Исследование тревожности и страхов детей дошкольного возраста в норме и с нарушениями речи

Введение…………………………………………………………………………….3 Глава I Проблема эмоциональных нарушений в отечественной и зарубежной психологии….………………………………………………………7

1.1 Характеристика понятия «эмоциональное нарушение» в психологии…………………………………………………………………….…..7

1.2 Тревожность как эмоциональное нарушение детей дошкольного возраста……………………………………………………………………..….…10

1.3 Страхи как эмоциональное нарушение детей дошкольного возраста……21

Глава II Клинико-психологическая характеристика нарушений речи детей старшего дошкольного возраста………………………………………27

2.1 Психическое развитие при общем недоразвитии речи……………….…27

2.2 Психическое развитие при заикании…………………………..…34

Глава III Эмпирическое исследование тревожности и страхов детей дошкольного возраста в норме и с нарушениями

3.1.Описание экспериментальных методик и выборки………………39

3.2.Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования…………………………………………..……………………..…..42

3.3 Методические рекомендации для педагогов и родителей направленные на снижение тревожности и страхов у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………………..59

Заключение………………………………………………………………………63

Библиографический список…………..…….….………………….………….65

Приложение А………………………………………………..…..….………….70

Приложение Б…………………………………………………….……………..85

Приложение В……………………………………………………………………88

Приложение Г……………………………………………………..………….…91

Приложение Д…………………………………………………….…………….93

Приложение Ж…………………………………………………….……………95

Приложение К…………………………………………………….…………….97

Проблема эмоционального развития является одной из традиционных в психологии (В. Вундт, Л.С. Выготский, К.И. Изард, Э.Клапаред, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, А.М. Прихожан и др.)

В дошкольном возрасте проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста исследования АВ. Запорожцем, Л.З. Неверович, М.И. Лисиной и др. в данных работах рассматривается связь эмоций с коммуникативным развитием ребенка к школе. Также исследовались феномены предвосхищения эмоций, влияние эмоциональных реакций ребенка на оценку взрослого, развитие средств выражения эмоций[19].

13 стр., 6188 слов

Эмпирическое исследование особенностей восприятия детьми дошкольного ...

... библиографии, приложения. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГЕРОЕВ СКАЗОК .1 Общая характеристика дошкольного возраста Известно, что дошкольное детство определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с ...

Однако, несмотря на то, что эмоциональные нарушения в общественном контексте психического ребенка изучены в работах Г.М. Бреслава, Ю.М. Миланич, А. Голика, В. Мамцевой, Г.Е. Сухаревой, В.В. Ковалевым, проявление тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста, изучены недостаточно полно. Развитие эмоций, их роль в возникновении, мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее сложных проблем психологии. Начиная с дошкольного возраста отношения детей очень сложны, многоплановы и составляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития[1]. Я.Л. Коломинский считает, что с момента, когда ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать вне взаимоотношениями с другими членами группы. Данные отношения остро переживаются участниками отношений и несут разнообразные эмоции. По мнению А.А. Реан, Н.В. Гришиной эмоциональная направленность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослыми. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное самочувствие в себе, недоверчивости к людям[20].

Современные психологические исследования не дают однозначного объяснения. Каким образом выстраивать свое общение, поведение, межличностные отношения детей с конкретными эмоциональными нарушениями (тревожность, страх), с нормой и нарушением речи.

Современно определить эмоциональные нарушения (тревожность, страх), и помочь ребенку преодолеть их — важнейшая задача педагога, так как, посещая Дошкольное Образовательное Учреждение, ребенок с нарушение речи имеет возможность получить квалифицированную психологическую помощь, вместе с тем, к данной работе будут привлечены и родители и педагоги. Выделенная проблема обусловила выбор темы исследования: сравнительный анализ тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста с нормой и нарушением речи

Цель исследования: выявить и сравнить проявление тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с нормой и нарушением речи.

Объект исследования: тревожность и страхи как эмоциональные нарушения.

Предмет исследования: тревожность и страхи детей старшего дошкольного возраста с нормой и нарушениями речи (ОНР III уровня, заикание)

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:

1. Тревожность и страхи детей старшего дошкольного возраста с нормой и нарушениями речи (ОНР III уровня, заикание) имеют различия;

2. Тревожность и страхи детей старшего дошкольного возраста с нормой и нарушениями речи (ОНР III уровня, заикание) не имеют различий.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы эмоциональных отклонений в детской психологии.

2. Изучить особенности проявления тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста.

3. Эмпирическим путем выявить и сравнить уровень тревожности и страхи у детей старшего дошкольного возраста с нормой и нарушениями речи.

4. Составить методические рекомендации для педагогов и родителей по снижению тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологической основой исследования является положение А.В. Запорожца о том, что эмоции, носящие негативный характер при определённых условиях способствуют возникновению негативных смысловых установок, перестройка которых возможна лишь при изучении места человека в системе общественной деятельности; психологические исследование А.М. Прихожан по проблеме проявления тревожности у детей дошкольного возраста; научные взгляды А.И. Захарова на проявление страхов у детей дошкольного возраста; психологические исследования тревожности лиц с нарушениями речи Т.В. Виноградовой, Л.С. Цветковой, Ж.М. Глозман.

11 стр., 5280 слов

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста ...

... и сопереживании. Эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры, ребенок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных контактов, на те ... 2. Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия). Речь До года речь ребенка – пассивная : он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не ...

Методы исследования:

1. Теоретические: изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические: тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В.Алин), проективная методика «Несуществующее животное» (М. Дукаревич), беседа с детьми (А.В. Захаров).

3. Интерпритационно — описательные: количественный и качественный анализ полученных результатов.

Практическая значимость работы заключается в том, что составленные методические рекомендации, могут быть использованы педагогами и родителями специализированных ДОУ для снижения уровня тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста.

База исследования: г. Сорск МБДОУ ЦРР «Детский сад Голубок»

Структура работы представлена введением, 3-мя главами, заключением, списком литературы, приложением.

………….

Библиографический список

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М.: «Академия», 1999.

2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М.: «Академия», 1999.

3. Аверин, В.А Психология развития ребенка: Конспекты лекций/ В.А. Аверин. – СПб: Михайлов, 2000.

4. Аверин, В.А Психология развития ребенка: Конспекты лекций / В.А. Аверин. – СПб: Михайлов, 2000-51с.

5. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи. – М.: Академия, 2000.

6. Асеев, В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие / В.Г.Асеев. – Иркутск: 1989.

7. Асеев, В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие / В.Г.Асеев. – Иркутск: 1989.

8. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи. – М.: Академия, 2000.

9. Бороздина, Л.В. Залученова, Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний // Вопросы психологии. 1993,- №1

10. Бородич, А.М. Методика развитии речи – М.: Просвещение, 1998.

11. Венгер, Л.А. Мухина, В.С. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина- М.: 1988.

12. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Владос. 2001.

13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: Учебник для высших заведений / Л.С. Выготский. – М.: Психология образования. 1991.

14. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский – М.: Апрель пресс: ЭКСМО- Пресс, 2001.

15. Гонеев, А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: пособие для высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд.,пнрераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 — 272с.

19 стр., 9113 слов

Калюжный А.С. — Психология личности военнослужащего. Учебное ...

... в настоящее время в отечественной и зарубежной психологии нет единого подхода к пониманию личности. Вот почему в учебном пособии изложен материал на основе взглядов большинства отечественных ... наследственности, закрепляющей и удерживающей приобретенные признаки путем естественного отбора. В данном случае речь идет о формировании и развитии психики в филогенезе - от появления простейших организмов ...

16. Дубровина, В.С. Психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / В.С. Дубровина. – М.: Академия, 2007.

17. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология: 5-е – издание – М. Издательский центр «Академия», 2007.

18. Запорожец, А.В. Неверович, Л.З. Эмоциональное развитие дошкольников: Пособие для воспитателей дет. сада / под. Ред. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985-52с.

19. Захаров, А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка: Кн. для воспитателей дет. сада. — М.: Просвещение, 1986-128с.

20. Изард, К.Э. Психология эмоций / Перевод с англ. – СПб.: Издат. «Питер», 2000.

21. Карандашев, В. Жить без страха смерти — 2-е изд., исп. и доп. / В. Карандашев – М.: Смысл: академический проект, 1999.

22. Калягин, Т.С. Психологи лиц с нарушением речи: КАРО, 2007.

23. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед учеб. / Л.В. Кузнецова. – М.: Академия, 2007-480с.

24. Логинова, В.И. Проблемы методики развития речи в трудах Ушинского // Дошкольное воспитание – 1976,- № 1.

25. Мухина, В.С. Возрастная психология: Учебник для студ. вузов. – 9-е изд., стереотип / В.С. Мухина – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

26. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. кн. 1. Общие основы психологии / Р.С Немов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

27. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей.- Ярославль: Академия развития, 1998.

28. Общая психология: Курс лекций для пед. обр-я / Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995.

29. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Издат. центр «Академия», 2000.

30. Преодоление общего недоразвития речи у дош.: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – 2-е изд., перераб. – М.: Изд. Центр «Академия», 1996.

31. Прихожан, А.В. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000-304с.

32. Развитие речи детей /Под ред. Ф.А. Сохина.- М.: Просвещение, 1984.

34. Река, Л.О. О занятиях по развитию речи // Дошкольное воспитание- 1990.- №10.

33. Реан, А.А. Психология детства: СПб «Прайм – ЕВРО – ЗНАК» 2003.

35. Сластёнин, В.А. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.