Взгляды различных философов о душе

Содержание

Введение…………………………………………………………………2

1. Общее представление о душе…………………………………………………..4

2. Возникновение и развитие понятия души………………………………….5

3. Аристотель и его представления о душе…………………………………… 9

Заключение…………………………………………………………………………………114 Список использованной литературы …………………………………………….15

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая тема привлекла моё внимание тем, что вопрос о душе (ее понятии и существовании вообще) довольно неоднозначный. В различные времена существовали разнообразные философские взгляды на данный вопрос. В своём реферате я приведу примеры взглядов разных философов на данную проблему. По представлениям многих из них человек имеет душу, но когда разговор заходит о свойствах и качествах души, мнения расходятся.

Отношением к понятию о душе определялся общий характер любого философского утверждения: не кому из великих мыслителей не удалось обойти данную проблему в своих исканиях – будь то психологических, нравственных, эстетических, гносеологических. Некогда студенты большого числа университетов, желая с первой лекции понять уровень культуры профессора, кричали ему: «Говорите нам о душе!».

И. Кант в своей лекции о душе выдвигает такой тезис:

«Душа выглядит как простая субстанция. Но можно ли утверждать, что она занимает место в пространстве? Но возможно ли представить 1 кубический дюйм души? И в каком месте тела человека располагается его душа? Значит ли это, что души бестелесны? Может быть, у них особые, органические тела? Как иначе они могли бы присутствовать и действовать во Вселенной? Ведь существует же сила магнетизма, материальная, но при этом невидимая. Пока можно сделать только один вывод: душа обладает внутренней природой, известная нам из факта сознания, что касается внешней ее природы, то об этом нам ничего не известно.

11 стр., 5150 слов

Взгляды А.В. Запорожца в вопросах проблемы обучения и воспитания

Взгляды А.В. Запорожца в вопросах проблемы обучения и воспитания 1. Творческий путь А.В. Запорожца 1.1 Этапы жизненного пути А.В. Запорожца Александр Владимирович Запорожец родился 12 сентября 1905 года в Киеве в небогатой семье. Было бы, однако, неверно, заключить, будто происходил он из рода обывателей, скорее напротив - мятежников и бунтарей. Дед Запорожца по отцовской линии, ветеран Крымской ...

Еще проблема: сохраняет ли душа свое бытие после смерти тела? Вполне допустимо».

Конечно, в пределах одного реферата не предоставляется возможность получить ответ на вопрос о душе достаточно глубоко, поэтому я предпочитаю обратить своё внимание на более важные, на мой взгляд, аспекты.

Цель данного реферата дать чёткое определение понятию душа человека и понять её роль для человека.

Задачей настоящего реферата является изучение взглядов различных философов о душе. Исходя из цели и задачи настоящий реферат можно считать актуальным.

1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДУШЕ

Душа от (лат. anima) – определение, выражавшее исторически меняющиеся взгляды на психику, внутренний мир человека и животных; в религии и идеалистической философии и психологии – понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Наука определяет душу как необычный внутренний мир человека, а не нечто существующее как бы над и за пределами его разума. Душа каждого человека – сугубо индивидуальный феномен, она составляет и выражает собой уникальные особенности конкретной личности. Но, несмотря на всю особенность души каждой личности, можно рассуждать обобщенно о человеческой душе вообще.

Душа не есть нечто пребывающее в покое, скорее, наоборот, это – нечто постоянно беспокойное, деятельное. Можно даже утверждать, что душа в каждое время есть нечто само от себя отличающееся. Душа – это не что-то готовое до своего проявления, не какое-то, как утверждает Гегель, «за горой явление прячущееся существо, но такое, которое имеет подлинную действительность только в результате конкретных форм своего необходимого самообнаружения». Душа есть нечто внутреннее, связанное с телом, образующее с ним единое цельное – живой организм человека. Душа без тела не была бы живой земной душой, также и наоборот. Когда душа покидает тело, то оно никнет. Тело человека само по себе не имеет самодостаточной силы жизни: оно «получает» ее животворящей силой души.

7 стр., 3121 слов

Связь души с телом

... . Что дух может иметь существование отдельно от души и тела, доказывается также передачей по наследству духовных свойств ... и притом совершенно одинаковое. Если двое нормальных, разумных людей точно описывают одно и то же видение, одновременно ... всегда обладает теми трансцендентальными способностями, которые у обыкновенных людей проявляются только в состоянии сомнамбулизма. Чрезвычайно важные выводы ...

Но, в то же время, бесспорно, что душа находится в теле, она осуществляется в теле, и тело есть предел ее существования. Без души не существовало бы организованного живого тела: когда организм лишается души, он становится мертвым, он, разлагаясь, теряет свою живую организованность; из всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что душа прежде всего является животворящей основой. Наличие у нас души есть, таким образом, абсолютное условие нашего бытия, самый главный принцип нашей жизни. Когда душа как бы светится подобно лучам, сознание и самосознание, наше тело держится в необходимой форме, однако достаточно даже несколько секунд потери сознания, и человек падает в обморок.

При рассмотрении души ни психология, ни философия не могут обойтись без рассмотрения связи духовного мира человека с его телесностью, прежде всего с мозгом: духовное вообще не существует за гранью телесного. Душа, таким образом, физически организованного человека, то есть его определенной телесности, выражает себя в его реальном виде. Видимость телесного облика есть лишь внешнее выражение нашей души. Человек есть душевно-телесное, психофизическое существо, или иначе: человек есть одушевленное тело или телесно воплощенная душа.

Душа приобретает форму индивидуального субъекта, что выражается в особенностях темперамента, характера, таланта и других предрасположений. Души каждого из людей отличаются друг от друга бесконечным множеством модификаций. Своеобразие душевного склада человека обладает неповторимыми чертами, чем и определяется уникальность личности.

К области души можно отнести чувства, эмоции, извне возникшие законы морали, нравственность. Отдельными элементами можно считать интуицию (так называемое шестое чувство) а так же инсайт (озарение извне).

Душа, разные ее свойства, сознание, есть функция человеческого мозга.

Некоторые ученые уверенно утверждают, что душа, находясь в связке с работой человеческого мозга, обладает вместе с тем и своим специфическим материальным облачением в тончайшую «ткань» биополя, ауры, что придает ей относительно самостоятельное бытие, на чем издревле основывается допущение бессмертия души. Однако прямых доказательств взаимосвязи свечения «ауры» и души они не предоставляют.

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ ДУШИ

Появление определения души связано с анимистическими взглядами первобытных людей. Душа четко не отделяется от тела. Данные взгляды сформировались в следствие донаучного, примитивно-материалистического пояснения явлений жизнедеятельности и сознания, в том числе таких, как сон, смерть, обморок и т.д. Не обладая средствами причинного пояснения похожих явлений, первобытный человек принимал их непосредственно воспринимаемую видимость за действительную сущность. Так, сновидения представлялись впечатлениями души, покидающей во сне тело и путешествующей по миру. Так как отсутствовало понимание смерти как окончательного этапа жизненного процесса, то она воспринималась в качестве разновидности сна, когда душа по каким-либо причинам не возвращается в тело. Первобытный человек осмыслял эти явления путем переноса на них свойств и особенностей живого индивида и групп. Душа – двойник человека; ее потребности и привычки, условия существования те же, что и у живых людей. Души умерших составляют такие же группы, как и живые люди, с теми же занятиями и социальным укладом. Группы живых людей и души мертвых взаимозависимы, их связь – материальная, хозяйственная. Представления об этой «зависимости» от души как индивида, так и общества, объяснены бессилием дикаря перед природой, образовали культовое отношение к душе – первоначальную форму религии.

8 стр., 3707 слов

Ильенков.К+понятию+тело+человека,+человеческое+тело

К понятию «тело человека», «человеческое тело» Э.В. Ильенков Нельзя его представлять (держать в воображении как предпосылку рассуждений, вербализованного образа, «понятия») в качестве биологически оформленного организма, как тело особи биологического вида «Homo sapiens», тела, органами коего являются генетически-запрограммированные органы, и только (мозг, руки, ноги, зубы и пр.). По отношению к ...

В последующем врезультате развития общества, с дифференциацией планирования и исполнения, физического труда и «духовных сил производства», с возникновением классового общества и формированием абстрагирующей способности человека появились идеи о вне материальной природе души. Вместе с тем прежние анимистические мифологические взгляды начинают уступать место попыткам пояснения души с точки зрения натурфилософской картины мира. У философов Фалеса, Анаксимена и Гераклита душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (воды, воздуха, огня).

Последовательное проведение данной идеи приводит их к заключению о всеобщей одушевленности материи (гилозоизм) – своеобразной форме материализма. Фалес предполагал, что душа разлита во всем сущем, и рассматривал душу как нечто спонтанно-активное. Гераклита считают ярким представителем религиозного движения своего века. Он поддерживал идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни.

16 стр., 7890 слов

Понятие души в современной философии и психологии

... Фактически этим он отождествил коллективное бессознательное с представлением о структуре мировой души, изображаемой моделью мира по Птолемею. Аналогии между семью планетарными сферами трансфизического ... телесное, психофизическое существо, или иначе: человек есть одушевленное тело или телесно воплощенная душа. Душа приобретает форму индивидуального субъекта, что выражается в особенностях темперамента ...

Результатом формирования данных материалистических идей у атомистов Левкиппа, Демокрита, Эпикура и Лукреция считается объяснение души как материального оживотворяющего тело органа, руководимого также материальным началом – духом, или, по другому говоря, разумом, несущим функцию руководства всем процессом жизни. Душа человека, согласно атомистам, состоит из мельчайших, шаровидных, огнеподобных, постоянно мятущихся атомов; имея внутреннюю энергию, её можно считать причиной движения живых существ. Атомизм Левкиппа-Демокрита не получил должной оценки, между тем как он составляет одно из величайших учений, до которых дошло глубокомыслие человечества (теория атома).

Данной материалистической концепции души в античности противостояла ее идеалистическая интерпретация – теория божественного появления души (Эмпедокл, пифагорейцы, Платон).

Пифагорейцы представляли себе душу как начало, воплощающее гармонию частей тела. Соответственно своей теории чисел они рассматривали эту гармонию как особенную бессмертную сущность, вносимую в тело. В то же время у пифагорейцев имеются и наивно-материалистические взгляды о душе как о пылинках солнца и фантастические взгляды о повторении макрокосма в микрокосме. Пифагор утверждал, что душа бессмертна. Ему принадлежит также идея перевоплощения душ. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через некоторые промежутки времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других, животворящих их телесность.

Сократ исходил из того, что все появляется из противоположного, значит и душа из здешнего мира переходит в загробный, а из загробного возвращается в здешний; о бессмертии души можно говорить и потому, что бессмертен ее объект – идеи. Сократ считал, что душа есть сам принцип жизни, бессмертный, а поэтому неуничтожимый. После смерти душа попадает в Ад и обретает заслуженное обиталище.

В эпоху эллинизма в философии, в решении проблемы души в частности, усиливаются идеалистические тенденции в прямой связи с разработкой системы христианского монотеизма. Идеалистический характер религиозных концепций души связан с идеей единого бога-творца. Оставаясь индивидуальной животворящей основой, душа проецируется на бога в понятии божественной мировой животворной силы- духа, и объясняется как производное последнего. Именно в такой трактовке понятие души выступает в идеалистической философии неоплатонизма, а также у средневековых философов. Показательно, что в данных философских структурах мировой разум стоит выше не только индивидуальной, но и мировой души. В конечном итоге формируется идеалистическая теория, согласно которой любое действие, активность, связаны исключительно с силой разума, идеальной по природе.

10 стр., 4675 слов

1. Понятие души в философии

... открытым. 3. Понятие души в религии Христианство Душа есть созданная Богом самостоятельная, бессмертная, личная, разумно-свободная сущность, отличная от тела. Душа человека самостоятельна, поскольку она ... назад сумел доказать наличие у каждого души, неповторимой, подобно отпечаткам пальцев. «Все мировые религии уверены: душа есть у каждого человека, - рассказывал учёный ...

Если во времена античности душа, как и тело, есть реальная частица мира (космоса), то уже в неоплатонизме и агностицизме формируется крайняя мистическая теория истечения (эманации), согласно которой мир представляет собой вытекающие из единого неизреченного бога ступени: мировой разум – мировая душа – индивидуальная душа – материя. Единственная реальность – мистическая духовная первооснова. Например, согласно Плотину, душа узнает Бога только путем «воссоединения» с ним, в состоянии мистического экстаза. Основатель школы неоплатонизма считал душу центральной, выдающейся фигурой всего учения. Душа не есть тело, но зато душа осуществляется в теле и тело есть предел ее существования. Плотин развивал идею действия «мировой души» по всему космосу.

Неоплатоники оставались на стадии орфико-пифагорейского учения о переселении и перевоплощении душ…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема души и тела на всех этапах человеческого формированияя очень бурно обсуждалась философами. Одни считали, что душа и тело взаимосвязаны, и со смертью тела раз и навсегда умирает и душа (Аристотель).

Другие считали, что связь между душой и телом невозможна, что душа может существовать и независимо от тела (Декарт).

Третьи считали, что душа и тело – это психофизический параллелизм: состояния души и тела образуют как бы два параллельных ряда (Бенедикт Спиноза).

В настоящее время эта проблема остается открытой. Возможно, что ученые и философы никогда не разрешат данную проблему в плане того, что не придут к единому мнению. Я считаю, что невозможно сделать однозначные выводы по этому вопросу.

Наверное, проблема души во все времена будет открытой, и каждый человек по этому поводу будет иметь свое собственной мнение.

14 стр., 6695 слов

7.Проблемы субстанционального превоначала в учении Спинозы

... . есть существо, кот. модусу протяжения - телу, соотв модус мышления - душа. С.утверждает параллелизм этих субстанций. В любом ... комбинированию идей, к - е поставляет опыт. Проблема различия объективности определенных чувствено воспринимаемых свойств решается Локком ... достоверности и границах человеческого знания. Решение его, считал он, послужит надежным основанием для всех предприятий человеческого ...

И в заключение, я хочу привести цитату Э.Т.А. Гофмана о душе: «…человеческая душа – это самая дивная на свете сказка. Какой прекрасный мир заключен в нашей груди! Никакая вселенная его не ограничивает, сокровища его превосходят неизведанные богатства всего зримого мира! До чего мертвой, нищенской, слепой, как у крота была бы наша жизнь, не надели мировой дух нас, наемников природы, неистощимой алмазной россыпью души, из которой нам светит в сиянии и блеске удивительное царство, ставшее нашим достоянием. Высоко одарены те, кто осознает в себе это богатство! Еще более одаренными и счастливыми должно почитать тех, кто не только умеет разглядеть в себе эту залежь драгоценных камней, но извлечь их наружу и огранить, чтобы они заиграли дивным огнем!».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуревич П.С. Основы философии. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. с.187

2. Канке В.А. Основы философии. – М.: Логос, 2001. .209

3.Тихонравов Ю.В. Философия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1999.с.169

4. Основы философских знаний. Хрестоматия / сост. Алексеев П.В. и др. – М.: «Знание», 1993.

5. Газета «Комсомольская правда» №227 (23414) 2004.с.3