В своей статье Выготский высказывает мнение о том, как врожденные деффекты влияют на жизнь человека. К такому ребенку уже от рождения складывается определенное особое отношение, а в дальнейшей жизни эти деффекты вызывают иную установку в социальной среде, чем у нормального человека. Главной проблемой, по мнению Выготского, встает то, что до сих пор и в научной педагогической литературе и в общем представлении вопросы детской дефективности ставились большей частью и решались как биологическая проблемаПедагогически всегда говорилось в этом случае о той компенсации, которой воспитание может возместить одно из нарушенных отправлений организма.Проще говоря, и психологически, и педагогически вопрос ставился обычно грубо физически и узко органически, по-медицински; слепота означала просто отсутствие зрения, глухота — слуха, как если бы дело шло о слепой собаке или глухом шакале. Упускается из виду,что органический деффектт оказывает влияние не только на взаимодейтсвие человека с окружающей средой, а также влияет на психическое развитие человека.
Выготский говорит о том, что проблему детской дефективности в психологии и педагогике надо поставить и осмыслить как социальную проблему. Что слепота или глухота врожденная не может полномерно заместится усилившейся чувствительностью иных органов чувств, развитие чувствительности иных органов чувств происходит только потому, что человек вынужден ими очень усердно пользоваться. Что человек, у которого отсутсвует зрение или слух, должен воспитываться в психологическом и педагогическом смысле также, как и человек имеющий возможность видеть и слышать. Задача педагогике в этом случае сводится только к замене одних путей — для образования условных связей — другими, принцип и психологический механизм воспитания здесь те же, что и у нормального ребенка.
Выготский считает что детей с деффектами нужно воспитывать также, ка ки обычных, не выделять их как-то, не акцентировать внимания на их деффектах, чтобы дети не чувствовали себя ущербными в психологическом плане.«Слепого, глухонемого и слабоумного можно и нужно мерить той же мерой, что и нормального».
Многие ученые, по мнению Выготского заблуждались в том что что «инстинктивное, органическое влечение к свету», по словам Короленко, составляет основу психики слепого. Выгосткий утверждал что Слепота есть нормальное, а не болезненное состояние для слепого ребенка и ощущается им лишь посредственно, вторично, как отраженный на него самого результат его социального опыта. Психологически слепота не означает изъяна в полной душевной жизни. мы не должны забывать и того, что надо воспитывать не слепого, но ребенка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого — значит воспитывать слепоту и глухоту и из педагогики детской дефективности превращать ее в дефективную педагогику.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Слепой может использовать для обучения возможности зрячего человека, т.е педагога который владеет методами передачи информации и знаний для таких детей. Т.е педагог доносит все необходимые знания о мире Психологически вся задача воспитания слепого сводится теперь к тому, чтобы всю социальную символику и сигнализацию связать с другими анализаторами: кожными, слуховыми и т. д. Выгосткий считал, что спициальные школы для деффективынх детей, уже сами по себе антисоциальны и воспитывают антисоциальность. «Нам надо думать не о том, как возможно раньше изолировать и выделять слепых из жизни, но о том, как пораньше и потеснее вводить их в жизнь. Жить придется слепому в общей жизни со зрячими, надо и учить его в общей школе» Выготский ставит вопрос о важности преодаления антисоциального аспекта воспитания в спец школах. Что необходимо поставить опыт по обучению детей с деффектами и без деффектов в обычной школе.
Выготкий выступает с критикой обучения детей в спец школах, в частности по отношению к труду, что в спец школах таких детей учат быть чьими-то исполнителями не предоставляя им возможности даже и думать о иной социальной роли, что такая специфика обучения ограничивает профессиональные возможности таких людей в будущем.
Что касается обучения глухонемых детей, Выготский считает, что особое внимание нужно уделять изучению устной речи т.к: «Она неизмеримо труднее дается, но и неизмеримо больше дает.»
Основная мысль Выготского лежит в том, что обучение дефективных детей состоит в том, что воспитывать их нужно социально полноценными, не внушать им мысли об их ущербности и ограниченности и развивать их также полно и целостно, как и самых обычных детей, только такими методами передачи информации, которую они способным воспринимать исходя из своих имеющихся физических возможностей.
А.В. Запорожец
УСЛОВИЯ И ДВИЖУЩИЕ ПРИЧИНЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В психологии устоялись мнения что на психическое развитие ребенка влияют наследтсвеный фактор и внешняя среда, что, по мнению Запорождца не является истинно верным, т.к люди отличаются от животных своей социализированостью: «в развитии ребенка наряду с двумя предыдущими возникает и приобретает доминирующую роль еще одна, совершенно особая форма опыта. Это опыт социальный, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего его детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и осуществляется развитие их способностей, формирование их личности.» По мнению Запорожца, возникает необходимость различать ранее смешавшиеся понятия движущих причин и условий развития исходя из отличий онтогенеза человеческой психики от животной., изучение роли врожденных свойств организма и его созревание являются необходимым условием, но не движущей причиной рассматриваемого процесса. Оно создает анатомо-физиологические предпосылки для формирования новых видов психической деятельности, но не определяет ни их содержания, ни их структуры.
СРЕДА ОБИТАНИЯ И АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭВОЛЮЦИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
... вызывать тератогенные эффекты. Предполагается, что развитие новообразований у человека в 80-90% случаев связано с воздействием химических факторов окружающей среды. Существуют специфические факторы, вызывающие рак ... приспособиться и будут вытеснены в процессе естественного отбора. Технологии обеспечения своих детей и внуков финансовым базисом и навыками психологического выживания в современном мире ...
В отличии от животных, на ребенка влияет не только среда окружающая, но главнейшим образом социальная, т.е те условия в которых растет и воспитывается ребенок – а они создаются людьми- Социальным опытом, воплощенным в орудиях труда, в языке, в произведениях науки и искусства. Дети овладевают этим не самостоятельно, а при помощи других людей, которые их воспитывают. Из этого следует, что в психическом развитии ребенка важнейшую роль играет общение с людьмиРазвитие общения, усложнение и обогащение его форм открывают перед ребенком все новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития.
Усвоение детьми соц опыта происходит не пассивно а активно, Специальная организация ориентировочной деятельности детей играет существенную роль в процессе педагогического руководства различными видами деятельности детей.
Исходя из диалектико-материалистический подход к психическому развитию ребенка возникает проблема «спонтанности» развития, наличия в нем мотивов самодвижения. Несмотря на наличие детерменированности психич развития , необходимо также учитывать возрастные критерии детей . Каждая новая ступень психичес-кого развития ребенка закономерно следует за предыдущей; При переходе с одной ступени развития на другую возникают различные кризисы, которые преодалеваются путемустановления новых взаимоотношений ребенка с окружающими, формирования новых видов деятельности, что знаменует собой переход на следующую возрастную ступень психического развития.
Рене Заззо
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА И ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ
По мнению Заззо такие факторы психического развития как окружающая среда и наследственный фактор не являются противоположными друг другу. Ошибочно их противопоставлять, ведь«Обычно здоровый мозг получает в наследство пластичность, способность к научению», человек благодаря своей наследственности способен преобразовать окружающую среду под себя. Т.е Заззо выводит первое положение о том, что: «В процессе роста эти детерминанты не дозируются в дополняющих друг друга пропорциях, а объединяются друг с другом в единое целое.»
«Второе положение состоит в указании на необходимость строго различать эту проблему наследственности и среды, как мы их только что определили по отношению к человеку, от проблемы индивидуальных различий.» Люди отличаются друг от друга интеллектом, предпочтениями, способностями и тд Заззо задается вопросом – Какую роль играют в определении этих различий наследственность и среда? На примере сочинения «Наследственность и политика» автора Халдейна, следует вывод, чтов тех странах где есть среда для развития грамотности, безграмотными остаются в основном те люди, которые имею наследственные деффекты и не могут этим овладеть, а в странах, где нет такой среды , способствующей обучению грамотности, люди остаются в основном безграмотными только из-за того, что они живут в такой среде.
Периоды развития теории управления
... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...
Третье положение, согласно Заззо,касается иерархизированного разнообразия окружающих условий, которые участвуют в психологической детерминации каждого индивида.Он приводит примеры изучения учеными интеллектуальных способностей детей и их родителей в различных семьях с различным социальным положениием,где есть факты как в пользу влияния наследственности на интеллект , так и в пользу среды, в которой оказываются дети и родители.т.е при наличии врожденных задатков и поподания в среду где они могут раскрыться, даже елси до этого, ребенок находился в неблагоприятной среде, они с большей вероятностью проявятся, так и наоборот, даже если наследственных задатков не наблюдалось, но при наличии средств способствующих развитию интеллектуальных способностей, эти дети могут превзойти тех, кто от рождения задатки имеет, но не развивает.
Заззо подчеркивает важность среды в которой растет ребенок, что она должна быть благоприятной не только в плане физического развития (еда, сон и тд.), но и психического, т.е важно чтобы ребенка развивали в интеллектуальном, эмоциональном, социальном плане. В частности он рассматривает взаимоотношения детей и их матерей, о том, как влияет присутсвие матери на интеллектуальное развитие ребенка и как переживается ребенком разлука с матерью и сказывается на его психическом развитии. Что когда мать перестает уделять слишком много внимания ребенку, у ребенка происходит своего рода кризис, но также он подчеркивает, что все дети по-разному реагируют на такую разлуку, кто-то очень болезненно и травматично, а кто-то нет.
В своей статье Заззо также рассматривает развитие детей-близнецов.Что такие дети развиваются несколько медленней и отстают от других детей, что связывает с наличем близнецовой пары в которой они замыкаются.Они находятся будто в своем мире, и экранируют друг друга от воздейтвия взрослого, что сказывается отрицательно на их развитии относительно других детей. Второй момент в том, что такие дети, не смотря на внешнюю идентичность и наличие одинаковой среды воспитания (семья) –при одинаковой среде и наследственности каждый из них создаёт особую личность
Исходя из статьи Заззо, можно сделать вывод, что среда и наследственность влияет на каждого индивида абсолютно по-разному, даже если эти факторы были одинаковыми и считает важными как среду, так и наследственность важными факторами в психическом развитии человека.
Г. С. Костюк
Принцип развития в психологии
Личность развивается в связи с возникающими в ее жизни внутренними противоречиями.
Но противоречия внешние , приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты между ребенком и родителями), сами еще не становятся двигателем развития. Только интериоризуясь, вызывая в самом индивиде противоположные тенденции, вступающие между собой в борьбу, они становятся источником его активности, направленной на разрешение внутреннего противоречия путем выработки новых способов поведения. Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни противоречия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят своего разрешения, возникают задержки развития, «кризисные» 1 явления, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности, — и болезненные ее нарушения, психоневрозы (Мясищев, 1960).
Понятие о личности человека в психологии
... личность человека. Согласно гуманистической психологии, цель такой личности – самоосуществление, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру и наделен стремлением к непрерывному развитию ... исполнительный орган личности. 3. Супер эго (сверх я) – представляет интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. Формально проявляется, когда ребенок осознает, что ...
По мнению Костюка развитие личности происходит под действием как внешних факторов, так и внутренних (побуждений, мотивов) является расхождение между возникающими у нее новыми потребностями, стремлениями и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. В общественных условиях жизни личности первая ее сторона опережает вторую . Личность ставит новые цели и возникают внутренние побудительные мотивы для их достижения. Впроцессе развития личности начинают возникать противоречия между достигнутым уровнем психического развития и желаемым уровнем, потому как ребенок стремится уже достигать новых результатов и высот чтобы достигать определенного положения в социальной среде, достигать своих целей и удовлетворятся, достигая их.
Возникают противоречия между тенденцией к инертности, стереотипии, устойчивости и тенденцией к подвижности, изменчивости. В первой из них проявляется стремление живой системы к сохранению испытанных и оправдавших себя связей, способов действия, во второй — необходимость их модификации под влиянием новых жизненных ситуаций проявляющейся в образовании свойств личности. Противоречия между этими двумя тенденциями разрешаются путем выработки более совершенных способов регуляции взаимодействия развивающегося индивида с окружающей средой, характеризующихся динамической стереотипией, гибкой стабильностью.
Противоречия между этими двумя тенденциями разрешаются путем выработки более совершенных способов регуляции взаимодействия развивающегося индивида с окружающей средой, характеризующихся динамической стереотипией, гибкой стабильностью.
Задача воспитаниия, по мнению Костюка заключается не только в содействии преодолению личности внутренних противоречий, но и их возникновению, а содействуют возникновению у личности новых целей побуждений и мотивов к их достижению, а также помогают находить личности соответствующие требованиям общества и ее собственным идеалам формы проявления своего стремления к самостоятельности, к самоутверждению
К. Н. Корнилов
БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ
Исходя принципа сформированного Геккелем «онтогенезис повторяет филогенезис» — получается двоякая формулировка во-первых, органическое развитие ребенка в утробном периоде повторяет развитие живых существ на земле: от первичной клетки до наиболее сложного существа — человека; и, во-вторых, органическое развитие ребенка во внеутробном периоде повторяет все стадии культурно-исторического развития всего человечества. Исходя из этого принципа к ребенку была применена эволюционная теория и возникло учение о психике человека , как о растущем развивающемся объекте.- т.е ребенок растущее развивающиеся существо, а не миниатюра человека. И вот на этой почве людьми умозрительного типа дается целый ряд принципов чисто практического характера. Рекомендуют смотреть на маленького ребенка, как на дикаря и язычника, заставляют пережить ребенка своего рода «робинзонаду»,
Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр
... поскольку именно она, на наш взгляд, в наибольшей степени способствует творческому развитию личности подростков. Одной из важнейших задач работы всех учреждений дополнительного образования является ... складывается парадоксальная ситуация, когда попытки теоретического анализа данного явления пытаются осуществить люди, далекие от практики, а практические разработки не получают достаточного психолого- ...
Корнилов в своей статье выступает с критикой данного подхода современной педологии. И ставит вопрос о действительности того, что ребенок в своем развитии повторяет все эти стадии культурно-исторического развития от бродяги-дикаря до гражданина. Он делает вывод, что корни такого мнения, что человек повторяет все стадии культурно –исторического развития , лежат в древних полурелигиозных полумистических учениях.
Автор задается вопросами в течнии какого времени до зрелости человек повторяет все эти этапы? Он рассматривает из всех попыток дать подобного рода схему Гетчесона, Гетчесон получает пять периодов человеческой культурно-исторической жизни: первый период — копания и рытья земли, второй — охоты и захвата добычи; третий — пастушества; четвертый — земледелия и пятый — торговли. Корнилов критикует такую схему и выражает несогласие – «И основной вопрос, который здесь возникает, касается того, имеется ли в распоряжении истории культуры, с одной стороны, и педологии, с другой стороны, достаточное количество строго научного материала для того, чтобы устанавливать твердые параллели между поведением человеческого общества в том или другом периоде и поведением ребенка в те или иные годы. На этот вопрос мы должны ответить отрицательно» биогенетический принцип, который всецело должен бы базироваться на данных истории культуры и педологии, при современном положении и той и другой науки является пока не чем иным, как уравнением с двумя неизвестными, и потому все параллели, которые пытаются установить между развитием ребенка и развитием человечества, Вот почему в результате всего нашего анализа значимости биогенетического принципа мы должны сделать следующий окончательный вывод: несомненно, что некоторое соответствие между развитием индивида и развитием рода имеется налицо, но делаемый отсюда вывод, что ребенок в своем развитии повторяет последовательно этапы развития человечества, есть не больше, как только умозаключение по аналогии, т.е. по наименее достоверному из всех типов умозаключений.
К ПРОБЛЕМЕ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
До настоящего времени существенным недостатком рассмотрения психического развития ребенка является разрыв между процессами умственного развития и развития личности. Развитие личности без достаточных оснований сводится при этом к развитию аффективно-потребностной или мотивационно-потребностной сферы. Основной недостаток этой концепции – в невозможности объяснить переходы от одной стадии развития интеллекта к другой. Например почему ребенок переходит от дооперациональной стадии к стадии конкретных операций, а к стадии формальных операций (по Пиаже)? , при рассмотрении психического развития имеет место, с одной стороны, своеобразный дуализм, с другой — параллелизм двух основных линий: развития мотивационно-потребностной сферы и развития интеллектуальных (познавательных) процессов. Без преодоления этого дуализма и параллелизма нельзя понять психическое развитие ребенка как единый процесс, В фундаменте такого дуализма и параллелизма лежит натуралистический подход к психическому развитию ребенка, характерный для большинства зарубежных теорий Преодоление натуралистического представления о психическом развитии требует радикального изменения взгляда на взаимоотношения ребенка и общества.
Возрастная периодизация в трудах Ж. Пиаже. Интеллектуальное развитие ...
... характеризуется отношением ребенка к тому объективному положению, которое он реально занимает в жизни, и к тому положению, которое он хочет занимать.Экспериментальные исследования, проведенные в ... психологической готовности к школе. возрастной подход предполагает учет закономерностей психического развития ребенка, которыми нельзя пренебрегать ради тех или иных социальных интересов общества. ...
Элькони рассматривает такие системы как «ребенок-вещ», где внутренне необходимым становится особый процесс усвоения ребенком общественных способов действий с предметами. система «ребенок –взрослый», где взрослый, прежде всего выступает перед ребенком как носитель определенных видов общественной по своей природе деятельности, осуществляющий определенные задачи, вступающий при этом в разнообразные отношения с другими людьми и сам подчиняющийся определенным нормам.
последовательности, в которой они становятся ведущими, то получится следующий ряд:
- непосредственно-эмоциональное общение — первая группа,
- предметно-манипулятивная деятельность — вторая группа,
- ролевая игра — первая группа,
- учебная деятельность — вторая группа,
- интимно-личное общение — первая группа,
- учебно-профессиональная деятельность — вторая группа.
Таким образом, в детском развитии имеют место, с одной стороны, периоды, в которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе развитие мотивационно-потребностной сферы, с другой стороны, периоды, в которые происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами и на этой основе формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-технических возможностей.
Рассмотрение последовательной смены одних периодов другими позволяет сформулировать гипотезу о периодичности процессов психического развития, заключающейся в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими. Элькони делает вывод, что Все три эпохи (эпоха раннего детства, эпоха детства, эпоха подростничества) построены по одному и тому же принципу и состоят из закономерно связанных двух периодов. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционно-техническими возможностими ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они формировались. Переходы от одного периода к другому и от одной фазы к другой внутри периода изучены в психологии очень слабо. И Конечно, только дальнейшие исследования покажут, насколько в нашей гипотезе правильно отражена действительность психического развития детей.
И. Божович этапы формирования личности в онтогенезе
Всвоих предыдущих работах Божович исходила из того положения что психологически зрелой личностью является человек, достигший определенного, достаточно высокого уровня психического развития. . В качестве основной черты этого развития мы отмечали у человека способности вести себя независимо от непосредственно воздействующих на него обстоятельств (и даже вопреки им), руководствуясь при этом собственными, сознательно поставленными целями. В своей статье она рассказывает об исследовании мотивационной сферы человека, в результате этих исследований выяснилось что осуществление сознательно поставленных целей вовсе не всегда происходит через обращение человека к внутреннему плану действий с целью сознательной реконструкции мотивационной сферы. При еще недостаточно изученных условиях цели сами по себе могут приобретать такую непосредственно мотивирующую силу, которая способна побуждать человека к соответствующему поведению, минуя переживание внутреннего конфликта, борьбу мотивов, размышление, выбор, образование намерения, словом, минуя волевой акт в собственном смысле этого слова
Гальперин РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
... осмысленная предметная деятельность становилась непосредственным предметом 'психологии. Центр тяжести психического развития ребенка был перенесен с понятий на деятельность, с явления отраженного на причину ... деятельности, с другой, —они могут давать разные последствия. И тогда результаты исследований, проведенных на основе анализа осмысленной деятельности, получили бы более ограниченное значение: ...
Человека непосредственно побуждают и его убеждения, и нравственные чувства, и присущие ему качества личности. Но в любом поступке происходит борьба мотивов и потребностей, что отражается в переживании человека в виде конфликта с самим собой. Если в этом конфликте побеждают непосредственно более сильные, нерационально отвергаемые мотивы, у человека возникают тяжелые переживания. Если же непосредственные желания побеждают нравственные стремления, то эти переживания выражаются в чувстве стыда, раскаяния и пр., — Отсюда ясно, что человек, постоянно сталкивающийся с внутренними конфликтами, будет отличаться нерешительностью, неустойчивостью поведения, неспособностью добиваться сознательно поставленных целей, т. е. у него будут отсутствовать как раз те черты, которые как основополагающие входят в характеристику психологически зрелой личности. Личность — это действительно высшая интегративная система, некоторая нерасторжимая целостность. И можно считать, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии ее онтогенетического развития.
С первых дней жизни у ребенка существуют первичные потребности – в еде , воде,тепле. Неудовлетворение какой-либо из них вызывает у ребенка отрицательные переживания, выражающиеся в беспокойстве, крике, а их удовлетворение — радость, Однако на протяжении года сознание младенца развивается: в нем выделяются отдельные психические функции, появляются первые чувственные обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов. В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают воплощаться («кристаллизироваться») в предметах окружающей действительности. В результате этого сами предметы приобретают побудительную силу Таким образом, и это надо особенно подчеркнуть, у детей первого года жизни нет равнодушного отношения к окружающим предметам. Они воспринимают лишь те, которые имеют для них смысл, отвечают их потребностям.
Таким образом, центральным, т. е. личностным новообразованием первого года жизни является возникновение аффективно заряженных представлений, которые и побуждают поведение ребёнка вопреки воздействиям внешней среды. Мы будем называть их «мотивирующими представлениями».
Появление мотивирующих представлений принципиально изменяет поведение ребенка и все его взаимоотношения с окружающей действительностью. Их наличие освобождает ребенка от скованности данной конкретной ситуацией, от диктата внешних воздействий (в том числе идущих и от взрослого человека), короче говоря, они превращают его в субъекта, хотя сам ребенок пока еще этого и не осознает
Презентация на тему: Методология и методы научного исследования
... и реализация принципов минимизации задач научного исследования. Гипотеза исследования, виды гипотез, взаимосвязь с этапами исследования. Этапы психологопедагогического исследования. 5 Тема 3. Методы научного познания, ... Екатеринбург, 2004. – 108 с. 15 Определение и уровни научных исследований Научное исследование – один из видов познавательной деятельности, целью которого является выработкановых ...
В дальнейшем, при переходе от одного возрастного этапа к другому, психологическое содержание указанного новообразования будет различным, так как иными являются те внутренние психические процессы, на основе которых возникает переживание ребенком своего объективного положения. Но во всех случаях оно будет отражать степень удовлетворенности ребенка занимаемым им положением, наличие или отсутствие у него переживания эмоционального благополучия, а также порождать у него соответствующие потребности и стремления.
Наличие внутренней позиции характеризует не только процесс формирования личности в онтогенезе. Раз возникнув, эта позиция становится присущей человеку на всех этапах его жизненного пути и также определяет его отношение и к себе, и к занимаемому им положению в жизни.
Материалы исследования показали, что общими для всех подростков независимо от различий в их социализации являются те психологические особенности, в основе которых лежит развитие рефлексии, порождающие потребность понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, т. е. достигнуть избранного образца. А неумение удовлетворить эти потребности определяет целый «букет» психологических особенностей, специфичных для подросткового кризиса
Таким образом, наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а, следовательно, внутренне более собранным и организованным. Он как бы обретает волю.
Переходный критический период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта оно… конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.
Л. И. Божович, л. С. Славина переходный период от младенчества к раннему возрасту
Специфическим новообразованием переходного периода от младенческого к раннему возрасту является возникновение у ребенка образов и представлений, способных мотивировать его поведение и деятельность. До года двух лет. Ребенок легко управляем взрослыми, но уже примерно в возрасте 1 года 2—3 месяцев, когда ребенок перестает подчиняться диктату внешних обстоятельств. Он часто начинает сопротивляться тому, к чему его принуждает в этот момент взрослый, пытаясь осуществить свои собственные стремления. Психологические наблюдения, в том числе дневниковые записи матерей-психологов, свидетельствуют о том, что в этот период у детей появляются воспоминания. Но дело в том, что эти воспоминания выполняют побудительную и регулирующую поведение функцию. А это обстоятельство имеет для психического развития ребенка принципиальное значение. Впервые возникает поведение, осуществляющееся в ответ не на внешний стимул, а на внутреннее побуждение, порожденное представлением желаемогом Ребенок освобождается от внешней ситуативности, не полностью, так как полностью владеть обстоятельствами своей жизни и дейтсвовать согласно поставленным целям может только зрелая самодостаточная личность. Ребенок постепенно освобождается от ситуативности поведения в процессе развития личности. Итак, центральным личностным новообразованием первого года жизни является возникновение эмоционально насыщенных представлений, которые могут побуждать поведение ребенка вопреки конкретной ситуации
Переход от раннего возраста к дошкольному. Дети малого возраста уже способны сами удовлетворять свои какие-то потребности. В этом возрасте дети уже познают не только внешний мир, но и самих себя.И в какой то момент дети открывают себя и осознают свое Я. Возникновение «системы Я» порождает очень мощную потребность — потребность действовать самому. Она выражается в постоянном и настойчивом требовании ребенка «Я сам!». Необходимо не только считаться с потребностью ребенка этого возраста в самостоятельности, но и стараться ее максимально удовлетворять. Ведь с этой потребностью связаны у малыша и ощущение своей значительности, и гордость за себя, и свои возможности, и даже чувство собственного достоинства — в том, конечно, выражении, которое свойственно этому возрасту. У ребнка трехлетнено возраста могут возникнуть конфликт между «хочу» и «нельзя» что вызывает внутренние сильные неприятные пережеивания,но взрослым нельзя идти на поводу у ребенка и удовлетворять все его прихоти, он должен знать что можно и что нельзя и усвоиваь нормы общественного поведения.
- Анализ статьи Дж. Боулби «Детям – любовь и заботу»
Многие источники свидетельствуют о том, что лишение ребенка материнской любви в раннем возрасте имеет далеко идущие последствия для умственного и личностного развития. Боули описывает методы иссследований Прямые исследования: непосредственные наблюдения психического здоровья и развития детей в приютах, больницах, домах ребёнка.
2. Ретроспективные исследования: изучение истории детства тех юношей и взрослых, которые в настоящее время страдают психологическими недугами.
3. Лонгитюдные исследования: продолжительные исследования детей, в ранние годы страдавших от депривации, направленные на диагностику состояния их психики.
Исследования проводились в разных странах, рлюдьми разных культ и нациоанльностей. Несмотря на то, что каждому отдельному вкладу недостает полноты, научной достоверности или точности, все они прекрасно соответствуют общей картине. Наиболее многочисленны прямые исследования. Они ясно показали, что лишение материнской заботы почти всегда ведет к задержке развития ребенка — физического, интеллектуального, социального, могут появиться симптомы физических и психических болезней обеспокоивают, но некоторые скептики задаются вопросом, насколько длительна такая задержка и нельзя ли легко вылечить подобные недуги. Ретроспективные и лонгитюдные исследования показали, что такой оптимизм далеко не всегда оправдан, что детям наносится большой урон на всю жизнь.
Такое безрадостное заключение теперь уже следует считать доказанным Автор рассматривает все три класса исследований с особым вниманием к этим трем факторам — возрасту, в котором ребенок лишается материнской заботы; продолжительности этого лишения; его полноты Проводимые большим числом специалистов прямые исследования маленьких детей, полностью лишенных материнского ухода, показали, что может быть нарушено физическое, умственное, эмоциональное, социальное развитие ребенка. Тщательное изучение детского лепета и плача показало, что приютские дети с рождения и до шести месяцев всегда менее разговорчивые, чем их сверстники из семей; различие очевидно еще до двухмесячного возраста
Но автор говорит в своей статье о том, что задержка психического развития происходит не только у детей –сирот, у которых может быть одна сиделка на десяток детей, но также и у детей которые росли в нормальных условиях. Автор приводит примеры исследований проведенных в Австрии, Франции, Дании и США, показывают сходную задержку развития на втором и последующих годах жизни. В одном тщательном исследовании тридцати детей в возрасте от тридцати четырёх до тридцати пяти месяцев, половина которых жила в приюте, а другая половина после четырех месяцев в приемных домах, развитие приемных детей оказалось средним, в то время как приютские дети были на грани психической дефективности. Также автор описывает исследования реакций детей на разлуку с матерью — . Страдали почти все дети, имевшие близкие любовные отношения с матерью. Это значит, что реакция депрессией на разлуку является нормой для данного возраста. Тот факт, что большинство детей с тяжелыми отношениями со своими матерями избежали депрессии, говорит о том, что их внутреннее развитие уже было нарушено, их способность к будущей любви уже ослаблена. Недуг не разбирал ни пола, ни расы — мальчики и девочки, белые и цветные, все были поражены им. Автор приводит примеры того, что дети, которые имели телпоые отношения с матерью а потом были разлучены с ней, страдают. А также приводи примеры когда ребенок воспитывался «замместителем мамы» Следует подчеркнуть, что можно частично избежать наиболее неблагоприятных последствий, если в первый год о ребенке будет заботиться «заместитель» матери. До недавнего времени многие считали, что забота подобного «заместителя» может иметь полный успех в течение первого года. Однако некоторые исследователи теперь уверены, что урон часто приносится и ной матери уже в три месяца. Тем не менее, все соглашаются с тем, что такая забота хотя и не полностью удовлетворительна, но совершенно необходима и ее всегда следует предоставлять. На втором и третьем годах жизни эмоциональный отклик на разлуку с матерью уже не только сильнее; новую мать часто отвергают, ребенок сильно, безутешно горюет в течение дней, недель и даже большего времени безо всяких просветов. В это время он находится в состоянии «возбужденного» отчаяния, кричит или стонет. Еда, как и услуги, отвергается. Единственное облегчение приносит сон. После нескольких дней он успокаивается и может впасть в апатию. Находясь в этом состоянии, он постепенно начинает проявлять больший интерес к незнакомой ему обстановке. Однако в течении нескольких недель или месяцев он может проявлять свое прежнее, младенческое поведение.
Естественно, что реакции детей будут различаться в частностях, будут во многом зависеть от условий их жизни. «Заместитель» матери может превратить группу апатичных или дружелюбных без разбора детей в собственников и буйных дикарей.
Атор также приводит примеры, когда после долгой разлуки ребенок воссоединялся с матерью. Иногда при встрече ребенок эмоционально заторможен, неспособен выражать свои чувства, иногда неспособен разговаривать. Затем постепенно его чувства оттаивают. Рыдания сопровождаются (у тех, кто может говорить) упреком: «Зачем ты меня бросила, мама?» С этих пор в течение многих недель или месяцев ребенок не упускает мать из виду, он ребячлив, беспокоен, часто сердится. При умелом обхождении эти беды могут постепенно отступить, но не следует забывать о возможных невидимых травмах, которые могут впоследствии открываться и привести к нервным заболеваниям. Если неправильно обходиться с инфантильным и беспокойным ребенком после его возвращения домой, у него развивается злобное отношение к матери.
Можно задаться вопросом: в каком возрасте ребенку уже не наносит вреда недостаток материнской ласки? Все, кто изучал этот вопрос, соглашаются на том, что в возрасте от трех до пяти лет степень риска еще высока, однако намного меньше, чем прежде. После пяти лет риск отклонений уменьшается еще больше, хотя не может быть сомнений в том, что большая часть детей от пяти и до семи-восьми лет неспособна удовлетворительным образом приспособиться к разлуке, особенно если она внезапна
Автор задается вопросом, почему одни дети страдают от депривации сильно, а друге не так остро. хороших матерей, лучше переносят разлуку. Счастливый ребенок, уверенный в материнской любви, не становится невыносимо тревожным; обеспокоенный ребенок, сомневающийся в добрых чувствах матери, часто неправильно понимает события. Более того, эти неверные истолкования могут тлеть скрыто от всех, даже от самого ребенка. Вера, что его услали за капризность, ведет к беспокойству и ненависти, а это в свою очередь, к порочным отношениям с родителями. Таким образом, детям от пяти до восьми лет, уже склонным к эмоциональным расстройствам, можно разлучением сделать ее хуже, в то время как спокойные дети этого возраста переносят ее почти без ущерба.
- Анализ статьи Л.С. Выготского «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка»
12