Сказкотерапия как метод психокоррекции

Содержание

Введение 3

1. Сказка и ее функции 5

2. Сущность метода сказкотерапии 10

3. Практика применения сказкотерапии в работе психолога 18

Заключение 28

Литература 30

Введение

В связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди населения задачи развития и укрепления психического здоровья сегодня чрезвычайно актуальны, что требует соответствующих профилактических и психокоррекционных мер. Время диктует новые требования к созданию и использованию новых психокоррекционных методов и программ, направленных на укрепление здоровья человека, раскрытие его творческого потенциала, обучение навыкам самостоятельного разрешения сложных жизненных ситуаций. В связи обогащение практической психологии таким методом, как сказкотерапия, является перспективным направлением психологической коррекции.

Интерес психологов к сказке существует давно. Сказка — это удиви-тельное по силе психологического воздействия средство работы с внутрен-ним миром человека. Она помогает не только выявить и осознать проблемы клиента, но и найти выход из сложившейся ситуации. Однако только в последние годы сказкотерапия выделилась как самостоятельное направление практической психологии.

В России метод сказкотерапии был создан в 90-е годы ХХ в. Источниками концепции сказкотерапии стали работы Э. Берна, Б. Беттельхейма, Л.С.Выготского, Р. Гарднера, А. Гнездилова, А. Захарова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, М. Осориной Н. Пезешкиана, В. Проппа, Е. Романовой, М.-Л. фон Франц, Э. Фромма Д.Б. Эльконина, К.Г. Юнга и др.

Привлекательность сказкотерапии как метода психокоррекционной работы заключается в том, что это универсальный способ работы с психологическими проблемами на ценностном уровне. Это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Сказкотерапия активизирует ресурсы, потенциал личности. Это безо-пасная среда, которую создает психолог и психотерапевт для развития внутренних ресурсов личности. Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психокоррекционный фактор.

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

... Врождённые или унаследованные качества сказываются на: А) характере человека как личности; Б) способностях человека. 1) верно А); 2) верно Б); ... : обмен веществ в организме человека; ощущения; обмен энергией с окружающей средой; состояние здоровья. Не относятся к явлениям ... 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. Состояние здоровья человека зависит от: А) условий жизни; Б) природной среды. ...

Использование психологом сказкотерапии позволяет помочь клиенту справится со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть различные проблемы, способствовать интеллектуальному развитию. Данный метод включает в себя все технологические приемы психокоррекционной работы, а также включает в себя диагностику, профилактику и развитие индивидуальности. Метод сказкотерапевтической коррекции органично синтезируется со всеми известными методами психотерапии, применяется как в индивидуальной работе, так и в групповой, подходит для любого возраста.

Вместе с тем, психокоррекционный и психотерапевтический потен-циал сказок при всей его очевидности используется практической психологией образования недостаточно. Практическая значимость метода сказкотерапии и недостаточная научная изученность его возможностей определяют актуальность изучения данного метода, что обусловило выбор темы настоящего исследования: «Сказкотерапия как метод психокоррекции».

Цель исследования — изучить сказкотерапию как метод психокоррек-ционной работы

Цель конкретизирована в следующих задачах исследования:

1. Рассмотреть сказку как феномен человеческой культуры и ее функции.

2. Раскрыть сущность метода сказкотерапии.

3. Проанализировать практику применения сказкотерапии в работе психолога.

Методом исследования является теоретический анализ научной и ме-тодической психолого-педагогической литературы по проблеме сказкотерапии как метода психокоррекции.

1. Сказка как феномен человеческой культуры и ее функции

Сказка — один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, исторически наиболее древний «формат» передачи знаний о жизни. Сказка отражает мировоззрение народа на разных этапах его раз-вития. Живя в веках, передаваясь из уста в уста, сказка меняется вместе с изменением порождающей ее действительности [21, С. 35].

8 стр., 3513 слов

Методы психолого-педагогических исследований

... о методах исследования. Классификация методов психолого-педагогического исследования: теоретические методы, эмпирические методы, методы статистической обработки данных. Взаимосвязь предмета и метода. Исследование и диагностика. Вопрос 2. Теоретические методы исследования Вопрос 3. Эмпирические методы исследования ...

В XX—XXI вв. сказка приобрела особое значение в мировой культуре. Никогда ранее сказочный жанр не приобретал такого размаха. Его поэтика и архетипы лежат в основе ставших широко популярными хроник сказочных миров, произведений фантастической литературы, телевизионных сериалов.

В.Я. Пропп сказал про сказку: «Универсальность сказки, ее повсюд-ность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Сказку понимают реши-тельно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями. Это происходит потому, что сказка содержит какие-то вечные ценности. Сказка поэтична, задушевна, красива и глубока ее правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие; в ней сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь» [21, С. 46]…

Литература

1. Аишева В.П. Сказкотерапия как метод коррекции // Казахстан 2030. 2004 № 3. — С. 114.

2. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии. — 1996. — № 2. — с 73−85.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: «Речь», 2008. — 420 с.

4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1996. № 2. — С. 23−34.

5. Булашевич Т.С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к гармо-нии с внешними миром // Журнал практического психолога. — 1997. — № 6. — С. 123−126.

6. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологичекую сказку. — М.: Изд-во «Ось-89», 2001. — 369 с.

7. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Психотерапевтические сказки — СПб.: «Питер», 2006. — 162 с.

3 стр., 1320 слов

Схема анализа сказки по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой

... Евстгнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст]. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб: Речь ... сказки в личностном развитии воспитанника ДОО Рекомендуемая литература: 1. Зинкевич - Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст]. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб: Речь, 2006.- 320с. 2. Зинкевич- ...

8. Гордон Д. Терапевтические метафоры: оказание помощи другим посредством зеркала. — СПб.: «Белый кролик», 1995. — 465 с.

9. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические тех-ники: сказкотерапия. — СПб.: Изд-во «ДНК», 2001. — 236 с.

10. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: Изд-во «Смарт», 1996. — 298 с.

11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие. — М.: ИЦ «Академия», 2004. — 240 с.

12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: «Речь», 2000. — 416 с.

13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: «Златоуст», 1998. — 352 с.

14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии — М.: «Речь», 2005. — 80 с.

15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия — СПб.: «Питер», 2006. — 125 с.

16. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Грабенко Т. Игры в сказкотерапии — СПб.: «Речь», 2006. — 208 с.

17. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. — СПб.: «Речь», 2006. — 140 с.

18. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. — М.: «Российское педагогическое агентство», 1997. — 149 с.

19. Медведев В.А. Осторожно сказка — СПб.: «Речь», 1993. — 240 с.

20. Милис Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». — М.: «Класс», 1996. — 320 с.

21. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 150 с.

22. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М.: «Прогресс», 1990. — 235 с.

23. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. — СПб.: «Речь», 2007. — 214 с.

24. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. — М.: «Класс», 2001. — 340 с.

5 стр., 2362 слов

Коррекционная работа по развитию речи учащихся при изучении сказок

... . СПб.: “Речь”, 2001. – 400 с. 13. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. СПб.: “Речь”, 2001. – 176 с. 14. Защиринская О. В. Сказка в гостях ... у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб ...

25. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. — М.: «Речь», 1980. — 153 с.

26. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. — СПб.: «Речь», 2005. — 296 с.

27. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. — М.: Изд-во МПСИ, 1998. — 162 с.

28. Шрагина Л.И. Процесс конструирования метафоры как объект психологического исследования // Психологический журнал. — 1997. — № 6. — с 121−128.

29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1984. — 360 с.

30. Яничев П.И. Психологическая интерпретация некоторых функций вол-шебной сказки // Психологическая

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector