психокоррекция школьной тревожности

Оглавление

Введение 3

1 Теоретические аспекты проблемы школьной тревожности и возможностей ее психокоррекции 6

1.1 Школьная тревожность как особый вид детской тревожности и особенности ее проявления 6

1.2 Влияние школьной тревожности на успеваемость и здоровье учащихся 14

1.3 Методы и приемы психокоррекции школьной тревожности 21

Выводы по Главе 1 30

2 Опытно-экспериментальное исследование возможностей психокоррекции школьной тревожности 31

2.1 Организация и методы исследования 31

2.2 Результаты констатирующего эксперимента 37

2.3 Разработка психокоррекционной программы по снижению школьной тревожности и результаты повторного исследования 42

Выводы по Главе 2 54

Заключение 55

Глоссарий 58

Список использованных источников 60

Приложение А 65

Приложение Б 68

Приложение В 71

Введение

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия. Между тем, обучение в школе сопряжено со значительным количеством стрессогенных факторов, а в ситуации стресса в первую очередь возникает тревожность как ответная реакция на стрессовую ситуацию. В период обучения в школе существует несколько этапов, связанных с изменением социальной ситуации развития и сопровождающихся повышением уровня тревожности у большинства детей. К таким этапам относятся начало школьного обучения, переход из начальной школы в основную, период выпускных экзаменов и итогового тестирования. По свидетельству современных исследователей, расстройства тревожного спектра занимают первое место по распространенности среди прочих эмоциональных нарушений в школьном возрасте.

Проблемам школьной тревожности посвящены исследования В.М. Астапова, И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, О.С. Никольской, А.М. Прихожан, Р. Филипса, Д.И. Фельдштейна и др. Эти и другие исследователи показали, что школьная тревожность как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства тревоги, беспокойства и боязни не соответствовать общепринятым в школе требованиям и нормам и проявляется в виде специфических страхов – страха ситуации проверки знаний, страха самовыражения, страха несоответствия ожиданиям окружающих и пр. (Р. Филипс).

Школьная тревожность выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка и зависит от множества внешних и внутренних факторов (особенности взаимоотношений с педагогом и одноклассниками, интенсивность учебной нагрузки, наличие фобий, стиль взаимоотношений в семье, уровень личностной тревожности, уровень самооценки ребенка, уровень его притязаний и пр.), как правило, имеет ситуативный характер и поддается коррекции. Однако без своевременной психокоррекционной помощи тревожность способна закрепиться как привычная реакция на различные школьные ситуации и оказывать отрицательное влияние на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.

21 стр., 10331 слов

Взаимосвязь тревожности и уровня школьной успеваемости у младших школьников

... тревожностью и уровнем школьной успеваемости у младших школьников. Задачи исследования: 1. Теоретический анализ тревожности. 2. Теоретический анализ школьной успеваемости 3. Организация исследования взаимосвязи тревожности и уровня школьной ... исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся ...

В настоящее время разработано множество различных методов коррекции школьной тревожности, о чем свидетельствует значительное количество соответствующих методических пособий и практических рекомендаций для педагогов, родителей и школьников. Однако неуклонный рост числа детей с высоким уровнем школьной тревожности среди учащихся массовой школы говорит о том, что проблема психокоррекции школьной тревожности далека от разрешения. Таким образом, несмотря на множество исследований, посвященных школьной тревожности, проблема ее психокоррекции чрезвычайно актуальна ввиду неблагоприятного влияния школьной тревожности на психическое, соматическое и социальное благополучие ребенка и широкой распространенностью числа детей с высоким уровнем школьной тревожности среди учащихся массовой школы. Это определило выбор темы настоящего исследования: «Психокоррекция школьной тревожности».

Цель исследования – теоретически и экспериментально изучить проблему психокоррекции школьной тревожности.

Объект исследования – школьная тревожность.

Предмет исследования – психокоррекция школьной тревожности.

Гипотеза исследования: применение психокоррекционных методов способствует снижению школьной тревожности.

Задачи исследования:

1. Провести анализ научной литературы по проблеме школьной тревожности и возможностей ее психокоррекции.

2. Исследовать показатели школьной тревожности в группе учащихся средней общеобразовательной школы.

3. Составить и апробировать психокоррекционную программу, направленную на снижение школьной тревожности.

4. Исследовать показатели школьной тревожности в группе учащихся средней общеобразовательной школы после проведения психокоррекционной программы.

5. Сравнить показатели первичного и повторного исследования школьной тревожности с помощью методов математико-статистического анализа и на основе его результатов оценить эффективность психокоррекционной программы.

Методы и методики исследования:

1. Теоретические методы: анализ литературных источников по проблеме исследования.

2. Эмпирические методы: тестирование с помощью «Методики диагностики уровня школьной тревожности» Р. Филипса, «Проективной методики для диагностики школьной тревожности» А.М. Прихожан, психолого-педагогический эксперимент (психокоррекционная программа, направленная на снижение школьной тревожности у младших школьников).

19 стр., 9264 слов

Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего ...

... тревожность. Вышесказанное определяет объект нашего исследования. Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста, испытывающие тревожность. Предмет исследования: средства работы по снижению тревожности. Цель: составить программу снижения тревожности детей ... А. И. Захаров, утверждает, у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой ...

3. Методы математико-статистического анализа: φ*-критерий Фишера.

Практическая значимость исследования: разработанные на основе результатов исследования практические рекомендации для педагогов и родителей, а также составленная и апробированная в настоящей работе психокоррекционная программа могут быть использованы в практике школьного психолога для работы с учащимися с высоким уровнем школьной тревожности.

База исследования: МОУ СОШ №48 г. Челябинска.

Выборка: 30 учащихся 3А и 3Б классов в возрасте 8,5-9,5 лет. Среди обследованных младших школьников – 14 мальчиков и 16 девочек.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, глоссария и приложения. Основное содержание работы представлено на 60 страницах печатного текста. Работа иллюстрирована 7 рисунками и 6 таблицами. Список цитируемой литературы включает 65 источников.

1 Теоретические аспекты проблемы школьной тревожности и возможностей ее психокоррекции

1.1 Школьная тревожность как особый вид детской тревожности и особенности ее проявления

Тревожность в современной психологии рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги [31]. Тревога – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [31]. Она возникает у человека в результате антиципации им опасности фрустрации значимых для него потребностей, прежде всего социальных и характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий [39; 55]. При этом источник тревоги может оставаться неосознанным [9].

Тревожность как состояние включает целый спектр когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций, актуализирующихся в результате воздействия на человека различных стрессоров, в качестве которых могут выступать как внешние раздражители (люди, ситуации), так и внутренние факторы (актуальное состояние, прошлый жизненный опыт, определяющий интерпретации событий и предвосхищение сценариев их развития и т. д.).

Хотя на уровне субъективного переживания тревожность скорее является негативным состоянием, ее воздействие на поведение и деятельность человека может быть как мобилизующим, дающим…..

Список использованных источников

1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] : 2-е изд. / В.А. Аверин. – СПб. : Питер, 2009. – 380 с.

2. Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] : 2-е изд. доп. и испр. / В.М. Астапов. – СПб. : Питер, 2010. – 224 с.

3. Битянова, М. Р. Адаптация ребенка к школе : диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [текст] / М.Р. Битяновв. – М. : Академия, 2009. – 420 с.

4. Битянова, М. Р. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено // Школьный психолог. – 2001. – № 33.

5. Бойко, В. В. Психологическое содержание экзаменационной ситуации [текст] / В.В. Бойко. – М. : Академия, 2011. – 396 с.

6. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г.М. Бреслав. – М. : Изд-во МПСИ, 2011. – 544 с.

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...

... выражение деятельности. Не чуждыми психологии являются и другие варианты понимания этого слова в научных и научно-практических текстах – как область приложения ... «метафизических» и этических проблем существования человека. Второй значительный этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта (1569-1650). Декарт считается родоначальником рационалистической ...

7. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [текст] / Ф.Е. Василюк. – М. : АСТ, 2008. – 200 с.

8. Венгер, A. Л. Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков [текст] / А.Л. Венгер. – М. : Сова, 2010. – 286 с.

9. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека [текст] / В.К. Вилюнас. – М. : Иматон, 2010. – 240 с.

10. Вострокнутов, Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации / Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. – М. : Академия, 2012. – С. 8–11.

11. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб. : Лань, 2003. – 654 с.

12. Данилин, А. Г. Как спасти детей от наркотиков [текст] / А.Г Данилина, И.В. Данилина. – М. : Парацельс, 2009. – 226 с.

13. Диагностика и коррекция тревожности в школьном возрасте [текст] / Под ред. А.В. Прихожан. – СПб. : Питер, 2012. – 180 с.

14. Дубровина, И. В. Практическая психология образования [Текст] / И.В. Дубровина. – СПб. : Питер, 2009. – 592 с.

15. Дусавицкий, А. К. Развитие личности в учебной деятельности [Текст] / А.К. Дусавицкий. – М. : АСТ, 2009. – 220 с.

16. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец – М. : Директ-Медиа, 2008. – 1287 c.

17. Захаров, А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст] / А.И. Захаров. – М. : Каро, 2006. – 672 с.

18. Иванова, Л. С. Проблемно-ориентированое сопровождение школьников с проявлениями дезадаптации [текст] : автореферат дис…. канд. психол. наук / Л.С. Иванова. – М., 2003. – 24 с.

19. Изард, К. Эмоции человека [Текст] / К. Изард. – М. : Изд-во МГУ, 1980. – 340 с.

20. Ильин, Е. П. Психология мотивации [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009.

21. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2010. – 784 с.

22. Имедадзе, Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте [текст] / Н.В. Имедадзе // Психология эмоций / Ред. В.К. Вилюнас. – М. : Эксмо-пресс, 2009. – С. 49-58.

23. Козлова, Е. В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации [Текст] / Е.В. Козлова // Теоретические и прикладные проблемы психологии. – Ставрополь, 2007. – с. 16-20.

24. Костина, Л. М. Методы диагностики тревожности [Текст] / Л.М. Костина. – СПб. : Иматон, 2012. – 120 с.

25. Кочубей Б. Детские тревоги : что, откуда, почему? [Текст] / Б.И. Кочубей // семья и школа. – 1988. – №7.

26. Кочубей, Б. И. Как лечить тревожность [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.Н. Новикова // Семья и школа. – 1988. – №8.

27. Кочубей, Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.И. Новикова. – М. : Знание, 1988. – 128 с.

28. Кочубей, Б. И. Ярлыки для тревожности [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.И. Новикова // Семья и школа. – 1988, № 10. – С. 8-10.

29. Кравцова, М. И. Тревожные дети [Текст] / М.И. Кравцова // Школьный психолог. – 2003, № 19. – С. 6-7.

5 стр., 2268 слов

Тревожность матери и тревожность ребенка

... Н.Н., Рыбакова Е.Е., Устинова Н.А.) 1. Теоретический анализ тревожности матери и тревожности ребенка. 1.1. Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии Проблема тревожности постоянно привлекает внимание как отечественных, так и ...

30. Крайг, Г. Психология развития [текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб. : Питер, 2010. – 940 с.

31. Краткий психологический словарь [текст] / Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский – М., 1985.

32. Кузнецова И. Методы консультирования подростков [текст] / И. Кузнецова // Школьный психолог. – 2000. – № 31.

33. Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В. В. Лебединский – М. : АСТ, 2007. – 412 с.

34. Левитов, Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги [текст] / Н.Д. Левитов // Психология эмоций / Ред. В.К. Вилюнас. – М. : Эксмо-пресс, 2009. – С. 131-137.

35. Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб. : Речь, 2001. – 180 с.

36. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых : психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – М. : Генезис, 2000. – 192 с.

37. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 3. – С. 39-48.

38. Матвеева, О. А. Помощь в адаптации к средней школе: психолого-педагогическое сопровождение 5-6 классов [Текст] / О.А. Матвеева, Е.А. Львова // Психологическая наука и образование. – 2001. – № 3. – С. 57-80.

39. Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, кор-рекция [текст] / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб. : Речь, 2004. – 248 с.

40. Неймарк М. С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьни-ков на нудности в работе [текст] / М.С. Неймарк // Психология эмоций / Ред. В.К. Вилюнас. – М. : Эксмо-пресс, 2009. – С. 277-333.

41. Осипова, А. А. Введение в практическую психокоррекцию [текст] / А.А. Осипова. – М., 2000. – 538 с.

42. Осницкий, А. К. Психофизиологические показатели школьной тревожности [текст] / А.К. Осницкий, С.Ю. Тарасова // Психологические исследования, 2011. – № 2(16).

– С. 5.

43. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков : психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2000. – 304 с.

44. Прихожан, А. М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности [Текст] / А.М. Прихожан // Тревога и тревожность / Ред. В. М. Астапов. – СПб. : АСТ, 2010. – С. 143-156.

45. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы школы [текст] / Под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Академия, 2000.

46. Раттер, М. Помощь трудным детям [текст] / М. Раттер. – М. : Сова, 2011.

47. Ремшмидт, Х. Детская и подростковая психиатрия [текст] : учебное пособие / Х. Ремшмидт – М. : Эксмо-Пресс, 2001. – 624 с.

48. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.

49. Северный, А. А. Тревога [текст] / А.А. Северный, Н.Н. Толстых // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб. : Мед-Пресс, 2009. – С. 137.

50. Селье, Г. Стресс без дистресса [текст] / Г. Селье // Психология эмоций / Ред. В.К. Вилюнас. – М. : Эксмо-пресс, 2009. – С. 192-199.

51. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – М. : Речь, 2007. – 350 с.

52. Славина, А. И. Трудные дети [текст] / А.И. Славина. – М. : Сова, 2010. – 216 с.

53. Слепичева О. А. Индивидуальный стиль деятельности учителя и его влияние на уровень тревожности младших школьников // Обучение с целью уменьшения насилия. – СПб., 2002. – С. 156-160.

3 стр., 1155 слов

Сказкотерапия как метод коррекции тревожности детей дошкольного возраста

... тревожности в дошкольном возрасте и значении сказки для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников ...... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абрамова, Г.С. Практическая психология/ Г.С. Абрамова. – М.:Аспект пресс, ... не были обличены теоретически обоснованные вероятности сказки в коррекции тревожности детей дошкольного возраста, а также недостаточно полно проявлены педагогические условия ...

54. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов [текст] / А.С. Спиваковская. – М., Академия, 2012. – 416 с.

55. Спилбергер Ч Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги //Стресс и тревога в спорте /Сост. Ю.Л.Ханин. – М., 1983. – С. 12-24.

56. Терешкина к. Б. Психологические проблемы учащихся частных школ // Практическая психология в школе. Цели и средства. – СПб., 2000. – С. 57-59.

57. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М. : МПСИ, 2009. – 1136 с.

58. Хабарова, Е. Р. Тревожность и ее последствия [Текст] / Е.Р. Хабарова // Ананьевские чтения. – СПб. : СПбГУ, 2003. – С. 301-302.

59. Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы личностной и реактивной тревожности [Текст] / Ю.Л. Ханин. – Л. : ЛГУ, 1996.

60. Хухлаева, О. В. Психологическая поддержка детей со страхами [Текст] / О. В. Хухлаева // Школьный психолог. – 2002. – № 6.

61. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я : программа формирования психологического здоровья у младших школьников [Текст] / О. В. Хухлаева. – М. : Генезис, 2001. – 280 с.

62. Школа и психическое здоровье учащихся [текст] / Ред. С. М. Громбах. – М. : Академия, 2008.

63. Щербатых, Ю. В. Экзаменационный стресс [текст] / Ю.В. Щербатых. – Воронеж : Модэк, 2009. – 320 с.

64. Щербатых Ю. В., Ивлева П. И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобии [текст] / Ю.В. Щербатых. – Воронеж : Модэк, 2010. – 246 с.

65. Ясперс, К. Психопатология [текст] / К. Ясперс. – М. : МедПресс, 2011. – 412 с.