Реферат по курсу «Психология делового общения» Деловая риторика План: Введение 3-4 1. глава Риторика как наука и искусство 5-1. Исторический путь становления риторики 5-1. Античный риторический канон 2. Понятие «деловая риторика» 3. Речевые формы общения в деловых отношениях 10-11 2. глава Основы деловой риторики 12-1. Типы ораторов 12-13 2.2. Принципы речевого воздействия 14-3. Коммуникационные эффекты 16-18 Заключение 19 Список использованной литературы 20 Приложение 21 ВВЕДЕНИЕ Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно.
Ведь речь – это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого работника гуманитарной сферы, каждого активного гражданина страны. Игнорирование этой очевидной истины приводит к полному отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности построить монолог, предназначенный именно для данной аудитории, произнести торжественную речь, добиться принятия аудиторией своих идей. А ведь именно это является предметом риторики – дисциплины, которая со времен античности служила целям воспитания всесторонне развитой, общественно активной и гуманистически образованной личности, способствовала формированию активных коммуникативных умений и навыков.
Правильное решение этой задачи является важнейшим залогом улучшения ситуации в стране, поскольку способность к ведению коммуникации – вопрос жизни и смерти для нашего общества.
Большинство насильственных действий, начиная с разгрома ларьков и кончая гражданскими войнами – это, как правило, печальный итог нежелания и неумения вести грамотный диалог. Нельзя забывать и еще об одной стороне риторической подготовки – воспитании не только хорошего оратора, но и сознательного слушателя. Не секрет, что в настоящее время неумение и нежелание слушать и анализировать речь другого подчас приводит к трагическому непониманию между участниками общения, напоминая больше разговор слепого с глухим.
Это позволяет отдельным политическим и общественным деятелям легко манипулировать общественным сознанием. Поэтому важно научиться понимать коммуникативные намерения выступающего, а также видеть те случаи, когда оратор обманывает слушателей, прибегает к нечестным ораторским приемам. Следовательно, в нашей стране риторика превращается в общественно – значимую дисциплину, способную помочь людям научиться адекватно ситуации выражать свои мысли, вести грамотный диалог, понимать коммуникативное намерение оратора.
Риторика_20 век
... в том, что он учит людей заду- мываться над своим общением, совершенствовать свое общение и показы- вает, что совершенствование взрослым человеком собственных навыков и ... окружающими. Большую роль в развитии современной риторики сыграл еще один американский автор — Поль Л.Сопер,выпустивший прекрасную книгу «Ос- новы искусства речи» (в английском оригинале —BasicPublicSpeaking,NewYork, 1956). ...
Вышесказанное обуславливает выбор темы «Деловая риторика». Цель работы заключается в изучении выбранной мною темы. Предметом исследования является деловая риторика, а объектом риторика как наука. Задачи реферата: 1. проследить исторический путь развития и становления риторики; 2. понять основы деловой риторики; 3. ознакомиться с основными понятиями риторики; 4. приобрести коммуникативные навыки.
Работа состоит из введения, основной части, разбитой на главы и параграфы, заключения, списка используемой литературы и приложения. 1. глава Риторика как наука и искусство В этой главе мы проследим исторический путь развития и становления риторики, узнаем причины её возникновения, а так же дадим определения риторики в широком и узком смыслах. Познакомимся с риторическим каноном, существовавшим в античные времена.
Определим, что деловая риторика является прикладным направлением общей риторики. Кратко ознакомимся с речевыми формами общения в деловых отношениях. 1.
Исторический путь становления риторики
На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются два подхода к ее определению: согласно первому – это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму – это искусство речи. Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в. до н.э. и было связано с потребностями демократического общества в высочайшей культуре.
Жители классического города – государства должны были прекрасно владеть словом, даром убеждения. Политики выступали на народных собраниях (среди них – Фемистокл, Демосфен), полководцы произносили речи перед войском (к примеру, Перикл), граждане боролись за справедливость в суде (такие, как Антифон, Лисий), восхваляли героев, общественные события в эпидейктическом (торжественном) красноречии были особенно искусны Горгий, Исократ, философы (Сократ, Платон и другие) вели диалоги, словесные баталии.
Появились даже новые профессии – ритора – учителя красноречия, логографа – составителя речей. Другая причина возникновения риторики не политического, а философского толка. Школа элеатов разорвала казавшуюся до тех пор естественной связь слова и вещи и сделала слово лишь условным обозначением вещи. Таким образом, слово было отделено, явилось особым предметом исследования. При этом слово стало делом.
Так постепенно сложилось теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и методических приемов обучения. Анализ большого эмпирического материала был проделан Аристотелем («Риторика»), Цицероном («Оратор», «Об ораторе», «Брут, или о знаменитых ораторах»), Квинтилианом («Риторические наставления») и другими античными мыслителями. Греки полагали, что главное – убедить слушателей, а римляне видели задачу в том, чтобы говорить хорошо.
В эпоху Средневековья риторика считалась мастерством украшения речи, причем не только устной, но и письменной. Проповеди «отцов христианской церкви» Тертуллиана, Иоанна Златоуста, Августина Аврелия, Фомы Аквинского легли в основу гомилетики – теории церковного красноречия. В этот период европейские риторические идеи проникли в Древнюю Русь. Встречается несколько видов древнерусского краснословия: политическое (вечевая речь), дипломатическое, военное, торжественное, духовное.
Риторика 1.Подготовка публичного выступления
... модель поведения. Способы определения цели публичного выступления следующие: Записать примерную цель речи, выражающую желаемую реакцию слушателей. Составить полное предложение, характеризующее реакцию слушателей, ... сформулировать ожидания оратора. Обозначить идею речи: цель обязательно должна выражать только одну идею. Выдвинуть тезис; тезис ...
История появления на Руси довольно развитой теории ораторского искусства датируется началом XVII века. К этому времени относятся первые работы — епископа Макария, М. И. Усачева, к более позднему – сочинения Стефана Яворского, Феофана Прокоповича. Становление риторики как научной дисциплины неотделимо от имени М. В. Ломоносова – автора «Краткого руководства к красноречию» (1748).
В этом труде представлен свод правил, которым предлагалось следовать в устных и письменных произведениях на государственные, общественные и религиозно – философские темы. Риторика активно развивалась в Европе до конца XVIII века, в России интерес к ней угас в XIX столетии.
Ренессанс науки наблюдается с 60-х годов XX века. Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появился заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Демократия ослабляет власть приказа и усиливает значение убеждения. В настоящее время термин «риторика» употребляется в узком и широком смыслах.
Риторика (в узком смысле) – это обозначение филологической дисциплины, изучающей теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных устных и письменных жанрах) [5. c 5]. Риторику (в широком смысле) называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее быстрое и продуктивное развитие вызвано появлением новых языковедческих наук – лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики.
Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии. В теории современного красноречия возрождается древнее первоначальное ядро – концепт убеждения, рассматриваются формы и методы воздействия средствами устной и письменной речи. Цель обновленной риторики – определение наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения.
Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т. п. Таким образом, неориторика – это наука об убеждающей коммуникации. Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, «живому» контакту.
Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основе важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух». Такой взгляд характерен для Аристотеля. Многим дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной практики. Однако, по утверждению исследователей Е. А. Ножина, Н. Н. Кохтева, Ю. В. Рождественского и других, в каждом человеке заложен «ген» риторических способностей, которые можно и нужно развивать.
Скорее всего, в риторике – важнейшей области культуры – наука и искусство составляют сложный сплав, единство. 1.1.1.
Причины коммуникативных неудач в межкультурной деловой коммуникации ...
... поставлены следующие задачи: .описать способы репрезентации культуры в языке и речи; 2.рассмотреть специфику делового общения и её роль в межкультурной коммуникации; .рассмотреть причины коммуникативных неудач ... переговоров партнёров и пойдёт в дальнейшем речь. коммуникативная неудача культура испанская При устном деловом общении необходимо учитывать тактику ведения переговоров. Существует 2 вида ...
Античный риторический канон
Канон, служивший своего рода схемой работы над речью, указывавший последовательность действий будущего оратора. 1. Изобретение (инвенция) предполагало работу над мыслью речи, отбор содержания будущего выступления. На этом этапе оратор задавался вопросом: что сказать? 2. Расположение (диспозиция) представляет работу над композицией речи, уточнение соположения частей.
На этом этапе шла работа над ответом на вопрос: где сказать? 3. Выражение (элокуция) — это этап редактирования речи, когда оратор шлифовал текст, удаляя неудачные выражения и добавляя те, которые были бы более уместны. На этом этапе давался ответ на вопрос: как сказать? 4. Запоминание (мемория) — это технический этап подготовки, когда оратор размышлял над тем, как донести созданный текст до слушателя: выучивал наизусть, составлял заметки и т. п. 5. Произнесение (акция) — общение оратора с аудиторией, кульминация всей ораторской деятельности.
На этом античный канон заканчивался, но современная риторика считает, что должен быть выделен еще один этап: 6. Рефлексия. Здесь оратор размышляет над произнесенной речью, анализирует удачи и просчеты, делает выводы на будущее о том, как в следующий раз улучшить свою речь. Первые три части канона представляют собой докоммуникативный этап, когда идет работа над текстом речи. Произнесение — коммуникативный этап, взаимодействие оратора и аудитории.
Рефлексия может быть охарактеризована как посткоммуникативный этап — анализ проделанной работы и выводы на будущее. 1. 2. Понятие «деловая риторика» С давних времен, наряду с академическим, духовным, дипломатическим, военным, общественно – политическим, социально – бытовым, судебным, выделяют деловое красноречие. В России XIX – начала XX веков существовали профессионально ориентированные риторики для политиков, юристов, офицеров.
Традиция создания подобных руководств продолжается. В последние годы сформировалась самостоятельная область науки и практики – деловая риторика. Она является прикладным направлением общей риторики, ориентированном на оснащение бизнесменов и менеджеров правилами обращения со словом, невербальными средствами передачи информации. Деловая риторика – это наука и искусство убедительной и эффективной речи в различных видах (или жанрах) делового общения [5. с 7]. Речь, умение общаться, этикет выступают главными «орудиями» создания имиджа делового человека, т. е. самопрезентации, конструирования своего образа для других.
Благородный образ гарантирует руководителю, предпринимателю половину успеха и постоянное удовлетворение от работы. Нельзя забывать, что гармоничное общение основано всегда на осознании важности для бытия и соблюдении этических норм, таких, как тактичность, деликатность, уважение чести и достоинства личности, справедливость.
Интеллигентность как качество внутренней культуры – терпимое отношение к миру и к людям – неизменно отражается во внешнем поведении, проявляется в обаянии. Владение деловой риторикой не на должном уровне – одна из существенных причин многих неудач руководителей и специалистов, их низкого личного рейтинга в трудовых коллективах. В этом несложно убедиться, если присмотреться, как они неэффективно используют такие риторические методы коммуникационного воздействия, как убеждение, внушение и подражание.
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ И ДЕЛОВАЯ ЭТИКА
... защиты окружающей среды, те, кто занимается правами потребителей и собственно проблемами деловой этики. Профессиональная этика. Обоснования морали в этических теориях Механизм ... Принципы профессиональной этики характеризуют бремя дополнительной этической ответственности в рабочих, деловых отношениях. К ним можно отнести: · беспристрастность, объективность; · должное ...
Красноречие – важнейший признак профессиональной пригодности современного руководителя. 1.3.
Речевые формы общения в деловых отношениях
В параграфе пойдёт речь о деловом общении и деловом этикете, о том как, обязательно, необходимо соблюдать речевой этикет. Существуют устные и письменные виды делового общения, здесь будут приведены их примеры. Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере [5 с 9]. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.
Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т.е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Известны «писаные» и «неписаные» нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом [5. с 9]. Его основная функция – формирование правил, способствующих взаимопониманию людей.
Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность. Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически заложены «Генеральным регламентом» Петра I (1720), в котором были заимствованы зарубежные идеи. Деловой этикет включает в себя две группы правил: 1) нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные); 2) установления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).
Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.
Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Главным средством официального общения выступает русский литературный язык. Обязательно соблюдение речевого этикета – разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых «формул», позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.
Устные виды делового общения подразделяются на монологические и диалогические.
К монологическим относятся: • приветственная речь; • торговая речь (реклама); • информационная речь; • доклад (на заседании, собрании).
Жанры, основанные на диалоге, – это: • разговор; • беседы; • интервью; • переговоры; • дискуссия; • совещание (собрание); • пресс – конференция. Письменные виды делового общения – это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и другие. 2. глава Основы деловой риторики Во второй главе речь пойдёт об основах деловой риторики.
Ханнанова. Деловая репутация работника в контексте модернизации.ЧТ.5.11
... федеральные, региональные, муниципальные, локальные базы данных по лицам, имеющим высокую деловую репутацию, в разрезе отраслей, приоритетных направлений деятельности, территорий, компетенций, профессио ... разработки новых методик независимой стоимостной оценки компаний, учитывающих стоимость деловой репутации работников и их человеческого капитала); формирование системы управления человеческим ...
Мы ознакомимся с классификацией индивидуальных речевых типов. Узнаем, какие используются принципы речевого воздействия в деловой риторике, а так же узнаем о наборе коммуникационных эффектов. 2.1.
Типы ораторов
Трудно переоценить роль фигуры говорящего для успеха речи. От того, в какой степени доверяют, симпатизируют оратору, в огромной мере зависит эффективность воздействия. Оратор – это тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия [7. с 392]. С. Ф. Иванова в работе «Специфика публичной речи» выявила индивидуальные речевые типы: Рационально – логический.
Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и ораторы во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники.
Эмоционально – интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает.
Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом. Философский. Ораторы – «философы» более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта – стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию.
Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента. Лирический, или художественно – образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность – черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его – характер утонченный, меланхолический. 2.2. Принципы речевого воздействия Культура речевого воздействия.
Речь должна соответствовать современным нормативным требованиям. Нормативная речь позволяет сохранять коммуникативное лидерство в таких активных формах профессиональной речи, как диалог, монолог. В риторике учитывают психолого-дидактические принципы речевого воздействия: Доступность предполагает взвешенность содержания речи, учет культурно – образовательного уровня слушателей, их жизненного и производственного опыта. Многие люди слышат то, что хотят слышать.
Поэтому следует принимать во внимание социальный состав аудитории (пенсионеры, молодежь, женщины, научные работники и т.д.).
Технология публичного выступления
... информацию о вашей аудитории. Одно дело - выступать перед специалистами, другое - перед дилетантами. Возраст, социальное положение, личные и общественные интересы, степень осведомленности о предмете выступления, ... целям и особенностям аудитории. Срабатывает эффект выступающего. Шаг 3. Конструируйте свой образ. ... Шаг 5. Подготовьте речь. Основные критерии оценки содержания речи достаточно просты - ...
Эффективен прием актуализации содержания, использования малоизвестной информации (новизна и оригинальность), сочетания разнохарактерных сведений, их достоверность. Ассоциативность означает вызов сопереживаний и соразмышлений, который достигается обращением к эмоциональной и рациональной памяти слушающих. Для этого используются такие приемы, как аналогии, ссылки на прецеденты, образность высказывания.
Специальный ряд приемов связан с привлечением стихов, музыки, живописи, видеофильмов и т.п. Сенсорность предусматривает широкое использование в коммуникационном общении цвета, света, звука, рисунков, моделей. Чем основательнее и разностороннее задействованы человеческие ощущения, тем эффективнее проникает информация в психику людей и тем активнее идет процесс ее освоения. Экспрессивность предполагает эмоциональную напряженность речи, ее эмоциональный подтекст, выразительность мимики, жестов, позы выступающего.
Такая, изнутри идущая, раскрытость выступающего свидетельствует о его полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание – все это конкретные формы экспрессивности. Интенсивность характеризует темп подачи информации, степень подвижности выступающего во время общения. Разная информация и различные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения услышанного.
Нужно учитывать темперамент людей, их подготовленность к принятию конкретного вида информации, личную заинтересованность в ней. Выступающий должен умело ориентироваться в настроении аудитории, вовремя предложить ей приемлемый скоростной режим усвоения информации. 2.3.
Коммуникационные эффекты
Для того, что бы деловой разговор состоялся и состоялся успешно, недостаточно знать только лексику, грамматику, стилистику и специфику деловой речи. Необходимо пользоваться своей речью так, чтобы заинтересовать собеседника, склонить на свою сторону.
Для этого можно воспользоваться коммуникационными эффектами (ораторский инструментарий).
Эффект визуального имиджа рассчитан на впечатление от внешнего вида выступающего. Известно, что он (вид) может вызвать симпатию или антипатию еще до того, как выступающий начал говорить. Привлекательный внешний вид, элегантная манера общения, доброжелательный, открытый взгляд – все это оказывает на людей положительное воздействие до начала выступления оратора.
Эффект первых фраз, как правило, закрепляет или корректирует первоначальное впечатление, которое производит выступающий. Главным критерием эффекта первоначальных фраз является заключенная в них привлекательная или интересная информация. Она может быть известной, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами. Очень важно при подготовке к выступлению определить основные социальные группы аудитории, настроения и ожидания, особенности эмоционального склада слушателей.
Поэтому надо располагать набором начальных фраз, ориентированных на социальные группы, преобладающие в аудитории. Эффект аргументации основан на логике выступления, которая придает ему обоснованность и убедительность. Если логика – это внутренняя организация речи, то внешней ее стороной является теоретическая и практическая аргументация. К теоретической аргументации относятся научные положения, концепции, к практической аргументации – конкретные факты, цифры, статистические данные.
38. Интонация, паузы и их значение в ораторской речи
... говорить. «Пустые» паузы бывают и в обыденной речи, когда она заполняется паузами, ибо нет информации, которой можно было бы заполнить речь. С такой «пустой» паузой не следует ... к минимализации ее воздействия, а зачастую и к нулевому эффекту выступления. Интонационное оформление речи в эмоциональной ситуации обозначается термином эмфаза. Под эмфазой понимают ритмико-интонационное единство ...
Эффект квантового выброса информации является одним из действенных риторических приемов для поддержания внимания аудитории. Он основан на заранее продуманном размещении по всей речи новых мыслей и аргументов. Таким образом, выступающий активизирует внимание слушателей, выбрасывая через определенные временные интервалы кванты свежей информации. Эффект интонации и паузы – весьма доступный и продуктивный по результату риторический инструмент. Специалисты утверждают, что интонация и паузы способствуют 10 – 15% — ному приращению информации.
Такова особенность человеческого восприятия. Придание слову или фразе определенной голосовой тональности, как правило, вызывает у слушающих людей определенные ассоциации. В итоге происходит информативное приращение к тому, что говорит выступающий. Деликатным риторическим инструментарием является пауза. Ее применение эффективно, если выступающий уверен, что его слушатели активно включились в коммуникационный процесс, что их мышление, память и воображение интенсивно соучаствуют в нем. Вот тогда для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации, подключения к ней собственных знаний и полезна пауза.
Эффект художественной выразительности связан с умением «воплощать» мысли в соответствующие слова, грамотно строить предложения, соблюдать правила словоударений. Логика речи подсказывает, какие фразы достойны, занять место в выступлении. В него не может быть вставлена любая фраза, а лишь такая, которая не нарушает смысл изложения, ясно и понятно доносит его суть. Эффект релаксации используется оратором, чтобы помочь слушателям.
Большое значение имеет умение слушать. Чем сложнее выступление, тем большие усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Цель эффекта релаксации – снять эмоциональную напряженность. И здесь на помощь приходит юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха и появляется возможность для восстановления эмоциональной энергии.
Эффект дисперсии. Приведем такие данные: если за 100% принять замысел выступления, то его словесная форма составит 90%, из которых 80% получили устное звучание; из объема услышанной информации поняты были 60%, а в памяти осталось около 25%. Таким образом, коммуникационный процесс – это не простое переливание информации из одного сосуда в другой. Этому процессу свойственны непрерывная потеря информации и субъективное ее искажение, что объясняется многими причинами. Одна из них в риторике обозначается понятием «дисперсионные потери». Под ними подразумевается рассеивание информации по мере получения ее от выступающего.
Заключение
Изучая тему «Деловая риторика» передо мной стояли задачи, которые были достигнуты в процессе исследования. Я проследила исторический путь развития и становления риторики, изучила основы деловой риторики, ознакомилась с основными понятиями и постаралась приобрести коммуникативные навыки. Можно сделать вывод, что овладение культурой деловой речи и общения, выработка собственного стиля служебных взаимоотношений, формирование имиджа обязательны для профессиональной пригодности современного руководителя.
Для этого можно воспользоваться учебными пособиями и научной литературой, которые содержат необходимую теоретическую информацию (лингвистическую, психолингвистическую, психологическую, этическую), практические рекомендации по овладению речевыми жанрами, а также вопросы, преимущественно поискового проблемного характера, задания репродуктивного (например, наблюдения, анализ текста) и творческого плана (ролевые игры, выступления и др.).
Деловые коммуникации_Т2
... месте, в спокойной обстановке. 6.Не поддаваться влиянию предварительной информации о партнере. 7.Пояснять свои действия (чтобы не было ... меня понимать? От этого будет зависеть наше взаимодействие. Иными словами, процесс понимания друг друга "осложняется" явлением рефлексии (от ... с удивлением и возмущением. Она же удивляется отсутствию слов благодарности за хорошее отношение. Можно сделать вывод: чтобы ...
Я рекомендую воспользоваться работой Мельникова С. В. «Деловая риторика (речевая культура делового общения)».
Список использованной литературы
: 1. Анисимова Т. В Гимпельсон Е. Г. «Современная деловая риторика» – М.: МПСИ, 2001. – 432 с. 2. Иванова С. Ф. «Специфика публичной речи» – М.: Знание, 1978. 3. Кохтев Н. Н. «Риторика» – М.: Просвещение, 1994. 4. Лосев А. Ф. «История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика» – М 1976. 5. Мельникова С. В. «Деловая риторика (речевая культура делового общения)»: Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 1999. – 106 с. 6. Ножин Е. А. «Мастерство устного выступления» – М.: Политиздат, 1989. – 225 с. 7. Ожегов С. И. » Словарь русского языка: Ок. 57000 слов» – Екатеринбург: Урал – Советы («Весть»), 1994. – 800 с. 8. Рождественский Ю.В. «Теория риторики», М.: Добросвет, 1997.
Приложение
Для повышения качества деловой риторики можно воспользоваться следующими практическими рекомендациями: 1. следите за правильным употреблением слов, их произношением, ударением. Если вы не уверены в произношении или употреблении какого-либо слова, обращайтесь к словарям ударений, толковому и орфоэпическому; 2. избегайте многословия, канцеляризмов, штампов.
Не используйте без необходимости иностранные слова (например, «детерминировать» – вместо «определить», «имманентный» – вместо «внутренний»).
Неправильное или параллельное употребление иностранной лексики ведет, как правило, к ненужным повторениям (например, в словосочетании «промышленная индустрия», слово «индустрия» уже включает понятие «промышленная»); 3. не забывайте, что безликие конструкции часто прикрывают нежелание брать на себя ответственность, самостоятельно думать; 4. необходимо избавляться от слов, засоряющих речь: «так сказать», «понимаете», «вот», «скажем так». Такие слова не украшают речь, а лишь вызывают раздражение аудитории.