Концепция интернатуры в педагогической отрасли

 

Е.Н. Геворкян, А.И. Савенков,И.В. Егоров, С.Н. Вачкова

Общие положения интернатуры

Подготовка бакалавров к профессиональной деятельности должна осуществляться в высшем образовательном учреждении по направлениям «Педагогическое образование» и «Психологопедагогическое образование» и соответствовать двум стандартам — академическому и профессиональному. Подтверждением академического стандарта является диплом о высшем образовании (бакалавра).

Соответствие молодого специалиста профессиональному стандарту в области педагогической деятельности и право на профессиональную педагогическую деятельность обеспечивается прохождением первичной последипломной специализации — педагогической интернатуры.

В основе построения программы и образовательного процесса в педагогической и психолого-педагогической интернатуре лежит компетентностный подход, предполагающий развитие у выпускника бакалавриата сформированных (на этапе четырехлетнего обучения в вузе) универсальных и профессиональных компетенций, обозначенных в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлениям подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификационная степень «бакалавр»[1]) и 050400 «Психолого-педагогиче- ское образование» (квалификационная степень «бакалавр»[2]).

Интернатура рассматривается как этап подготовки педагогических кадров, позволяющий обеспечить максимально возможный уровень компетенций, необходимых для практической деятельности в начале профессиональной карьеры.

Учебный план и рабочая программа интернатуры разрабатываются вузом самостоятельно в соответствии с требованиями и перечнем компетенций, которые содержатся в ФГОС ВПО по указанным выше направлениям подготовки бакалавров. Интерну предоставляется возможность выбора между педагогическим или психолого-педагогическим образованием. В рамках выбранного направления интерн осваивает содержание трех обязательных компонентов подготовки: учебно-теоретического, учебно-практического и научно-практического.

В рамках учебно-теоретического компонента подготовки интерну предоставляется возможность выбора содержания направления:

педагогическое образование;

психолого-педагогическое образование;

педагогическое и психолого-педагогическое образование одновременно.

В учебно-практическом и научно-практическом компонентах освоение содержания будет реализовываться только по педагогическому или только по пси- холого-педагогическому направлению образования.

3 стр., 1367 слов

Формирование у младших школьников в процессе образования ответственности за свой учебный труд

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников в процессе образования ответственности за свой учебный труд 5 1.1 Проблема формирования ответственности у младших школьников в психолого-педагогической литературе 5 1.2 Формирование у младших школьников ответственности за свой учебный труд в процессе образования 9 Глава 2. Практическое исследование формирования у ...

Продолжительность обучения в педагогической интернатуре составит ориентировочно 10 месяцев.

Цель интернатуры — прикладная подготовка выпускников бакалавриата направлений «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» к профессиональной деятельности, предоставляющая возможность дальнейшего обучения в магистратуре по указанным направлениям подготовки.

Задачи интернатуры:

формирование и развитие компетенций выпускников бакалавриата в избранной педагогической, психолого-педагогической профессиональной деятельности;

учебно-теоретическая подготовка выпускников бакалавриата в условиях, максимально приближенных к их будущей профессиональной деятельности;

учебно-исследовательская подготовка выпускников бакалавриата, ориентированная на саморазвитие в профессиональной педагогической деятельности;

совершенствование научно-практической подготовки бакалавров в избранной профессиональной деятельности.

Содержание образования

Структура содержания образования в интернатуре учитывает традиции и современные тенденции развития психологии и педагогики высшей школы и строится на основе трех компонентов обучения (учебно-теоретическом, учебно-практическом и научно-практическом) по модульному принципу.

Модуль представляет законченную, целостную систему учебно-практической и учебно-теоретической подготовки к определенной профессиональной деятельности (например, к должности воспитателя, учителя, педагога-психо- лога, тьютора).

Факторы, определяющие построение индивидуальной образовательной траектории интерна:

направление обучения в бакалавриате «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование»;

предполагаемая область педагогической либо психолого-педагогиче- ской деятельности (дошкольное образование, начальная школа, центры дополнительного образования, центры психолого-медико-социального сопровождения) выпускника интернатуры;

планируемое обучение в магистратуре.

Освоение интернами компонентов подготовки проходит в самостоятельном режиме, но с обязательными индивидуальными консультациями курирующих преподавателей кафедр вуза и педагогов-наставников тех базовых образовательных учреждений, в которых интерны будут осуществлять свою практическую деятельность.

3 стр., 1289 слов

Структура педагогической деятельности. Педагогическая психология

Педагогическая психология Предмет и задачи педагогической психологии Педагогическая психология – это наука, изучающая изменение личности в процессе и результате обучения и воспитания. Она объясняет, что происходит с личностью человека, когда она включена в организованную систему обучения и воспитания.   Объект изучения педагогической психологии – образовательный процесс. Предмет ...

Учебно-теоретический компонент подготовки включает:

модуль 1 — педагогический (направление «Педагогическое образование»);

модуль 2 — психолого-педагогический (направление «Психолого-педагоги- ческое образование»).

Интерн при построении индивидуальной траектории обучения может выбрать освоение либо одного из модулей, либо сочетать изучение модуля 1 с модулем 2, то есть осваивать педагогический и психолого-педагогический учебно-теоретические модули.

Содержательно в этом компоненте подготовки предполагается освоение научной, методической литературы и документации по тематике, связанной с актуальной индивидуальной подготовкой интерна, для организации в даль- нешем учебно-воспитательной работы с одним или двумя детьми из детского коллектива, в котором будет работать интерн в базовом образовательном учреждении.

Контроль освоения содержания в этих модулях будет проходить в форме тестирования в течение всего времени обучения в интернатуре (один раз в 2-3 месяца) по заданиям теоретико-прикладного характера и в форме промежуточного собеседования.

В данном компоненте подготовки предполагается выбор интерном одного из двух модулей либо двух модулей одновременно. Выбор сохраняет возможность перехода из одного направления подготовки в другое в том случае, если интерн меняет направление профессионализации по окончании интернатуры.

Учебно-практический компонент подготовки содержит:

модуль 1 — учебно-практическая деятельность в качестве тьютора, помощника воспитателя, помощника учителя (направление — «Педагогическое образование»);

модуль 2 — учебно-практическая деятельность в качестве помощника педагога-психолога, вожатого, помощника социального педагога в образовательном учреждении, центре психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (направление «Психолого-педагогическое образование»).

Содержательно в этом компоненте подготовки интерн совместно с педаго- гом-наставником, опираясь на опыт педагога-наставника и изученный интерном в учебно-теоретическом модуле материал, разрабатывают индивидуальный план учебных и воспитательных заданий и мероприятий для тех детей, которым надо уделять (в силу различных причин) больше времени в обучении и воспитании.

10 стр., 4794 слов

Особенности поэтапного характера учебно познавательной деятельности учащихся

... работы необходимо учитывать, что стихийного формирования обобщенных умений не происходит. Нужна целенаправленная подготовка, специально организованная деятельность. Кроме того, нужно учитывать, что важным компонентом в подготовке ... Педагогическая психология. М., 1996. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. ...

В этом компоненте предполагается выбор одного из двух модулей, так как подготовка интерна в данном случае будет проводиться по какой-либо конкретной профессиональной деятельности.

Научно-практический компонент предполагает проведение интерном научно-исследовательской работы в области образования по выбранной проблематике.

Содержание работы в этом компоненте будет связано с развитием общекультурных и профессиональных компетенций, требующих использования принципов организации научного исследования; способов достижения и построения научного знания; способности к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания.

Основным результатом научно-практической работы является проведение самостоятельного исследования и публикация научной статьи, а также выступление с докладом на конференции или научном семинаре.

Общие подходы к реализации компонентов обучения

Учебно-теоретический компонент по выбранному направлению предполагает освоение интерном учебно-методической, научной литературы, необходимой для реализации учебно-практического компонента подготовки. Отбор и определение содержания учебно-теоретического компонента ведется совместно с педагогом-наставником, куратором кафедры вуза и самим интерном.

В течение всего времени обучения интерны осваивают учебно-теоретический компонент подготовки, проходят промежуточную аттестацию в форме, определяемой курирующей кафедрой (тестирование, собеседование и пр.).

Тестирование по различным направлениям обучения в интернатуре проводится регулярно: входной, промежуточный и итоговый тестовый контроль. Кроме того, предусмотрено выполнение тестовых заданий в режиме самопроверки в рамках системы дистанционного обучения.

Для проведения тестирования курирующей кафедрой разрабатываются примерные тестовые задания.

13 стр., 6114 слов

Способы стимулирования и мотивации учебной деятельности студентов

Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Минский государственный высший радиотехнический колледж» _____________________________________________________________________________ Кафедра психолого-педагогических дисциплин Способы стимулирования и мотивации учебной деятельности студентов КУРСОВАЯ РАБОТА по курсу «Педагогика» Исполнитель: Пинчук Д. В., студент 3 курса группы ...

Собеседование проводится в рамках промежуточной аттестации (зимней и весенней сессий) и итоговой аттестации. На собеседовании (особенно при ответе на вопросы технологического плана и ситуационные задачи) интерн должен продемонстрировать полноценные знания на уровне их интеграции, что позволит сделать заключение об освоении им содержания учебнотеоретического модуля.

Во время обучения в интернатуре в качестве контрольных мероприятий предполагаются текущие тестирования (один раз в 2-3 месяца) по заданиям теоретико-прикладного характера и промежуточная аттестация, что позволит сочетать теоретическую и прикладную составляющую в развитии профессиональных компетенций интернов как будущих педагогов и педагогов-психологов.

Учебно-практический компонент подготовки по направлению «Педагогическое образование» (модуль 1) предполагает:

изучение интернами нормативных документов образовательного учреждения, знакомство с особенностями образовательного процесса с позиций использования инновационных технологий;

развитие у педагогов-интернов практических навыков ведения профессиональной педагогической деятельности в образовательном учреждении;

знакомство с основными составляющими профессиональной деятельности педагога (учителя, воспитателя, методиста);

ознакомление с видами и правилами ведения педагогом (учителем, воспитателем, методистом) текущей и отчетной документации;

ознакомление с государственными стандартами, программами образовательной деятельности в данном образовательном учреждении;

самостоятельную подготовку конспектов (сценариев) занятий, уроков, мероприятий и др.;

разработку содержания и форм организации учебно-методического сопровождения образовательного процесса с учетом современных научно-методических требований;

методически грамотное проведение различных видов учебных занятий (уроков, занятий, внеклассных мероприятий и др.);

осуществление квалифицированного научно-методического анализа и самоанализа занятий, уроков, внеклассных мероприятий и др.;

закрепление навыков самостоятельной профессиональной работы и самообразования.

24 стр., 11558 слов

Социально-педагогическая коррекция, как форма социально-педагогической деятельности. 17. Отличие социально-педагогической коррекции от психологической корр

Социально-педаго­гическая профилак­тика, коррекция и реабилитация - Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;   - обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутришкольный контроль (далее - ВШК), инспекция по делам несовершеннолетних (далее - ИДИ));   - организация ...

Учебно-практический компонент подготовки по направлению «Пси- холого-педагогическое образование» (модуль 2) предполагает:

изучение интернами нормативных документов образовательного учреждения, знакомство с особенностями образовательного процесса с позиций использования инновационных технологий;

развитие у педагогов-интернов практических навыков ведения психо- лого-педагогической деятельности в образовательном учреждении;

знакомство с основными составляющими профессиональной деятельности педагога-психолога;

ознакомление с видами и правилами ведения педагогом-психологом необходимой отчетной документации;

ознакомление с государственными стандартами, программами образовательной деятельности в данном образовательном учреждении;

проектирование психологического сопровождения образовательного процесса;

реализация психологического сопровождения образовательного процесса;

осуществление профессионального психолого-педагогического анализа и самоанализа занятий, уроков;

проведение психолого-педагогической диагностики;

закрепление навыков профессиональной самостоятельной работы и самообразования.

Таким образом, учебно-практический компонент учебной деятельности в интернатуре предполагает: планирование и реализацию тех направлений работы педагога (учителя или воспитателя), педагога-психолога, которые интерн выполняет в соответствии со своими профессиональными обязанностями. Учебная деятельность интерна сопровождается анализом выполненных заданий, проведенным совместно с педагогом-наставником.

В течение всего процесса подготовки интерн составляет собственный портфолио, ведет дневник учебно-педагогической деятельности (в соответствии с индивидуальным планом работы, анализом посещенных мероприятий, оценками преподавателя и т. п.), проводит научно-педагогические исследования, связанные с избранным направлением педагогической деятельности.

Научно-практический компонент предполагает подготовку интерна к самостоятельной научно-практической и научно-исследовательской работе в сфере образования.

19 стр., 9170 слов

Педагогическая деятельность как творчество

Содержание Введение Глава I. Изучение творчества как научной проблемы. 1.1. «Творчество» - как психолого-педагогическая категория. 1.2 Процесс творчества. Выводы по главе I. Глава II. Проблема соотношения педагогической Деятельности и творчества. 2.1 Определение понятия «педагогическая деятельность» 2.2  Cущность педагогической деятельности как творчества. Выводы по II главе. Заключение ...

Содержание научно-практической работы будет различным у интернов, проходящих подготовку по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование». Поэтому задачами научно-практической работы в интернатуре являются:

обеспечение процесса становления профессионального научно-исследовательского мышления интернов;

формирование четкого представления об основных профессиональных исследовательских и проектных задачах, а также способах их решения;

формирование умений использования современных технологий поиска и сбора информации, обработки и интерпретации полученных теоретических и экспериментальных (эмпирических) данных, овладение современными методами психологических и педагогических исследований;

формирование готовности проектировать и реализовывать в образовательной практике постоянно обновляющееся содержание учебных программ, осуществлять инновационные образовательные технологии, использовать новые средства обучения;

обеспечение готовности к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию, развитию инновационного мышления и творческого потенциала, профессионального мастерства;

самостоятельное формулирование и решение задач, возникающих в ходе научно-исследовательской и практической педагогической деятельности и требующих углубленных профессиональных знаний;

проведение библиографической работы с привлечением современных информационных технологий.

Научно-практический компонент учебно-практической деятельности интерна предполагает выполнение учебно-исследовательских и исследовательских заданий. Куратор со стороны вуза оказывает интерну необходимую помощь в планировании, организации, проведении и анализе итогов научно-педагогических исследований.

Результатом работы интерна по научно-практическому направлению считается завершенное научно-педагогическое исследование в выбранной области (публикация статьи и выступление с докладом на конференции, круглом столе, методическом объединении и др.), которое должно быть связано с практической, педагогической деятельностью интерна. Работа, опубликованная по итогам исследования, может засчитываться интерну при поступлении в магистратуру по педагогическому или психолого-педа- гогическому образованию.

Итогом работы интерна по учебно-теоретическому, учебно-практическому и научно-практическому компонентам деятельности является собранный портфолио.

Портфолио интерна служит инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу его профессиональной деятельности, обеспечивает возможность рефлексии, самооценки и служит средством, поддерживающим профессиональный рост в период первичной годичной послевузовской подготовки.

Цели введения портфолио как инструмента мониторинга профессиональных достижений:

оценочно-стимулирующая;

развивающая по отношению к учителю;

развивающая по отношению к образовательной ситуации.

Задачи портфолио интерна:

своевременная фиксация реальных изменений и роста профессионального мастерства интерна;

поддержание и стимулирование профессиональной педагогической мотивации интерна;

формирование у интернов умения отслеживать и гордиться своими успехами в конкурентной профессиональной среде;

основание для проведения промежуточной аттестации педагога-интер- на в рамках зимней и летней зачетно-экзаменационных сессий;

основание для проведения государственной итоговой аттестации выпускника интернатуры за полный срок первичной годичной послевузовской подготовки.

В конце прохождения интернатуры по учебно-практическому компоненту подготовки сдается дневник учебно-педагогической деятельности; форма отчетности — дифференцированный зачет.

Формой отчетности интерна по научно-практическому компоненту подготовки является дифференцированный зачет. Дифференцированный зачет выставляется за законченное и оформленное научно-педагогическое исследование в выбранной интерном области, связанное с его педагогической деятельностью.

Форма отчетности интерна по учебно-теоретическому направлению — тестирование в течение всего срока обучения и собеседование по окончании обучения.

Формы организации образовательного процесса в интернатуре

Организационная структура учебной деятельности в интернатуре выстроена в соответствии с целью, задачами и содержанием первичной годичной послевузовской подготовки.

Основная форма организации обучения в интернатуре — самостоятельная учебно-практическая и учебно-исследовательская работа по избранному профилю деятельности (тьютор, помощник воспитателя, помощник учителя) в базовом образовательном учреждении: помощь педагогу-наставнику в организации и проведении учебных занятий, воспитательных мероприятий и т. п.

Вместе с тем данная форма организации обучения предполагает участие интерна в производственных совещаниях, педагогических советах, методических объединениях, профессиональных объединениях и других мероприятиях, проходящих в образовательном учреждении. Кроме того, предполагается ведение документации в части практической подготовки интернов (план, график, отчетная документация).

Обязательная форма организации научно-практической подготовки обучающихся в интернатуре — работа в научных семинарах (не менее, чем в одном), проводящихся в университете профессорами курирующих кафедр. Подобные семинары систематически проходят в рамках деятельности научных школ кафедр университета.

Также значимой формой является участие в научно-практических мероприятиях курирующей кафедры и университета.

Методы и средства обучения интернов

Большая часть методов обучения, применяемых в интернатуре, должна быть традиционной для отечественной высшей школы. При этом главной особенностью подготовки специалиста в интернатуре является принципиально иное (по сравнению с традиционными способами обучения) соотношение репродуктивных и продуктивных практических методов обучения.

Содержание образования в интернатуре выстроено так, что продуктивные методы (частично-поисковый и учебно-исследовательский) доминируют над методами репродуктивного усвоения знаний. Поэтому лекции, семинары и лабораторно-практические занятия, а также применяемые в процессе их реализации методы отходят на второй план. На первом месте оказываются методы индивидуальной учебно-практической и научно-практической деятельности.

В течение всего процесса подготовки особое внимание следует уделить методам развития профессиональной рефлексии интернов над собственным педагогическим опытом.

Модель построения образовательного процесса в интернатуре и основные участники этого процесса

Учебно-практический образовательный процесс подготовки в интернатуре строится при активном участии двух основных участников: интерн-центра и базового образовательного учреждения (детский сад, школа, центр психолого-медико-социального сопровождения и др.).

Мы остановимся на ключевых фигурах образовательного процесса в интернатуре: педагоге- наставнике и педагоге-кураторе.

Педагоги-наставники подбираются из числа высококвалифицированных и опытных педагогов базовых образовательных учреждений, регулярно обучающихся на курсах повышения квалификации интерн-центра вуза. Для успешной реализации педагогической интернатуры вузам, в которых проходят подготовку бакалавры педагогического и психолого-педагогическо- го образования, необходимо иметь долгосрочные договоры о сотрудничестве с базовыми образовательными учреждениями.

Интернам в течение всего времени обучения в интернатуре выплачивается стипендия[3].

В течение всего времени обучения интерны работают в соответствии с требованиями очной формы обучения (выполнение рабочей нагрузки не более 50 % от нагрузки штатного работника).

Два дня в неделю отводятся на консультации с педагогом-куратором вуза, посещение научных семинаров, ознакомление с лучшими педагогическими практиками (мастер-классы известных педагогов, педагогов-психологи и др.), построение исследовательских, образовательных и учебных программ. Таким

образом, интерны находятся под двойным руководством: педагога-наставника от образовательного учреждения и преподавателя профильной кафедры вуза.

Педагог-наставник интерна отвечает преимущественно за учебно-практическую составляющую подготовки интерна. А педагог-куратор кафедры вуза несет ответственность за научно-педагогическую составляющую подготовки интерна.

Педагог-наставник и педагог-куратор помогают в составлении портфолио и ведении дневника педагогической практики интерна.

По окончанию интернатуры проводится аттестация интернов для получения документа государственного образца, дающего право на осуществление профессиональной педагогической деятельности. Аттестация проходит в форме собеседования, в том числе по результатам представленного портфолио.

Для аттестации интернов создается государственная комиссия из числа независимых экспертов: руководителей образовательных учреждений, представителей профессиональных сообществ, общественных организаций и преподавателей вуза, отвечающих за педагогическую интернатуру.

Представленная концепция педагогической интернатуры позволит повысить качество первичной прикладной подготовки выпускников педагогического и психолого-педагогического направления; обеспечить плавное вхождение в профессию молодых педагогов и педагогов-психологов; сформировать у них готовность к последующему профессиональному саморазвитию.

Список литературы

Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 8-14.

Геворкян Е.Н. Интернатура как форма организации последипломной практики в системе высшего профессионального образования / Е.Н. Геворкян, А.И. Савенков, И.В. Егоров, С.Н. Вачкова // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». — 2013. — № 2. — С. 32-43.

Поставнев В.М. Нормативно-правовые основы обучения в педагогической и психолого-педагогической интернатуре / В.М. Поставнев // Актуальные вопросы повышения квалификации педагогических и руководящих работников сферы образования города Москвы: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. — Ярославль — М.: Канцлер, 2013. — С. 88-91.

Савенков А.И. Концепция педагогической интернатуры в системе высшего профессионального образования / А.И. Савенков, И.В. Егоров // Актуальные вопросы повышения квалификации педагогических и руководящих работников сферы образования города Москвы: сборник материалов IV международной научно-практической конференции. — Ярославль — М.: Канцлер, 2013. — С. 85-88.


[1]Утвержден приказом Минобразования РФ от 17.01.2011 г. № 46.

[2]Утвержден приказом Минобразования РФ от 22.03.2010 г. № 200.

[3]Объем стипендиального обеспечения на период проведения экспериментальной работы обоснован в соответствующем разделе проекта.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mgpu.ru