было выделено 13 основных мотивов, которые в разной степени отражаются на достоверности информации. Среди них – самооправдание, желание осмыслить собственную жизнь, литературные побуждения, материальная заинтересованность, снятие психологической напряжённости, обязательство, определение и оформление своих личных планов, общественная польза.

Андреева, с 59, Гулевич.

Практикум по социальной психологии, с 28, с 131.