Изучение тревожности подростков.Ход проведения диагностики школьной тревожности по методике

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретический анализ проблемы проявления школьной тревожности………………………………………………………………………………………………….5

1.1. Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии…5

1.2. Классификация основных видов тревожности………………………11

1.3. Причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте………………………………………………………………………………13

Глава 2 Экспериментальное исследование тревожности у школьников………………………………………………………………………..17

2.1. Методы диагностики школьной тревожности…………………………17

2.2. Выбор метода диагностики школьной тревожности………………….23

2.3. Ход проведения диагностики школьной тревожности по методике

Б. Филипса…………………………………………………………………….24

2.4. Результаты диагностики школьной тревожности…………………….27

Заключение…………………………………………………………………………33

Список использованной литературы…………………………………………..35

Приложения……………………………………………………………………………………………….37Введение

Тревога — одно из самых тягостных переживаний. Каждому знакомо чувство неизвестно откуда надвигающейся опасности. Ожидание надвигающейся опасности сочетается с чувством неизвестности: человек не осознает, откуда она может грозить. В отличие от эмоций страха, тревога не имеет определённого источника. Можно сказать, что тревога — «страх неизвестно чего».

Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но её уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у человека возникает состояние тревоги.

Проблема тревожности как психологического феномена актуальна и современна, сегодня так же, как и много лет назад. Несмотря на большое количество работ, посвящённых ей (более 5000 статей и монографий), большинство важных вопросов остаются не разрешёнными, и по сей день.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... становление его личности. Как известно, лишь немногие дошкольники приобретают вы­сокий уровень тревожности и заниженные представления о себе; чтобы это произошло, в семье должна быть ... переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце до­школьного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас осознанные переживания образуют устойчивые ...

Выдающиеся зарубежные и отечественные учёные, философы, психологи, в том числе медицинские и клинические, врачи-неврологи, психиатры, педагоги и др. специалисты, такие как: Н.Е. Аракелов, В.М. Астапов, В.Ф. Берёзин, Л.В. Бороздина, И. Вачков, А.И. Захаров, К. Изард, Б.И. Кочубей, Н.Г. Путимцева, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан, Ч.Д. Спилбергер, З. Фрейд, К. Хорни, Э.Эриксон, Дж Тейлор и др., изучали особенности возникновения и проявления тревоги и тревожности на разных возрастных этапах личностного формирования.

Сегодня проблема тревоги привлекает большое количество исследователей, занимающихся изучением особенностей поведения и психики, как здоровых людей, так и людей с патопсихологическими особенностями, поэтому эта тема имеет очень ценное прикладное значение.

Актуальность исследования уровня тревожности в подростковом возрасте заключается в недостаточной разработанности данной проблемы на современном этапе.

Цель исследования — изучить проблемы тревожности у школьников, дать характеристику уровня тревожности в подростковом возрасте.

Объект исследования — тревожность.

Предмет исследования — школьная тревожность.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. На основе теоретического анализа психологической литературы по проблеме исследования уточнить сущность понятия тревожности и дать классификацию её видам;

2. Выявить причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте;

3. Провести экспериментальное исследование уровня тревожности у подростков;

4. Проанализировать результаты исследования.

В ходе исследования, я использовала следующие методы:

— анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;

— тестирование, как экспериментальный метод настоящего исследования;

— математическая обработка полученных данных.

Так же мной были проведены экспериментальные исследования, которые осуществлялись на базе сш. № 7 г. Бугуруслана. В исследовании приняло участие 12 учащихся 7 «А» класса, 6 девочек и 6 мальчиков. Возраст испытуемых 13-14 лет.

1. Теоретический анализ проблемы проявления школьной тревожности

1.1. Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии

В психологической литературе имеются различные определения тревожности. Тревожность в современной мировой науке рассматривается с различных позиций, многочисленными научными течениями, учеными.

Неудивительно, что этой проблеме посвящено очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии.

В словаре практического психолога и кратком психологическом словаре тревожность определяется, как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных реакций (23, с. 800), (13, c. 361).

11 стр., 5482 слов

Тревожность и страхи младших школьников

... В отличии от эмоций страха, тревога не имеет определенного источника . Можно сказать, что тревога -"страх неизвестно чего". Объединяющим началом для страха и тревоги будет чувства беспокойства. ... характер. Следовательно, тревожность напоминает в чем-то проявление холерического, а боязнь - флегматического темперамента. В ряде случаев длительно действующий аффект тревоги и страха действительно ...

В. В. Суворова в своей книге «Психофизиология стресса» определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов. И относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект (25, с.58).

Г.Г. Аракелов и Н.Е. Лысенко, в свою очередь, отмечают, что тревожность — это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Тревожность — как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги (2, с. 34).

А. М. Прихожан определяет тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняющегося на протяжении достаточно длительного периода времени. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный, и операционный аспекты, при доминировании эмоционального (17, с. 11).

Нужно заметить, что тревожность может возникнуть уже в новорожденном состоянии или точнее сказать, одна из составляющих тревожности — страх.

«Страх — это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности» (13, c. 344).

Перед тем как рассматривать тревожность хочется подчеркнуть разницу между тревогой и страхом. На первый взгляд, как указывает Астапов В.М., разница проста:

— страх — это реакция на конкретно существующую угрозу;

— тревога- это состояние неприятного предчувствия без видимой причины (4, с. 18).

З.Фрейд часто рассматривает тревогу с точки зрения аффекта, игнорируя объект, который ее вызывает. А тревогу он определяет как «естественное и рациональное» явление, реакция на восприятие внешней угрозы (по Фрейду объективная тревога), то есть что другие авторы определяют как страх. Кроме того, З.Фрейд употребляет термин «Angst», то есть боязнь. Как справедливо подчеркивал Фрейд, тревога, в противоположность страху, характеризуется чувством беспомощности перед надвигающейся опасностью. Беспомощность может быть обусловлена внешними факторами, как в случае землетрясения, или внутренними, такими, как слабость, трусость, безынициативность. Таким образом, одна и та же ситуация может вызывать либо страх, либо тревогу, в зависимости от способности или готовности индивида бороться с опасностью (26, с. 176).

Тиллих П. считает, что страх и тревога неразделимы — они тесно связаны друг с другом.

Тревога, как отмечал Гольдштейн, вызывается такой опасностью, которая угрожает самой сущности или ядру личности (26, с. 175).

Карен Хорни утверждает, что тревожность, как и страх, является эмоциональной реакцией на опасность. В отличие от страха тревожность характеризуется, прежде всего, расплывчатостью и неопределенностью. Даже если имеется конкретная опасность, как при землетрясении, тревожность связана с ужасом перед неизвестным (26, с. 174).

11 стр., 5213 слов

Сравнительная характеристика тревожности у студентов первых и выпускных курсов

... трудах З. Фрейда. З. Фрейд признавал необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх - реакция на конкретную опасность, тогда как тревожность - реакция на опасность, не известную и не ... исследованием личности в юношеском возрасте (Р. Бернс, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.М. Прихожан, Э. Эриксон, Д.И. Фельдштейн) утверждают, что юность - один из сложных, важных и ...

Таким образом, можно сделать вывод, что тревога это базисная реакция, общее понятие, а страх — это выражение того же самого качества, но в объективной форме (на определенный объект).

Необходимо, отметить, что количество публикаций в большей степени относится к западной науке. В отечественной литературе исследований по проблемам тревожности довольно мало, и они носят достаточно фрагментарный характер. Научно-психологическое исследование тревожности как указывает А.М.Прихожан началось с Ч. Дарвина (16, c. 36).

Как известно, его взгляды на страх основываются на двух основных положениях:

— во-первых, на том, что способность к переживанию страха, являясь врожденной особенностью человека и животных, играет значительную роль в процессе естественного отбора;

— во-вторых, на том, что на протяжении жизни множества поколений этот адаптивный механизм совершенствовался, поскольку побеждал и выживал тот, кто оказался наиболее искусным в избегании и преодолении опасности. Дарвину принадлежит и описание типичных проявлений страха — от выражения лица и мимики до таких висцеральных реакций, как усиленное сердцебиение, увеличение потоотделения, пересыхание горла, изменение голоса (10, с. 187).

Согласно взглядам классиков, тревожность и страх — очень близкие явления. И тревожность, и страх — эмоциональные реакции, возникающие на основе условного рефлекса. Они, в свою очередь, создают почву для широкого репертуара инструментальных, оперантных реакций избегания, на основе которых и происходит социализация индивида, и возникают (в случае закрепления неадаптивных форм) невротические и психические нарушения (19, с. 97).

Существенное внимание в психоанализе, отводится исследованию сигнальной функции тревожности (страха).

Так, по мнению Маурера О.Х., тревожность (условный страх) наряду с другими предвосхищающими эмоциями (надеждой, разочарованием и облегчением) оказывает решающее влияние на выбор и, следовательно, на дальнейшее закрепление способов поведения. При этом основные (первичные) эмоции подкрепления — тревожность (страх) и надежда. Облегчение и разочарование вторичны, они представляют собой уменьшение основных эмоций: облегчение — тревожности (страха), разочарование — надежды (4, с. 53).

Спенс К.В. и Тейлор Дж. рассматривали тревожность (отличая ее от страха) как приобретенное влечение, имеющее стойкий характер, солидаризируясь в этом с Маурером О.Х. и Миллером Н.Е.. Их интересовала энергетическая функция этого влечения, его ненаправленный, общеактивирующий характер. Было введено понятие «уровень тревожности», которое, по мнению Дж. Тейлор, не следовало приравнивать к уровню побуждения (драйва).

Тревожность, с точки зрения Дж. Тейлор, лишь «некоторым образом связана с эмоциональной чувствительностью, которая в свою очередь вносит свой вклад в уровень побуждения» (18, с. 28).

Дж. Тейлор была разработана Manifest Anxiety Scale (MAS), оказавшая первостепенное влияние на изучение тревожности во многих психологических школах и направлениях, в том числе и в нашей стране. Особенно значимой эта методика оказалась для практической психологии — как взрослой, так и детской. Широко известная в нашей стране под названиями «Шкала открытой тревожности» или «Шкала проявлений тревожности», она была первой методикой, в которой диагностировались индивидуальные различия в предрасположенности к переживанию тревожности (4, с. 46).

3 стр., 1331 слов

Исследование тревожности и страхов детей дошкольного возраста ...

... Изучить и проанализировать состояние проблемы эмоциональных отклонений в детской психологии. 2. Изучить особенности проявления тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста. 3. Эмпирическим путем ... заведений / В.С. Дубровина. – М.: Академия, 2007. 17. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология: 5-е – издание – М. Издательский центр «Академия», 2007. 18. Запорожец, ...

3игмунд Фрейд определял тревожность как неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом антиципируемой опасности. Содержание тревожности — переживание неопределенности и чувство б……..

Список использованной литературы

1. Андреева А.Д. Психология здоровья детей и подростков в контексте психологической службы / А.Д. Андреева [и др.]; под ред. И.В. Дуюровиной. — М. Просвещение,2012.-250с.

2. Аракелов Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности / Н. Е. Аракелов, Е. Е. Лысенко // Психологический журнал. — 2010. — №2. — С. 34-38.

3. Аракелов Н.Е. Тревожность: методы её диагностики и коррекции / Н.Е. Аракелов, Н. Шмикова // Вестник МГУ, сер. Психология. — 2010. — №1. — С. 18.

4. Астапов В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. — М., ПЕРСЭ, 2012. — 146 с.

5. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклонений поведения / С.А. Бадмаев. — М.: Книга, 2009. — 65с.

6. Бандура А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Г. Уолтерс.- М.Просвещение, 2008. — 154с.

7. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. — М.: Издательство Московского университета, 2011.- 126 с.

8. Возрастная и педагогическая психология // под ред. Петровского. — М.: Политиздат, 2009.- 340 с.

9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — М.: издательский центр «Академия», 2013.- 245 с.

10. Дарвин, Чарльз. О выражении эмоций у человека и животных / Чарльз Дарвин.- СПб.: Питер, 2010.-384с.

11. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха / А.И Захаров. — М. 2013.- 183 с.

12. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности / Л.М. Костина.- С.-Петербург: Речь, 2012.- 196 c.

13. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, — 2008.-431с.

14. Левитов, Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии.- 2009. — №1. — С. 131-138.

15. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности её снижения у детей / Л.В. Макшанцева // Психологическая наука и образование.- 2011.- №2. — С. 15.

16. Прихожан, А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: Личностный аспект: автореферат. …дис. д-ра психол. наук. / А.М. Прихожан; моск. гос. пед. ин-т.- 2011.- 39с.

17. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан //Психологическая наука и образование. — 2012. №2. — С. 11-17.

18. Прихожан, А.М. Тревожность: Явление, причины, диагностика / А.М. Прихожан // Вопросы психологии.- 2009. — № 3. С. 23-30.

19. Психологические состояния. Хрестоматия /Сост. Л.В. Куликова.- СПб.: Питер Пресс, 2013.-286 с.

20. Путимцева, Н.Г. Характеристика тревожности в аспекте возрастного развития подростков и старших школьников- 2010 С. — 807-811.

13 стр., 6056 слов

Подготовка и выполнение заданий для семинаров и самостоятельных ...

... 2 вопросу составить схему отрасли психологии. Охарактеризовать такие отрасли, как: общая психология, возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология. По 3 вопросудать определения основных категорий психологии (отражение, психика, сознание, деятельность, общение, ...

21. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений /Авт.- сост. Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной.- М.; издательский центр «Академия», 2012.- 160с.

22. Савина Е. Тревожные дети /Ж. «Дошкольное воспитание», 2012, №4- 12с.

23. Словарь практического психолога. / Под общ. Ред. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, -2010.- С. 800.

24. Спиноза, Б. О происхождении и природе аффектов /Психология эмоций: Тексты / Б. Спиноза. — М.: Просвещение, 2010.- 261с.

25. Суворова, В. В. Психофизиология стресса / В.В. Суворова. — М. Политиздат, — 2013. — 312 с.

26. Хорни, Карен. Собр. соч. в 3 томах. Т.2.: Тревожность / Карен Хорни. — М.: Смысл, 2010. — С. 174-180.