Профессиональное общение с открытой аудиторией

М. Шостак

Устные коммуникации

РИТОРИКА

Профессиональное общение с открытой аудиторией

Основные положения лекций и рекомендуемая литература

Речь как общение

Риторика ­ древнее искусство красногласия и столь же древнее прагматически направленное умение одного человека ­ профессионала общаться со многими, в современном социуме предстает вариантом устных коммуникации, действенных и социально ответственных.

Неправомерно отождествлять риторику с манипуляцией. Эта тенденция проявилась в минувшем столетии в связи с «успехами» политиков-демагогов, манипулировавших народами как толпами, и в связи с попытками применить демагогические приемы в деловой сфере, приспособив к ситуации конкурентной борьбы. Влияние опасной тенденции ощущается и поныне. Так, к примеру, вышедший в 2007 году в нашей стране двухтомник «Спичмейкер» («Речи нового поколения. 600 готовых к использованию речей») предлагает «готовые коммуникативные решения», а именно: «модульные тексты с четко поставленными задачами и целями, адаптированные к конкретным ситуациям». Составители, предваряя этот труд саморекламой, уверяют, что «предусмотрели все (все универсальные блоки-модули), чтобы больше не нужно было подолгу готовиться к выступлению», и полагают эту задачу выполнимой, поскольку «в проекте «Спичмейкер» используются все основные методики воздействия на собеседника или аудиторию – от научно обоснованной нейролингвистики до тайны древнерусской техники очарования и гипнотических приемов».

При таком подходе подлинное общение (взаимодействие) вообще не в счет; разговор идет лишь только, исключительно, об однонаправленном воздействии, о манипулировании сознанием тех, в кого прицелился «оратор». Стимулом к выступлению оказывается собственный корыстный интерес, собеседник изначально видится врагом, отсюда рекомендации, как идти путем обмана, реализуя желание «обставить», одурачить другого.

Малопродуктивность такого «общения», его «мелкость» очевидна в сравнении с огромной культурой языкового контакта, накопленной и явленной нашей цивилизацией. Демагогия как «тень риторики» известна давно; ее ухищрения «казаться правым не будучи правым» издавна изучались, учитывалась разная степень их разрушительного действия в публичных выступлениях и спорах. Тревожен, однако, явный антагонизм новоявленных «речей нового поколения» по отношению к самому принципу общественных дискуссий (главной поддержки демократического социального устройства), где подлинность взаимодействия, подлинность коммуникации, ­ необходимое условие их плодотворности.

2 стр., 688 слов

Риторика_20 век

... человек в процессе обучения и размышления над собствен- ной коммуникацией может повысить эффективность своего общения. Д. Карнеги разработал метод обучения взрослых речевому воздейст- вию: ... Большую роль в развитии современной риторики сыграл еще один американский автор — Поль Л.Сопер,выпустивший прекрасную книгу «Ос- новы искусства речи» (в английском оригинале —BasicPublicSpeaking,NewYork, ...

Уже в 60­х годах прошлого века в Европе возникло движение «неориторика» как попытка организовать осмысленное и научно обоснованное противостояние успехам манипулирования; риторика при этом виделась как наука об убеждающей коммуникации (в противовес внушению).

Открытая аудитория и ее характеристики

Открытой называется аудитория, которую видит оратор, и которая смотрит на него. (Профессиональный термин «Держать глаза!» подчеркивает особую важность этого обстоятельства).

Состояние открытого общения позволяет немедленно получать «обратную связь», столь необходимую коммуникатору для коррекции своих действий, в тот момент, когда он говорит. И это обстоятельство, открывая бесконечные возможности совершенствования выступления, его оттачивания на ходу, превращает речь в подготовленную импровизацию. Рассуждение вслух, которое оратор – коммуникатор предлагает аудитории, может стать гораздо точнее и ближе к истине при таком «диалоге», когда ответная реакция понятна без слов, ­ просто видна.

Правда, при условии, что и сам оратор при этом «готов учиться», что он выходит к аудитории с надеждой на общение, на реакции, которые помогут ему сработать точнее. Что он сможет подавить в себе и «соблазн лидерства» и «соблазн учительства», сможет сдержать порыв к бесконтрольному творческому самовыражению.

Замечательные возможности общения с открытой аудиторией часто остаются лишь гипотетическими возможностями. Качественная обратная связь не дается просто так, аудиторию весьма трудно побудить к общению.

Особенности и возможности открытого профессионального общения коммуникатора с аудиторией связаны с особым состоянием «людей в толпе», в массе себе подобных.

Что мешает наладить контакт с аудиторией, способствует манипулированию (осознанному, либо неосознанному)?

Во-первых ­ изначальное состояние открытой аудитории: доминанта «зрелищности» (те, кто смотрят на оратора, скорее «публика», нежели люди, склонные к общению);

Во-вторых, возникающий в массе людей эффект взаимного «подзаряжения» эмоциями (один из «эффектов толпы»), который нивелирует подлинные эмоциональные реакции, обостряет опасные моменты (эйфории «единого порыва», неумеренного восторга, состояния паники и т.п.), не способствующие здравому, точному, взаимно контролируемому общению;

В-третьих, ­ пониженная критичность восприятия в массе людей (заторможенная мыслительная деятельность, как бы потеря собственного интеллектуального «я», пониженная способность сомневаться), которая еще явственней понижается в отвлекающих от рассуждений условиях «зрелища».

При таком состоянии аудитории «блокировать цензуру разума» (по выражению составителей уже упоминавшегося пособия «Спичмейкер») не составляет особого труда; манипулировать легко. Гораздо труднее, думая о пользе выступления для слушателей, а не о собственной мелкой выгоде, бороться с мыслительной пассивностью аудитории, помогать ее преодолевать; в чем и состоит задача оратора- коммуникатора.

23 стр., 11051 слов

1.Основные понятия «коммуникация» и «информация». (тет 1)

... мимика и жесты, не совпадающие со словами; отсутствие психологической настроенности на общение с конкретной аудиторией; неуместное использование слов-паразитов. 38. Логические приемы ораторского мастерства. ( тет 9) ... оратор не должен быть в эмоциональном трансе, а должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации, ...

Выполнить эту задачу помогают рекомендации неориторики, основанные на изучении изначально неблагоприятного состояния двух сторон (слушателей «в толпе» и самого оратора, одолеваемого «соблазнами»), состояния, препятствующего общению и располагающего к манипуляции. Рекомендации таковы: желательно, чтобы ответственный инициатор общения, оратор – коммуникатор

· во-первых, осознавал, что он – лидер временный, и именно таким образом позиционировал себя (и вел себя соответственно);

· во – вторых, профессионально работал, стараясь всемерно активизировать аудиторию,включая ее в соразмышление.

Примечание К этим темам см. также: Хайнц Леммерман, Учебник риторики (пер. с нем.), ­ М. 1997 (или посл. переиздания).

Гл. 1, разд. 1.2.2 ­3 («Ответственность оратора»), Гл. 4., разд. 4.2.1; 4.2.3 ­7 («О психологии масс»); разд. 4.3.3. («Речевое мышление»)

 

Многоликий собеседник

Приблизительность представлений о характере и задачах общения порождает опасные недоразумения, подмену понятий. (Например, «интерактив» на телевидении чаще понимается не как путь взаимообогащения, помощь в самоконтроле, а лишь как профессиональный прием привлечения внимания к передаче, повышения ее рейтинга).

Притупляется чувство взаимообщения со слушателями и чувство ответственности за результат выступления, тогда как необходим не только видимый «эффект собеседования», но целеустремленное речевое поведение, продуктивная совместная работа, в основе которой ­ убежденность в способности аудитории к разумному сотрудничеству.

Условия подлинного общения:

· приемлемость темы (взаимный интерес);

· необходимость сближения, взаимной коррекции имеющихся знаний о предмете;

· приемлемость обстановки общения;

· учет состояния обеих сторон

Первые два условия общения предполагают учет состава аудитории, знание ее интересов (насущного, полезного), ее ожиданий, а также информационной базы, которая у данной аудитории уже имеется.

Обстоятельства вынуждают также приспосабливаться к состоянию аудитории. Отсюда – три типа речей как три типа общения:

· Информативные речи;

· Ситуативные речи;

· Пропагандистские (убеждающие) речи ­ «рассуждения вслух»

Информативная речь

Цели таких речей: пробудить интерес к предмету; дать новые полезные сведения в виде скорректированного, обновленного варианта уже имеющихся опорных знаний; оратор старается помочь систематизировать «обрывки» сведении и догадок, прояснить картину в целом.

Коммуникатор отвечает за налаживание общения как процесса «перетекания информации» и взаимообмена информацией. (Усвоение информации ­ общее дело; все решают только совместные усилия).

Две задачи оратора (профессионала общении) в отличие от докладчика (не профессионала):

· Пробудить желание усвоить информацию;

· Помочь ее усвоить

Что мешает усвоению информации

· Отсутствие внимания;

 

· Отсутствие заинтересованного внимания (связанного с ощущением полезности информации);

 

· Прерывистость внимания;

 

· Недостатки обработки информации с учетом их восприятия на слух;

 

· Обилие терминов и «многослойных» понятий в речи;

 

· Чрезмерный объем информации, не соотносимый со временем выступления;

 

· Ощущение перенасыщенности новой поступающей информации в единицу времени («комок информации»);

 

· Недостаточно выверенное соотношение новой информации с первоначальным «информационным багажом» аудитории;

 

· Психологический тормоз «знания о незнании», преувеличенная эксклюзивность «чужого» знания

Информативные (предметные) речи

(Сообщения, обучение, представление программ и планов)

  «Образ» оратора     Компетентный, сведущий человек
  Цель речи   Расширение «информационного поля» знаний аудитории; овладение ею новой полезной информацией — опоры для социальных действий. Стимулирование интереса к предмету
  Профессиональная задача оратора     Помочь усвоить новую информацию
  Сложности работы   Пассивность аудитории Необходимость представлять «новое» как бесспорное, очевидное
  Промежуточные этапы в решении задач и достижении цели   «Цеплять внимание» любопытными сведениями, красочными примерами; Представлять информацию как полезную; Обеспечить возможность восприятия информации («сжатие», дозирование, упрощение, прояснение, популяризация); Преодолевать барьер отторжения «чужого»; пытаясь «вживить» новые фрагменты в уже существующую систему знаний
  Приемы и способы передачи информации   Поэтапное закрепление материала. «Разработка понятий» в процессе обсуждения и их уточнение с помощью определений и сравнений. Повествование, описание, объяснение (с соответствующими приемами «дозирования» информации)
  Особые соображения   Поиск возможностей «повторять не повторяясь». Необходимость уточнения представления о «фундаменте знания» у данной аудитории

Прерывистость внимания, естественная при восприятии информации на слух, вынуждает оратора организовать так называемое «возвратно-поступательное» движение речи от одного блока информации к другому.

Кроме того, необходимо постоянно заботиться о возвращении внимания («завлекательные» фрагменты речи), и закреплении внимания (представление информации в плане «полезного»).

Необходимо также прояснять термины, понятия, и вообще облегчать фразы, которые воспринимаются на слух; в отличие от письменной речи тут смысл высказывания должен быть понят не к концу периода, а с первых же слов.

В целом необходимо уменьшение объема информации и ее «дозирование»; при разных способах передачи информации это делается по –разному: при повествовании фрагменты информации располагаются по хронологии, при описании — это набор качеств, составляющих целое, и т.п.

Особенно важно (и трудно) помочь аудитории преодолеть психологический барьер, мешающий ее контакту с оратором, тормозящий движение навстречу общению (т.е. взаимообмену информацией, во время которого и происходит усвоение), ощущение неравенства, своей беспомощности и некомпетентности перед лицом сведущего человека («Послушать еще можно, но уж общаться…»).

Надо суметь обработать информацию в свете «знакомого» данной аудитории.

Желаемый результат информирующего выступления оратора, ­ проясненность, системность знаний или сведений в какой-то области, ощущение твердой почвы под ногами, прочной основы для рассуждений и действий.

Примечание : К этим темам см. также: Поль Л. Сопер, Основы искусства речи (пер. с англ.), ­ М., 1998 (или последующие переиздания); Гл. III., разд. А «Тема речи (Интересы аудитории)», разд. Б.2.: «Информационная речь»


Ситуативная речь

Оратор выражает эмоции аудитории в форме яркой, выразительной, доставляющей удовольствие. Однако, он и «управляет» эмоциями: оказывается в состоянии их «разрулить» (подкрепляя «материалом для эмоций» (напоминая о таких фактах и событиях, которые вызовут эмоции).

 

Желаемый результат ситуативного выступления оратора­ коммуникатора, помогающего аудитории в социальной ориентации: достижение эмоциональной стабильности, необходимой для рассуждений и приятия решений и некий эффект воодушевления (эмоциональный посыл).

Ситуативные речи, включая «ритуальные» и «рамочные»

(Поводы к такому типу публичного общения: визит вежливости, презентации, поздравления, траурные речи, «спич» политика /«речь с бокалом в руке»/, церемонии награждения, просто общая ситуация, на время сплотившая людей /напр. отложенный рейс самолета, опоздание и пр.)

 

  «Образ» оратора     «Актер»  
  Цель речи     Создать психологический комфорт Возможно, вывести аудиторию из состояния коллективной истерии; переломить ситуацию, обстановку, перенасыщенную эмоциями, «разрулить» в другое, менее напряженное эмоциональное состояние. Или превратить «нужные» ритуальные эмоции в подлинные
  Профессиональная задача оратора Предоставлять материал (информацию, собственные размышления и предположения) для подпитки подлинных эмоций и для желаемого эффекта «владения эмоциями».
  Сложности работы     Состояние аудитории — капризное. Она совершенно точно знает, как и что нужно говорить в данной ситуации. Надо поначалу вести себя соответственно ожиданиям аудитории (вести разговор на волне эмоций).

Необходима также особая «забота об удовольствиях».

  Промежуточные этапы в решении задач и достижении цели   Поддержать эмоции (найти слова для состояния, которое «ясно без слов»); «Укрупнить» эмоции (найти образные эквиваленты эмоциональному состоянию); Развить и укрепить (подпитать информацией) идеи, связанные с ситуацией; Не ограничиваясь поддержкой только одной, «заданной» эмоции, ее постепенно корректировать (возможно, желая переменить); Закрепить новое или скорректированное эмоциональное состояние  
  Приемы и способы передачи информации     Ситуативная ­ самая короткая речь, наиболее точно оформленная (желательно, в образной, афористичной манере) Весь спектр вспомогательных материалов — иллюстраций (сравнения, шутливые определения, обыгранные цифры)  
Особые соображения   Речь «по случаю» должна оставлять впечатление импровизации. Однако – одна из самых подготовленных. Опасно превращаться в массовика-затейника, призывая к эмоциям, навязывая их  

 

Примечание К этим темам см. также: Хайнц Леммерман, Учебник риторики, М. 1997 (или последующие переиздания), гл.3. Раздел 3.7 («Речь по специальному поводу»)


Убеждающая речь

Если аудитория охотно со всем соглашается, выражает готовность воспринять идеи оратора как свои собственные, это чаще всего не успех, но провал выступления коммуникатора: срабатывает «принцип экономии мышления» (из­за нежелания сомневаться).

Оратору необходимо создать обстановку активного соразмышления. Изначальный конфликт ­ спорная информация. Цель – осмысленное отношение к проблемной ситуации.

Изображая конфликт, любой оратор (и манипулятор, и коммуникатор) «подогревает» его эмоциями. Дальше, однако, их пути расходятся. Один идет путем внушения (манипулятор как гипнотизер: рассудок надо «усыпить»).

Другой, коммуникатор, напротив, делает все, чтобы рассудок пробудить.

Лучший прием – найти себе достойного «противника»: идею, позицию, противоречащую, или мешающую вашей позиции (притом достаточно аргументированную, с которой нелегко побороться).

При подготовке к речи желательно активно искать изъян в собственных рассуждениях. Быть готовым публично высказать придирки к собственной концепции. Позиционировать себя как «бойца» (Осведомленность, владение ситуацией. Выбор сильного противника — демонстрация мощного контртезиса).

Особую роль играет проверка аргументации – собственной и «чужой».

Плюрализм мнений ­ фон, на котором единственно возможно организовать общение в пропагандистском убеждающем выступлении. Необходима демонстрация уважения к мыслям других (по крайней мере ­ внимания к ним).

Информация в рассуждающей речи:

· о проблемной ситуации и «теневых сторонах» фактов (материал для обрисовки положения вещей);

 

· о вариативности мнений и позиций (материал для сопоставлений);

 

· о качестве доказательств в уже известных мнениях и позициях

 

Среди информации, которую оратор предоставляет в убеждающей речи, особо ответственна демонстрация «спектра идей»: важно помочь каждому из аудитории «вспомнить» свои скрытые предпочтения, оформить их достаточно внятно, осознав как позицию, с которой можно вести обсуждение, вплоть до дискуссии.

«Ступени» решения профессиональных задач коммуникатора, выступающего с убеждающей речью – рассуждением.

· Расширив информационное поле знаний аудитории, уточнить, в чем суть проблемной ситуации и ее истоки;

 

· Пробудить желание разобраться в ситуации;

 

· Добиваться признанного единства оратора и аудитории как «лиц страдательных» («все мы – в одной лодке»), и выражать общую решимость «во всем немедленно разобраться»;

 

· Побудить аудиторию к активному размышлению; выдвигая все новые и новые препятствия (неизвестные дотоле факты-препятствия; серьезные возражения против каких- то поспешных шагов и т.п.):

 

· Дискутируя и полемизируя с «контр-тезисами» воображаемых оппонентов, отторгнуть, закрыть неверные и потому опасные ходы рассуждений;

 

· Организовать «подвижки в сознании» аудитории

 

· Нацелить на продолжение дискуссии

 

В целом, нужно:

· Выступая с убеждениями, предполагать предубеждения и быть готовым сражаться с ними и их отодвигать;

 

· Уметь представлять себя на месте аудитории. Предугадывать возражения и их немедленно рассматривать;

 

· Вести «диалог в монологе», подготавливая совместно с аудиторией догадки и открытия, новый взгляд

«Речь — рассуждение»

Убеждающие (пропагандистские) речи коммуникатора

Публичное обсуждение проблемных и конфликтных ситуаций

 

  «Образ» оратора   Активный «боец» Демонстрация уверенности в способности здраво и обстоятельно во всем разобраться, прежде чем действовать. Собранность, тактический расчет Спокойствие и сила (опытному бойцу не страшно и временное отступление).

Демонстрация бесстрашия в борьбе с «сильным противником»– контр-тезисом

  Цель речи     Убедить аудиторию в ее силах активно участвовать в поисках выхода, в способности здраво мыслить, рассуждать, и на этой основе – действовать  
  Профессиональные задачи оратора     Подтолкнуть аудиторию на путь размышлений и поддерживать на этом пути (материал для сомнений, конфликты).

Вести «диалог в монологе», стремясь к эффекту соразмышления  

  Сложности работы (Проблемы общения)   Психологическая разбалансированность аудитории (разброд, шатания, паника), не способствующая общению; Тяга массовой аудитории к упрощению ситуаций, жажда легких и быстрых решений; Невозможность использовать только логические аргументы при «рассуждении вслух» (включаются и «внелогические», и психологические. Сложности самоконтроля над внелогической и психологической аргументацией, ее дозированием  
  Промежуточные этапы в решении задач и достижении цели   Расширить информационное поле знаний по проблеме. Представить аудитории незнакомые идеи как знакомые («встраивание идей»).

Отстаивать главную мысль, корректируя ее на ходу (допуская, что, первоначально она не точна); провести «собеседников» последовательно от истоков мысли ­ к ее оформлению

Приемы и способы изложения материала и представления рассуждений   Демонстрация контртезисов. Подработка собственных тезисов («размышление вслух»).

Все возможные способы создания «конфликта идей» в ситуации обсуждения, как бы совместного с аудиторией

  Особые соображения При подготовке — поиск весомого контр-тезиса («сильного противника»).

Во время общения оратор дает наглядный урок тщательного обсуждения всех позиций

Примечание: К этим темам см. также: Поль Л. Сопер, Основы искусства речи (пер. с англ.), ­ М., 1998 (или последующие переиздания) Гл. III., разд. Б.4: «Убеждающая речь» и Гл.XI: «Доводы агитационной речи»

Вспомогательный материал речи

Функциональность ссылок, цитат, цифр, примеров и других вспомогательных средств в речах оратора нельзя назвать полностью идентичной тому эффекту, на который рассчитывает коммуникатор пишущий (напр. журналист).

Помимо «красочности», усиления достоверности сообщений и уточнения степени владения материалом здесь оказывается первостепенным, поддержка контакта с аудиторией.В свете этих соображений так называемый вспомогательный материал выглядит предельно важным, ответственным; это не вставные куски или иллюстрации, но материал, естественно вплетенный в «рассуждение вслух» ­ в звучащую речь (без чего она просто немыслима).

Ряд соображений об использовании вспомогательных элементов оратором коммуникатором :

· определения и сравнения получают важную роль не иллюстративного, но активно стимулирующего внимание материала: сужающего или расширяющего предмет обсуждения. (Определение, уточняя понятие, «сужает» его смысл, делает более «определенным»; сравнение же, используя образ, притчу, намеренно «расширяет» смысл, раздвигает круг внимания к явлению или идее, привносит философический смысл);

 

· использование примеров требует особой осмотрительности (при рассуждении вслух простой пример-иллюстрация часто необоснованно выглядит решающим аргументом);

 

· цитаты и цифры трудны для представления устным путем и, чтобы не сбивать с толку аудиторию, требуют особой обработки, пояснений, атрибутирования (расшифровки источника);

 

· ссылки на авторитет легко могут оказаться лазейкой для манипулирования (древнейший манипулятивный прием: спрятаться от оппонентов за «спину» власть предержащего, непререкаемого в данной ситуации /«САМ сказал!»/): а ссылки на опыт аудитории («как известно..», «мы все знаем, что..» и т.п.) часто как бы делают «ненужными» доказательства…

 

· из разряда вспомогательных материалов желательно исключать наглядные пособия, по крайней мере быть осторожными с ними (не злоупотреблять проектором; «картинки», отвлекающие от общения, оставить на потом, или напротив, предварить ими речь)

 

Целесообразность вспомогательного материала в речах связана:

во-первых, с необходимостью бороться с прерывистостью внимания, необходимостью «приманок для слуха»: всего любопытного, обескураживающего, неожиданного;

во-вторых, с необходимостью коррекции смысла, внятности того, что воспринимается на слух. Вспомогательные элементы речи – это и популяризация и уточнения, корректирущие смысл;

в третьих–с необходимостью обработки незнакомого в свете знакомого; вспомогательные элементы речи (особенно, примеры) способствуют эффекту узнавания (сведений и идей), столь важного для поддержки общения

 

Примечание:

 

К теме «Вспомогательный материал речи» см. также Поль Л. Сопер, Основы искусства речи (пер. с англ.), ­ М., 1998 (или последующие переиздания) Гл. 6. («Вспомогательный материал»)

К темам: «Вступления, предвступления, заключения», помимо лекционного материала, см. также Хайнц Леммерман, Учебник риторики, М. 1997 (или последующие переиздания) гл. 3. Раздел 3.5.1 («Вступления») Раздел 3.5.2 («Заключения»)

 

Повторим: цели и задачи всех, любых (в любой форме) речей коммуникатора связаны с активной помощью аудитории в социальной ориентации.

Пропаганда переводится в план рассуждения, переходящего в обсуждение. Для этого предлагается временное лидерство выступающего при демократическом взаимодействии всех участников общения.