психокоррекция школьной тревожности

Оглавление

Введение 3

1 Теоретические аспекты проблемы школьной тревожности и возможностей ее психокоррекции 6

1.1 Школьная тревожность как особый вид детской тревожности и особенности ее проявления 6

1.2 Влияние школьной тревожности на успеваемость и здоровье учащихся 14

1.3 Методы и приемы психокоррекции школьной тревожности 21

Выводы по Главе 1 30

2 Опытно-экспериментальное исследование возможностей психокоррекции школьной тревожности 31

2.1 Организация и методы исследования 31

2.2 Результаты констатирующего эксперимента 37

2.3 Разработка психокоррекционной программы по снижению школьной тревожности и результаты повторного исследования 42

Выводы по Главе 2 54

Заключение 55

Глоссарий 58

Список использованных источников 60

Приложение, А 65

Приложение Б 68

Приложение В 71

Введение

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия. Между тем, обучение в школе сопряжено со значительным количеством стрессогенных факторов, а в ситуации стресса в первую очередь возникает тревожность как ответная реакция на стрессовую ситуацию. В период обучения в школе существует несколько этапов, связанных с изменением социальной ситуации развития и сопровождающихся повышением уровня тревожности у большинства детей. К таким этапам относятся начало школьного обучения, переход из начальной школы в основную, период выпускных экзаменов и итогового тестирования. По свидетельству современных исследователей, расстройства тревожного спектра занимают первое место по распространенности среди прочих эмоциональных нарушений в школьном возрасте.

Проблемам школьной тревожности посвящены исследования В.М. Астапова, И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, О.С. Никольской, А.М. Прихожан, Р. Филипса, Д.И. Фельдштейна и др. Эти и другие исследователи показали, что школьная тревожность как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства тревоги, беспокойства и боязни не соответствовать общепринятым в школе требованиям и нормам и проявляется в виде специфических страхов — страха ситуации проверки знаний, страха самовыражения, страха несоответствия ожиданиям окружающих и пр. (Р. Филипс).

3 стр., 1303 слов

Психологические характеристики младшего школьного возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, личностные новообразования, развитие познав

... план занятий по курсу Психологические характеристики младшего школьного возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, личностные новообразования, ... закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, ... Ребёнок идёт в первый класс. Здоровье ребёнка перед школой. - Трудности первоклассника. - Как научить младшего ...

Школьная тревожность выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка и зависит от множества внешних и внутренних факторов (особенности взаимоотношений с педагогом и одноклассниками, интенсивность учебной нагрузки, наличие фобий, стиль взаимоотношений в семье, уровень личностной тревожности, уровень самооценки ребенка, уровень его притязаний и пр.), как правило, имеет ситуативный характер и поддается коррекции. Однако без своевременной психокоррекционной помощи тревожность способна закрепиться как привычная реакция на различные школьные ситуации и оказывать отрицательное влияние на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.

В настоящее время разработано множество различных методов коррекции школьной тревожности, о чем свидетельствует значительное количество соответствующих методических пособий и практических рекомендаций для педагогов, родителей и школьников. Однако неуклонный рост числа детей с высоким уровнем школьной тревожности среди учащихся массовой школы говорит о том, что проблема психокоррекции школьной тревожности далека от разрешения. Таким образом, несмотря на множество исследований, посвященных школьной тревожности, проблема ее психокоррекции чрезвычайно актуальна ввиду неблагоприятного влияния школьной тревожности на психическое, соматическое и социальное благополучие ребенка и широкой распространенностью числа детей с высоким уровнем школьной тревожности среди учащихся массовой школы. Это определило выбор темы настоящего исследования: «Психокоррекция школьной тревожности».

8 стр., 3589 слов

Влияние методов телесно-ориентированной терапии на уровень страха и тревожности у учащихся пятых классов

... Спилберга, шкала личностной тревожности А.М. Прихожан. Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в школе -гимназии № 94 г.Алматы. В эксперименте приняли участие учащиеся 5 «в ... . - 208 с. 28. Акопян Л.С. Психолого-педагогическое исследование страхов детей и младшего школьного возраста. Дис…канд.психол.наук.-Самара,2002. 29 ...

Цель исследования — теоретически и экспериментально изучить проблему психокоррекции школьной тревожности.

Объект исследования — школьная тревожность.

Предмет исследования — психокоррекция школьной тревожности.

Гипотеза исследования: применение психокоррекционных методов способствует снижению школьной тревожности.

Задачи исследования:

1. Провести анализ научной литературы по проблеме школьной тревожности и возможностей ее психокоррекции.

2. Исследовать показатели школьной тревожности в группе учащихся средней общеобразовательной школы.

3. Составить и апробировать психокоррекционную программу, направленную на снижение школьной тревожности.

4. Исследовать показатели школьной тревожности в группе учащихся средней общеобразовательной школы после проведения психокоррекционной программы.

5. Сравнить показатели первичного и повторного исследования школьной тревожности с помощью методов математико-статистического анализа и на основе его результатов оценить эффективность психокоррекционной программы.

Методы и методики исследования:

1. Теоретические методы: анализ литературных источников по проблеме исследования.

2. Эмпирические методы: тестирование с помощью «Методики диагностики уровня школьной тревожности» Р. Филипса, «Проективной методики для диагностики школьной тревожности» А.М. Прихожан, психолого-педагогический эксперимент (психокоррекционная программа, направленная на снижение школьной тревожности у младших школьников).

3. Методы математико-статистического анализа: φ*-критерий Фишера.

Практическая значимость исследования: разработанные на основе результатов исследования практические рекомендации для педагогов и родителей, а также составленная и апробированная в настоящей работе психокоррекционная программа могут быть использованы в практике школьного психолога для работы с учащимися с высоким уровнем школьной тревожности.

15 стр., 7117 слов

Методы исследования возрастной психологии

... , 2003. – 512с. - ISBN 5-93134-195-1. 3 Исследование в психологии: методы и планирование [Текст]/ Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004 ... и осуществления контроля знаний в классе, и поэтому часто используется школьными психологами. Следующая разновидность тестов — индивидуально-ориентированные; они реализуют индивидуальный подход ...

База исследования: МОУ СОШ № 48 г. Челябинска.

Выборка: 30 учащихся 3А и 3Б классов в возрасте 8,5−9,5 лет. Среди обследованных младших школьников — 14 мальчиков и 16 девочек.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, глоссария и приложения. Основное содержание работы представлено на 60 страницах печатного текста. Работа иллюстрирована 7 рисунками и 6 таблицами. Список цитируемой литературы включает 65 источников.

1 Теоретические аспекты проблемы школьной тревожности и возможностей ее психокоррекции

1.1 Школьная тревожность как особый вид детской тревожности и особенности ее проявления

Тревожность в современной психологии рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги [31]. Тревога — это эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [31]. Она возникает у человека в результате антиципации им опасности фрустрации значимых для него потребностей, прежде всего социальных и характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий [39; 55]. При этом источник тревоги может оставаться неосознанным [9].

Тревожность как состояние включает целый спектр когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций, актуализирующихся в результате воздействия на человека различных стрессоров, в качестве которых могут выступать как внешние раздражители (люди, ситуации), так и внутренние факторы (актуальное состояние, прошлый жизненный опыт, определяющий интерпретации событий и предвосхищение сценариев их развития и т. д.).

Хотя на уровне субъективного переживания тревожность скорее является негативным состоянием, ее воздействие на поведение и деятельность человека может быть как мобилизующим, дающим…

Список использованных источников

1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст]: 2-е изд. / В.А. Аверин. — СПб.: Питер, 2009. — 380 с.

26 стр., 12597 слов

Самооценка как фактор тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР

... расстройства у детей. Классификация тревожных расстройств [Текст]. / В.М. Астапов // Прикладная психология. - 2002. - №2. С. 32-41 2. Астапов, В.М. тревожность детей [Текст]. / В.М ... Е. В. Новиковой и Б. И. Кочубей. Рекомендации родителям по профилактике тревожности у детей: 1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для ...

2. Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст]: 2-е изд. доп. и испр. / В.М. Астапов. — СПб.: Питер, 2010. — 224 с.

3. Битянова, М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [текст] / М.Р. Битяновв. — М.: Академия, 2009. — 420 с.

4. Битянова, М. Р. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено // Школьный психолог. — 2001. — № 33.

5. Бойко, В. В. Психологическое содержание экзаменационной ситуации [текст] / В.В. Бойко. — М.: Академия, 2011. — 396 с.

6. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г. М. Бреслав. — М.: Изд-во МПСИ, 2011. — 544 с.

7. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [текст] / Ф.Е. Василюк. — М.: АСТ, 2008. — 200 с.

8. Венгер, A. Л. Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков [текст] / А.Л. Венгер. — М.: Сова, 2010. — 286 с.

9. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека [текст] / В.К. Вилюнас. — М.: Иматон, 2010. — 240 с.

10. Вострокнутов, Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации / Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. — М.: Академия, 2012. — С. 8−11.

11. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. — СПб.: Лань, 2003. — 654 с.

12. Данилин, А. Г. Как спасти детей от наркотиков [текст] / А. Г Данилина, И.В. Данилина. — М.: Парацельс, 2009. — 226 с.

13. Диагностика и коррекция тревожности в школьном возрасте [текст] / Под ред. А.В. Прихожан. — СПб.: Питер, 2012. — 180 с.

14. Дубровина, И. В. Практическая психология образования [Текст] / И.В. Дубровина. — СПб.: Питер, 2009. — 592 с.

15. Дусавицкий, А. К. Развитие личности в учебной деятельности [Текст] / А.К. Дусавицкий. — М.: АСТ, 2009. — 220 с.

1 стр., 468 слов

Психология четырехлетнего ребенка

... каком-то деле лучше, чем другие, всегда приятно. Психология четырехлетнего ребенка Четыре года – время, когда многие мамы впервые отводят ... почему-то психологам. Дело в том, что психика ребенка сейчас крайне уязвима. Он способен испытывать такие эмоции, ... деликатности, чтобы мягко и незаметно для ребенка корректировать его характер. Физиология ребенка четырех лет В 4 года физическая активность ...

16. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец — М.: Директ-Медиа, 2008. — 1287 c.

17. Захаров, А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст] / А.И. Захаров. — М.: Каро, 2006. — 672 с.

18. Иванова, Л. С. Проблемно-ориентированое сопровождение школьников с проявлениями дезадаптации [текст]: автореферат дис… канд. психол. наук / Л.С. Иванова. — М., 2003. — 24 с.

19. Изард, К. Эмоции человека [Текст] / К. Изард. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — 340 с.

20. Ильин, Е. П. Психология мотивации [Текст] / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009.

21. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2010. — 784 с.

22. Имедадзе, Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте [текст] / Н.В. Имедадзе // Психология эмоций / Ред. В.К. Вилюнас. — М.: Эксмо-пресс, 2009. — С. 49−58.

23. Козлова, Е. В. Тревога — как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации [Текст] / Е.В. Козлова // Теоретические и прикладные проблемы психологии. — Ставрополь, 2007. — с. 16−20.

24. Костина, Л. М. Методы диагностики тревожности [Текст] / Л.М. Костина. — СПб.: Иматон, 2012. — 120 с.

25. Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему? [Текст] / Б.И. Кочубей // семья и школа. — 1988. — № 7.

26. Кочубей, Б. И. Как лечить тревожность [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.Н. Новикова // Семья и школа. — 1988. — № 8.

27. Кочубей, Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.И. Новикова. — М.: Знание, 1988. — 128 с.

28. Кочубей, Б. И. Ярлыки для тревожности [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.И. Новикова // Семья и школа. — 1988, № 10. — С. 8−10.

29. Кравцова, М. И. Тревожные дети [Текст] / М.И. Кравцова // Школьный психолог. — 2003, № 19. — С. 6−7.

2 стр., 951 слов

Презентация на тему: Психология как наука

... наук Рекомендуемая литература 1. Айсмонтас Б.Б. /Общая психология: схемы, / М.,Владос-Пресс,2003, стр. 5-54;69-81.. 2. Гамезо ... высших его уровнях является сознательным, разумным, волевым. Объект и предмет психологии Предмет психологии: •душа – в недрах религиозной философии; •сознание – в ... М.В., Домашенко И.А. /Атлас по психологии, / М., ...

30. Крайг, Г. Психология развития [текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. — СПб.: Питер, 2010. — 940 с.

31. Краткий психологический словарь [текст] / Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский — М., 1985.

32. Кузнецова И. Методы консультирования подростков [текст] / И. Кузнецова // Школьный психолог. — 2000. — № 31.

33. Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В. В. Лебединский — М.: АСТ, 2007. — 412 с.

34. Левитов, Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги [текст] / Н.Д. Левитов // Психология эмоций / Ред. В.К. Вилюнас. — М.: Эксмо-пресс, 2009. — С. 131−137.

35. Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г. Б. Монина. — СПб.: Речь, 2001. — 180 с.

36. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г. Б. Монина. — М.: Генезис, 2000. — 192 с.

37. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 3. — С. 39−48.

38. Матвеева, О. А. Помощь в адаптации к средней школе: психолого-педагогическое сопровождение 5−6 классов [Текст] / О.А. Матвеева, Е.А. Львова // Психологическая наука и образование. — 2001. — № 3. — С. 57−80.

39. Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, кор-рекция [текст] / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. — СПб.: Речь, 2004. — 248 с.

40. Неймарк М. С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьни-ков на нудности в работе [текст] / М.С. Неймарк // Психология эмоций / Ред. В.К. Вилюнас. — М.: Эксмо-пресс, 2009. — С. 277−333.

41. Осипова, А. А. Введение в практическую психокоррекцию [текст] / А.А. Осипова. — М., 2000. — 538 с.

42. Осницкий, А. К. Психофизиологические показатели школьной тревожности [текст] / А.К. Осницкий, С.Ю. Тарасова // Психологические исследования, 2011. — № 2(16).

— С. 5.

43. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. — 304 с.

44. Прихожан, А. М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности [Текст] / А.М. Прихожан // Тревога и тревожность / Ред. В. М. Астапов. — СПб.: АСТ, 2010. — С. 143−156.

45. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы школы [текст] / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Академия, 2000.

46. Раттер, М. Помощь трудным детям [текст] / М. Раттер. — М.: Сова, 2011.

47. Ремшмидт, Х. Детская и подростковая психиатрия [текст]: учебное пособие / Х. Ремшмидт — М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 624 с.

48. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.

49. Северный, А. А. Тревога [текст] / А.А. Северный, Н.Н. Толстых // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. — СПб.: Мед-Пресс, 2009. — С. 137.

50. Селье, Г. Стресс без дистресса [текст] / Г. Селье // Психология эмоций / Ред. В.К. Вилюнас. — М.: Эксмо-пресс, 2009. — С. 192−199.

51. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. — М.: Речь, 2007. — 350 с.

52. Славина, А. И. Трудные дети [текст] / А.И. Славина. — М.: Сова, 2010. — 216 с.

53. Слепичева О. А. Индивидуальный стиль деятельности учителя и его влияние на уровень тревожности младших школьников // Обучение с целью уменьшения насилия. — СПб., 2002. — С. 156−160.

54. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов [текст] / А.С. Спиваковская. — М., Академия, 2012. — 416 с.

55. Спилбергер Ч Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги //Стресс и тревога в спорте /Сост. Ю.Л.Ханин. — М., 1983. — С. 12−24.

56. Терешкина к. Б. Психологические проблемы учащихся частных школ // Практическая психология в школе. Цели и средства. — СПб., 2000. — С. 57−59.

57. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. — М.: МПСИ, 2009. — 1136 с.

58. Хабарова, Е. Р. Тревожность и ее последствия [Текст] / Е.Р. Хабарова // Ананьевские чтения. — СПб.: СПбГУ, 2003. — С. 301−302.

59. Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы личностной и реактивной тревожности [Текст] / Ю.Л. Ханин. — Л.: ЛГУ, 1996.

60. Хухлаева, О. В. Психологическая поддержка детей со страхами [Текст] / О. В. Хухлаева // Школьный психолог. — 2002. — № 6.

61. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я: программа формирования психологического здоровья у младших школьников [Текст] / О. В. Хухлаева. — М.: Генезис, 2001. — 280 с.

62. Школа и психическое здоровье учащихся [текст] / Ред. С. М. Громбах. — М.: Академия, 2008.

63. Щербатых, Ю. В. Экзаменационный стресс [текст] / Ю.В. Щербатых. — Воронеж: Модэк, 2009. — 320 с.

64. Щербатых Ю. В., Ивлева П. И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобии [текст] / Ю.В. Щербатых. — Воронеж: Модэк, 2010. — 246 с.

65. Ясперс, К. Психопатология [текст] / К. Ясперс. — М.: МедПресс, 2011. — 412 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector