Изучение индивидных свойств и их роли в развитии личности человека

Изучение индивидных свойств и их роли в развитии личности человека

Введение

Изучение индивидных свойств и их роли в развитии личности человека находится на стыке нескольких взаимосвязанных дисциплин. Таких как, психология, психофизиологии, дифференциальная психофизиология и т. д.

Вопросу исследования посвящено множество работ. Роль индивидных свойств и сами индивидные свойства рассматривались с различных точек зрения. Многими выдающимися учеными было выдвинуто немало гипотез, концепций, положений по данному вопросу. Изучение индивидных свойств заключается в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят свое выражение закономерности созревания индивида в личностном развитии.

Изучение данной темы и по сей день остается не менее актуальным, так как индивидные свойства, не представляя собой свойств личности, включаясь в деятельность, оказывают влияние на становление личности, так же являясь одним из ориентиров её развития. А вопрос становления личности является важным не только для психологии как науки, но и для общества в целом.

В нашей работе мы обратились к множеству накопленных наукой эмпирических и теоретических данных по данному вопросу. Итак, целью исследования является изучение индивидных свойств как предпосылки развития личности. Предметом исследования — индивидные свойства как предпосылка развития личности, объект нашего исследования — индивидные свойства. Задачи, которые мы попытались решить:

1. рассмотреть сущность индивидных свойств;

2. проанализировать темперамент как предпосылку для формирования характера;

3. Рассмотреть задатки как природную предпосылку для формирования способностей;

4. Проанализировать индивидуальный стиль как форму интеграции индивидных и личностных свойств.

Таким образом, работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе мы рассмотрим сущность индивидных свойств и темперамент как предпосылку формирования характера. В первом параграфе будет рассмотрена сущность индивидных свойств. Во втором параграфе мы рассмотрим темперамент как предпосылку развития характера. Во второй главе — задатки как природные предпосылки для формирования способностей и индивидуальный стиль как форма интеграции индивидных и личностных свойств.

22 стр., 10961 слов

Влияние психодинамических свойств учащихся на успешность формирования навыков и умений в процессе обучения

... изучению личности оно является недостаточным. Один из основоположников интегратизма В.С.Мерлин рассматривает структуру интегральной индивидуальности как синтез свойств организма (биохимических, морфологических, нейродинамических), свойств ... психологической структуры личности школьника и формирование его индивидуальности ... корректировать отрицательные проявления индивидных характеристик в общении ...

Глава 1. Индивидные свойства как предпосылка развития характера

1.1 Общая характеристика индивидных свойств

Термин «индивидные свойства» был введен Ананьевым Б.Г. взамен принятого «индивидуальные свойства», под которыми подразумевалось все от биохимических свойств организма до социального статуса человека. Термин «индивидные свойства» более жестко ориентирует на изучение именно органических предпосылок личности.[3, с.220].

Индивидные свойства — феномены онтогенетической эволюции человека — возрастные и половые, конституциональные и нейродинамические свойства, взаимосвязи между которыми определяют более сложные образования индивида: структуру потребностей и сенсомоторную организацию. Совокупность важнейших свойств индивида и их сложных образований выступает в наиболее интегративной форме в виде темперамента и задатков [1, с.79].

Не смотря на то, что индивид является генотипическим образование, его формирование продолжается и в течении жизни. Усложнение организации индивидных свойств, их проявления становится тем сложнее, чем дальше продвигается человек по лестнице биологической эволюции. Поэтому в число индивидных свойств включают еще и различные свойства, которые являются продуктом соединения врожденных и приобретенных свойств.

Б.Г. Ананьев указывал на два класса индивидных свойств — первичные и вторичные. Под первичными подразумеваются индивидуально — типические и возрастно — половые свойства, которые определяют динамику вторичных образований — психофизиологические функции и органические потребности.

Для того, чтобы понять сущность индивидных свойств, необходимо более детально рассмотреть эти два класса.

Индивидные свойства подразделяются на два основных класса: возрастно — половые и индивидуально — типические. Индивидуально — типические делятся на три группы: конституциональные особенности, нейродинамические свойства человека, функциональная асимметрия индивида.

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

... и социальные качества человека связаны с понятием: личность; индивид; индивидуальность; субъект. Процесс постижения действительности, формирующий мысли и образы, отражающие свойства познаваемых объектов и ... ; психики. К явлениям человеческой психики можно отнести: обмен веществ в организме человека; ощущения; обмен энергией с окружающей средой; состояние здоровья. Не относятся ...

1)Возрастно — половые свойства — возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида и половой диморфизм, интенсивность которого соответствует онтогенетическим стадиям.

Понятие возрастных особенностей связано с описанием изменений во времени его биологических свойств, его природного организма. В этом смысле говорят о биологическом возрасте, сензитивных периодах и гетерохронности.

Биологический возраст — деление всего цикла жизни организма человека, его онтогенеза на отдельные, качественно своеобразные периоды. Сензитивными периодами называют фазы развития, на которых организм отличается повышенной чувствительностью к определенным внешним и внутренним факторам. Воздействие этих факторов именно в данной (и никакой другой) точке развития имеет особенно важные, необратимые последствия. Гетерохронность развития индивида представляет собой неравномерность созревания и роста различных структур, функций и систем организма. Б.Г.Ананьев указывал, что становление психических свойств человека протекает неравномерно. Гетерохронность личностного формирования накладывается на гетерохронность созревания индивида и усиливает общий эффект разновременности основных состояний человека. Половой диморфизм — наличие морфофизиологических различий между полами. Проявляется в широком спектре соматических, физиологических и поведенческих различий.

2) Индивидуально — типические свойства — это конституция индивида, нейродинамические свойства мозга и особенности, связанные с функциональной геометрией больших полушарий.

Конституция индивида — совокупность таких морфологических, биохимических, физиологических и психических особенностей индивида, которые, с одной стороны, существенно обусловлены в своем развитии действием генетических факторов; с другой стороны, отражают внутрипопуляционную вариативность.[10,с.192]. Выделяют общую и частную конституции человека. Общая конституция — совокупность наиболее существенных индивидуальных особенностей и свойств, закрепленных в наследственности и определяющих специфику всех реакций организма на воздействие среды. В структуре частных конституций выделяют два основных класса: морфологические конституции и функциональные. Морфологические конституции представлены хромосомной и телесной. Функциональные — биохимической, физиологической и нейродинамической. Образцовым примером конституционального свойства служит группа крови. Основной предпосылкой в развитии учения о конституции человека было предположение, что морфологические особенности организма могут служить приближенным индикатором соответствующих внутренних физиологических, а также психических особенностей индивида. Многочисленные исследования показали, что между телосложением, внешним видом и некоторыми психическими свойствами личности существуют определенные корреляции, которые не обязательно проявляются в каждом отдельном случае, но обнаруживаются при статистическом анализе на больших популяциях (на клиническом материале) (Э. Кречмер, У. Шелдон, Г. Ю. Айзенк и др.).

5 стр., 2317 слов

Психологические и социальные особенности личности безработного человека

... служит личность безработного. Цель работы - психологические и социальные особенности личности безработного человека. ... к подчинению индивиды. Особенность адаптивных реакций таких людей в том, ... особенности психологического и социального портрета безработного. Глава 1. Личность и психологический статус безработного Важно определить, присущи ли современному безработному определенные, характерные свойства ...

Однако до сих пор нет убедительных доказательств (хотя и есть отдельные исследования) о связи особенностей телосложения и черт психики у людей.

Нейродинамические свойства мозга — основные, преимущественно генетически детерминированные особенности функционирования нервной системы, определяющие различия в поведении и в отношении к одним и тем же воздействиям физической и социальной среды.[10,с.245]. Среди основных нейродинамических свойств выделяют силу, подвижность и уравновешенность нервной системы, а так же динамичность, лабильность и активированность.

В настоящее время общепризнанным считается наличие 3 уровней нейродинамических свойств:

1. «Общие» (системные) представляют собой наиболее фундаментальные функциональные характеристики интеграции нервных процессов всего мозга. Они определяют индивидуальные различия в таких характеристиках, как темперамент и общий интеллект.

1 стр., 400 слов

Презентация на тему: Социально-психологические особенности организации групповой деятельности учащихся

... Межличностная совместимость — это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. Схематическое представление психологичексой атмосферы Класс Групповая ... реакций; •значительные различия во внимании, мышлении и других свойствах личности. Основы совместимости Основы совместимости Бесконфликтное Согласованность общение действий ...

2. «Комплексно-структурные» представляют собой особенности интеграции нервных процессов в отдельных структурах мозга (полушариях, лобных отделах, анализаторах, подкорковых структурах и т. д.).

3. «Элементарные» представляют собой особенности интеграции нервных процессов в отдельных элементах нервной системы (нейронах), являются компонентами свойств более высокого порядка. (В.М. Русалов.)

Функциональная асимметрия полушарий мозга — специфические особенности структуры и функции мозговых полушарий, приводящие к тому, что при осуществлении одних психических функций главенствует левое, а других — правое полушарие. Уникальную возможность исследования функциональной асимметрии у человека дают факты локальных поражений мозга, используемые нейропсихологией. История подобных исследований насчитывает более 150 лет, начиная с работ Ж. Було (1825), П. Брока (1861), А.Я. Кожевникова (1847), К. Вернике (1847) и других, показавших преимущественную связь нарушений речи у правшей с поражениями левого полушария. Доминантность левого полушария была выявлена у правшей не только для экспрессивной и импрессивной речи, но и для таких связанных с речью психических функций, как чтение, письмо вербальная память и вербальное мышление. Правое полушарие оказалось ведущим для таких, функций, как неречевой (и в частности, музыкальный) слух, многие формы зрительно-пространственной ориентации, невербальная память, конструктивная деятельность, осознание своих дефектов.

Теперь когда мы рассмотрели более подробно сущность индивидных свойств, необходимо рассмотреть их наивысшую форму интеграции — темпераменте и задатках.

Темперамент — динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.[4,с.256].

Свойства темперамента это природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности. От темперамента зависит характер протекания психической деятельности, а именно: скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания); психический темп и ритм; интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли); направленность психической деятельности на какие-то определенные объекты (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).

5 стр., 2276 слов

Психологические свойства (черты) личности полно и

... нижний уровень - это те черты человека, которые обусловлены биологически: возрастные и половые свойства его личности, темперамент, особенности нервной системы. На следующем уровне находится ... подструктура, которая включает особенности протекания различных психических процессов ...

Задатки — анатомо — физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. В качестве задатков принято выделять: типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных связей, их прочность, легкость дифференцировок; анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры головного мозга.

Первичные индивидуально — типические свойства иногда характеризуют как нейродинамические индивидные свойства, вторичные вместе с темпераментом и задатками относят к психодинамическим индивидным свойствам.

Основная форма развития всех этих свойств — онтогенетическая эволюция, которая осуществляется по определенной филогенетической программе, однако, постоянно изменяется под возрастающим влиянием социальной истории человечества. В.С. Мерлин выделяет три аспекта онтогенеза индивидных свойств:

1. В процессе развития складываются симптомокомплексы проявлений, которые характеризуют отдельные свойства личности. Таким образом, происходит становление индивидных свойств.

2. Развитие индивидных свойств заключается в изменении частоты и интенсивности их проявления.

3. Возникают новые связи между индивидуальными свойствами. [9, с. 134.]

Согласно теории интегральности все индивидуальные свойства находятся в сложной много — многозначной связи и связь эта имеет тенденцию усложнятся с возрастом.

Итак, мы теперь, когда мы более конкретизировали понятие индивидные свойства следует сделать такое важное замечание, что данные особенности, характеризующие индивид играют весьма своеобразную роль в формировании личности. Чтобы избежать ошибочного впечатления, что индивидные свойства не просто переходят в особенности личности и стираются, они сохраняются именно как особенности индивида. Исключительность индивида, какой бы она яркой не была, не определяют его формирования как личности. И как точно подметил А.Н. Леонтьев индивидные свойства, являясь предпосылкой развития личности сами по себе безличны.

15 стр., 7182 слов

Особенности характера человека

... . . Выявить сущность понятия "характер" . Изучить структурные свойства характера . Изучить типы и черты характера человека . Изучить акцентуации характера личности . Выявить особенности характера человека . Изучить формирование характера ) Методы исследования. В своем ...

Утверждение однозначной зависимости свойств личности от психодинамических свойств означает отрицание или недооценку социальной детерминации личности.[9, с.92].

В доказательство чего, можно привести общие особенности регуляции поведения личности, которые выделил А.Г. Асмолов.

1) Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально — динамические особенности поведения.

2) Индивидные свойства определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально существенного приспособительного значения.

3) В процессе коммуникации происходит «означение» индивидных свойств, их символизация.

4) В реальных жизненных ситуациях многие индивидные свойства выступают как автономно регулирующие подсистемы индивидов.

5) Использование индивидных свойств как знаков лежит в основе происхождения «индивидуальных стилей» поведения и деятельности.[2, с.482−490].

Индивидные свойства все — таки являются формально — динамической стороной деятельности. Формальными они являются, потому что не связаны с каким — либо специфическим социально значимым содержанием ситуации. И об этом не стоит забывать. К примеру, осознание ситуации фрустрации не носит какое — либо специального социального значения, в этом случае направленность экстраверсии — интроверсии, тревожности, экстрапунитивности носит формальный характер. Они являются динамическими, потому что определяют динамику психической деятельности. [9, с.82]. Например, скорость восприятия, быстрота ума.

Будет ли выбрана соответствующая социальная роль зависит больше не от индивидных свойств самих по себе, а от отношения к этим природным данным. Причем больше это связано с участниками совместной с индивидом деятельности.

«Означение» индивидных свойств — это, если говорить буквально, когда человеку говорят о его индивидных свойствах другие люди. Вследствие чего, у человека возникает образ его собственных индивидных свойств и появляется возможность ими управлять.

Что касается автономности индивидных свойств, то дело в том, что они приспособлены к относительно неизменной экологической системе, почему и «получили право» на автономное функционирование.

Таким образом, мы можем заключить, что индивидные свойства — это особенности, характеризующие индивида по таким параметрам, как возрастные и половые особенности, телосложение человека и так далее.

Не смотря на то, что индивидные свойства заложены природой, в процессе онтогенетического развития они меняют свою организацию, усложняются. Высшая форма их интеграции — это темперамент и задатки. Асмолов А.Г. выделил общие особенности индивидных свойств, которые говорят об их неоднозначной роли в формировании личности — являясь предпосылками развития инвидуализируясь в процессе онтогенеза, остаются безличными.

Они определяют формально — динамический характер поведения, определяют диапазон выбора деятельности социально не имеющей социально существенного приспособительного значения. Индивидные свойства включаются в структуру личности, невозможно рассматривать личность не рассматривая свойства индивида.

Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность — отстаивают.

Можно сказать, что свойства индивида, данные человеку от природы и отличающие его от других можно сказать почти на биологическом уровне в итоге вследствие включенности в социальные отношения, конечно, настолько вплетаются в поведение человека посредством регуляции, что в итоге дают основу для формирования индивидуальности человека — стиля, динамики и другими неповторимыми особенностями человека.

1.2 Темперамент как предпосылка формирования характера

Как уже было сказано выше, темперамент наряду с задатками является высшей формой интеграции индивидных свойств. В этой части работы мы постарались рассмотреть темперамент как предпосылку развития характера.

Темперамент-- одна из основных индивидных характеристик. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности:

· общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой -- физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным и т. д.

· особенности моторной сферы можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений и т. д.

· эмоциональность: впечатлительность, чувствительность и импульсивность.

Родоначальниками учения о темпераментах были врачи Н. Гиппократ и К.Гален. Они создали, в сущности, гуморальную (от лат. humor -- влага, сок) теорию темперамента. Само слово «темперамент» означает «надлежащее соотношение частей». Древнегреческий врач Гиппократ полагал, что у одних людей в теле преобладает желчь (chole), у других -- больше всего крови (sanguinis), у третьих -- особенно много слизи (phlegma) и, наконец, у четвертых -- наибольшее количество черной желчи (melanos chole).

К.Гален выделил четыре типа темперамента, которые в наше время рассматриваются как основные [19, с. 201]:

· холерик (бурный, порывистый, горячий и резкий);

· сангвиник (живой, подвижный, эмоциональный и отзывчивый);

· флегматик (спокойный, вяловатый, медлительный и устойчивый);

· меланхолик (грустный, подавленный, робкий и нерешительный).

В научной литературе можно встретить различное отношение к темпераменту в контексте вопроса его роли в формировании характера. В зарубежной психологии работах, к примеру, Г. Айзенка свойства темперамента отождествляются со свойствами личности, в работах Г. Олпорта, наоборот, роль темперамента игнорируется в развитии структуры личности.

В отечественной психологии так же существует несколько различных точек зрения на данную проблему. Например в школе Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина темперамент, исходя из посылки различной детерминации направленности свойств личности и свойств темперамента, темперамент рассматривают вне связи с личностью. В.Н. Мясищев относит свойства темперамента к свойствам личности, характеризующим её динамическую сторону. Б.Г. Ананьев рассматривает свойства темперамента как одну из областей личности и как её природную основу. Свойства темперамента могут лишь ослаблять или усиливать развитие тех или иных свойств личности не предопределяя их.

С.Л. Рубинштейн считает, что неправомерны попытки, делать учение о темпераментах, вне соотношения с исторически развивающимися условиями общественного бытия и практической деятельности человека.

В реальном образе жизни конкретного человека, в динамических особенностях его индивидуального поведения тонус его жизнедеятельности и регуляция указанных особенностей, которая исходит из общественных условий, образуют неразложимое единство иногда противоположных, но всегда взаимосвязанных моментов. Регуляция динамики поведения, исходящая из общественных условий жизни и деятельности человека, может, конечно, иногда затронуть лишь внешнее поведение, не затрагивая еще саму личность, ее темперамент; при этом внутренние особенности темперамента человека могут находиться и в противоречии с динамическими особенностями поведения, которого он внешне придерживается. Но в конечном счете особенности поведения, которого длительно придерживается человек, не могут не наложить раньше или позже своего отпечатка — хотя и не механического, не зеркального, а иногда даже компенсаторно-антагонистического — на внутренний строй личности, на ее темперамент.

То есть в работах С.Л. Рубинштейна указывается на то, что темперамент необходимо изучать, не в коем случае не в отрыве от условий развития человека, так как в связи с жизнедеятельностью человека определенные свойства темперамента могут не найти своей жизненной реализации. Так особенности поведения, которых внешне придерживается человек, могут не совпадать с внутренними особенностями темперамента и всё же наложить свой отпечаток на него.

Характер формируется в зависимости от объективных общественных условий и конкретных жизненных обстоятельств, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств — прежде всего темперамента — в результате его деяний и поступков. Однако ведущим и определяющим моментом в формировании характера являются взаимоотношения человека с другими людьми.

То есть темперамент, в работах С.Л. Рубинштейна, все же можно считать предпосылкой, так как решающее значение придается социальным условиям развития, уделяя немаловажную роль все же природной обусловленности характера.

По мнению А.Н. Леонтьева понятие личности не совпадает и не сводится к понятию индивида. Личностные черты и особенности не совпадают прямо с особенностями и чертами человека как индивида. Личность есть единство особого порядка[6, с.65]. А.Н. Леонтьев рассматривает индивидные свойства как предпосылку развития личности, однако не указывает на её роль и значение, считая связь чисто формальной и не относя ни коим образом к содержанию личности.

В.С. Мерлин рассматривает данную проблему с точки зрения теории интегральной индивидуальности и утверждает, что связь между свойствами темперамента и свойствами личности является много — многозначной, а следовательно и опосредованной. [8,с. 89.]

Но для начала необходимо рассмотреть свойства темперамента и его отличие от характера. Итак, к свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые: регулируют динамику психической деятельности в целом; характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов; имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени; находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента; однозначно обусловлены общим типом нервной системы.[9, с. 3--18.]

Основное отличие характера от темперамента заключается в том, что черты характера обуславливают особенности динамики, лишь в определенных типических обстоятельствах, откуда вытекает то, что черты характера в отличии от темперамента могут не сохранятся на протяжении всей жизни. Так же необходимо сказать, что черты характера характеризуют поведение и отношение человека опять же, только в определенных типических ситуациях.

Таким образом, мы можем говорить о том, что действительно нельзя отождествлять понятия темперамента и характера.

В своих работах В.С. Мерлин объяснят много — многозначную связь тем, что от одного и того же свойства темперамента, например экстраверсии — интроверсии, зависит несколько различных иногда противоположных по содержанию отношений личности к людям. Одно и то же отношение к людям зависит от нескольких различных свойств темперамента, например агрессивное отношение к людям связано с экстраверсией — интроверсией и с экстрапунитивностью. Связи между определенными свойствами темперамента и отношением личности могут наблюдаться в одних выборках и отсутствовать в других или возникать и исчезать в одной и той же выборке в зависимости от воспитывающего эксперимента.[9, с.92].

Что касается опосредованности данных связей, то указывается на такие факторы как индивидуальный стиль общения. При усвоении индивидуального стиля общения образуется, или, наоборот разрушается связь психодинамических свойств с определенными свойствами личности. К примеру, агрессивные, экстрапунитивные по темпераменту дети преодолевают трудности игрового общения в случае, когда их активно привлекают к игре, давая возможность организовывать её. Таким образом разрушатся связь экстрапунитивности с агрессивным отношением. Ещё одним опосредующим фактором много — многозначных связей В.С. Мерлин выделяетобъективные требования деятельности, если они формируют соответствующие им социальные мотивы. Например, связь между экстрапунитивностью при фрустрации и преимущественным применением наказания приобучении разрушается в случае, если вводятся высокозначимые личные или общественные мотивы обучения.

Свойства темперамента однозначно нельзя отождествлять с свойствами личности (чертами характера), так между ними существую значимые отличия, которые в основном базируются длительности их влияния на поведение человека. Свойства темперамента возможно рассматривать как некий исходный материал, на основе которого в последствии в зависимости от многих условий может сформироваться, а может и нет определенная черта характера. Так как формирование характера в большей части обусловлено факторами социального характера, однако рассматривать характер вне всякой связи с темпераментом, так же как и личность вне всякой связи с индивидом не возможно, так как между темпераментом и характером существует опосредованная много — многозначная связь. Причем связь эта обусловлена такими факторами как индивидуальный стиль общения и выскозначимые мотивы деятельности. За счет этих опосредующих факторов могу создаваться или разрушаться связи между свойствами темперамента и соответствующими им чертами характера. Таким образом, можно сделать вывод, что действительно свойства темперамента — это природная предпосылка возникновения тех или иных черт характера, то есть, можно сказать, формирования характера в целом.

1.3 Выводы к главе

Итак, в данной главе нами были рассмотрены сущность индивидных свойств. Индивидные свойства отражают такие особенности индивида как возрастно-половые свойства и индивидуально — типические, которые развиваются в процессе онтогенетической эволюции. Высшей формой интеграции этих свойств являются темперамент и задатки. Индивидные свойства имеют общие особенности: во — первых, они определяют формально — динамическую сторону поведения, определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально существенного приспособительного значения, в процессе коммуникации происходит «означение» индивидных свойств, их символизация, в реальных жизненных ситуациях многие индивидные свойства выступают как автономно регулирующие подсистемы индивидов, использование индивидных свойств как знаков лежит в основе происхождения «индивидуальных стилей» поведения и деятельности. В процессе онтогенетической эволюции индивидные свойства не переходят в свойства личности, но являются предпосылкой их формирования. В ходе онтогенетического развития много — многозначные связи усложняются. Это можно рассмотреть на примере роли темперамента в развитии характера. Не смотря на то, что ведущая роль в развитии свойств личности отводится взаимоотношениям человека с другими людьми, невозможно рассматривать характер вне всякой зависимости от темперамента. Нельзя сказать, что на базе определенного свойства во всех случаях развивается определенная черта характера. Однако между свойствами темперамента существует много — многозначная опосредованная связь. Таким образом действительно можно заключить (на примере темперамента и характера).

Что индивидные свойства можно считать предпосылкой развития характера.

человек индивид темперамент нейродинамика мозг

Глава 2. Индивидные свойства как предпосылка формирования индивидуального стиля деятельности

2.1 Задатки как природная предпосылка развития способностей

Человек не рождается на свет, имея уже какие-нибудь определенные способности. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, и есть задатки.

Существует точка зрения, что способности являются врожденными. В доказательство чего, в литературе часто приводят пример семьи И. С. Баха, в которой только десять мужчин не имели музыкальных способностей. Этот же пример, мы можем найти в работах С.Л. Рубинштейна, однако он приводит его не в качестве доказательства врожденности способностей, а указывает на то, что дети в этой семье росли в условиях, где как никогда могли бы развиться природные способности. В доказательство его слов можно привести результаты исследований А.Н. Леонтьева по формированию звуковысотного слуха.

Звуковысотный слух, или восприятие высоты звука, составляет основу музыкального слуха. Исследуя эту перцептивную способность с помощью специального метода, ученые обнаружили сильную недоразвитость ее примерно у одной трети взрослых русских испытуемых. Как и следовало ожидать, эти же лица оказались крайне не музыкальны. Применение того же метода к испытуемым-вьетнамцам дало противоположные результаты: все они по показателям звукочастотного слуха оказались в группе лучших. По другим тестам эти испытуемые, обнаружили также 100% музыкальности. Эти удивительные различия находят объяснение в особенностях русского и вьетнамского языков: первый относится к тембровым, второй — к тональным языкам. Во вьетнамском языке высота звука несет функцию смыслоразличения, а в русском языке такой функции у высоты речевых звуков нет. В русском, как и во всех европейских языках, фонемы различаются по своему тембру. В результате все вьетнамцы, овладевая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают музыкальный слух, чего не происходит с русскими или европейскими детьми. Пример этот поучителен, так как показывает фундаментальный вклад условий среды и упражнений в формирование такой «классической» способности, какой всегда считался музыкальный слух[4, с 250.].

Все же нельзя недооценивать роль задатков в формировании способностей.

Врожденные задатки как предпосылка является одним из условий формирования способностей наряду со временем выявления, развитием способностей к деятельности, к которой есть интерес, всесторонним развитием интересов и способностей, соперничеством и сотрудничеством [15, с.34]. Исходя из этого, можно говорить о важности задатков в развитии способностей.

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врожденных задатков. Различия между людьми в задатках заключаются прежде всего в прирожденных особенностях их нервно — мозгового аппарата — в анатомо — физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими — весь путь развития личности. Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях. Задатки — лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т. е. преобразуются и изменяются. [13, с.143].

Способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня. Способности человека — внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.

Любая человеческая деятельность имеет сложную структуру и для ее успешного выполнения недостаточно одного какого-либо качества, даже если оно достигло очень высокого уровня развития. Способности человека к определенной деятельности представляют собой совокупность психических качеств, также имеющих сложную структуру. Она определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных ее видов.

К примеру, В.А. Крутецкий установил, что для успешного выполнения математической деятельности необходимо:

1. активное, положительное отношение к математике, склонность заниматься ею, переходящая на высоком уровне развития в страстную увлеченность,

2. ряд характерологических черт, прежде всего трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, а также устойчивые интеллектуальные чувства;

3. наличие во время деятельности благоприятных для ее выполнения психических состояний

4. определенный вид знаний, умений и навыков в соответствующей области

5. определенные индивидуально-психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности.

При этом первые четыре категории перечисленных свойств следует рассматривать как общие свойства, необходимые для всякой деятельности. Что тоже свидетельствует о том, что роль задатков (а именно о них идет речь идет в пятом пункте) в развитии способностей, в данном примере к математике, невелика и выполняет именно роль предпосылки.

Ю.Б. Гиппенрейтор для определения роли природных задатков при водит несколько доводов в доказательство того, что вклад наследственности примерно соотносим с вкладом среды для развития способностей. Рассуждая о врожденности способностей она говорит о раннем проявлении способностей у детей, опять же о различных династиях выдающихся, к пример, музыкантов. Исследования с применением близнецового метода так же свидетельствуют о роли врожденности в способностях: в сравнении показателе умственного развития у монозиготных близнецов обнаружен высокий уровень корреляции между ними. Эксперименты с генетической селекцией так же свидетельствуют о способности накапливать способности к обучению. Все это свидетельствует о генотипической предрасположенности способностей. Однако, к примеру результаты деятельность многих педагогов, вокруг которых возникала целая плеяда талантливых учеников свидетельствует о том, что условия развития играют немаловажную роль. В испытаниях с генетической селекцией животные с хорошими задатками для обучаемости, помещенные в условия обедненной среды при испытаниях показывали одинаковые результаты с «обычными животными».

Таким образом, можно говорить о том, что в развитии способностей определенно важную роль играет как наследственность, так и задатки. Природные задатки не могут развиться в способности без определенных условий развития и повышенной мотивации. Из чего можно заключить, что задатки играют важную роль в развитии способностей, а именно роль природной предпосылки. Задатки не могут просто превратиться в способности и не являются ими от рождения, как и любое индивидное свойство, о чем уже говорилось ранее. Так же как и в случае со свойствами темперамента, когда нельзя утверждать о том, что на основе этого свойства разовьется определенная черта характера. То есть, зная о наличии определенных задатков нельзя говорить, что они однозначно разовьются в способности. Задатки — природная предпосылка для развития способностей личности.

2.2 Индивидуальный стиль деятельности как форма интеграции индивидных и личностных свойств

Индивидуальный стиль — индивидуально своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметами, условиями деятельности. [5, с 48].

В интегральной теории индивидуальности, где В.С. Мерлин утверждает, что все индивидуальные свойства человека, характеризуются двумя типами связей однозначными — между явлениями одного иерархического уровня и много — многозначными между явлениями разных иерархических уровней. Следует отметить, что она не характеризуется как причинно — следственная связь. Связи эти складываются и развиваются в онтогенезе. Вся совокупность индивидных свойств рассматривается как иерархическая саморегулирующаяся система — интегральная индивидуальность.

В этой теории большая роль уделяется индивидуальному стилю. Он выделяется как первичное опосредующее звено в много — многозначных связях.

В.С. Мерлин, согласно своей теории индивидуальности выделяет такие функции индивидуального стиля как:

1. Изменение структуры интегральной индивидуальности, то есть связь между индивидными свойствами разных уровней. Это проявляется в том, что индивидуальный стиль является опосредующим фактором в связи, как мы говорили выше, между свойствами темперамента и чертами характера.

К примеру, у старшеклассников до усвоения индивидуального стиля в общественной деятельности интровертированность связана с низкой общественной активностью. После его усвоения связь становится незначительной.

2. Наличие компенсаторной функции, которая проявляется в преодолении трудностей в общении и в повышении продуктивности предметной деятельности.

Пример компенсации был представлен в работе Е.А. Климова в исследовании зависимости между подвижностью нервных процессов и стелем работы и ткачих. Успешность работы и производительность труда, как выяснилось зависят от психодинамических характеристик, которые проявляются в стиле деятельности. То есть личность владея своими индивидными свойствами выбирает определенный стереотип поведения, который способствует достижению цели. Это и приводит к образованию индивидуального стиля деятельности.

3. Выполняет системообразующую функцию. То есть у человека с определенным стилем отчетливая тенденция к усвоению соответствующего стиля в общении.

Становление индивидуального стиля протекает по двум путям: самовоспитания и воспитывающего эксперимента.

Системообразующая функция и изменение структуры индивидуальности заключаются в том, что происходят изменения связей между индивидными свойствами, к примеру, между свойствами темперамента и нервной системы, личностными свойствами и свойствами темперамента, и в выявлении тенденции к усвоению уже когда — либо усвоенного стиля. Индивидуальный стиль — опосредующее звено в образовании много — многозначных связей между свойствами индивидными и личностными. Системообразующая функция индивидуального стиля вообще являет собой универсальный тип много-многозначной связи между наследственными и приобретенными, психическими и психологическими.

По мере того, как усвоенные индивидуальные стили более всесторонне охватывают разные виды деятельности, более полно происходит взаимное согласование свойств индивидуальности и её гармонизация.

Условия усвоения индивидуального стиля:

1. Наличие зоны неопределенности операций. То есть наличие нескольких равноценных программ операций для осуществления одной той же задачи.

А.Г. Асмолов, указывая на некоторые основные моменты в определении зоны неопределенности указывает на роли оценки человеком своих индивидуальных свойств и связанных с ними возможностей. То есть, мы можем сказать, что в необходимых условий для усвоения индивидуального стиля, а точнее в зоне неопределенных операций необходимым условием является оценка своих индивидуальных свойств (стоит, наверное отметить, что это индивидные свойства уже «прошедшую стадию» «означения»).

2. Наличие общей программы, обеспечивающей достижение конечной цели и общей задачи деятельности.

3. Наличие активных мотивов выбор такой системы движений и операций, которая наиболее соответствует особенностям человека [5, с.134].

По словам А.Г. Асмолова индивидные свойства могут выступать как основа для происхождения индивидуальных стилей только после того, когда индивидные свойства будут использованы как «знаки», с помощью которых и происходит овладение ими (индивидными свойствами), то есть они выступают как «средства»

Дело в том, что когда индивидные свойства становятся «знаками», они подчиняются сознательной саморегуляции и тем самым могут выступать не только предпосылками, но и результатом развития личности. Однако все же в реальной жизни они выступают как автономно регулирующиеся системы (например, протекание нейродинамических процессов).

Индивидные свойства все же выступают в качестве предпосылок, так как их «означение» происходит в изменившихся условиях.

То есть мы можем говорить о том, что в индивидуальном стиле индивидные свойства выступают уже можно сказать как результат развития личности.

Е.А. Климов рассуждая о вкладе внешних социальных условий и внутренних индивидных свойств в формирование индивидуального стиля деятельности, говорит о том, что внешние условия влияют на смысловое содержание деятельности, а индивидные свойства на операциональную сторону деятельности [7, с.13].

Эта схема, на мой взгляд, можно привести в доказательство точки зрения А.Г. Асмолова, который говорит о том, что индивидные свойства трансформируются в ходе жизненного пути личности и, становясь знаками, могут быть использованы в качестве средств овладения поведением личности, прибегая к которым личность получает возможность компенсации тех или иных природных ограничений и вырабатывает индивидуальный стиль деятельности.[3, с.493].

Индивидуальный стиль деятельности является своеобразным инструментом, которым пользуется человек. Побуждение к выбору этого инструмента идет от верхних уровней, а устройство и качество его определяется нижними.

Не смотря на то, что в индивидуальном стиле индивидные свойства выступают уже несколько новой роли и имеют несколько другие функции. Всё же рассматривать их необходимо как предпосылки, так как в индивидуальном стиле деятельности их можно рассматривать только после того, как они станут знаками, а означение их происходит в процессе коммуникации, то есть только при наличии соответствующих условий развития, а так же не стоит забывать о социально — психологических предпосылках возникновения индивидуального стиля.

Таким образом, можно говорить о том, что индивидуальный стиль, действительно, является формой интеграции индивидных и личностных свойств. Свидетельством этому могут служить функции индивидуального стиля, а именно, компенсаторная, позволяющая успешно выполнять, поставленные задачи. Системообразующая, по принцип которой, объясняет все много -многозначные связи между индивидными и личностными свойствами, так как индивидуальный стиль является опосредующим фактором этих связях. Индивидуальое развитие человека осуществляется в контексте социального образа жизни, который не просто накладывается на природный «субстрат» человека, а приводит к преобразованию этого природного «субстрата». В индивидуальном стиле мы можем наблюдать какую форму этот самый природный «субстрат», а точнее индивидные свойства принимают.

1.3 Выводы

В данной главе мы рассмотрели роль задатков в развитии способностей и индивидуальный стиль как форму интеграции индивидных и личностных свойств.

Итак, мы можем говорить о том, способности не являются врожденными, врожденными являются лишь задатки, которые, являясь важным условием их развития, все же играют роль предпосылок в развитии способностей. Так же как и любое индивидное свойство. Так же мы рассмотрели роль индивидных свойств в формировании индивидуального стиля. Индивидуальный стиль является формой интеграции индивидных и личностных свойств — итогом их онтогенетического развития. В индивидуальном стиле свойства индивида и личности гармонично посредством много — многозначных связей согласованно позволяют человеку успешно выполнять деятельность.

Заключение

Индивидные свойства — феномены онтогенетической эволюции человека — возрастные и половые, конституциональные и нейродинамические, высшей формой интеграции которых являются темперамент и задатки. В процессе онтогенеза образуются сложные симптомокомплексы, которые характеризуют отдельные свойства личности. Так же в развитии изменяется частота и интенсивность проявления свойств индивида, между ними образуются новые связи.

В теории интегральности эти связи получили название много — многозначных. Примером этой связи может служить связь характера и темперамента, где свойства темперамента выступают предпосылками возникновения черт характера. Характер человека развивается под влиянием среды, однако темперамент, являясь более устойчивым во времени образованием, определяет в целом динамику поведения.

Еще один, рассмотренный нами компонент личности — способности. Способности не являются врожденными, от природы человеку могут быть даны задатки каких-либо способностей. Причем нельзя сказать, что из определенных задатков разовьются те или иные способности, так как способности могут развиться только в определенной среде, а задатки по своей природе являются многозначными.

Индивидуальный стиль является формой интеграции индивидных и личностных свойств. Индивидуальный стиль — опосредующий фактор многозначных связей свойствами личности и индивида. Изменение структуры индивидуальности в сторону гармонизации приводит к усвоению индивидуального стиля, который способствует успешному выполнению деятельности.

Развитие личности происходит в процессе взаимодействия человека с другими людьми, под влиянием внешней среды. Однако рассматривать развитие личности, вне связи с индивидными свойствами, так как именно они являются предпосылками её развития, становясь в последствии неотъемлемой частью индивидуальности.

Список использованной литературы

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблема человекознания / Под ред. А.А. Бодалева. — М., 1996.

2. Асмолов А.Г. Культурно — историческая психология и конструирование миров. — М., 1996.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. — М., 2002.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М., 1996.

5. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств темперамента. — Казань., 1969.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977.

7. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр. психол. 1989. № 3.

8. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М. — Воронеж, 1997.

9. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. — М., 1964.

10. Мещеряков Б. Г, Зинченко. Большой психологический словарь.

11. Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферовой. — М., 1981.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — С-Пб., 1998.

13. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. М., 1984

14. Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А.В. Либина. М., 1998.

15. Шадриков В.Д. Способности человека. М. — Воронеж., 1998.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector