Эффективность методик совершенствования техники преодоления препятствий в туристском многоборье

Курсовая работа

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИК СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ В ТУРИСТСКОМ МНОГОБОРЬЕ

Оглавление

Введение

1. Обзор литературы

1.1 Основы технической подготовки спортсменов

1.1.1 Требования, предъявляемые к спортивной технике

1.1.2 Обучение спортивной технике и её совершенствование

1.1.2.2 Методы использования слова

1.1.2.3 Методы обеспечения наглядности

1.1.2.4 Методы практического выполнения упражнения

1.1.2.5 Методы улучшения практического выполнения

1.1.2.6 Совершенствование техники

1.2 Особенности техники в спортивном туризме

2. Организация и методы исследования

2.1 Организация исследования

2.2 Методы исследования

2.3 Разработка методик совершенствования техники преодоления препятствий в туристском многоборье

2.3.1 Методика раздельного совершенствования техники преодоления препятствий

2.3.2 Методика комплексного совершенствования техники преодоления препятствий

3. Результаты исследований и их обсуждение

Выводы

Список литературы

Введение

В конце прошлого века появился новый вид спорта, который получил название туристское многоборье (ТМ).

Не смотря на свою молодость, он стремительно набирает обороты и завоёвывает всё большие территории, как внутри уже освоенного пространства, так и в регионах, не охваченных ранее спортивным туризмом.

В связи с этим стали возникать ряд проблем по организации и проведению соревнований, по судейству и правилам соревнований, которые постоянно видоизменяются и утверждаются лишь временно. Не менее важной проблемой явилась подготовка спортсменов-многоборцев, не говоря о подготовке квалифицированных тренеров в сфере спортивно-оздоровительного туризма по разным видам многоборья, таким как пешеходное, горное, лыжное, водное и т.д. (Щербакова В.А., Макарова В. М., 2003).

7 стр., 3297 слов

Через инициативу к преодолению препятствий

... представлениям А.Адлера у здорового человека стремление к превосходству проявляется через инициативу к преодолению препятствий ~4 Согласно представлениям А.Адлера у невротика стремление к превосходству проявляется: -в стремлении ... опрос на следующую тему: Каким человеком вы хотели бы стать ~3 Свой метод психотерапии Р. Ассаджоли назвал: Психосинтезом ~3 В качестве одной из задач психотерапии ...

Работа на данную тематику отличается научной новизной и актуальностью в связи с тем, что туристское многоборье развивается в настоящие время быстрыми тепами, а методических материалов явно недостаточно (Федотов, Востоков).

Спортивно-оздоровительный туризм требует глубоких научных исследований. Здесь огромное поле деятельности для специалистов и учёных. Кроме того, спортивно-оздоровительный туризм очень хорошо вписывается в процесс формирования всесторонне развитой личности. Это уникальная возможность развить в молодёжи чувство собственного достоинства, силы, оптимизма и в то же время мощная база для развития туризма, где пока ещё нет специалистов, но которые востребованы и будут востребованы по мере повышения уровня жизни в стране (Щербакова В.А., Макарова В. М., 2003).

Цель работы: совершенствование технической подготовки туристов-многоборцев.

Объект исследования: техническая подготовка туристов-многоборцев.

Предмет исследования: методика совершенствования техники преодоления препятствий туристов-многоборцев.

Задачи:

) Рассмотреть содержание технической подготовки спортсменов.

) Изучить особенности техники в спортивном туризме.

) Разработать и обосновать методики совершенствования техники преодоления препятствий.

) Определить эффективность разработанных методик совершенствования техники преодоления препятствий.

Гипотеза: использование методики комплексного совершенствования техники преодоления препятствий у туристов-многоборцев эффективней, чем методика раздельного совершенствования.

туристское многоборье спортивный техника

1. Обзор литературы

1.1 Основы технической подготовки спортсменов

Стремление к высоким результатам практически во всех видах спорта требует от спортсменов предельного проявления психической, тактической, технической и физической подготовленности. Но остановимся на технической подготовленности, которая является результатом многолетней технической подготовки спортсменов.

Определение технической подготовки, по сути, и смыслу у многих авторов не отличается. Техническая подготовка — та часть процесса подготовки, которая преимущественно направлена на овладение техникой избранного вида спорта и совершенствование в ней (Озолин Н.Г., 1988, 2004; Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2000; Ашмарин Б.А., 1990; Максименко А. М., 2001; Суслов Ф.П., 1997; Платонов В.Н., 1986; Матвеев Л.П., 2003).

7 стр., 3356 слов

Техническая подготовка спортсмена

... и психических качеств спортсмена, закономерно изменяющихся в процессе спортивного совершенствования. В соответствии с их изменением должны меняться и формы индивидуальной техники. А это означает, что техническая подготовка спортсмена не имеет «конечного ...

Под техникой понимается наиболее рациональный и эффективный способ выполнения упражнения.

Овладение техникой — обязательное условие на пути к повышению спортивных достижений. При этом оно связано с совершенствованием способности спортсменов координировать свои движения, с развитием общей и специальной ловкости, с формированием точности движений и меткости в действиях.

Разумеется, овладение техникой всегда связано с проявлением и развитием психических и физических качеств.

1.1.1 Требования, предъявляемые к спортивной технике

По мнению Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова (1997) и В.Н. Платонова (1980), в процессе спортивно-технической подготовки необходимо добиться от спортсмена, чтобы его техника отвечала следующим требованиям:

Результативность техники обуславливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информированностью для соперника.

Эффективность техники определяется ее соответствием, решаемым задачам и высоким конечным результатам.

Так, спортивная техника в скоростно-силовых видах спорта связана с созданием предпосылок к развитию максимальных показателей мощности и с эффективным использованием для этого функциональных резервов, внешних сил и инерции. Техническое совершенствование в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости, требует высокой эффективности стандартных, многократно повторяющихся движений и особенно их экономичности. В сложнокоординационных видах спорта (спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание, синхронное плавание и другие) техническая подготовленность определяется сложностью и красотой движений, их выразительностью и точностью, так как именно эти характеристики определяют уровень спортивного результата. Техническая оснащенность в спортивных играх и единоборствах связана как с широтой технического арсенала, так и с умением спортсмена выбирать и реализовывать наиболее эффективные двигательные действия в вариативных ситуациях при остром дефиците времени [Суслов].

Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спортсмена. Следует учитывать, что современная тренировочная и особенно соревновательная деятельность характеризуется большим количеством сбивающих факторов. К ним относятся активное противодействие соперников, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное место соревнований, оборудование, недоброжелательное поведение болельщиков и другое. Способность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в сложных условиях является основным показателем стабильности и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.

13 стр., 6055 слов

Обучение технике горнолыжного спорта

... [5]. Многие ведущие спортсмены демонстрируют очень близкие тенденции в своей технической подготовке выполнения поворотов, независимо от дисциплины. Под технической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной ...

Вариативность техники определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Опыт показывает, что стремление спортсменов сохранить временные, динамические и пространственные характеристики движений в любых условиях соревновательной борьбы к успеху не приводят. Например, в циклических видах спорта стремление сохранить стабильные характеристики движений до конца дистанции приводит к значительному снижению скорости. Вместе с тем компенсаторные изменения спортивной техники, вызванные прогрессирующим утомлением, позволяют спортсменам сохранить или даже несколько увеличить скорость на финише.

Еще большее значение вариативность техники имеет в видах спорта с постоянно меняющимися ситуациями, острым лимитом времени для выполнения двигательных действий, активным противодействием соперников и тому подобное (единоборства, игры, парусный спорт и другие).

Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энергозатратами, наименьшим напряжением психических возможностей спортсмена. Применение таких вариантов техники позволяет существенно повысить эффективность тренировочной и соревновательной деятельности.

Минимальная тактическая информативность техники для соперника является важным показателем результативности в спортивных играх и единоборствах. Совершенной здесь может быть только та техника, которая позволяет маскировать тактические замыслы и действовать неожиданно. Поэтому высокий уровень технической подготовленности предусматривает наличие способности спортсмена к выполнению таких движений, которые, с одной стороны, достаточно эффективны для достижения цели, а с другой — не имеют четко выраженных информативных деталей, демаскирующих тактический замысел спортсмена.

1.1.2 Обучение спортивной технике и её совершенствование

Обучение спортивной технике и ее совершенствование — очень важная часть подготовки спортсмена. Однако, в разных видах спорта роль техники не одинакова. В одних она очень велика, например, в фигурном катании, гимнастике, спортивных играх, и поэтому техническая подготовка в них занимает большое место; в других, например, легкой атлетике при беге на длинные дистанции, техника относительно проще, и поэтому ей уделяют меньше внимания (Озолин Н.Г., 2004).

На этапе обучения решаются задачи овладения в основном правильной техникой (правильная структура движения, выполнение их без излишних напряжений, проявление, где надо, достаточно больших усилий, автоматизация основных координационных процессов).

14 стр., 6529 слов

Методика совершенствования техники игры в волейбол

... а также использование технических средств обучения. Лапутин А.Н. Обучение спортивным движениям. - Киев: Здоровье, 1986. - ... входят мероприятия по организации класса и упражнения, способствующие подготовке организма учащихся к выполнению основных ... Сероштана рекомендуется использование целевых программ обучения и совершенствования техники ударных движений целостным и расчлененным методом, построенных ...

На этапе совершенствования решаются задачи дальнейшего повышения технического мастерства за счёт улучшения деталей техники, «шлифовки» отдельных движений, улучшение физических и волевых качеств и на этой основе достижения более высокого уровня технического мастерства.

Обучение технике и совершенствование в ней проводится главным образом во время учебно-тренировочных занятий, групповых и в особенности индивидуальных. Для этого используются отдельные части занятия или всё занятие целиком. Изучать технику упражнений занимающиеся могут и самостоятельно, в свободное время, по заданию тренера на дом. Во время самостоятельных занятий обучающийся может повторять то, что он выполнял на уроке; может быть дано и специальное домашнее задание — улучшить выполнение какой-либо детали техники, закрепить освоенное движение и т.д.

В практике существуют следующие общепринятые методы обучения и совершенствования спортивной техники.

1.1.2.2 Методы использования слова

Роль слова в обучении спортивной технике очень велика. Слово помогает осознать движение, создать представление о нём. Слово связывает между собой все средства, методы и методические приёмы обучения, органически вливается в каждый из них и тем самым делает их более действенным. В обучении через слово реализуется в значительной мере принцип сознательности.

Непосредственно в обучении спортивной технике слово применяется для создания представления о форме движений, раскрытия их характера, оказание ученику помощи во время выполнения упражнения, для разбора, анализа и оценки его. Особенно важно разъяснить ученику смысловую суть изучаемой техники.

В процессе обучения слово может быть использовано в виде объяснений, указаний по ходу действия, опросов и т.д. Главным всегда является объяснение во время урока. Оно должно быть чётким, не монотонным. Необходимо подчёркивать голосом особенности движения, избегать многословных длинных объяснений, говорить лишь о том, что нужно в данный момент обучения. В дальнейшем, по мере овладения спортивной техникой объяснения должны быть всё более глубокими, включающими всё большее количество деталей.

Наряду с обычным объяснением с успехом применяется образное объяснение, использующее знакомые двигательные образы и ранее приобретённые навыки.

Ещё одно очень важное использование слова — анализ спортивной техники, разбор результатов обучения. Анализ и разбор в форме беседы преподавателя со спортсменом позволяют оценить результаты обучения, сопоставить двигательное представление ученика с фактическим выполнением упражнения, проверить понимание учеником техники, наметить задачи на следующее занятие. Анализ и разбор может проводиться как в процессе обучения на занятии, так и после выполнения учебного задания.

20 стр., 9603 слов

Глава 3. Психолого-педагогические аспекты двигательного обучения

... технического приема в целом и служащих опорными звеньями в обучении и совершенствовании индивидуально оптимальной техники движений. Второй важной проблемой в технической подготовке является эффективная методика ... столько простые повторения упражнений, а их специ­фично­сть и вариаций условий, в которых происходит обучение. В этом плане специфичность означает выполнение техниче­ского приема ...

1.1.2.3 Методы обеспечения наглядности

Весьма важная роль этих методов в обучении спортивной технике объясняется широкими возможностями зрительного восприятия, а так же тем, что зрительное восприятие даёт наиболее объективное отображение спортивной техники в сознании учеников, создаёт лучшее двигательное представление. Благодаря зрительному восприятию обучающийся может охватить взглядом целостную картину спортивной техники, видеть отдельные движения, их направление, скорость и амплитуду, получить впечатление о лёгкости и трудности выполнения упражнения.

Основным среди методов обеспечения наглядности всегда является показ движений преподавателем или лучшем учеником. Большая скорость передвижения спортсмена, его действий во время демонстрации упражнения часто затрудняет зрительное восприятие. Тогда следует прибегнуть к замедленному показу техники, разумеется, если возможно. Такой показ широко применяется в большинстве видов спорта. Однако он служит лишь временным средством и только для разъяснения, помогая быстрее и лучше понять движения. Показ должен осуществляться сначала в целом, затем по деталям, потом снова в целом. В создании двигательного представления главную роль играет показ целостной спортивной техники. Разумеется, желательно, чтобы демонстрируемая техника, как и показ отдельных её элементов, были образцовыми как по форме, так и по характеру движений. Очень полезно наблюдать с этой целью за сильнейшими спортсменами на соревнованиях.

Ещё один метод заключается в самообучении. Занимающийся мысленно повторяет технические действия вместе со спортсменом, который в данный момент выполняет упражнение. Чем чаще ученик будет мысленно повторять новое для него упражнение, тем крепче будут «запоминать» данную координацию движений соответствующие центры головного мозга. Такое мысленное повторение эффективно с одновременным рассматриванием кинограммы, кинофильма и видеозаписи техники сильнейших спортсменов. Используются также плакаты, фотоснимки, рисунки, макеты.

Для претворения двигательного представления в действие есть лишь одно средство — практические попытки его воспроизведения. Все упражнения для обучения и закрепления навыков должны выбираться из лежащих в пределах диапазонов подвижности и вариативности. Тогда можно начинать обучение технике при уменьшенных усилиях, зная, что в таком случае существо техники, её основная структура не нарушаются.

Среди разных методов, способов, методических приёмов наибольшую роль играют методы обучения упражнению в целом (метод целостного упражнения) и по частям (метод расчленённого упражнения).

Метод целостного упражнения позволяет образовывать наиболее правильные двигательные навыки у занимающихся, соответствующие их индивидуальным особенностям. Он успешно используется для обучения самой сложной технике, но по началу упрощённой так, чтобы сущность данного действия осталось неизменной.

7 стр., 3224 слов

Лекция3-4 Обучение движениям Осанка

... форме (способ связи элементов содержания – техника движений и двигательный навык). Двигательное действие, применяемое для решения задач физического воспитания, называется физическим упражнением. Физическое упражнение – повторение двигательных действий с целью их ...

Метод расчленённого упражнения часто представляют как обучение частям целостного упражнения, чтобы потом сложить их вместе и получить правильно выполняемую технику. Этого достичь можно лишь в редких, простых по координации, случаях, так как сложением частей нельзя воспроизвести весь единый комплекс нервно-мышечных и психических процессов. Но этот метод широко используется с целью изучения, исправления, совершенствования и закрепления отдельных частей и элементов целого.

1.1.2.5 Методы улучшения практического выполнения

В процессе обучения применяются различные методы и способы, способствующие первоначальному воспроизведению его, выявлению и исправлению ошибок. В их основу положено главным образом облегчение условий выполнения изучаемого: укорочение структуры упражнения, уменьшение веса снарядов, снижение высоты препятствия, укорочение дистанции и т.д. Однако это должно носить временный характер, иметь лишь учебное значение и применяться только для большей правильности выполнения упражнения, в противном случае можно закрепить не вполне совершенные навыки.

В начале обучения нередко применяется способ раздельно — последовательного объяснения и воспроизведения для овладения исходными положениями, позами, отдельными деталями элементарной техники. Преподаватель кратко объясняет положение или движение, ученик воспроизводит эту деталь, затем следует новое объяснение и опять — воспроизведение и т.д., пока не будет последовательно построено нужное действие.

В практических попытках полезны имитации, воспроизводящие упражнение в целом или его отдельные части. Имитации надо выполнять с большой долей воображения, так, словно делается целостное упражнение.

Весьма эффективно применение сначала наглядного показа, затем практического воспроизведения, и так много раз. Например, ученик может выполнять изучаемое упражнение после того, как он только что видел отличную технику спортсмена.

Практически более удобен, да, пожалуй, и более эффективен, метод использования кинопроекции или видеозаписи изучаемой техники. Здесь вы демонстрируете лучшую технику с любым числом повторений. К тому же дополнительное включение в демонстрируемую плёнку важнейших динамических показателей может в самом начале подсказать ученику правильные проявления своих сил и функциональных возможностей.

Уже с первых шагов в обучении важно учить выполнять упражнения свободно, без излишних мышечных напряжений. Для этого, прежде всего, подробно объясняйте ученикам существо расслабления в движениях и важность его. Главный практический путь — выполнение движений не в полную силу (но в зоне подвижности навыка) и постепенный, по мере обучения переход к выполнению в полную силу.

Создавайте также такие условия выполнения изучаемого упражнения, которые препятствуют проявлению излишних максимальных усилий и, наоборот, способствуют лёгкости, ненапряжённости в движениях. К ним относятся:

. Выполнение упражнений со сменой максимальной и уменьшенной интенсивности. Типичный пример этому — передвижение по дистанции с переменой темпа.

10 стр., 4994 слов

Влияние имитационно-подражательных упражнений на развитие основных ...

... имеет определенный ритм выполнения. [10; C98] имитационный подражательный упражнение движение Ходьба - относится к циклическим движениям. Цикл движений при ходьбе состоит из чередующихся шагов левой и правой ... быстроту реакции на изменение обстановки [2; С.164]. Прыжки - ациклическое скоростно-силовое движение. Техника прыжка состоит из следующих элементов: и. п., замах или разбег, толчок, полет ...

. Выполнение упражнения с концентрацией внимания ученика на правильность движений и действий. Именно так выполняются специальные упражнения «на технику» и «подводящие» упражнения.

. Кратковременное выполнение изучаемого упражнения в затруднённых условиях. Сразу после этого в обычных условиях оно выполняется с большей легкостью и свободней.

. Отвлечение внимания ученика от проявления максимальных усилий путём сосредоточения направленности на какой-либо конкретной задачи, например, на правильном выполнении элемента техники, на амплитуде или направлении движения и др.

. Овладение свободным, без излишних напряжений упражнением посредством подсчитывания вслух ритма выполняемых движений, произношение в это время слова или фразы, подчёркивающие детали техники («выпрямляю руку, рывок»), характер усилий («легко, свободно») и т.п.

. Выполнение упражнения с улыбкой, расслабление мышц лица, насвистывание мелодии, произношением слов — «свободно», «легко».

. Не допускать выполнения упражнения как чрезвычайно серьёзной работы с сосредоточенным лицом.

. Держать в зубах шарик воска (листок, цветок) и не раскусить и не уронить его во время выполнения упражнения.

. В процессе выполнения упражнения на несколько секунд закрыть глаза.

. Выполнение упражнения игровым методом, особенно в занятиях с юными спортсменами. Это помогает не только овладеть свободным, беж излишних напряжений выполнением движений и действий, но и закрепить изучаемый материал.

Подобные способы и приёмы имеют лишь учебное значение, и надобность в них отпадает, как только спортсмен научится проявлять максимальные усилия без излишних напряжений.

Важное значение для обучения имеет проведение упражнений в виде соревнований на правильность и точность выполнения отдельных элементов и упражнения в целом с оценкой в баллах. При проведении учебных соревнований можно вводить дополнительные задания, способствующие более техничному выполнению упражнения.

1.1.2.6 Совершенствование техники

Оно осуществляется за счет изменения формы движений и повышения уровня физических и волевых качеств. На основе анализа техники спортсмена и учёта уровня развития его качеств можно легко выявить слабые места и решить, за счёт чего можно усовершенствовать технику. Чаще всего для этого необходимо внести небольшие изменения в движения и усилия, что не требует особой перестройки двигательных навыков. Значительно способствует повышению техники улучшение физических и психических качеств. Диапазон подвижности навыка позволяет лишь за счёт увеличения усилий повысить результативность движений. Для этого не нужно много повторений. Но если движения совершались на пределе быстроты и требуется повысить её ещё, то число повторений, особенно в облегчённых условиях, следует значительно увеличить.

11 стр., 5031 слов

Понятие и виды «туризма». Понятие «похода» ...

... собирать топливо для костров, готовить еду, преодолевать препятствия в пути, устраивать переправы, расчищать завалы и т.д. Поход - групповое ... 1-6 категория), степенные (1-3 степень) и прогулочные "матрасные"). Виды туризма и характеристики походов Категории сложности походов I II III IV ... походов весьма широк: от неспешной прогулки в лесу, до спуска по порогам, подъемам на вершину в горы и так ...

Больше всего требуется повторений, если необходимо изменить форму движений. При этом чем больше изменяется основная структура двигательного навыка, тем больше повторений нужно для его перестройки и закрепления. Поэтому, совершенствуя технику, даже очень подготовленные спортсмены обычно применяют значительное число повторений. Оно возрастает ещё больше при использовании специальных упражнений для совершенствования отдельного движения или элемента техники.

Не мало важную роль в совершенствовании техники играет повторность в обучении. Во всех указанных методах, способах и приёмов обучения главным является многократное повторение изучаемого упражнения. Без этого не возможно образовать двигательные навыки, довести выполнение движений до автоматизма, достичь стабильности в технике, приобрести в ней запас прочности. Научно-методическая основа в этом — принцип повторности. По мере того как новое упражнение усваивается, число повторений, как правило, увеличивается. При этом в связи с ростом тренированности обычно уменьшается время отдыха между упражнениями.

Вместе с тем сотни и тысячи повторений избранного вида спорта и специальных упражнений позволяют не только научить технике движений, но и повысить функциональные возможности спортсменов. Через несколько месяцев подготовки с направленностью на обучение у спортсменов заметно возрастут сила, быстрота, выносливость, волевые и другие качества.

Число повторений определяется в первую очередь субъективно — желанием ученика и наступлением усталости. В принципе при обучении надо выполнять упражнение столько раз, сколько хочется. Как только возникает мысль «может быть, закончить?» — повторение надо немедленно прекратить. Спортсмен может уставать как от умственных напряжений, так и от проявления физических усилий, необходимых для выполнения требуемых движений и действий. Естественно, что физическая и психическая усталость сказываются на качестве выполнения изучаемого. Поэтому повторение упражнения следует прекращать при возникновении нарушений в координации движений, снижении требуемого уровня усилий и быстроты, уменьшении амплитуды движений, необходимости сосредоточится больше, чем в предыдущих попытках.

Эффективность во владении техникой возрастает, если после серии частых занятий (4-6 раз в неделю), направленных на совершенствование техники, сделать перерыв 2-4 дня.

Занимающимся надо крепко запомнить, что ни один ещё спортсмен в мире — от новичка до рекордсмена мира не пострадал от большого числа повторений при изучении и совершенствовании техники.

1.2 Особенности техники в спортивном туризме

Основой подготовки туристов-спортсменов является техническая подготовка. (Федотов Ю.Н., Востоков И.Е., 2003) Она включает в себя и теорию, и практику, но основной объем нагрузки в часах составляют практические занятия в природных условиях.

В обучении начинающих туристов техническая подготовка занимает сравнительно небольшой объем часов, но с повышением уровня квалификации нагрузки значительно увеличиваются.

Техническая подготовка предусматривает наличие определенной техники туризма и включает в себя: подготовку по технике преодоления естественных препятствий, технике страховки, технике бивачных работ, спасательных работ, подготовку по технике ориентирования на местности.

Техника туризма — это совокупность технических приемов и технических средств, используемых для решения туристских задач.

Технический прием — одно или несколько взаимосвязанных действий с использованием или без использования технических средств.

К техническим средствам относится личное или групповое туристское снаряжение специального технического назначения.

Техника туризма делится по видам туризма. В каждом виде туризма используются свои определенные совокупности технических приемов и технических средств, которые образуют отличительные признаки техники данного вида туризма. Например, техника преодоления препятствий в пешеходном и водном туризме различна, хотя препятствия могут преодолеваться одни и те же. В водном туризме горные реки преодолевают по воде с помощью различных плавсредств, например, на байдарках. А в пешеходном — по воде вплавь и вброд. Либо организуют переправы над водой по камням, по бревну и с помощью навесных веревочных переправ.

Техника всех видов спортивного туризма делится на технику преодоления естественных препятствий, технику страховки, технику спасательных работ, технику бивачных работ и технику ориентирования на местности.

Преодолевая естественные препятствия, человек в определенных случаях должен иметь надежные гарантии безопасности. При этом используется техника страховки. Страховка — это процесс обеспечения безопасности при преодолении опасных участков маршрута. Страховать необходимо во всех случаях, когда самозадержание маловероятно или невозможно, а срыв может привести к тяжелым последствиям.

Страховка делится на типы — массовая (групповая), взаимная, самостраховка, каждый из которых осуществляется с помощью средств страховки. Основным из них является веревка. Массовая страховка с применением веревки (троса) чаще всего осуществляется в виде перил и потому называется перильная. Ее применяют при движении групп. Техническое исполнение такой страховки должно обеспечивать удержание туриста при срыве за счет повисания на заранее натянутой на данном участке маршрута перильной веревке. Перила могут быть вертикальные, горизонтальные, наклонные и используются для поддержания равновесия и ускорения движения.

Взаимную страховку применяют при страховке партнера. Она состоит из выполнения отдельных приемов (элементов) страховки в различных комбинациях. Техническое исполнение должно обеспечивать оптимальную силу трения для задержания падения сорвавшегося. Виды взаимной страховки с помощью веревки разнообразны. Взаимная страховка может быть одновременной, когда страховка и передвижение всех участников осуществляется без остановки; или попеременной, когда страхующий прекращает движение и осуществляет страховку преодолевающего опасный участок партнера. Страховка может быть верхняя, когда страхующая веревка «подходит» к страхуемому сверху, обеспечивая задержание при его срыве без динамического рывка. Нижняя страховка, идущая снизу, не может обеспечить такого задержания и практически всегда, из-за динамического рывка, при падении страхуемого требуется «протравливать» веревку для снижения силы рывка.

Техника туристского многоборья

В спортивном туризме существуют следующие виды туристско-спортивных соревнований:

соревнования на длинных дистанциях (спортивные походы);

соревнования на технических дистанциях (туристское многоборье).

Соревнования по туристскому многоборью проводятся по разным видам туризма (пешеходный, лыжный, горный и т.д.).

Состязания на технических дистанциях носят прикладной характер. То есть соревнования проводятся с целью повышения технического и тактического уровня подготовленности туристов. В настоящее время туристское многоборье выходит за «рамки» прикладного характера и постепенно становится самостоятельным видом спорта. Не так давно спортивное ориентирование и скалолазание отделилось от спортивного туризма и стало независимым видом спорта мирового масштаба.

Во многих источниках говорится об организации, проведении, судействе соревнований по туристскому многоборью разных видов, но, к сожалению, о методиках технической подготовки туристов-многоборцев информации нет. [ЖИР]. В связи с этим можно предположить, что эта область мало изучена либо не изучена вообще.

Соревнования по технике пешеходного туризма заключаются в прохождении участниками дистанции, требующей знания технических приёмов и способов преодоления препятствий [константинов]. Дистанция состоит из определённого набора естественных препятствий, которые принято называть этапы. Опираясь на собственный соревновательный опыт, можно сказать, что чаще всего используются следующие препятствия:

Этап «Подъём по склону с использованием перил»

Этап оборудуется на склоне. Сложность этапа зависит от характера склона (скальный, осыпной, травянистый и т.п.), расстояния и крутизны. Как правило, судьи маркировкой обозначают коридор, по которому должен двигаться участник, а так же начало и конец этапа. Участок, ограниченный маркировкой, считается опасным. Задача участников: подняться вверх по склону в соответствии с правилами и условиями соревнований.

Этап «Спуск по склону с использованием перил»

Этап оборудуется аналогично предыдущему, и проходится в соответствии с правилами и условиями соревнований. По условиям спуск может быть: спортивным способом с самостраховкой или с использованием спускового устройства (дюльфером).

Этап «Траверс склона с использованием перил»

Чаще всего на этапе обозначается его начало и конец. Вдоль склона через промежуточные точки опоры натянуты горизонтальные перила. Задача участников: двигаться вдоль склона (траверсом) с самостраховкой к горизонтальным перилам. Самостраховка осуществляется с помощью «усов» страховочной системы участников. При переходе с одного участка перил на другой, отделённый точкой закрепления верёвки, участник должен перестегнуть карабин «уса» самостраховки. Перестёжка должна производиться без потери самостраховки. То есть участник должен сначала пристегнуться имеющимся у него свободным «усом» самостраховки к следующему участку перил, затем выстегнуть карабин самостраховки из предыдущего участка и продолжить движение.

Этап «Переправа по бревну с использованием перил»

Начало и конец опасной зоны отмечается маркировкой на бревне и перилах. Перила натягиваются примерно на уровне груди участников. Задача спортсменов — преодолеть бревно с самостраховкой к перилам. Самостраховка осуществляется с помощью «уса» страховочной системы участников.

Этап «Переправа по верёвке с перилами (параллельные верёвки)»

Параллельные перила натягиваются через овраг или реку. На берегах маркируются границы опасного участка, в пределах которого участник должен находиться на самостраховке. Задача участников — преодолеть переправу, двигаясь по нижней верёвке ногами и с опорой на верхние страховочные перила с самостраховкой к ним. Самостраховка осуществляется с помощью «уса» страховочной системы участников, который карабином пристёгивается к верхним страховочным перилам. Участники должны двигаться по переправе боком приставными шагами, держась за верхние страховочные перила двумя руками, между руками продвигая карабин, с помощью которого осуществляется самостраховка.

Этап «Навесная переправа через реку (овраг)»

На исходном и целевом берегах маркировкой обозначается опасная зона. На опорах через препятствие натягиваются двойные перила. Порядок пристёжки: участник «усом» самостраховки пристёгивается к двойным перилам, а затем в них же встёгивает беседочный карабин. Движение осуществляется головой вперёд, за счёт перебирания рук по перилам.

Навесная переправа может быть заявлена как крутонаклонная, если её угол наклона более 200 градусов. В таком случае самостраховка осуществляется схватывающим узлом, а при движение вниз, участники одевают верхонки и движутся ногами вперёд.

Этап «Вязка узлов»

Участники вяжут узел согласно решению главной судейской коллегии.

В туристском многоборье важную роль занимает его техническая сторона. Наглядный пример тому название соревнований (соревнования по технике пешеходного туризма; по технике горного туризма; по технике лыжного туризма и т.д.).

Таким образом, техническая сторона, является важным звеном в подготовке туристов-многоборцев. Но в некоторых видах многоборья техника абсолютно различна (велотуризм, автотуризм, спелеотуризм, водный туризм), а в других практически схожа (пешеходный, горный, лыжный).

Техника пешеходного туризма весьма разнообразна и постоянно модифицируется. Это связано с разнообразием рельефа и скоростью прохождения данного этапа дистанции. Технику в пешеходном многоборье можно условно разделить на два вида:

техника организации страховки предусматривает ряд технических приёмов обеспечивающих безопасность спортсмена;

техника передвижения по этапу включает способы движения на этапе. Техника передвижения зависит от индивидуальных особенностей многоборцев и от сложности рельефа местности.

2.1 Организация исследования

Для проведения исследования были разработаны комбинированная и раздельная методики совершенствования техники преодоления препятствий. В течение четырёх недель с 15.11. — 10.12.2005 (по два занятия в неделю) две группы занимались по разным методикам. Учебно-тренировочное занятие в обеих группах длилось по два часа. Эффективность методик определялась разностью результатов прохождения контрольной дистанции, до и после эксперимента. В контрольную дистанцию были включены наиболее часто встречаемые технические препятствия. А именно: подъём по перилам, параллельные перила, спуск (дюльфер), траверс склона, вязка узла, переправа по бревну маятником, крутонаклонная навесная переправа вверх, горизонтальная навесная переправа, спуск (дюльфер).

В испытании участвовали студенты Красноярского государственного университета. Спортивная квалификация испытуемых КМС — II разряды.

2.2 Методы исследования

В данной работе были использованы методы, предлагаемые в учебно-методическом пособие [2]:

) Изучение и анализ литературных источников. Для обоснования актуальности выбранной темы и рассмотрения основных вопросов, связанных с темой работы.

) Педагогический эксперимент. По цели исследования был выбран формирующий эксперимент, по степени изменения условий — естественный, по осведомлённости исследуемых — открытый, по направленности — сравнительный, по логической схеме доказательства — прямой.

) Математическая обработка данных. По данным контрольной дистанции были подсчитаны средние значения результатов, коэффициенты вариации, дисперсия, стандартное отклонение, стандартная ошибка и была проведена оценка достоверности различий средних значений.

2.3 Разработка методик совершенствования техники преодоления препятствий в туристском многоборье

Соревнования по технике пешеходного туризма, требуют от участников высокой степени подготовленности, как в физическом, так и техническом плане. Но нельзя забывать и о других видах подготовки. Техника пешеходного туризма значительно отличается от техники других видов спорта. В связи со спецификой данного вида спорта возникла необходимость в разработке методик совершенствования техники преодоления препятствий в туристском многоборье. На основании собственного опыта были разработаны две методики совершенствования техники преодоления препятствий туристов-многоборцев — раздельная и комплексная.

2.3.1 Методика раздельного совершенствования техники преодоления препятствий

Раздельная методика заключается в совершенствовании одного технического препятствия на тренировочном занятии. Под техническим препятствием понимается — спуск по перилам, подъём по перилам, навесная переправа, параллельные перила, траверс склона, бревно и т.д. Для проведения исследования была составлена четырёхнедельная программа представленная ниже.

1 неделя Понедельник Подъём по перилам — спуск дюльфером2 неделя Понедельник Бревно маятником (самонаведение) Среда Навесная переправа (горизонтальная) Среда Траверс склона3 неделя Понедельник Крутонаклонная навесная переправа вверх — спуск дюльфером4 неделя Понедельник Параллельные перилаСреда УзлыСреда Навесная переправа (горизонтальная)

2.3.2 Методика комплексного совершенствования техники преодоления препятствий

Комплексная методика заключается в совершенствовании нескольких технических препятствий на одном тренировочном занятии. В этой методики технические препятствия можно ставить отдельно или объединять в блоки. Аналогично предыдущему методу была так же разработана четырёхнедельная программа.

1 неделя Вторник Подъём по перилам — параллельные перила — спуск дюльфером, крутонаклонная навесная переправа вверх — спуск дюльфером2 неделя Вторник Навесная переправа (горизонтальная), бревно маятником (самонаведение), траверс склона, узлыЧетверг Траверс склона — подъём по перилам — спуск дюльфером, бревно маятником (самонаведение), параллельные перилаЧетверг Крутонаклонная навесная переправа вверх — навесная переправа (горизонтальная) — спуск дюльфером, узлы3 неделя Вторник Подъём по перилам — параллельные перила — спуск дюльфером, крутонаклонная навесная переправа вверх — спуск дюльфером4 неделя Вторник Крутонаклонная навесная переправа вверх — навесная переправа (горизонтальная) — спуск дюльфером, узлыЧетверг Навесная переправа (горизонтальная), бревно маятником (самонаведение), траверс склона, узлыЧетверг Траверс склона — подъём по перилам — спуск дюльфером, бревно маятником (самонаведение), параллельные перила

3. Результаты исследований и их обсуждение

Таблица

Сравнительные результаты методик совершенствования техники преодоления препятствий

№ ученикаДо экспериментаПосле эксперимента1 группа2 группа1 группа2 группа1 2 3 4 5 6401 604 902 622 719 724421 695 833 864 613 938300 463 574 560 490 593390 540 668 625 400 647Среднее арифметическое (X), сек. 622727,3496,7545Стандартное отклонение (S), сек. 166190,9108,7124,1Ошибка средней (m), сек. 74,285,448,655,5Коэффициент вариации (V), %25262123t-критерий Стьюдента0,6220,718

Сравнительные результаты прироста в 1 группе

№ ученика1 группаДо экспериментаПосле эксперимента1 2 3 4 5 6401 604 902 622 719 724300 463 574 560 490 593Средние значение изменений (đ), сек. 165,3Стандартное отклонение (Sd), сек. 97,1модифицированный t-критерий Стьюдента4,44

№ ученика2 группаДо экспериментаПосле эксперимента1 2 3 4 5 6421 695 833 864 613 938390 540 668 625 400 647Средние значение изменений (đ), сек. 182,3Стандартное отклонение (Sd), сек. 89,3модифицированный t-критерий Стьюдента4,99

Выводы

1) Рассматривая содержание технической подготовки, мы выясняли, что техническая подготовка — та часть процесса подготовки, которая преимущественно направлена на овладение техникой избранного вида спорта и совершенствование в ней. Под техникой понимается наиболее рациональный и эффективный способ выполнения упражнения.

Овладение техникой — обязательное условие на пути к повышению спортивных достижений. При этом оно связано с совершенствованием способности спортсменов координировать свои движения, с развитием общей и специальной ловкости, с формированием точности движений и меткости в действиях.

Так же было выявлено, что овладение техникой всегда связано с проявлением и развитием психических и физических качеств.

) Изучая особенности техники в спортивном туризме, мы выяснили, что основой подготовки туристов-спортсменов является техническая подготовка. Она включает в себя и теорию, и практику, но основной объем нагрузки в часах составляют практические занятия в природных условиях.

При всём этом, методик совершенствования техники преодоления препятствий в соответствующей литературе выявлено не было.

) В ходе педагогического эксперимента было установлено, что время подготовки тренировочных занятий и их плотность по разным методикам не одинаковы.

) В результате исследования выяснили, что обе методики совершенствования техники преодоления препятствий эффективны. То есть с точки зрения математической статистики, различия в обеих группах до и после эксперимента достоверны. Однако различия между группами после эксперимента оказались не достоверны. Это значит, что обе методики эффективны одинаково.

Полученные результаты опровергают выдвинутую нами гипотезу о том, что методика комплексного совершенствования техники преодоления препятствий эффективней, чем методика раздельного совершенствования.

Список литературы

1.Балабин М.А. Туристская секция коллектива физкультуры. — М.: Профиздат, 1988. — 144 с.

2.Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.

.Гелецкий В.М. Реферативные, курсовые и дипломные работы: Учебно-методическое пособие для студ. факультета физической культуры и спорта. Краснояр. гос. ун-т. — Красноярск, 2004. — 113 с.

4.Должиков И.И. ГТО в школе. — 2-е изд., доп. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 127 с.

.Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и универ.2-е изд., испр. и доп. — М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. — 319 с.

6.Кодыш Э.Н. Соревнования туристов: Пешеходный туризм. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 175 с.

7.Константинов Ю.С. Туристские слёты и соревнования учащихся: Учебно-методическое пособие. — М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2000, — 228 с.

8.Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 160 с.

.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений.3-е изд. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. — 160 с.

.Озолин Н.Г. Молодому коллеге. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 288 с.

.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. — 863 с.

12.Пасечный П.С. Туристская работа в трудовом коллективе. — М.: Профиздат, 1983. — 160 с.

.Платонов В.Н. Современная спортивная подготовка. — Киев: «Здоровья», 1980. — 336 с.

.Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 286 с.

.Теория и методика спорта: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва. Под общей редакцией д. п. н., профессора Ф.П. Суслова, д. п. н., профессора Ж.К. Холодова. — М., 1997. — 416 с.

.Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры. /Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990. — 287 с.

17.Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник / Под общ. ред. Ю.Н. Федотова. — М.: Советский спорт, 2003. — 328 с.

.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 480 с.