Механизмы защиты по Зигмунду Фрейду

Защитный механизм

Краткое описание

Пример

Вытеснение

Энергия, протекающая по инстинктивным каналам, не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Желание вытесняется в бессознательное. «Сущность вытеснения лежит в функции отвержения и удержания чего-либо вне сознания». Однажды сформированное вытеснение трудно упразднить. Человек должен успокоиться тем, что опасности больше не существует, но это невозможно, пока вытеснение не «рассеется» настолько, чтобы можно было увидеть реальность. Возникает порочный круг.

  • символы в сновидениях;
  • ошибки, описки, оговорки;
  • до сознания не допускается болезненное воспоминание;
  • человек не может видеть чего-то ясно видимого, потому что вытесняется перцепция этого предмета;
  • импотенция возможна из-за боязни сексуальных импульсов;
  • артрит может развиться из-за вытеснения чувства враждебности.

Подавление

Сознательное изгнание тревожных мыслей из сферы внимания.

Замещение

Бессознательный сдвиг импульсов от угрожающего объекта в направлении к объекту, не несущему угрозы.

  • подчиненный, негодующий на начальника выливает свой гнев на другого, не представляющего угрозу (на друга или подругу).

Отрицание

Отказ принять какое-либо трагическое или очень неприятное событие, которое уже произошло.

  • вдова отказывается принять факт смерти супруга;
  • больные опасными заболеваниями отрицают их влияние на свою жизнь.

Рационализация

Стремление СУПЕР-ЭГО проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Свое поведение человек объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

  • некто видит болельщиков футбольного матча, на которых обрушилась трибуна и сосредотачивает свое внимание на повреждении строений, а не на страданиях травмированных людей.

Проекция

Механизм, посредством которого невротическая или моральная тревога обращаются в объективный страх. Собственные нежелательные характеристики приписываются другим людям.

  • человек говорит: «Она меня ненавидит» вместо «Я ее ненавижу» или «Он меня преследует» вместо «Меня мучит совесть».

Формирование реакции

Замещение в сознании продуцирующего тревогу импульса или чувства его противоположностью. Человек ведет себя противоположно тому, что он на самом деле думает и чувствует. Крайние формы поведения любого рода обычно свидетельствуют о формировании реакции.

  • человек, ненавидящий отца, рассказывает окружающим, как он его любит;
  • тайный поклонник порнографии становится участником антипорнографической компании;
  • ненависть заменяется любовью;
  • мать «душит» ребенка своей любовью и вниманием.

Фиксация

Человек может оказаться зафиксированным на одной из ранних стадий развития, поскольку новый шаг исполнен тревоги.

  • сверхзависимый ребенок и его фиксация: тревога препятствует его независимости.

Регрессия

Человек, сталкиваясь с травматическим переживанием, отступает на более раннюю стадию развития.

  • ребенок, испуганный первым днем пребывания в школе, может проявить инфантильное поведение — плакать, сосать палец, «вешаться» на учителя, прятаться в углу.
  • молодая жена, испытывающая трудности в отношениях с мужем, может вернуться в безопасную ситуацию родительского дома;
  • потерявший работу человек может искать радость в пьянстве.

Что такое психоанализ?

1. Определения Фрейда

  • «Прочистка дымохода» или «лечение разговором» (Breuer & Freud, 1895).
  • Искусство толкования с целью преодоления амнезии, заполнение всех пробелов памяти (Freud, 1904. С. 8).
  • Теория бессознательных душевных процессов (Freud, 1928. С. 215).
  • Метод, при котором обнаруживается перенос (Freud, 1905. С. 281).
  • Не лишенное тенденции научное исследование, а терапевтическая идея; ее цель не доказать что-то, а изменить (Freud, 1909. С. 339).
  • Метод, уничтожающий иллюзии (Freud, 1911)
  • Метод, который позволяет вспомнить, воспроизвести и переработать душевные конфликты (Freud, 1914.С. 126 -136).
  • Ряд психологических, тем же путем добытых понятий, которые постепенно соединяются в новую научную дисциплину (Freud, 1923.

    С. 211).

  • Половая теория, в которой центральную роль играет Эдипов комплекс (Freud, 1923. С. 223).
  • Метод, в котором существенную роль играет детская сексуальность (Freud, 1926 С. 233 — 247).
  • Способ «корректирования» в отношении вытеснения (Freud, 1926. С. 285).
  • Раздел психологии — глубинная психология или психология бессознательного (Freud, 1933. С. 170 -171).
  • Метод, который должен создавать «благоприятнейшие для Я-функций психологические условия»: в этом случае его задача будет выполнена (Freud, 1938. С. 96)

2. Понятия психоаналитиков после Фрейда

  • Естественная наука, в которой наблюдают и создают законы о динамике душевных процессов, доступных даже в эксперименте (Hartmann, 1927).
  • Критически-герменевтическая эмпирическая наука (Lorenzer, 1974).
  • Анализ переживаний (Lorenzer, 1984).
  • Наука о человеке в центре треугольника между биологией, социологией и психологией (Lorenzer, 1985).
  • Равно «понимающая» и «объясняющая» наука (Kuiper, 1976; Koerner, 1985; Kutter. 1984).
  • Основанная на разговоре практика, призванная превратить затаенный, запущен­ный, ставший симптомом дискурс в речь (Lacan, 1966).

3.

Определения философов и теоретиков науки

  • Герменевтический метод, действующий через сознание на становление сознания (Ricoeur, 1969)
  • Психоанализ как саморефлексия (Habermass, 1968).
  • Психоанализ как «глубинная герменевтика», «психоаналитическая герменевтика» (Lorenzer, 1970)
  • Искусство толкования (Moeller, 1978).
  • Феноменология, в которой явление рассматривается непосредственно на чувственном уровне и интуитивно проигрываются процессы, происходящие у других (Hcsseri, 1900)
  • Освобождающая наука в духе эпохи (Adorno, 1966)

4. Определения Куттера п. (Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. Петер Куттер):

  • Исследовательский метод для исследования недоступных ранее бессознательных психических процессов.
  • Метод лечения психических нарушений.
  • Учение о сопротивлении и переносе.
  • Теория личности.
  • Учение о болезнях, теории психических нарушений.
  • Гуманитарная наука, которая наилучшим образом в идеографической манере рассматривает и понимает отдельные биографии.
  • Историческая наука, в которой история отдельного человека описывается начиная с младенческого возраста
  • Метод исследования душевных процессов, не доступных иным методам.

Структура психики по Зигмунду Фрейду

3 слоя психики

3 элемента психики

ИД («Оно) – бессознательные сексуальные и агрессивные инстинкты (мотивационная система).

Основа действия – принцип удовольствия.

ЭГО («Я») — рациональная часть психики (познавательная система).

Основа действия– принцип реальности.

СУПЕР-ЭГО («Сверх-Я») — воплощение ценностей и норм общества, которые ребенок усваивал в семье и в обществе его родителями (наследник комплекса Эдипа).

2 части: совесть и ЭГО-идеал.

Сознательное – мысли, которые в данный момент находятся в центре внимания

Первичный уровень функционирования ЭГО

Важный уровень функционирования СУПЕР-ЭГО

Предсознательное – мысли и информация, хранимые в памяти (могут быть переведены в сознательное)

Важный уровень функционирования ЭГО

Важный уровень функционирования СУПЕР-ЭГО

Бессознательное – пласт личности, который трудно или невозможно ввести в сознание (врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, мотивы, комплексы и т.д.).

Первичный уровень функционирования ИД

Важный уровень функционирования ЭГО

Важный уровень функционирования СУПЕР-ЭГО

Теория психосексуального развития по Зигмунду Фрейду

Название стадии

Возраст

Описание

Формируемые черты личности

1)Оральная стадия

От рождения до полутора лет

Источник удовольствия – действия, требующие участия рта, губ, языка. Принятие пищи и кусание являются прототипом многих появляющихся позже характерных черт.

  1. Препятствие, например, очень быстрое отнятие от груди — оральный перцептивный характер: необычайно зависимы от других и чрезвычайно доверчивы.

  2. Родители грубо игнорировали потребности ребенка — оральный агрессивный характер: стремление к доминированию и враждебности.

2) Анальная стадия.

От полутора до 3 лет

Источник удовольствия – анальная зона. Приучение к опрятности. Средство реализации свободы – отказ осуществлять дефекацию тогда, когда ее хотят родители.

Анальный удерживающий характер: любовь к порядку и упрямство.

3)Фаллическая стадия

От 3 до 6 лет

Источник органического удовлетворения – гениталии (пенис или клитор).

К 5 годам у мальчика – комплекс Эдипа, у девочки – комплекс Электры.

1) Мужской фаллический характер: непомерное тщеславие, импульсивность, самоуверенность.

2) Женский фаллический характер: постоянное стремление к превосходству над мужчинами.

3) Пристрастие к фаллическим символам: скоростным автомобилям и небоскребам.

4) Латентная стадия

От 6 лет до начала пубертата (12 лет).

Половые чувства выражены минимально. Внешне мальчики и девочки не проявляют интересов друг к другу.

Внимание сосредоточено на развитии интересов и навыков в контактах со сверстниками. Формируются общительность, трудолюбие.

4)Генитальная стадия.

От пубертата до взрослости.

Источник сексуального наслаждения – половые органы. Половое наслаждение перемещается с себя на другого.

Если не было проблем и фиксации на ранних стадиях психосексуального развития, то — генитальный характер: зрелость, хорошая адаптивность, способность любить и быть любимыми; способность к сублимации – направление сексуальных сил на достижение творческих и продуктивных целей. Формируются зрелые гетеросексуальные отношения.

Сравнительная таблица: Различие взглядов Фрейда, Юнга, Адлера

Фрейд

Юнг

Адлер

Движущие силы психического развития

Движущие силы поведения

Врожденная сущность человека определяется в …

Сексуальность

Агрессивность

Структура личности

Понимание бессознательного процесса

Перенос

Конечная цель человека

Толкование сновидений

Теория либидо

Вся психическая деятельность связана с влечением.

Либидо как гипотетическая психическая сексуальная энергия, ищущая разрядки. Лежит в основе сексуального удовольствия. Либидо более широкое понятие, чем сексуальность, включает также любовь к родителям, к детям, дружбу; сильную привязанность к конкретным объектам и абстрактным идеям.

Источник либидо – должен быть соматическим или гормональным. «Эрогенные зоны»- -рот, анус, гениталии.

Цель либидо – удовлетворение инстинктивного влечения через сосание, дефекацию, генитальную маструбацию, достижение оргазма.

Объект либидо- личность, используя которую можно достичь цели; или по отношению к которой влечение способно достичь своей цели. Раннее детство- -не мать как «целостный объект», а функции, предоставляемые матерью ( еда, уход) и доставляющие удовольствие.

Сила либидо – количество влечений или «мера потребности работы, которые они представляют».

Сексуальность— термин для обозначения сексуального удовольствия, полученного от какого-либо участка тела или органа, а не только гениталий.

З. Фрейд. Теория психосексуального развития с оральной, анальной и фаллической фазами основана на продвижении концентрации на эрогенных зонах.

З. Фрейд, Абрахам, Ференци: чрезмерное удовлетворение, либо чрезмерная фрустрация могут нарушать спокойный процесс развития. Возникают «точки фиксации либидо» — »когда некоторое количество либидной и /или агрессивной энергии остается позади и прикрепляется к психическим представлениям данного периода. Точка фиксации является «молчащей» до тех пор, пока человек не столкнется со стрессом или сложностью, с которыми он не может справится при помощи обычного механизма защиты. Тогда он прибегает к регрессии. В поведении это сдвиг к поведенческому стереотипу, характерному для более раннего уровня развития. Если точка фиксации не является «молчащей», то личность задержалась на этой стадии развития и дальнейшее развитие не происходит.

Анна Фрейд: Прогресс и регресс – наблюдаемые, интегральные части нормального развития. Регрессия не есть временное возвращение, это поворот назад к более надежным источникам получения удовольствия. «Точка фиксации либидо» — некая мысль, некое желание, некое поведение, связанное с удовольствием или болью, которые являются эмоционально значимыми для личности/

Теория двойственных либидных и агрессивных влечений

1) либидные влечения

2) агрессивные влечения (недеструктивные формы агрессии).

Агрессия – некая позиция ЭГО, обеспечивающую самосохранение.

Позже З. Фрейд постулировал фундаментальный пожизненный конфликт между инстинктом смерти (Танатосом) – источник агрессивного влечения и инстинктом жизни (Эросом).

Либидо – жизненная сила. Деструдо – энергия инстинкта смерти.

Сексуальность и агрессия внутренне близко связаны с фазами развития инфантильной сексуальности.

Анна Фрейд: ранние депривации, потеря объекта или насилие над ребенком наносят вред либидной привязанности. Тогда наблюдается манифистация агрессии.

  1. Психосексуальность – как инстинктивное влечение, аффект, импульс, желание, мотивационный толчок, активизирующий сознание.

  1. Половая идентичность – психологическая система, соединяющая и интегрирующая личную идентичность с биологическим полом.
  2. Эго – психическая инстанция, синтезирующая, организующая и гармонизирующая личность.
  1. Суперэго – гипотетическая психическая система, функционирующая для установления и поддержания морально-нравственных стандартов, желаемых целей и идеалов. Способствует внутрипсихической и межперсональной гармонии и облегчает социальную адаптацию (при условии оптимального функционирования).

    Функционирование ощущается как увеличение чувства собственного достоинства или болезненного чувства вины.

Согласно Фрейду люди явл. сложными энергетическими системами. Поведение мотивируется (активизируется) единой энергией. У человека имеется ограниченное количество энергии. Источник энергии – нейрофизиологическое состояние возбуждения. Цель любой формы поведения индивида состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии. Таким образом мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. Психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами. Фрейд признавал наличие двух групп инстинктов: инстинктов жизни и инстинктов смерти.

Первая группа – инстинкты жизни – под общим названием Эрос, включает все силы, служащие цели поддержания жизни и обеспечивающие размножение вида. Наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты – либидо.

Вторая группа – инстинкты смерти – Танатос – лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств.

Психосексуальное развитие — биологически детерминированная последовательность, развёртывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Социальный опыт привносит свой вклад в каждую стадию в виде собственных установок, черт, ценностей.

Фрейду принадлежит гипотеза о 4 последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической, генитальной (в соответствии с изменяющимися эрогенными зонами).

Фрейд отмечает латентный период (между 6 и 7 годами жизни) и началом половой зрелости. Это не является стадией.

Первые три стадии развития захватывают период от рождения до 5 лет.

На каждой стадии есть свой главный источник получения удовлетворения. Фиксация на какой — либо стадии ведёт к чрезмерному скоплению либидо, впоследствии, в зрелые годы может выразиться в виде «остаточного» поведения (черты характера, ценности, установки), связанные с той психосексуальной стадией, на которую пришлась фиксация.

Стадии:

оральная (0-18 месяцев);

анальная (18 мес. – 3 года);

фаллическая (3-6 лет);

(латентный период);

генитальная (12 лет).

Тип характера зависит от развития ребенка на каждом из этих этапов.

Основной механизм формирования характера – фиксация (задержка, остановка или трудности развития на определенной стадии).

Объяснение стадий психосексуального развития основано на предпосылке о том, что сексуальность дается от рождения и развивается дальше, охватывая ряд биологически определенных эрогенных зон, вплоть до достижения зрелости. В представлении Фрейда развитие личности проходит через четыре следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Латентный период не является стадией психосексуального развития. Фрейд предполагал, чтов процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов характера. Взрослые сфиксациейнаанально-удерживающей стадиистановятсянегибкими, скучными и непреодолимо аккуратными.

Архетипы Юнга

Архетип

Определение

Символы

Анима

Бессознательная женская сторона личности мужчины

Женщина, Дева Мария, Мона Лиза

Анимус

Бессознательная мужская сторона личности женщины

Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан

Маска, личина

Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте

Театральная маска

Тень

Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании

Сатана, Гитлер, Хуссейн

Самость,

я сам

Воплощение цельности и гармонии, регулирующий центр личности

Мандала

Мудрец

Персонификация жизненной мудрости и зрелости

Пророк

Бог

Конечное проявление психической реальности, спроецированной на внешний мир

Солнечное око