Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ

1.1 Психолого-педагогическая характеристика тревожных детей

1.2 Методы арт-терапии в коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Выводы по первой главе

2. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДОУ ПО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ

2.1 Психолого-диагностический комплекс изучения тревожности

2.2 Программа коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством методов арт-терапии

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

По данным исследователей в области психологии, можно говорить, что в последнее 10-летие увеличивается количество детей, которые отличаются повышенным беспокойством и эмоциональной неустойчивостью, вследствие чего проблема эмоциональных нарушений и своевременная ее коррекция, становится актуальной [17, с. 26].

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты.

Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности.

Большое значение в развитии тревожности имеет адекватность развития личности ребенка. Известно, что при этом среда играет предопределяющую роль, способствуя образованию системы отношений, центром которых является самооценка, ценностные ориентации и направленность интересов и предпочтений.

Г. М. Бреслав в своей книге описывает, что при исследовании связи самооценки и уровня тревожности было выявлено, что тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения [2, с. 66].

5 стр., 2257 слов

Психологическая реабилитация детей-сирот старшего дошкольного возраста с психомоторными нарушениями

... с учетом комплексного подхода позволит более эффективно осуществлять коррекцию нарушений психомоторного развития детей-сирот старшего дошкольного возраста с резидуально-органическим психосиндромом. Повышение уровня психомоторного развития ...

Методы арт-терапии являются ценным инструментом в деятельности образовательных учреждений, особенно в работе с детьми дошкольного возраста. Используемые формы и методы арт-терапевтической работы с детьми разнообразны. Разные виды творческой активности могут оказывать важные психопрофилактические, развивающие эффекты, снижают высокое эмоциональное напряжение, детскую тревожность.

Вышесказанное определяет объект нашего исследования.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста, испытывающие тревожность.

Предмет исследования: средства работы по снижению тревожности.

Цель: составить программу снижения тревожности детей дошкольного возраста, средствами арт-терапии.

Задачи:

1) изучить влияние тревожности на развитие личности ребенка;

2) обобщить опыт работы педагогов-психологов в данной проблеме;

3) составить программу снижения тревожности.

Гипотеза: предполагается, что тревожность детей старшего дошкольного возраста можно снизить посредством методов арт-терапии: изотерапии, игротерапии, сказкотерапии, драмтерапии, вокалотерапии, фототерапии и телесной терапии.

Научная новизна исследования состоит:

1) в систематизации методов, технологий и упражнений, используемых педагогами и психологами РФ и РС (Я), направленных на коррекцию тревожности детей старшего дошкольного возраста;

2) в составлении программы коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством методов арт-терапии.

Практическая значимость: составленная программа может быть использована в качестве средства коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста педагогами-психологами, воспитателями, дошкольных учреждений и студентами при прохождении практики.

Методы исследования:

I. Теоретические: анализ, синтез, обобщение.

II. Эмпирические:

1) изучение и анализ психолого-педагогической, методической, научной литературы;

2) обобщение психолого-педагогического опыта работы с тревожными детьми;

3) методика «Паровозик» (С. В. Велиева);

4) модификация теста детской тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амэн) и методики «Кинотеатр»;

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте (с рождения до 7 лет)

... ­туация, когда сформированный навык может разрушиться. В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культур­но-гигиенических навыков, совершенствуются способы ... уходит.) В 5-7 лет ребенок начинает понимать объективность требо­ваний взрослых. Старший дошкольник осознает, что для уста­ ... дает Ксюша В. (6 лет 7 мес.). Для старших дошкольников важное значение имеет каче­ственное выполнение действий: не ...

5) методика эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности (Э. Т. Дорофеева).

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 35 источника, приложений.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

арт терапия тревожность дети

1.1 Психолого-педагогическая характеристика тревожных детей

Я. Л. Коломенский, Е. А. Панько, в своих работах считают, что проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств [10, с. 68].

В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно — как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [18, с. 84].

По определению А. В. Петровского, тревожность это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности [16, с. 18].

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [20, с. 269].

30 стр., 14892 слов

Психологическая коррекция тревожности детей 5−7 лет средствами семейного консультирования

... к ребенку родителями, школой, сверстниками [19]. А.М. Прихожан при исследовании детей, выделила детско-родительские отношения, как один из главных внешних источников тревожности. Факторы ... поступлению в школу, состояние родительниц становится наиболее критичным. Детей с повышенной тревожностью педагоги и родители довольно часто считают «удобными», поскольку они всегда выполняют ...

Таким образом, понятием «тревожность» в психологи обозначают, как состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.

Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, — частые упреки, вызывающие чувство вины. В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами [10, с. 254].

По мнению психолога М. Кузьминой существует несколько причин тревожности, кроющихся в семье:

— традиционализм отношений в семье. В этих семьях взаимоотношения с ребенком построены по принципу «должен» и «обязан»;

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр. нарушения у детей

... nbsp;предъявлением ребенку противоречивых требований; ... неадекватными требованиями родителей к возможностям и потребностям своего ребенка; 2. повышенной тревожностью самих родителей; 3. непоследовательностью родителей при воспитании ребенка; 4.& ...

— открытые посылы и прямые угрозы. Обычно в подобных семьях ребенку говорят: «Сейчас же иди…» или «Если ты не пойдешь в детский сад, то я…»;

— недоверие ребенку. Многие родители проверяют карманы у детей, заглядывают в «потайные» места. Ребенку указывают, с кем дружить;

— отдаленность родителей. Многие родители ходят в гости, театр или ездят отдыхать без детей. Ребенок ощущает себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и тревогах. У таких детей появляется страх одиночества;

— отсутствие привязанности внутри семьи. Это семьи, где каждый имеет свою частную жизнь;

— негативное отношение к престарелым. В некоторых семьях старики становятся излишней обузой, на них выросшие дети срывают накопившееся зло. Старики и маленькие дети психологически близки друг к другу и нередко объединяются в негласный союз;

— тревожность ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия педагога с ребенком, превалированием авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок;

— тревожность ребенка вызывает и непоследовательный воспитатель тем, что не дает ему возможности прогнозировать собственное поведение. Постоянная изменчивость требований воспитателя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступить в том или ином случае;

— тревожность возникает в ситуациях соперничества, конкуренции. Ребенок, попадая в ситуацию соперничества, будет стремиться быть первым, любой ценой достигнуть самых высоких результатов;

— ситуация повышенной ответственности. Когда ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать надежду, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым [6, с. 24].

А. И. Захаров, утверждает, у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации [4, с. 88].

1 стр., 327 слов

Памятка по песочной терапии

... роста и развития. Песочная терапия обращается к детской части, к внутреннему ребенку каждого человека, используя ее ... способствует движению к целостности  и развитию личности. Песочная терапия способствует: - снятию как эмоционального, так и мышечного напряжения ... пространства. Именно такое путешествие дает возможность совершить песочная терапия, где вы сами создаете, наблюдаете и проживаете ...

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы:

1. Понятием «тревожность» в психологии обозначают, как состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску, не является устойчивой чертой характера, обратима при проведении соответствующих мероприятий. Признаками тревожности является, неуверенность в себе, робость, несамостоятельность, агрессия направленная на других, одиночество, замкнутость, малоактивность, фантазии отходящие от реальности.

2. Основными причинами возникновения тревожности у детей является, завышенные требования со стороны взрослых, частые упреки, излишняя строгость родителей, открытые посылы и частые угрозы, недоверие ребенку, отдаленность родителей, отсутствие привязанности внутри семьи, негативное отношение к престарелым, превалирование авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок, у ребенка нет возможности прогнозировать собственное поведение, ситуации соперничества, конкуренции, повышенной ответственности.

1.2 Методы арт-терапии в коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять в лучшую сторону дидактические подходы к процессу воспитания, развития и обучения личности.

Одним из ведущих направлений, используемых в педагогической практике, считается арт-терапия для дошкольников.

Данный метод психологической коррекции заключается в развитии и раскрытии личности ребенка с помощью художественной деятельности и соединяет в себе педагогические, психологические и медицинские знания.

Любое творческое занятие благотворно влияет внутренний мир ребенка. Развитие происходит в деятельности, что лежит в основе арт-терапевтического воздействия, состоящего из:

1) изотерапии — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием;

2) игротерапии — это психокоррекционное использование игры, которое оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снять напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, поскольку в процессе игры снимается опасность социально значимых последствий;

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... это переход от монологической педагогики к педагогике диалога: ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителями ... миром. В нем проявляется вся гамма чувств и эмоций: любовь, нежность, ненависть, отражается личность человека, его психика. И ... звуков. В дошкольном возрасте показателями развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Значит ладовое чувство – ...

3) фототерапии — это терапия, основанная на применении фотографии или слайдов для решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности;

4) песочной терапии — психокоррекционный, развивающий метод, направленный на разрешение личностных проблем, снятия внутреннего напряжения, с использованием песка;

5) сказкотерапии — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром;

6) музыкотерапии — это контролируемое использование звуков и музыки в лечении и реабилитации клиентов, представляющее собой деятельность, включающую: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов или прослушивание специально подобранных музыкальных произведений;

7) танцевальной терапии — это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности [7, с. 60, 100, 115, 134, 148, 184, 246];

8) цветотерапии — это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор — на нервную систему и др. [21, с. 25].

Главными задачами, которые эффективно решает арт-терапия для дошкольников, являются:

— развитие познавательно-речевой активности, коррекция поведения;

— гармонизация эмоционального состояния детей;

— расширение кругозора через приобщение к культурному наследию (литература, театр, музыка, живопись, скульптура, фотография);

— раскрытие творческого потенциала;

— развитие оригинальности мышления;

— улучшение внимания и памяти;

— формирование активной жизненной позиции;

— повышение самооценки;

— развитие коммуникативных способностей.

Арт-терапия не требует художественных навыков или способностей к изобразительному искусству, поэтому каждый ребенок может участвовать в этой работе. Рисунки и поделки отражают мысли и настроение детей и позволяют диагностировать психологические отклонения в развитии (неврозы, стресс).

На занятиях ребенок свободно проявляет свою фантазию. Использование подручного материала (глина, гуашь, нитки, макароны, камни и песок) развивает мелкую моторику.

Уроки музыки, пения и танцев помогают ему уже за несколько занятий снять напряжение, избавиться от негативных эмоций, преодолеть свои глубинные страхи (боязнь воды, собак, темноты и насекомых).

В ходе учебного процесса дошкольник учится общению со сверстниками и приобретает веру в себя, получает новые знания об окружающем мире.

Занятия проводятся профессиональными педагогами (психолог, логопед) в развлекательной форме, что позволяет заинтересовать пассивных детей и сделать их активными участниками процесса, а не просто слушателями. С помощью игр и специальных упражнений выявляются и развиваются скрытые умения, вызывающие у детей положительные эмоции и чувство удовлетворения от результатов своего творчества.

Важное преимущество арт-терапии состоит в том, что ее применение возможно как при посещении детских учебных центров, так и в домашних условиях. Особенно это имеет большое значение для детей с ограниченными возможностями.

Совместная деятельность взрослых и детей помогает сблизиться друг с другом, вникнуть в проблемы и найти способы для их решения.

Участие родителей в домашних спектаклях, тематических играх не только развлекает дошкольника, но и оказывает на него благоприятное психотерапевтическое воздействие.

Анализ методической литературы позволил выявить следующие методы и технологии арт-терапии, которые наиболее активно используются в воспитательном процессе педагогами РФ и РС (Я).

Методы:

1) изотерапия (Шестакова Елена Юрьевна, г. Норильск; Барко Галина Ивановна, г. Ачинск; Могилева Ирина Евгеньевна, г. Москва; Орлова Любовь Владимировна, г. Москва; Морозова Наталия Викторовна, г. Маркс; Гудзик Татьяна Владимировна, г. Ломоносов; Даньшина Любовь Александровна, г. Пущино; Ярославцева Любовь, г. Томск; Ганюшкина Ольга Анатольевна, г. Саратов; Ахмедова С. А., г. Нерюнгри; Онищенко Е. А., г. Нерюнгри; Колесникова Е. А., Какаулина Н. Э., г. Нерюнгри);

2) игротерапия (Лехнер Нина Александровна, Маслова Оксана Ивановна, Шутенко Елена Юрьевна, г. Омск; Орлова Любовь Владимировна, г. Москва; Морозова Наталия Викторовна, г. Маркс; Салеева Светлана Валерьевна, г. Самара; Даньшина Любовь Александровна, г. Пущино; Ахмедова С. А., г. Нерюнгри; Онищенко Е. А., г. Нерюнгри; Колесникова Е. А., Какаулина Н. Э., г. Нерюнгри; Казакова И. В., г. Нерюнгри);

3) цветотерапия (Могилева Ирина Евгеньевна, г. Москва; Морозова Наталия Викторовна, г. Маркс);

4) фототерапия (Могилева Ирина Евгеньевна, г. Москва; Гудзик Татьяна Владимировна, г. Ломоносов; Ахмедова С. А., г. Нерюнгри);

5) песочная терапия (Калетина Елена Валентиновна, г. Ижевск; Орлова Любовь Владимировна, г. Москва; Морозова Наталия Викторовна, г. Маркс; Гудзик Татьяна Владимировна, г. Ломоносов; Ганюшкина Ольга Анатольевна, г. Саратов; Онищенко Е. А., г. Нерюнгри);

6) сказкотерапия (Шестакова Елена Юрьевна, г. Норильск; Калетина Елена Валентиновна, г. Ижевск; Лехнер Нина Александровна, Маслова Оксана Ивановна, Шутенко Елена Юрьевна, г. Омск; Морозова Наталия Викторовна, г. Маркс; Салеева Светлана Валерьевна, г. Самара; Гудзик Татьяна Владимировна, г. Ломоносов; Ярославцева Любовь, г. Томск; Ахмедова С. А., г. Нерюнгри; Колесникова Е. А., Какаулина Н. Э., г. Нерюнгри; Казакова И. В., г. Нерюнгри);

7) драмтерапия (Шестакова Елена Юрьевна, г. Норильск; Орлова Любовь Владимировна, г. Москва; Морозова Наталия Викторовна, г. Маркс; Салеева Светлана Валерьевна, г. Самара; Ярославцева Любовь, г. Томск);

8) музыкотерапия (Шестакова Елена Юрьевна, г. Норильск; Барко Галина Ивановна, г. Ачинск; Орлова Любовь Владимировна, г. Москва; Морозова Наталия Викторовна, г. Маркс; Салеева Светлана Валерьевна, г. Самара; Гудзик Татьяна Владимировна, г. Ломоносов; Даньшина Любовь Александровна, г. Пущино; Ахмедова С. А., г. Нерюнгри; Колесникова Е. А., Какаулина Н. Э., г. Нерюнгри;);

9) танцевальная терапия (Шестакова Елена Юрьевна, г. Норильск; Орлова Любовь Владимировна, г. Москва; Гудзик Татьяна Владимировна, г. Ломоносов);

10) телесная терапия (Лехнер Нина Александровна, Маслова Оксана Ивановна, Шутенко Елена Юрьевна, г. Омск; Орлова Любовь Владимировна, г. Москва; Салеева Светлана Валерьевна, г. Самара; Гудзик Татьяна Владимировна, г. Ломоносов; Ярославцева Любовь, г. Томск).

Рассмотрим опыт работы специалистов, более подробно.

Шестакова Елена Юрьевна, воспитатель, МБДОУ № 83, г. Норильск, в своей работе «Проблема тревожности и страхов у детей дошкольного возраста», использовала такие методы арт-терапии как, драмтерапия, музыкотерапия, танцедвигательная терапия. Считает, что для успешного снижения тревожности детей необходимо использовать формы воздействия, которые основаны на игровой деятельности и приемах изобразительной, музыкальной, драматически-ролевой и художественной экспрессии [34].

Елена Юрьевна, полагает, что программы арт-терапевтической коррекции эмоциональных расстройств у детей могут быть основаны на использовании разных форм творческого самовыражения в первую очередь, изотерапией, которая дополняется музыкотерапией, элементами сказкотерапии. В коррекционной программе присутствует метод изотерапии.

Калетина Елена Валентиновна, педагог-психолог, МОУ «Прогимназия № 159 для детей дошкольного и младшего школьного возраста», г. Ижевск. В своей работе «Коррекция эмоциональной сферы и отклонений в поведении методом песочной терапии», считает, что, этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности [28].

Автор подчеркивает, что песочная терапия используется как, терапевтическим, так и диагностическим методом. Для детей — это способ рассказать о своих тревогах, страхах и переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может выразить внутреннее беспокойство. Вследствие чего, могут возникать трудности в жизни ребенка. Песочная терапия дает ему возможность не только перенести свои переживания и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать.

Метод подходит для детей тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей; подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации.

В песочной терапии, Елена Валентиновна, использует следующие формы работы: сказкотерапевтический подход; психодиагностика в песочнице; работа в паре; групповая работа.

Лехнер Нина Александровна, Маслова Оксана Ивановна, Шутенко Елена Юрьевна, педагоги-психологи, МДОУ «Детский сад № 94»; МОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 355»; МДОУ «Детский сад № 275 общеразвивающего вида», г. Омск, разработали «Программу психолого-педагогического сопровождения тревожных детей дошкольного возраста» [29].

Авторы в данной программе использовали методы арт-терапии: сказкотерапия, игротерапия, телесная терапия; приемы: релаксация, концентрация внимания, функциональная музыка.

Целью коррекционной программы является: коррекция уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Предполагают, что создание и внедрение практико-ориентированной программы психолого-педагогического сопровождения служит гуманизацией педагогического процесса и методов воспитания детей.

Барко Галина Ивановна, педагог-психолог, МБДОУ № 50, г. Ачинск, Красноярский край. В своей работе предоставила совместное детско-родительское занятие «Гармонизация детско-родительских отношений методом арт-терапии» (авторская методика) [23].

В предложенном занятии, Галина Ивановна, использовала музыкотерапию и изотерапию.

Психолог считает, что проводя занятие, можно использовать полученный материал как возможность дополнительной диагностики. Часто в процессе рисования подтверждается состояние дисгармоничных связей или передается атмосфера гармоничных отношений в семье.

Могилева Ирина Евгеньевна, педагог-психолог, ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 659, г. Москва. В своей работе «Применение арт-терапии в работе с детьми», считает, что применение арт-терапии в работе с детьми весьма актуально. Во-первых, это достаточно простой путь для налаживания контакта с детьми с помощью красок, глины, сказок, музыки — того, чем так нравится заниматься большинству детей. Во-вторых, дети в силу возраста еще не знают, как понять то, что происходит внутри них, не умеют осознавать и формулировать собственные проблемы. Тогда им предлагается простой способ выразить все, что они хотят, с помощью красок, глины, песка и др. Рисование позволяет ребенку выразить то, что он знает, чувствует, но не может высказать и сформулировать словами [30].

В своей работе, автор, считает что, часто использованным методом работы с дошкольниками является изотерапия с элементами фототерапии. В занятии использовала: цветотерапию, изотерапию и фототерапию.

Орлова Любовь Владимировна, учитель-логопед, ГБОУ СОШ № 55, г. Москва. В своей работе «Арт-терапия в коррекции детских страхов», считает что, применение арт-терапевтических методов незаменимы в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности. В случае трудностей общения — замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности — арт-терапевтические занятия позволяют объединить детей в группу (при сохранении индивидуального характера их деятельности) и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктами [32].

В своих занятиях, педагог, использует следующие методы арт-терапии: музыкотерапию, песочную терапию, изотерапию, драмтерапию, телесную терапию, танцевальную терапию, игротерапию. В изотерапии использовала такие техники как «Каракули», «каракули Винникотта», «каракули тела», «закрытые глаза», «автографы», «эстафета линий»; упражнения «Рисование в пространстве», «прогулка по пространству тетрадного листа», рисование по опорным точкам и графические упражнения. Эти техники и упражнения позволяют снизить контроль со стороны сознания в процессе рисования, раскрепостить ребенка, настраивая его на художественно-продуктивную деятельность.

Морозова Наталия Викторовна, педагог-психолог, МОУ Прогимназия для детей дошкольного и младшего школьного возраста, г. Маркс. В своей работе «Арт-терапия в работе педагога-психолога», считает, что дошкольное образование в России, на современном этапе, ориентировано не только на обеспечение познавательного развития ребенка, но и на становление базовых свойств его личности: самооценки, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. Смыслом работы педагога-психолога видит в оказании поддержки в развитие личности ребенка, развитии его индивидуальных способностей, самовыражения и самопознания [31].

Автор, считает, что арт-терапия — один из самых «мягких» и в то же время глубоких методов в арсенале своей работы. Через арт-техники развиваются ассоциативно-образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арт-терапия ресурсная, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности детям в своих силах. Чем лучше ребенок, а в последствии взрослый человек, умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.

Наталия Викторовна, предоставила методы и упражнения, которые использует на занятиях с детьми: музыкотерапия, цветотерапия, игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, песочная терапия. В методике рисования песком использует следующие упражнения: свободные движения по песку сверху вниз, слева направо; правильно брать песок, открывать и закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок; «Трудная дорога»; «Опасный поворот»; «Молния»; «Чудовище на острове»; «Следы на песке»; «Радуга»; «Грустное дерево»; «Легкий ветерок»; рисунки на свободные темы, на заданную тему «добро и зло», «страх» и др.; рисование портретов (друга, себя, родителей и т. д.; моделирование бытовых сцен; создание композиций «шторм», «взрыв».

Встречи с детьми, совместная работа с воспитателями постепенно приносят свои плоды и дают ожидаемые результаты:

— развитие коммуникативных навыков;

— развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;

— снижение эмоциональной тревожности;

— повышение самооценки;

— развитие самосознания;

— осознание внутренних ресурсов

— улучшение детско-родительских отношений;

— закрепление положительных поведенческих реакций

— позитивные изменения в психологическом состоянии детей, и образе Я.

В коррекционных занятиях «Сотворение мира» и «Волшебные краски», использует сказкотерапию, музыкотерапию, изотерапию.

Салеева Светлана Валерьевна, педагог-психолог, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 153, г. Самара. В своей работе с тревожными детьми, считает, что в категорию тревожных детей входят дети, которые чувствуют дискомфорт при необходимости вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, за исключением узкого круга близких людей, не уверены в своих силах, не способны ориентироваться в человеческих отношениях, испытывают разнообразные страхи и опасения, частью реальные, а частью вымышленные [33].

Основная трудность работы с такими детьми заключается в том, что их особенности долго остаются незамеченными. Поэтому необходимо как можно раньше обращать внимание на детей с проявлениями тревожности, пока эти качества еще не сформировались окончательно, а дети не овладели умением оставаться невидимками для взрослых. Только тогда грамотное воздействие педагога-психолога детского сада в тесном контакте с педагогами групп, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре ДОУ и родителями ребенка может дать значительный положительный эффект.

В целях снятия тревожности как качества личности, снижения уровня мышечной зажатости, для нахождения контакта с детьми, мной была разработана программа «Эмоционального развития детей дошкольного возраста».

Для осуществления программы, автор, использовала следующие этапы:

— проведение диагностики уровня тревожности в средних группах МДОУ;

— воспитателям, педагогам, родителям выдаются рекомендации «Тревожный ребенок в группе», «Как помочь тревожному ребенку на занятиях по физкультуре и музыке»;

— индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики; рекомендации «Поможем ребенку справиться с тревожностью»;

— формирование групп для проведения занятий по программе;

— проведение занятий;

— повторная психологическая диагностика детей с целью отслеживания динамики их развития и результативности занятий;

— консультирование педагогов и родителей по результатам диагностики.

Психолог, использовала такие методы арт-терапии, как сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, драмтерапия, телесная терапия.

Гудзик Татьяна Владимировна, педагог-психолог, ГБДОУ детский сад № 14 комбинированного вида, г. Ломоносов. В своей работе «Использование методов арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста», считает, что арт-терапия в практике педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения обоснована присущими ему функциями: воспитательной, развивающей, коррекционной, психотерапевтической, диагностической. Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Позволяет развивать коммуникативные навыки ребенка способность к сотрудничеству со сверстниками [25].

На ее взгляд, проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий, в которых сочетаются музыкотерапия, фототерапия, техники телесно-ориентированной арт-терапии и др. наиболее эффективно, так как у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, а главное — развиваются коммуникативные умения.

Арт-терапевтические методы и упражнения, которые использовала автор:

— изотерапия «Имя», «Прекрасный сад», «Рисуем на спине», «Волшебные краски», «Каракули», «Воображаемый зверь», «Мое настроение», «Создай маску»;

— песочная терапия;

— фототерапия;

— телесная терапия «Импульс», «Разговор с руками», «Дождь в лесу», «Путешествие на облаке»;

— музыкотерапия «Танцы для пальцев», «Оркестр», «Ритм»;

— сказкотерапия «Сказка по кругу»;

— танцевальная терапия «Сочини свой танец», «Ритмичное эхо», «Свободный танец», «Танцы для масок», «Волшебный лес».

Даньшина Любовь Александровна, воспитатель, МДОУ КВ д\с № 6 «Незабудка», г. Пущино. В своей работе мастер-класс для педагогов с элементами арт-терапии «Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников», считает, что арт-педагогика имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника. Использование средств арт-педагогики дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно — эстетической и т. д.) [26].

Автор, использовала следующие арт-терапевтические методы: изотерапия, музыкотерапия, игротерапия.

Ярославцева Любовь, педагог-психолог, г. Томск. В своей работе «Психокоррекционные занятия с тревожными детьми младшего школьного возраста» считает, что тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки. Такой человек, терзаемый постоянными сомнениями, не способен на серьезные жизненные достижения и, как следствие, социально дезадаптивен. Данная проблема настолько актуальна, что требует своего скорейшего разрешения, так как в противном случае вполне может привести к формированию поколения неуверенных, тревожных, абсолютно неспособных адаптироваться в жизни людей [35].

Автор, полагает, что сочетание арт-терапевтических методик и методик оригами с основными процедурами психодрамы, дает ребенку возможность не только воплотить свои творческие фантазии, но и прожить их — «проиграть в реальности», а также развить креативное мышление, мелкую моторику, память, логическое мышление.

Исходя из вышеперечисленного, психолог, использует, такие методы арт-терапии как сказкотерапия, драмтерапия, телесная терапия, изотерапия.

Зайцева Наталья Анатольевна, педагог-психолог, «Тотемский центр психолого-медико социального сопровождения» ГОУ, г. Тотьма. В своей программе «Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста», считает, что нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У школьников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах у доски, на контрольных. Учащиеся с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения, направленный на получение негативного внимания [27].

Созданная автором программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. Данная программа полностью направлена на работу с различными страхами, возникающими у детей дошкольного и школьного возраста.

Используемые арт-терапевтические методы: музыкотерапия, игротерапия, телесная терапия, сказкотерапия, фототерапия.

Ганюшкина Ольга Анатольевна, педагог-психолог, МОУ «СОШ № 11» г. Саратова. В своей коррекционно — развивающей программе по арт-терапии «Цветной мир» для 1−4 классов, считает, что сталкиваясь с трудностями, пусть даже мнимыми, дети реагируют привычным для них образом. Как правило, психологу приходится иметь дело с детьми, которые на препятствия реагируют разными формами защиты. Наличие трудностей любого плана — учебных, коммуникативных, эмоциональных, семейных, перед которыми ребенок чувствует себя слабым и незащищенным, когда-то спровоцировало появление проблем, с которыми внимательные родители впоследствии обратились к детскому психологу. Арт-терапия предполагает создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности, вызывает новые способы активности и помогает их закрепить [24].

В программе использованы методы арт-терапии: изотерапия и песочная терапия.

Арт-терапевтические техники и упражнения, которые используются в программе: «Марания», «Штриховка, каракули», «Монотипия», «Фроттаж», «Рисование пальцами», «Рисование сухими листьями», «Рисование предметами окружающего пространства», «Трехмерные изображения из газет» (изотерапия); «Здравствуй, песок», «Песочный дождик», «Песочный ветер», «Необыкновенные следы», «Узоры на песке», «Песочный круг», «Песочные прятки» (песочная терапия).

С. А. Ахмедова, студентка, Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «СВФУ», г. Нерюнгри. В своей работе «Профилактика и снижение агрессивности младших школьников средствами арт-терапии», считает, что одним из эффективных методов работы с агрессивными детьми, является метод арт-терапии. Автор, провела анализ психолого-педагогического опыта специалистов РФ и РС (Я), где отображено, какие методы арт-терапии используют в своей деятельности. Изотерапия, музыкотерапия, имаготерапия, кинезитерапия способствуют благоприятному воздействию на эмоциональное состояние детей, устранению страхов, агрессии и тревожности [1].

С. А. Ахмедова, в своем опыте работы разработала программу арт-кружка «Радуга», которая направлена на снижение и профилактику агрессивности младших школьников посредством методов арт-терапии. В занятиях используются различные методы арт-терапии, такие как: изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, куклотерапия и игротерапия.

Е. А. Онищенко, студентка, Технического института (филиала) ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова», г. Нерюнгри. В своей работе «Профилактика и снижение тревожности младших школьников с использованием элементов арт-терапии», полагает, что методы профилактики и снижения тревожности младших школьников на разнообразны. Наиболее оптимальным и продуктивным, является метод арт-терапии [14].

В своем опыте работы, автор, разработала систему работы с тревожностью младших школьников с использованием элементов арт-терапии. Основные методы арт-терапии, которые использовались на занятиях: изотерапия, игротерапия, песочная терапия и техника оригами.

И. В. Казакова, воспитатель, ДОУ «Снегири», г. Нерюнгри. В своей работе «Сказкотерапия — как средство развития творческих способностей, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром детей дошкольного возраста», считает, что через сказку можно узнать о переживаниях детей, которые они сами не осознают, или стесняются обсуждать с взрослыми. В детском дошкольном учреждении сказкотерапия приобретает актуальность, потому что, напрямую связанна с игротерапией [5].

Автор, полагает, что использование сказкотерапевтических технологий дает возможность помочь детям в их проблемах, восстановить их эмоциональное равновесие, установить имеющиеся нарушения в поведении.

Е. А. Колесникова, Н. Э. Какаулина., воспитатели, МБС (К) ОУСКНШДС№ 2, г. Нерюнгри. В своей программе «Использование технологии „Арт-терапия“ в коррекции детско-родительских отношений»", считают, что в дошкольном возрасте у ребенка развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия, т.к. многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей с ограниченными возможностями здоровья и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с ними на эмоциональном уровне. Поэтому, авторы разработали данную программу. В программе использовались следующие методы арт-терапии: сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия и игротерапия [9].

Проведя сравнительный анализ детско-родительских отношений, на заключительном этапе, выявили что, высокий уровень развития детско-родительских отношений увеличился на 14%, средний остался на том же уровне 46%, а низкий снизился на 15%. Таким образом, полученные результаты в ходе исследования подтверждают, что разработанная ими программа способствовала положительному развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком.

Выводы по первой главе

1. Проведя анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, мы выяснили что, в психологическом аспекте тревожность это состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, не является устойчивой чертой, обратима при проведении соответствующих мероприятий.

2. Проведенный нами анализ психолого-педагогического опыта педагогов РФ и РС (Я) позволил нам рассмотреть методы и техники арт-терапии, применяемые в коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Такие методы арт-терапии, как сказкотерапия, изотерапия, игротерапия, фототерапия, драмтерапия и вокалотерапия позволяют снижать психо-мышечное напряжение, развивать умения решать проблемные ситуации и повышать эмоциональную самооценку ребенка.

2. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДОУ ПО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ

2.1 Психолого-диагностический комплекс изучения тревожности

В соответствии с целями нашего исследования, нами были подобранны следующие методы изучения тревожности:

1) методика «Паровозик» (С. В. Велиева) [2, с. 92];

2) модификация теста детской тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амэн) и методики «Кинотеатр» [19];

3) методика эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности (Э. Т. Дорофеева) [2, с. 77].

1) Методика «Паровозик» (С. В. Велиева) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Цель: направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный).

Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т. д.».

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка в протоколе.

2) Модификация теста детской тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амэн) и методики «Кинотеатр» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Цель: изучение степени позитивного или негативного эмоционального состояния детей с 4-х до 8 лет.

Инструкция: «Представь, что ты — мальчик (девочка), изображенный на рисунке. Какое у тебя будет лицо в данной ситуации?»

Фиксируется содержание картинки и выбранная пиктограмма в протоколе.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»).

Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок — взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

3) Методика эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности (Э. Т. Дорофеева) (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Цель: оценка эмоционального состояния ребенка через изменение сдвига чувствительности по трем цветам.

Инструкция при первом предъявлении: «Посмотри внимательно. Перед тобой лежат три карточки разного цвета — красная, синяя, зеленая. Выбери из них ту, которая тебе больше всего нравится».

Инструкция, когда выбор ребенком сделан: «А, теперь, какую карточку по цвету выберешь?». Третья карточка, также фиксируется в протоколе.

При предъявлении карточек в середине и в конце общения инструкция не меняется. По результатам обследования заполняется протокол на каждого ребенка. В протоколе обследования фиксируется три варианта сдвига цветов и проводится анализ устойчивости психического состояния ребенка.

2.2. Программа коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством методов арт-терапии

Данная программа направлена на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Одной из актуальных проблем является снижение уровня тревожности у дошкольников, так как высокая тревожность оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них. Дети с нормальным уровнем тревожности адекватно реагируют на успех и неудачу в своей деятельности. Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, от их расположения и заботы, что будет способствовать его психологическому здоровью.

Цель данной программы — снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

Задачи:

1. Снижение психо-мышечного напряжения.

2. Способствовать развитию умений решать проблемные ситуации.

3. Повышение самооценки.

Принципы психолого-педагогической коррекции (Осипова А. А.).

1. Принцип единства коррекции и развития. Решение о необходимости коррекционной работы принимается на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

2. Принцип единства возрастного и индивидуального в развитии. Индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития.

3. Принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка.

4. Деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели.

5. Принцип подхода в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Мобилизация движущих сил развития происходит у ребенка тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему, включает его в решение все более и более трудных задач и проблем.

6. Принцип безусловного принятия ребенка со стороны психолога, педагога.

7. Принцип демократизма в общении взрослого и ребенка, соблюдение равноправия на фоне общего безусловного принятия.

8. Принцип поощрения (и проявление этого психологического поощрения) достижений ребенка в плане обретения творческой самостоятельности и продуктивности.

9. Принцип символического отреагирования детских проблем, вызывающих тревогу и страхи, и превращение их в объект творческой проработки [11, с. 9].

Методы, используемые в программе: драмтерапия, вокалотерапия, изотерапия, сказкотерапия, фототерапия, игротерапия, телесная терапия.

Форма работы: групповая; продолжительность 30 минут. Контингент — дети старшего дошкольного возраста.

Ожидаемый результат: по окончанию программы, дети будут более раскованными, открытыми в коммуникативных контактах, уметь принимать самостоятельно решения, более активны в социальных контактах за пределами близкого окружения.

Структура занятий:

— 1 этап: диагностический (начало исследования);

— 2 этап: коррекционно-развивающий;

— 3 этап: диагностический (конец исследования).

Программа включает в себя 20 занятий. Занятия проводится два раза в неделю, продолжительностью 30 минут, на протяжении 2,5 месяцев.

Календарно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Методы арт-терапии / техники, упражнения

Количество часов

Дата

1.

Здравствуйте, это я

— драмтерапия «Подари подарок другу»;

— вокалотерапия «Доброе утро»;

— телесная терапия «Качели»;

— беседа «Что я люблю?»;

— изотерапия «Художники-натуралисты».

30 минут

2.

Мое имя

— драмтерапия «Подари подарок другу»;

— вокалотерапия «Доброе утро»;

— беседа «Мое имя»;

— изотерапия «Рисование самого себя»;

— телесная терапия «Доверяющее падение».

30 минут

3.

Будь смелым

— драмтерапия «Подари подарок другу»;

— беседа: «Будь смелым»;

— телесная терапия «Воздушный шарик»;

— сказкотерапия «Два брата»;

— изотерапия «Нарисуй любимого героя».

30 минут

4.

Поверь в свои силы

— драмтерапия «Я дарю тебе»;

— беседа «Поверь в свои силы»;

— сказкотерапия «Продолжи предложение»;

— изотерапия «Техника каракулей»;

— телесная терапия «Горячие ладошки».

30 минут

5.

Настроение

— вокалотерапия «Доброе утро»;

— драмтерапия «Возьми и передай», «Превращения»;

— телесная терапия «Неваляшка»;

— изотерапия «Мое настроение»;

— сказкотерапия «Моя сказка настроения».

30 минут

Настроение

— вокалотерапия «Доброе утро»;

— телесная терапия «Росточек под солнышком», «Злые и добрые кошки», «Ласковый мелок»;

— драмтерапия «На что похоже мое настроение»;

— изотерапия «Угадай, что спрятано в крупе», «Автопортрет».

30 минут

6.

Волшебный лес

— вокалотерапия «Доброе утро»;

— сказкотерапия «Небылицы в лесу»;

— беседа «За что меня любят мама, папа и др.»;

— изотерапия «Коллаж волшебного леса»;

— телесная терапия «Доверяющее падение».

30 минут

7.

Сказочная шкатулка

— вокалотерапия «Доброе утро»;

— телесная терапия «Росточек под солнышком», «Горячие ладошки»;

— сказкотерапия «Фея и ее шкатулка», «Придумай веселый конец»;

— изотерапия «Волшебные зеркала».

30 минут

8.

Волшебники

— вокалотерапия «Доброе утро»;

— телесная терапия «Путаница», «Волшебники», «Горячие ладошки»;

— сказкотерапия «Волшебный сон»;

— изотерапия «Рисование своего сна».

30 минут

9.

Солнце в ладошке

— драмтерапия «Подари подарок другу», «Комплементы»;

— вокалотерапия «Доброе утро»;

— сказкотерапия «Не оконченные предложения», «Солнце-работяга»;

— фототерапия «Солнышкин день»;

— изотерапия «Солнышко в ладошке».

30 минут

10.

Верь в себя

— вокалотерапия «Доброе утро»;

— беседа «Верь в себя»;

— телесная терапия «На море»;

— изотерапия «Я и море», «Стройка».

30 минут

11.

Помоги другим

— вокалотерапия «Доброе утро»;

— сказкотерапия «Дедушка и внучек»;

— фототерапия «Тимуровцы»;

— изотерапия «Моя помощь».

30 минут

12.

Люби себя таким, какой ты есть

— вокалотерапия «Доброе утро»;

— телесная терапия «Винт», «Дружба», «Я очень хороший — ты очень хороший»;

— изотерапия «Красивое имя (контур)».

30 минут

13.

Уважай и люби близких

— драмтерапия «Подари подарок»;

— беседа «Кто любит своих близких»;

— телесная терапия «Найди своего друга», «Небо»;

— сказкотерапия «В лесу»;

— изотерапия «Моя семья».

30 минут

Умей справляться с трудностями

— вокалотерапия «Доброе утро»;

— беседа «Как вы справляетесь с трудностями»;

— телесная терапия «Волны», «Ручей»;

— сказкотерапия «На реке»;

— игротерапия «Разведчики»

— изотерапия «Ладошка».

30 минут

14.

Прими решение

— вокалотерапия «Доброе утро»;

— драматизация «Комплементы»;

— телесная терапия «Доверительное падение»;

— фототерапия «Звериные чувства»;

— игротерапия «Смелые ребята»

30 минут

15.

Прими решение

— вокалотерапия «Доброе утро»;

— драматизация «Возьми и подари»;

— телесная терапия «Ищем клад»;

— сказкотерапия «Прими решение»;

— игротерапия «Смелые ребята».

30 минут

16.

Смелость, города берет

— вокалотерапия «Доброе утро»;

— телесная терапия «Горячие ладошки», «Небо»;

— изотерапия «Азбука смелости»;

— драмтерапия «На полянке»;

— сказкотерапия «Сказка по кругу».

30 минут

17.

Самооценка

— вокалотерапия «Доброе утро»;

— сказкотерапия «Приятные воспоминания»;

— беседа «Самое-самое»;

— телесная терапия «Неваляшки».

30 минут

Итоговое занятие

— вокалотерапия «Доброе утро»;

— телесная терапия «Что тебя привлекает в соседе», «Я очень хороший — ты очень хороший», «Доверительное подение»;

— изотерапия «Мое взрослое будущее»;

— игротерапия «Клеевой дождик», «Зайцы и слоны».

30 минут

Итого

10 часов

Выводы по второй главе

1. Анализ психолого-педагогической, методической литературы позволил нам составить психолого-диагностический комплекс выявления уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста, включающую в себя следующие методики: методика «Паровозик» (С. В. Велиева); модификация теста детской тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амэн) и методики «Кинотеатр»; методика эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности (Э. Т. Дорофеева).

2. Опираясь на практический опыт работы педагогов-психологов с тревожными детьми, мы разработали программу коррекционной работы, направленную на снижение тревожности посредством методов арт-терапии. Среди изученных методов по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста, чаще всего используются такие методы арт-терапии как: изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, игротерапия, песочная терапия, драмтерапия и телесная терапия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, тревожные дети могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или наоборот, слишком общительные, назойливые. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе, агрессия направленная на других, одиночество, замкнутость, малоактивность, фантазии отходящие от реальности.

Причин возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста много, перечислим некоторые из них: завышение требований со стороны взрослых, упреки, частые угрозы, недоверие ребенку, отдаленность родителей.

В психолого-педагогической литературе по данной проблеме, мы выяснили что, в психологическом аспекте тревожность это состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, не является устойчивой чертой, обратима при проведении соответствующих мероприятий.

На основе анализа психолого-педагогического опыта работников образования РФ и РС (Я) нами было выявлено, что наиболее эффективными методами арт-терапии, которые способствуют снижению тревожности детей старшего дошкольного возраста являются: изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, игротерапия, песочная терапия, драмтерапия и телесная терапия. Использование этих методов помогают дошкольнику избавится от тревоги, эмоционально и личностно познавать себя и других людей; способствует познанию окружающего мира; помогают реализовать свои способности, умение активизироваться, расслабляться; выражать свои эмоции и чувства.

Опираясь на опыт работы специалистов по данной проблеме, мы разработали программу коррекционной работы, направленную на снижение тревожности посредством методов арт-терапии. Среди изученных методов по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста, мы используем следующие методы арт-терапии: изотерапия, вокалотерапия, сказкотерапия, игротерапия, драмтерапия, фототерапия.

Более продолжительная коррекционная работа по снижению тревожности приведет к тому, что уровень проявлений тревоги снизится до минимума.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмедова С. А. Профилактика и снижение агрессивности младших школьников средствами арт-терапии // Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященной 20-летию ТИ (ф) ФГАОУ ВПО «СВФУ» (5 — 7 апреля 2012 г.).

— Нерюнгри, 2012. — С. 12−14.

2. Бреслав Г. М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отклонение. — М.: Педагогика, 1998. — 180 с.

3. Велиева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учеб.-методическое пособие // сост. С.В. Велиева. — СПб.: Речь, 2005. — 240 с.

4. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр. — СПб.: Союз, 1997. — 224с.

5. Казакова И. В. Сказкотерапия — как средство развития творческих способностей, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром детей дошкольного возраста // Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса: Материалы III региональной научно-практической конференции (18 февраля 2012 г.).

— Нерюнгри, 2012. — С. 29−32.

6. Кирьянова О. Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста / О. Н. Кирьянова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. — СПб.: Реноме, 2011. — С. 23−25]

7. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — СПб.: Речь, 2007. — 336 с.

8. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов., работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2007. — 160 с.

9. Колесникова Е. А., Какаунина Н. Э. Использование технологий Арт-терапия в коррекции детско-родительских отношений // XVI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов в г. Нерюнгри, с международным участием: материалы конференций (11−13 апреля 2013 г.).

— Нерюнгри, 2013. — С. 95−98.

10. Коломенский Я. Л, Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии. Психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер, 2004. — 480 с.

11. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с.

12. Крамер Э. Арт-терапия с детьми. — М.: Владос, 2013. — 320 с.

13. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. — М.: [б. и.] 2001. — 98 с.

14. Онищенко Е. А. Профилактика и снижение тревожности младших школьников с использованием элементов арт-терапии // XI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященная 75-летию Высшего образования в Якутии и 35-летие города Нерюнгри: Материалы конференции (2−3 апреля 2010 г.).

— Нерюнгри, 2010. — С. 179−182.

15. Осипова А. А. Общая психокоррекция. — М.: Сфера, 2002. — 510 с.

16. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии — 1984. — № 4. — С. 15−30.

17. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. — СПб.: Питер, 2009 — 192 с.

18. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: 21 психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. — М.: [б. и.] 2000. — 435 с.

19. Прохоров А. О. Психические состояния детей дошкольного возраста / С. В. Велиева, А. О. Прохоров // Вопросы психологии — 2003. — № 5. — С. 56−67.

20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.

21. Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. — СПб.: Бионт, — 1997. — 64 с.

22. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) / Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. — СПб.: [б. и.] 2002. — С. 19−28.

23. Барко Г. И. Гармонизация детско-родительских отношений методом арт-терапии // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2010−2011 уч.г. Режим доступа: festival.1september.ru

24. Ганюшина О. А. Коррекционно — развивающая программа по арт-терапии «Цветной мир» для 1−4 классов // Образовательный портал 2012−2013 уч.г. Режим доступа: prezentacya.ru

25. Гудзик Татьяна Владимировна Использование методов арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Социальная сеть работников образования 2013−2014 уч.г. Режим доступа: nsportal.ru

26. Даньшина Л. А. Мастер-класс для педагогов с элементами арттерапии «Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников» // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2010−2011 уч.г. Режим доступа: festival.1september.ru

27. Зайцева Н. А. Программа «Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста» // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004−2005 уч.г. Режим доступа: festival.1september.ru

28. Калетина Е. В. Коррекция эмоциональной сферы и отклонений в поведении методом песочной терапии // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005−2006 уч.г. Режим доступа: festival.1september.ru

29. Лехнер Н. А., Маслова О. И., Шутенко Е. Ю. Программа психолого-педагогического сопровождения тревожных детей дошкольного возраста // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006−2007 уч.г. Режим доступа: festival.1september.ru

30. Могилева И. Е. Применение арттерапии в работе с детьми // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2010−2011 уч.г. Режим доступа: festival.1september.ru

31. Морозова Н. В. Арт-терапия в работе педагога-психолога // Социальная сеть работников образования 2012−2013 уч.г. Режим доступа: nsportal.ru

32. Орлова Л. В. Арт-терапия в коррекции детских страхов // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2012−2013 уч.г. Режим доступа: festival.1september.ru

33. Салеева С. В. Из опыта работы педагога-психолога ДОУ с тревожными детьми // Социальная сеть работников образования 2013−2014 уч.г. Режим доступа: nsportal.ru

34. Шестакова Е. Ю. Проблема тревожности и страхов у детей дошкольного возраста // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2011−2012 уч.г. Режим доступа: festival.1september.ru

35. Ярославцева Л. Работа психолога с детской тревожностью // Журнал «Школьный психолог» 2006−2007 уч.г. Режим доступа: psy.1september.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика «Паровозик» (С. В. Велиева)

Обработка данных.

1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый — на третью; красный, желтый, зеленый — на шестую.

2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый — на вторую; красный, желтый, зеленый — на седьмую, синий — на восьмую.

3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий — на седьмую; красный, желтый, зеленый — на восьмую позицию.

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4−6 баллах — как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7−9 баллах — как НПС средней степени; больше 9 баллов — НПС высокой степени.

Оценка результатов

4 балла — позитивное психическое состояние

3 балла — негативное психическое состояние низкой степени

2 балла — негативное психическое состояние средней степени

1 балл — негативное психическое состояние высокой степени

Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100%.

Оценка результатов:

70% и выше — высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК);

42 — 69% - средняя сБПК;

26 — 41,9% - незначительная сБПК;

0 — 25% - начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК);

-1 до — 25% -средняя сНПК;

— 26% и ниже — сильная сНПК.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Модификация теста детской тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амэн) и методики «Кинотеатр».

Протокол обследования.

Ф.И.О.______________ Возраст______ Дата проведения___________

Рисунок

Высказывание ребенка

Выбор

Веселое лицо

Грустное лицо

Рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

Рис. 2. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

Рис. 3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис. 4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) одевается».

Рис. 5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) идет спать».

Рис. 7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

Рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис. 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис. 12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис. 13. Ребенок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

Рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) ест».

Стимульный материал для девочек

Стимульный материал для мальчиков

Протоколы, полученные от каждого ребенка, далее подвергаются анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.

Ключ, интерпретация.

Количественный анализ.

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = Число эмоциональных негативных выборов х100%

14

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

a) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

b) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

c) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ.

Ребенок анализируется индивидуально. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной

(и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»).

Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ.

Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»).

Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок — взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Методика эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности (Э. Т. Дорофеева).

Индивидуальный протокол фиксации ответов ребенка.

Фамилия, имя ребенка_______________ Возраст_______

Группа детского сада__________ Дата заполнения________

№ п/п

Ф. И. ребенка

Порядок расположения цветов в общении

Основной цветовой сдвиг

Устойчивость

Лабильность

1

в начале

2

в середине

3

в конце

1.

Обработка данных проводится в соответствии с оценкой (характеристикой) психического состояния по типу сдвига чувствительности.

Количественная обработка данных проводится по формуле:

X=nх100%/N,

где n — известное число детей с теми или иными психическим состоянием,

N — общее количество детей, X — искомые %.

Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности.

№ п/п

Порядок расположения цветов

Название эмоционального состояния

Характеристика эмоционального состояния

1.

К-С-З

Активные аффекты. Состояние аффективного возбуждения (АВ)

Диапазон изменений переживания, чувства нетерпения, возмущения до состояния гнева, ярости. В клинике у психических больных (дисфория)

2.

К-З-С

Переживание состояния функционального возбуждения (ФВ)

Эмоции, связанные с удовлетворением потребности. Диапазон — от переживания чувства удовлетворения до восторга, ликования. Доминирование положительных эмоций

З-К-С

Состояние функциональной расслабленности (ФР)

Отсутствие выраженных переживаний. Оценивается человеком как спокойное состояние, устойчивое, самое оптимальное для реализации человеческих контактов, отношений, различных видов деятельности, где не требуется напряжения.

3.

З-С-К

Состояние функциональной напряженности, настороженности (ФН)

Ориентировочные реакции характеризуются повышением внимания, активностью, встречаются в тех случаях, где требуется проявление подобных качеств. Оптимальный вариант функциональной системы.

4.

С-З-К

Состояние эмоционального торможения (ФТ)

Неудовлетворение потребностей (печаль, тоскливость, напряженность): от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги. Полярно ФВ. Доминирование отрицательных эмоций. Перенапряжение всех систем организма.

5.

С-К-З

Состояние аффективного торможения (АТ)

Встречается в основном в клинике при глубоких экзогенных депрессиях. Диапазон: от состояния растерянности, психологического дискомфорта до страха. Полярно АВ. Доминирование сильных отрицательных эмоций.

Соответствие эмоционального состояния типу сдвига цветовой чувствительности.

Сдвиги цветов

Названия сдвигов

Характеристика эмоций

К-С-З

К-З-С

Аффективное возбуждение (АВ)

Функциональное возбуждение (ФВ)

Положительные эмоциональные состояния (+)

З-К-С

З-С-К

Функциональная расслабленность (ФР)

Функциональная напряженность, настороженность (ФН)

Нейтральные эмоциональные состояния (*)

С-З-К

С-К-З

Функциональное торможение (ФТ)

Аффективное торможение (АТ)

Отрицательное эмоциональное состояние (-)

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector