Антропометрия Измерение массы тела (возраст до 2 лет)

Цель:

— оценить адекватно­сть питания ребенка;

— оценить физичес­кое развитие.

Показания:

— оценка естественной прибавки веса;

— контроль физического развития детей;

— определение антропометрических показателей при различных состояниях и заболеваниях;

— для расчета дозы лекарственных средств.

Противопоказания:нет.

Оснащение:

— чашечные или электронные медицинские весы;

— резиновые перчат­ки;

— емкость с дезинфи­цирующим раствором, ветошь (в палате новорожденных);

— бумага, ручка.

Обязательное условие: взвешивать ребенка нато­щак, в одно и то же время, после акта дефекации.

Предпочтительно, чтобы ребенок был обнажен.

Этапы

Обоснование

Подготовка к манипуляции

1.Объяснить маме / родственникам цель исследования

Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании

2.Установить весы на ровной устой­чивой поверхности

Достижение достоверности из­мерения

3.Подготовить необходимое оснаще­ние

Обеспечение четкости выпол­нения процедуры

4. Проверить, закрыт ли затвор ве­сов.

5.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

Обеспечение инфекционной безопасности

6. Обработать чашу весов дезраствором с помощью ветоши

7. Постелить на чашу весов сло­женную в несколько раз пеленку (следить, чтобы она не закрывала шкалу и не мешала движению штанги весов)

Создание комфортных условий ребенку

8. Установить гири на нулевые деления

Открыть затвор

Уравновесить весы с помощью вращения противовеса (уровень коромысла должен совпадать с контрольным пунктом)

Достижение достоверности ис­следования

9. Закрыть затвор

Сохранение правильной регу­лировки весов

Выполнение манипуляции

1. Уложить ребенка на весы голо­вой к широкой части (или усадить)

Достижение достоверности ре­зультатов исследования

2.Открыть затвор

Передвинуть «килограммовую» гирю, расположенную на нижней части весов, до момента падения штанги вниз, затем сместить гирю на одно деление влево

Плавно передвигать гирю, определяющую граммы и расположенную на верхней штанге, до положения установле­ния равновесия

Обеспечение правильности взвешивания и получения реаль­ных результатов

3. Закрыть затвор и снять ребенка с весов

Сохранение правильной регу­лировки весов

Завершение манипуляции

1. Записать показатели массы тела ребенка (фиксируются цифры сле­ва от края гирь.)

Обеспечение преемственности в передаче информации

2.Убрать пеленку с весов

Протереть рабочую поверхность весов дезраствором

Снять перчатки, вымыть и осушить руки

Обеспечение инфекционной бе­зопасности

Особенности измерения массы тела на электронных медицинских весах

Подготовительный этап выполнения манипуляции.

  1. Установить весы на неподвижной поверхности.
  2. Включить вилку сетевого провода в сеть.
  3. Проверить весы: нажать рукой с небольшим усилием в центр лотка – на индикаторе высветятся показания, соответствующие усилию руки; отпустить грузоподъемную платформу – на индикаторе появятся нули.
  4. Обработать поверхность весов дезраствором.
  5. Вымыть и просушить руки.
  6. Положить на грузоподъемную платформу пеленку – на индикаторе высветится ее вес. Сбросить вес пеленки в память машины, нажав кнопку «Т» — на индикаторе появятся нули.

Основной этап выполнения манипуляции.

  1. Раздеть ребенка.
  2. Осторожно уложить на платформу. Через некоторое время на индикаторе высветится значение массы ребенка. Значение массы фиксируется 35-40 секунд.
  3. Снять с весов ребенка и пеленку. Весы автоматически устанавливаются на «0».

Заключительный этап выполнения манипуляции.

  1. Обработать рабочую поверхность весов дезраствором.
  2. Вымыть и просушить руки

Измерение длины тела детей первого года жизни

Цель:

— оценить физическое развитие ребёнка.

Показания:- наблюдение за динамикой физического развития;

— выявление заболеваний, сопровождающихся изменением роста.

Противопоказания:нет.

Оснащение:

— горизонтальный ростомер;

— пеленка;

— резиновые перчат­ки;

— емкость с дезинфи­цирующим раствором, ветошь;

— бумага, ручка.

Этапы

Обоснование

Подготовка к манипуляции

1.Объяснить маме / родственникам цель исследования

Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их учас­тие в исследовании.

2.Установить горизонтальный рос­томер на ровной устойчивой по­верхности шкалой «к себе»

Обеспечение достоверности измерения

3.Подготовить необходимое осна­щение

Обеспечение четкости и быстро­ты выполнения процедуры

4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

Обеспечение инфекционной бе­зопасности

5.Обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помо­щью ветоши

Обеспечение инфекционной бе­зопасности

6.Постелить пеленку (она не дол­жна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки)

Создание комфортных условий ребенку

Выполнение манипуляции

1.Уложить ребенка на ростомер головой к неподвижной планке

Достижение достоверности ре­зультатов исследования

2.Выпрямить ноги малыша легким нажатием на колени

Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом, подвижную планку ростомера

По шкале определить длину тела ребенка

Обеспечение достоверности измерения

3.Убрать ребенка с ростомера

Обеспечение безопасности па­циента

Завершение манипуляции

1.Записать результат

Обеспечение преемственности в передаче информации

2.Сообщить результат маме

Обеспечение права родителей на информацию

3.Убрать пеленку с ростомера

Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором

Снять перчатки, вымыть и осушить руки

Обеспечение инфекционной безопасности

Измерение окружности головы

Цель:— оценить физическое развитие;

— исключить гидроцефалию.

Показания:- контроль физического развития детей;

— выявление заболеваний, сопровождающихся изменением окружности головы;

— определение соотношения окружностей головы и груди.

Противопоказания:нет.

Оснащение:

— сантиметровая лента;

— 70% этиловый спирт, марлевая салфетка;

— ручка, бумага.

Этапы

Обоснование

Подготовка к манипуляции

1. Объяснить маме / ребёнку цель и ход исследования, получить со­гласие мамы

Обеспечение права родите­лей на информацию, осознан­ное их участие в исследовании

2. Подготовить необходимое оснаще­ние

Обеспечение четкости вы­полнения процедуры

3. Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью сал­фетки

Обеспечение инфекционной безопасности

4.Уложить или усадить ребенка

Создание комфортных усло­вий ребенку

Выполнение манипуляции

Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам:

а) сзади — затылочный бугор;

б) спереди — надбровные дуги.

Примечание: следить, чтобы палец исследователя не находился между лентой и кожей головы ребенка

Определить показатели окружнос­ти головы

Достижение достоверности результатов исследования

Завершение манипуляции

1.Записать результат

Обеспечение преемственно­сти в передаче информации

2.Сообщить результат ребенку / маме

Обеспечение права на ин­формацию

Определение размеров большого родничка

Цель: оценить физическое развитие.

Показания: контроль за изменением размеров родничка.

Противопоказания: нет.

Оснащение:

— сантиметровая лента или прозрачная линейка;

— 70% этиловый спирт, марлевая салфетка;

— ручка, бумага.

Техника безопасности: не оставлять ребёнка на пеленальном столе без присмотра.

Этапы

Обоснование

Подготовка к манипуляции

1. Познакомить маму с ходом ис­следования, установить доброжела­тельные отношения

Психологическая подготовка, осознанное участие в исследова­нии

2. Вымыть и осушить руки

Обеспечение инфекционной безопасности

3. Обработать сантиметровую ленту (линейку) с двух сторон спиртом с помощью салфетки

Обеспечение инфекционной безопасности

4. Уложить или усадить ребенка

Создание комфортных условий

Выполнение манипуляции

Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка в области большо­го родничка и измерить расстояние от стороны к стороне

Углы большого родничка пе­реходят в швы черепа, поэтому возможно искажение резуль­татов Обеспечение достоверности результатов исследования

Завершение манипуляции

1. Записать результат

Документирование результа­тов исследования Обеспечение преемственнос­ти

2. Вымыть и осушить руки

Обеспечение инфекционной безопасности

Измерение окружности грудной клетки

Цель:оценить физическое развитие.

Показания: — контроль физического развития детей;

-определение соотношения окружностей головы и груди.

Противопоказания:нет.

Оснащение:

— сантиметровая лента;

— 70% этиловый спирт, марлевая салфетка;

— ручка, бумага.

Этапы

Обоснование

Подготовка к манипуляции

1.Объяснить маме / ребёнку цель и ход исследования, получить согласие мамы

Обеспечение права ребенка / родителей на информацию, осоз­нанное их участие в исследовании

2.Подготовить необходимое осна­щение

Обеспечение четкости выполне­ния процедуры

3.Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки

Обеспечение инфекционной бе­зопасности

4Уложить или усадить ребенка

Создание комфортных условий ребенку

Выполнение манипуляции

Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку по ориентирам:

а) сзади — нижние углы лопаток;

б) спереди — нижний край около­сосковых кружков

(у девочек пубертатного возраста — верхний край 4 ребра над молочными желе­зами)

Определить показатели окружно­сти головы

Достижение достоверности ре­зультатов исследования

Завершение манипуляции

1.Записать результат

Обеспечение преемственнос­ти в передаче информации

2.Сообщить результат ребенку/ маме

Обеспечение права на инфор­мацию

Обработка остатка пуповины

Цель:— предупредить обсеменение патогенной микрофлорой пуповинного остатка;

— способствовать более быстрому отпадению пуповинного остатка;

— обеспечить профилактику гнойно-септической инфекции.

Показания:наличие пуповинного остатка.

Противопоказания:нет.

Оснащение:

— стерильный материал (ватные шарики, марлевые салфетки, деревянные палочки с ватными тампонами) в биксе или крафт-пакетах;

— лоток для стерильного материала;

— лоток для использованного материала;

— 3% раствор перекиси водорода;

— 70% этиловый спирт и 90% этиловый спирт;

— 5% раствор перманганата калия;

— стерильные пеленки;

— пеленальный столик;

— резиновые перчатки;

— антисептический раствор для обработки рук;

— емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.

Техника безопасности:не оставляйте ребёнка на пеленальном столе без присмотра.

Этапы

Обоснование

Подготовка к манипуляции

1.Объяснить маме цель и ход прове­дения процедуры

Психологическая подготовка, осознанное участие в процеду­ре

2.Вымыть и осушить руки, надеть пер­чатки

Обеспечение инфекционной безопасности

3.Подготовить необходимое оснаще­ние. Выложить в лоток стерильный ма­териал из бикса: ватные шарики и марлевые салфетки, деревянные па­лочки с ватными тампонами

Обеспечение четкости и быст­роты выполнения процедуры

4.Обработать пеленальный столик дезраствором и постелить на него пеленку

Обеспечение инфекционной безопасности

5. Распеленать ребенка в кроватке. Внутреннюю пеленку развернуть, не касаясь кожи ребенка руками

Обеспечение инфекционной безопасности Руки загрязнены микрофлорой наружных пеленок

6.Вымыть, просушить и обработать руки в перчатках антисептическим раствором

Обеспечение инфекционной безопасности

7.Подмыть ребенка (при необходи­мости), уложить ребенка на пеленальный стол Сбросить белье в мешок для гряз­ного белья

Подготовка ребенка к процеду­ре

Наиболее удобное положение ребенка

Предупреждение загрязнения окружающей среды

Выполнение манипуляции

1.Вымыть, просушить и обработать руки в перчатках антисептическим раствором

Обеспечение инфекционной безопасности

2.Захватить рукой лигатуру, подняв за нее пуповинный остаток вверх

Фиксация пуповинного остатка

3. При сочном остатке обработать срез палочкой с ватным тампоном, смоченным 90% спиртом; затем круговыми движениями весь оста­ток сверху вниз по направлению к основанию.

Примечание: когда пуповинный остаток мумифицируется, сначала обработать его основание, а затем снизу вверх весь остаток

Для ускорения мумифицирования пуповинного остатка у его основания накладывают дополнительную шелковую лигатуру

Срез пуповинного остатка явля­ется входными воротами инфек­ции

Участок предстоящего отторже­ния

4.Обработать палочкой, смоченной 70% спиртом кожу вокруг пуповинного остатка от цен­тра к периферии

Обработка движениями от цен­тра к периферии предупреждает занос инфекции

5.Другой палочкой с ватным тампо­ном, смоченным 5% раствором перманганата калия , обработать пупо­винный остаток в той же последо­вательности, не касаясь кожи жи­вота

Обеспечение дезинфицирую­щего и подсушивающего эффек­та

«Крепкий» раствор перманганата калия может вызвать ожог кожи

Завершение манипуляции

1. Запеленать ребенка

Обеспечение комфортного состояния

2. Обработать поверхность матраца кроватки дезраствором

Обеспечение инфекционной безопасности

3. Вымыть и осушить руки

Обеспечение инфекционной безопасности

4. Уложить ребенка в кроватку

Обеспечение безопасности ребенка

5. Убрать пеленку с пеленального стола и поместить ее в мешок для грязного белья. Протереть рабочую поверхность пе­ленального стола дезраствором.

Снять перчатки, вымыть и осушить руки

Обеспечение инфекционной безопасности

Примечание: уход за пуповинным остатком осуществляют открытым способом. Обработку остатка пуповины проводят после обработки кожи при ежедневном осмотре детей, по показаниям – чаще.

Туалет пуповинного остатка можно проводить пленкообразующим антисептиком (лифузоль, статизоль).

в России, согласно существующим приказам (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.11.1997 N 345 «О совершенствовании мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах» в редакции Приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.11.1998 N 338, от 05.05.2000 N 149)), пуповинный остаток и кожу вокруг него рекомендуется обрабатывать 0,5 % раствором хлоргексидина в 70° этаноле; после возможно использование плёнкообразующих препаратов, разрешённых для этих целей. В упомянутых приказах рекомендация о наложении на культю пуповины марлевой повязки отсутствует, однако поскольку такая рекомендация имелась в ранее изданных приказах о деятельности акушерского стационара (Приказы Минздрава СССР №№ 55 и 1230), марлевую повязку традиционно продолжают накладывать.

Особенности выполнения туалета пуповинного остатка пенкообразующим антисептиком

Перед распылением антисептика (лифузоль, статизоль) прикрыть лицо и промежность ребенка пеленками во избежание попадания препарата на слизистую глаз, дыхательных путей и половых органов. Захватить рукой лигатуру и подтянуть за нее остаток пуповины. Встряхнуть аэрозольный баллон, нажать на распылительную головку указательным пальцем и с расстояния 10-15 см нанести препарат на пуповинный остаток и кожные покровы вокруг. Повторить нажатие трехкратно с интервалами 30-40 секунд для подсыхания пленки. Время нажатия на головку клапана составляет 1-2 секунды. Пленка остается на пуповинном остатке до 6-8 дней.

Особенности ухода за пуповинным остатком в послеродовом периоде в соответствии с современными перинатальными технологиями

Международные рекомендации. После рождения пуповинный остаток ничем не обрабатывается, содержится в чистоте и сухо­сти, отпадает естественным путем1.

Согласно данным исследований последних лет при ведении пуповинного остатка в условиях родильного дома и консультировании матерей по основным вопросам ухода необходимо придержи­ваться следующих положений2.

• В родильном зале пуповина ничем не обрабаты­вается. Перед наложением одноразового зажи­ма пуповину можно протереть стерильной марле­вой салфеткой.

• В дальнейшем рекомендуется содержать пупови­ну в чистоте и сухости. Следует оставить пупови­ну открытой для доступа воздуха или прикрыть чистой свободной одеждой. Подгузник не должен закрывать остаток пуповины до самого его отпа­дения.

• Нужно избегать накладывания любого перевя­зочного материала.

• Нельзя допускать попадания мочи или жира. Если на место пуповины попали моча или кал, необхо­димо промыть водой пуповину и прилегающую к ней область, похлопывающими движениями насу­хо вытереть чистым полотенцем или пеленкой.

• Для мытья очень важно использовать только про­стую воду, т.к. использование других веществ может нарушить естественный процесс заживле­ния. Использование лосьонов-антисептиков или пудры (присыпки) не требуется.

• Нельзя использовать сухую вату для ухода за ос­татком, т. к. на пуповине могут остаться ворсинки, что может в последующем вызвать инфекцию.

• Нужно наблюдать, нет ли признаков инфициро­вания.

Обработка пупочной ранки

Цель:— предупредить инфицирование пупочной ранки;

— способствовать сокращению пупочной ранки и её рубцеванию.

Показания:— обеспечение правильного ежедневного ухода за новорожденным;

— отпадение пуповинного остатка;

— наличие неэпителизированной пупочной ранки.

Противопоказания: нет.

Оснащение:

— стерильные ватные палочки;

— лоток для обработанного материала;

— 3% раствор перекиси водорода;

— 70% этиловый спирт;

— 5% раствор перманганата калия (1-2% спиртовой раствор бриллиантового зеленого);

— стерильная пипетка;

— набор для пеленания, приготовленный на пеленальном столике;

— резиновые перчатки;

— емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.

Обязательное условие:при обработке пупочной ран­ки обязательно растягивать ее края (даже при образовавшейся корочке).

Техника безопасности:не оставляйте ребёнка на пеленальном столе без присмотра.

Возможные проблемы:беспокойство ребёнка, кровоточивость ранки, серозные или гнойные выделения, гиперемия кожи вокруг ранки.

Этапы

Обоснование

Подготовка к манипуляции

1.Объяснить маме цель и ход проведения процедуры

Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком

2.Подготовить необходимое оснаще­ние

Обеспечение четкости и быст­роты выполнения процедуры

3.Вымыть и осушить руки, надеть пер­чатки

Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором и по­стелить на него пеленку

Обеспечение инфекционной безопасности

4.Уложить ребенка на пеленальном столе

Наиболее удобное положение ребенка

Выполнение манипуляции

1.Хорошо растянуть края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки

Примечание: при невозможности раскрытия пупочной ранки из-за наличия засохшей корочки, обильно смочить ранку тампоном с 3% раствором перекиси водорода или стерильным растительным маслом и оставить на некоторое время (можно до следующего пеленания)

Обеспечение максимального доступа к пупочной ранке

2.Капнуть из пипетки в ранку 1-2 капли 3% раствора перекиси водорода

Удалить образовавшуюся в ранке «пену» стерильной ватной палочкой движением изнутри кнаружи (сбро­сить палочку в лоток)

Достижение механического очищения пупочной ранки

3.Сохраняя растянутыми края пупоч­ной ранки, обработать ее стериль­ной ватной палочкой, смоченной 70% этиловым спиртом, движением из­нутри кнаружи (сбросить палочку в лоток)

Обеспечение дезинфицирующе­го и подсушивающего эффекта

Обработка движениями изнут­ри кнаружи или от центра к пе­риферии предупреждает занос инфекции в пупочную ранку

4.Обработать кожу вокруг ранки эти­ловым спиртом с помощью ватной палочки движениями от центра к периферии (сбросить палочку в ло­ток)

Предупреждение распространения инфекции на окружающие ткани

5.Обработать (по необходимости) пупочную ранку (не затрагивая кожу вокруг ранки) 5% раствором перманганата калия с помощью ват­ной палочки (сбросить палочку в лоток)

Обеспечение дезинфицирую­щего и подсушивающего эф­фекта

«Крепкий» раствор перманганата калия может вызвать ожог кожи

Завершение манипуляции

1.Запеленать ребенка и положить в кроватку набок

Обеспечение безопасности ре­бенка

2.Убрать пеленку с пеленального стола и поместить ее в мешок для грязного белья. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором. Снять перчатки, вымыть и осушить руки

Обеспечение инфекционной безопасности

Примечание: — обрабатывать пупочную ранку ежедневно до её эпителизации (в среднем 10-14 дней, у

недоношенных детей – более продолжительно);

— при наличии изменений пупочной ранки (кровоточивость, гиперемия, выделения) срочно

сообщить врачу;

— строго соблюдать правила асептики и антисептики;

— можно обрабатывать пупочную ранку пенкообразующими антисептиками (лифузоль,

статизоль) также как пуповинный остаток.

Пеленание новорожденных и грудных детей

Цель: — создать оптимальные температурные условия для ребёнка;

— создать ребёнку максимальный комфорт.

Показания: — защита ребенка от потери тепла;

— предупреждение загрязнения постельного белья.

Противопоказания: — недоношенность II-IV степени;

— возраст старше 3-х месяцев.

Оснащение: — тонкая и тёплая распашонки (или боди);

— фланелевая и тонкая пелёнки;

— подгузник (одноразовый или многоразовый);

— пеленальный стол;

— резиновые перчатки;

— ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.

Обязательные условия: — использовать метод свободного пеленания (оставляется небольшое пространство в пелёнках для свободного движения ребёнка);

— шапочку надевать только после ванны и на время прогулок;

— правильная фиксация пелёнок («замочек» расположен спереди);

— исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т.п.

Возможные проблемы: — беспокойство из-за складок пелёнок,

— потёртости кожи при нарушении техники пеленания,

— перегревание или переохлаждение,

— нарушение дыхания, пищеварения при тугом пеленании.

Этапы

Обоснования

Подготовка к манипуляции

1. Объяснить маме цель и ход пеленания

Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребёнком

Предупреждение нарушений развития костно-мышечной системы

2. Подготовить необходимое оснащение

Обеспечение чёткости выполнения процедуры

3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

Обработать пеленальный столик дезраствором

Обеспечение инфекционной безопасности

4. Уложить на пеленальном столе пелёнки послойно (снизу вверх: фланелевая пелёнка тонкая пелёнка подгузник)

Приготовить распашонки, вывернув тонкую швами наружу (можно боди или комбинезон)

Достижение чёткости проведения пеленания

5. Распеленать ребёнка в кроватке (при необходимости подмыть и осушить чистым полотенцем), положить на пеленальный стол

Обеспечение проведения процедуры

Выполнение манипуляции

1. Надеть на ребёнка тонкую распашонку швами наружу, разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперёд

Предупреждение охлаждения грудной клетки

2. Надеть подгузник. Для этого:

— уложить ребёнка на пелёнки так, чтобы широкое основание подгузника приходились на область поясницы

— провести нижний край подгузника между ножками ребёнка

— обернуть боковые концы подгузника вокруг тела

Примечание: предпочтительно использование одноразовых подгузников

Предупреждение загрязнения значительных участков тела

3. Завернуть ребёнка в тонкую пелёнку,

— проводя один край её между ножек

— другим краем обернуть ребёнка

— подвернуть нижний край пелёнки, оставив пространство для свободного движения ножек и обернуть им туловище ребёнка

—зафиксировать пелёнку, расположив «замочек» пелёнки спереди

Реализация использования метода свободного пеленания

Профилактика потертостей

Сохранение возможности осуществлять движение ножками

Обеспечение комфортных условий

4. Запеленать ребёнка в тёплую пелёнку:

— расположить ребёнка на фланелевой пелёнке так, чтобы её верхний край располагался на уровне козелка

— одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны

— другим краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо

— подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалась свободное пространство для движения ножек ребенка

— зафиксировать пеленку на уровне середины плеч, «замочек» расположить спереди

Предупреждение переохлаждения ребенка

Предупреждение образования «декольте» при пеленании

Реализация метода свободного пеленания

Фиксация ручек ребенка

Обеспечение комфортных условий

5. Широкое пеленание:

завёрнутого в подгузник ребёнка уложить на фланелевую пелёнку, сложенную по длине в виде ленты шириной 10-12 см.

На один конец её уложить головку ребёнка, а другой перебросить через промежность на живот.

Затем запеленать ребёнка, используя тонкую и фланелевую пелёнки, как сказано в предыдущих пунктах

Обеспечение физиологического положения бёдер, формирования головки бедренной кости и вертлужной впадины

Препятствование вывиху головки бедренной кости в случае врождённой дисплазии тазобедренных суставов

Завершение манипуляции

1. Уложить ребенка в кроватку

Обеспечение безопасности ребенка

2. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором

Снять перчатки, вымыть и осушить руки

Обеспечение инфекционной безопасности

Примечание: многих доношенных новорожденных можно с первых дней жизни одевать в распашонки, кофточки и ползунки, что способствует их более быстрому психомоторному развитию. Но дети ослабленные, маловесные, незрелые, с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью нуждаются в пеленании полном или частичном (пеленают только ножки).

Техника закапывания капель в глаза ребёнка

Цель: введение лекарственного вещества в конъюнктивальный мешок.

Показания: первичный туалет новорожденного, профилактика бленнореи новорожденных.

Противопоказания: нет.

Оснащение: — стерильные пипетки;

— стерильные ватные шарики, ватные и марлевые турунды;

— лекарственный препарат;

— лоток для использованного материала;

— резиновые перчатки.

Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра;

детям раннего возраста закапывать капли с помощником, который фиксирует

голову ребёнка, его руки и ноги.

Возможные проблемы: беспокойство ребёнка.

Этапы

Обоснование

Подготовка к манипуляции

1. Объяснить маме цель и ход манипуляции, получить согласие

Обеспечение права пациента на информацию

2. Прочитать название препарата

Исключается ошибка

3. Уложить ребёнка (на руках у помощника)

Оптимальные условия для выполнения процедуры

4. Вымыть и обсушить руки, надеть перчатки

Обеспечение инфекционной безопасности

Выполнение манипуляции

1. Набрать лекарственное средство в глазную пипетку (держа пипетку вертикально)

Оптимальные условия для выполнения процедуры

2. Взять в левую руку ватный тампон, оттянуть нижнее веко, можно с помощью двух тампонов раскрыть глаз

3. Правой рукой закапать 1-2 капли лекарственного средства в конъюнктивальный мешок в области наружного угла глаза, держа пипетку на расстоянии 1,5-2 см от глаза ребёнка

4. Промокнуть остатки капель у внутреннего угла глаза

5. Взять другой тампон и повторить пункты с 1 по 4

Обеспечение инфекционной безопасности

Завершение манипуляции

1. Собрать весь использованный материал в лоток, обработать пипетки в соответствии с требованиями санэпидрежима

Обеспечение инфекционной безопасности

2. Снять перчатки, вымыть и обсушить руки

Обеспечение инфекционной безопасности

1 Trotter S. Management of the umbilical cord – a guide to best care. RCM Midwives 2003; 6:308-311

Zupan J, Garner P, Omari A. Topical umbilical cord care at birth. Cochrane Database of systematic Reviews 2004, (3):CD001057

2Уход за новорожденным // Информационно-образовательный вестник «Здоровье семьи» №1, 2010

Базовая помощь новорождённому – международный опыт / Под ред. Н.Н. Володина, Г.Т. Сухих. ГЭОТАР-Медиа, 2008.

1