1. Что изучает психология как наука

Психология – комплексная наука, изучающая человека в целостности и многообразии его психической жизни (сознание, личность, деятельность, поведение).

Основная цель – максимально полное познание и понимание природы и развития человека.

Задачи: разработка основных рекомендаций и приемов работы с людьми.

2. Какие разделы составляют предмет педагогической психологии.

1) Психология обучения (как формировать знания и как обучать)

2) Психология воспитания

3) Психология учителя и педагогической деятельности

3. Что изучает психология труда

1) Инженерная (человек — машина) человек – машина – общество – культура

2) Эргономика – комплексная наука, которая на основе знаний психологии, физиологии, антропометрии, технической эстетики, философии, педагогики и др занимается проблемами повышения производительности труда при сохранении сил, жизни, здоровья работника.

3) Профориентация – изучает субъект труда, определяющегося в сфере профессии и жизненных целях.

4. Что изучает эргономика.

Эргономика – комплексная наука, которая на основе знаний психологии, физиологии, антропометрии, технической эстетики, философии, педагогики и др занимается проблемами повышения производительности труда при сохранении сил, жизни, здоровья работника.

5.Что изучает профориентация, как раздел психологии труда.

Профориентация – изучает субъект труда, определяющегося в сфере профессии и жизненных целях.

6. Какие разделы входят в структуру психологии развития

Психология развития – особенности от рождения до смерти:

  1. детская (до 20-21 года)
  2. молодости (20-40 лет)
  3. зрелость (40-65 лет)
  4. геронто (65-….)

После 90 лет – синильные возраста(глубокая старость).

7. Что изучает общая психология

1) Психология познавательных процессов (память, восприятие и ощущения, эмоции и чувства, мышление, воображение, речь, внимание, воля)

2) Психология личности (характер, темперамент)

2 стр., 951 слов

Презентация на тему: Психология как наука

... и поведения (деятельности); 3.пр. развития; 4.пр. активности; 5.пр. системности. Методы психологии Научные методы практической психологии Собственно психологические методы: психологическая консультация; ... носит опережающий характер. Объективность психического отражения. Явления, которые изучает психологическая наука 1. Психические процессы •познавательные процессы: ощущения, восприятие, мышление, ...

3) Психология сознания и психики

8. Какие разделы составляют социальную психологию

Социальная психология – поведение, общение, психология групп.

9. С какими науками связана психология

Социология, логика, педагогика, физиология, история и др.

10. Какие разделы составляют систему психологии, как науки (перечислите)

1) Общая психология

2) Психология развития

3) Социальная психология

4) Педагогическая психология

5) Психология труда

6) Психология управления

7) Практическая психология

11. Что такое «сенситивный период» развития?

«Сенситивные периоды» развития – это периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности.

А если по-простому, «сенситивные периоды» развития – это периоды особо благоприятного развития.

Пример: навыки игры в теннис формируются в восемь с половиной – девять лет.

12. Дайте определение понятию «психическое развитие». Какие процессы составляют базу для «психического развития»?

Психическое развитие – это процесс качественных, количественных и структурных преобразований человека.

Базу для «психического развития» составляют процессы:

-роста(процесс количественных изменений);

-созревания(процесс реализации генетически заданных программ усложнения организма)

Свойства развития:

-комулятивность – накопление;

-необратимость;

-гетерохронность(разновремен-

ность) – разные функции развиваются в разное время.

13. Что такое возраст и какие виды возрастов вы знаете?

Возраст — определенный этап онтогенеза (индивидуального развития), характеризующийся своеобразием.

Виды: физический (хронология), биологический (физиологический), психологический.

14. Дайте характеристику биологического и психологического возрастов.

Биологичекий возраст характеризуется процессами созревания и старения; уровнем обменных процессов.

Психологический возраст характеризуется психологической зрелостью личности; способностью отвечать за себя и за других. «Зона ближнего развития»-то, что ребенок способен сделать при подсказке взрослого или сверстника.

15. Что из себя представляет психика человека. Какие основные составляющие выделяют в ее структуре?

Психика-сложный феномен мира, материи, позволяющий организмам эффективно взаимодействовать и приспосабливаться к внешнему миру. Структура психики: сознание, предсознание, подсознательность, бессознание.

16. Дайте характеристику бессознательной сферы психики человека.

Бессознание – отделы психики, которые не присутствуют в актуальном сознании. Содержит психологию, которая насыщена влечениями, потребностями, желаниями и всей энергией, нужной человеку.

17. Что представляет собой сознание человека и какую роль оно играет в человеческой жизни и деятельности.

Сознание-сложный элемент психики, который позволяет не только приспосабливаться к внешнему миру, но и активно преобразовывать его, и в процессе этого преобразования человек преобразуется сам по линии усложнения и усовершенствования. Сознание начинается там, где я понимаю непонимаемое.

23 стр., 11283 слов

Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр

... способствует творческому развитию личности подростков. Одной из важнейших задач работы всех учреждений дополнительного образования является работа с девиантными подростками. Учет специфики психологии девиантных ... парадоксальная ситуация, когда попытки теоретического анализа данного явления пытаются осуществить люди, далекие от практики, а практические разработки не получают достаточного психолого ...

18. Дайте характеристику энергии либидо и мортидо(тонатоса), как составляющих человеческого существования(психоаналитическая трактовка)

Либидо-энергия жизни. Мортидо — энергия разрушения.

Согласно теории психоанализа, в основе человеческой личности лежат два фундаментальных побуждения: креативное (либидо) и деструктивное (мортидо).

Эго-либидо переживается как приятно знакомое, в то время как мортидо переживается как боль и вселяющее страх неизвестное.

На обычном языке либидо-это энергия воли к жизни, направленная на сохранение рода, мортидо — энергия воли к смерти, направленная на сохранение индивида при появлении подлинного врага.

19. Дайте характеристику эго(я), как одной из составляющих личности человека(психоаналитическая модель личности)

«ЭГО»-«Я»: самоконтроль, самосознание, саморегуляция. Начинается с 3 лет.Внешние ситуации.

20. Дайте характеристику «Ид» («Оно»), как одной из составляющих личности человека (психоаналитическая модель личности).

«Ид» — бессознательное содержание психики, которое насыщено потребностями, влечением, желанием, и вся энергия, необходимая человеку для жизнедеятельности.

В широком смысле слова Ид включает в себя все желания, порождаемые восприятием и воспоминаниями об удовлетворении основных физиологических потребностей. «ХОЧУ»

21. Дайте характеристику «Супер-эго» («Сверх-я»), как одной из составляющих личности человека (психоаналитическая модель личности).

Супер-Эго содержит правила, нормы, модели поведения, которые человек усваивает сначала от своих родителей, потом от широкого социума.

Супер-Эго выступает в качестве совести, внутреннего голоса или судьи. понятие Супер-Эго не исчерпывается тем, что мы ощущаем как совесть — проявления Супер-Эго гораздо шире, чем муки совести, которые могут нас пугать, руководя нашими поступками. Важнейшим следствием существования Супер-Эго является бессознательное чувство вины, которое может обрекать человека на хронические неудачи в качестве бессознательного искупления вины перед Супер-Эго (невезучесть — это не рок судьбы, а результат «гонений» собственного Супер-Эго).

22) Какое поведение называется импульсивным(или полезависимым).

Каковы основные причины и последствия импульсивного поведения у взрослых людей.

Импульсивность [лат. impulsus — толчок] — особенность поведения, заключающаяся в действиях по первому побуждению, под влиянием случайных внешних обстоятельств или сильных эмоций. И. свойственна преимущественно детям дошкольного и отчасти младшего школьного возраста в связи с присущей этому возрасту слабостью контроля поведения. Преодолению И. способствуют совместные игры детей, требующие сдерживания непосредственных побуждений, подчинения правилам игры, учета интересов других ее участников. В дальнейшем еще большую роль в этом отношении играет учебная деятельность. У подростков И. часто является следствием возрастной эмоциональной возбудимости. У старших школьников и взрослых И. наблюдается при большом утомлении, в структуре аффективных реакций или некоторых психических заболеваний. Импульсивность часто приводит к конфликтным ситуациям.

16 стр., 7904 слов

Дайте характеристику некоторым дидактическим методам

... особенностях интеллекта, чувств, воли и Других свойств личности. Задание 2. Дайте характеристику основным этапам становления личности. 1. этап 0-6 лет. В 3 ... обладать сознанием? Ответ: Инстинкт — форма генетически обусловленного поведения. Сознание — высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторической ...

23) Что обеспечивает нормальное адаптивное поведение личности

За нормальное адаптивное поведение личности отвечает разумная сознательная часть личности – «я» или «эго». Находится баланс между требованием и желанием в соответствии с внешней ситуацией. Главные составляющие «эго» — самоконтроль, саморегуляция и самосознание.24) Что такое «психологическая защита личности» с точки зрения психоанализа. Какую роль играют психологические защиты в жизни человека, и может ли человек их избежать.

24) Психологическая защита личности – субъективно-психологическое образование, которое реализуется преимущественно на бессознательном уровне и проявляется в ситуациях избыточной тревоги, когда поведение, мысли и чувства не соответствуют его представлению о самом себе. Защитное поведение позволяет человеку снизить тревогу и защититься от тех проблем, которые пока он не может решить (например, потеря близкого человека, потеря работы, потеря любви со стороны других людей, потеря уважения к себе и т. п.)

25) Дайте характеристику «проекции» и «изоляции», как защитных механизмов личности: в чем они проявляются и как функционируют.

«Проекция» и «изоляция» — это защитные механизмы личности, которые проявляются в ситуациях избыточной тревоги, когда поведение, мысли и чувства не соответствуют представлению человека о самом себе. В случае «проекции» нежелательные мысли, чувства, качества приписываются другому человеку, а «изоляция» (или «уход») предполагает прямой уход человека от травмирующей его ситуации.

26. Дайте характеристику «вытеснения» и «подавления» как защитных механизмов личности: в чем они проявляются и как функционируют.

Вытеснение – активное недопущение в сферу сознания или устранение из нее болезненных, противоречивых чувств и воспоминаний, неприятных желаний и мыслей

  1. предотвращает первоначальное появление импульса посредством удаления из сознания в бессознательное неприятных воспоминаний, переживаний, неприемлемых желаний;
  2. обеспечивает удержание в бессознательном различных вытесненных влечений, желаний, стремлений.

вытеснение является важнейшим механизмом защиты, благодаря которому неприемлемые для Я желания становятся бессознательными

Подавление  – более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожащей информации, отвлечение внимания от осознаваемых аффектогенных импульсов и конфликтов.

Подавление происходит сознательно, но его причины могут осознаваться, а могут и не осознаваться. Продукты подавления находится в предсознательном, а не уходят в бессознательное, как это можно видеть в процессе вытеснения.

27. Дайте характеристику «регрессии» и «отрицания» как защитных механизмов личности: в чем они проявляются и как функционируют.

Регрессия — форма возвращения бессознательного от генетически поздней фазы развития к более ранней и который осуществляется путем смены различных психических систем. Различают регрессию 3х видов:

6 стр., 2514 слов

Механизмы защиты по Зигмунду Фрейду

... развития Движущие силы поведения Врожденная сущность человека определяется в … Сексуальность Агрессивность Структура личности Понимание бессознательного процесса Перенос Конечная цель человека Толкование сновидений Теория ... внимание на повреждении строений, а не на страданиях травмированных людей. Проекция Механизм, посредством которого невротическая или моральная тревога обращаются в объективный ...

  1. топическую, обусловленную функционированием психического аппарата;
  2. временную, при которой вновь вступают в действие прежние способы психической организации;
  3. формальную, заменяющую обычные способы выражения и образного представления более примитивными.

Специфика регрессивных защитных механизмов состоит в преобладании ее пассивной позиции и свидетельствует о неуверенности в принятии собственных решений. В этом случае регрессирует именно личностное Я, демонстрируя ее слабость и приводит к упрощению (инфантилизации) или рассогласованности поведенческих структур. Примером регрессии являются примитивные механизмы.

Отрицаниереальности (или конфликта) проявляется в том, что человек не воспринимает отдельные реальные ситуации, их части, объекты, конфликты и др. В психоанализе отрицание рассматривается как особая форма сопротивления. В целом описываемый механизм психологической защиты включает искажение информации (ее формы или смысла) в начале восприятия, что может травмировать индивида.

  • отрицание – это средство осознания вытесненного;
  • отрицание устраняет лишь отдельные следствия процесса вытеснения;
  • посредством отрицания психика освобождается от ограничений, связанных с вытеснением.

отрицание – наиболее ранний онтогенетически и наиболее примитивный механизм защиты, который считается столь же древним, как и чувство боли. Способность к отрицанию неприятных сторон реальности служит своего рода временным дополнением к выполнению желаний и сохранению аффективного равновесия, при которых конфликт не допускается внутрь личности, своего Я.

28) Дайте характеристику «рационализации» и «замещения», как защитных механизмов личности: в чем они проявляются и как функционируют

«Рационализация» и «Замещение» — это защитные механизмы личности, которые проявляются в ситуациях избыточной тревоги, когда поведение, мысли и чувства не соответствуют представлению человека о самом себе. «Рационализация» предполагает искажение человеком реальности, приведение им логических доводов для того чтобы защитить себя. «Замещение» предполагает перенос действий, чувств, адресованных одному объекту, на другой.

29) Что такое «сублимация». Почему данный защитный механизм личности является самым эффективным в жизни и деятельности человека.

«Сублимация» — это способность преобразовывать энергию низших потребностей в высшие виды энергии (творчество, образование, спорт, забота).

Защитное поведение позволяет человеку снизить тревогу и защититься от тех проблем, которые пока он не может решить. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человеку необходимо время для решения про­блемы. «Сублимация» как нельзя лучше помогает человеку в адаптации, направляя негативную энергию в полезное русло.

30) Назовите инфантильные и зрелые механизмы защиты личности. Как это понимается в психоаналитической модели личности.

«Защиты» представляют собой психические механизмы, служащие для разрешения внутренних конфликтов и переработки болезненных переживаний. Защитное поведение позволяет человеку снизить тревогу и защититься от тех проблем, которые пока он не может решить (например, потеря близкого человека, потеря работы, потеря любви со стороны других людей, потеря уважения к себе и т. п.) Были выявлены примитивные Механизмы Психологических Защит (МПЗ) (отрицание, замещение, регрессия ) и зрелые МПЗ (рационализация, компенсация, сублимация, интеллектуализация).

3 стр., 1024 слов

26 Тревога и психологические механизмы защиты личности

... ними силами, действующими на человека, и обеспечение стабильности личности. Первым ученым, создавшим достаточно стройную теорию защитных механизмов «Я», был известный австрийский врач и психоаналитик Зигмунд ... таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым. Реактивное образование — защита от запретных импульсов, с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных ...

Если человеком осознан профиль его МПЗ, и он использует «зрелые» механизмы, то ситуация разрешится успешно и наоборот, при бессознательных автоматизмах запускаются «примитивные» защиты, приводящие к углублению конфликта.

31. Назовите основных представителей психоаналитического направления.

Зигмунд Фрейд, Анна Фрейд, Альфред Адлер, К. Юнг, М. Кляйн, Э. Эрикссон