§ 3. Философия эллинизма

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

1.Античная философия досократовского периода. Поиск

Первоначала бытия.

Античная философия возникла в греческих городах-государствах

(«полисах») на рубежеУ111-У1 вв. до н.э. ).

Испытав период блестящего

расцвета в У1-У вв. до н.э. она продолжала развиваться в эпоху

Александра Македонского и Римской империи вплоть доначалаУ1 в. н.э.

Периодыантичной философии:

1) натуралистический(проблемы космоса и поиска первоначала

бытия) – милетскаяшкола, пифагорейцы, элеаты, физики-эклектики.

2) гуманистическийили классический (софисты, Сократ)– пытались

определить сущность и человека, рассматривались вопросы счастья,

свободы, морали.

3) период большого синтезаПлатона и Аристотеля – открытие

идеального бытия, формулировка основных философских проблем,

построение первых крупных метафизических систем.

4) эллинистическиешколы эпохи завоеваний Александра

Македонсткого и до конца языческой эры – кинизм, эпикуреизм,

стоицизм, скептицизм.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА. Главная проблема – поискпервоначала, архэ («архетипы» К.Г.Юнга).

Оно – основа возникновения, существования, движения, все превращается в него.

Первый милетскийфилософФалес полагал, что все существующее возникло из влажного первовещества или воды. Все рождается из этого первоисточника. Сама Земля держится на поверхности воды, окруженная со всех сторон океаном.

Для Фалеса этовода. Вещества — бесконечное разнообразие различных агрегатных состояний воды. Первоначало это разумное, одухотворенное. Поэтому, «мир полон богов», духов (Фалес).

Фалес: «Познай самого себя». Познавая себя, психику, мы познаем мир.

Для Анаксимена первоначалом является воздух. Анаксимен первовеществом называет воздух. Именно воздуху свойственен процесс разрежения и сгущения, благодаря которым из него образуется все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, он в зависимости от степени сгущения последовательно превращается в воду, землю, камни. По своей физической природе воздух – род пара или темного облака и сродни пустоте. Воздух для Анаксимена не только первоначало, но и источник жизни и психических явлений, сама душа для него – «дыхание», дуновение воздуха.

(Он подобен эфирув физике вплоть до нач. 20 века).

Для Ферекида это первоначало – земля.

Согласно ГЕРАКЛИТУпервоначалом являетсяогонь (для древних – это вещество).

11 стр., 5264 слов

ТЕРМИНЫ ПО ФИЛОСОФИИ

... Это понятие используется также для характеристики философии и культуры эпохи Возрождения. Движение- форма бытия материи, ее важнейший атрибут; изменение вообще, ... - учение, слово) – философская позиция, рассматривающая человека как системообразующий принцип философии. Антропологическая философия объясняет действительность из человека – базисной реальности. Апологетика (греч. apologetikos– ...

Огонь изменчив, подвижен,одухотворен. Все состоит из него, рождается, и все (Космос) сгорает в огне. («Огонь» синонимичен современному понятию «энергия».W=mc– там, где масса, там «энергия», там «психея».)Мировой пожарподобен мировомусуду, являясьнравственным, духовным событием. Создаетсяэсхатология – учение о конце мира, света.

*Обожествление огня. Везде разум, жизнь, психея. Это учение — гилозоизм («везде жизнь»).

Оно тождественно др. учению – панпсихизму («везде психика»).

*Душачеловека — искоркаМирового Огня.Она должна развиватьсяпо законам Космоса, в соответствии сЛогосом Вселенной. Логос – это Закон, Принцип, Дао.Самопознание- путь познанияМакрокосма.

«Принцип двух зеркал»- познание Микрокосма есть познание Макрокосма, и наоборот. *Ощущение продуцируеттемное, недифференцированное знание.Разум–светлое, отчетливое. Они находятся (подобно теории и эмпирии) в гармоничном единстве.

* Гераклит о Пифагоре: «Многознание уму не научает».

* Проводит различие между душой взрослого идушой ребенка. По мере взросления психика становится более«сухой и горячей». Уребенка(и пьяного) душавлажная. *Диалектика. 1.Все течет– все изменяется (pantarei).

Мир, психика – река, в которую нельзя войти дважды (ученик его Кратил: даже один раз).

2. Всеявлениянаделеныпротивоположными качествамии тенденциями. (Вода – чистейшая и грязнейшая. Обезьяна – прекраснейшая и безобразнейшая).

3.Противоположности переходят друг в друга. 4. Распря,борьба противоположностей–закон мира (и основа групповой динамики в соц. псих.).

Согласно Гераклиту, мир или природа находятся в беспрерывном

процессе изменения, из всех природных веществ наиболее, наиболее

подвижен именно огонь. Поэтому первовещество природы – «огонь».

Мир остается в основе огнем, несмотря на все его превращения. Из

огня происходят не только обычные материальные тела , но и души.

Душа материальна, это наименее влажный, сухой огонь. Все вещи

возникают из огня путем последовательных превращений. Мир есть

процесс, в котором всякая вещь и всякое свойство переходят в свою

противоположность: холодное становится теплым, теплое – холодным,

влажное – сухим, сухое – влажным. Само Солнце каждое мгновение

обновляется. Нельзя поэтому дважды вступить в одну и туже реку:

входящего Во второй раз уже омывают новые воды. Превращение

всего в противоположное есть не простой переход, а борьба. Она

всеобща, «отец всего, царь всего». Однако, при переходе борющихся

противоположностей друг в друга сохраняется общая для обеих

тождественная основа. «Бог есть – день и ночь, зима и лето, война и

мир, но он остается всегда самим собой». Важнейшее философское

открытие Гераклита – закон единства и борьбы противоположностей.

У АНАКСИМАНДРА архэ носит субстанциональный хар-р. Этоапейрон – неопределенный, чувственно невоспринимаемый, трансцендентный. Он –основаКосмоса, общества, ( как и архетип Юнга) основа культуры, религии, восприятия, психики. Не определен, но определяет все. не какое-то

конкретное материальное вещество, а «апейрон» – вечную,

неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникает,

все состоит и в которую все превращается.

По Эмпедоклу (У в.) основу вечного и неразрушимого мира

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... сферы, где оно обновляется снова огнем и силы себе почерпает для жизни дневной в условиях плотного мира. «…Воспоминания о посещениях « ... по существу являются лишь различными качествами одной основной энергии огня, жизни или сознания, самым высоким качеством которой будет психическая ... готовятся к смерти, освобождая себя от земных пут, тягостей вещей и всего, что связывает дух человека. Точно так ...

образуют четыре вещественных начала: огонь, воздух, вода и земля.

Все существующее находится в постоянном процессе соединения и

разложения этих начал. Возникновение вещей– их соединение, «гибель»

— разложение. Движут же этими первоначалами и всем миром две

силы– любовь и вражда.

ПИФАГОРЕЙЦЫ. Религиозно-этический орден (подобно культу, «секте»).

О Пифагоре – мало сообщений. *П.образ жизни предполагает иерархиюценностей: 1. прекрасное (в т.ч. наука), 2. выгодное, 3. приятное. Вставалидо восхода солнца, занимались мнемоническими упражнениями.Перед сном– трижды отчет о прожитом: какой долг остался невыполненным. В основеэтики – победа над страстями, культ дружбы и почитание Пифагора. *Выдающийся врачАлкмеон,представитель П.союза, открыл зрительные нервы и то что головноймозг – орган души. *Идея числа. Число – начало всего (вещественного и психического),субстанция.Рациональноечисло – «самое мудрое», «владеет» вещами и душами. Позднее открыто явлениенесоизмеримости, иррациональные числа. Скрывали. Пример: число «Пи».Неразумное, иррациональное – в основе мира и человеческой души. (Иррациональное – атрибут сатаны).

Бессознательное определяет психические процессы (психоанализ З.Фрейда).

На развитие философии древних греков влияние оказал распад империи Александра Ма­кедонского и кризис греческой рабовладельческой демо­кратии в конце IVв. до н. В этот период главный интерес философов смещается в сторону этических и социально-политических проблем, а сама философия становится руководством в жизни, вырабатывая “правила жизни”. Философии понимается как средство утешения и наставница жизни. Когда человек счастлив, он гонит от себя философию, но терпя беды, он обращается к ней как к “духовному лекарству”. Философия эллинизма: эпикурейство, скептицизм, стои­цизм, неоплатонизм.

Атомисты – материалистическая философская школа,

философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом»

всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». Весь

материальный мир состоит из атомов. Атом – «первокирпичик» всего

существующего. Это неделимая плотная непроницаемая

самостоятельная, лишенная каких-либо чувственных свойств – цвета,

запаха, вкуса. Атомы имеют различную величину (от мельчайших до

крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, с

крючками, вогнутые, выпуклые).

Между атомами существует

пространство, заполненное пустотой. Атомы находятся в движении,

которое невозможно без пустоты. Атомы парят в пустоте, подобно

пылинкам, которые мы видим в солнечном луче. Сталкиваясь, атомы

изменяют направление своего движения. Мир вещей и явлений реален

и состоит из атомов и пустоты. Атомы, «складываясь и сплетаясь …

рождают вещи». Возникновение и уничтожение вещей атомисты

объясняли разделением и сложением атомов, изменение вещей –

изменением их порядка и положения (поворота).

Атомы вечны и

неизменны, вещи преходящи и изменчивы. Так атомисты пытались

построить картину мира, в которой возможны возникновение и

уничтожение, движение, множественность вещей.

2.Классический период античнойфилософии.

Софисты. Этический рационализм Сократа.

Софисты.Представители: Протагор, Горгий, Гиппий, Ликофрон,

13 стр., 6008 слов

Философия 98

... Леонардо да Винчи, Донателло, Рафаэль Проблема человека, его творческие свободы, антропоцентризм Философия нового времени 16-18 века Эмпиризм ... него. Особенности бытия: Бытие вещей Бытие «первой природы» Бытие «бытие второй природы» Бытие человека Природное существование субъекта Социальное ... Античная философия 7 в. до н.э. 6 в. до н.э. Материализм (Демокрит, Лукреций Карр) Идеализм (Сократ, Платон, ...

Алкидам. Софисты– платные учителя красноречия и спора. Они ловко

и умело манипулируя словами и аргументами, могли ложное доказать,

а истинное опровергнуть. Их интересовала не истина, а способы

доказательства и опровержения. Софисты пренебрегали законом,

моралью, обычаями, не признавая объективности критерия добра и

зла. Манифест релятивизма софистов — известное высказывание

Протагора: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они

существуют, и не существующих, что они существуют».

Нравственность – то, что выгодно обществу и выдумано им. Благо –

вообще то, что кому-то выгодно. Нет ничего абсолютного, все

относительно – и знание (можно одно и тоже утверждение доказать и

опровергнуть) и мораль. Примером древнего софизма является софизм

«Рогатый»: «То. что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога,

следовательно, ты их имеешь». Вот еще пример, как два софиста решили

запутать простого человека по имени Ктисипп.: «Скажи-ка, есть ли у

тебя собака?» — «Есть и очень злая», — отвечал Ктисипп. «Аесть ли унее

щенята?» -«Да, тоже злые» — «И их отец конечно, тоже собака?» — «Да»

— «Что ж, эта собака твоя?» — «Конечно» — «Значит, этот отец – твой,

следовательно, твой отец – собака и ты – брат щенят». Аристотель в

качестве софистических приемов называл следующие: софист может

быстро говорить, чтобы противник не уяснил смысла его речи, или

напротив, нарочито растягивать свою речь, дабы его противнику было

трудно охватить весь ход его рассуждений, подменять понятия,

принуждать собеседника к частомуповторению одного и того же и т.д.

Несомненный плюс в истории философии софистики заключается в

выявлении противоречивости познавательного процесса

Сократ впервые в центр философии поставил проблему

человека. Он не оставил значительных философских произведений.

Свое учение излагал в форме открытой беседы (диалога), темами

которой были проблемы актуальные во все времена: добро, зло,

любовь, счастье, честность и т.д.

Философия в понимании Сократа не изучение природы, а учение

О том, как следует жить. Сократ выступает против ранних физиков. Знать

человек может только то, что в его власти. Это не внешний мир, а его

собственная душа. Поэтому главная задача познания – самопознание,

а принцип философии – «познай самого себя».

Что же такое познаниеи знание? Знание он определяет как понятие о предмете. Предмету необходимо дать понятие, т.е определить ряд общих признаков,

характерных только для него.

Сократ отождествляет добродетель со знанием. Поведение человека определяется его понятиями о доблести и благе: нет человека, который, зная, что он может сделать нечто лучшее,

стал бы делать худшее. Сократ сводил всякое дурное действие к простому

незнанию или к заблуждению. Только тот человек мужественен, кто

знает, что такое мужество. Знание того, что такое добро и что такое зло

делает людей добродетельными. Зная, что хорошо и что плохо, никто

не может поступать плохо. Зло – результат незнания доброго.

Нравственность, по Сократу, следствие знания. Задача философии –

17 стр., 8408 слов

Понятие «души» в представлениях Платона

... души» в представлениях Платона Это форма элемента, из которого образуется первоначало мира (вода, воздух, огонь) Это орган, который ожитворяет тело Душа содержит несколько частей и отделима от тела Душа и тело ...       32. Отношение человека к самому себе определяется: Самовыражением   ... философия Не признает ни души, ни разума   Рассматривает идею «абстрактного духа», «мировой ...

помочь человеку прийти к правильному пониманию – понятию –

предмета или явления (что такое мужество, любовь и т.д.).

На это направлен метод, применяемый Сократом – майевтика. Суть его

состоит в том, чтобы благодаря наводящим вопросам подвести

собеседника к самостоятельному нахождению истины. Он не

навязывает свою точку зрения, а помогает родиться истине в душе

человека. Майевтика дословно переводится как повивальное искусство.

Этика Сократа носит рационалистический характер. Аристотель

совершенно справедливо возражал потом Сократу: иметь знание о

добре и зле и быть добрым или злым – не одно и то же.

Сократ был чрезвычайно популярным философом. Все свое

время он посвящал беседам и спорам, которые проходили чаще всего

на многолюдном рынке Афин. У него было много учеников. Однако,

его разговоры не были понятны официальным властям. Сократ был

обвинен в подрыве устоев общества и отрицании богов, приговорен к

смерти и добровольно принял чашу с ядом – цикутой.

Киники – название школа получила от насмешливого прозвища

Пес, данного одному из ее представителей. Основатель кинической

школы– Антисфен. Согласно философу счастье – цель человеческой

жизни и заключается оно в свободе. Однако, человек не свободен, он

находится в зависимости от материальных и социальных потребностей.

Для того чтобы стать свободным надо отказаться от того, что делает

человека зависимым: имущества, наслаждений, семьи, родины и т.д.

Прославил же киническую школу эпатировавший людей своим

поведением и презрением к жизненным радостям Диоген Синопский.

Его жизнь – образец жизни кинического мудреца. Диоген низвел до

крайности потребности, закалял себя, подвергая свое телоиспытаниям.

Жил он в большой круглой глиняной бочке (пифосе).

Приучал он себя

и нравственным унижениям, чтобы быть внутренне независимым от

людей и ихмнений. Философпросил подаяния устатуй, чтобыприучить

себя к отказам. Именно он при дневном свете искал с зажженным

фонарем Человека (а не раба наслаждений) и он ответил Александру

Македонскому, предложившего ему выполнить любую просьбу «не

заслонять солнце». Умер мудрец 90 лет от роду, задержав дыхание.

Лукиан так описывает беседуДиогена с последователем: «Ты видишь

перед собой космополита, гражданина мира. Воюю же я против

наслаждений… Я– освободитель человечества и враг страстей»… Если

захочешь быть киником.. прежде всего я сниму с тебя изнеженность…

заставлю тебя работать, спать на голой земле, пить воду и есть что

попало. Богатства свои ты бросишь в море. Ты не будешь заботиться

ни о детях, ни о браке, ни об отечестве… Ведя такой образ жизни ты

назовешь себя более счастливым, чем великий царь».

ПЛАТОН

Объективный идеализм Платона.

Настоящее имя – Аристокл. Платон – значит «широкий», «плечистый». Участвовал борцом в Олимпийских играх.

1) Теория идей. П. – создатель объективного идеализма.

14 стр., 6964 слов

Аристотель: идеи, душа, этика и государство

... материя скорее является природой через душу, чем наоборот» (О частях животных I, 1,с.39). Определение души. В своем трактате «О душе» Аристотель определяет душу в системе понятий своей метафизики — сущности, формы, ... взирая на идеи?» (XIII,5,с.225)]. ... возможности, сути бытия, энтелехии. Душой может обладать только естественное, а не искусственное тело (топор души не имеет). Это естественное тело ...

Платон считается первым древнегреческим философом,

создавшим целостную

философскую систему, объединившую онтологию, гносеологию

и антропологию. Философское учение Платона обнимает широкий

круг вопросов: о бытии, о мире и его происхождении, о душе и

познании, об обществе и т.д. Философию Платон понимает как учение

о сущем, том что является постоянным в окружающем мире. Мир

чувственных вещей непостоянен и изменчив: материальные вещи

возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего

прочного и истинного. Постоянными, вечными и неизменными

являются идеи (эйдосы) материальных предметов. Идея– это сущность

предмета, отделенная от него, «вынутая» из человеческого сознания и

помещенная в некий идеальный мир, где собраны все идеи всех

предметов. Любая материальная вещь является лишь материальным

отображением идеи данной вещи. Например, лошади рождаются и

умирают, но они лишь являются воплощением идеи лошади, которая

вечна и неизменна. Идея – образец, модель, по которой создаются,

«копируются» предметы. Материальный мир образуется из

соединения «идеи» и «материи», того, что придает «идее»

оформленность и вещественность. Платон считает, что первичен именно

мир идей, мир идей вторичен. Поэтому его называют создателем

первой в мире идеалистической системы.

А) Существует 1. мир вещей и 2. мир идей. 1. мир вещей– вещиизменчивы, рождаются иумирают,переходят др. в др.. Они существуютблагодаря 2-мумиру. Мир вещей – сферанеподлинного бытия, несовершенств,зла.

2. мир идей– это подлинное бытие. Идеи неизменны, не переходят др. в др., это сущность, благо.

Б) Вещи, чел-ская психика – стремятся к идеям,тоскуют, эротическилюбятих. Вещи, чел-ская душа –возникают черезсопричастностьсущности, через присутствие в них идеи. (Отсюда – Причастие в христианстве).

2) Образ пещеры. Об. Идеализм не совместим со здравым смыслом, обыденным сознанием. Мырождаемсявпещере. Пещера – символ окружающего мира.

(+ см. в Учебниках)

3) Телеология – учение о целях. Чел-ская дет-сть – есть реализация целей. Цели – в биол. Природе, в обществе. Истинная причина – целевая. Др. причины – ср-ва ее осуществления.

4) Учение о Душе (и Человеке).

Философ традиционно выделяет душу и тело в человеке. Тело смертно – душа

бессмертна. Душа– это «эйдос», сущность человека. Назначение тела

– быть временным вместилищем души (тюрьма души).

Душа состоит

из трех частей – разумной (ведущей), аффективной (страстной) и

вожделеющей. Изначально было сотворено определенное количество

душ (сколько звезд на небе).

Это число неизменно. После смерти и

воздаяния за грехи душа сама выбирает себе будущую жизнь, правда,

попадая в тело она это забывает. Душивселяются как в тела людей, так

ив тела животных и растений в зависимости от того, насколько разумной

части души удалось победить низшие.

А) Душа неделима, бессмертна, невидима.

Тело — смертно, делимо, видимо. Утверждается возможностьсвободы– в душе, разуме – против фатализма Демокрита.

Б) В душе выделяются составляющие,уровни, части: худшее – лучшее, господствующее – подчиненное,разумное– неразумное.

4 стр., 1818 слов

Р. Декарт о рефлексе.Понятие души по Декарту

... 4. Принцип психофизического взаимодействия в учении Декарта Уже в античной философии обсуждались проблемы соотношения души как субъекта психических процессов и тела. Но автором психофизической проблемы (т.е. ... он отвел исключительную роль в такому методу, как дедукция, или дедуктивной форме доказательства изложения. Метод, по мнению Декарта, превращает познание в организованную деятельность, ...

Алогон– неразумное,иррациональноеначало в душе.

В) В неразумнойдуше выделяется 2.Благороднаячасть (хар-ка — пылкость) и

3. Неблагородная(хар-ки – стремление к наслаждению, богатству, жадность).

Эта часть души – раб тела.

Образ колесницы— (см. в Учебниках)

Итак – выделяется 3 уровня души: 1. Разумная, 2. Благородная, 3. Неблагородная (вожделеющая).

1. Разумная душа (стремление к истине и красоте. (Калокагатия – единство истины и красоты)).

2. Благородная (пылкость) — для нее хар-ны:

а. Стремление к почестям, власти

б. Благородные чувства — ч-во долга, нравственности, ответственности,стремление кслужению(высшему, государству)/

3. Неблагородная(жадность) — стремление кнаслаждению и богатству. Вожделеющая часть души – раб тела. Препятствует реализации высшего. Соответствует (Id) Оно по Фрейду.

Уровням души соот-вуют 3 вида благ, ценностей:

Мудрость. 2. Почести. 3. Деньги

3 типа личностей:

1. Философы. 2. Честолюбцы. 3. Корыстолюбцы

3 соц. класса:

1. Правители-мудрецы. 2. Стражники, воины. 3. Люди физического труда (крестьяне, ремесленники + торговцы)

В алогоне – пребывает дюмодейес– демон, ангел-хранитель. Он направляет человека, подсказывает.

5) Платон верит в Метемпсихоз – реинкарнацию,перерождениедуши после смерти тела.

6) Теория познаниясвязана с идеейМетемпсихоза.

Души=идеи первоначально

находились в идеальном мире и созерцали сущности=идеи всех

предметов. Попав в материальные тела, они все забыли. Отсюда, по

Платону, знание есть не что иное как припоминание того, что они

созерцали ранее.

Душа после смерти тела пребывает в потустороннем мире.Душа = Колесницес 2-мя конями (См. Уч-к)

Душа там соприкасается с абсолютными идеями, которые на нейотпечатываются. Душавоплощается в телос уже готовымитрансцендентальными(априорными, врожденными, абсолютными) идеями.

Но, воплощаясь в тело, она забываетабсол. идеи.

Задача – чтобы их припомнить. Припоминаниеанамнезис(греч.).

Факторы, стимулирующие припоминание:

Соприкосновение с земной красотой. (Хоть она и жалкий отзвук красоты трансцендентной).

Состояние божественного экстаза, исступления, неистовства, состояния пифии (пророчицы).

Логическая диалектика Сократа (См.).

Искусство задавать вопросы.

Именно поэтому Платон столь парадоксально

трактует смерть как благо– особенно для философа, стремящегося познать сущее.

7) Эрос– бог любви –движущая сила мира. Любовь – желание блага и счастья другому. Это стремление к вечному, к бессмертию. Это «переход от небытия к бытию». Любовь –пронизывает мир. Она заставляет: вещиподражать абс. Идеям, души – стремиться вернуться в высший мир.

2 вида любви(2 Афродиты): 1.Телесная. Для больш-ва стремление к вечному, бессмертию – в продолжении рода (в зачатии и рождении).

2. Любовь духовная – в стремлении к прекрасному.

8) Мышление–диалогично.Это внутренний диалог, столкновение разных точек зрения.

3 стр., 1215 слов

Существует ли у человека Душа? — философско-критическое ...

... воспринима-лись как впечатления души, покидающей тело и обретающей независимое существование. Впервые положение о неотделимости души от тела выдвинул Аристотель, согласно коему душа у человека выступает в ... Проблема бессознательного. - М.: Канон, 1968. - 345 с. 4. Васильев В.В. УЧЕНИЕ О ДУШЕ В МЕТАФИЗИКЕ XVIII ВЕКА (учебное пособие), 2000: community/staff/vasiliev/Mono1/intr.htm 5. Введение в ...

9)

Социальная философия.Платон – первый философ, создавший

социальную утопию. Его интересовали условия возникновения и

построения справедливого – идеального государства. Ко всем

существующим он относился отрицательно. Платон резко критикует

олигархию (власть богатых), тимократию (власть военных), тиранию

и демократию («безумие большинства»), которая как правило,

вырождается в тиранию. Он предлагает свой образец совершенного

государства. Философ основывает свое учение о государстве на учении

о структуре души человека. «Государство подобно человеку и человек

подобен государству». Подобно тому как в душе три части, так и в

государстве должно быть три группы граждан, три сословия. Разумной

части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать

сословие правителей – философов; страстной части, добродетель

которой в мужестве – сословие воинов, воспитанных в дисциплине;

низменной, вожделеющей части души – сословие земледельцев и

ремесленников. Каждое сословие должно быть ограничено

выполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства

в дела других. Именно в этом и заключается справедливость по Платону.

Каждый занят своим делом и действия всех граждан подчинены общему

благу, выразителем которого является государство. Философ пытается

предложить модель не только справедливого, но и гармоничного

общества. Источником противоположных интересов, подрывающих

единство общества, он первый в истории общественной мысли называет

частную собственность. Поэтому ни философы-правители, ни стражи

не имеют право иметь частную собственность (земледельцы и

ремесленники лишь в небольшой степени).

Лишены они также семей и

детей, воспитанием которых занимается государство. Государство

Платона построено по жесткому кастовому принципу, переход из

одного сословия в другой невозможен. Это государство в котором

интересы личности подчинены интересам общества, человек лишен

свободы выбора (это недостаток также всех последующих утопий).

Философия аристотеля

Ученик Платона Аристотель выступил с критикой своего

учителя. Ошибка Платона, с его точки зрения, состояла в том, что он

оторвал «мир идей» от реального мира. Сущность предмета в самом

предмете, а не вне него. Нет и мира «чистых идей», существуют

только единичные и конкретно определенные предметы. Сущность

предмета и причина его заключена в форме, которая неотделима от вещи.

1) Учение о ЧЕТЫРЕХ ПЕРВОНАЧАЛАХ. Дает ответ на вопрос: «Почему существующее существует?» Выделяетсячетыре первоначала.

1. Материальная причина.Материянеможет бытьсущностью. (Как и «форма», «материя» — латинское слово, не известное Аристотелю. Он употреблял здесь греческое слово «хюлэ», означавшего: лес, дрова, необработанный материал; тема, предмет исследования; осадок и, наконец, материя в самом общем смысле).

Материя двояка. Во-первых, она — бесформенноеинеопределенноевещество. Во-вторых, материя это «то, из чего вещь возникает и состоит». Материянепозна­ваема. Онапассивна, безжизненна, неспособна сама по себе из себя ничего породить. (По неопределенности похожа на апейрон Анаксимандра.) Материя вечна. Она подобна бесформенной и темнойглине. Дается ответ на вопрос: «Из чего

12 стр., 5654 слов

61. Проблема человека. Многообразие концепций

... большую власть над конкретными формами и условиями проявлений природных закономерностей. Умело сочетая не зависящие от них “природные стихии”, люди могут устремляться от одной ... поведения. К школам и течениям, разрабатывающим натуралистическую сторону сущности и существования человека, можно также отнести социобиологию, неосоциал-дарвинизм, генетический детерминизм, антропо-этологию, экологическую ...

2. Формальная причина.Форма — не качество, не количество, не отношение, а то, что составляет «сутьбытия» вещи, без чего ее нет.

Они не сотвореныБогом: «форму никто не создает и не производит». Они существуют сами по себе и, будучи внесенными в ма­терию, творят вещи. К тому же в материю их в конечном счете вносит бог. Дается ответ на вопрос: «Что есть?». Каждая вещь слагается из активной формы и пассивной материи. Здесь Аристотель близок своему учителю Платону.

Материя и форма— два вечных начала. Не возникают и не уничтожаются. Все, что существует в природе, состоит из материи и формы. Вещь возникает в результате того, что в мате­рию вносится форма. Материя –возможность(дюнамис).

Форма —действительность(энергейя).

Глина соединяется с формой, и получается амфора. Онинеотделимы. Действительность идет впереди возможности. Отдаетсяприоритет формеперед материей.

Форма – ключевое понятие Аристотеля. Именно форма делает

предмет тем, чем он является. Бронзовый шар и бронзовая статуя едины

поматерии, но различны поформе. Материя– это возможность бытия,

а форма есть осуществление этой возможности, действительность.

Единичное бытие (предмет) есть соединение двух причин бытия:

формальной и материальной.

Их соотношение подобно единству тела (материя) идуши.Душа подобна формев отношении тела. Душа – высшаяфункция тела.

3.Целевая причина. Дается тем самым ответ на вопрос: «Ради чего?». Все процессы, особенно в живой природе, обладают целью. Развитие есть осуществление цели. Все процессы обладают целенаправленностью и потенциальной завершенностью. Яйцо имеет и осуществляет цель, но не осознает её. Так же и человек – в отношении смысла жизни, который носит трансцендентный характер, хотя и реализуется человеком. Аристотелевское учение телеологично.Телеология– учение о целях (телеос (греч.) – цель).

Телеология теологична: Бог есть квинтэссенция всех возможных целей – природных, социальных, духовных. Душа, проецируя цели и ценности, движет телом.

«Осуществление» цели и реализация формы есть энтелехия.Душакак единство формы и цели являет собойэнтелехию. Препятствия в осуществлении высших функций и целей – основа психопатологии («метапатологии» А.Маслоу).

Неврозы – следствие потери смысла жизни (В.Франкл как основатель логотерапии)…

4. Движущая причина.Дается тем самым ответ на вопрос: «Откуда начало движения?». Движение понимается механистически, оно – результат внешнего воздействия одного тела на другое. Выстраивается «дурная бесконечность» цепи причинно-следственных отношений. Она обрывается понятием Бога, пребывающего вне времени и пространства, вносящего в мир перводвижение. Хотя сам он неподвижен, являет собой сферу – идеальную форму.

Всего их 4:

формальная, — сущность вещи;

материальная – субстрат вещи;

действующая – то, что приводит в движение и обуславливает

изменение;

целевая – во имя чего совершается действие.

2) БОГ у Аристотеля лишен материального,

* Бытие по Аристотелю иерархичнои выражается оно в

иерархичности форм. Поднимаясь по лестнице форм значение материи

ослабевает, а формы возрастает. Форма неживых предметов –

растительная форма — животная – форма (душа) человека – Бог (как

чистая форма освобожденная от материи вообще).

* Бог Аристотеля –

совершенный Ум, источник всякого движения– Перводвигатель, хотя

он сам неподвижен, вечен, не имеет истории, бесстрастен и не

принимает участия в делах людей. Бог– как абсолютное совершенство,

та целевая, конечная причина, которая влечет к себе весь мир.

Он есть: 1. формаформ (действительность, Бытие), 2.цельцелей (смысл жизни), 3. первотолчек,перводвигатель, 4.сущностьсущностей. Что соответствует христианской теологии. Он не изменяется, имеет идеальную – круглую, мандальную — форму.

3) Учение о душе

1. Определение души.В трактате «О душе» Аристотель оп­ределяет душу через понятия — сущности, формы, возможности, сути бытия, энтелехии. Душой обла­дает только естественное, а не искусственное тело (стул души не имеет).

Душа есть форма естественного тела, обладающего в воз­можности жизнью. Жизнь есть реализация возможностей и целей. Душа есть энтелехия тела.

2. Виды души.Выделяетсятри видадуши. Душа есть везде, где есть жизнь. Одушевленное отличается от неодушевленного наличием жизни. Виды души – одновременно ступени её развития. Утверждается генетический, эволюционный подход, принцип развития: высшее возникает на основе низшего.

а) Растительная душа. Объединяет человека и растение. Функции:пита­ние, рост, размножение, способность к закату (естественный цикл живого).

Способность к питанию,усвоению внешнеговещества — критерий растительной ду­ши. Растения воспринимают воздействие среды вместе с материей. Этопсихофизиологическийуровень, уровеньбессознательного. Проявление её: обмен веществ; ранку на коже заметили через неделю – а она уже заросла. Она обладает способностью размножаться и осуществлять обмен веществ.

б) Животная душа. Функции:осязание,ощущения, чувства, восприятие, память, аффекты. Ощущение – уподобление внешнему объекту, усвоение формы ощущаемого без его материи. Обладает способностью восприни­мать формы с помощью ощущений. Способность к ощущению влечет за собой удовольствие и неудовольствие, приятное и неприятное, а тем самым желание приятного истремлениек нему (и избегание неприятного).

Животные обладают не только жи­вотной, но и растительной душой.

в) Разумная душа. Совсем немного существ обладаетволей, способностью рассуждения иразмышления. Люди обладают как животной, так и растительной ду­шой. Бог обладает лишь разумной душой. Человек—и растение, и животное. Бог—только бог. Разум в максиме развития – проявление божественного, он не связан с телесным и внешним. В этом измерении он бессмертен, может быть отделен от тела, после смерти тела сливается со вселенским разумом.

Так обра­зуется лестница живых существв психологическом аспекте.

3. Душа и тело.Душанеот­делима от тела. Она принадлежит телу, которое не безразлично душе. Душе не безразлично, в каком теле она пребывает. Аристотельотвергаеторфико-пифагорейское(и платоновское) учение опереселениях душ. Все живые тела — орудия души и существуют ради души. Душа есть причина как цель и как сущность одушевленных тел. Но все это относится лишь к растительной и животной душам.

4. Состояния души связаны с телом. Душа ничего не испытывает без тела и не действует без него, например, при гневе, отваге, желании, ощущениях.Все состояния души связаны с телом: негодование, кротость, страх, сострадание, радость, любовь и отвращение. Вместе с этими состояниями души меняется и состояние тела. Эмоции— функции не только души, но и тела. Если тело не придет в воз­буждение, то несчастье не вызовет эмоции. Люди часто «каменеют», дабы защититься от страдания. Состояния души имеют свою основу в материи, в состоянии тела.

5. Ум не соединен с телом. Некоторые части души могут быть отделимы от тела. Если способность ощущения невозможна без тела, то ум существует отдельно от него, как вечное — отдельно от преходящего. Аристотель не находит доказательств того, что ум соединен с телом. Аристотель утверждает, что ум не имеет своего органа (хотя пифагореец Алкмеон задолго до Аристотеля нашел орган мышле­ния в мозге).

5) Принцип ОРГАНИЗАЦИИ (системности, структурности).

Организация – упорядоченное целое для решения определенной задачи. Часть связана с целым.Все функции – телесные и психические – взаимосвязаны. “Если бы глаз был живым сущнством, то его душой было бы зрение”. Зрение – это функция, связанная с душой и телом.Душа – функция, связанная с телом и его функциями. Др. уровни проявления П.О.: личность и общество, душа и тело, функции в душе и функции в теле, телесные функции связаны с душой (психические – с телом).

Учение о душе. 1) Душа связана с телом.Душа не существует вне тела. Онаделает тело живым, этопричина функций тела(развитие, дыхание, чувства, мышление).

Отсутствие души делает тело трупом. Действует не душа, а тело одушевленное. Не душа, а человекблагодаря душедумает, сочувствует. Душа не существует вне тела и не является им. Отделить от тела нельзя. Сказать: «душа гневается» все равно, что «душа строит дом». Это не сущность, а способ организации живого тела.

2) Душа – проецирует целиактивности тела. Животное стремится стать более совершенным и адаптированным животным. Органы тела – орудия души, существуют ради неё. Цель – развитие тела, развитие души.Телеологизм (телос (с греч.)- цель ). Все функции (ум и пр.) – ради чего-то. Существует цель. Препятствия в её осуществлении ведут к психопатологии.

3) Душа – форма, суть, причина ицельдействий, т.е.энтелехия.

4) Носитель души – пневма. Она бестелесна, но существует в крови. Орган души –сердце. Мозг, подобно радиатору, выполняет вспомогательную функцию –охлаждаеткровь.

5) Душа едина. Существуют не части души (Платон), а уровни, функции.

(6) Интеллект– в 2-х формах: 1) Теоретической (академической) и 2) Практической (эффективен в достижении конкретных вещей и ценностей)

4) ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ Начало познания–ОЩУЩЕНИЯ, сенсорный опыт. Позиция эмпиризма, в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений. А. сравнивает ощущения с оттиском на воске, онопассивно. Это уподобление внешнему. Органы чувств воспринимают предметы без материи, сенсорное восприятие дает копию пред­метов, но такая копия не ма­териальна. Она напоминает отпечаток перстня без железа или золота. «Чувственное», сенсорное знание адекватно и объективно. Благодаря ему мы воспринимаем свойства тел. Зрение дает восприя­тие цветов. (Но есть общие свойства — величина, число, единство, движение, покой,— которые воспринимаются всеми орга­нами чувств, особого органа для их восприятия нет).

Мыпознаем толькоформупредмета, но не материальный субстрат, не атомы (как полагал Демокрит).

Хотяощущения дают нам знаниетолькоединичного, в нем потенци­ально содержится и знаниеобщего. Опыт — основа знания, но еще не само знание. Опыт обобщается разумом, наукой, тем самым постигается общее. Выявляются законы.

5) Учение о КАТАРСИСЕ.Трагедияпосредством стра­ха и сострадания очищает душуот аффектов и неврозов. Страх вызывается в зрителе такой ситуацией, когда трагический герой не очень превосходит зрителя, ибо страх зрителя—это страх за подобного себе. Сострадание испыты­вается не из-за порочности героя, а из-за «большой ошибки». Страх (трепет) и со­страдание—только путем отождествления себя с героем. Зритель получает удовольствие— от сострадания и страха. Это очищающее действие трагедии называется катарсис. Терапевтическая процедура в психоанализе З.Фрейда носит катарсический характер.

6) ЛИЧНОСТЬ и ОБЩЕСТВО. Личность социальна. Люди от природы равны. При этом А. защищал необходимость рабовладения. Раб понимался как «говорящее орудие труда».

Утверждается зависимость человека, индивида от общества,первенство, главенство государства (общества) над индивидом.Первенствогосударства – благо государства (целого) выше блага отдельного человека.

Человек – «политическое животное». Если человек чувствует себя независимым, то он — или животное (скотина), или Бог (ангел).

«Политическое» — от слова «полис» — город государство.«Политика»— деятельность в осуществлении«Царства Божьего на земле», среднего материального достатка и справедливости. Человеку присуща инстинктивная устремленность к “совместному сожительству”, обусловленная “сознанием ей пользы”. Отождествляягосударствос обществом, Аристотель рассматривает его как большуюсемью(= Конфуцию).

Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем свободным гражданам. Счастье есть “хорошая жизнь”. “Счастлив тот, кто “волен”. Государство существует для «лучшего существования».

7) МОРАЛЬ Аристотель – один из родоначальников этики. Его принципы. а) Избегание крайностей,Умеренность, принцип золотой середины. Роскошь, власть, богатства – и бедность – крайности, которых следует избегать.

б) Сократ основания нравственности искал в “душе” человека, Платон — в мире абсолютных идей. Аристотель основы нравственности искал в социуме. Изолированный от общества индивид не может быть нравственным. Только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным. Добродетель, нравственность – это то, чтосоответствую законам. Всякий, кто нарушает закон — несправедлив.

Цель человеческой жизни – счастье (это общая установка

для античной философии. Счастье, по Аристотелю, заключается не в

материальном богатстве, не в наслаждении, и ни в одной добродетели,

а в разумной деятельности в согласии с добродетелью. Необходимо

реализовать в действительности то, что заложено в нем потенциально.

Центральное понятие этики Аристотеля – понятие середины.

Добродетель – середина между излишеством и недостатком

(«ничего слишком»).

Великодушие есть середина между тщеславием и

малодушием, мужество – между безрассудной отвагой и трусостью,

щедрость– междурасточительностью и скупостью. Философ особенно

высоко ценит такие добродетели как: разумная мудрость, практическая

мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость,

правдивость, дружелюбие, любезность.

Политология.Так же как и Платон, Аристотель делит формы

государства на правильные (когда достигается польза для всех) – это

полития, монархия и аристократия; и неправильные (польза для

некоторых)– тирания, олигархия и демократия. Хорошими он считает

формы, при которых исключена возможность корыстного

использования власти, а сама власть служит обществу в целом – это

монархия, аристократия и «полития», т.е. власть среднего класса.

Аристотель полагает, что и для государственного правления (как и в

этике) «умеренное и среднее наилучшее», т.е именно среднее сословие,

владеющее умеренной собственностью и устанавливают наилучшую

форму правления. В отличие от Платона, Аристотель – защитник

частной собственности. Он говорит о том, что «одна мысль» о

собственности доставляет несказанное удовольствие», отмена ее ничего

не даст, так как «общее дело все сваливают друг на друга. Причина

несправедливости общества состоит в нежелании управляющих

действовать в интересах общего блага. Именно служение общемублагу

является критерием правильных форм.

5.Философия эпохи эллинизма и Древнего мира. Киники

Учение Эпикура и его жизненные идеалы. Этическая концепция

стоиков. Скептицизм.

ЭПИКУР

Эпикур (ок. 342 — 270 гг. до н. э.) – родоначальник эпикурейства. Философия может сделать лю­дей счастливыми, гармоничными, лишенными страхов. Основное внимание уделялось этике.

Представитель атомистического материализма, атеизма

и сенсуализма. Учился у Демокрита. Был главой организованной им

школы – «сад Эпикура». Основной задачей философии Эпикур считал

создание этики – учения о поведении, приводящем к счастью. Этика

должна опираться на физику, включающую в себя учение о человеке,

физика – на теорию познания.

1) Проблема свободы. Эпикур развивает атомистику Демокрита. По Демокриту, атомы движутся прямолинейно, одинаково во всех направлениях. Их движение детерминировано. По Эпикуру, они могут отклоняться от прямолинейного движения в следствии самодвижения и случайных столкновений.

Философ выдвигает идею самодвижения атомов. Как человек

способен к свободным действиям, так и атомы – к самопроизвольным

отклонениям. Существует внутренний, а не внешний (как полагал

Демокрит) источник движения атома – его собственная тяжесть. При

движении (условием которого является наличие пустоты) атомы

отклоняются от прямогопути на небольшой угол и начинают описывать

кривые, касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в

результате чего возникает предметный мир.

Эпикур отрицал фатализм Демокрита: отклонение атомов есть физическое обоснование свободы человека. Человеческое поведение детерминировано, но в определенных границах оно свободно. Его основой является многопричинность. Концепция индетерминизма. Человек может менять свою деятельность, судьбу.

2) Теория познания.Эпикур, как и Демокрит, являетсясенсуалистом. Только ощущения истинны, адекватны действительности. Ощущения — основа познания и критерий истины. Критерии истины — чувства удовольствия и неудовольствия, страдания.

Все, что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не

обманывают. Ошибки возникают вследствие неправильной оценки того

о чем, свидетельствуют органы чувств; сами же органы чувств не судят

и поэтому не могут ошибаться. Восприятие– единственный критерий

истины. Деятельность логического мышления– обобщение, индукция.

3) Этика. Человек стремится к удовольствиям и избегает неудовольствия. Человек обречен на свободу выбора своих действий Все, что определяет положительные чувства – нравственно.

Согласно философу, критерий счастья– в чувстве удовольствия.

Благо есть все то, что порождает удовольствие, зло– то, что порождает

страдание. Философ различает три вида удовольствия:1) природные и

необходимые для жизни; 2) природные, но для жизни не необходимые;

3) не необходимые для жизни и не природные. Мудрец стремится только

к первым и воздерживается от всех остальных. Результат такого

воздержания– полная невозмутимость, или безмятежность, которая и

есть счастьефилософа (т.о. эпикуреизм– это воздержанность и аскетизм,

а отнюдь не без удержанное увлечение материальными

удовольствиями!)

4) ЭпикурействоСчастьечеловека — в получении удовольствия. Но удовлетворение телесных потребностей необходимодля душевной гармонии. Цель жизни –атараксия, спокойствие и безмятежность души. “Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно”. Вершина удовольствия — наслаждение духа (литература, искусство и т.д.), а не блага физиологические, этоотсутствие физического страдания. (“Когда мы говорим, что благо — наслаждение, это не указание на обжор и лентяев, ветреников и прощелыг… говорим и указываем на отсутствие телесного страдания, беспокойства. Это не непрерывные празднества, не томления дев, не все то, чем изобильный стол нас искушает, но обсуждение, доискивающееся последних причин каждого выбора и отказа, которое разоблачает все фальшивые мнения, в коих все душевные треволнения исходят”).

СТРАХИ

Безмятежному состоянию души препятствуют: во-первых, страх

перед вмешательством богов в человеческую жизнь; во-вторых, страх

перед смертью и загробным миром. Эпикур доказывает

несостоятельность этих страхов. Боги не страшны: они не способны

вмешиваться в человеческую жизнь, потому что живут не в нашем

мире, а в промежутке между мирами. Загробного мира не существует:

душа смертна и есть лишь временное соединение атомов – это во-

первых, во-вторых, смерть и жизнь никогда не встречаются: пока мы

живы, смерти нет, а когда мы мертвы, то нет жизни. Жизнь

Эпикура – это жизнь мудреца, следующего принципам своей

философии.

Скептицизм. Основатель – Пиррон. Философ стремится к

счастью, которое состоит в невозмутимости и отсутствии страданий,

безмятежности – атараксии.

Суть вещей познать невозможно, поэтому мы не можем говорить

ни о прекрасном, ни о безобразном, ни о справедливом, ни о

несправедливом. Всякому нашему утверждению о предмете или

явлении может быть с равным правом и равной силой

противопоставлено противоречащее ему утверждение. Отсюда вывод:

воздерживаться от каких-либо суждений о чем-либо. Это тоже

проявление атараксии.

Стоицизм.Учение стоиков просуществовало более 6 веков. Это

говорит о востребованности их взглядов на протяжении всего периода

античности. Представители: Зенон Китионский, Посидоний, Панеций,

Марк Аврелий, Сенека.

Согласно стоикам, человек не рожден для наслаждений. Жизнь

полна страданий и катастроф, и человек всегда должен быть готовым к

ним. Поэтому мудрецу присущи умеренность, мужественность,

рассудительность и справедливость. Это — основные добродетели

перед лицом всемогущей Судьбы. Все в мире предопределено,

происходит с необходимостью и подчиняется этой необходимости

(року, судьбе).

Человек должен подчиняться необходимости

сознательно – этим ограничивается стоическая свобода. «Судьба

согласного с ней ведет, противящегося тащит». Покорность,

выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод есть высшее

проявление свободы: если все предопределено, если ничего нельзя в

мире изменить, то высшие свобода и достоинство человека могут

заключаться только в стойкости и непротивлении злу.

Ключевые понятия и слова: вода, воздух, огонь, атом, идея

(эйдос), форма, идеальное государство, тимократия, олигархия,

полития, апатия, атараксия, мудрец, космополитизм, этика.

Контрольныезадания ивопросы:

1. Какие периоды выделяются в античной философии?

2. Что понимал под атомом Демокрит?

3. Объясните значение понятия «майевтика» в философии

Сократа.

4. Чем онтология Платона отличается от онтологииАристотеля?

5. Какое ключевое понятие в этикеАристотеля?

6. Правильным ли является утверждение, что эпикуреизм

предполагает

стремление к чувственным наслаждениям?

7. Может ли человек изменить свою жизнь, согласно стоикам?