Тема: «Контент-анализ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.АКМУЛЛЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Кафедра общей и экспериментальной психологии

Лабораторная работа №2 по дисциплине «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований»

Тема: «Контент-анализ»

Выполнила: Кривольцевич Е.В.

студентка 2 курса,

гр. ППОПО-21-13

Проверила: Нестерова И.Н.

Уфа 2014

Лабораторная работа №2 «Контент-анализ»

Терминологический тезаурус

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ – стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникационной корреспонденции.

КЛАССИФИКАТОР – систематизированный перечень наименованных объектов, каждому из которых в соответствии дан уникальный код.

КАТЕГОРИИ АНАЛИЗА – это ключевые элементы исследовательской компетенции, смысловые единицы, выраженность которых подлежит регистрации в соответствии с поставленной целью.

ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА – минимальная часть целого, сохраняющая все его основные свойства.

ЕДИНИЦЫ СЧЕТА – это количественные характеристики отношений категорий друг с другом или единиц анализа к категориям.

КОДИРОВОЧНАЯ МАТРИЦА – представляет собой таблицу для регистрации первичных результатов исследования.

Введение

Цель работы: освоение метода контент-аналитического исследования.

Контент-анализ – это формализованный количественный метод анализа документов. Включает в себя:

• Выделение системы опорных понятий(категории анализа);

• Отыскание их индикаторов – слов, суждений(единицы анализа);

• Статистическую обработку данных.

В настоящее время активно применяется в социальной психологии, социологии, психодиагностике, политологии, психологии рекламы и пропаганды.

13 стр., 6198 слов

Анализ психологии принятий управленческих решений в фирме

... решений, информационное обеспечение менеджмента. Источником информационного обеспечения является богатый зарубежный опыт психология менеджмента, также учтены российские методы, открытие учённых в области ... Озарение - «вспышка», дающая возможность решить рассматриваемую проблему. 5. Оценка – анализ всех идей, полученных на предыдущих стадиях. Стадии подготовки и оценки требуют аналитического ...

Достоинства контент-анализа:

 Точная регистрация данных

 Способность к выявлению скрытых тенденций и закономерностей

 Допустимость осуществления отсроченного по времени анализа событий и ситуаций

 Относительная объективность

 Отсутствие проявлений эффекта влияния исследователя на поведение испытуемых

Разновидности:

• Количественный контент-анализ

 Метод Q-кодировки

 Шкалирование методом парного сравнения

• Качественный контент-анализ

Этапы контент-анализа

1. Подготовительный этап(разработка программы анализа материала);

2. Исполнительный этап(совокупность процедур по выделению индикаторов категорий и регистрации характеристик их присутствия в тексте);

3. Этап обработки данных(содержание определяется целью).

Категория контент-анализа – это наиболее общие, ключевые понятия, позволяющие группировать затрагиваемые темы в содержании сообщения в соответствии с выбранной классификацией (например, по проблематике), что позволяет идентифицировать содержание материалов в общем виде. Категория анализа имеет то же назначение, что и вопросы в анкете, т. е. призвана указывать характер получаемых данных.

К процедуре формирования категорий анализа предъявляются определенные требования:

• выделенные категории должны охватывать все вопросы исследования, т.е. быть исчерпывающими;

• одни и те же элементы содержания не должны быть отнесены к различным категориям;

• не должно быть разногласий по поводу отнесения элемента содержания к той или иной категории, т. е. категории должны быть надежными.

Единица контент-анализа – это элемент содержания, некоторая его смысловая часть, которая раскрывает определенную категорию. Чтобы определение категории было надежным, необходимо перечислить все единицы анализа или индикаторы их присутствия (признаки наличия определенного элемента содержания).

Это могут быть определенные термины, слова, выражения, предложения, имена, темы и т. д. Единицы анализа могут включать в себя оценки отношения (хорошо/ плохо) или оценки эффективности (выгодно/невыгодно) к анализируемым элементам содержания.

Методика

Методика Б. Форера включает в себя 100 незаконченных предложений, который испытуемый должен закончить. Работа проходит в два этапа. На первом необходимо обследовать испытуемого с помощью предлагаемого ниже детского варианта методики Б. Форера. На втором этапе осуществляется контент-анализ. Его результаты вносятся в следующую таблицу:

Инструкция: «Перед тобой ряд предложений. Все они неокончены. Продолжи каждое той мыслью, которая первой придет тебе в голову. Долго не раздумывай. Пожалуйста, постарайся завершить все предложения».

Обработка данных

Предполагается качественный и количественный анализ.

Качественный анализ весьма разнообразен и определяется тремя моментами: 1) содержанием личностной проблемы, исследуемой с помощью данного метода;

2) теоретическими представлениями, имеющимися у исследователя, его опытом;

3) конкретным вариантом используемых незаконченных предложений.

Информативным признаком выступают временные показатели, зафиксированные во время работы испытуемого.

При количественном анализе оценивается, как правило, то отношение, которое выражено испытуемым в ответе к субъекту или объекту, названному в первой части предложения. Выделяют 3 типа отношения:

 нейтральное, оцениваемое как “0”;

 положительное, оцениваемое как “+”;

 отрицательное, оцениваемое как “-”.

Вывод

У испытуемого, частоты проявления положительных отношений — 19, отрицательных отношений – 13, нейтральных – 4.

Таким образом, высокие положительные оценки в сфере теплых отношений с родителями сопровождаются, как правило, уважением к старшим, добротой, уверенностью в себе, отражающейся в низких отрицательных или высоких положительных оценках соответствующей сферы.

Таблица 1

Частоты выявляемых отношений

Категории анализа

Единицы анализа(номера предложений)

Частоты выявляемых отношений

Положит.

Отрицат.

Нейтральн.

Отношение к себе

6

12

19

24

25

43

74

Отношение окружающих ко мне

38

40

49

61

Отношение к родителям

(Мать)

20

35

60

72

76

94

99

Отношение к родителям

(Отец)

9

16

33

70

80

88

96

Отношение к мужчинам

10

30

50

59

95

Отношение к женщинам

21

39

67

71

81

89

Всего

19

13

4