Исследование тревожности и страхов детей дошкольного возраста в норме и с нарушениями речи

Введение…3 Глава I Проблема эмоциональных нарушений в отечественной и зарубежной психологии…7

1.1 Характеристика понятия «эмоциональное нарушение» в психологии…7

1.2 Тревожность как эмоциональное нарушение детей дошкольного возраста…10

1.3 Страхи как эмоциональное нарушение детей дошкольного возраста…21

Глава II Клинико-психологическая характеристика нарушений речи детей старшего дошкольного возраста…27

2.1 Психическое развитие при общем недоразвитии речи…27

2.2 Психическое развитие при заикании…34

Глава III Эмпирическое исследование тревожности и страхов детей дошкольного возраста в норме и с нарушениями

3.1.Описание экспериментальных методик и выборки…39

3.2.Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования…42

3.3 Методические рекомендации для педагогов и родителей направленные на снижение тревожности и страхов у детей дошкольного возраста…59

Заключение…63

Библиографический список…65

Приложение А…70

Приложение Б…85

Приложение В…88

Приложение Г…91

Приложение Д…93

Приложение Ж…95

Приложение К…97

Проблема эмоционального развития является одной из традиционных в психологии (В. Вундт, Л.С. Выготский, К.И. Изард, Э. Клапаред, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, А.М. Прихожан и др.)

В дошкольном возрасте проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста исследования АВ. Запорожцем, Л.З. Неверович, М.И. Лисиной и др. в данных работах рассматривается связь эмоций с коммуникативным развитием ребенка к школе. Также исследовались феномены предвосхищения эмоций, влияние эмоциональных реакций ребенка на оценку взрослого, развитие средств выражения эмоций[19].

Однако, несмотря на то, что эмоциональные нарушения в общественном контексте психического ребенка изучены в работах Г. М. Бреслава, Ю.М. Миланич, А. Голика, В. Мамцевой, Г. Е. Сухаревой, В.В. Ковалевым, проявление тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста, изучены недостаточно полно. Развитие эмоций, их роль в возникновении, мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее сложных проблем психологии. Начиная с дошкольного возраста отношения детей очень сложны, многоплановы и составляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития[1]. Я.Л. Коломинский считает, что с момента, когда ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать вне взаимоотношениями с другими членами группы. Данные отношения остро переживаются участниками отношений и несут разнообразные эмоции. По мнению А.А. Реан, Н.В. Гришиной эмоциональная направленность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослыми. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное самочувствие в себе, недоверчивости к людям[20].

13 стр., 6188 слов

Эмпирическое исследование особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказочных героев

... восприятия действительности в дошкольном возрасте дети дошкольный сказка герой Главная ценность дошкольного возраста - высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать ...

Современные психологические исследования не дают однозначного объяснения. Каким образом выстраивать свое общение, поведение, межличностные отношения детей с конкретными эмоциональными нарушениями (тревожность, страх), с нормой и нарушением речи.

Современно определить эмоциональные нарушения (тревожность, страх), и помочь ребенку преодолеть их — важнейшая задача педагога, так как, посещая Дошкольное Образовательное Учреждение, ребенок с нарушение речи имеет возможность получить квалифицированную психологическую помощь, вместе с тем, к данной работе будут привлечены и родители и педагоги. Выделенная проблема обусловила выбор темы исследования: сравнительный анализ тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста с нормой и нарушением речи

Цель исследования: выявить и сравнить проявление тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с нормой и нарушением речи.

Объект исследования: тревожность и страхи как эмоциональные нарушения.

Предмет исследования: тревожность и страхи детей старшего дошкольного возраста с нормой и нарушениями речи (ОНР III уровня, заикание)

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:

1. Тревожность и страхи детей старшего дошкольного возраста с нормой и нарушениями речи (ОНР III уровня, заикание) имеют различия;

2. Тревожность и страхи детей старшего дошкольного возраста с нормой и нарушениями речи (ОНР III уровня, заикание) не имеют различий.

3 стр., 1427 слов

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в художественно-театральной деятельности

... -театральной деятельности. Объект исследования – особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Предмет исследования – методика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием ...

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы эмоциональных отклонений в детской психологии.

2. Изучить особенности проявления тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста.

3. Эмпирическим путем выявить и сравнить уровень тревожности и страхи у детей старшего дошкольного возраста с нормой и нарушениями речи.

4. Составить методические рекомендации для педагогов и родителей по снижению тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологической основой исследования является положение А.В. Запорожца о том, что эмоции, носящие негативный характер при определённых условиях способствуют возникновению негативных смысловых установок, перестройка которых возможна лишь при изучении места человека в системе общественной деятельности; психологические исследование А.М. Прихожан по проблеме проявления тревожности у детей дошкольного возраста; научные взгляды А.И. Захарова на проявление страхов у детей дошкольного возраста; психологические исследования тревожности лиц с нарушениями речи Т.В. Виноградовой, Л.С. Цветковой, Ж.М. Глозман.

Методы исследования:

1. Теоретические: изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические: тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Алин), проективная методика «Несуществующее животное» (М. Дукаревич), беседа с детьми (А.В. Захаров).

3. Интерпритационно — описательные: количественный и качественный анализ полученных результатов.

Практическая значимость работы заключается в том, что составленные методические рекомендации, могут быть использованы педагогами и родителями специализированных ДОУ для снижения уровня тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста.

База исследования: г. Сорск МБДОУ ЦРР «Детский сад Голубок»

Структура работы представлена введением, 3-мя главами, заключением, списком литературы, приложением.

Библиографический список

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. — М.: «Академия», 1999.

10 стр., 4608 слов

Поговорим о важных моментах в развитии речи маленького ребенка.

...   9.2. Дополнительная литература: 1. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. Пособие [Электронный ресурс] / Е.О. Мурадова. - М.: ИЦ ... (пюре) тоже, как ни странно, мешает формированию речи. Если ребёнок употребляет в основном мягкую, перетёртую пищу, это тормозит ... в детском возрасте – неправильное формирование речи в семье. · Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Слышать ...

2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. — М.: «Академия», 1999.

3. Аверин, В. А Психология развития ребенка: Конспекты лекций/ В.А. Аверин. — СПб: Михайлов, 2000.

4. Аверин, В. А Психология развития ребенка: Конспекты лекций / В.А. Аверин. — СПб: Михайлов, 2000−51с.

5. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи. — М.: Академия, 2000.

6. Асеев, В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие / В.Г.Асеев. — Иркутск: 1989.

7. Асеев, В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие / В.Г.Асеев. — Иркутск: 1989.

8. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи. — М.: Академия, 2000.

9. Бороздина, Л.В. Залученова, Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний // Вопросы психологии. 1993, — № 1

10. Бородич, А.М. Методика развитии речи — М.: Просвещение, 1998.

11. Венгер, Л.А. Мухина, В.С. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина- М.: 1988.

12. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. — М.: Владос. 2001.

13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: Учебник для высших заведений / Л.С. Выготский. — М.: Психология образования. 1991.

14. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский — М.: Апрель пресс: ЭКСМО- Пресс, 2001.

15. Гонеев, А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: пособие для высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. — 2-е изд., пнрераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2002 — 272с.

16. Дубровина, В.С. Психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / В.С. Дубровина. — М.: Академия, 2007.

17. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология: 5-е — издание — М. Издательский центр «Академия», 2007.

19 стр., 9113 слов

Калюжный А.С. — Психология личности военнослужащего. Учебное пособие — 2004

... ,1993.-176с. Немов Р.С. Психология: Учебник. -М.:Владос, 2000.-688с. Психология и педагогика: Учеб. пособие /Отв. ред. В.М.Николаенко ... у шахматистов), ведущим средством мышления все же выступает речь. Речь - процесс отражения объективной реальности в виде языковых ... теменной, где расположены двигательные центры; затылочный с центрами зрения; два височных - с центрами слуха. Значительную часть коры ...

18. Запорожец, А.В. Неверович, Л.З. Эмоциональное развитие дошкольников: Пособие для воспитателей дет. сада / под. Ред. Кошелевой. — М.: Просвещение, 1985−52с.

19. Захаров, А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка: Кн. для воспитателей дет. сада. — М.: Просвещение, 1986−128с.

20. Изард, К.Э. Психология эмоций / Перевод с англ. — СПб.: Издат. «Питер», 2000.

21. Карандашев, В. Жить без страха смерти — 2-е изд., исп. и доп. / В. Карандашев — М.: Смысл: академический проект, 1999.

22. Калягин, Т.С. Психологи лиц с нарушением речи: КАРО, 2007.

23. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед учеб. / Л.В. Кузнецова. — М.: Академия, 2007−480с.

24. Логинова, В.И. Проблемы методики развития речи в трудах Ушинского // Дошкольное воспитание — 1976, — № 1.

25. Мухина, В.С. Возрастная психология: Учебник для студ. вузов. — 9-е изд., стереотип / В.С. Мухина — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

26. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 3-е изд. кн. 1. Общие основы психологии / Р. С Немов — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

27. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей.- Ярославль: Академия развития, 1998.

28. Общая психология: Курс лекций для пед. обр-я / Сост. Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 1995.

29. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Издат. центр «Академия», 2000.

30. Преодоление общего недоразвития речи у дош.: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — 2-е изд., перераб. — М.: Изд. Центр «Академия», 1996.

16 стр., 7822 слов

Психология как наука 4

... психического), психологию познавательных процессов (психология восприятия и ощущения, психология памяти, психология мышления и речи, психология воображения), психологию регулятивных процессов (психология эмоций и мотивации, психология воли) психологию личности. ... гуманитарного подхода – в связи с тем, что в центр психологии помещается человеческая личность, а это означает невозможность строго ...

31. Прихожан, А.В. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000−304с.

32. Развитие речи детей /Под ред. Ф.А. Сохина.- М.: Просвещение, 1984.

34. Река, Л.О. О занятиях по развитию речи // Дошкольное воспитание- 1990.- № 10.

33. Реан, А.А. Психология детства: СПб «Прайм — ЕВРО — ЗНАК» 2003.

35. Сластёнин, В.А. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector