Содержание
Введение 3
1. Сказка и ее функции 5
2. Сущность метода сказкотерапии 10
3. Практика применения сказкотерапии в работе психолога 18
Заключение 28
Литература 30
Введение
В связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди населения задачи развития и укрепления психического здоровья сегодня чрезвычайно актуальны, что требует соответствующих профилактических и психокоррекционных мер. Время диктует новые требования к созданию и использованию новых психокоррекционных методов и программ, направленных на укрепление здоровья человека, раскрытие его творческого потенциала, обучение навыкам самостоятельного разрешения сложных жизненных ситуаций. В связи обогащение практической психологии таким методом, как сказкотерапия, является перспективным направлением психологической коррекции.
Интерес психологов к сказке существует давно. Сказка – это удиви-тельное по силе психологического воздействия средство работы с внутрен-ним миром человека. Она помогает не только выявить и осознать проблемы клиента, но и найти выход из сложившейся ситуации. Однако только в последние годы сказкотерапия выделилась как самостоятельное направление практической психологии.
В России метод сказкотерапии был создан в 90-е годы ХХ в. Источниками концепции сказкотерапии стали работы Э. Берна, Б. Беттельхейма, Л.С.Выготского, Р. Гарднера, А. Гнездилова, А. Захарова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, М. Осориной Н. Пезешкиана, В. Проппа, Е. Романовой, М.-Л. фон Франц, Э. Фромма Д.Б. Эльконина,, К.Г. Юнга и др.
Привлекательность сказкотерапии как метода психокоррекционной работы заключается в том, что это универсальный способ работы с психологическими проблемами на ценностном уровне. Это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Сказкотерапия активизирует ресурсы, потенциал личности. Это безо-пасная среда, которую создает психолог и психотерапевт для развития внутренних ресурсов личности. Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психокоррекционный фактор.
Использование психологом сказкотерапии позволяет помочь клиенту справится со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть различные проблемы, способствовать интеллектуальному развитию. Данный метод включает в себя все технологические приемы психокоррекционной работы, а также включает в себя диагностику, профилактику и развитие индивидуальности. Метод сказкотерапевтической коррекции органично синтезируется со всеми известными методами психотерапии, применяется как в индивидуальной работе, так и в групповой, подходит для любого возраста.
Социальная работа с одинокими пожилыми людьми
... новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми. Так, по данным ООН, в 1950 году в мире проживало ... материальные и духовные потребности, состояние здоровья, быть хорошо осведомленным о достижениям науки и практики в этом направлении. Изменение социального статуса человека в старости, как показывает практика, ...
Вместе с тем, психокоррекционный и психотерапевтический потен-циал сказок при всей его очевидности используется практической психологией образования недостаточно. Практическая значимость метода сказкотерапии и недостаточная научная изученность его возможностей определяют актуальность изучения данного метода, что обусловило выбор темы настоящего исследования: «Сказкотерапия как метод психокоррекции».
Цель исследования – изучить сказкотерапию как метод психокоррек-ционной работы
Цель конкретизирована в следующих задачах исследования:
1. Рассмотреть сказку как феномен человеческой культуры и ее функции.
2. Раскрыть сущность метода сказкотерапии.
3. Проанализировать практику применения сказкотерапии в работе психолога.
Методом исследования является теоретический анализ научной и ме-тодической психолого-педагогической литературы по проблеме сказкотерапии как метода психокоррекции.
1. Сказка как феномен человеческой культуры и ее функции
Сказка – один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, исторически наиболее древний «формат» передачи знаний о жизни. Сказка отражает мировоззрение народа на разных этапах его раз-вития. Живя в веках, передаваясь из уста в уста, сказка меняется вместе с изменением порождающей ее действительности [21, С. 35].
В XX-XXI вв. сказка приобрела особое значение в мировой культуре. Никогда ранее сказочный жанр не приобретал такого размаха. Его поэтика и архетипы лежат в основе ставших широко популярными хроник сказочных миров, произведений фантастической литературы, телевизионных сериалов.
В.Я. Пропп сказал про сказку: «Универсальность сказки, ее повсюд-ность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Сказку понимают реши-тельно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями. Это происходит потому, что сказка содержит какие-то вечные ценности. Сказка поэтична, задушевна, красива и глубока ее правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие; в ней сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь» [21, С. 46]…….
Литература
1. Аишева В.П. Сказкотерапия как метод коррекции // Казахстан 2030. 2004 №3. – С. 114.
2. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии. – 1996. – №2. – с 73-85.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: «Речь», 2008. – 420 с.
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1996. №2. – С. 23-34.
5. Булашевич Т.С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к гармо-нии с внешними миром // Журнал практического психолога. – 1997. – №6. – С. 123-126.
Сказкотерапия
... используется в практической психологии - буквальная расшифровка термина - «лечение сказками». Известный в настоящее время психолог Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева определяет сказкотерапию как набор способов «передачи знаний о духовном пути и ...
6. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологичекую сказку. – М.: Изд-во «Ось-89», 2001. – 369 с.
7. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Психотерапевтические сказки – СПб.: «Питер», 2006. – 162 с.
8. Гордон Д. Терапевтические метафоры: оказание помощи другим посредством зеркала. – СПб.: «Белый кролик», 1995. – 465 с.
9. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические тех-ники: сказкотерапия. – СПб.: Изд-во «ДНК», 2001. – 236 с.
10. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: Изд-во «Смарт», 1996. – 298 с.
11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 240 с.
12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: «Речь», 2000. – 416 с.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: «Златоуст», 1998. – 352 с.
14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии – М.: «Речь», 2005. – 80 с.
15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия – СПб.: «Питер», 2006. – 125 с.
16. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Грабенко Т. Игры в сказкотерапии – СПб.: «Речь», 2006. – 208 с.
17. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: «Речь», 2006. – 140 с.
18. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. – М.: «Российское педагогическое агентство», 1997. – 149 с.
19. Медведев В.А. Осторожно сказка – СПб.: «Речь», 1993. – 240 с.
20. Милис Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». – М.: «Класс», 1996. – 320 с.
21. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. – 150 с.
22. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М.: «Прогресс», 1990. – 235 с.
23. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – СПб.: «Речь», 2007. – 214 с.
24. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. – М.: «Класс», 2001. – 340 с.
25. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М.: «Речь», 1980. – 153 с.
26. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб.: «Речь», 2005. – 296 с.
27. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. – М.: Изд-во МПСИ, 1998. – 162 с.
28. Шрагина Л.И. Процесс конструирования метафоры как объект психологического исследования // Психологический журнал. – 1997. – №6. – с 121–128.
29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1984. – 360 с.
30. Яничев П.И. Психологическая интерпретация некоторых функций вол-шебной сказки // Психологическая